Научная статья на тему 'Взаимодействие региональной власти с общественными некоммерческими организациями'

Взаимодействие региональной власти с общественными некоммерческими организациями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1239
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / REGION / LOCAL GOVERNMENT / NON-PROFIT ORGANIZATIONS / HUMAN CAPITAL / SEX AND AGE STRUCTURE OF THE POPULATION / TERRITORIAL DIFFERENTIATION / STATISTICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Земляк Светлана Васильевна, Лапшова Ольга Анатольевна, Шеломенцева Марина Владимировна

В статье приводятся основные инструменты поддержки органами государственной власти и местного самоуправления деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества России. Рассматриваются проблемы взаимодействия органов региональной власти и института социально ориентированных некоммерческих организаций в Смоленской области. Проведенное социологическое исследование показало, что в регионе сформирован достаточно весомый общественный сектор, оказывающий необходимые обществу социальные услуги, финансовую или социальную помощь наименее защищенным членам общества. В результате проведенного исследования создана информационно-аналитическая база о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций на территории региона за 2015 г. Данные информационного массива формируют научную основу для разработки системы мероприятий, направленных на поддержку развития социально ориентированных некоммерческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Земляк Светлана Васильевна, Лапшова Ольга Анатольевна, Шеломенцева Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooperation between Regional Authorities and Public Non-Profit Organizations

The paper describes the main tools used by federal authorities and local governments to support the activities of socially oriented non-profit organizations aimed at solving social problems and the development of civil society in Russia. The problems addressed include the cooperation of regional authorities and the institution of socially oriented nonprofit organizations in the Smolensk region. The sociological study shows that an important public sector has been established in the region that provides social services needed by society as well as financial or social support to most vulnerable members of society. Based on the results of the study an information-analytical database was created that contains information on the activities of socially oriented non-profit organizations in the region as of 2015. The data of the information array lays the scientific basis for a system of measures to support the development of socially oriented non-profit organizations.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие региональной власти с общественными некоммерческими организациями»

УДК 332.1

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ВЛАСТИ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ*

ЗЕМЛЯК СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА,

д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой «Менеджмент и маркетинг» Смоленского филиала Финансового университета SVZemlyak@fa.ru

ЛАПШОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА,

канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг»

Смоленского филиала Финансового университета

OALapshova@fa.ru

ШЕЛОМЕНЦЕВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА,

ст. преподаватель кафедры «Экономика и финансы» Смоленского филиала Финансового университета MVShelomentseva@fa.ru

В статье приводятся основные инструменты поддержки органами государственной власти и местного самоуправления деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества России.

Рассматриваются проблемы взаимодействия органов региональной власти и института социально ориентированных некоммерческих организаций в Смоленской области. Проведенное социологическое исследование показало, что в регионе сформирован достаточно весомый общественный сектор, оказывающий необходимые обществу социальные услуги, финансовую или социальную помощь наименее защищенным членам общества. В результате проведенного исследования создана информационно-аналитическая база о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций на территории региона за 2015 г. Данные информационного массива формируют научную основу для разработки системы мероприятий, направленных на поддержку развития социально ориентированных некоммерческих организаций.

Ключевые слова: регион; местное самоуправление; некоммерческие организации; человеческий капитал; половозрастная структура населения; территориальная дифференциация; статистический анализ.

Coopération between Regional Authorities and Public Non-Profit Organizations

ZEMLYAK S.V.,

ScD (Economies), full professor, Head of the Management and Marketing Department,

Smolensk branch of the Financial University

SVZemlyak@fa.ru

* Исследование выполнено при содействии Российского гуманитарного научного фонда (проект 15-22-04002 «Человеческий капитал и социально-экономическое развитие регионов российско-белорусского приграничья») .

LAPSHOVA O.A.,

PhD (Psychology), associate professor, assistant professor at the Management and Marketing Department, Smolensk branch of the Financial University OALapshova@fa.ru

SHELOMENTSEVA M.V.,

senior lecturer at the Economics and Finance Department, Smolensk branch of the Financial University MVShelomentseva@fa.ru

The paper describes the main tools used by federal authorities and local governments to support the activities of socially oriented non-profit organizations aimed at solving social problems and the development of civil society in Russia. The problems addressed include the cooperation of regional authorities and the institution of socially oriented nonprofit organizations in the Smolensk region. The sociological study shows that an important public sector has been established in the region that provides social services needed by society as well as financial or social support to most vulnerable members of society. Based on the results of the study an information-analytical database was created that contains information on the activities of socially oriented non-profit organizations in the region as of 2015. The data of the information array lays the scientific basis for a system of measures to support the development of socially oriented non-profit organizations.

Keywords: region; local government; non-profit organizations; human capital; sex and age structure of the population; territorial differentiation; statistical analysis.

Мобилизация усилий органов власти и структур гражданского общества на решение проблем региона

Общественные некоммерческие организации (далее — НКО) являются важным институтом гражданского общества. Состояние этого социального института — один из показателей развитости демократии, своеобразный индикатор уровня социального развития, реальных прав и возможностей граждан. Неправительственные некоммерческие организации выполняют роль третьего «сектора» экономики в различных сферах: профилактика здоровья граждан, социальная поддержка и защита граждан, охрана окружающей среды, патриотическое воспитание молодежи, защита материнства и детства, социальная поддержка инвалидов, пропаганда здорового образа жизни, физическая культура и спорт, благотворительная и многие другие виды деятельности.

Одним из ключевых факторов эффективного развития регионов России является качественный и количественный рост общественной активности и самодеятельности граждан, который трансформируется в создание структур гражданского общества. Государство и общество превращаются в равноправный тандем, формирующий

общие приоритеты социально-экономического развития каждого региона, а также механизмы достижения поставленных задач [1-3].

Сложение усилий органов власти и структур гражданского общества создает мощный мобилизующий эффект по актуализации всех имеющихся ресурсов развития, придает положительную динамику всем генерируемым органами управления процессам. Такая (не чрезвычайная, не конфронтационная, а инициативная) мобилизация социальных сил, безусловно, направлена на решение проблем как самого общества в целом, так и Смоленской области в частности.

Поддержка социально-ориентированных НКО государством

Согласно данным Фонда гражданского общества в Российской Федерации доля социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СО НКО) составляла 13,5% от общей численности некоммерческих организаций в 2013 г. (в то время как в развитых странах их доля составляет 60-70%). Среди основных проблем развития «третьего сектора» выделяются недофинансирование, низкий уровень доверия к ним, недостаточное информирование населе-

ния о их деятельности, отсутствие стабильного притока молодых специалистов [4].

Государственная поддержка деятельности НКО осуществляется в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Так, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2010 № 40-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации и осуществления региональных и муниципальных программ поддержки социально ориентированных НКО, благотворительной деятельности и добровольчества. Совет Федерации одобрил законопроект о поддержке деятельности социальных НКО, оказывающих общественно полезные услуги.

Одним из ключевых факторов эффективного развития регионов России является качественный и количественный рост общественной активности и самодеятельности граждан, который трансформируется в создание структур гражданского общества

Распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп «Об обеспечении в 2015 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина» предусмотрено выделение грантов СО НКО.

В результате работы по выполнению поручения Президента Российской Федерации, содержащегося в Указе от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в 2015 г. Правительством России на поддержку СО НКО из федерального

бюджета выделено более 10 млн руб. Кроме того, Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков в 2015 г. впервые были предоставлены субсидии из федерального бюджета для организации деятельности в области комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ, в размере 10,2 млн руб.

В Смоленской области на основании Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» принята государственная областная программа «Развитие информационного пространства и гражданского общества в Смоленской области» на 2014-2016 гг., утвержденная постановлением губернатора Смоленской области от 13.11.2014 № 275. В рамках реализации государственной областной программы выделяется подпрограмма «Развитие гражданского общества» на 2014-2016 гг., на финансирование которой в областном бюджете предусмотрено выделение 20,8 млн руб. в течение трех лет.

Деятельность НКО в Смоленской области

По данным администрации Смоленской области в 2014 г. на территории региона действовало около 1400 НКО.

На момент проведения исследования (ноябрь 2015 г.) в информационной базе Минюста России на территории Смоленской области зарегистрирована 1281 некоммерческая организация. В связи с тем, что показатели о количестве зарегистрированных НКО, предоставляемые ведомственной статистикой органов исполнительной власти, отличаются друг от друга, возникает необходимость уточнения реального количества некоммерческих организаций, действующих на территории Смоленской области. Так, на информационном портале единой автоматизированной информационной системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Минэкономразвития России в 2015 г. на территории Смоленской области зарегистрировано более 1094 некоммерческих организаций и общественных объединений, из них 137 некоммерческих партнерств, 121 религиозная организация, 98 учреждений, 72 некоммер-

ческих фонда, 53 автономные некоммерческие организации, 21 коллегия адвокатов; 20 объединений (союзов, ассоциаций) юридических лиц, 16 казачьих обществ, 16 общественных фондов, 9 общественных движений, 7 политических партий, 7 общественных объединений, 5 ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств, 4 объединения работодателей, 3 национально-культурных автономии, 2 союза (ассоциации) общественных объединений и др.

Из общего количества зарегистрированных общественных организаций 18 организаций представляют интересы непосредственно иностранных граждан (азербайджанской диаспоры — 5 организаций, еврейской диаспоры — 4 организации, немецкой диаспоры — 4 организации, армянской диаспоры — 1 организация, латышской диаспоры — 1 организация, литовской диаспоры — 1 организация, польской диаспоры — 1 организация, узбекской диаспоры — 1 организация).

На территории области зарегистрированы и функционируют совет муниципальных образований, адвокатская палата субъектов Российской Федерации, торгово-промышленная палата, нотариальная палата и др.

По данным Росстата в экономике Смоленской области среднегодовая численность занятых в общественных и религиозных организациях составляет 2,2 тыс. чел., или 0,5% от общей численности занятых. Заметим, что количество занятых в «третьем секторе» экономики региона уменьшилось на 0,5 тыс. чел. (или 18,5%) по сравнению с 2010 г., что соответствует общероссийской динамике. Так, по Российской Федерации численность занятых на предприятиях и организациях с общественной и религиозной формой собственности снизилась на 6,9% по сравнению с 2010 г., по Центральному федеральному округу — на 3,3%. Отчасти данное снижение обусловлено сокращением численности населения трудоспособного возраста, что особенно остро ощущается в демографически проблемной Смоленской области [5-8].

Управление внутренней политики Смоленской области как орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий деятельность по поддержке СО НКО на территории области, проводит конкурсный отбор по получению ими субсидий из областного бюджета.

В апреле 2015 г. 33 СО НКО получили поддержку в общей сумме 4701 тыс. руб. из областного бюджета. Для сравнения: в 2007 г. субсидии из областного бюджета получили 13 НКО, в 2013 г. — 23 НКО.

Однако многие вопросы деятельности общественных некоммерческих организаций остаются малоизученными, нет однозначного ответа на вопрос о социальной эффективности их деятельности.

Результаты социологического исследования о деятельности СО НКО на территории Смоленской области

Смоленским филиалом Финансового университета было проведено социологическое исследование мнения населения о деятельности СО НКО. Цель исследования — изучение состояния, проблем деятельности СО НКО Смоленской области.

Выборочное социологическое исследование проводилось в ноябре 2015 г. методом анкетирования. Всего были проанкетированы 810 человек, из которых 388 респондентов (включая 228 женщин) проживали в областном центре, 422 респондента (из них 249 женщин) — в районах Смоленской области.

Для уточнения ситуации в областном центре было проведено несколько глубинных интервью, в которых приняли участие десять человек.

Помимо массового социологического опроса населения с целью выявления проблем функционирования СО НКО, был проведен опрос экспертов, в качестве которых выступили 25 руководителей подобных общественных организаций.

Для достижения наибольшего уровня достоверности в ходе проведения данного социологического исследования в качестве респондентов были выбраны респонденты обоих полов, относящиеся к разным возрастным группам (табл. 1).

Благодаря этой квотной выборке появилась возможность выявить уровень информированности населения о деятельности СО НКО среди различных слоев населения.

Среди опрошенных более 15% — работники сфер обслуживания, образования, здравоохранения, 14% заняты в сфере малого и среднего бизнеса, 12% — пенсионеры, 10% — студенты. Объем выборки временно неработающих респондентов

Таблица 1

Половозрастная структура респондентов

Возрастная группа, лет г. Смоленск Смоленская область

Женщины, % Мужчины,% Женщины, % Мужчины,%

18-35 65,8 34,2 57,1 42,9

36-45 53,6 46,4 58,6 41,4

46-55 59,4 40,6 62,2 37,8

56 и более 48,6 51,4 59,0 41,0

Источник: расчеты авторов.

составил 4%. Другой вид деятельности указали более 30% опрошенных (табл. 2).

Гражданское общество предполагает не только наличие развитой системы общественных некоммерческих организаций, но активное участие граждан в их деятельности. Поэтому в анкете был вопрос, позволяющий оценить активность участия жителей области в деятельности подобных организаций.

В результате исследования было выявлено, что в целом по области в работе общественных организаций, включая профессиональные союзы, принимали участие 17,7% опрошенных.

При этом более высокую активность проявляют женщины (рис. 1).

Из 477 опрошенных женщин в деятельности общественных организаций участвовали 20,3%, из 333 опрошенных мужчин в деятельности общественных организаций принимали участие 46 человек, или 13,8%.

Наиболее активное участие в деятельности общественных организаций принимают женщины с высшим образованием в среднем возрасте, проживающие в малых и средних городах области. Так, в возрасте 46-55 лет таких треть (33,3%), в возрасте 36-45 лет — 34,1% (рис. 2).

Профессиональная деятельность Распределение респондентов по полу, % Общий итог, %

Женщины Мужчины

Сфера здравоохранения 38,5 61,5 100,0

Сфера культуры 76,2 23,8 100,0

Сфера образования 81,1 18,9 100,0

Сфера обслуживания 71,0 29,0 100,0

Сфера предпринимательства 36,4 63,6 100,0

Сфера продаж 0,0 100,0 100,0

Сфера строительства 100,0 100 100,0

Я временно не работаю 35,7 64,3 100,0

Я пенсионер 32,1 67,9 100,0

Я студент 85,0 15,0 100,0

Другое 54,2 45,8 100,0

Источник: расчеты авторов.

Таблица 2

Структура респондентов по полу и профессиональной деятельности

Таким образом, портрет принимающего участие в деятельности социально ориентированной НКО выглядит следующим образом — женщина в возрасте 36-55 лет, образование высшее, проживает в малом или среднем городе, занята в сфере образования или обслуживания населения.

Социологический опрос выявил степень участия населения Смоленской области в течение двух последних лет в общественной или благотворительной деятельности. Причем это участие принимало различные формы. Всего по области, судя по результатам опроса, в различных видах общественной деятельности принимали участие около 60,0% респондентов.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в Смоленской области начинает формироваться система по поддержке развития СО

НКО, которым оказывается финансовая и иная поддержка. Вместе с тем деятельность по поддержке НКО должна носить более системный характер и включать весь спектр направлений и средств поддержки. В связи с этим представляется целесообразным рекомендовать:

Управлению внутренней политики Смоленской области:

1) продолжать оказывать финансовое и информационное содействие развитию СО НКО, благотворительной и добровольческой деятельности;

2) содействовать повышению квалификации муниципальных и государственных служащих по вопросам поддержки СО НКО, благотворительности и волонтерства;

3) рассмотреть вопрос о предоставлении льгот по уплате налогов и сборов эффек-

Рис. 1. Распределение респондентов по участию в НКО

Источник: составлено авторами.

Доля респондентов, %

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0 90,0 100,0 -1-1-1-1-1-1-1-1-

Высшее образование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

:==i===i===i===i===i===i===i===i===i=======2=9=,=5=====;

...........................................................

70,5

Неоконченное высшее образование ï&J67

93,3

Средне-специальное образование е|е|е|е|е|е|е|е{е|е{е|е{е|£ 84 3

Среднее образование

11,

■ да ® нет

Рис. 2. Распределение респондентов по участию в НКО

Источник: составлено авторами.

тивно работающим СО НКО в соответствии с действующим законодательством РФ;

4) способствовать созданию прозрачной и конкурентной системы областной поддержки СО НКО, оказывающих социальные услуги населению.

Система мер по поддержке СО НКО

В настоящее время в России и Смоленской области применяется система мер по поддержке социально-ориентированных организаций и населения, в них занятых. Она включает финансовую поддержку; имущественную поддержку; информационную поддержку, формирование позитивного имиджа СО НКО; научное и методическое обеспечение деятельности; консультирование; моральное и материальное стимулирование занимающихся социальной общественной деятельностью.

1. Финансовая поддержка. Оказание финансовой поддержки СО НКО, осуществляемой путем предоставления на конкурсной основе субсидий из бюджета Смоленской области и муниципального образования на условиях со-финансирования. Предусматривает обеспечение прозрачности оказания поддержки СО НКО в муниципальном образовании.

2. Имущественная поддержка. Оказание имущественной поддержки СО НКО области, осуществляемой путем передачи во владение и (или) в пользование областного или муниципального имущества, передачи в пользование нежилых помещений на долгосрочной или краткосрочной (для проведения отдельных мероприятий) основе, в том числе безвозмездно или по льготным ставкам арендной платы. Предусматривает предоставление СО НКО государственного имущества в аренду на льготных условиях и в безвозмездное пользование только по результатам конкурсов на право заключения соответствующих договоров.

3. Информационная поддержка. Оказание информационной поддержки органами власти Смоленской области СО НКО, осуществляемое путем обеспечения широкого освещения деятельности СО НКО, благотворительной деятельности и добровольчества в областных и местных средствах массовой информации, поощрения журналистов, освещающих деятельность СО НКО, благотвори-

тельной деятельности и добровольчества, содействия развитию социальной рекламы.

4. Формирование общественного мнения. Посредством популяризации деятельности СО НКО обеспечение роста поддержки в обществе и расширения участия граждан в благотворительной и добровольческой деятельности, а также повышения доверия граждан к социально-ориентированным некоммерческим организациям. Формирование посредством средств массовой информации позитивного имиджа СО НКО.

5. Методическое и научное обеспечение, осуществляемое путем подготовки методических и аналитических материалов, проведения научно-исследовательских работ по проблемам деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций.

6. Консультационная и обучающая поддержка, оказываемая путем проведения консультаций; организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев СО НКО, в том числе в ходе специальных образовательных программ, тренингов и мастер классов; проведения конференций, семинаров и иных мероприятий по актуальным вопросам деятельности СО НКО, обмена опытом и распространения лучших практик; поддержки деятельности СО НКО, направленной на оказание на безвозмездной основе консультационных услуг другим СО НКО, в том числе по правовым, бухгалтерским, налоговым и иным вопросам, включая вопросы привлечения добровольцев, осуществления их уставной деятельности и др.; учреждения и предоставления на конкурсной основе грантов на возмещение расходов работников и добровольцев СО НКО, связанных со стажировками и участием в мероприятиях в других регионах Российской Федерации.

7. Анализ результативности деятельности СО НКО, оценка эффективности мер, направленных на развитие СО НКО, прогноз их дальнейшего развития, анализ экономических, социальных и иных показателей деятельности СО НКО. Необходимо предусмотреть и шире практиковать различные формы морального поощрения активных работников СО НКО, благотворителей и волонтеров, включая проведение конкурсов, присуждение премий, награждение почетными грамотами, объявление благодарностей.

Литература

1. Земляк С.В. Развитие малого бизнеса приграничных регионов: инновационный аспект // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. № 3 (28). С. 29. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/149EVN315.pdf (дата обращения: 20.05.2016).

2. Земляк С.В. Структуризация и сегментация пространства российско-белорусского приграничья // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 6. С. 78-86.

3. Баудер Е.А. Инвестиционные показатели оценки развития регионов в финансовом маркетинге // Научные труды Вольного экономического общества России. 2016. Т. 198. С. 356-360.

4. Михальченков Н. В. Роль НКО в модернизации российской экономики // Актуальные вопросы экономики и управления в условиях модернизации современной России. Смоленск: Смоленская городская типография, 2016. С. 14-24.

5. Кондрашов В.М. Основные демографические вызовы XXI века // Земля Смоленская и ее население. Смоленск: Смоленская городская типография, 2013. C. 117-122.

6. Лапшова О. А. Человеческий капитал приграничных регионов: социально-психологический аспект // Экономика и предпринимательство. 2015. № 5-1 (58-1). С. 380-382.

7. Шунин В.И. Особенности процессов формирования трудовых ресурсов Смоленской области // Вопросы статистики. 2014. № 1. С. 57-64.

8. Кожевникова Г. П. Сравнительный анализ состояния трудовых ресурсов муниципальных образований Смоленской области // Региональные исследования. 2013. № 2. С. 33-36.

References

1. Zemlyak S.V. Small business development of the border regions: innovative aspect [Razvitie malogo biznesa prigranichnyh regionov: innovacionnyj aspekt]. Moscow, Electronic scientific publication of «Naukovedenie», 2015, No. 3 (28), p. 29. Available at: URL: http://naukovedenie.ru/PDF/149EVN315.pdf (accessed 20.05.2016).

2. Zemlyak S.V. The structuring and segmentation of the belarusian-russian borderland space [Strukturizacija i segmentacija prostranstva rossijsko-belorusskogo prigranich'ja]. Ekonomika. Nalogi. Pravo — Economics. Taxes and Law, 2015, No. 6, pp. 78-86.

3. Bauder E.A. Investment indicators of the regional development assessment in financial marketing [Investicionnye pokazateli ocenki razvitija regionov v finansovom marketinge]. Scientific Works of the Free Economic Society of Russia, 2016, Vol. 198, pp. 356-360.

4. Mihal'chenkov N.V. The role of non-for-profit organizations in modernizing Russian economy // Challenging issues of economy and management in the context of modernizing Russia today [Rol' NKO v modernizacii rossijskoj ekonomiki // Aktual'nye voprosy ekonomiki i upravlenija v uslovijah modernizacii sovremennoj Rossii]. Smolensk, Smolensk city printing house, 2016, pр. 14-24.

5. Kondrashov V. M. The major demographic challenges of the 21st centure. The Smolensk land and its population [Osnovnye demograficheskie vyzovy XXI veka. Zemlja Smolenskaja i ee naselenie]. Smolensk, Smolensk city printing house, 2013, рр. 117-122.

6. Lapshova O. A. Human capital of the cross-border regions: socio-psychological aspect [Chelovecheskij kapital prigranichnyh regionov: social'no-psihologicheskij]. Ekonomika i predprinimatel'stvo — Economy andEntrepreneurship, 2015, No. 5-1 (58-1), pp. 380-382.

7. Shunin V. I. Peculiarities of the labour resources formation processes of the Smolensk region [Osobennosti processov formirovanija trudovyh resursov Smolenskoj oblasti]. Voprosy statistiki — Statistical issues, 2014, No. 1, pp. 57-64.

8. Kozhevnikova G. P. Comparative analysis of the labour resources of the municipal entities of the smolensk region [Sravnitel'nyj analiz sostojanija trudovyh resursov municipal'nyh obrazovanij Smolenskoj oblasti]. Regional'nye issledovanija — Regional research, 2013, No. 2, pp. 83-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.