Научная статья на тему 'ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА (КЕЙС РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА (КЕЙС РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
107
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
территориальное общественное самоуправление / гражданское общество. / territorial public self-government / civil society

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Водолазова Жанна Михайловна, Горьянова Ольга Олеговна

Статья подготовлена на тему, актуальную для современной социологической науки и социальной практики. Проблема исследования заключается, с одной стороны, в целесообразности развития территориального общественного самоуправления, а с другой стороны, в отсутствии его комплексного научного исследования в качестве фактора развития гражданского общества. Цель исследования состоит в раскрытии специфики и перспектив территориального общественного самоуправления как фактора развития гражданского общества. Использован метод «изучение случая», при помощи которого проведен комплексный анализ функционирующих в настоящее время структур территориального общественного самоуправления. Сформулированы выводы: система принятия социально значимых решений является многоуровневой и включает в себя как мелкие единицы (ТОС сельского населенного пункта), так и структуры регионального управления; региональные и муниципальные органы власти сотрудничают со структурами территориального общественного самоуправления в решении задач повышения качества жизни населения, улучшения окружающей природной и социальной среды, формирования гражданского общества на территории региона. Сформулированы практические рекомендации: совершенствовать трехстороннее межсекторное сотрудничество, направленное на развитие территориального общественного самоуправления; актуализировать правовые акты, регулирующие деятельность местных общественных структур, в части их реального влияния на управленческие решения, принимаемые органами муниципальной власти, а также легитимной и эффективной реализации инициатив граждан; привлекать в деятельность ТОС представителей разных поколений, а также предпринимателей, духовенства; посредством развития территориального общественного самоуправления совершенствовать систему получения достоверной информации о мнениях граждан и социальных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Водолазова Жанна Михайловна, Горьянова Ольга Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT AS A DEVELOPMENT FACTOR OF A CIVIL SOCIETY (CASE OF THE RAKITIAN DISTRICT OF THE BELGOROD REGION)

The article considers a relevant sociological topic. The problem of the research consists in the feasibility of the development of territorial public self-government, as well as in the lack of its comprehensive scientific research as a factor in the development of civil society. The purpose of the research is to reveal the specifics and perspectives of territorial public self-government as a factor in the development of civil society. The method of «case study» has been used, a comprehensive analysis of the currently functioning territorial structures of public self-government has been carried out. The following conclusions have been formulated: the system of socially significant decision-making is multi-level and includes both small units (rural TSC) and regional governance structures; regional and municipal authorities cooperate with the structures of territorial public self-government in solving the tasks of improving the quality of life of the population, improving the natural and social environment, forming a civil society in the territory of the region. Practical recommendations have been formulated: to improve trilateral inter-sectoral cooperation aimed at the development of territorial public self-government; to actualize legal acts regulating the activities of local public structures, in part their real impact on the management decisions made by the municipal authorities, as well as the legitimate and effective implementation of citizens’ initiatives; to involve representatives of different generations, as well as entrepreneurs, clergy in the TSC; to improve the system of obtaining reliable information on the opinions of citizens and social groups through the development of territorial public self-government.

Текст научной работы на тему «ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА (КЕЙС РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)»

УДК 352.075(470.325)

DOI: 10.24411/2078-1024-2020-13011

Водолазова Ж.М., Горьянова О.О.

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА (КЕЙС РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Водолазова Жанна Михайловна, аспирант направления подготовки «Социология управления» ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений», Москва, Россия, е-mail: vodolazova@mail.ru, тел.: +7 (903) 755 40 95

Горьянова Ольга Олеговна, аспирант направления подготовки «Социология управления» ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород, Россия, е-mail: olg-goryanov@yandex. т, тел.: +7 (951) 151 45 44

Аннотация

Статья подготовлена на тему, актуальную для современной социологической науки и социальной практики. Проблема исследования заключается, с одной стороны, в целесообразности развития территориального общественного самоуправления, а с другой стороны, в отсутствии его комплексного научного исследования в качестве фактора развития гражданского общества.

Цель исследования состоит в раскрытии специфики и перспектив территориального общественного самоуправления как фактора развития гражданского общества. Использован метод «изучение случая», при помощи которого проведен комплексный анализ функционирующих в настоящее время структур территориального общественного самоуправления. Сформулированы выводы: система принятия социально значимых решений является многоуровневой и включает в себя как мелкие единицы (ТОС сельского населенного пункта), так и структуры регионального управления; региональные и муниципальные органы власти сотрудничают со структурами территориального общественного самоуправления в решении задач повышения качества жизни населения, улучшения окружающей природной и социальной среды, формирования гражданского общества на территории региона. Сформулированы практические рекомендации: совершенствовать трехстороннее межсекторное сотрудничество, направленное на развитие территориального общественного самоуправления; актуализировать правовые акты, регулирующие деятельность местных общественных структур, в части их реального влияния на управленческие решения, принимаемые органами муниципальной власти, а также легитимной и эффективной реализации инициатив граждан; привлекать в деятельность ТОС представителей разных поколений, а также предпринимателей, духовенства; посредством

развития территориального общественного самоуправления совершенствовать систему получения достоверной информации о мнениях граждан и социальных групп.

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, гражданское общество.

Для цитирования: ВодолазоваЖ.М., Горьянова О.О. Территориальное общественное самоуправление как фактор развития гражданского общества (кейс Ракитянского района Белгородской области) // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Вып. 3(46). С. 95-104. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-13011.

Vodolazova Zh. M., Goryanova О.О.

TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT

AS A DEVELOPMENT FACTOR

OF A CIVIL SOCIETY

(CASE OF THE RAKITIAN DISTRICT

OF THE BELGOROD REGION)

Vodolazova Zhanna Mikhailovna, a postgraduate student of «Sociology of

Management» direction ETUE HE «Academy of Labor and Social Relations»,

Moscow, Russia,

е-mail: vodolazova@mail.ru,

tel.: +7 (903) 755 40 95

Goryanova Olga Olegovna, a postgraduate student of «Sociology of Management» direction FSAEI HE «Belgorod State National Research University», Belgorod, Russia, е-mail: olg-goryanov@yandex.ru tel.: +7 (951) 151 45 44

Abstract

The article considers a relevant sociological topic. The problem of the research consists in the feasibility of the development of territorial public self-government, as well as in the lack of its comprehensive scientific research as a factor in the development of civil society. The purpose of the research is to reveal the specifics and perspectives of territorial public self-government as a factor in the development of civil society.

The method of «case study» has been used, a comprehensive analysis of the currently functioning territorial structures of public self-government has been carried out. The following conclusions have been formulated: the system of socially significant decision-making is multi-level and includes both small units (rural TSC) and regional governance structures; regional and municipal authorities cooperate with the structures of territorial public self-government in solving the tasks of improving the quality of life of the population, improving the natural and social environment, forming a civil society in the territory of the region.

Practical recommendations have been formulated: to improve trilateral inter-sectoral cooperation aimed at the development of territorial public self-government; to actualize legal acts regulating the activities of local public structures, in part their real impact on the management decisions made by the municipal authorities, as well as the legitimate and effective implementation of citizens' initiatives; to involve representatives of different generations, as well as entrepreneurs, clergy in the TSC;

to improve the system of obtaining reliable information on the opinions of citizens and social groups through the development of territorial public self-government.

Keywords: territorial public self-government, civil society.

For citation: Vodolazova Zh. M, Goryanova O.O. Territorial public self-government as a development factor of a civil society (case of the Rakitian district of the Belgorod region) // Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Technologicheskogo Universiteta. 2020. 3 (46). P. 95-104. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-13011.

Введение

Обращение к понятию гражданского общества и построение научного дискурса гражданского общества в настоящее время принимают различные формы. Ученые выделяют три различных понимания в использовании термина «гражданское общество», и каждый из них связан со специфической концепцией гражданского общества и формирования его структур, в том числе, территориального общественного самоуправления.

Первый подход является либеральным [15]. Речь идет о партисипативном управлении, осуществляемом с учетом мнения общественности, а гражданское общество понимается в основном в политических терминах [12]. Гражданские институты представлены как важнейшие компоненты общества, основанного на принципах демократичности, прав человека.

Второй подход к пониманию термина «гражданское общество» связан с использованием международного сотрудничества в целях общественного развития. [11]. Сторонники этой концепции гражданского общества в целом разделяют либеральную идеологию, видя в гражданском обществе благотворные последствия глобализации для развития демократии и экономического прогресса.

Третий подход состоит в социологи-зированном взгляде на отношения между государством и обществом. Гражданское общество рассматривается как оппозиция, как форма «народного сопротивления» [15] официальной политике государства. Она базируется на убежденности сторонников данного подхода

в необходимости радикальных государственных перемен.

Современный этап общественного развития привел ученых и практиков к осознанию потенциальной роли общественных организаций в развитии социума [15]. Здесь речь идет о взаимовыгодном сотрудничестве властных, общественных и бизнес-структур.

Материалы и методы

Социологическое исследование было проведено в Ракитянском районе Белгородской области в 2019 году. Целью работы было обозначено изучение специфики и перспектив становления и развития территориального общественного самоуправления как фактора развития гражданского общества на примере кейса Ракитянского района Белгородской области.

В исследовании использован метод «изучение случая» (кейс-стади), при помощи которого мы предполагали провести комплексный анализ структур территориального общественного самоуправления. «Метод изучения кейса определяется как эмпирическое исследование, которое исследует современное явление в его реальном контексте, когда границы между явлением и контекстом явно неочевидны, и в котором используются многочисленные источники доказательств» [15, с. 400-403]. Метод оказался полезен для решения не только научных проблем социологии управления, но и практических задач, выполняемых на уровне местного самоуправления. Метод «изучение случая» состоит в глубоком изучении своеобразия территориального общественного самоуправления в конкретном муниципальном образовании.

Безусловно, научно-практические выводы о результатах исследования носят локальный характер, имеют прикладное значение и направлены на разработку практических рекомендаций по успешному функционированию структур территориального общественного самоуправления в локальном формате. Данный метод, являясь качественным, не требовал статистически репрезентативной информации. Однако исследование позволило выявить некоторые причинно-следственные связи, характеризующие все рассматриваемые структуры территориального общественного самоуправления.

Мы использовали целевую выборку для отбора кейсов. Критерием явилось наличие и успешное функционирование в регионе территориального общественного самоуправления. Выбраны случаи, представляющие всю совокупность кейсов, которые географически представлены в Ракитянском районе Белгородской области.

Результаты и их обсуждение

Современный дискурс понятия «гражданское общество», с одной стороны, связан с динамикой социально-политического развития и поиском форм «демократического управления», а другой стороны, сопряжен с динамикой социально-экономического прогресса и поиском альтернативных форм развития, основанных на парадигме, которая инициируется «снизу» - структурами гражданского общества [10]. Основное внимание уделяется общественным организациям и движениям, которые воспринимаются как оппозиционные властным структурам.

При этом «под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части

их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения» [6]. Это официальная трактовка понятия. А.Н. Чекавинский и Н.В. Ворошилов предложили более со-циологизированную дефиницию. «Территориальное общественное самоуправление - это институт непосредственной демократии на местах, институт реального местного самоуправления» [9, с. 166]. Можно выделить несколько факторов, влияющих на развитие территориального общественного самоуправления.

К таким факторам относится, например, глобализация. Данный процесс неоднозначно влияет на структуры гражданского общества, в том числе на территориальное общественное самоуправление [13]. С одной стороны, государство часто ставит под некоторую угрозу их суверенитет, оказывая сильное влияние. С другой стороны, потоки информации и международные коммуникации способствуют функционированию организаций даже в сельских населенных пунктах.

Еще одним фактором, влияющим на развитие гражданского общества, является децентрализация. До конца XX в. в общественных науках ученые придерживались мнения о том, что авторитарные способы управления в наибольшей степени способствуют общественному развитию. Но далее больше развивалась идея необходимости распространения демократического управления. «Формирование взаимодействия государственных структур, некоммерческих организаций и бизнес-структур на основе данной модели нацелено на создание интегрированной модели социальной защиты населения в регионе (государство - НКО - бизнес) и включает в себя комплексные меры по социальной защите населения. Такая форма взаимодействия призвана не только повысить спектр и качество оказываемых услуг населению, но и сделать партнерские отношения нормой общественной жизни» [3, с. 16]. Для этого

стало необходимо проводить политику административной децентрализации. Стало развиваться социальное партнерство между органами местной власти и структурами гражданского общества, действующими на локальных территориях [11, с. 166]. Это в результате привело к созданию территориального общественного самоуправления.

Следующим фактором развития гражданского общества является демократизация. Ее распространение изменило социальную среду, в которой функционируют структуры гражданского общества (международные и локальные). В некоторых случаях гражданское общество воспринималось как оппозиция правительствам, обеспечивая развитие альтернативных форм управления.

На развитие территориального общественного самоуправления и гражданского общества в целом влияет также процесс либерализации. Современные управленческие процессы сопровождаются передачей некоторых властных полномочий местным органам власти. Достигаются формальные договоренности для расширения доступа граждан к разработке управленческих решений и обеспечения максимально возможной в сложившихся условиях подотчетности и прозрачности.

Основные проблемы социального партнерства, «препятствующие развитию такого рода взаимодействия: субъективность понимания своих ролей и обязанностей в рамках трехсторонних отношений; наличие законодательных барьеров, препятствующих более активному участию коммерческих структур в реализации проектов, направленных на социальную защиту населения; неэффективная информационная политика, отсутствие (или низкое качество) социальной рекламы как мотивирующей составляющей межсекторного социального партнерства» [2, с. 41].

Процесс институционального переструктурирования также оказывает свое влияние на специфику развития

гражданского общества, и в том числе территориального общественного самоуправления. Признание недостаточной институциональной эффективности системы социального обеспечения привело к тому, что социальные услуги были перераспределены. И их оказанием стали заниматься, помимо государственных, коммерческие и общественные организации [3, с. 12-17]. В результате гражданские структуры берут на себя ответственность за предоставление социальных услуг отдельным категориям населения, а также и другим некоммерческим организациям [1, с. 195-196]. Это потребовало переосмысления как организационных трансформаций, так и взаимоотношений с правительством и некоторых изменений системы финансирования. Однако «в функционировании достаточно большой части социально ориентированных некоммерческих организаций наблюдается некоторая ригидность. Она проявляется в отсутствии или недостаточности опыта у учредителей, руководителей, сотрудников и участников социально ориентированных некоммерческих организаций динамично реагировать на изменения социальной реальности и на потребности отдельных граждан, а также микро- и ма-кросоциальных групп» [1, с. 195].

Исследователями выделяется также такой фактор развития гражданских структур как дерегулирование частных коммерческих структур и общественных организаций. Тотальное государственное регулирование частного бизнеса и общественных структур неизбежно приводит к их экономической неэффективности [14]. В конце XX в. финансовый кризис продемонстрировал неспособность государства в полной мере финансировать дорогостоящие программы, направленные на социальное развитие [15]. Так были созданы условия для осуществления политики дерегулирования.

В современной системе местного самоуправления Ракитянского района Белгородской области значительное место занимают различные формы

территориального общественного самоуправления, которые призваны внести серьезный вклад в осуществление хозяйственных, социально-культурных задач, способствовать развитию творческой инициативы и активности населения, удовлетворению его повседневных нужд и запросов.

Органы государственного и местного самоуправления заинтересованы в развитии территориального общественного самоуправления на территории Ра-китянского района, в том числе с целью совершенствования системы социальной защиты населения. Это «предполагает участие в треугольнике социального партнерства государственного сектора, который включает в себя администрации регионального и муниципального уровней, Управления социальной защиты населения регионального, муниципального и местного уровней, а также социальные службы и учреждения для населения; сектор НКО представлен общественными организациями и объединениями,

защищающими интересы различных категорий населения; третий сектор -коммерческие организации» [3, с. 15] (см. рисунок 1).

Современные аналитики предполагают, что сбалансированное партнерство между государствами и общественными структурами может наилучшим образом послужить интересам общества [12]. Именно через различные формы территориального общественного самоуправления возможно получение глубокой и достоверной информации о действительных интересах и мнениях граждан, различных социальных групп.

Правовой основой деятельности территориального общественного самоуправления является Федеральный закон № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [6], который актуализировал вопросы практического развития общественного самоуправления. История становления ТОСвРакитянскомрайоневедетсвойотчет

Рис. 1. Модель социальной защиты граждан на основе социального партнерства [3, с. 15].

с 2009 г., когда была разработана нормативно-правовая база, регулирующая правовое положение ТОС на территории Ракитянского района (уставы, положения), а также организованы и проведены собрания по формированию органов и выборных руководителей ТОС. Как замечают руководители-практики, «реализация ТОС зависит от желания граждан непосредственно предпринимать практические действия в сфере вопросов местного значения» [4].

В 2011 г. в Ракитянском районе было создано 15 ТОС с общей численностью членов 3842 человека, были избраны их председатели. Созданные ТОСы направили свои усилия на решение вопросов по благоустройству и озеленению своих улиц, установлению новых и ремонту существующих детских площадок, установке лавочек или скамеек, организации и проведению субботников по наведению порядка на придомовых территориях, очистке и благоустройству колодцев, поддержанию в порядке дорог, тротуаров.

В период с 2013 по 2015 гг. в рамках реализации проекта «Развитие территориального общественного самоуправления» создано еще 36 ТОС: 16 в городских поселениях и 20 на территориях сельских поселений. При содействии ТОС в 2017 г. на территории района создано 13 рекреационных зон, на которых наведен сани-тарно-экологический порядок на участках, прилегающих к водным объектам, установлены беседки, теневые навесы, скамейки, мостики для рыбной ловли. Проведено зарыбление 13-ти прудов.

На сегодняшний день в районе действуют 61 ТОС, из них 24 в городских и 37 - в сельских поселениях. Численность членов ТОС представляют 11 303 человека, охват составляет 33% жителей. Основной костяк составляют люди старшего поколения. А молодежь в возрасте от 16 до 35 лет, к сожалению, пока проявляет активность в количестве 1781 человек, что составляет около 16%. Средняя возрастная группа руководителей территориальных общественных

самоуправлений составляет 51 год; 30-45 лет - 16 человек или 26% от общего числа руководителей; 46-60 лет -34 человека или 56%; 60-70 лет - 9 человек или 15%; старше 70 лет - 2 человека или 3%. Безусловно, молодежный потенциал не задействован в полной мере.

Постановлением Администрации Ракитянского района Белгородской области от 19.12.2018 № 203 утверждена подпрограмма «Развитие общественного самоуправления в Ракитянском районе» муниципальной программы «Развитие информационного общества в Ракитянском районе» на 2019-2025 годы [7], которая эффективно решит вопросы поддержки инициатив ТОС, направленных на благоустройство территорий за счет средств муниципального бюджета. Можно фиксировать факт устойчивости созданных социальных структур [5]. Некоторые ТОС (ТОС «Улица Сосновая» поселка Ракитное, ТОС «Улица Донецкая» села Солдатское, ТОС «Улица Ленина» городского поселения «Поселок Пролетарский») зарегистрированы в качестве юридических лиц. Они получили возможность участия в конкурсах местного, регионального и федерального уровней, а также ведения самостоятельной финансовой деятельности.

Выводы

Глобальная тенденция развития гражданского общества сопровождается созданием и эффективным функционированием территориального общественного самоуправления. Его эволюция представляется наглядным примером положительных трансформаций в системе принятия социально значимых решений, которая является многоуровневой и включает в себя как мелкие единицы (ТОС сельского населенного пункта), так и структуры регионального управления.

В настоящее время региональные и муниципальные органы власти все больше сотрудничают со структурами территориального общественного самоуправления в решении задач повышения качества жизни населения, улучшения

окружающей природной и социальной среды, формирования гражданского общества на территории региона. Помимо того, посредством территориального общественного самоуправления возможно получение разносторонней и достоверной информации о мнениях граждан и социальных групп.

По итогам проведения исследования сформулированы практические рекомендации по развитию структур территориального общественного самоуправления: 1) совершенствовать трехстороннее межсекторное сотрудничество,

направленное на развитие как территориального общественного самоуправления, так и гражданского общества в целом; 2) актуализировать правовые акты, регулирующие деятельность местных общественных структур, в части их реального влияния на управленческие решения, принимаемые органами муниципальной власти, а также легитимной и эффективной реализации инициатив граждан; 3) активнее привлекать в деятельность ТОС представителей разных поколений, а также предпринимателей, духовенства.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Волкова О.А. Саморегуляция деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в контексте их государственного регулирования: амбивалентность развития гражданского общества // Труд и социальные отношения. 2020. № 2. С. 195-196.

2. Волкова О.А., Гребеникова Ю.А. Межсекторное партнерство в системе социальной защиты населения региона (по материалам фокус-группы) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия Социология Право. 2016. № 3 (224), вып. 35. С. 37-42.

3. Волкова О.А., Гребеникова Ю.А. Система социальной защиты населения региона на основе межсекторного социального партнерства: модели взаимодействия // Вестник КемГУ.

2015. Т. 2, № 2 (62). С. 12-17.

4. Дженас К.К. Успех социального стартапа: как запускаются, растут и меняют мир лучшие некоммерческие проекты. М.: Такие дела, 2019. 336 с.

5. Кулькова В.Ю. Трансформация устойчивости социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации: монография. Казань: Печать-Сервис-XXI век,

2016. 82 с.

6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 24.04.2020). Ст. 27. Территориальное общественное самоуправление. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.05.2020).

7. Об утверждении муниципальной программы «Развитие информационного общества в Ракитянском районе» [Электронный ресурс]: Постановление Администрации Ракитянского района Белгородской области от 7.03.2018. № 24 (с изм. от 19.12.2018). URL: http://docs.cntd.ru/ document/561578863 (дата обращения: 05.05.2020).

8. Хачатрян М.Э. Проведение исследования методом изучения кейса в организациях // Молодой ученый. 2018. № 49 (235). С. 400-403.

9. Чекавинский А.Н., Ворошилов Н.В. Территориальное общественное самоуправление как институт развития на муниципальном уровне // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 6 (42). С. 153-168.

10. Democracy Challenged: The Rise of Semi-Authoritarianism. By Marina S. Ottaway. Washington, DC: Carnegie Endowment for International Peace, 2003. 276 p. Available at. URL: https://www.researchgate.net/publication/231941597_Democracy_Challenged_The_Rise_of_ Semi-Authoritarianism_By_Marina_S_Ottaway_Washington_DC_Carnegie_Endowment_for_ International_Peace_2003_276p_4400_cloth_2195_paper (date of views: 05.05.2020).

11. Harriss J. Depoliticizing Development: The World Bank and Social Capital. 2001. January. Available at. URL: https://www.researchgate.net/publication/30529768_Depoliticizing_ Development_The_World_Bank_and_Social_Capital (date of views: 05.05.2020).

12. Kamat S. NGOs and the New Democracy: The False Saviors of International Development [Electronic resurs] // Harvard international review. 2003. 25(1). Available at/ URL: https://www. researchgate.net/publication/248669526_NGOs_and_the_New_Democracy_The_False_Saviors_ of_International_Development (date of views: 05.05.2020).

13. Morton A. Some Aspects of Globalisation, Resistance and the Zapatista Question. Paper presented at the 42nd Annual Convention ofthe International Studies Association. (Chicago, February 20-24, 2001). Available at. URL: https://www.isanet.org/Help/Knowledge-Base/ID/5579/42nd-Annual-ISA-Convention--Chicago-IL-2001 (date of views: 05.05.2020).

14. Self-regulation of socially oriented non-profit organizations in the context of their state regulation: ambivalence of civil society development. Review of the monograph. State regulation of the activities of socially oriented non- profit organizations / A.V. Barkov [et al.]. Moscow: INFRA-M, 2020. 181 p.

15. Veltmeyer H. Civil Society and Local Development [Electronic resurs]. URL: Available at:https://www.researchgate.net/publication/250992239_Civil_Society_and_Local_Development (date of views: 05.05.2020).

REFERENCES:

1. Volkova O.A. Self-regulation of socially oriented non-profit organizations in the context of their state regulation: ambivalence of the development of civil society // Labor and social relations. 2020. P. 195-196.

2. Volkova O.A., Grebenikova Yu.A. Inter-sectoral partnership in the system of social protection of the population of the region (according to the materials of the focus group) // Scientific statements of the Belgorod State University. Series: Philosophy Sociology Law. 2016. No. 3 (224), Vol. 35. P. 37-42.

3. Volkova O.A., Grebenikova Yu.A. The system of social protection of the population of the region on the basis of inter-sectoral social partnership: models of interaction // Bulletin of KemSU. 2015. 2, No. 2 (62). P. 12-17.

4. Jenas K.K. The success of a social startup: how best nonprofit projects start, grow and change the world. M.: Such cases, 2019. 336 p.

5. Kulkova VYu. Transformation ofthe sustainability of socially oriented non-profit organizations in the Russian Federation: a monograph. Kazan: Print-Service-XXI century, 2016. 82 p.

6. General principles of the organization of local self-government in the Russian Federation [Electronic resource]: Federal law of 06.10.2003 No. 131-FZ (of24.04.2020). Art. 27. Territorial public self-government. URL: http://www.consultant.ru (accessed: 05.05.2020).

7. On the approval of the municipal program «Development of the Information Society in the Rakityan District» [Electronic resource]: Resolution of the Administration of the Rakityan District of the Belgorod Region of 7.03.2018. No. 24 (as amended from 19.12.2018). URL: http://docs.cntd.ru/ document/561578863 (accessed: 05.05.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Khachatryan M.E. Conducting research by case study method in organizations // Young scientist. 2018. No. 49 (235). P. 400-403.

9. Chekavinsky A.N., Voroshilov N.V. Territorial social self-governance as an institute of development at the municipal level // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2015. No. 6 (42). P. 153-168.

10. Challenged Democracy: The Rise of Semi-Authoritarianism. By Marina S. Ottaway. Washington, DC: Carnegie Endowment for International Peace, 2003. 276 p. Available at. URL: https://www.researchgate.net/publication/231941597_Democracy_Challenged_The_Rise_of_

Semi-Authoritarianism_By_Marina_S_Ottaway_Washington_DC_Carnegie_Endowment_for_ International_Peace_2003_276p2000

11. Harriss J. Depoliticizing Development: The World Bank and Social Capital. 2001. January. Available at. URL: https://www.researchgate.net/publication/30529768_Depoliticizing_ Development_The_World_Bank_and_Social_Capital (date of views: 05.05.2020).

12. Kamat S. NGOs and the New Democracy: The False Saviors of International Development [Electronic resource] // Harvard international review. 2003. 25 (1). Available at / URL: https://www. researchgate.net/publication/248669526_NGOs_and_the_New_Democracy_The_False_Saviors_ of_International_Development (date of views: 05.05.2020).

13. Morton A. Some Aspects of Globalization, Resistance and the Zapatista Question. Paper presented at the 42nd Annual Convention of the International Studies Association. (Chicago, February 20-24, 2001). Available at. URL: https://www.isanet.org/Help/Knowledge-Base/ID/5579/42nd-Annual-ISA-Convention--Chicago-IL-2001 (date of views: 05.05.2020).

14. Self-regulation of socially oriented non-profit organizations in the context of their state regulation: ambivalence of civil society development. Review of the monograph. State regulation of the activities of socially oriented non-profit organizations / A.V. Barkov [et al.]. Moscow: INFRA-M, 2020. 181 p.

15. Veltmeyer H. Civil Society and Local Development [Electronic resource]. URL: Available at: https://www.researchgate.net/publication/250992239_Civil_Society_and_Local_Development (date of views: 05.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.