ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT
УДК 352.071 ББК 65.241
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КУРЧАТОВСКОМ ВНУТРИГОРОДСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
В. П. Максимов
Администрация Курчатовского района г. Челябинска, Челябинск, Россия
Статья посвящена становлению и развитию территориального общественного самоуправления (далее ТОС) во внутригородском районе в условиях муниципальной реформы.
В работе обобщен опыт организации территориального общественного самоуправления в районе, проведен анализ качественного состава руководителей комитетов ТОС, рассмотрены формы взаимодействия органов местной власти с органами ТОС, выявлены причины, сдерживающие развитие самоорганизации граждан в районе.
Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, органы местного самоуправления, социально-демографический портрет руководителя комитета ТОС, формы поддержки органов территориального общественного самоуправления, социальный капитал, местное сообщество.
FORMATION AND DEVELOPMENT OF TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT IN THE KURCHATOV INTRACITY DISTRICT OF THE CITY OF CHELYABINSK
V.P. Maksimov
Administration of Kurchatov district of Chelyabinsk, Chelyabinsk, Russia
The article is devoted to the formation and development of territorial public self-government (hereinafter CBT) in the intracity district in the conditions of municipal reform. The paper summarizes the experience of the organization of territorial public self-government in the region, analyzes the qualitative composition of the heads of the TOS committees, considers the forms of interaction of the local authorities with the TOS bodies, identifies the reasons for constraining the development of self-organization of citizens in the region.
Keywords: territorial public self-government, local self-government bodies, socio-demographic portrait of the head of the TOS Committee, forms of support of territorial public self-government bodies, social capital, local community.
В современных условиях одной из главных задач, стоящих перед органами местного самоуправления в муниципальных образованиях, особенно на уровне крупных городских поселений, является разработка механизмов вовлечения жителей в процессы местного самоуправления. Из всего многообразия организационных форм участия населения в местном самоуправлении важная роль принадлежит территориальному общественному самоуправлению как самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных начинаний в вопросах местного значения1.
Территориальное общественное самоуправление как наиболее массовая и деятельная форма участия населения в решении местных вопросов локальных территорий является важным ресурсом для решения проблем муниципальных образований, в том числе через привлечение внебюджетных средств, развитие социального взаимодействия и добровольческого движения [6, с. 87].
В результате осуществления муниципальной реформы 2014—2015 гг. в Челябинском городском округе были образованы внутригородские муниципалитеты и внедрена двухуровневая модель управления социально-экономическим развитием территории городского округа. Административные районы города получили статус внутригородских муниципальных образований, в которых были избраны представительные органы и руководители муниципальных образований, сформированы местные администрации. В результате произошли значительные изменения в распределении полномочий по решению местных вопросов между городским уровнем власти и районным уровнем местного самоуправления.
Так, вопросы правового регулирования территориального общественного самоуправления в соответствии с решением Челябинской городской Думы были переданы в ведение представительных органов внутригородских районов и получили закрепление в уставах районных муниципальных образований города Челябинска.
Таким образом, органам местного самоуправления районов необходимо было в кратчайшие сроки создать правовые основы организации и функционирования территориального общественного самоуправления.
В соответствии с федеральным законодательством о местном самоуправлении, к ком-
1 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. М. : Омег-Л, 2013.
петенции органов местного самоуправления внутригородского района отнесены следующие вопросы2:
- утверждение границ деятельности ТОС по инициативе жителей;
- принятие положения о ТОС;
- установление порядка передачи органам ТОС части своих полномочий с предоставлением необходимых для их осуществления финансовых и материальных ресурсов;
- определение сферы совместной компетенции с органами ТОС;
- определение предельного срока полномочий органов ТОС;
- установление порядка регистрации органов ТОС в органах местного самоуправления.
В целях правового обеспечения организации и осуществления территориального общественного самоуправления в Курчатовском внутригородском районе была сформирована нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность ТОС. Основным муниципальным правовым актом, регулирующим осуществление ТОС в районе, является «Положение о территориальном общественном самоуправлении», принятое в 2015 г., в котором устанавливаются3:
- права граждан на участие в территориальном общественном самоуправлении;
- порядок установления границ территории района, на котором осуществляется ТОС;
- порядок созыва и проведения собраний или конференций жителей, в том числе учредительных;
- компетенция органов ТОС и их избранных руководителей;
- финансовая основа деятельности органов ТОС;
- порядок взаимоотношений ТОС с органами местного самоуправления;
- предельные сроки полномочий органов ТОС и их выборных руководителей;
- порядок регистрации органов ТОС;
- порядок реорганизации и прекращения деятельности органов ТОС;
- гарантия и ответственность органов ТОС.
В 2016 г. инициативные группы жителей
подготовили предложение в Совет депутатов Курчатовского района о границах территорий деятельности ТОС, где были утверждены перечни границ, количество и наименование 12 комитетов территориального общественного самоуправления в Курчатовском районе.
2 Там же.
3 Положение о территориальном общественном самоуправлении в Курчатовском районе города Челябинска : решение Совета депутатов Курчатовского района от 24.06.2015 г. № 11/1.
Подготовка проведения выборных конференций осуществлялась инициативными группами граждан, которые на общих собраниях жителей проводили выборы старших домов, улиц и делегатов на конференции по следующим нормам представительства1:
- от многоквартирного дома с количеством жителей до 500 человек — 1 делегат;
- от многоквартирного дома с количеством жителей свыше 500 человек — 2 делегата;
- от улицы частного сектора — не менее 1 делегата.
На учредительных конференциях, состоявшихся в течение 2017 г., были избраны органы территориального общественного самоуправления, в состав которых вошли наиболее авторитетные жители, работники ЖЭУ, старшие домов и улиц, представители общественных организаций, предприниматели. Численный состав комитетов в зависимости от количества жителей многоэтажных домов и улиц составил от 7 до 14 человек.
Руководителями комитетов ТОС были избраны инициативные, грамотные жители, обладающие опытом работы в органах территориального общественного самоуправления. Информация о проведении выборных конференций комитетов ТОС с фотографиями регулярно размещалась на официальном сайте Администрации района в разделе «События».
Анализ качественного состава председателей КТОС показал, что 58,5 % из них имеют высшее образование; 33,5 % — среднее профессиональное, 8 % — среднее образование. По возрастному составу руководители комитетов относятся к людям старшего поколения, так 66,6% председателей находятся в возрасте более 60 лет, и лишь 16 % составляют председатели в возрастной группе до 40 лет.
Из числа избранных председателей комитетов ТОС около 59 % составляют женщины.
Следует отметить, что у 41,5 % председателей деятельность по руководству органом ТОС является основной, а остальные председатели совмещают свои функции с трудовой деятельностью.
Обобщенный социально-демографический портрет руководителя комитета ТОС в Курчатовском районе показал, что 92 % председателей КТОС имеют высшее и среднее специальное образование, у более 40 % эта деятельность является основной. При доминировании возрастной категории старше 60 лет (66,6 %), группа старше 40 лет и младше 40 лет соответственно составляет 16,7 %. Соотношение мужчин и женщин в качестве руководителей КТОС составляет 34 % и 66 %.
1 Положение о территориальном общественном самоуправлении в Курчатовском районе города Челябинска...
Одним из отличительных признаков комитетов территориального общественного самоуправления, влияющих на структуру органов ТОС и определяющих его роль и значение в районе, является количество жителей, проживающих на самоуправляющей территории. В районе 25 % КТОС имеет население до 5 тыс. человек, в 8 % КТОС проживает от 5 до 10 тыс. человек, а в 50 % комитетов численность жителей составляет от 10 до 20 тыс.
Крупные КТОС численностью свыше 14 тыс. человек составляют более одной трети от общего количества и расположены в микрорайонах с высотной застройкой многоквартирными домами.
Особенно важное значение приобрело создание комитетов ТОС в отдаленных поселках, расположенных на территории района. В этих поселениях КТОС стали единственными полномочными представителями власти, которые с первых дней создания принялись за решение вопросов, связанных с благоустройством и чистотой территории, организацией вывоза бытовых отходов, организацией бытового, медицинского и культурного обслуживания населения.
В соответствии с положением о территориальном общественном самоуправлении в Курчатовском районе члены комитета ТОС, включая председателя, избираются на 4 года. Председатель комитета ТОС получает за свою работу вознаграждение в размере 3,5 тыс. рублей из средств местного бюджета. Выплата денежного поощрения председателям комитетов осуществляется один раз в квартал по результатам представленных отчетов и решения Комиссии по оценке деятельности ТОС, руководителей органов ТОС, активных граждан территориального общественного самоуправления2.
Для осуществления своих организационных функций председатель КТОСа в соответствии с положением наделяется собственными полномочиями:
- представляет интересы жителей микрорайона, поселка;
- руководит работой комитета ТОС;
- разрабатывает и представляет в администрацию района план работы Комитета; смету доходов и расходов КТОСа на квартал (год);
- проводит прием граждан микрорайона (поселка);
- организует и контролирует выполнение решений КТОСа;
2 Положение о поощрении территориального общественного самоуправления, активных граждан территориального общественного самоуправления Курчатовского района города Челябинска : решение Совета депутатов Курчатовского района от 24.02.2016 г. № 19/6.
- ежегодно отчитывается о деятельности комитета территориального общественного самоуправления на собрании (конференции) граждан микрорайона, поселка.
Комитет ТОС самостоятельно определяет периодичность своих заседаний, которые проводятся по мере необходимости не реже одного раза в месяц, и порядок их проведения. В составе комитетов могут образоваться комиссии по основным направлениям своей деятельности, рабочие группы для решения конкретных вопросов территории. Все вопросы, входящие в компетенцию КТОС, как правило, решаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комитета и оформляются протоколом.
Основными направлениями деятельности комитетов ТОС в районе являются: представление и защита прав интересов жителей микрорайонов и поселков в органах государственной власти и местного самоуправления; вовлечение населения в выполнение работ по благоустройству территории; проведение культурных, спортивных и других мероприятий для жителей, проведение приема граждан; информирование населения и проведение опросов, сбор предложений; содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка и профилактике правонарушений; организация благотворительной помощи инвалидам, многодетным семьям, одиноким и престарелым жителям.
Организационную деятельность Комитетов ТОС и используемые формы работы с жителями, проживающими на территории Курчатовского района, характеризуют показатели, приведенные в таблице.
Из данных таблицы следует, что в 2017 г. было проведено 95 заседаний, или в среднем каждый КТОС провел около 8 заседаний в год. В своей деятельности органы ТОС активно применяют такие формы работы с населением, как проведение собраний и сходов с жителями домов и улиц, проведение опросов жителей в рамках ре-
ализации муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды в городе Челябинске на 2017 год», что позволило благоустроить 19 дворовых территорий в районе. В своей деятельности органы ТОС стали использовать расширенные заседания комитетов ТОС, личные приемы жителей с представителями организаций ЖКХ, участковыми уполномоченными ОП «Курчатовский».
В 2017 г. председателями КТОС было проведено более 180 приемов жителей, на которых в органы ТОС обратилось свыше 1000 человек. Важное значение в деятельности комитетов ТОС имеет проведение культурно-массовых мероприятий, связанных с историей создания микрорайонов, дворов и улиц района, организация досуговых мероприятий по месту жительства, посвященных знаменательным датам нашей страны, встреч с ветеранами войны и труда в микрорайонах и поселках.
Таким образом, органы территориального общественного самоуправления вносят реальный вклад в социально-экономическое развитие территории района, используя потенциал местного сообщества.
В течение года органы ТОС при активном участии жителей провели более 100 праздничных мероприятий для ветеранов войны и труда, детей, многодетных семей, посвященных Дню защитников Отечества, Международному женскому дню 8 Марта, дню Победы, Дню защиты детей, Международному дню пожилого человека, Дню матери.
Органы ТОС района участвовали в 16-й городской выставке цветов и плодов, проходившей в ПКиО им. Гагарина. Комитеты ТОС № 1, 3, 5, 8, 12 (Демчук Л. М., Ведерников И. С., Мороз Т. Н., Генералова Н. С., Дюдя М. И.) были награждены дипломами главы города Челябинска.
Комитеты ТОС приняли активное участие в проведение 12-го Общественно-политического вернисажа 2017 г. в рамках празднования Дня города, который прошел 2 сентября на набережной реки Миасс. Комитетами ТОС был оформлен
Данные о деятельности Комитетов ТОС Курчатовского района в разрезе кварталов и за 2017 год
Показатели работы Кварталы года В целом за год
I II III IV
Количество проведенных заседаний комитетов 22 23 29 21 95
Проведено собраний (сходов) жителей 21 37 13 15 86
Проведено приемов жителей 46 41 49 48 184
Количество проведенных культурно-спортивных мероприятий 23 12 23 31 89
Проведено мероприятий с участием детей 5 2 9 4 20
Оказана социальная помощь жителям 4 2 6 5 17
Проведено субботников и работ по благоустройству во дворах — 28 24 — 52
праздничный стенд, посвященный деятельности ТОС, и представлены награды и поделки декоративно-прикладного творчества. Комитеты ТОС были отмечены дипломами главы города Челябинска и памятными призами.
Одной из действенных форм вовлечения населения в решение проблем снижения уровня уличной преступности на территории является участие самих жителей в охране общественного порядка.
Так, при КТОС №1 «Первый» (председатель Демчук Л. М.) и при поддержке депутата Ми-тельмана И. С. была организована добровольная народная дружина «Шторм».
Добровольная народная дружина (далее ДНД) осуществляет свою деятельность в тесном контакте с отделом полиции «Курчатовский» по охране общественного порядка в районе, оказывает помощь полиции в выявлении и предотвращении правонарушений, принимает участие в проводимых полицией рейдах.
В соответствии с полномочиями администрация района осуществляет учет и выдачу удостоверений народного дружинника по представлению командира дружины, осуществляет меры по поощрению активных членов ДНД. Так, по итогам 2-го и 3-го квартала было проведено поощрение командиру ДНД «Шторм» Куликовских Е. Е. за проделанную работу по поддержанию общественного порядка в Курчатовском районе.
В целях поощрения актива органов ТОС в 2017 г. проводилось поощрение пригласительными билетами в кинотеатры, театры и Государственный исторический музей Южного Урала.
В связи с 20-летием создания органов ТОС в Курчатовском районе города Челябинска были награждены семь лучших председателей Комитетов ТОС почетной грамотой Совета депутатов Курчатовского района.
В отличие от комитетов, старшие домов и улиц решают более узкие задачи, направленные на решение вопросов по содержанию подъездов многоквартирных домов, благоустройству домовой и уличной территории, осуществлению взаимодействия с управляющими компаниями по контролю за предоставлением жилищно-коммунальных услуг.
Как отмечается, эффективность функционирования системы территориального общественного самоуправления во многом зависит от качественных характеристик форм и методов взаимодействия органов ТОС между собой и с органами местного самоуправления; предприятиями малого и среднего бизнеса, общественными объединениями; депутатским корпусом [2, с. 19].
В целях стимулирования самоорганизации граждан по месту жительства органы местного
самоуправления Курчатовского района оказывают всестороннюю поддержку органам ТОС по следующим направлениям:
- оказание правовой, методической, организационной помощи комитетам ТОС;
- предоставление помещений для комитетов ТОС на безвозмездной основе;
- информирование населения, бизнес-структур, общественных организаций о деятельности ТОС;
- материальное стимулирование руководителей и актива ТОС;
- оказание содействия участию органов ТОС в общегородских и районных мероприятиях;
- обеспечение участия органов ТОС в совместных с органами местной власти рабочих группах, переговорных площадках, согласительных комиссиях.
В то же время анализ деятельности органов ТОС в районе выявил ряд проблем, препятствующих развитию института территориального общественного самоуправления:
- зависимость территориальных сообществ от органов муниципальной власти;
- недостаточный уровень профессиональной компетенции муниципальных служащих, осуществляющих взаимодействие с органами ТОС;
- недостаточность финансовых и материальных ресурсов;
- отсутствие у 30 % комитетов ТОС служебных помещений для работы;
- наличие в руководстве ТОС лиц старше 60 лет (более 66%);
- низкий уровень участия населения в деятельности ТОС;
- слабая вовлеченность молодежи в деятельность ТОС;
- отсутствие финансовой поддержки в виде грантов на социально-значимые проекты.
Также комитеты ТОС района не имеют статуса юридического лица, что затрудняет их хозяйственную самостоятельность и ограничивает поиск ресурсов для осуществления собственных инициатив.
Проведенный анализ практической деятельности органов территориального общественного самоуправления в Курчатовском районе свидетельствует, что данная форма самоорганизации жителей начинает оказывать все большее влияние на социально-экономические процессы, происходящие на внутригородских территориях. Особенно заметную роль стали играть органы ТОС в благоустройстве дворовых и уличных территорий, контроле за состоянием жилого фонда, организации досуга, защите прав и интересов своих жителей.
Таким образом, эффективность территориального общественного самоуправления выражается не только в достижении результатов в экономической и социальной сферах конкретной территории муниципального образования, но и в росте социального капитала местного сообщества, который выражается в возрастании активности граждан, развитии коллективного самоуправления, повышении ответственности за реализацию собственных инициатив, снижении социальной напряженности на территории.
Сформированная система территориального общественного самоуправления в Курчатовском внутригородском районе города Челябинска имеет свои особенности, к которым следует отнести:
- территориальное общественное самоуправление является одним из важных
элементов системы органов местного самоуправления Курчатовского внутригородского района;
- трехуровневую структуру управления (конференция, комитет ТОС, домовые и уличные комитеты, старшие домов и улиц), характерную для ТОС;
- охват комитетами ТОС значительной жилой территории района;
- непосредственную направленность на защиту прав и интересов населения;
- тесное взаимодействие с предприятиями всех форм собственности, районными органами местного самоуправления, жилищно-коммунальными организациями и правоохранительными органами;
- денежное вознаграждение труда руководителей комитетов ТОС.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балашова, М. В. Территориальное общественное самоуправление как форма участия населения в местном самоуправлении / М. В. Балашова // Социология власти. — 2011. — № 2. — С. 150—156.
2. Безвиконная, Е. В. Территориальное общественное самоуправление как условие реализации самоорганизационного потенциала местного самоуправления / Е. В. Безвиконная // Государственная власть и местное самоуправление. — 2011. — № 1. — С. 17—20.
3. Еврастова, Т. А. Территориальное общественное самоуправление в решении вопросов местного значения / Т. А. Еврастова // Актуальные проблемы социальной политики. — 2013. — № 2-1 (92). — С. 28—32.
4. Желтухова, Н. А. Право на территориальное общественное самоуправление: сущность, значение и проблемы реализации / Н. А. Желтухова // Государственная власть и местное самоуправление. — 2005. — № 5. — С. 42—50.
5. Курченков, В. В. Пути повышения эффективности территориального общественного самоуправления /
B. В. Курченков, Н. И. Морозова, Т. Н. Калмыкова // Региональная экономика. Юг России. — 2016. — № 3 (13). —
C. 106—113.
6. Лагунова, С. Институционализация территориального общественного самоуправления в локальной среде (на примере Архангельской области) / С. Лагунова // Городское управление. — 2013. — № 3. — С. 87—95.
7. Ляхов, В. П. Территориальное общественное самоуправление в регионах России в условиях реформирования системы местного самоуправления: достижения и риски имитации / В. П. Ляхов // Власть. — 2015. — № 2. — С. 71—76.
8. Мерсиянова, И. Проблемы развития муниципальных сообществ / И. Мерсиянова // Муниципальная власть. — 2012. — № 1. — С. 60—67.
9. Мерсиянова, И. В. Сотрудничество государства и структур гражданского общества в решении социальных проблем / И. В. Мерсиянова, Л. И. Якобсон // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2011. — № 2. — С. 5—21.
10. Мухин, М. Л. Территориальное общественное самоуправление как механизм развития территории в современных условиях / М. Л. Мухин, А. А. Урасова // ARS ADMINISTRANDI. Искусство управления. — 2016. — № 2. — С. 117—127.
11. Подсумкова, М. А. К вопросу оценки эффективности деятельности органов территориального общественного самоуправления / М. А. Подсумкова // Вестник Поволжской академии государственной службы. — 2008. — № 4. — С. 74—80.
12. Чернова, Э. Р. Проблемы и перспективы территориального общественного самоуправления в России / Э. Р. Чернова. // Грамота. — 2015. — № 12. — С. 191—193.
13. Шагалов, И. Л. Оценка эффективности института самоорганизации граждан по месту жительства / И. Л. Шагалов // Общество и экономика. — 2014. — № 7-8. — С. 135—148.
14. Шомина, Е. С. Трансформация взаимодействия ТОС и местного самоуправления / Е.С. Шомина // Высшая школа экономики. — URL: https://publications.hse.ru/articles/72157881 (дата обращения: 06.02. 2018).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Максимов Василий Петрович — начальник организационно-информационного отдела Администрации Курчатовского района г. Челябинска, канд. экон.наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета. [email protected]
REFERENCES
1. Balashova M.V. Territorial'noe obshchestvennoe samoupravlenie kak forma uchastiya naseleniya v mestnom samoupravlenii [Territorial public self-government as a form of public participation in local self-government]. Sociologiya vlasti [Sociology of power], 2011, no. 2, pp. 150—156. (In Russ.).
2. Bezvikonnaya Ye.V. Territorial'noe obshchestvennoe samoupravlenie kak uslovie realizacii samoorganizatsionnogo potentsiala mestnogo samoupravleniya [Territorial public self-government as a condition for the realization of self-organization potential of local self-government]. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoye samoupravleniye [State Power and Local Government], 2011, no. 1, pp. 17—20. (In Russ.).
3. Yevrastova T.A. Territorial'noe obshchestvennoe samoupravlenie v reshenii voprosov mestnogo znacheniya [Territorial public self-government in solving local issues]. Aktual'nyye problemy sotsial'noy politiki [Actual problems of social policy], 2013, no. 2-1 (92), pp. 28—32. (In Russ.).
4. Zheltuhova N.A. Pravo na territorial'noe obshchestvennoe samoupravlenie: sushchnost', znachenie i problemy realizacii [The right to territorial public self-government: the nature, importance and problems of implementation]. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie [State power and local self-government], 2005, no. 5, pp. 42—50. (In Russ.).
5. Kurchenkov V.V. Puti povysheniya effektivnosti territorial'nogo obshchestvennogo samoupravleniya [Ways to improve the efficiency of territorial public self-government] Regional'naya ekonomika. Yug Rossii [Regional economy. South of Russia], 2016, no. 3 (13), pp. 106—113. (In Russ.).
6. Lagunova S. Institucionalizaciya territorial'nogo obshchestvennogo samoupravleniya v lokal'noj srede (na primere Arhangel'skoj oblasti) [Institutionalization of territorial public self-government in the local environment (on the example of the Arkhangelsk region)]. Gorodskoe upravlenie [Urban management], 213, no. 3, pp. 87—95. (In Russ.).
7. Lyahov V.P. Territorial'noe obshchestvennoe samoupravlenie v regionah Rossii v usloviyah reformirovaniya sistemy mestnogo samoupravleniya: dostizheniya i riski imitacii [Territorial public self-government in the regions of Russia in the conditions of reforming the system of local self-government: achievements and risks of imitation]. Vlast' [Power], 2015, no. 2, pp. 71—76. (In Russ.).
8. Mersiyanova I. Problemy razvitiya municipal'nyh soobshchestv [Problems of development of municipal communities]. Municipal'naya vlast' [Municipal authorities], 2012, no. 1, pp. 60—67. (In Russ.).
9. Mersiyanova I.V. Sotrudnichestvo gosudarstva i struktur grazhdanskogo obshchestva v reshenii social'nyh problem [Cooperation of the state and civil society structures in solving social problems]. Voprosygosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya [Issues of state and municipal management], 2011, no. 2, pp. 5—21. (In Russ.).
10. Muhin M.L. Territorial'noe obshchestvennoe samoupravlenie kak mekhanizm razvitiya territorii v sovremennyh usloviyah [Territorial public self-government as a mechanism for the development of the territory in modern conditions]. ARS ADMINISTRANDI. Iskusstvo upravleniya [ARS ADMINISTRANDI. Art of management], 2016, no. 2, pp. 117—127. (In Russ.).
11. Podsumkova M.A. K voprosu ocenki effektivnosti deyatel'nosti organov territorial'nogo obshchestvennogo samoupravleniya [Assessment of efficiency of activity of bodies of territorial public self-governmen]. Vestnik Povolzhskoj akademii gosudarstvennoj sluzhby [Bulletin of the Povolzhskaya Academy of state service], 2008, no. 4. pp. 74—80. (In Russ.).
12. Chernova E.R. Problemy i perspektivy territorial'nogo obshchestvennogo samoupravleniya v Rossii [Problems and prospects of territorial public self-government in Russia]. Gramota [Charter], 2015, no. 12. pp. 191—193. (In Russ.).
13. Shagalov I.L. Ocenka effektivnosti instituta samoorganizacii grazhdan po mestu zhitel'stva [Evaluation of the effectiveness of the Institute of self-organization of citizens at the place of residence] Obshchestvo i ekonomika [Society and economy], 2014, no. 7—8, pp. 135—148. (In Russ.).
14. Shomina E.S. Transformaciya vzaimodejstviya TOS i mestnogo samoupravleniya [Transformation of interaction between CBT and local self-government]. Vysshaya shkola ekonomiki [Higher school of Economics]. Available at: https:// publications.hse.ru/articles/72157881, accessed 06.02. 2018. (In Russ.).