УДК 373 -056.45 ББК 74.00 З-30
Запалацкая Вероника Станиславовна, кандидат педагогических наук, главный советник при ректорате ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет», e-mail: zvs-so@yandex. ru
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ) (рецензирована)
Статья посвящена направлениям оптимизации управленческой и педагогической деятельности в работе с одаренными детьми в регионе, которые включают модернизацию инфраструктуры регионального образования, развитие кадрового потенциала, создание профессиональных сообществ педагогов, работающих с одаренными детьми и развитие форм поддержки детской и юношеской одаренности на основе государственно-общественного управления образованием.
Ключевые слова: одаренные дети, региональная система образования, управление развитием.
Zapalatskaya Veronika Stanislavovna, Candidate of Pedagogical Sciences, a chief adviser at Moscow State Regional University Rectorate, e-mail: [email protected]
MANAGEMENT OF THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF WORK WITH GIFTED CHILDREN IN THE CONDITIONS OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE MOSCOW REGION)
(Reviewed)
The article studies directions of optimization of managerial and pedagogical activity in work with gifted children in the region, which include modernization of regional education infrastructure, development of human resources, creation of professional communities of teachers working with gifted children and development offorms of support for talented children and youth based on state and public education management.
Key words: gifted children, regional education system, development management.
Выявление и поддержка одаренных детей относится к числу приоритетных направлений развития Российского образования. Работа с одаренными детьми осуществляется на трех уровнях проявления их способностей, включающих: поиск одаренных учащихся посредством предоставления детям возможности участвовать в школьном и муниципальном этапах региональных и Всероссийских конкурсных мероприятий (олимпиады, научно-практические конференции учащихся, турниры, конкурсы, состязания, смотры и др.); сопровождение одаренных школьников (интенсивные школы, дистанционные образовательные программы и проекты, обучение в школах-интернатах для способных и одаренных детей, в гимназиях, лицеях, школах и классах с углубленным изучением отдельных предметов); предъявление результатов учащимися на школьном, муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях (предметные олимпиады, грантовые программы, научно-практические конференции, конкурсы и турниры школьников).
Проектирование системы образования, обеспечивающей решение триединой задачи, требует определения соответствующих методологических подходов. Их
совокупность призвана обеспечить возможности самоопределения и самореализации одаренных детей, содействовать формированию их индивидуальных дарований, достижению успеха в жизни, а также созданию условий для талантливых детей, имеющих особо выдающиеся достижения в разных сферах деятельности.
В контексте новой философии образования методологическая основа проектирования образовательной среды для одаренных детей может быть представлена следующей совокупностью подходов:
- системно-деятельностного;
- гуманистического;
- компетентностного;
- средового;
- полисубъектного.
Каждый из перечисленных подходов отвечает за определенный аспект в организации работы с одаренными детьми.
В совокупности вышеперечисленных подходов ключевая роль отводится полисубъектному подходу, который выступает как цементирующая основа для создания особой среды образования одаренных детей и подростков, их поддержки и сопровождения.
Полисубъектный подход задает условия, закономерности и принципы взаимодействия субъектов образовательной среды, обеспечивающего создание новый тип общности - полисубъекта, в котором отражается феномен единства развития внутренних содержаний реальных субъектов, объединенных совместной творческой деятельностью. Она проявляется в активности, действенности, интеграции и стремлении к преобразованию окружающего мира и себя. Если рассматривать полисубъектный подход в отношении работы с одаренными детьми, то это означает, с одной стороны, возможность взаимообогащение и ориентация на развитие каждого субъекта: учащегося, педагога, психолога, родителя и др. [1].
Организация работы с одаренными детьми требует постоянной оптимизации управленческой и педагогической деятельности в условиях региона для успешной и эффективной самореализации школьников, реализации их образовательных потребностей и творческого потенциала.
Основными направлениями деятельности в этой сфере в условиях региона являются:
- модернизация существующей инфраструктуры регионального образования, направленной на развитие гибкой и доступной многоуровневой системы, позволяющей создать среду для проявления и развития одаренности детей;
- развитие кадрового потенциала для работы с одаренными детьми и молодежью;
- создание профессиональных сообществ педагогов, работающих с одаренными детьми;
- развитие форм поддержки детской и юношеской одаренности в рамках государственно-общественного управления образованием и развития гражданского общества.
Раскроем каждое из направлений отдельно на примере Московской области, которая уже несколько десятилетий остается в числе лидеров по эффективности работы с одаренными детьми.
Развитие инфраструктуры образования для одаренных детей.
Московская область - регион, обладающий значительным научным потенциалом, большая часть которого сконцентрирована в наукоградах, где существуют научные
школы, опыт производства нового знания и воплощение научных идей в конкурентоспособные продукты и технологии. Существующий потенциал наукоградов представляет питательную среду, которая позволит выявить и развивать молодые таланты, соединяя в единый комплекс образование, фундаментальную и прикладную науку, производство.
Такая система может быть организована на основе сети научно-образо-вательных кластеров, сформированных посредством интеграции деятельности учреждений общего, высшего и профессионального образования, научных организаций, концентрации человеческих и материально-технических ресурсов и ориентированных на развитие одного или нескольких типов одаренности.
Деятельность научно-образовательных кластеров должна способствовать формированию мотивирующей образовательной среды с максимальными возможностями для удовлетворения растущих познавательных интересов и образовательных потребностей одаренных детей.
Включение одаренных детей и подростков уже со школьной скамьи в исследовательскую деятельность, объединяющую учащихся, педагогов и ученых, обеспечит их приобщение к науке, развитие инициативности, критического мышления и способности к нестандартным решениям, сформирует готовность к созидательному поиску. Творческая разновозрастная среда будет стимулировать будущих исследователей к личностному росту и профессиональному самоопределению, создаст предпосылки для формирования у них ценностных смыслов будущей профессии и возможных заделов для будущих открытий и свершений.
С учетом существующего ресурсного потенциала в Московской области могут быть сформированы следующие научно-образовательные кластеры.
Инженерный научно-образовательный кластер «Подмосковье: Техносфера будущего» для организации участия одаренных школьников Подмосковья в перспективных научно-исследовательских и практических разработках и проектах с целью их профессиональной ориентации в различных областях.
Его деятельность должна быть направлена на решение следующих задач:
1. Создание и внедрение сетевой модели организации исследовательской и проектной деятельности одаренных школьников в условиях муниципальных систем наукоградов.
2. Разработка механизма взаимодействия учреждений образования и науки по организации проектной и исследовательской деятельности одаренных школьников наукоградов.
3. Разработка и внедрение системы мероприятий по апробации результатов проектной и исследовательской деятельности одаренных школьников.
4. Обеспечение информационно- и организационно-методического сопровождения, мер по стимулированию одаренных школьников к исследовательской и проектной деятельности.
5. Проведение мониторинга эффективности реализации сетевой модели, организации исследовательской и проектной деятельности одаренных школьников в условиях муниципальных систем наукоградов.
Академический научно-образовательный кластер, объединяющий образовательные организации общего и высшего образования региона, в том числе, структурные подразделения по работе с одаренными детьми ГОУ ВО МО «Московский государственный университет» (далее МГОУ) (университетский Лицей «Созвездие», региональный центр поддержки олимпиадного движения, Центр по работе с одаренными
детьми (естественнонаучное направление), ГОБУ «Московская областная общеобразовательная школа-интернат естественно-математической направленности» имени П.Л. Капицы на базе ФГОБУ ВПО «Московский физико-технический институт (государственный университет)».
Их взаимодействие обеспечит формирование будущей интеллектуальной элиты Подмосковья посредством развития академической и интеллектуальной одаренности. В рамках данного проекта необходимо создание при Московском государственном областном университете Учебно-тренировочного центра для олимпийского резерва школьников Подмосковья (далее УТЦ) с возможностью проживания для школьников и обучающих тренеров, обеспечивающего проведение круглогодичных учебно-тренировочных сборов для одаренных детей, проходящих подготовку к участию в заключительном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников.
На базе создаваемого УТЦ может быть также реализован цикл программ по проведению различных мероприятий регионального (межрегионального и федерального) уровня по развитию системы работы с интеллектуально одаренными детьми, включая проведение научно-практических конференций, клубов, интеллектуальных и творческих мастерских и др. как для школьников, так и для учителей Подмосковья, работающих с одаренными детьми.
Художественно-эстетический образовательный кластер обеспечит развитие преимущественно творческой (музыкальной, художественной, сценической и др.), а также спортивной и лидерской одаренности. Существующие региональные структуры, включая специализированные центры для развития творчески одаренных детей и молодежи на базе образовательных организаций высшего образования Московской области и организации дополнительного образования в муниципальных образованиях, могут стать базой для координации и развития системы работы с детьми с задатками творческой одаренности.
Создание научно-образовательных кластеров по различным направлениям задает основные направления модернизации региональной инфраструктуры развития и поддержки одаренности. Взаимодействие организаций и учреждений внутри каждого из кластеров будет осуществляться на сетевой основе. Реализация проектной деятельности потребует создания и обеспечения поддержки устойчивых связей (включая модернизацию и развитие материально-технической базы) между всеми субъектами сетевого взаимодействия: образовательными и научно-исследовательскими организациями различного уровня подчиненности, администрациями муниципальных образований, региональными органами управления, общественно-профессиональными объединениями, представителями работодателей и др., а также организации межмуниципального и межведомственного взаимодействия.
Развитие кадрового потенциала для работы с одаренными детьми.
Перспективным направлением в этой области может стать разработка и реализация комплексной программы повышения квалификации педагогов, психологов и управленческих кадров.
Организация практической деятельности в рамках реализации комплексной программы повышения квалификации педагогов, психологов и управленческих кадров предполагается на базе региональных стажировочных площадок: региональных центров, организаций дополнительного образования, детских садов и школ. Критерием их отбора выступают устойчивые результаты по подготовке победителей и призеров различного уровня предметных олимпиад и конкурсов, а также школ и детских садов, имеющих статус региональной инновационной площадки и реализующих проекты по данной тематике.
Создание профессиональных сообществ педагогов, работающих с одаренными детьми.
При формировании региональной системы выявления и развития молодых талантов в дополнение к актуализации содержания и форм деятельности по развитию кадрового потенциала в системе повышения квалификации крайне важным является создание системы особых профессиональных коммуникаций, возможных в рамках деятельности профессиональных педагогических сообществ [1].
Организация таких сообществ как варианта модели повышения квалификации должна осуществляться на основе полисубъектного взаимодействия, что позволит придать новый импульс профессиональному общению, диссеминации инновационного педагогического опыта, обеспечит дополнительные возможности профессионального и личностного роста педагогов [2].
Одним из таких сообществ является созданная в 2013 году в Московской области Ассоциация педагогов, работающих с одаренными детьми [3]. В рамках ее деятельности формируется:
- институт наставничества для молодых специалистов, которые в силу психологических особенностей своего возраста способны эффективно не только воспринимать лучшие образца педагогических практик, но и сами влиять на формирование мотивации одаренных детей и детей с признаками одаренности к различным видам деятельности;
- система трансляции лучших педагогических практик работы с одаренными детьми через проведение на базе школ и детских садов в различных муниципальных образованиях.
Развитие форм поддержки детской и юношеской одаренности в рамках государственно-общественного управления образованием и развития гражданского общества.
Необходимость привлечения дополнительных ресурсов в целях развития высокоинтеллектуального и творческого потенциала региона вызывает необходимость государственно-общественного управления системой для повышения ее эффективности, открытости и согласованного взаимодействия между институтами государства, гражданского общества и образования. Достижению этих целей будет способствовать учреждение Общественного совета по поддержке и развитию одаренных детей и талантливой молодежи и более широкое привлечение к организации работы с одаренными детьми общественно-профессиональных объединений, попечительских, наблюдательных и управляющих советов в образовательных организациях.
Такое взаимодействие, основанное на социальном партнерстве является исключительно важным, поскольку позволит объединить усилия различных участников научно- и культурно-образовательной, экономической деятельности для эффективного взаимодействия в рамках формирования и развития научно-образовательных кластеров, способных трансформировать региональную инфраструктуру образования для одаренных детей.
Возможное формирование в этих целях работодателями, органами исполнительной власти, научно-образовательными организациями постоянных и временных двух-, трех- и многосторонних органов, разработка различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и т.п.), которые одобряются этими органами на основе взаимных консультаций и переговоров между заинтересованными сторонами, принимаются ими к выполнению, также способны значительно повлиять на уровень сотрудничества в целях дальнейшего развития региональной системы работы с
одаренными детьми, и, в конечном итоге, на уровень развития человеческого потенциала Московской области.
Системными результатами предложенной модернизации региональной системы выявления и развития одаренных детей могут стать следующие:
- увеличение контингента одаренных школьников, получающих дополнительное образование, информационную, методическую и социальную поддержку, изменение качества их участия в различных интеллектуальных и творческих состязаниях;
- предоставление методической помощи учителям и консультационной помощи родителям одаренных детей;
- расширение интеграции деятельности учреждений общего и профессионального образования в области развития одаренности;
- развитие инновационного опыта работы с одаренными детьми в Московской области;
- трансформация инновационного опыта работы с одаренными детьми в систему регионального образования в целях обеспечения его эффективной модернизации.
Региональная система выявления и развития молодых талантов будет способствовать формированию обогащенной образовательной среды, что обеспечит лидирующие позиции региона, ориентированного на развитие человеческого капитала -основы инновационной экономики.
Литература:
1. Запалацкая В.С. Мотивация к интеллектуальным достижениям в образовательных средах. М.: МГОУ, 2016. 118 с.
2. Сергеева Т.Ф. Профессиональное сообщество педагогов, работающих с одаренными детьми: региональная сетевая модель // Академический вестник. 2014. №1. С. 69-75.
3. Запалацкая В.С. Ассоциация педагогов, работающих с одаренными детьми, как фактор развития региональной системы выявления и поддержки молодых талантов // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Педагогика. 2014. №3. С. 13-18.
Literature:
1. Zapalatskaya V.S. Motivation to intellectual achievements in educational environments. M.: MSRU, 2016. 118p.
2. Sergeeva T.F. Professional community of educators working with gifted children: regional network model//Academic Bulletin. 2014. No. 1. P. 69-75.
3. Zapalatskaya V.S. Association of teachers working with gifted children as a factor in the development of a regional system for identifying and supporting young talents // Bulletin of MSOU. Series Pedagogy. 2014. № 3. P. 13 - 18.