Научная статья на тему 'Designing the study course for the of gifted children work group under new philosophy of education'

Designing the study course for the of gifted children work group under new philosophy of education Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СИСТЕМА / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / GIFTED CHILDREN / PROJECT SYSTEM / EDUCATION PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Запалацкая В.С.

Раскрываются современные подходы к работе с одаренными детьми в условиях пара-дигмы синергетико-коммуникативно-диалогического образования, основой которой яв-ляются самоорганизация, диалог и коммуникация. Определяется методологическая основа проектирования модели системы работы с одаренными детьми как совокупно-сти системно-деятельностного, гуманистического, компетентностного, средового и полисубъектного подходов; описываются ее основные принципы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Designing the study course for the of gifted children work group under new philosophy of education»

УДК 376.545

В.С. ЗАПАЛАЦКАЯ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Раскрываются современные подходы к работе с одаренными детьми в условиях парадигмы синергетико-коммуникативно-диалогического образования, основой которой являются самоорганизация, диалог и коммуникация. Определяется методологическая основа проектирования модели системы работы с одаренными детьми как совокупности системно-деятельностного, гуманистического, компетентностного, средового и полисубъектного подходов; описываются ее основные принципы. Ключевые слова: одаренные дети, проектирование, система, философия образования.

The article reviews the modern approaches of work with gifted children, based on self-organization dialogs and communication methods. The author determines the methodological conception of study course designing and collaboration of self-activates, humanitarian, competence, environmental and polysubject approaches to the topic.

Keywords: gifted children, project system, education philosophy.

Переориентация социального статуса образования и его роли в социально-экономическом развитии как важнейшего фактора формирования нового качества не только культуры, но и общества в целом вызывают необходимость переосмысления подходов к работе с одаренными детьми.

На смену парадигмы образовательных услуг пришла парадигма образовательного сообщества, основанного на идеях целостности, фундаментальности, эволюционности, самоорганизации и ориентации на человека, что объясняет усиление внимания к одаренным детям как категории обучающихся с ярко выраженной индивидуальностью и особыми образовательными потребностями.

© Запалацкая В.С., 2017

В контексте культуры образование понимается как процесс воспроизводства ценностей и духовности. С позиций философии оно призвано обеспечить вхождение индивида в мир, приобретение индивидом своего образа и проявление духовных качеств человека.

Ключевым фактором осуществления перемен в политике, экономике, культурной и духовной жизни, образовании и науке является молодежь. Поэтому главным философским смыслом образования становится создание Нового человека - передового, прогрессивного, совершенного, успешного и счастливого. Личностная самоактули-зация в культуре и жизни - важнейшая образовательная ценность в современном мире. И связана она с ориентацией образования на интересы свободного, творческого, самореализующегося че-

ловека. Задача образовательного процесса состоит в том, чтобы найти индивидуальный подход к человеку, обеспечить ему определение культурного положения своего личностного потенциала, внутренних, неосознанных, даже иррациональных потребностей [1].

Фундаментом новой философии образования (рис. 1) становится идея си-нергетико-коммуникативно-диалоги-

ческого образования, которая включает в себя три ключевых понятия: самоорганизацию, диалог и коммуникацию.

Целью образования, построенного на этом фундаменте, является формирование определенного человеческого идеала и поддержание его в качестве главного капитала - человеческого потенциала [2].

Рис. 1. Новая философия образования

Для достижения этой цели необходим переход к коммуникативной, социокультурной парадигме, от неклассической конвейерной модели образования к постнеклассической, использующей принципы сетевой логики. Требуется структурная реорганизация и переориентация образования, а также всей образовательной политики. Сетевой принцип образования требует приоритета не лекционно-семинарской системы обучения, а индивидуальной работы.

В этом случае и организационное устройство учреждений образования должно быть принципиально иным. Под этим подразумевается открытая структура, которая обменивается информацией со средой [2].

Еще одним ключевым принципом современного образования является синергетический, который выступает и как основа его организации, и как междисциплинарное направление науки. С данной точки зрения процедура обучения, способ связи учителя и учени-

ка - это не перекладывание знаний из одной головы в другую, не просвещение и не преподнесение готовых истин. Это нелинейная ситуация открытого диалога, солидаристического образовательного приключения и, в результате разрешения проблемных ситуаций, попадания в один и тот же самосогласованный темпомир. Последнее означает, что благодаря совместной актив-

ности в подобной ситуации учитель и ученик начинают «функционировать с одной скоростью, жить в одном темпе» [3].

В контексте новой философии образования методологическая основа проектирования образовательной среды для одаренных детей может быть представлена следующей совокупностью подходов (рис. 2).

Рис. 2. Методологическая основа проектирования образовательной среды

Каждый из перечисленных подходов отвечает за определенный аспект в организации работы с одаренными детьми.

Так, системно-деятельностный подход, который основан на выделении в педагогической системе интегра-тивных инвариантных системообразующих связей и отношений, обеспечивает на всех уровнях организации образования выявление и развитие одаренных детей, включенность их в осознанную деятельность, в систему мероприятий.

Гуманистический подход устанавливает аксиологическую основу работы с одаренными детьми, определяемую следующими положениями:

• восприятие человека как наивысшей ценности, принятие таким каждого ребенка;

• признание его неповторимости и уникальности;

• уверенность в его возможностях и потенциальных внутренних силах для позитивного творческого развития.

Компетентностный подход используется для выявления и обобщения как опыта одаренных школьников, обеспечивающего их достижения, так и опыта педагогов, направленного на диагностику актуальной и потенциальной одаренности, развитие мотивации, интереса к деятельности, интеллектуальных и операциональных способностей, индивидуальных свойств, а также преодоления личностных проблем одаренных детей.

Средовой подход позволяет создать условия для формирования особой развивающей среды, которая, с одной стороны, обеспечивает возможности для удовлетворения и развития одаренным обучающимся своих образовательных, познавательных и иных потребностей, а с другой стороны, способствует усво-

ению им социальных ценностей и приобретению социального опыта. Именно средовой подход является альтернативой авторитарному подходу в образовании. Организуемое косвенное влияние среды на учащегося позволяет задействовать те точки его развития, которые более всего нуждаются в развитии. И наоборот, существующая стандарто-ориентированность или необоснованные указания ученику, что и как ему нужно делать, отчуждают учебный процесс от личностных смыслов образования.

В совокупности вышеперечисленных подходов ключевая роль отводится полисубъектному подходу, который выступает как цементирующая основа для создания особой среды образования одаренных детей и подростков, их поддержки и сопровождения.

Полисубъектный подход определяет условия, закономерности и принципы такого взаимодействия субъектов образовательной среды, которое способно порождать новый тип общно-

Акту

Полисубъектное взаимодействие выражается:

1. Феноменологически - в актуальной и совместной деятельности партнеров (условие его возникновения).

сти - полисубъект, отражающий феномен единства развития внутренних содержаний реальных субъектов, объединенных совместной творческой деятельностью, что проявляется в способности к активности, действенности, интеграции, стремлении к преобразованию окружающего мира и себя. В отношении работы с одаренными детьми это означает также учет и ориентацию на развитие каждого субъекта, включенного в систему работы с одаренными детьми: учащегося, педагога, психолога, родителя и др.

Полисубъектное взаимодействие в образовании обеспечивает возможности его развития посредством создания условий для продуктивной диссемина-ции инновационного опыта.

Определим основные условия, закономерности и принципы взаимодействия субъектов образовательной среды, отвечающей полисубъектному подходу, если рассматривать это взаимодействие в рамках развивающейся системы (рис. 3).

2. Динамически - во взаимной направленности векторов их активности.

3. Структурно - в сложной системе особых по направленности общего раз-

Рис. 3. Условия взаимодействия субъектов образовательной среды, отвечающей полисубъектному подходу

вития отношений между субъектами, входящими в общность.

4. Инструментально - в создании условий для организации совместной деятельности и общения субъектов, в процессе которых происходит развитие.

5. Функционально - в принятии партнерами самого факта существования друг друга и построении принимающих отношений.

Полисубъектное взаимодействие оказывает влияние на самосознание полисубъекта, траектория развития которого выглядит следующим образом:

1. Выделение себя и возникновение чувства «Мы».

2. Становление образа полисубъекта и образа «Я» в нем.

3. Централизация разных отношений полисубъекта.

4. Рефлексия себя в процессе деятельности и диалога как внешнего, так и внутреннего.

В свою очередь, познание и понимание себя идет от осознания внешнего

мира и других субъектов и полисубъектов, их взаимоотношений и собственных отношений с ними. В качестве основной «единицы» анализа полисубъектного взаимодействия следует выбрать отношение между входящими в коллективный субъект субъектами. Термин «отношение» понимается как сложное, многокомпонентное и многоуровневое образование, устанавливающее связь между субъектом и различными объектами и субъектами. Такое образование насыщено потенциальными и актуальными смыслами, включающими в себя идеи целостности, активности, развития, взаимодействия, диалогичности, рефлексивности и творчества.

Современная система работы с одаренными детьми должна иметь сетевой характер (рис. 4) как на уровне взаимодействия обучаемых, так и педагогов, включая следующие процессы:

• функционирование,

• развитие,

• управление.

СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СЕТЕВОЙ СРЕДЫ

Рис. 4. Социальные компоненты сетевой среды

Общеизвестно, что необходимость требуется организовать взаимодействие в управлении появляется тогда, когда разных групп людей. Сущность управ-

ления заключается в том, чтобы это взаимодействие было целенаправленным.

Сетевое образование не следует отождествлять с использованием компьютерной сети интернет, хотя информационно-коммуникационные технологии, по-видимому, станут его естественным элементом. Взаимодействие в сети связано с иным содержанием и организацией, другим методическим и кадровым обеспечением всей образовательной инфраструктуры. Взаимодействие предстает не как традиционная вертикальная, иерархически организованная система, а как горизонтальная, самоорганизующаяся сеть. Доминирующие в ней связи и отношения - не субординационные, а информационные и кооперационные, это связи партнерства и сотрудничества.

Еще одной составляющей социального компонента сетевой среды выступает субъектное самосознание. Субъектное самосознание - это комплекс представлений участника сетевого взаимодействия о себе как о представителе определенного профессионального сообщества. Это целостный образ, включающий в себя систему отношений и установок к себе как субъекту общения. В отличие от других социальных групп, в группах сетевой среды нет строго определенных ролей и иерархической подчиненности. Группы профессионально-педагогического общения открыты для новых участников.

В сетевой среде устанавливаются социальные связи, которые можно определить как совокупность осознанных или неосознанных, необходимых и случайных, устойчивых и спонтанных зависимостей одних социальных субъектов и объектов от других. Их воздействия друг на друга - это комплекс факторов, обеспечивающих совместную деятель-

ность в сетевых общностях, объединяющих их в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию.

Сетевое взаимодействие обладает признаками самообучающейся организации, которая характеризуется стремлением к постоянному совершенствованию как каждого своего члена, так и всей организации в целом.

Самообучаемые организации возникают и развиваются в условиях постоянного изменения окружающей среды. Ее динамизм вынуждает организацию приспосабливаться, быть гибкой. Появление новых технологий активизирует организации на поиск встречных инноваций, что чрезвычайно актуально в работе с одаренной молодежью.

Модель системы работы с одаренными детьми в контексте полисубъектного подхода опирается на следующие принципы (рис. 5):

• системности, отражающей способ организации работы с одаренными детьми на основе системных взаимосвязей между образовательными и иными структурами;

• согласованности действий различных учреждений, организаций и физических лиц, вовлеченных в деятельность по поиску, выявлению, обучению, развитию и поддержке одаренных детей и подростков;

• многоуровневости и многофункциональности профессионально организуемой деятельности, обеспечивающей включенность в нее каждого ребенка с целью выявления его задатков и создания необходимых условий для их развития;

• доступности условий и услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одаренностей для всех детей независимо от территории проживания, социального положения и состояния здоровья;

• непрерывности, которая обеспечивает последовательное и целенаправленное развитие и поддержку одаренных детей на всех этапах обучения;

• адресной ориентации образовательных услуг, способствующих максимальному раскрытию и развитию личностного потенциала одаренных детей;

• открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одаренными детьми на разных уровнях;

• адекватности предоставляемых образовательных услуг уровню развития способностей детей; непрерывности и преемственности в их психолого-педагогическом сопровождении.

Рис. 5. Принципы работы с одаренными детьми в контексте полисубъектного подхода

Слова Ю.М. Лотмана о том, что культура общества, ставшая на путь унификации, усечения своих «способностей», обречена на эволюционный регресс, следует в равной степени отнести и к образованию [4]. Особенно это

актуально в отношении образования одаренных детей, которое должно быть ориентировано на раскрытие их индивидуальности и помощь в становлении в развивающемся мире.

1. Гершунский Б.С. Философия образова-нияя. М.: Флинта, 1998. 432 с.

2. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. М.: КомКнига, 2010.232 с.

3. Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Бетюпйке. Тарту. 1971. № 6. С. 228.

4. Смирнов С.А. Содержательные (пара-дигмальные) аспекты высшего социально-гуманитарного образования // Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России: аналит. доклад / под ред. Л.Г. Ионина. М.: Логос, 2003. С. 171-198.

УДК 37.01

С.Е. ШИШОВ, В.А. КАЛЬНЕЙ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ

Авторы размышляют о современном этапе технологического образования, под которым в самом общем виде понимают способы получения знаний и правила деятельности. В условиях технологического образования особое внимание необходимо уделить таким ключевым навыкам работы с информацией, как формирование рефлексивного мировоззрения, понимающего изменчивую природу информации и остающегося открытым к новым данным, готовность работать с противоречивой информацией, развитие культуры аргументации и дискутирования в целях достижения согласия и др. Ключевые слова: технологическое образование, цели образования, работа с информацией.

The authors reflect on the present stage of technological education, under which, in General terms, I understand: «ways of acquiring knowledge and rules of operation». In terms of technological education, special attention must be given to the following key skills: the formation of the reflexive worldview, understanding the changing nature of the information and remaining open to new data; willingness to work with conflicting information, the development of a culture of reasoning and discuss to achieve consent; etc. Keywords: technology education; goals of education; work with information.

Работы А.М. Новикова и особенно его «Основания педагогики» [1] заставляют задумываться над целями современного этапа развития образования.

В прошлом задача, которую ставили люди перед образованием, заключалась в том, чтобы научить ребенка чему-либо, передать ему накопленный предыдущими поколениями опыт материальной, культурной, духовной жизни. Ранее учитель исходил из того, что передаваемые подростку знания будут верными спутниками на протяжении всей жизни ученика.

А как сегодня? Согласно заветам А.М. Новикова [1] стоит оглянуться на окружающую нас действительность. Современность социально-экономического (но не социально-политического) состояния России характеризуется рядом факторов.

© Шишов С.Е., Кальней В.А., 2017

• Серьезная востребованность индивидуализма как необходимого элемента успешного развития рыночной экономики в стране. Молодые люди все меньше связаны традициями страны, семьи, коллективов учебных или профессиональных. Они не только знают свои права (правда, часто надуманные), но и вступают в борьбу, отстаивая их, сами формируют свою линию жизни и карьеры. Молодежь в сетевой псевдореальности активно общается, копирует образцы поведения, учится на множестве «нарисованных» образов «звезд интернета». Некоторые запоздало начинают понимать, что им предстоит самим нести личную ответственность за все свои промахи, ошибки, поражения или успехи.

• Многообразие вариантов возможного развития событий во всех сферах общественной и личной жизни. Существует практически неограниченное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.