УДК 373-056.45 ББК 60.55 З-30
Запалацкая Вероника Станиславовна, доцент кафедры педагогики Московского государственного областного гуманитарного института, e-mail: [email protected].
РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ КАК КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ
(рецензирована)
В статье рассматриваются вопросы организации работы с одаренными учащимися в контексте развития их субъектности, описываются подходы к обеспечению педагогической поддержки, раскрываются условия создания развивающей образовательной среды и наиболее эффективные модели развития одаренных школьников.
Ключевые слова: одаренные дети, субъектность, педагогическая поддержка, развивающая образовательная среда.
Zapalatskaya Veronica Stanislavovna, assistant professor of the Department of Pedagogy of Moscow State Regional Institute for the Humanities, e-mail: [email protected].
SUBJECTIVITY DEVELOPMENT AS A CONCEPTUAL FRAMEWORK FOR THE ORGANIZATION OF WORK WITH GIFTED CHILDREN
(reviewed)
The questions of the organization of work with gifted students in the context of their subjectivity have been considered, approaches to educational support have been described, terms of creating developing educational environment and he most effective models of gifted children development have been disclosed.
Keywords: gifted children, subjectivity, pedagogical support, developing educational environment.
На современном этапе в качестве одной из основных задач развивающего образования является помощь школьнику в становлении его как субъекта саморазвития. Особую актуальность этот процесс приобретает по отношению к одаренным детям, реализация интеллектуального и творческого потенциала которых в условиях массовой школы сопряжена с рядом трудностей.
Поэтому так важен поиск путей развития личности одаренного ребенка, в том числе, становление его субъектности. Очевидно, что решение этой проблемы связано с созданием специально организованной целостной системы обучения и воспитания одаренных детей (в отличие от распространенного в недавнем прошлом мнения, что «талант пробьется сам») и целенаправленной комплексной работы по выявлению и развитию их потенциала. Комплексность и системность обусловлены тем, что одаренность является системным образованием личности, так как она проявляется не только в выдающихся способностях, а тесно связана с личностными и характерологическими особенностями человека. Исследователи, занимающиеся проблемой одаренности, считают, что детский возраст является сензитивным для развития одаренности, так как от успешности развития потенциала одаренного ребенка зависит, перерастет ли одаренность в устойчивое качество личности или останется особенностью возрастного развития (феномен вундеркиндов) [1, 2,
3].
К числу факторов, обусловливающих проявление и развитие одаренности, относятся высокий уровень познавательной активности и познавательной потребности как внутреннее условие развития одаренного ребенка и среда, в которой он развивается, - как внешнее условие [2]. Наличие познавательной активности и познавательной потребности является главной характеристикой одаренного ребенка. Эти качества стимулируют в ребенке желание заниматься деятельностью, появляется мотивация. Известно, что способности развиваются именно в процессе деятельности, в непосредственной зависимости от активности и определяется ею. Говоря о мотивации как об одной из причин познавательной
активности, необходимо отметить, что в настоящее время ключевой характеристикой потенциала личности считают не выдающийся интеллект, высокую креативность или наличие специальных способностей, как считалось ранее, а ее мотивацию. Это обусловлено тем, что мотивация обеспечивает удовольствие от совершаемой ребенком деятельности и удовлетворение ее результатом, возникновение положительного эмоционального фона создает дальнейшие стимулы для продолжения этой деятельности и обеспечивает условия для развития способностей к ней. Мотивированная деятельность характеризуется такими качествами, как упорство, настойчивость, целеустремленность, высокая работоспособность, организованность, которые относятся к волевой сфере. Личностное развитие и прежде всего развитие характерологических волевых качеств обеспечивает среда [4]. При этом ведущая роль в организации и объединении всех средовых влияний принадлежит педагогу. Общение между учителем и учеником, являются одним из основных факторов, который стимулирует проявление и развитие одаренности и является благоприятным для развития личностных и характерологических качеств ребенка.
В настоящее время уже не подвергается сомнению тот факт, что для успешного развития одаренных детей необходим специально подготовленный педагог, так как работа с этими детьми требует изменений в содержании, процессе, конечных целях и самой атмосфере обучения. Воспитательная работа с одаренными детьми также имеет свои особенности: она должна быть направлена на формирование такой личности, которая станет «воспитателем» собственных способностей. Чаще всего это оказывается не по силам неподготовленному учителю и вызывает много отрицательных последствий для развития одаренных детей. Поэтому учителю для работы с одаренными детьми необходимо обладать следующим комплексом качеств:
- личностных (позитивная Я-концепция, целеустремленность, зрелость - четкое осознание своих целей и задач, эмоциональная стабильность, чуткость);
- профессиональных (знания и умения, помогающие развитию каждого ребенка; знания и умения, способствующие развитию общей и специальной одаренности; умение идентифицировать одаренных детей; выбор оптимальных форм обучения для них; разработка и индивидуализация учебных программ; оценка результативности обучения; консультирование одаренных детей и их родителей);
- поведенческих (умение слушать; умение создавать вдохновляющую атмосферу; владение техникой постановки вопросов; на уровне межличностных отношений - учитель получает удовлетворение от учеников как от интересных людей и позволяет учить себя).
Понимание ребенка как субъекта саморазвития дает возможность рассматривать в качестве психологического механизма этого развития концепцию посредничества [5]. Суть этой концепции заключается в том, что посредник как соучастник в развитии ребенка, учитывая его особенности, потребности, возможности и т.п., ведет его по пути совершенствования.
Близость данной концепции принципам, на основе которых в современной педагогической науке и практике строится процесс педагогической поддержки, позволяют определить ее как способ посредничества [6, 7, 8, 9]. Общим для этих принципов является отношение к другому человеку как к самоценной личности, предоставление ему свободы в выборе и самопроявлении, помощь в самопознании и самовыражении [10]. Все это обеспечивает развитие потенциальных возможностей одаренного ребенка.
Таким образом, в качестве педагогических условий развития одаренных детей можно выделить развивающую ориентационную среду и педагогическую поддержку.
Организация среды обеспечивается следующими условиями:
- создание ориентационного поля развития;
- обогащение среды, в которой происходит развитие одаренного ребенка, и, как следствие, стимулирование его общего развития;
- возбуждение в ребенке интереса как фактора стимулирования его активности;
- творческое участие ребенка в деятельности, дающее возможность самопознания, самореализации;
- организация и самоорганизация.
Педагогическая поддержка выступает как процесс взаимодействия (сотрудничества, содействия) между учителем и учеником, направленный на развитие субъектности последнего и предоставляющий ему возможности для личностного саморазвития, самопознания и самореализации, формирующий его эмоционально-волевую сферу и стимулирующий развитие интеллектуальной и мотивационной сфер. При этом педагогическая поддержка должна включать поддержку личностной, эмоциональной и когнитивной сфер. Личностная педагогическая поддержка предполагает отношение к другому как к самоценной личности, предоставление свободы в выборе и самопроявлении, помощь в самопознании как необходимом условии регулирования своей деятельности. Эмоциональная поддержка - это поддержка эмоциональных переживаний, реакций ребенка. Потребность в самовыражении (самореализации) у одаренных детей является чрезвычайно высокой (чем выше уровень одаренности, тем сильнее эта потребность). Поэтому всем эмоциональным проявлениям, которые представляют собой реализацию этой потребности, также необходимо оказывать поддержку. Когнитивная поддержка подразумевает поддержку развития интеллектуальной сферы одаренного ребенка. Учителю необходимо стимулировать познавательные способности и интерес детей, создавать на занятиях атмосферу вдохновения и ситуацию успеха. Обобщая, еще раз подчеркнем, что для развития одаренного ребенка необходимо организовать целостную систему его обучения и воспитания, обеспечивающую комплексность педагогических воздействий.
Последний период социально-экономического развития нашей страны, в том числе и системы образования, характеризуется интеграционными процессами, позволяющими создавать новые условия для образования детей не только в отдельной школе или учреждении дополнительного образования детей, но и в рамках системы более высокого порядка - муниципальной. В этом случае одаренный ребенок в процессе своего развития может выходить за рамки школы, выбирать образовательные услуги, оказываемые другими типами образовательных учреждений в своем районе.
Наиболее эффективной моделью развития одаренных школьников является городское научное общество с различными секциями. В рамках его деятельности осуществляется приобщение одаренных детей к исследовательскому поиску. Основными принципами организации работы научного общества являются интеграция различных видов деятельности, непрерывность, межпредметное профильное обучение. Совокупность этих принципов означает, что в ходе работы над исследовательской задачей в течение учебного года происходит объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности учащихся, причем в рамках, расширяющих границы одного предмета или профиля.
Демонстрация достижений одаренных учащихся осуществляется на научнопрактической конференции, к работе в которой привлекаются ведущие ученые, преподаватели вузов, общественные деятели т.д.
Организация исследовательской деятельности школьников может быть осуществлена посредством создания Ассоциации школ. В этом случае обеспечивается концентрация материальных, технических, кадровых и иных ресурсов для осуществления деятельности по поиску, выявлению, обучении, развитию и поддержки одаренных детей. Каждая из школ организует исследовательские и творческие лаборатории в тех предметных (или межпредметных) областях, которые она успешно может реализовать с учетом своего ресурсного потенциала, проводит методические семинары по данному направлению, организует интеллектуальные и творческие состязания.
В каникулярный период Ассоциацией могут быть организованы профильные лагеря. Они комплектуются из учащихся 7-10-х классов общеобразовательных учреждений, успешно участвовавших в предметных олимпиадах и конкурсах, работе исследовательских лабораторий.
Программа профильного лагеря обычно включает комплекс мероприятий по организации учебно-познавательной и культурно-досуговой деятельности детей. Работа профильного лагеря должна строиться на разумном сочетании теоретических и практических занятий и отдыха, с учетом интересов учащихся. Учебный процесс включает в себя научно-
популярные лекции, семинары, проектную деятельность, творческие мастерские, практикумы, проведение конкурсов и олимпиад.
Еще одним перспективным направлением в системе работы с одаренными детьми является использование современных информационных и телекоммуникационных технологий, которое следует рассматривать как механизм сопровождения их обучения, развития и поддержки. Дистанционная поддержка одаренных школьников кардинально меняет организацию обучения и способствует:
- эффективной реализации индивидуального подхода и личностной ориентации содержания обучения учащихся;
- активизации работы учащихся на основе использования творческих заданий и проектирования;
- расширению возможностей педагогов в работе с одаренными детьми, особенно в организации их самостоятельной работы во внеурочное время;
- увеличению доступности использования дополнительного материала учащимися для углубленного изучения отдельных тем и разделов предметов;
- расширению доступа учащихся к различным источникам информации.
Одним из факторов, создающих предпосылки для успешного обучения одаренных детей с использованием средств ИКТ и Интернета является то, что таких детей характеризует высокая самостоятельность в процессе познания, они активно и с удовольствием занимаются самообразованием. Эти дети могут учиться автономно, в том числе, и при поддержке опытного ментора. Поэтому разработка специальных компьютерных обучающих программ, расширяющих возможности реализации новых способов и форм самообучения и саморазвития, а также компьютеризация контроля знаний будут способствовать реализации принципа индивидуализации обучения, необходимого для одаренных учащихся. Благодаря современным средствам ИКТ создаются условия для построения адекватной запросам личности индивидуальной образовательной траектории, развития творческого потенциала одаренного ребенка. Кроме того, в процессе получения дополнительного образования с использованием средств ИКТ появляются возможности для формирования социальной компетентности одаренного школьника, в частности, развития его коммуникативных способностей.
Для развития одаренных детей с использованием Интернета можно выделить следующие приоритетные направления, которые легко просматриваются при анализе существующих на данный момент в Интернете ресурсов для одаренных детей, родителей и педагогов, работающих с ними:
- использование сети Интернет для распространения информации об особенностях обучения одаренных детей, методике, психологии и т. д.; выход на различные целевые группы заинтересованных потребителей информации; создание сетевых сообществ пользователей Интернета, занимающихся проблемой одаренности;
- поиск и выявление одаренных детей;
- психологическая и методическая консультационная помощь семьям, в которых одаренные дети получают домашнее воспитание и педагогам, работающих с одаренными детьми;
- дистанционное обучение одаренных детей, проведение различных курсов, факультативов, исследовательских проектов и программ, интеллектуальных состязаний;
- дистанционная индивидуальная (менторская) поддержка одаренных учащихся и т.
д.
Сегодня назрела необходимость в создании образовательных порталов регионального уровня для поддержки деятельности по обучению, развитию и поддержки одаренных школьников. Их функционирование предназначено для размещения учебнометодических и информационных материалов для учащихся и учителей, консультационных материалов для родителей, диссеминации инновационного опыта работы с одаренными детьми, организации интерактивного взаимодействия одаренных школьников с менторами.
Литература:
1. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности «Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997.
2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 464 с.
3. Рабочая концепция одаренности / отв. ред. Д.Б. Богоявленская, науч. ред. В.Д. Шадриков. М., 2003. 95 с.
4. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2000. 128
с.
5. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурноисторической теории Л.С. Выготского). М., 1994. Гл. 4.
6. Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, Речь; М.: Сфера, 2010. 158 с.
7. Теория и практика индивидуального социально-педагогического сопровождения подростков / под ред. С.А. Расчетиной, В.Э. Зюсса. СПб.: Росток, 2006. 256 с.
8. Фиофанова О.А. Проектирование модальностей взросления подростков в воспитательном пространстве: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008. 50 с.
9. Буренина С.Ю. Практико-ориентированная подготовка студентов к
педагогическому сопровождению и поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации // Вестник Псковского гос. ун-та. Серия: Социально-гумани-тарные и психологопедагогические науки. 2009. №7. С. 206-210.
10. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к
педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 296 с.
References:
1. Babaeva J. D. Dynamic theory of giftedness “The main current concepts of creativity and giftedness ” / ed. D. B. Bogoyavlenskaya. M.: Young Guard, 1997.
2. Leites N. S. Age giftedness and individual differences: selected works. M.: MPSI; Voronezh: MODEK, 2003. 464p.
3. Working concept of giftedness / Ed . D. B. Bogoyavlenskaya, sc. ed. V. D. Shadrikov. M, 2003. 95 p.
4. Jasvin V. A. Examination of the educational environment of the school. M.: September, 2000. 128 p.
5. Elkonin B. D. Introduction to the developmental psychology (in the tradition of L.S. Vygotsky cultural- historical theory). M., 1994. Ch. 4.
6. Kasitsina N.V., Mikhailova N. N., Yusfin S. M. Four tactics of pedagogy of support. Effective ways of interaction between a teacher and a student. SPb.: Agency of educational cooperation, Educational projects, Speech; M.: Sphere, 2010. 158 p.
7. Theory and practice of individual socio- pedagogical support for teenagers / ed. S.A. Raschetina, W. E. Zuess. SPb.: Rostock, 2006. 256p.
8. Fiofanova O.A. Design of adolescents’ growing up modalities in educational space: abstr. Diss. ... Doc. Ped. M., 2008. 50p.
9. Burenina S. Y. Practice- oriented training of students for pedagogical support, and support for children in difficult situations // Bulletin of Pskov State University. Series: Socio- humanitarian and psycho -pedagogical sciences. 2009. № 7. P. 206-210.
10. Gazman O.S. Non-classical education: from the authoritarian pedagogy to the pedagogy of freedom. M.: Miros, 2002. 296p.