Научная статья на тему 'Готовность педагога к работе с одаренными детьми'

Готовность педагога к работе с одаренными детьми Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
61
9
Поделиться
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА / ФЕНОМЕН УСПЕШНОГО ПЕДАГОГА / ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / GIFTEDNESS. READINESS OF THE TEACHER. PORTRAIT OF A SUCCESSFUL TEACHER. LEARNING PROBLEMS

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Мубаракшина А.Р., Яруллина А.Ш., Саляхутдинова Д.Р.

В настоящее время на всех ступенях образования существует острая проблема готовности педагогов к обучению и воспитанию одаренных детей. В статье рассмотрены основные причины данного явления, такие как стереотипы в сознании педагогов, отсутствие хорошо разработанных методических пособий, специальных условий для работы с одаренными детьми, мотивации самих педагогов.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Мубаракшина А.Р., Яруллина А.Ш., Саляхутдинова Д.Р.,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Готовность педагога к работе с одаренными детьми»

УДК 378

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

А. Р. Мубаракшина, А. Ш. Яруллина

mubarakshina-aigul@mail.ru, yarullina-74@mail.ru

Казанский (Приволжский) федеральный университет (Елабужский филиал), Республика Татарстан, Россия

Д. Р. Саляхутдинова

d.salyahutdinova@yandex.ru

Высшая школа экономики, г. Москва, Россия

Аннотация. В настоящее время на всех ступенях образования существует острая проблема готовности педагогов к обучению и воспитанию одаренных детей. В статье рассмотрены основные причины данного явления, такие как стереотипы в сознании педагогов, отсутствие хорошо разработанных методических пособий, специальных условий для работы с одаренными детьми, мотивации самих педагогов.

Ключевые слова: одаренность, готовность педагога, феномен успешного педагога, проблемы обучения

В России живет огромное количество одаренных детей, большинство из которых не могут реализовать себя во взрослой жизни. Существует много факторов, способствующих данному явлению, но мы полагаем, что ключевую роль в процессе развития и становления личности играет деятельность педагога.

Целью нашего исследования было намечено определение личностной готовности педагога к работе с одаренными обучающимися и выявление их профессиональной компетентности в данной сфере.

Задачи:

1. Изучение определения одаренности;

2. Анализ анкет и тестов педагогов в данной области;

3. Предложение альтернативных вариантов по улучшению сложившейся ситуации.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В качестве методов использовалось наблюдение за работой педагогов в МБОУ СОШ

№ 9 г. Елабуга, в филиале ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) Федеральный университет г. Елабуга, а также анализ работ по теме « Готовность педагога к работе с одаренными детьми ». Особое внимание уделялось анкетированию и тестированию педагогов в сфере одаренности, из данных результатов была составлена выборка, в целях отражения существования намеченной проблемы в разных субъектах РФ: Ульяновске, Волгограде, Тольятти, Челябинске, Елабуге.

Одаренными являются дети, способности которых значительно отличаются от возможностей их сверстников. Она может проявляться в одной или нескольких областях: интеллектуальной, творческой, художественной и научной. Весьма важно как для самого ребенка, так и для общества в целом обнаружить его потенциал как можно раньше и оказывать поддержку в его развитии. [1] В таком случае мы говорим о становлении субъектности личности ребенка [10-11].

В России уже с 2016 года наблюдается значительная нехватка квалифицированной рабочей силы во множестве ключевых отраслей: здравоохранении, образовании, проектировании и информационных технологиях. Власти привлекают молодых специалистов из-за рубежа или наращивают уже имеющиеся кадры путем переобучения, но это требует дополнительных затрат и является весьма не выгодным для успешного развития экономики страны.

При этом стоит отметить, что в России одаренных детей насчитывается около 7 %, а «потенциально одаренных» — до 30 %.[2]. В СССР и в Российской Федерации на-

коплен достаточный опыт работы с одаренной молодежью. Напомним, что в 2012 году президент РФ утвердил концепцию общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Как результат, за последние несколько лет в стране увеличилось количество лицеев, гимназий, специализированных школ, реализующих обучение и воспитание одаренных детей. Десятки тысяч школьников и студентов участвуют во всевозможных конкурсах и олимпиадах, но зачастую не находят себя во взрослой жизни. По этой причине в концепции были намечены следующие направления выявления и развития молодых талантов:

а) развитие и совершенствование нормативно-правовой базы образования, экономических и организационно-управленческих механизмов, вдобавок научной и методической базы научных и образовательных учреждений;

б) повышение качества системы подготовки педагогических и управленческих кадров;

г) реализация системы мероприятий, направленных на решение поставленных задач на различных уровнях;

д) развитие и совершенствование системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний [3].

Также на данный момент существует международный портал http://globaltalents.ru/, где зарегистрировано более 16000 участников, и это число растет с каждым днем, а также действует Общероссийское Общественное движение «Одаренные дети - будущее России». Данные проекты проводят различные конкурсы, дают возможность одаренным детям общаться друг с другом, обмениваться опытом, получать новые знания, проявлять себя, побеждать, также им оказывают всевозможную поддержку в развитии их потенциала. [4]

Однако спустя 5 лет после утверждения концепции заметных улучшений в данной сфере не наблюдается. Мы полагаем, что причина кроется в обучении одаренных детей и приводим ряд причин, подтверждающих нашу гипотезу:

Способности одаренных детей все также оцениваются по результатам выполнения предметных проверочных работ, в которых ребенок не может полностью проявить свои способности.

(Опыт графств Бровард доказывает, что при выявлении одаренности не стоит полагаться лишь на мнение учителей и их родителей.)[5]

Также нет хорошо разработанных методических рекомендаций в помощь педагогу.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Из-за отсутствия достаточного количества специализированных учреждений, классов педагог либо вынужден уделять больше внимания одаренному ребенку в ущерб основной группе учащихся, либо наоборот.

Одаренных детей готовят к олимпиадам, но не стремятся развить их профессиональные способности, практические навыки для дальнейшей жизни.

Многим педагогам в работе с одаренными детьми мешают стереотипы, сформированные в их сознании, такие как:

- работа с одаренным ребенком доставляет только удовольствие и радость;

- все показатели одаренных учеников превышают норму;

- у одаренных детей выражена высокая активность и мотивация к учебе, и они всегда являются лидерами в классе, группе;

- если ребенок находится в неблагоприятной среде или у него наблюдается задержка в развитии, то эти факторы полностью исключают существование одаренности.

Отдельно стоит отметить и загруженность психологов (1 работник на тысячи детей) - сотрудник не в состоянии провести полноценную беседу с каждым, дать несколько заданий различного типа, внимательно проанализировать их, выявить по итогам определенные способности и периодически заниматься с каждым из одаренных детей, направляя их.

Наши доводы подтверждают некоторые исследования, например, Губиной М.В (г.Ульяновск) с использованием теста «Определение склонности учителя к работе с одарёнными детьми», разработанного А.И. Доровским. Было опрошено 65 педагогов, в результате выяснилось, что лишь 2 % свойственна большая склонность к работе с одарёнными детьми (имеют большой потенциал и способность стимулировать и поддерживать творческую активность учеников.) У 98 % педагогов есть склонность к работе с одарёнными детьми, но им необходима реализация дополнительных стремлений, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе.[9]

Согласно исследования Долговой В.В. критический уровень сформированности профессиональной компетенции присущ 68,57% педагогов, достаточный - 25,71% и оптимальный лишь - 5,72% .[7]

Для устранения данной проблемы нами сформирован «портрет» педагога, способного успешно работать с одаренными учащимися, который включает в себя:

1. Наличие знаний о различных аспектах проявления одаренности, критериях выявления и формах работы с одаренными детьми, личностных особенностях, как самих одаренных детей, так и их родителей, технологий работы с ними;

2. Умение воспитывать, оказывать посредническую помощь и поддержку одаренным обучающимся и их родителям, а также консультировать; (Пример Соединенных Штатов Америки: в 2005 году Стефани Толан создала отдел консультирования и руководства национальной ассоциации одаренных детей, чтобы дать взрослым (учителям, родителям) больше знаний в этой сфере. Результаты работы дали положительные результаты) [1]

3. Развитие познавательной и внутренней профессиональной мотивации, потребности в личностном росте и совершенствовании, вдобавок осознание достоинств и недостатков собственной деятельности и желание исправлять ошибки и повышать успехи;

4. Наличие таких качеств, как креативность, коммуникативность, инициативность, независимость (способность работать в одиночку), объективность, толерантность, любовь к детям, адекватная самооценка, дивергентное мышление, педагогический такт и т.д.[5];

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

С 1975 года Всемирный совет по одарённым и талантливым детям ведет деятельность по изучению, обучению и воспитанию таких детей. Перечислим некоторые из принципов обучения одаренной молодежи, предложенных ведущим Институтом США:

1) учебная программа для одаренных учеников должна предоставлять им возможность исследовать постоянно изменяющийся поток информации;

2) должна способствовать тщательному подбору и использованию соответствующих ресурсов для их обучения;

3) должна стимулировать самоуправление процессом обучения учащимися,

4) должна обеспечивать развитие понимания своего внутреннего мира, строения межличностных, социальных взаимоотношений;

Как показывает мировой опыт, выгодно отличаются педагоги, прошедшие специальную подготовку по проблеме выявления, развития, обучения одаренных детей.[2]

По этой причине Долгова В. В. разработала программу повышения квалификации «Подготовка учителей к работе с одаренными детьми», содержащую пять модулей:

1. Профессиональный стандарт педагога (Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2014 № 1115н)

2. Одаренные дети и образование. (Знакомство с «Рабочей концепцией одаренности» под ред. Богоявленской Д.Б.)

3. Диагностика детской одаренности. (Методики диагностики детской одаренности, важность ее выявления на ранней стадии развития)

4. Образовательные технологии в работе с одаренными детьми. (Отличительные характеристики традиционных технологий обучения от инновационных, направленных на развитие качеств личности обучаемого.)

5. Разработка системы занятий для одаренных детей.[7]

Показатели анкетирования педагогов после прохождения обучения по этой методике свидетельствовали о целесообразности реализации программы обучения учителей к работе с одаренными детьми на курсах повышения квалификации (по результатам контрольного эксперимента достаточный уровень повысился на 20%, а критический снизился на соответствующую величину).

Таким образом, готовность педагогов к работе с одаренными обучающимися во многих субъектах Российской Федерации в данный момент находится на достаточно низком уровне, данное явление обусловлено отсутствием мотивации к совершенствованию своих профессиональных качеств и знаний в данной сфере. Данная ситуация может быть скорректирована, если педагоги в работе с лицами, проявляющими неординарные способности будут ориентироваться на приведенные критерии успешного педагога, а также будут систематически проходить курсы повышения квалификации по работе с одаренными детьми.

Литература

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

1. Stephanie Tolan Change Your Story, Change Your Life.. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2011. // National association for Gifted Chidren URL: https://www.nytimes.com/2016/04/10/upshot/why-talented-black-and-hispanic-students-can-go-undiscovered.html (дата обращения: 20.11.2017).

2. Детская одаренность // Файловый архив студентов URL: https://studfiles.net/preview/3562970/page:2/ (дата обращения: 06.11.2017).

3. Рождественская И.А. Развитие системы подготовки школьников к участию во всероссийской олимпиаде в условиях муниципального образования. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013

4. Дефицит рабочей силы в России // Новые известия URL: https://newizv.ru/article/general/07-06-2017/v-rossii-nablyudaetsya-defitsit-kvalifitsirovannoy-rabochey-sily-b676a05e-e0b2-4f1a-9e46-375db06ab6c5 (дата обращения: 06.11.2017).

5. By Susan Dynarskil Why Talented Black and Hispanic Students Can Go Undiscovered // The New York Times. 2016.

6. Одаренные дети - ресурс человеческого потенциала современной России // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» URL: https://iq.hse.ru/more/education/odarennie-deti (дата обращения: 06.11.2017).

7. Долгова В.В. Технология подготовки учителей к работе с одаренными детьми в системе повышения квалификации. дис. ... ст-ка пед. наук: 44.04.02. Тольятти , 2017.

8. Галкина Л. А. Подготовка социального педагога в вузе к работе с одаренными детьми младшего школьного возраста : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Волгоград, 2015.

9. Губина М.В. Изучение личностной готовности педагога к профессиональной деятельности с одаренными детьми // Фундаментальные исследования. 2011. - № 8 (часть 2) - С. 269-273.

10. Мухаметзянова Ф.Г., Панченко О.Л. Феномен субъектности в семантическом пространстве // Мир психологии. 2017. № 4 (92). С. 137-148.

11. Мухаметзянова Ф.Г., Яруллина А.Ш., Вафина В.Р., Бисерова Г.К. Феномен субъектности студента вуза как индикатора интеграции психологии и педагогик // Интеграция образования. 2013.№1 (70)- С.47-52.

Авторы публикации

А. Р. Мубаракшина, студент Елабужского филиала Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга, Россия, mubarakshina-aigul@mail.ru

А. Ш. Яруллина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Елабужского филиала

Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга, Россия, yarullina-74@mail.ru

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Д. Р. Саляхутдинова, студент, Высшая школа экономики, г.Москва, Россия, d.salyahutdinova@yandex.ru

READINESS OF THE TEACHER TO WORK WITH GIFTED CHILDREN

A. Mubarakshina*, A. Yarullina**

mubarakshina-aigul@mail.ru *, yarullina-74@mail.ru **

Kazan Federal University (Elabuga branch), Elabuga, Russia

D. Salyakhutdinova

d.salyahutdinova@yandex.ru

Higher School of Economics, Moscow, Russia

Abstract: At present, there is an acute problem of the readiness of teachers to teach and educate gifted children, which can be seen at all levels of education. The reasons for this phenomenon are considered in the article, such as stereotypes in the minds of teachers, the lack of well-developed methodological aids, special conditions for working with gifted children, and the motivation of the teachers themselves

Keywords. Giftedness. Readiness of the teacher. Portrait of a successful teacher. Learning problems

References

1. Stephanie Tolan Change Your Story, Change Your Life. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2011. // National association for Gifted Chidren URL: https://www.nytimes.com/2016/04/10/upshot/why-talented -black-and-hispanic-students-can-go-undiscovered.html (date of circulation: November 20, 2017).

2. Children's giftedness // File archive of students URL: https://studfiles.net/preview/3562970/page:2/ (filing date: 06.11.2017).

3. Rozhdestvenskaya IA Development of the system of preparation of schoolchildren for participation in the All-Russian Olympiad in conditions of municipal formation. Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University. 2013

4. Labor shortage in Russia // New news URL: https://newizv.ru/article/general/07-06-2017/v-rossii-nablyudaetsya-defitsit-kvalifitsirovannoy-rabochey-sily-b676a05e-e0b2-4f1a -9e46-375db06ab6c5 (date of circulation: 06.11.2017).

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

5. By Susan Dynarskil Why Talented Black and Hispanic Students Can Go Undisco-vered // The New York Times. 2016.

6. Gifted children - the resource of the human potential of modern Russia // The National Research University "Higher School of Economics" URL: https://iq.hse.ru/more/education/odarennie-deti (date of circulation: 06.11.2017).

7. Dolgov VV The technology of training teachers to work with gifted children in the system of advanced training. dis. ... ct-ka ped. Sciences: 44.04.02. Togliatti, 2017.

8. Galkina LA Preparation of a social pedagogue in the university for work with gifted children of primary school age: dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.08. Volgograd, 2015.

9. Gubina M.V. The study of the personal readiness of the teacher for professional work with gifted children // Fundamental research. 2011. - No. 8 (part 2) - P. 269-273.

10. Mukhametzyanova F. G., Panchenko O. L. The phenomenon of subjectivity in semantic space // The World of Psychology. 2017. No. 4 (92). Pp. 137-148.

Authors of the publication

A. Mubarakshina, student of the Kazan Federal University (Elabuga branch), Kazan, Russia, Email: mubarakshina-aigul@mail.ru

A. Yarullina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Kazan Federal University (Elabuga branch), Kazan, Russia, Email: yarullina-74@mail.ru

D. Salyakhutdinova, student, Higher School of Economics, Moscow, Russia, d.salyahutdinova@yandex.ru

Дата поступления 22.03.2018