Таблица 1
Показатели силовых способностей девушек за период педагогического эксперимента
Виды контрольных упражнений Исходные данные Конечные данные Сдвиг % t p
M & m M & m
1.Поднимание туловища за 30 с. 20,6 3,8 1,2 25,3 2,5 0,8 4,7 22,8% 3,3 <0,05
2. Отжимание от пола, раз 12,4 0,55 0,17 19,4 4,8 1,5 5 34,7% 11,8 <0,5
3. Вис на высокой перекладине на согнутых руках, с 32,8 5,1 1,6 41 6,1 1,9 8,2 25% 3,4 <0,01
4. Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, раз 9,3 2,2 0,7 18,8 2,2 0,7 9,5 102% 6,8 <0,001
5. Прыжки в длину с места, см 176,2 9,7 3,08 183,5 8,5 2,7 7,3 4,14% 4,09 <0,001
упражнений-тестов на констатирующем этапе эксперимента выявило их уровень как средний и низкий.
2. Анализ силовых способностей девушек по окончании педагогического эксперимента выявил достоверные сдвиги по всем видам контрольных испытаний: в тесте «Поднимание туловища за 30 с.» сдвиг составил 22,8% ^<0,05), в тесте «Отжимания» 34,7% ^<0,5), в тесте «Вис на высокой перекладине на согнутых руках» 25% ^<0,01), «Подтягивание на
низкой перекладине из виса лежа» 102% ^<0,001), в тесте «Прыжок в длину с места» 4,14% ^<0,001).
3. Целенаправленная тренировка силовых способностей девушек старшего школьного возраста экспериментальной группы на тренажерной установке с применением упражнений изокинетического характера позволила получить положительные достоверные сдвиги по всем видам контрольных упражнений.
Библиографический список
1. Бальсевич В.К. Онтогинезиология человека. Москва, 2000.
2. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. Москва, 2014.
References
1. Bal'sevich V.K. Ontogineziologiya cheloveka. Moskva, 2000.
2. Holodov Zh.K. Teoriya imetodika fizicheskoj kul'tury isporta: uchebnik dlya studentov uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovani-ya. Moskva, 2014.
Статья поступила редакцию 28.05.15
УДК 371.485
Zapalskaya V.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Rector's Chief Advisor, Moscow State Regional University (Khimki, Russia),
E-mail: [email protected]
SYNERGETICS AS A METHODOLOGICAL BASIS FOR DESIGNING REGIONAL MODELS OF WORK WITH GIFTED CHILDREN. The article explains the synergetic approach to the development of regional models work with gifted children, which is based on cooperative interaction. Synergetic approach involves the integration of institutions of education, science, culture, sports, youth policy and other departments, the concentration of human and material resources. One form of implementation of the synergetic approach supports networking, which is possible under the conditions: joint activities of network participants; common information space and mechanisms that create the conditions for networking. Network regional models work with gifted children are aimed at the continuous development of the gifted child, providing a focused and systematic nature of the activity.
Key words: synergetic approach, regional models work with gifted children, corporate interaction, networking.
В.С. Запалацкая, канд. пед. наук, главный советник ректора Московского государственного областного
университета, г. Химки, E-mail: [email protected]
СИНЕРГЕТИКА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В статье обосновывается синергетический подход к разработке региональных моделей работы с одаренными детьми, в основе которого лежит кооперативное взаимодействие. Синергетический подход предполагает интеграцию организаций образования, науки, культуры, спорта, молодежной политики и других ведомств, концентрацию человеческих и материально-технических ресурсов. Одной из форм реализации синергетического подхода выступает сетевое взаимодействие, которое возможно при условиях: совместная деятельность участников сети; общее информационное пространство и механизмы, создающие условия для сетевого взаимодействия. Сетевые региональные модели работы с одаренными детьми направлены на непрерывное развитие одаренного ребенка, обеспечивая целенаправленный и системный характер деятельности.
Ключевые слова: синергетический подход, региональные модели работы с одаренными детьми, корпоративное взаимодействие, сетевое взаимодействие.
Сложность и динамизм жизни современного общества вызывают необходимость усиления внимания к проблеме выявления и развития одаренных детей, изучения условий и факторов, способствующих их самореализации.
История развития исследований и практики обучения одаренных детей в России прошла многолетний путь эволюции, этапы которой соответствовали существующим образователь-
ным парадигмам и уровню развития психологической науки. Последней потребовалось несколько десятилетий, чтобы от теории Б. М. Теплова, осуществившего глубокий анализ проблемы способностей, перейти к созданию Рабочей концепции одаренности (авт. Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин и др.) [1]. В ней на основе результатов фундаментальных отечественных исследований,
современных тенденций мировой науки и опыта работы с одаренными детьми впервые было дано определение одаренности, рассмотрены ее виды и формы проявления.
Существенную роль для создания в России системы работы с одаренными детьми сыграла федеральная целевая программа «Одарённые дети» как составная часть президентской программы «Дети России» [2]. Она сконцентрировала внимание педагогической общественности на проблеме одаренности и заложила научно-методические основы деятельности по выявлению, развитию и социализации одаренных детей.
В 2012 г. была утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [3] и разработан Комплекс мер по её реализации [4]. Настоящая Концепция определяет принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также направления её функционирования.
Несомненным позитивным результатом принятия Концепции можно считать новый импульс в деятельности образовательных структур по работе с одарёнными детьми. В настоящее время в регионах России наблюдается активный поиск и создание определенных структур, а также соответствующих программ выявления, развития и поддержки одаренных детей. Одной из главных задач в этом процессе является поиск ресурсов, которые могут быть предоставлены как извне, так и за счет концентрации внутренних резервов. Самым быстрым и продуктивным может стать выявление необходимых ресурсов в самой системе, так как получение их из внешней среды не всегда возможно. Такой подход получил название синергетического [5; 6; 7] и в отношении организации работы с одарёнными детьми на региональном уровне, мы рассматриваем его как наиболее эффективный.
Главным достоинством синергетического подхода является кооперативное взаимодействие, что в нашем случае означает интеграцию деятельности организаций образования, науки, культуры, спорта, молодежной политики и других ведомств, концентрацию человеческих и материально-технических ресурсов. Это позволит реализовать идею непрерывного развития одаренного ребенка и придаст работе с одаренными детьми целенаправленный и системный характер.
Реализация кооперативного взаимодействия может быть осуществлена в форме сетевого взаимодействия, под которым понимают способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических, кадровых ресурсов. Сетевое взаимодействие возможно при следующих условиях:
- совместная деятельность участников сети;
- общее информационное пространство;
- механизмы, создающие условия для сетевого взаимодействия.
Механизмом сетевого взаимодействия может стать координационный совет сети, ключевыми функциями которого будут экспертная деятельность и популяризация инновационных разработок участников сети не только профессиональному сообществу, но и всему обществу.
Важно отметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, но также идет процесс диалога между участниками и процесс отражения опыта друг друга. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом.
Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора или зеркала, которое позволяет увидеть уровень собственных достижений и дополнить их чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. У участников сети наблюдается потребность друг в друге, в общении равных по статусу специалистов и организаций.
Региональная система работы с одарёнными детьми, реализующая синергетический подход, должна удовлетворять следующим принципам:
- системности, отражающий способ организации работы с одаренными на основе системных взаимосвязей между образовательными и иными структурами региона;
- согласованности действий различных организаций и физических лиц, вовлеченных в деятельность по поиску, выявлению, обучению, развитию и поддержке одаренных детей и подростков;
- многоуровневости и многофункциональности профессионально организуемой деятельности, обеспечивающей включен-
ность в нее каждого ребенка с целью выявления его задатков и создания необходимых условий для их развития;
- доступности условий и услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одаренностей для всех детей независимо от территории проживания, социального положения и состояния здоровья;
- непрерывности, обеспечивающего последовательное и целенаправленное развитие и поддержку одаренных школьников на всех этапах обучения;
- адресной ориентации образовательных услуг, способствующих максимальному раскрытию и развитию личностного потенциала одаренных детей;
- открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одаренными детьми на разных уровнях;
- адекватности предоставляемых образовательных услуг уровню развития способностей детей, непрерывность и преемственность в их психолого-педагогическом сопровождении.
Совокупность вышеперечисленных принципов позволяет сформировать обогащенную образовательную среду, которая обеспечит развитие многообразия видов одаренности и форм работы с одаренными детьми:
- олимпиадное движение, включающее всероссийскую олимпиаду школьников; олимпиады, вошедшие в федеральный перечень; региональные олимпиады школьников; интернет-олимпиады для школьников;
- деятельность научных обществ учащихся, ориентированных на исследовательскую деятельность и проектную деятельность школьников;
- конкурсная деятельность, включающая мероприятия, вошедшие в федеральный перечень; региональные, муниципальные, школьные конкурсы интеллектуального, творческого и спортивного направления;
- научно-практические конференции школьников;
- исследовательские центры, творческие лаборатории и мастерские;
- детские общественные организации и ассоциации и волонтерское движение школьников;
- социально-образовательные программы и проекты;
- региональные фестивали детского художественного творчества;
- региональные выставки изобразительного искусства, научно-технического творчества;
- спортивные соревнования;
- форумы талантливых школьников.
В качестве примера практической реализации описанной системы приведем модель региональной системы выявления и развития молодых талантов Московской области (рис. 1).
Региональный центр поддержки олимпиадного движения Московской области
Задачи: организация участия школьников региона на всех этапах всероссийских предметных олимпиад, создание и функционирование очно-заочных лицеев в Московской области.
Региональный координационный детско-юношеский центр физической культуры и спорта
Задачи: координационно-организаторская деятельность с детьми, одаренными в области физической культуры и спорта, организация и проведение олимпиады по безопасности жизнедеятельности.
Региональный центр эстетического воспитания и образования
Задачи: обеспечение условий для развития художественно-эстетической деятельности одаренных учащихся, организация и проведение олимпиады по мировой художественной культуре, духовному краеведению Подмосковья и основам Православной культуры.
Отдел научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми
Задачи: научно-методическое обеспечение деятельности по поиску, выявлению, развитию и поддержке одаренных детей, мониторинг эффективности образовательных моделей работы с одаренными детьми.
Формирование региональной системы выявления и развития молодых талантов должно сопровождаться созданием профессиональных сообществ педагогов, работающих с одаренными детьми. Организация таких сообществ как варианта модели повышения квалификации должна осуществляться на основе полисубъектного взаимодействия, что позволит придать
Общественный совет по поддержке и развитию одаренных детей и талантливой молодежи
ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления»
Отдел
научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми
хг
ГОУ ВПО Московский государственный областной университет
Региональный центр поддержки олимпиадного движения Московской области Региональный координацион ный детско-юношеский центр физической культуры и Региональный центр эстетического воспитания и образования
Образовательные организации Московской области
Рис. 1. Организационнаяструктурарегиональной системы выявленияи развитиямолодых талантов
новый импульс профессиональным коммуникациям, диссемина-ции инновационного педагогического опыта, обеспечит дополнительные возможности профессионального и личностного роста педагогов.
Повышению доступности, реальной возможности наиболее полно учитывать индивидуальные особенности одаренного ребенка и его образовательные потребности будет способствовать функционирование образовательного портала как системы дистанционного сопровождения деятельности образовательных структур по поиску, выявлению, обучению и поддержке одаренных детей.
К ожидаемым системным результатам реализации региональной модели системы работы с одаренными детьми на основе синергетического подхода относятся:
- увеличение контингента одаренных школьников, получающих дополнительное образование, информационную, методическую и социальную поддержку, изменение качества их участия в различных интеллектуальных и творческих состязаниях;
- предоставление методической помощи учителям и консультационной помощи родителямодаренныхдетей;
- расширение интеграции деятельности организаций общего и профессионального образования в области развития одаренности;
- развитие инновационного опыта работы с одаренными детьми в Московской области;
- трансформация инновационного опыта работы с одаренными детьми в систему регионального образования в целях обеспечения его эффективной модернизации.
Библиографический список
1. Рабочая концепция одарённости. Авт. Д.Б. Богоявленская (отв. ред.), В.Д. Шадриков (научн. ред), Ю.Д. Бабаева и др. Москва, 2003.
2. О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 - 2010 годы. Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 № 172 (с изменениями и дополнениями). Гарант: информационно-правовой портал. Available at: http://base.garant.rU/190869/#ixzz3QernS93P.
3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012). Президент России. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/14907.
4. Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации 26.05.2012 № 2405п-П8). Москва, 2012.
5. Хакен Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. Москва: Мир, 1985.
6. Хакен Г. Синергетика. Москва: Мир, 1980.
7. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. Москва: Прогресс, 1986. References
1. Rabochaya koncepciya odarennosti. Avt. D.B. Bogoyavlenskaya (otv. red.), V.D. Shadrikov (nauchn. red), Yu.D. Babaeva i dr. Moskva, 2003.
2. O federal'noj celevoj programme «Deti Rossii» na 2007 - 2010 gody. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21.03.2007 № 172 (s izmeneniya-mi i dopolneniyami). Garant: informacionno-pravovoj portal. Available at: http://base.garant.rU/190869/#ixzz3QernS93P http://base.garant. ru/190869/.
3. Koncepciya obschenacional'noj sistemy vyyavleniya i razvitiya molodyh talantov (utv. Prezidentom RF 03.04.2012). Prezident Rossii. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/14907.
4. Kompleks mer po realizacii Koncepcii obschenacional'noj sistemy vyyavleniya i razvitiya molodyh talantov (utv. Zamestitelem Predsedatelya Pravitel'stva Rossijskoj Federacii 26.05.2012 № 2405p-P8). Moskva, 2012.
5. Haken G. Sinergetika: Ierarhii neustojchivostej v samoorganizuyuschihsya sistemah i ustrojstvah. Moskva: Mir, 1985.
6. Haken G. Sinergetika. Moskva: Mir, 1980.
7. Prigozhin I., Stengers I. Poryadok iz haosa: Novyj dialog cheloveka s prirodoj. Moskva: Progress, 1986.
Статья поступила редакцию 28.05.15