Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ КАК ФАКТОРА, ВЛИЯЮЩЕГО НА КАЧЕСТВО ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ НА БАЗЕ Д/ С "ДЮЙМОВОЧКА" Г. СУРГУТ'

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ КАК ФАКТОРА, ВЛИЯЮЩЕГО НА КАЧЕСТВО ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ НА БАЗЕ Д/ С "ДЮЙМОВОЧКА" Г. СУРГУТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / КАЧЕСТВО ТРУДА / ТРУД / АДАПТАЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧРЕЖДЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ ТРУДА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитенко А., Макущенко Л.В.

Автором рассматривается процесс адаптации персонала в организации и влияние такого процесса на эффективность и качество труда. Отправной точкой избрана система дошкольного образования и педагогические сотрудники дошкольных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF PROCESS OF ADAPTATION AS A FACTOR INFLUENCING THE QUALITY OF WORK OF PEDAGOGICAL WORKERS ON THE BASIS OF D/ S "THUMBELINA" SURGUT

The author examines the process of adaptation of the personnel in the organization and influence of this process on the efficiency and quality of work. The starting point elected system of preschool education and pedagogical staff of preschool institutions.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ КАК ФАКТОРА, ВЛИЯЮЩЕГО НА КАЧЕСТВО ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ НА БАЗЕ Д/ С "ДЮЙМОВОЧКА" Г. СУРГУТ»

УДК 331.08

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ АДАПТАЦИИ КАК ФАКТОРА, ВЛИЯЮЩЕГО НА КАЧЕСТВО ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ НА БАЗЕ Д/ С

«ДЮЙМОВОЧКА» Г. СУРГУТ

Ники генко А., студентка БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»

Макущснко Л.В.. д.з.н. доцент кафедры «Теория и практика управления». НУ ВО «Сургутский государственный педагогический

университет»

Автором рассматривается процесс адаптации персонала в орган/нации и влияние такого процесса на эффективность и качество труда. Отправной точкой избрана система дошкольного образования и педагогические сотрудники дошкольных учреждений.

Ключевые слова: кадры, качество труда, труд, адаптация, проблемы дошкольного образования, деятельность, учреждение, мотивация труда, модернизация, педагогическая деятельность.

MANAGEMENT OF PROCESS OF ADAPTATION AS A FACTOR INFLUENCING THE QUALITY OF WORK OF PEDAGOGICAL WORKERS ON THE BASIS OF D/ S

«THUMBELINA» SURGUT

Nikitenko A., student, Bl HE KhMAD-Yugra «Surgut Stale Pedagogical University» Makushenko L.. Doctor of Economics, assistant professor of the Theory and practice of management chair. ВI HE KhMAD-Yugra «Siiigut State

Pedagogical University»

A hstract. The author examines the process of adaptation of the personnel in the organization and influence of this process on the efficiency and quality of work. The starting point elected system of preschool education and pedagogical staff of preschool institutions.

Keywords: staff, quality of labor, the work, adaptation, problems of preschool education, activity, institution, motivation, modernization, educational activities.

Масштабная реорганизация всех уровней образования, включая дошкольное звено, делает актуальным модернизацию и совершенствование педагогической деятельности учреждений дошкольного образования. Дошкольное образование является первоначальным ¡немом и фундаментом современной модели образования. Ключевым звеном, в котором максимально сконцентрированы проблемы дошкольного образования, являются дошкольные образовательные учреждения. Новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования, определены Министерством образования и науки РФ в приказе №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации". Федеральные государственные требования направлены на развитие дошкольного образования в соответствии с запросами общества и государства. Запросы общества требуют качественного обновления педагогического персонала дошкольных учреждений и его внутреннего передвижения. что связано с решением целого ряда задач правового, управленческого и социально-психологического характера. Одной нз проблем дошкольного образования является старение педагогических кадров, низкая заработная плата, достаточно большая текучесть, в то время как страна остро нуждается в творческих, ответе! венных специалистах, способных за короткое время освоить свою профессиональную деятельность в дошкольном образовании. Как бы ни совершенствовался процесс обучения дошкольного педагога в высшей и средней профессиональной школе, ее выпускника нельзя рассматривать как состоявшегося специалиста и только в реальной практической деятельности в условиях ДОУ происходит его окончательное становление, овладение педагогическим мастерством в сфере дошкольного образования.

В настоящее время проблема оценки качества профессиональной деятельности работников ДОУ. как при найме, так и особенно при первнчной'адаптаинн становится все более актуальной. Очевидно. что решение данной проблемы невозможно без разработки инструментария оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ.

11ереход от процесса профессионального формирования будущего педагога дошкольного образования к его уверенной самостоятельной работе с полной ответственностью за дошкольное обучение и воспитание детей, их развитие, связан напрямую с процессом адаптации к работе с детским коллективом. Адаптация - »то приспособление организма к новой обстановке, а для педагога-воспитателя

дошкольное учреждение несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Для становления дошкольного педагога решающее значение имеют именно первые годы работы. Процесс адаптации, как объективный процесс, играет большую роль в любой профессии, а значимость адаптации для профессии дошкольного педагога вытекает из специфики самого труда, так как результат труда любого педагога, в том числе и дошкольного, не поддается никаким прямым измерениям, а оценивается по большому счету только опосредованно.

Нами был проведен опрос предполагающий определение периода вхождения начинающего педагога в профессию.

Согласно опроса, выявлены основные проблемы при адаптации молодых специалистов педагогов-воспитателей. Основные из них:

- шруднеиия н применении полученных теоретических 62,5% знаний на практике о МБДОУ № 57;

-несоответствие работы н МБДОУ № 57 ожиданиям 50,0%

педагога;

-слабая психологическая мотивация труда: 25,0%

- отсутствие видения перспектив профессионального 25,0% роста;

- дезадаптация (прессы, конфликш); 37,5%

- низкая оплата трула(размер таработион платы не 87.5% соответствует объему воспитательно-образовательной

раГкны с детьми дошкольного возраста):

-маю уделяется внимания программам адаптации новых 37.5%

сотрудников

Более того было выявлено устойчивое желание работать в МБДОУ, не более 50%, а остальные склонны были к уходу из профессии.

Призвание человека - не в получении документа о высшем образовании, а в его высоком мастерстве, дополняемом образованием через всю жизнь, или. как чаще говорят « непрерывном образовании»- постоянным совершенствованием знаний. Умений и практических навыков в соответствии с новым содержанием изменяющегося труда...» [ Я]

С целью решения проблем адаптации дошкольных работников нами были разработаны и внедрены мероприятия по организации наставничества, которые были организованы руководством и с большим профессиональным опытом воспитателей, в три этапа.( I -й

INNOVATIVE ECONOMY | №2 2016 | 21

Таблица I. Динамика образовательно-воспитательного результата

2. Сенсорные способности

Уровни: До внедрения системы адаптации (%) После внедрения системы адаптации (%) (на 01.11.2015)

Высокий 33,00% 42,00%

Средний 40.00% 41.00%

Низкий 27,00% 17,00%

I. Речевое ра шн i не

Показатели До внедрения системы адаптации (%) После внедрения системы адаптации (%) (на 01.11.2015)

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень 11изкин уровень Средний уровень Высокий уровень

Пассивный словарь 7.00% 14.00% 79.00% 0 17,00% 83,00%

Активная речь 21,00% 28,00% 51.00% 14,00% 31.00% 55,00%

этап - адаптационный, 2-й пап основной, проектировочный, а 3-й этап - контрольно-оценочный ). Наставники помимо консультаций, проводили открытые занятия, организацию, как развития так и отдыха детей, более того никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример.

Знакомство с талантливыми педагогами, опытом их инновационной деятельности сыграло важную роль в формировании педагогического идеала молодого специалиста, а порой и в его корректировке.

11едагоги-наставники реализуя мероприятия, способствующие адаптации молодых специалистов и вновь пришедших на работу в МБДОУ № 57 «Дюймовочка» молодых специалистов добились значительных успехов в закреплении кадров. В качестве критериев адаптации принято решение ежеквартально использовать два показателя:

удовлетворенность сотрудника работой в МБДОУ № 57; удовлетворенность МБДОУ № 57 работой сотрудника.. С помощью специальной анкеты получаем информацию относительно специфических трудностей, возникающих в ходе работы, характера профессиональных интересов работника и темпов их формирования. По результатам ответов на вопросы вычисляются «индекс удовлетворенности работой», «индекс интереса к работе» и «индекс удовлетворенности профессией».

Интегральный показатель адаптированности является средним значением всех >тих индексов.

Оценки проставляются по шкале: (+ 1,0) - Совершенно удовлетворён: (+0,5) Удовлетворён: (0.0) Затрудняюсь ответить; (-0,5) Неудовлетворён; (-1.0) - Совершенно не удовлетворён.

Суммарный показатель удовлетворенности индекс удовлетворенности ( |уд) можно рассчитать по формуле( I ):

/,„= l.0n,+ 0.5п3+(-0.5)п+(-1.0)n/[n,+n+n+nj. ( I ) где n I, п2, пЗ. п4 - соответственно количество респондентов по каждому из вариантов ответов по шкале удовлетворенности.

Значение индекса удовлетворенности может колебаться от +1,0 (совершенно удовлетворен всеми факторами) до -1.0 (абсолютно не удовлетворен). На сегодня индекс удовлетворенности трудов в детском саду - 0.7. что говорит о высоком уровне адаптированности работников дошкольного учреждения.

В результате проведенной работы по внедрению адаптационных программ молоды сотрудников мы сумели повысить уровень сформированное™ знаний и умений у дошкольников, что также указывает и на наличие определенного социального эффекта, которому способствовал адаптационный период, проведенный в рамках реализации программы адаптации вновь принятых работников.

Т.е. динамика совокупного образовательно воспитательного результата и скорости адаптации подтверждает прогноз положительного влияния системы адаптации на качество труда педагогов-воспитателей.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 s 6-ФКЗ. от 30.12.2008 N 7-ФКЗ. от 05.02.2014 N 2-ФКЗ. от 21.07.201 ■» N 11-ФКЗ)/ Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.дата обращения 22.06.2015

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. дата обращения 06.07.2015

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3(ред. от 13.07.2015» "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп.. вступ в силу с 24.07.2015)

4. Приказ Министерства образования и науки РФ №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условия« реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ред.29.12.2014)

5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электрон ны и ресурс ]//U RL//:http: ''www.consultant.ru/law/holdocs/30085 html(;WTa обращения 15.11.2015).

6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»на 2013 2020 гг.[Электронный pecypc]'/URL: http минобрнауки.рф/документы/2690 (дата обращения 15.11.2015).

7. СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"// Государственная база нормативных документов: URL: http: govwcb.ru/sitetypc/legaldocs. дата обращения 22.10.2015

8.Макущенко JI.B. Формирование профессиональных компетенций/' журнал Транспортное дело России. №3, 2013 г.

22 INNOVATIVE ECONOMY I №2 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.