Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ'

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СТАНДАРТ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чорная Л.С.

В статье освещаются вопросы по развитию системы образования и сложившиеся проблемы в системе дошкольного образования. Анализируется воздействие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF WORK SENIOR CAREGIVER PEI WITH YOUNG PROFESSIONALS

The article highlights questions regarding the development of the education system and the existing problems in the system of preschool education. Analyzes the impact of Federal state educational standard of preschool education.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ»

С введением новой системы оплаты труда педагогическим работникам в виде эффективного контракта, дошкольное образовательное учреждение может рассчитывать на полную отдачу педагогов, а потребители образовательных услуг - на их высокое качество. Таким образом, эффективный контракт является средством эффективного управления качеством образовательных услуг

Литература:

1. Интеркомп. Центр бухгалтерского учета. URL: http:// intercomp-cbu.ru/priemnaya-ekspertov/articles/novaya-sistcma-oplaty-truda-pedagogov-v-obrazovatelnykh-uchrezhdeniyaklv' (дата обращения: 15.02.2016)

2. Информационно-правовой портал Гарант.ру URL: http: www.garant.m/products/ipo'pnme/doc/70169234/ (дата обращения: 15.02.2016)

3. Конституция РФ от 12.12.1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерациио поправках к Конституции Российской Федерации от 21.07.2014).

4. Письмо Мннобрнауки РФ от 26.11.2007 № ИК-244/03 «О направлении модельной методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования».

5. Письмо Мннобрнауки РФ от 31.03.2008 N 03-599 «О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 5

августа 200Х года №583.

7. Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (в ред. от 15.10.2014).

X. Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 «Об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности» (в ред. от 25.03.2013).

9. Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» (в ред. от 09.04.2015).

10. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. № 197-ФЗ (в ред. от 30.12.2015г.)

11. Федеральный закон РФ от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. от 08.12. Юг., с изм. от 29.12.2015г.).

12. Федеральный закон РФ от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты груда» (в ред. от 14.12.2015г.).

13. Федеральный закон РФ от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. от 29.12.2015г.).

14. Федеральный закон РФ от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (в ред. от 29.12.2015г.).

15. Федеральный закон РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» ( в ред. от 30.12.2015г.. с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2016г.).

УДК 372

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ С МОЛОДЫМИ

СПЕЦИАЛИСТАМИ

Чорнан Л.С., старший воспитатель МБДОУ № 65 «Фестивальный», г. Сургут

В статье освещаются вопросы по /Никитин: системы образования и сложившиеся проблемы в системе дошкольного образования. Анализируется воздействие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Ключевые слова: образование, профессиональное развитие, стандарт, педагог.

FEATURES OF WORK SENIOR CAREGIVER PEI WITH YOUNG PROFESSIONALS

Chornaya 1.., senior educator, MBPEI X» 65 «Festival», Surgut

The article highlights questions regarding the development of the education system and the existing problems in the system of preschool education. Analyzes the impact of Federal state educational standard of preschool education.

Keywords: education, professional development, standards, teacher.

Развитие системы образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагогов. Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях. С I сентября 2013 года в силу вступил новый закон "Об образовании", в рамках которого дошкольное образование рассматривается как один из уровней общего образования. Исходя из этого, возникает необходимость в едином подходе к профессиональному уровню дошкольных и школьных педагогов. В российском образовании разработана концепция и содержание профессионального стандарта педагога. I !рофесснональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.

Профессиональный стандарт педагога, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию [5].

Отсюда усложняются и задачи методической службы как структурного элемента системы непрерывного образования. От старшего восшггателя требуется качественное решение возникающих проблем, только тогда можно влиять на профессиональное развитие педагога, обеспечивая достаточно быстрые темпы его профессионального развития.

За последние годы статистика неумолима: педагогический

состав дошкольных учреждений стремительно «стареет». На этом фоне одной из первостепенных задач становится поддержка тех немногих молодых специалистов, которые выбирают нелёгкий путь воспитателя.

Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования многих педагогических деятелей. Профессиональная педагогическая деятельность, по мнению кандидата педагогических наук С.М. Редлнха, имеет характерные особенности [6. с. 35-40|:

• не допускается скидок на недостаточную квалификацию;

• высокие и жесткие требования к профессиональной компетенции со стороны образовательной среды действует с первого до последнего дня работы:

• педагог не имеет возможности остановить педагогический процесс, отсрочить его. чтобы, например, получить консультацию;

• работа воспитателя зачастую требует мгновенной, но профессионально точной реакции:

• имеет место высокая цена ошибок и значительный период проявления окончательных результатов педагогической деятельности и др.

11ереход ДОУ на Ф1 ОС. повысил, требования к личностному и профессиональному развитию педагога и еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитателя

в образовательную среду. В снят с этим старшему воспитателю необходимо уделять достаточное внимание начинающим воспитателям. их подготовке, личностному развитию в дошкольном образовательном учрежден и и.

В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. От того, как новичка встретит коллектив во главе с руководителем, будет зависеть последующая успешность специалиста [3, с. 5].

Старший воспитатель с самого первого дня ориентирует педагога на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами в работе с детьми, постижение секретов воспитания. Одна из основных функций старшего воспитателя оказание помощи в организации педагогического процесса.

Свою работу с молодыми специалистами я строю с учетом трех аспектов их деятельности:

«Старший воспитатель молодой специалист» создание условий для легкой адаптации молодого специалиста в работе, обеспечение его необходимыми знаниями, умениями, навыками;

«Молодой специалист ребенок и его родитель» формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;

«Молодой специалист коллега» - оказание всемерной поддержки со стороны коллег.

Между тем основной задачей является развитие особого внимания к навыкам практического применения полученных педагогом теоретических знаний. Недостаточное владение этими навыками шетавляет новичка заняться самообразованием. 11 здесь незаменима роль старшего воспитателя, который знакомит молодого педагога с оснащением п часами работы методического кабинета, делает подборку методической литературы и периодических изданий по интересующим вопросам.

Помощь молодому специалисту неизбежно влечет за собой оценку его педагогической деятельности. Старший воспитатель должен быть максимально тактичным в своих высказываниях, особенно если они носят критический характер. Важно руководствоваться принципом Теодора Рузвельта: «Не ошибается лишь тот. кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться бойтесь повторять ошибки» (2, с. 21].

Молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда. Нередко мы анализируем работу воспитателя, руководствуясь внешними признаками. Спокойно в группе значит, все в порядке. А что за этим скрывается? Главное ведь не внешняя дисциплина, а то. сумел ли педагог воспитать детей вежливыми, научил ли с уважением относиться к окружающим, умеет ли вовремя оказать помощь всем, кто в ней нуждается. Именно а это в первую очередь нужно обращать внимание, а. заметив пе-игогнческие успехи новичка, непременно отметить их вслух. Ведь похвала поднимает настроение, стимулирует, вселяет уверенность, повышает интерес к делу.

В коллективах, где опора на положительные качества воспитателя сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской втанмопомощи. творческой инициативы. В таких условиях начинаю-щий воспитатель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив.

Ожидаемые результаты работы педагогического объединения начинающих воспитателей:

• профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессиональ-:ого развития и определена в методической работе ДОУ;

• в организации педагогического труда имеют место максималь-ый учет личностных особенностей и уровня профессиональной

подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя. Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса - профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности [4, с. II].

В нашем ДОУ функционирует творческая группа по работе . молодыми кадрами. Под руководством старшего воспитателя разработано положение о творческой группе, утвержденное на педагогическом совете. Планы работы на текущий год составляются з соответствии с Программой дошкольного учреждения. Заседания

проходят раз в месяц по плану, составленному с учетом запросов н трудностей начинающих педагогов. К работе в творческой группе привлекаются опытные, творческие специалисты.

Цель работы группы: помощь молодым специалистам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъект ами педагогического процесса (с коллегами, с детьми и их родителями).

Для реализации цели мы поставили ряд задач:

• способствовать успешной адаптации молодого педагога в педагогической деятельности;

• формировать профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса;

• совершенствовать качество воспитательно-образовательного процесса путём повышения профессионального мастерства молодых специалистов;

• способствовать повышению у педагогов уровня развития коммуникативных умений посредством практических упражнений:

• предоставить возможность педагогам провести самооценку коммуникативных способностей;

• мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих коммуникативных умений;

• обучить навыкам преодоления ситуаций профессионального стресса.

Задача старшего воспитателя - помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути [4, с. 5].

Мы решаем эту задачу с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:

I этап - I -й год работы: самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег.

II этап - 2-3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, завоевание авторитета среди детей, родителей, коллег. 11едагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые городские мероприятия: методические объединения воспитателей, творческие отчеты и т. д.

Все интересные идеи, методы и приемы по рекомендации старшего воспитателя педагог фиксирует в «Педагогической копилке». На этом этапе старший воспитатель предлагает определить тему самообразования, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу ПОД и других мероприятий на уровне детского сада.

III этап - 4-5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии:

IV этап 6-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие. обобщение своего опыта работы.

Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому старшему воспитателю детского сада к каждому педагогу иадо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние па рост его профессиональной значимости.

Первый этап является одним из самых важных и сложных, поэтому, приступив к работе в наше учреждение, начинающий педагог направляется в ту группу, где работает опытный воспитатель, который может дать необходимые консультации, продемонстрировать занятия, организацию прогулки детей и т. д. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример.

Молодой воспитатель несколько диен под руководством старшего воспитателя проходит адаптацию у своего более опытного коллега, т. е. они работают вместе с группой детей работающего воспитателя. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями. помощником воспитателя, изучает режим дня группы, документацию и т. д. Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитателя.

В рамках рабочей группы рассматриваются теоретические и практические вопросы. Для молодого воспитателя, проработавшего 1-2 мес., проводится дискуссия на тему «Адаптация молодого

1ШОУАТ1УЕ ЕСОЫОМУ|№1 2016| 15

специалиста в ДОУ». Педагог делится своими трудностями и проблемами. и коллектив совместно ищет пути их решения. Успехом пользуются дискуссии, в рамках которых обсуждаются спорные вопросы педагогической теории и практики. Каждый воспитатель высказывает свое мнение и отстаивает его. Активно используются открытые показы мероприятий с последующим обсуждением увиденного, семинары-практикумы, где теоретический материал подкрепляется примером из практики, показом отдельных приемов и способов работы.

11рн проведении занятий с молодыми специалистами применяются разнообразные приемы: решение педагогических ситуаций, метод имитации рабочего дня воспитателя, «мозговой штурм», решение кроссвордов. Все это позволяет уточнить знания по конкретной теме, расширить свой кругозор [ 1. с. 21 ].

Большое значение в работе оказывает осознание собственных индивидуальных возможностей. Низкая самооценка не стимулирует педагогический процесс. С целью организации работы по самопознанию и раскрытию своих внутренних ресурсов в ДОУ работает педагог - психолог.

Старший воспитатель с педагогом - психологом изучает личность молодого специалиста, выявляет положительные и отрицательные свойства характера. Педагог-психолог также проводит с молодым специалистом консультации, деловые игры, тренинги, релаксирующие упражнения, т. д.

Проведение на протяжении учебного года систематической

работы по формированию взаимоотношений между воспитателями позволяет:

• отработать усвоенные в период обучения в вузе содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОО на практике;

• освоить приемы, направленные па сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому.

Литература:

1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование. формы и методы.- М СФЕРА. 2006.

2. Виноградова H.A., Микляева Н.В.. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ.- М: АЙРИС ПРНС'С, 2007.

3. Лукина JI.И..Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ. М.: ТЦ Сфера. 2010

4. Мих Е.В. Статья из журнала: адаптация молодых специалистов в ДОУ '/Управление ДО -2008.-№ 8. С. 24-28

5. Профессиональный стандарт педагога

6. Пугачева М.Л. Статья их журнала: Профессиональная компетентность: сопровождение молодых специалистов в процессе её становления Практика управления ДОУ. - 201I. - № 2. С. 35 - 40

УДК 334

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Аристова Е.М., магистрант. ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»

В своей статье автор рассматривает историю развитии предпринимате льской среды в России. Проводится поэтапный анашз эво люционного становления, развития, адаптации предпринимательства к жизни социума. Вместе с тем показаны страницы ухода государства в XX веке из предпринимательства и возврат к нему через 70 лет. Широко освещена нормативно-правовая паза, регламентирующая предпринимательскую деятельность.

Ключевые слова: предпринимательство, нетория, бизнес, общество, промышленность.

THE HISTORY OF ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT IN RUSSIA

Aristova E„ graduate student. SEI HPE KhMAD- Yugra «Surgut State Pedagogical University»

In his article, the author examines the history of the development of the business environment in Russia. Step-by-step analysis of evolution, development, adaptation of entrepreneurs/tip to the life of society. However page care of the state in the twentieth century from the business and return to it after 70 years. Widely covered by the regulatory framework governing entrepreneurial activity.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: entrepreneurship. history, business, society, industry.

История развития российского предпринимательства - одна из страниц богатейшей истории нашей страны, насчитывающей свыше 1000 лет.

История России неотделима от истории предпринимательства, уходящей своими корнями в глубокую древность, догосударетвен-ный период, восходя к торговым межплеменным отношениям. Именно развитие торговли дало импульс зарождению предпринимательства и предпринимательских слоев, в первые века российской государственности.

Российское предпринимательство и его история интересны не только с сугубо познавательной, информативной точки зрения, весь опыт российского предпринимательства является базовой основой для организации сегодняшнего российского бизнеса, для проведения эффективной государственной политики в целях поддержания малого и среднего предпринимательства.

Особое внимание было уделено развитию предпринимательства до реформ 1861 года. "К началу реформ (1861) в России насчитывалось 128 акционерных обществ с капиталом 356 млн. руб.. более двух сотен механических и литейных заводов с несколькими десятками тысяч рабочих. Реформа дала импульс по-настоящему широкому и интенсивному развитию частного предпринимательства" [4]. Российское предпринимательство получило наибольшее развитие в начале XX века (1900-1917гг.). XX век для российского предпринимательства был ярок и полон событий. Политические, экономические,социальные процессы, происходящие в нашей стра-не за последние 100 лет. заставили российское предпринимательство

пройти путь от вытеснения вотчино - дворянского хозяйствования до развития бизнеса на мировом уровне.

В это время в России начался подъем промышленного производства. достигший наибольших высот в 1909-1914 гг. Общая стоимость валовой продукции увеличилась за этот период в 2.2 раза, это свидетельствовало о наличие в России больших потенциальных возможностей для развития предпринимательства.

В развитии торговли и промышленности в начале XX века важное значение имело объединение индивидуальных предпринимателей (купцов. промышленников) в союзы и товарищества для совместной горгово - промышленной и коммерческой деятельности.

После победы социалистической революции в октябре 1917 г. была введена в действие сформулированная в политических программах революционных партий политико-правовая доктрина «слома» старого экономического и государственного устройства России. Предпринимательские отношения в стране существенно изменились. Новые административно-хозяйственные отношения стали основываться на таких категориях, как национализация, план, государственное регулирование. Имущественный оборот в структурном отношении распался на две части: государственный оборот, основанный на методах централизованного регулирования, и частный оборот, обслуживающий потребителя. Крупные и средние предприниматели наряду с дворянством, купечеством были отнесены к эксплуататорским классам и подверглись репрессиям. В несколько этапов были национализированы промышленность, финансы и транспорт. Формирование основ социалистического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.