Научная статья на тему 'АНАЛИЗ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОТРУДНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

АНАЛИЗ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОТРУДНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИ / ДОХОДЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковшова А.А.

В статье проводится анализ вводимой системы оплаты труда педагогическим работникам в Российской Федерации. Введение новой системы оплаты труда позволяет уйти от уравнительных подходов. Новый подход дает возможность улучшить образовательный процесс и тем самым повысить эффективность деятельности дошкольных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE NEW SYSTEM OF REMUNERATION OF PEDAGOGICAL EMPLOYEES OF MUNICIPAL BUDGETARY PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In the article the analysis of the input system of remuneration of teaching staff in Russian Federation. The introduction of the new pay system allows you to get away from egalitarian approaches. The new approach gives the opportunity to improve the educational process and thereby improve the performance of preschools.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОТРУДНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

ФОРУМ_

УДК 331.2

АНАЛИЗ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОТРУДНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Ковшова А.А., музыкальный руководитель МБДОУ №43 «Лесная сказка», г. Сургут

В статье проводится анализ вводимой системы отиты труда педагогическим работникам к Российской Федерации. Введение ноной системы оплаты труда позволяет уйти от уравнительных подходов. Новый подход дает возможность улучшить образовательный процесс и тем самым повысить эффективность деятельности дошкольных учреждений.

Ключевые слова: заработная плата, система, педагоги, доходы, модернизация.

ANALYSIS OF THE NEW SYSTEM OF REMUNERATION OF PEDAGOGICAL EMPLOYEES OF MUNICIPAL BUDGETARY PRESCHOOL EDUCATIONAL

INSTITUTIONS

Kovshova A., musical director ofthe MBPEI №43 «Lesnaya Skazka». Surgut.

In the article the analysis ofthe input system of remuneration of leaching staff in Russian Federation. The introduction ofthe new pay system allows you to get away from egalitarian approaches. The new approach gives the opportunity to improve the educational process and thereby improve the performance of preschools.

Keywords: wage system, teachers, revenues, modernization.

Важным фактором модернизации образования в Российской Федерации стало введение новой системы оплаты труда педагогическим работникам образовательных учреждений. Введение новой системы оплаты труда (НСОТ) в сфере образования призвано решить одну из проблем современной российской системы - уйти от уравнительных подходов в отношении заработной платы и обеспечить повышение доходов тех педагогических работников, кто обеспечивает наиболее высокое качество образования, вносит наибольший вклад в реализацию образовательной программы образовательного учреждения. Новая система оплаты труда обеспечивает эффективный контакт между обществом и педагогом, в том числе через повышение его средней заработной платы до средней заработной платы и регионе.

Па сегодняшний день в Российской Федерации применяются новые системы оплаты труда педагогов школ и дошкольных образовательных учреждений, установленные Письмами Мннобрнауки РФ от 26.11.2007 № ИК-244/03 «О направлении модельной методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основною общего, среднего (полного) общего образования» [4] и от 31.03.2008 № 03-599 «О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда» [5].

Переход на эффективный контракт с педагогическими работниками предопределен государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р. Определение эффективного контракта дано в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.11. 2012 г. № 2190-р: «Под эффективным контрактом понимается трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его трудовые обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки» [2].

Эффективный контракт не является новой правовой формой трудового договора и в полной мере соответствует статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации. В эффективном контракте в отношении каждого работника уточнены и конкретизированы: трудовая функция: показатели и критерии оценки эффективности деятельности и качества труда; размер и условия стимулирующих выплат, определенные с учетом рекомендуемых показателей. При этом условия получения вознаграждения понятны работодателю и работнику.

Фигура педагога в образовательном учреждении является ведущей. поскольку именно он оказывает значительное влияние на формирование личности воспитанников, учеников через создание педагогических условий для успешного образования, воспитания детей, обеспечения охраны жизни и укрепления их здоровья. Для качественной, эффективной деятельности педагогического работника и создания «модели педагога», на которую ориентировано современное российское образование, необходимо привлечение и удержание в образовательных учреждениях высококвалифицированных педагогических кадров, чему в немалой способствует характер оплаты груда.

11рирода груда в образовании имеет двойственный характер. С одной стороны, труд носит всеобщий характер, порожденный деятельностью педагогического работника, в основе которой заложены следующие компоненты: взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, ведущая к разработке образовательной услуги, ориентированной на удовлетворение потребностей его участников: опора на труд предшественников, ведущая к развитию потенциала личности педагогов и учащихся: многоцелевая характеристика педагогической деятельности, содержащая ряд функций, которые должны стимулироваться.

Таким образом, организация заработной платы в образовании имеет коллективный характер и учитывает компоненты профессиональной специфики. С" другой стороны труд носит индивидуальный характер, порожденный спецификой его инновационных механизмов, которые диктуют определенную индивидуализацию заработной платы.

Согласно ст. 5 ТК РФ [ 10] регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений строится в соответствии с Конституцией Российской Федерации [3|, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране груда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: Трудовым Кодексом РФ 110]; иными федеральными законами [II, 12, 13. 14. 15]: указами Президента Российской Федерации: постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти [7. 8. 9]; конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации: актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Введение НСОТ изменило систему оплаты труда работников муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждении. Данные изменения закреплены локальными нормативными актами образовательных учреждений и поддержаны сотрудниками через подписание коллективного трудового договора.

Изучив нормативно-законодательное регулирование оплаты тру-

да педагогических работников государственных и муниципальных учреждений в Российской Федерации, можно сделать вывод, что новая система оплаты труда, введенная с учетом норм, установленных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года №583 [6], нормативно-правовыми актами органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления позволяет реализовать более гибкие подходы к регулированию оплаты труда педагогическим работникам в зависимости от их квалификации и сложности труда, существенно расширить самостоятельность образовательных учреждений в решении вопросов оплаты труда работников с одновременным повышением ответственности руководителя образовательного учреждения, повысить роль стимулирующих выплат.

Стимулирующие выплаты носят регулярный характер и включают в себя: выплату за эффективность деятельности; выплату за качество выполняемых работ: ежемесячную выплату за интенсивность работы.

Установление педагогическим работникам муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №43 «Лесная сказка» выплаты за эффективность деятельности осуществляется с учетом результатов оценки эффективности деятельности каждого педагога за предшествующий учебный год (за период с I сентября прошлого года по 31 августа текущего года). Для оценки эффективности деятельности педагогов используются критерии, показатели, указывающие на результаты их труда, на участие в повышении результатов деятельности дошкольного образовательного учреждения, качества оказываемых муниципальных услуг в достижении показателей эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Установление педагогическим работникам муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №43 «Лесная сказка» выплаты за качество выполняемых работ осуществляется с учетом результатов оценки качества труда каждого педагога и оценивается два раза в год. Для оценки качества труда педагогических работников используются показатели, указывающие на их участие в повышении результатов деятельности образовательного учреждения.

Оценка эффективности деятельности и качества труда педагогических работников проводится комиссией, избранной из представителей управляющего совета, коллектива работников образовательного учреждения, родительского комитета, профкома дошкольного образовательного учреждения в количестве 5 человек. Состав комиссии избирается на общем собрании работников обра-ювательного учреждения и утверждается приказом заведующего. Деятельность комиссии по оценке качества труда педагогических работников регламентируется локальным нормативным актом (положением (.утвержденным приказом заведующего образовательным учреждением.

Критериями эффективности деятельности воспитателей : включая старшего) и других педагогических работников являются: соответствие деятельности педагогического работника установленным требованиям: выполнение образовательным учреждением муниципального задания на оказание муниципальных услуг; обеспечение качественного образования: успешность педагогической работы, в том числе проводимой за пределами непосредственной образовательной деятельности: совершенствование собственной профессиональной деятельности; эффективная организация взаимодействия с законными представителями воспитанников; участие в методической работе.

Критериями качества труда воспитателей (включая старшего) валяются: соблюдение сроков исполнения и качества подготовки юкументов с установленными сроками исполнения. Своевременное и качественное ведение документации, заполнение мониторингов разных уровней; своевременное заполнение карт индивидуального развития ребенка и ознакомление с ними законных представителей ребенка; соответствие развивающей предметно-пространственной среды, созданной работником, требованиям Федерального государственного образователыюто стандарта дошкольного образования: тсутствие задолженностей по родительской оплате: проведение не менее одного методического мероприятия или участие в экспертной ;еятсльности на безвозмездной основе: снижение числа дней, протушенных воспитанниками группы по неуважительной причине, в расчете на одного ребенка группы;

Оценка качества труда педагогических работников (кроме воспитателей) производится по следующим критериям: соблюдение

сроков исполнения и качества подготовки документов с установленными сроками исполнения: своевременное и качественное ведение документации, заполнение мониторингов разных уровней; своевременное оформление карт, тетрадей индивидуальной работы, карт и (или) программ индивидуального маршрута: представлений, рекомендаций, заключении ПМГ1 консилиума, ознакомление с ними законных представителен ребенка; отсутствие задолженностей по родительской оплате: соответствие развивающей предметно-пространственной среды, созданной работником, требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: проведение не менее одного методического мероприятия или участие в экспертной деятельности на безвозмездной основе; участие в работе Центра здоровьесбережсния.

Система оценки эффективности деятельности и качества выполняемых работ педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения, в первую очередь, направлена на выявление сильных и слабых сторон («точек роста») в профессиональной деятельности педагогов и деятельности дошкольного образовательного учреждения в целом.

Эффективность деятельности и качество работы педагогических работников дошкольного образовательного учреждения непосредственно выражается в увеличении выплат стимулирующего характера. Таким образом, в результате введения системы оценки эффективности деятельности и качества выполняемых работ, педагогу образовательного учреждения необходимо непрерывное обучение и постоянное повышение профессиональной компетентности в быстро модернизирующемся пространстве образования.

Наглядность системы оценки позволяет увидеть, за счет подробного описания показателей через критерии оценки, проблемные зоны в разрезе не только администрации дошкольного образовательного учреждения, но и самому педагогическому работнику. Разработка мероприятий с последующим достижением «точек роста» в профессиональной деятельности педагога способствует повышению качества его деятельности и качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

В контексте перехода на эффективный контракт с педагогическими работниками дошкольного образовательного учреждения применение представленных систем оценки способствует повышению качества деятельности педагогов, а также позволяет повысить эффективность деятельности дошкольной образовательной организации в целом. Эффективный контракт не только повышает уровень заработной платы педагогических работников, но является инструментом управления успехом и решает задачи развития дошкольного образовательного учреждения.

Вместе с тем. переход на эффективный контракт обозначил некоторые риски:

- возрастает риск «приписок», необъективного оценивания образовательных достижений воспитанников, преобладание количества над качеством. Минимизировать такой риск можно через развитие независимой системы опенки качества:

- высока вероятность ориентации педагогических работников только па ту деятельность, которая «больше весит в баллах», в ущерб остальным необходимым видам профессиональной деятельности. Гибкость применения критериев и показателей эффективности труда педагогов поможет избежать таких ситуаций.

Очевидны и преимущества эффективного контракта:

- введение новой системы оплаты труда позволяет «оперативно» вознаграждать педагогических работников. Если раньше для получения повышающих коэффициентов педагогу требовалось несколько лет (стаж, аттестация, получение награды и т.п.). то теперь достижения педагога оцениваются и вознаграждаются в течение полугода. Или наоборот, если педагог снизил активность, то снижается и уровень его заработной платы. Такая система, безусловно, мотивирует педагога на творческое отношение к профессии, постоянное саморазвитие и самосовершенствование в профессии:

- объективность в назначении стимулирующей части заработной платы за конкретный измеримый результат профессиональной деятельности;

- применение критериев и показателей для назначения стимулирующих выплат педагогическим работникам повышает эффективность управленческих процессов. Изменяя или вводя новые показатели, можно корректировать работу дошкольного образовательного учреждения, расставляя акценты на наиболее актуальных направлениях деятельности в соответствии с программой развития дошкольного образовательного учреждения.

¡NN0 УАТ1УЕ ЕСОЫОМ У | № I 2016 | 13

С введением новой системы оплаты труда педагогическим работникам в виде эффективного контракта, дошкольное образовательное учреждение может рассчитывать на полную отдачу педагогов, а потребители образовательных услуг - на их высокое качество. Таким образом, эффективный контракт является средством эффективного управления качеством образовательных услуг

Литература:

1. Интеркомп. Центр бухгалтерского учета. URL: http:// intercomp-cbu.ru/priemnaya-ekspertov/articles/novaya-sistcma-oplaty-truda-pedagogov-v-obrazovatelnykh-uchrezhdeniyakh/ (дата обращения: 15.02.2016)

2. Информационно-правовой портал Гарант.ру URL: http: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70169234/ (дата обращения: 15.02.2016)

3. Конституция РФ от 12.12.1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Фсдерацино поправках к Конституции Российской Федерации от 21.07.2014).

4. Письмо Минобрнауки РФ от 26.11.2007 № ИК-244/03 «О направлении модельной методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования».

5. Письмо Минобрнауки РФ от 31.03.2008 N 03-599 «О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 5

августа 200Х года №583.

7. Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (в ред. от 15.10.2014).

8. Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 «Об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности» (в ред. от 25.03.2013).

9. Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» (в ред. от 09.04.2015).

10. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. № 197-ФЗ (в ред. от 30.12.2015г.)

11. Федеральный закон РФ от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. от 08.12. Юг., с изм. от 29.12.2015г.).

12. Федеральный закон РФ от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты груда» (в ред. от 14.12.2015г.).

13. Федеральный закон РФ от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. от 29.12.2015г.).

14. Федеральный закон РФ от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (в ред. от 29.12.2015г.).

15. Федеральный закон РФ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» ( в ред. от 30.12.2015г.. с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2016г.).

УДК 372

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ С МОЛОДЫМИ

СПЕЦИАЛИСТАМИ

Чорнан Л.С., старший воспитатель МБДОУ № 65 «Фестивальный», г. Сургут

В статье освещаются вопросы по развитии) системы образования и слож ившиеся проблемы в системе дошкольного образования. Анализируется воздействие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Ключевые слова: образование, профессиональное развитие, стандарт, педагог.

FEATURES OF WORK SENIOR CAREGIVER PEI WITH YOUNG PROFESSIONALS

Chornaya 1... senior educator, MBPEI X» 65 «Festival», Surgut

The article highlights questions regarding the development ofthe education system and the existing problems in the system of preschool education. Analyzes the impact of Federal state educational standard of preschool education.

Keywords: education, professional development, standards, teacher.

Развитие системы образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагогов. Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях. С I сентября 2013 года в силу вступил новый закон "Об образовании", в рамках которого дошкольное образование рассматривается как один из уровней общего образования. Исходя из этого, возникает необходимость в едином подходе к профессиональному уровню дошкольных п школьных педагогов. В российском образовании разработана концепция и содержание профессиональног о стандарта педагога. 11рофессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.

Профессиональный стандарт педагога, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию [5].

Отсюда усложняются и задачи методической службы как структурного элемента системы непрерывного образования. От старшего восшггателя требуется качественное решение возникающих проблем, только тогда можно влиять на профессиональное развитие педагога, обеспечивая достаточно быстрые темпы его профессионального развития.

За последние годы статистика неумолима: педагогический

состав дошкольных учреждений стремительно «стареет». На этом фоне одной из первостепенных задач становится поддержка тех немногих молодых специалистов, которые выбирают нелёгкий путь воспитателя.

Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования многих педагогических деятелей. Профессиональная педагогическая деятельность, по мнению кандидата педагогических наук С.М. Редлнха, имеет характерные особенности [6. с. 35-40|:

• не допускается скидок на недостаточную квалификацию;

• высокие и жесткие требования к профессиональной компетенции со стороны образовательной среды действует с первого до последнего дня работы:

• педагог не имеет возможности остановить педагогический процесс, отсрочить его. чтобы, например, получить консультацию;

• работа воспитателя зачастую требует мгновенной, но профессионально точной реакции:

• имеет место высокая цена ошибок и значительный период проявления окончательных результатов педагогической деятельности и др.

11ереход ДОУ на Ф1 ОС. повысил, требования к личностному и профессиональному развитию педагога и еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитателя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.