_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №5/2015 ISSN 2411-7161_
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 005.336.6
Л.А. Наумова,
музыкальный руководитель АНО ДО «Планета Детства «Лада» д/с №190 магистрант кафедры «Менеджмент организации»
L.A.Naumova,
music director of ANO "Planet of Childhood" Lada "d / c №190 graduate student of the department "Management of the organization"
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ CORPORATE CULTURE AS AN INDICATOR OF DEVELOPMENT preschool educational institutions
Аннотация
В статье рассматриваются основные факторы корпоративной культуры, её принципы, характеристики и элементы на примере детского сада № 190 «Дюймовочка». Предлагается анализ анкетирования педагогов и родителей по выявлению уровня корпоративной культуры и показателей управления развитием дошкольного образовательного учреждения. На основе проведенного анализа уточняются миссия, нормы служебного этикета, корпоративный стиль, корпоративные мероприятия, кодекс профессиональной этики. Представленный анализ доказывает, что корпоративная культура детского сада № 190 «Дюймовочка» выступает в качестве показателя управления развитием дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова
корпоративная культура, миссия, нормы служебного этикета, стиль, стиль руководства, показатели управления развитием, Кодекс профессиональной этики,анкетирование.
Abstract
This paper examines the main factors of corporate culture, its principles, characteristics and elements of the example of the kindergarten № 190 "Thumbelina". It offers an analysis of the survey of teachers and parents to identify the level of corporate culture and performance management of development of pre-school educational institution. Based on the analysis clarifies the mission, the rules of etiquette service, corporate identity, corporate events, professional code of ethics. The present analysis shows that the corporate culture of the kindergarten № 190 "Thumbelina" serves as an indicator of management of development of pre-school educational institution.
Keywords
corporate culture, mission, official rules of etiquette, style, style of leadership, performance management
development, Code of Ethics, questioning.
Понятие «корпоративная культура» берёт свое начало с Х!Х в. Оно сформулировано фельдмаршалом Мольтке, который в свою очередь имел ввиду построенные отношения в офицерском обществе. Спустя годы эта формулировка приобрела другие краски в различных профессиональных сферах и сейчас корпоративная культура настолько значима, что любая организация без неё не сможет существовать, а уж тем более совершенствоваться. Современные авторы предлагают целый ряд трактовок корпоративной культуры. Несмотря на многообразие версий, основной их чертой можно выделить то, что корпоративная культура представлена как фактор, который используется для роста результативности деятельности организации,
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №5/2015 ISSN 2411-7161_
упрочения ее целостности, совершенствования направлений социальной сплоченности сотрудников, повышения их мотивации и плодотворности труда.
Детский сад № 190 «Дюймовочка» - структурное подразделение автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Планета детства «Лада» является детским садом общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей.
Элементами корпоративной культуры данного учреждения являются стандарты поведения; система ценностей; символ, лозунг, девиз; мифы, легенды, герои; традиции, ритуалы, мероприятия.
Начиная работу по совершенствованию аспектов корпоративной культуры на практике, оценили ее настоящее состояние в ДОУ; в естественной и системной форме показали, чем является корпоративная культура.
Для того, чтобы провести изучение уровня корпоративной культуры в АНО ДО «Планета Детства «Лада»» детском саду № 190 «Дюймовочка» были выбраны методики исследования:
1. Анкетирование педагогов.
Педагогам предлагали разработанные анкеты:
- «Корпоративная культура в Вашем ОУ».
- «Насколько Вы удовлетворены работой в ОУ».
2. Анкетирование родителей. Родителям предложили следующие анкеты:
- «Результативность работы ОУ».
- «Насколько Вы удовлетворены платными образовательными услугами в ОУ».
В анкетировании приняли участие:
- сотрудники АНО ДО «Планета Детства «Лада»» детском саду № 190 «Дюймовочка» - 42 человек, из них 25 педагога и 17 человек обслуживающий персонал;
- родители АНО ДО «Планета Детства «Лада»» детском саду № 190 «Дюймовочка» - 114 человека.
3. Социологический опрос родителей воспитанников. В опросе приняло участие 36 родителей. Вопросы:
- Как давно Ваш ребенок посещает этот детский сад?
- Существует ли корпоративная культура в ОУ?
- Существует ли у ОУ фирменный знак (символ), если да - вы с ним знакомы?
- Насколько Вы удовлетворены профессионализмом сотрудников ОУ?
4. Беседы с сотрудниками ДОУ (групповые и индивидуальные), наблюдение за рабочим процессом в течение дня. Разработанность элементов корпоративной культуры.
Начиная работу по практическим аспектам корпоративной культуры, главным образом, нужно оценить ее настоящее состояние в ДОУ; необходимо в элементарной и системной конфигурации представить, чем является корпоративная культура.
В своей работе автор опирался на уже существующие анкеты по корпоративной культуре, удалив некоторые элементы.
Анкета применяется в практике основания, ведения и совершенствования корпоративной культуры ДОУ, как на первичных этапах работ, так и для последующих измерений развития корпоративной культуры.
Сотрудникам детского сада была предложена анкета «Корпоративная культура ДОУ»
Результат исследования анкет показал, что в ДОУ присутствуют следующие элементы корпоративной культуры: символы, традиции, система ценностей, свои герои, ритуалы, стандарты поведения, легенды, мероприятия, организации, определенный стиль управления.
Элементы корпоративной культуры АНО ДО «Планета Детства «Лада»» детском саду № 190 «Дюймовочка» представлены на рис.1.
НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №5/2015 ISSN 2411-7161
Рисунок 1- Элементы корпоративной культуры АНО ДО «Планета Детства «Лада»» детском саду № 190
«Дюймовочка»
Из рисунка 1 следует, что корпоративной культуры имеет свои элементы, которые мы рассмотрим
ниже.
Изучение и анализ корпоративной культуры ДОУ начали с определения его миссии. Под миссией ДОУ АНО ДО «Планета Детства «Лада»» детском саду № 190 «Дюймовочка» иметься в виду главное предназначение детского учреждения, цель создания, социальная роль, необходимость и рациональность дальнейшего существования организации.
Миссия ДОУ заключается в том, что через упрочение и развитие психического и физического здоровья детей, содействовать цельному воспитанию личности каждого ребенка.
Миссия ДОУ назначена с учетом круга интересов заказчиков, воспитанников, сотрудников, родителей, социальных партнеров.
Важнейшее условие благополучного развития и функционирования организации проявляется в ее позитивном имидже в глазах общества. А организация одобрительного внешнего образа неосуществимо без внутренней слаженности между работниками одного коллектива, выполнения сотрудниками создания и ведения единого корпоративного стиля и служебного этикета. Под служебным этикетом, имеется в виду, комплекс правил делового сотрудничества в организационных сообществах (поведение сотрудников в разнообразных ситуациях, появляющихся в организации). Служебный этикет базируется на принятых в обществе нормах этикета, такие нормы можно наблюдать при приветствии (например, первым надлежит здороваться подчиненному - с начальником, младшему по возрасту со старшим и т.д.), при ведении переговоров (в т.ч. телефонных) и пр., но учитывая при этом особенность рассматриваемой организации.
Другое направление организационной культуры - корпоративный стиль - содержит символику учреждения (слоган, логотип), присутствие единых узнаваемых элементов, используемых при оформлении зданий и внутренних помещений, а так же единую форму костюма для псотрудниковерсонала (дресс-код).
В ДОУ АНО ДО «Планета Детства «Лада»» детском саду № 190 «Дюймовочка» имеется свой логотип - Дюймовочка. Все справки, документы, оформляются на фирменных бланках.
Дресс-код (от англ. Dress-code - кодекс одежды) - форма одежды, необходимая при визите на определенные мероприятия, при работе в организации, заведении. Также применяется для введения унификации в одежде, показывающей принадлежность работника к определенной организации или профессиональной группе. Этот термин появился в Великобритании, но стал применяться по всему миру. В отдельных организациях пожелания к одежде работников формулируют в виде пожеланий и являются
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №5/2015 ISSN 2411-7161_
рекомендациями, в других - подробное изображение стиля и формы одежды вносят в трудовой контракт, и за несоответствие могут применить санкции. Дресс-код вводит и список элементов и самой одежды, непозволительной для пребывания на рабочем месте (к примеру, глубокие декольте, шлепанцы, шорты, топы и пр.).
Во многих учреждениях образования дресс-код либо игнорируется, либо запросы к нему минимальны. При этом внешний вид работников и воспитателей ДОУ - это один из показателей совместного состояния дел в организации и выступает не на последнем месте в вырабатывании ее имиджа в глазах клиентов и партнеров.
В настоящее время вопросам внешнего вида сотрудников организаций образования начало уделяться значительно большее внимание. 6 февраля 2014 года опубликован документ, который предлагает всему педагогическому сообществу, в целом, и каждой педагогической организации, в частности, принять Кодекс профессиональной этики педагога учреждения: «Рекомендации по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом», утвержденные письмом Минобрнауки РФ и Департаментом государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи.
На основании этого нормативного документа в организации разработали и приняли Кодекс профессиональной этики педагогов АНО ДО «Планета Детства «Лада»» детском саду № 190 «Дюймовочка».
Так, в Кодексе профессиональной этики педагога АНО ДО «Планета Детства «Лада» детском саду № 190 «Дюймовочка» определено, что «по взаимоотношению к своей профессии воспитатель беспокоится о своем внешнем виде как основной части вырабатывания положительного имиджа профессии педагога».
Определенно, в организации унифицированной формы одежды может возникнуть проблема в деятельности для многих ДОУ в силу большой затратности этого процесса. Вот только издержки можно определенно сократить, если вместо того, чтобы шить деловые костюмы для всех работников организации, можно приобрести одинаковые аксессуары (например, шейные платки тех цветов, которые присутствуют в эмблеме детского сада). В сочетании одежды «белый верх, черный низ» данная версия будет выглядеть успешно.
Большая роль в развитии корпоративной культуры предоставлена руководителю организации. В АНО ДО «Планета Детства «Лада»» детском саду № 190 «Дюймовочка» сложился демократический стиль управления. Проще говоря, принятие управленческих решений выполняется при активной деятельности работников. При этом, решение профессиональных вопросов воплощается в жизнь руководителем с использованием конкретных работников, а в изучении и продвижении общих вопросов формирования деятельности организации участвуют все работники учреждения.
Корпоративная культура ДОУ положительно отражается на проведении корпоративных мероприятий.
Рассмотрим некоторые из них:
Любого нового работника организации надлежит представить всем сотрудникам ДОУ. Всем специалистам выдают буклет о ДОУ, в котором отражены: история, особенности, приоритеты. Это краткое руководство определено для развития ощущения гордости и сопричастности нового работника к деятельности АНО ДО «Планета Детства «Лада»» детском саду № 190 «Дюймовочка». Более объемная информация о ДОУ представлена на сайте, в разделе «Визитная карточка».
Традиционны корпоративные празднования: День рождения Аистенка, которому в этом году исполнилось 27 лет.
Анализ сайта АНО ДО «Планета Детства «Лада» детском саду № 190 «Дюймовочка»
АНО ДО «Планета Детства «Лада»» детском саду № 190 «Дюймовочка» представляет собой открытую информационную систему. Из-за необходимости информировать социальных партнеров, родителей воспитанников в полной и доступной форме был технически преобразован и своевременно содержательно обновляется сайт дошкольного учреждения (http://www.pdlada.ru/about/nurseries/view/40/).
Сайт наполнен необходимой информацией, на нем можно увидеть разделы: О нас, Условия приема, Документы, Платные дополнительные образовательные услуги, Финансовые и материальные средства, Управляющий совет.
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №5/2015 ISSN 2411-7161_
Например, в разделе «О нас» содержится: Историческая справка, Персональная составляющая педагогических работников, Структура ОУ, Публичный отчет, Наши успехи.
Также можно найти информационную составляющую о том, как и чем живет наш детский сад. Рубрики: здоровье ребенка, специалисты советуют, наши праздники, наши выставки, отзывы.
Можно увидеть, что рассмотренный сайт содействует совершенствованию позитивного имиджа АНО ДО «Планета Детства «Лада»» детском саду № 190 «Дюймовочка» и рассказывают о наличествующей корпоративной культуре ДОУ.
Изучив и проанализировав элементы корпоративной культуры АНО ДО «Планета Детства «Лада»» детском саду № 190 «Дюймовочка», можно сделать следующие вывод о том, что корпоративная культура выступает в качестве показателя управления развитием дошкольного образовательного учреждения.
Подтверждением этого является сформированная в ДОУ корпоративная культура:
- воспитатели и другие работники ДОУ обладают представлениями о основных целях и задачах деятельности организации, ее миссии, ее месте в обществе;
- педагоги обладают ценностными установками (понятием о позволительном и непозволительном), через призму данного педагоги оценивают все поступки сотрудников;
- у педагогов выработаны модели поведения (варианты того, как нужно реагировать на определенные события) в разнообразных ситуациях (как простых, так и нестандартных);
- стиль руководства ДОУ педагоги оценивают как демократический
- функционирующая система коммуникации в ДОУ результативна (согласованность между членами коллектива и обмен информацией, с внешним миром, принятые конфигурации обращения ««подчиненный-начальник» и начальник-подчиненный»);
- придерживаются норм делового общения между членами коллектива, с родителями (представителями власти, прочими учреждениями, обширной общественностью и т. д.);
- обозначены линии разрешения конфликтов (внешних и внутренних);
- в организации имеются свои обычаи и традиции (например, чествование аттестующихся, поздравление сотрудников с днем рождения и т. д.);
- наблюдается символика учреждения (стиль одежды сотрудников, логотип - «Дюймовочка» и пр.).
- принят Кодекс профессиональной этики педагогов ДОУ
Таким образом, мы видим, что АНО ДО «Планета Детства «Лада»» детский сад № 190 «Дюймовочка» заманчиво для родителей, интересующихся в приобретении действенных образовательных услуг, направленных на конструктивное взаимодействие с воспитателями, симпатизирующих достижениям своих детей и понимающих важность образования;
ДОУ может заинтересовать работников организации, вырабатывает понимание того, что они функционируют в особенном образовательном учреждении, выделяющемся из большинства. Это содействует постоянству коллектива и формированию одобрительного климата в коллективе. В учреждении нет текучки кадров. 28% педагогов работают в данном учреждении более 20 лет.
ДОУ показывает социальному окружению социальную значимость, качество оказываемых услуг и ценность деятельности всего коллектива.
Достижение устойчивого функционирования, благожелательного отношения общественности к организации и ее услугам, которые завоевываются через предоставление новостей и информации об организации и ее услугах в наиболее благоприятном для нее свете, однако без искажений и дезинформации, детали представлены на сайте ДОУ, участии педагогов в общероссийских интернет-конкурсах, в публикациях.
Список использованной литературы
1. Абрамова, С.Г. О понятии «корпоративная культура» [Текст] /С.Г. Абрамова, И.А. Костенчук.- М.: Экзамен, 2013. - 89с.
2. Абсалямова, А. Управление дошкольным образованием [Текст] /А. Абсалямова //Дошкольное воспитание.- 2012.- №4.-С. 12-16.
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №5/2015 ISSN 2411-7161_
3. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ [Текст] / П.Н.Лосев. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-208с.
4. Никишина А.Л. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе развития интеллектуального потенциала персонала [Текст] /А.Л.Никишина //Стратегическое планирование развития городов и регионов. Памяти первого ректора ТГУ С.Ф. Жилкина IV Международная научно-практическая конференция: сборник научных трудов: в 2 частях. — 2014. — С. 80-88.
5. Никишина А.Л. Влияние основных элементов интеллектуального капитала на конкурентные преимущества организации [Текст] /А.Л.Никишина //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2014. — № 3 (18). — С. 40-43.
6. Никишина А.Л. Человеческий ресурс как основной фактор повышения конкурентного преимущества предприятия [Текст] /А.Л.Никишина //Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. —2013. — № 2[28]. — С. 70-77.
7. Управление персоналом ДОУ [Текст] /Под ред. А.Я. Кибанова - М.: ИНФРА - М, 2014. - 512 с.
8. Управление персоналом образовательного учреждения [Текст] /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ, 2012 - 423с.
9. Управление дошкольным образованием [Текст] /Авт.сост. Г.М. Махаева. - Махачкала: ДГПУ, 2012.-256с.
© Наумова Л.А.,2015