Список литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М., 1999.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. Учебное пособие для студ. пед. ин-тов. - М., 2004.
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
4. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи... Методика приобщения детей к чтению. - М.: Линка-Пресс, 2003.
5. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу: Программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий. Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. - М.: Школьная Пресса, 2004.
6. Программа обучения. воспитания и развития ребенка в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой // Дошкольное воспитание. -2003. - № 1-12.
7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т.И. Ерофеевой. - М.: 2002.
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
© Сычева Н.В.*
Детский сад № 97 «Хрусталик» АНО ДО «Планета детства «Лада»,
г. Тольятти
В статье раскрыт опыт работы детского сада № 97 «Хрусталик» по организации инновационной деятельности как функции управления дошкольной образовательной организацией. Освещено содержание всех этапов внедрения инноваций с определением форм работы, сроков и ответственных.
Ключевые слова: инновационная деятельность, этап внедрения инноваций, творческая группа, стажировочная площадка, сопровождение инновационной деятельности.
На современном этапе особое значение в деятельности руководителя дошкольной образовательной организации приобретает, на наш взгляд, функция организации, предполагающая создание таких организационных структур, которые бы обеспечивали выживание, а также гибкость и адаптивность всей системы к постоянно изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Вместе с тем функция организации взаимосвязана и взаимодействует с други-
* Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.
ми функциями управления (планирование, контроль, регулирование, педагогический анализ) и, таким образом, функциональная интегративность организационной функции определяет эффективность решения всех задач и достижение общей цели управления дошкольным учреждением. Внедрение инноваций в работу дошкольной образовательной организации стало важнейшим условием в совершенствовании системы дошкольного образования.
Инновационная методическая работа - это часть профессионально-педагогической деятельности, ориентированной на создание или освоение новых (инновационных) способов профессионально-педагогической деятельности. Трактуя инновационную методическую работу как часть профессионально-педагогической, управленческой деятельности, следует опираться на следующие её отличительные особенности (В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич): обеспечение работы учреждения в режиме развития; отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребенка дошкольного возраста, его самораскрытие; обеспечение информированности педагогов об инновационных фактах и явлениях и организации их экспертизы; обеспечение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской деятельности педагогов; обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов к каждому педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности; оснащение педагогов способами профессионально-педагогической деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребенка [1].
Рассмотрим некоторые направления инноваций в дошкольной образовательной организации:
- разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов: программы развития дошкольной образовательной организации, образовательной программы, годового плана;
- разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов, например, методическая копилка, обобщение педагогического опыта по проектной деятельности детского сада;
- научно-методические продукты инновационной деятельности -публикации методических пособий и разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет; участие в семинарах, научно-практических конференциях, интернет-сообществах, форумах, педсоветах;
- работа творческой и проблемной групп, проведение мастер -классов [2].
Структуру инновационного процесса (его строение, состав) определяют непосредственно на основе сущности инноваций, которая предполагает разный временной промежуток деятельности. Это дает возможность выделить последовательные этапы, выяснить сущность и их особенности.
Общее руководство инновационной деятельностью ДОО на стратегическом уровне осуществляется инспекторско-методическим бюро АНО ДО
«Планета детства «Лада», а тактический и оперативный уровень организации инноваций в детском саду осуществляется заведующим и заместителем заведующего по воспитательной и методической работе.
Задача руководителя дошкольного учреждения - создание мотивацион-ных условий вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.
Нормативно-правовая база для организации инновационной деятельности дошкольной образовательной организации включает в себя: распоряжение об организации инновационной деятельности и созданию творческой группы, план работы творческой группы на текущий год, протоколы заседаний творческой группы.
Организационно-методической базой инновационной деятельности являются папки-накопители с обобщенным опытом работы, конспекты открытых мероприятий (НОД, консультаций, мастер-классов, программ стажиро-вочных площадок и т.п.).
В зависимости от уровня инновационной деятельности научное сопровождение может осуществляться как научным руководителем и методической службой в рамках работы лабораторий АНО ДО, так и администрацией детского сада, если инновационная деятельность не выходит за его пределы.
В работе заместителя заведующего по воспитательной и методической работе необходимо осуществлять некоторые организационные моменты:
- создание структурных подразделений - творческих групп педагогов по проблемам;
- использование активных форм методической работы с педагогическим коллективом (семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные, моделирование и анализ проблемных ситуаций);
- разработка программ профессионального роста педагогов с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждому воспитателю, для повышения профессиональной и методической компетентности.
В педагогической инновации детского сада сформировалась схема инновационного процесса, которая состоит из следующих этапов:
Первый этап - «зарождение инноваций» рассмотрим его поподробнее. На данном этапе организуются следующие формы работы - создание творческой группы, работа творческой группы (по выбору направления инновационной деятельности), сопровождение инновационной деятельности научным руководителем; с определением сроков, ответственных и результатов. На данном этапе сопровождение научным руководителем состоит, по нашему мнению, в определении концептуальных основ, составлении плана инновационной деятельности с определением сроков и ответственных за мероприятия, а работа творческой группы - в выборе направлений инновационной деятельности с учетом: федеральных требований к содержанию образования; требований
АНО ДО; качества подготовки педагогического состава; направления деятельности детского сада и его материально-технической базы. После чего совместно с научным руководителем составляется план инновационной деятельности и определяется уровень развития детей экспериментальной группы. Продолжительность этапа зарождения инноваций составляет примерно 6 месяцев.
Вторым этапом инновационной деятельности является этап апробации, на котором используются следующие формы работы: сопровождение инновационной деятельности научным руководителем; консультпункт; мастер-класс, семинар-практикум, школа наставничества, стажировочная площадка на базе своей образовательной организации. На данном этапе научным руководителем осуществляется корректировка плана инновационной деятельности, а так же разработка технологической карты и определение структуры конспектов образовательной деятельности.
Работа творческой группы на этапе апробации заключается в реализации плана инновационной деятельности посредством включения в работу следующих форм: консультпункт, семинар-практикум, мастер классы, школа наставничества и стажировочная площадка на базе своей образовательной организации с участниками творческой группы. По завершении данного этапа участники творческой группы отслеживают динамику развития детей, после чего определяют эффективность внедряемых в образовательный процесс детского сада инноваций. При положительной динамике в развитии дошкольников работа по внедрению инноваций переходит на следующий этап.
Этап внедрения инноваций - третий, ему характерно использование следующих форм сопровождение инновационной деятельности научным руководителем (по содержанию работы и корректировки плана); консульт-пункт; мастер-класс, семинар-практикум, школа наставничества, стажировочная площадка на базе своей образовательной организации.
Деятельность научного руководителя по сопровождению инновационной деятельности на этапе внедрения инноваций заключается в мониторинге развития педагогов и дошкольников, с целью определения ее эффективности.
Творческая группа педагогов на данном этапе делится своим опытом работы с коллегами, не входящими в ее состав, посредством таких форм работы как: мастер-класс, школа наставничества, семинар-практикум, консульт-пункт, стажировочная площадка и др. Следует отметить, что на том этапе состав творческой группы значительно расширяется и участники творческой группы вооружают «новичков» необходимыми знаниями и умениями (знакомят с концептуальными основами, технологической картой, правилами написания конспектов образовательной деятельности и т.п.).
Обратите внимание, что данный этап самый продолжительный и в результате проводится мониторинг детей и педагогов, с целью определения эффективности и внесения корректив в план работы.
Завершающим этапом инновационной деятельности является этап распространения опыта, в ходе которого могут быть использованы следующие
формы работы: сопровождение инновационной деятельности научным руководителем; творческая группа, стажировочная площадка на базе другой образовательной организации, участие педагогов в профессиональных конкурсах, просветительская деятельность во взаимодействии с родителями и социальными партнерами. Деятельность научного руководителя на данном этапе заключается в консультировании, рецензировании материалов для распространения передового педагогического опыта, а так же в определении перспектив дальнейшей работы. Деятельность творческой группы заключается в обобщении и распространении инновационного опыта посредством написания статей в научных и методических сборниках, издании методического пособия, участия в конкурсах профессионального мастерства и т.п.
Общая цель инноваций в дошкольной образовательной организации заключается в улучшении способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования посредством овладения и применения педагогическими работниками современных образовательных технологий, которое регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и стандартом педагога.
Список литературы:
1. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. - М.: Новая школа, 1995. - 128 с.
2. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. - М.: Новая школа, 2003.
3. Сопровождение педагогического коллектива с учетом диффериенциро-ванного подхода. Методическое пособие для руководителей дошкольных образовательных организаций / под. ред. Л.А. Пенькововй. - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2014. - 108 с.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
КАК ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ЗАДАЧ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
© Таутиева Л.М.*
Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ
В данной статье рассматривается проблема формирования культуры безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста, рас-
* Старший преподаватель кафедры Дошкольного образования.