Научная статья на тему 'Управление производительностью организаций полиграфической деятельности'

Управление производительностью организаций полиграфической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление производительностью организаций полиграфической деятельности»

Управление

производительностью

организаций

полиграфической

деятельности

М.В. Кожанов,

аспирант кафедры «Финансы, учет и анализ»

Изучение категории «производительность» продолжается на протяжении длительного времени. Смысл этой категории изменялся и эволюционировал в течение всего периода его существования. Эти изменения происходили вследствие появления новых инструментов, методик и технологий. Исторически сложилось мнение, что производительность возрастает только в случае повышения интенсивности труда или увеличения продолжительности рабочего дня. Экономисты XIX века не согласились бы с точкой зрения своих современных коллег. Но все они - от Дэвида Рикардо до Карла Маркса - были единодушны в том, что в уровне квалификации работников существуют огромные различия; что же касается производительности, то тут разница обусловлена исключительно усердием одних рабочих и леностью других (или физическими данными - одни рабочие сильнее, другие слабее). Понятия «производительности» не существовало. Оно и сегодня зачастую считается «внешним фактором» и не вписывается в уравнения большинства современных экономических теорий, например, в теорию Кейнса или в построения австрийской школы теоретической экономики.

Понятие «производительность» изучается учеными длительное время, за этот период на свет появились многочисленные теоретические разработки и взгляды отечественных и зарубежных исследователей по этой проблеме. Теории производительности разрабатывались такими экономистами, как А.П. Голов, Е.И. Капустин, Д.Н. Карпухин, Е.В. Касимовский, Я.Н. Кваша, Е.Л. Маневич, Ф. Тейлор, В.Н. Черковец, Г. Форд, Г. Эмерсон и другие. Проблемами производительности занимались В.С. Астраускас, Р.В.Гаврилов, О.Е. Германова, А.И. Иванченко, Д. Кендрик, Г.Р. Кремнев, А.С. Кудрявцев, А. Лоулор, Е.М. Мерзликина,

И. Прокопенко, С.Дж. Синк, Л.Г. Соколова, С.Г. Струмилин. Вопросы производительности труда в полиграфической промышленности рассматривались в работах Л.А. Давыдовой, М.Е. Исаковой, В.К. Кондра-шовой, Э.В. Никольской, Г.В. Павловой, Г.Н. Степановой, Е.К. Фроловой и многих других. Единого понимания производительности за этот период в научных кругах достигнуто не было.

Производительность можно рассматривать как общий показатель, характеризующий эффективность использования ресурсов для производства продукции. Однако современная экономическая теория утверждает, что точно величину и долю расходов тех или иных ресурсов, использованных на производство продукции, невозможно. Поэтому для определения эффективности производства чаще всего используют показатель производительности труда, хотя это не означает, что только труд является источником производительности.

В общем виде производительность - это продуктивность (результативность) использования ресурсов - труда, капитала, земли (материалов), энергии, информации - при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Она отражает взаимосвязь между количеством и качеством произведенной продукции, выполненных работ, предоставленных услуг и ресурсами, которые были потрачены на их производство. Во время их оценки необходимо учитывать рост стоимости энергии, сырья, расходов, связанных с безработицей и т. д.

Основные определения производительности, предложенные различными авторами, представлены в табл. 1.

Присоединяясь к описанным определениям авторов и соглашаясь с определением Е.К. Фроловой, которая уточняет его для организаций полиграфической деятельности, в целом показатель производительности организаций полиграфической деятельности можно охарактеризовать как объем выполненных полиграфических работ, который соответствует установленным требованиям заказчика (издательства и других юридических и физических лиц), в расчете на единицу затраченных на их выполнение ресурсов и времени.

Таблица 1

Основные определения производительности

Авторы Определение производительности

Д. Кендрик, С.Дж. Синк [3] Отношение количества продукции, произведенной данной системой за данный период времени, к количеству ресурсов, потребленных для создания или производства этой продукции за тот же период

Г.Р. Кремнев [1] Отношение объема произведенной продукции, работ или услуг, реализованных организацией, к затратам на их созидание

Окончание табл. 1

Авторы Определение производительности

Е.М. Мерзликина [2] Отношение произведенной продукции в договорных ценах (или натуральном выражении, если речь идет о внутренней единице анализа - отдельном подразделении) к совокупности производственных затрат, включенных в себестоимость этой продукции

Е.К. Фролова [4] Представляет собой объем выполненных, принятых и удовлетворивших требования потребителя полиграфических работ установленного образца в расчете на единицу затраченных для этого ресурсов

Определенную таким образом производительность необходимо отличать от производительности факторов производства - производительности труда (выработки в расчете на одного работающего) и производительности капитала (фондоотдачи), которые являются измерителями интенсивности использования применяемых в производстве воспроизводимых ресурсов. Данные показатели деловой активности являются объектами управления и контроля в организации, что позволяет регулировать их значения. Мониторинг производительности труда и фондоотдачи может служить инструментом регулирования производительности хозяйствующего субъекта, что, в свою очередь, позволяет принимать управленческие решения, направленные на повышение его конкурентоспособности.

Производительность хозяйствующего субъекта, в частности, организации полиграфической деятельности, необходимо исследовать как один из важнейших показателей, связывающий внутреннюю среду организации с внешней, а именно, с позиции производственных факторов, от которых она зависит, и целевых установок, на достижение которых она направлена (рис. 1). Нами рассмотрена взаимосвязь производительности хозяйствующего субъекта с показателями деловой активности, с одной стороны, и показателем доходности капитала, характеризующим уровень его конкурентоспособности, с другой. Это позволяет выявить рычаги управления производительностью, что, в свою очередь, приводит к разработке мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности.

Большое значение в этой связи имеет такой фактор, как предпринимательская способность лиц, являющихся собственниками хозяйствующего субъекта, и управленческого персонала. Именно предпринимательская способность является двигателем рыночной экономики, приводящим в оптимальное соответствие все другие факторы - предметы труда, средства труда и труд, именно она является ускорителем деловой активности хозяйствующего субъекта, как в сфере производства, так и в сфере обращения.

Необходимо обратить внимание и на то, как формируется производительность хозяйствующего субъекта. На рис. 1 этот процесс отражен через блок «производительность процесса», что актуально для

Рис. 1. Факторная взаимосвязь видов производительности и конкурентоспособности хозяйствующего субъекта

организаций полиграфической деятельности, в которой печатная продукция производится последовательно, проходя необходимые стадии полиграфического производства, на каждой из которых создается соответствующий результат и формируются затраты.

Управление производительностью - это процесс, предполагающий стратегическое и оперативное планирование и постоянный контроль за эффективным внедрением систем повышения производительности.

Управление производительностью - это фактически часть более широкого процесса управления. Он включает планирование, организацию, руководство, контроль и регулирование, основанное на соотношении количества продукции, выпущенной производственной системой, и затрат на эту продукцию. Этот процесс столь же важен, как и другие контрольные функции и процессы.

Процесс управления производительностью неизбежно включает ее измерение.

Управление производительностью требует эффективных контактов и понимания роли различных служб в создании товаров или услуг. Оно также требует рассматривать систему с позиций крупных, стратегических и более мелких, тактических и даже текущих задач, умения обосновать перемены и оценить их последствия и, что, пожалуй, важнее всего, способности увязать повышение производительности с ее измерением.

Управление производительностью неразрывно связано с управлением качеством (процессом обеспечения качества), планированием (процессом, определяющим, что должно быть сделано для повышения эффективности), измерением трудозатрат и разработкой смет (процессом оценки экономичности), бухгалтерским учетом и финансовым контролем (службами, ведающими оценкой прибыльности) и кадровой службой. Управляют производительностью менеджеры.

На рис. 2 представлен предлагаемый нами алгоритм управления производительностью организаций.

Приведем последовательно этапы процесса стратегического планирования применительно к проектированию и разработке программ управления производительностью:

1. Оценка структуры управления, где рассматриваются действующие системы управления, их специфика и особенности, указываются желаемые направления улучшения. Проводится анализ координации основных структур фирмы или компании.

2. Механизм управления производительностью включает оценку и измерение существующих показателей финансово-экономической деятельности предприятия. На этом этапе осуществляются анализ рыночной конъюнктуры, оценка позиции выпускаемого товара на

Рис. 2. Алгоритм управления производительностью организаций

рынке, состав услуг сервисного обслуживания для повышения конкурентоспособности товара на рынке, а также планируются желаемые результирующие показатели деятельности предприятия. Исходя из установившихся (или прогнозируемых) цен на рынке аналогичных товаров, планируемой прибыли от коммерческой деятельности определяются необходимая величина и направления снижения себестоимости продукции. При этом следует учитывать, что именно повышение производительности является одним из наиболее эффективных направлений снижения себестоимости продукции. Проводится анализ выпуска продукции

и ее соответствие международным стандартам качества. Определяются причины отклонения параметров от стандартов.

• определяется необходимое повышение производительности для снижения себестоимости до конкурентного уровня, выбор направлений повышения производительности, а также планирование мероприятий по достижению заданного уровня производительности;

• организация работы по повышению производительности -заключается в реализации запланированных мероприятий с распределением по центрам ответственности (местам реализации);

• предусматривает разработку системы мотивации работников к повышению производительности и обучение основным методам повышения производительности, которые целесообразно внедрить, разработка плана максимального охвата всех, кто связан с повышением производительности или тех, от кого зависит уровень производительности;

• оценка и контроль полученных результатов реализации мероприятий по повышению производительности на предприятии. Контроль выполнения работы должен осуществляться постоянно. Заключительный контроль выражается в оценке полученных результатов и определении вклада конкретных работников в общий результат с последующим вознаграждением.

Библиографический список

1. Кремнев Г.Р. Управление производительностью и качеством. Модульная программа для менеджеров / Г.Р. Кремнев. - М., 2000.

2. Мерзликина Е.М. Показатели оценки эффективности деятельности экономического субъекта и методы их анализа / Е.М. Мерзликина // Известия ВУЗов. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2005. - № 4. - С. 132-144.

3. СинкД.С Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение / Д.С. Синк. - М., 1989.

4. Фролова Е.К. Оценка производительности труда на полиграфическом предприятии / Е.К. Фролова // Известия ВУЗов. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2005. - № 4. - С. 154-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.