Научная статья на тему 'Система показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятий'

Система показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3670
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / МЕНЕДЖМЕНТ / ПРЕДПРИЯТИЕ / EFFICIENCY / PRODUCTIVITY / MANAGEMENT / THE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клишевич Н. Н.

В статье предложена система показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятий. В частности описана методика расчета показателей результативности менеджмента в области текущей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF THE INDICATORS CHARACTERIZING EFFICIENCY OF ACTIVITY OF THE ENTERPRISES

In article the system of the indicators characterizing efficiency of activity of the enterprises is offered. In particular the design procedure of indicators of productivity of management in the field of current activity is described.

Текст научной работы на тему «Система показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятий»

-ООО «Великолукская трикотажная фабрика «ТРИВЕЛ» (ООО «ВТФ «ТРИВЕЛ») (г. Великие Луки), численность ППП - 495 чел.;

-ООО «КОМАЦО» (г. Тихвин), численность ППП - 240 чел.;

Численность промышленно-производственного персонала на обследуемых предприятиях - 1956 человек. По всем предприятиям анализ проведен по следующим важнейшим технико-экономическим показателям: объемы производства продукции в натуральном и стоимостном выражении, объем реализации, прибыль, рентабельность, заработная плата и численность промышленно-производственного персонала, сведения о кредиторской и дебиторской задолженности.

В группу предприятий по производству трикотажных изделий входит предприятие, выпускающее только бельевые трикотажные изделия, и предприятия, выпускающие бельевые и верхние трикотажные изделия.

В таблице 2 и на рисунке 2 приведены сводные технико-экономические показатели по группе анализируемых трикотажных предприятий, которые отражают тенденции развития трикотажной промышленности в целом в 2009 г.

На основании полученных данных по сравнению с 2008 г. сделаны следующие выводы:

- объемы производства трикотажной продукции в натуральном выражении:

- по трикотажным изделиям снизились на 9,7 %,

- объемы производства продукции в стоимостном выражении составили 100,9 %;

- объем реализации продукции снизился на 2 % и составил 1171997,6 тыс. руб. - цена единицы продукции на трикотажные изделия возросла на 6,6 %, на чулочно-носочные изделия - на 13,6 %;

- среднемесячная заработная плата возросла на 10,8 % и составила 11754,9 тыс. руб.;

- произошло незначительное уменьшение численности промышленно-производственного персонала;

- рост чистой прибыли на 43,9 %;

- снижение на 19,2 % кредиторской задолженности.

Трикотажные предприятия, по которым проведен анализ основных технико-экономических показателей, государственной поддержки не имели, отсутствуют и инвестиционные проекты.

Производственная деятельность, техническое перевооружение и модернизация оборудования, разработка и внедрение инноваци-

онных технологий осуществляется за счет собственных средств и банковских кредитов. На предприятиях осуществлено оснащение современными видами вязального, отделочного и швейного оборудования, внедрение инновационных технологий, обеспечивающих повышение производительности труда, качества и конкурентоспособности трикотажной продукции.

Но это с точки зрения технологических нововведений, чего недостаточно для укрепления на рынке и увеличения доли конкурентоспособной продукции, необходима выработка маркетинговой политики поведения предприятия на рынке и определение стратегии управления предприятием для повышения его конкурентоспособности.

В процессе выработки стратегии необходимо учитывать состояние конкурентной среды и влияние окружения, а также, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Для чего проводится SWOT-анализ окружения организации, причем важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.

Для такой оценки чаще всего применяют метод позиционирования на матрицах возможностей и угроз (см. Таблица 3).

Разрабатываемая стратегия фирмы должна быть направлена на максимальное использование предоставляемых возможностей и максимально возможную защиту от угроз.

Для фирмы ООО «ИВТЕКС» после проведенного анализа наиболее значимыми и вероятными оказались возможности расширения доли рынка.

После позиционирования угроз было выявлено, что:

- к критическому состоянию фирму могут привести либо выход в отрасль большого числа конкурентов и коренное изменение вкусов потребителей;

- к разрушению компании или ее выходу из отрасли может привести ограничительная политика государственных органов, например, увеличение обязательных сборов и пошлин, увеличение транспортных тарифов, изменение правил торговли.

Литература:

1.Социально-экономическое развитие России, сборник Роском-стата РФ, 2009г.

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Клишевич Н.Н., аспирант кафедры национальной и мировой экономики, Института предпринимательства и права

В статье предложена система показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятий. В частности описана методика расчета показателей результативности менеджмента в области текущей деятельности.

Ключевые слова: эффективность, результативность, менеджмент, предприятие

SYSTEM OF THE INDICATORS CHARACTERIZING EFFICIENCY OF ACTIVITY OF THE ENTERPRISES

Klishevich N., The post-graduate student, national and world economy chair, Business and Law Institute

In article the system of the indicators characterizing efficiency of activity of the enterprises is offered. In particular the design procedure of indicators ofproductivity of management in the field of current activity is described.

Keywords: efficiency, productivity, management, the enterprise

Изучение зарубежных и российских литературных источников по данной проблеме позволило сделать вывод, что экономическая эффективность представляет собой основополагающую экономическую категорию рыночной экономики, которая применяется для характеристики успешности функционирования отдельных экономических субъектов, отраслевых рынков и национальной экономики в целом [1].

Повышение эффективности деятельности предприятия, или эффективности бизнеса, является первостепенной задачей менеджмента любого экономического субъекта, функционирующего в условиях рынка. Решение данной задачи напрямую связано с обеспечением выполнения принятых стратегических планов развития

организации. В связи с этим для целей управления эффективностью бизнеса предлагается применять термин «эффективность предпринимательства», который может быть определен как совокупность двух составляющих: коммерческой эффективности и экономической эффективности. Первая составляющая характеризует результат менеджмента по достижению целей развития экономического субъекта, вторая - степень удовлетворения экономических интересов собственников бизнеса (лиц, заинтересованных в получении экономической выгоды от вложения капитала в данный бизнес) [2].

Коммерческая эффективность может быть представлена как соотношение ожидаемой и достигнутой результативности управленческих решений в текущей, финансовой и инвестиционной сфе-

рах деятельности, которые являются объектами менеджмента. Под результативностью мы подразумеваем комплексную характеристику успешности экономического субъекта, содержанием которой является соотношение различных результатов и затрат, соответствующих данным результатам.

Такой подход позволяет предложить следующую систему показателей результативности для оценки коммерческой эффективности:

- производительность как отношение объема товарной продукции к ее производственной себестоимости, включая управленческие расходы;

- прибыльность (рентабельность) текущей деятельности как соотношение прибыли от продаж и себестоимости продаж;

- доходность как соотношение притока и оттока денежных средств по различным видам деятельности и в целом по предприятию.

Производительность является итоговым показателем результативности производственной деятельности, который формируется как совокупность первичных показателей (факторов):

- уровня выполнения плановых заданий по производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг);

- соблюдения норм расходования производственных ресурсов;

- соблюдения требований надлежащего качества продукции (работ, услуг).

Производительность следует рассчитывать как отношение произведенной товарной продукции в договорных ценах к совокупности затрат, включенных в себестоимость этой продукции.

Предлагаем формулу расчета общего коэффициента производительности Кпр:

Кпр = Qт / Ст (1)

где Qт - объем товарной продукции в договорных ценах,

Ст - себестоимость товарной продукции, за исключением расходов на продажу.

В качестве частных показателей производительности предлагаем применять показатели (коэффициенты) материалоотдачи, зар-платоотдачи и производительности амортизируемого капитала, в отличие от показателей производительности труда и фондоотдачи, являющихся показателями интенсивности.

Среди показателей рентабельности для оценки прибыльности текущей деятельности может быть применен единственный показатель - рентабельность основной деятельности, который представ-

ляет собой отношение прибыли от продаж к полной себестоимости продаж; остальные показатели рентабельности являются характеристиками интенсивности использования различных ресурсов и оценками финансового состояния предприятия [3].

Прибыльность как показатель результативности текущей деятельности является основным рыночным показателем, на котором строится финансовое благополучие предприятия, эффективность предпринимательства. Считаем, что в качестве измерителя прибыльности текущей деятельности может быть применен коэффициент прибыльности Кпт.

Для оценки эффективности текущей деятельности, наряду с понятием прибыльности, следует применить понятие доходности. С помощью коэффициента доходности текущей деятельности Кдт можно контролировать заданный уровень соотношения доходов и расходов от текущей деятельности в условиях выбранной экономической стратегии. Его следует определять как соотношение притока и оттока денежных средств по текущей деятельности.

Поскольку в текущей деятельности объектами управления являются производительность (продуктивность), прибыльность и доходность, то необходимо оценивать их взаимосвязь с показателями деловой активности в производственной и хозяйственной сферах.

Проведенное исследование позволило нам предложить систему коэффициентов, характеризующих эффективность деятельности предприятия (табл. 1).

Рост производительности является закономерным результатом повышения деловой активности в производственной сфере, поскольку, при прочих равных условиях, обеспечивает снижение расходов в расчете на единицу произведенной продукции. То есть, рост часовой производительности труда оказывает положительное воздействие на продуктивность труда (зарплатоотдачу). Рост фондоотдачи вызывает увеличение продуктивности амортизируемого капитала.

Для оценки влияния факторов на материалоотдачу, по нашему мнению, необходимо исследовать рациональность использования материалов в производстве, представляющую собой совокупность влияния внутренних и внешних факторов. Рациональность обеспечивается благодаря мероприятиям по экономии материалов в производстве, а также рыночными условиями использования материальных ресурсов. Здесь имеются в виду такие факторы внешней среды, как требования покупателей и заказчиков в отношении ас-

Таблица 1. Показатели результативности менеджмента в области текущей деятельности

Показатели Условные обозначения Способ расчета

1 2 3

1 Коэффициент продуктивности (производительности) Кпр = = Qt / Ст Отношение объема товарной продукции к ее производственной себестоимости, включая управленческие расходы

2. Коэффициент продуктивности труда (зарплатоотдачи) Кз = = Qt / Сз Отношение объема товарной продукции к сумме затрат на заработную плату (с начислениями) всех работников, которая учтена в производственной себестоимости этой продукции, с учетом управленческих расходов

3. Коэффициент продуктивности материальных ресурсов (материалоотдачи) Км = = Qt/См Отношение объема товарной продукции в договорных ценах к стоимости сырья, материалов, топлива, электроэнергии, израсходованных на ее производство и включенных в производственную себестоимость, с учетом управленческих расходов

4. Коэффициент продуктивности амортизируемого капитала Как = = Qt / Сак Отношение объема произведенной товарной продукции к сумме амортизационных отчислений по амортизируемому имуществу, включенной в производственную себестоимость, с учетом управленческих расходов

5. Коэффициент прибыльности Кпт = = Ппр / Сполн Отношение прибыли от продаж к полной себестоимости продаж

6. Коэффициент чистой доходности текущей деятельности Кдчт = = ДПт/ДОт Соотношение притока и оттока денежных средств по текущей деятельности

сортимента, количества и качества материалов для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг). Считаем, что степень влияния на эти факторы со стороны менеджмента невелика. Следовательно, усилия по увеличению материалоотдачи могут быть направлены в первую очередь на выполнение мероприятий по экономии отдельных видов ресурсов в процессе производства.

От прибыльности и доходности бизнеса, в свою очередь зависят такие характеристики успешности, как рентабельность и финансовое благополучие организации. Поскольку показатели прибыли являются в первую очередь основанием для расчета различных показателей рентабельности, необходимо использовать показатели рентабельности в качестве индикаторов для анализа и контроля коммерческой эффективности.

Управление продуктивностью, на наш взгляд, следует организовать таким образом, чтобы осуществлять стратегическое и оперативное планирование и вести постоянный контроль внедрения мероприятий, повышающих продуктивность, а также измерение и оценку воздействия этих мероприятий. То есть, на наш взгляд, необходимо осуществлять:

- мониторинг выполнения договорных обязательств перед покупателями (заказчиками) в отношении ассортимента и качества материалов, являющихся предметом труда, а также контроль соблюдения норм расходования материалов в производстве;

- контроль использования имеющегося парка технологического оборудования по количественному составу, мощности, сменности, производительности;

- контроль выполнения плана инноваций и инвестиций;

- разработку систем повышения квалификации и материального стимулирования работников.

Расчеты коэффициентов прибыльности и доходности, характеризующих результативность хозяйственной деятельности, не имеют отраслевой специфики, поскольку основаны на показателях, формирование которых обусловлено нормами гражданского законодательства. Эти коэффициенты следует исчислять по единому алгоритму. В данном случае могут возникнуть проблемы правильного применения норм различных хозяйственных договоров, определяющих момент перехода права собственности на продукцию и формирования выручки от продаж, а, следовательно, и прибыли от продаж, участвующей в расчете коэффициента прибыльности. Это имеет значение и для издательств, и для полиграфических предприятий. В частности, издательства поставляют свою продукцию непосредственно заказчикам, оптовым покупателям и в книжные магазины для розничной торговли. Кроме того, они обмениваются тиражами с другими издательствами, а также продают книги через собственные магазины. Такое разнообразие видов продаж влияет на показатель выручки, формирующейся на основе договоров куп-

ли-продажи, агентирования и комиссии, растягивая во времени процесс перехода права собственности от издательства к покупателю по одному и тому же тиражу. Для полиграфических предприятий, напротив, этот период времени минимизирован, поскольку они работают с заказчиками по договорам подряда, выполнение которых фиксируется актом завершения работ. Это позволяет формировать выручку от продаж сразу в момент подписания данного акта, независимо от момента отгрузки готовых тиражей заказчику. Как следствие, эти обстоятельства оказывают влияние на формирование денежных потоков и показатели доходности: в издательствах выручка от продажи тиража, как правило, фиксируется учетной системой постепенно, по мере его продажи в розничной сети, и денежный поток также складывается из поступлений от продажи разных тиражей; полиграфические предприятия в основном получают приток денежных средств в короткие сроки, за весь объем выполненных работ по заказу, причем, как правило, в виде предоплаты.

Таким образом, денежные потоки и прибыль этих разных представителей издательско-полиграфического рынка формируются по разным правилам, что оказывает влияние на величины показателей прибыльности и доходности. Управленческие воздействия на результативность и эффективность деятельности этих субъектов в таких условиях, по нашему мнению, должны содержать мероприятия, обеспечивающие в издательствах равномерность и полноту поступления денежных средств от продажи тиражей, а на полиграфических предприятиях - получение заказов, наиболее подходящих для выполнения по ассортименту имеющихся полиграфических технологий и полиграфического оборудования.

Критериями эффективности по прибыльности здесь могут служить плановые показатели рентабельности основной деятельности, которые можно рассчитать по каждому тиражу перед его подготовкой (издательство) и запуском в производство (полиграфическое предприятие). Критерием эффективности по доходности может быть расчетный коэффициент, характеризующий превышение суммы притока денежных средств над суммой оттока по текущей деятельности и по организации в целом, величина которого зависит от принятой стратегии развития бизнеса (уровня агрессивности).

Литература:

1. Мерзликина Е.М. Оценка эффективности деятельности организации: монография. - М.МГУП, 2004.

2. Мерзликина Е.М. Управление бизнесом: цели деятельности, показатели и критерии эффективности // Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела. - № 2. - 2007.

3. Никольская Э.В. Применение экономической диагностики при проведении анализа производственной деятельности хозяйствующих субъектов. // Вестник МГУП. - № 2. - 2004.

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОМ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Колгашкин С.И., аспирант ГОУ ВПО «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности

В статье описаны основные подходы к организации информационной системы управления на промышленном предприятии, обоснована схема управления маркетинга с точки зрения информационных потоков.

Ключевые слова: информация, промышленное предприятие, информационный поток, система управления

APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF AN INFORMATION CONTROL SYSTEM AT THE INDUSTRIAL ENTERPRISE

Kolgashkin S., The post-graduate student, Russian Correspondence Institute of Textile and Light Industry, GOU VPO

In article the basic approaches to the organization of an information control system at the industrial enterprise are described, the scheme of management of marketing from the point of view of information streams is proved.

Keywords: the information, the industrial enterprise, an information stream, a control system

Ни одна современная организация не работает без системы или систем какого-либо рода, при помощи которых достигаются цели функционирования этой организации. Информационная система -это комбинация ручных и компьютерных процессов, которые решают поставленные задачи, четко и логично взаимодействуя между собой. В условиях современной конкурентной экономики, ис-

пользование развитых информационных систем помогает организациям занимать лидирующие позиции в бизнесе.

Важнейшая особенность процесса управления заключается в его информационной природе. Организация реализации принятых решений проводится через систему методов воздействия на работников с использованием информации о ходе выполнения принятых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.