Научная статья на тему 'Подходы к организации информационной системы управления на промышленном предприятии'

Подходы к организации информационной системы управления на промышленном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
506
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / THE INFORMATION / THE INDUSTRIAL ENTERPRISE / AN INFORMATION STREAM / A CONTROL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колгашкин С. И.

В статье описаны основные подходы к организации информационной системы управления на промышленном предприятии, обоснована схема управления маркетинга с точки зрения информационных потоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колгашкин С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF AN INFORMATION CONTROL SYSTEM AT THE INDUSTRIAL ENTERPRISE

In article the basic approaches to the organization of an information control system at the industrial enterprise are described, the scheme of management of marketing from the point of view of information streams is proved.

Текст научной работы на тему «Подходы к организации информационной системы управления на промышленном предприятии»

сортимента, количества и качества материалов для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг). Считаем, что степень влияния на эти факторы со стороны менеджмента невелика. Следовательно, усилия по увеличению материалоотдачи могут быть направлены в первую очередь на выполнение мероприятий по экономии отдельных видов ресурсов в процессе производства.

От прибыльности и доходности бизнеса, в свою очередь зависят такие характеристики успешности, как рентабельность и финансовое благополучие организации. Поскольку показатели прибыли являются в первую очередь основанием для расчета различных показателей рентабельности, необходимо использовать показатели рентабельности в качестве индикаторов для анализа и контроля коммерческой эффективности.

Управление продуктивностью, на наш взгляд, следует организовать таким образом, чтобы осуществлять стратегическое и оперативное планирование и вести постоянный контроль внедрения мероприятий, повышающих продуктивность, а также измерение и оценку воздействия этих мероприятий. То есть, на наш взгляд, необходимо осуществлять:

- мониторинг выполнения договорных обязательств перед покупателями (заказчиками) в отношении ассортимента и качества материалов, являющихся предметом труда, а также контроль соблюдения норм расходования материалов в производстве;

- контроль использования имеющегося парка технологического оборудования по количественному составу, мощности, сменности, производительности;

- контроль выполнения плана инноваций и инвестиций;

- разработку систем повышения квалификации и материального стимулирования работников.

Расчеты коэффициентов прибыльности и доходности, характеризующих результативность хозяйственной деятельности, не имеют отраслевой специфики, поскольку основаны на показателях, формирование которых обусловлено нормами гражданского законодательства. Эти коэффициенты следует исчислять по единому алгоритму. В данном случае могут возникнуть проблемы правильного применения норм различных хозяйственных договоров, определяющих момент перехода права собственности на продукцию и формирования выручки от продаж, а, следовательно, и прибыли от продаж, участвующей в расчете коэффициента прибыльности. Это имеет значение и для издательств, и для полиграфических предприятий. В частности, издательства поставляют свою продукцию непосредственно заказчикам, оптовым покупателям и в книжные магазины для розничной торговли. Кроме того, они обмениваются тиражами с другими издательствами, а также продают книги через собственные магазины. Такое разнообразие видов продаж влияет на показатель выручки, формирующейся на основе договоров куп-

ли-продажи, агентирования и комиссии, растягивая во времени процесс перехода права собственности от издательства к покупателю по одному и тому же тиражу. Для полиграфических предприятий, напротив, этот период времени минимизирован, поскольку они работают с заказчиками по договорам подряда, выполнение которых фиксируется актом завершения работ. Это позволяет формировать выручку от продаж сразу в момент подписания данного акта, независимо от момента отгрузки готовых тиражей заказчику. Как следствие, эти обстоятельства оказывают влияние на формирование денежных потоков и показатели доходности: в издательствах выручка от продажи тиража, как правило, фиксируется учетной системой постепенно, по мере его продажи в розничной сети, и денежный поток также складывается из поступлений от продажи разных тиражей; полиграфические предприятия в основном получают приток денежных средств в короткие сроки, за весь объем выполненных работ по заказу, причем, как правило, в виде предоплаты.

Таким образом, денежные потоки и прибыль этих разных представителей издательско-полиграфического рынка формируются по разным правилам, что оказывает влияние на величины показателей прибыльности и доходности. Управленческие воздействия на результативность и эффективность деятельности этих субъектов в таких условиях, по нашему мнению, должны содержать мероприятия, обеспечивающие в издательствах равномерность и полноту поступления денежных средств от продажи тиражей, а на полиграфических предприятиях - получение заказов, наиболее подходящих для выполнения по ассортименту имеющихся полиграфических технологий и полиграфического оборудования.

Критериями эффективности по прибыльности здесь могут служить плановые показатели рентабельности основной деятельности, которые можно рассчитать по каждому тиражу перед его подготовкой (издательство) и запуском в производство (полиграфическое предприятие). Критерием эффективности по доходности может быть расчетный коэффициент, характеризующий превышение суммы притока денежных средств над суммой оттока по текущей деятельности и по организации в целом, величина которого зависит от принятой стратегии развития бизнеса (уровня агрессивности).

Литература:

1. Мерзликина Е.М. Оценка эффективности деятельности организации: монография. - М.МГУП, 2004.

2. Мерзликина Е.М. Управление бизнесом: цели деятельности, показатели и критерии эффективности // Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела. - № 2. - 2007.

3. Никольская Э.В. Применение экономической диагностики при проведении анализа производственной деятельности хозяйствующих субъектов. // Вестник МГУП. - № 2. - 2004.

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОМ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Колгашкин С.И., аспирант ГОУ ВПО «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности

В статье описаны основные подходы к организации информационной системы управления на промышленном предприятии, обоснована схема управления маркетинга с точки зрения информационных потоков.

Ключевые слова: информация, промышленное предприятие, информационный поток, система управления

APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF AN INFORMATION CONTROL SYSTEM AT THE INDUSTRIAL ENTERPRISE

Kolgashkin S., The post-graduate student, Russian Correspondence Institute of Textile and Light Industry, GOU VPO

In article the basic approaches to the organization of an information control system at the industrial enterprise are described, the scheme of management of marketing from the point of view of information streams is proved.

Keywords: the information, the industrial enterprise, an information stream, a control system

Ни одна современная организация не работает без системы или систем какого-либо рода, при помощи которых достигаются цели функционирования этой организации. Информационная система -это комбинация ручных и компьютерных процессов, которые решают поставленные задачи, четко и логично взаимодействуя между собой. В условиях современной конкурентной экономики, ис-

пользование развитых информационных систем помогает организациям занимать лидирующие позиции в бизнесе.

Важнейшая особенность процесса управления заключается в его информационной природе. Организация реализации принятых решений проводится через систему методов воздействия на работников с использованием информации о ходе выполнения принятых

решений (обратная информация). Чем точнее и объективнее информация, находящаяся в распоряжении системы управления, чем полнее она отражает действительное состояние и взаимосвязи в объекте управления, тем обоснованнее поставленные цели и реальные меры, направленные на их достижение.

Так как руководитель в своей работе опирается на информацию о состоянии объекта и создает в результате своей деятельности новую командную информацию с целью перевода управляемого объекта из фактического состояния в желаемое, то информацию условно считают предметом и продуктом управленческого труда.

Информация как элемент управления и предмет управленческого труда должна обеспечить качественное представление о задачах и состоянии управляемой и управляющей систем и обеспечить разработку идеальных моделей желаемого их состояния.

Таким образом, информационное обеспечение — это часть системы управления, которая представляет собой совокупность данных о фактическом и возможном состоянии элементов производства и внешних условий функционирования производственного процесса и о логике изменения и преобразования элементов производства .

Выделяют два уровня характеристики информационного обеспечения:

• элементный, т. е. совокупность данных, характеристик, признаков;

• системный, т. е. воспроизводящий взаимосвязи и зависимости между классификационными группами информации, реализуемый в виде информационных моделей.

При элементной характеристике информации изучаются состав информации, форма и виды носителей, их номенклатура.

Основные требования к качеству информации:

• своевременность;

• достоверность (с определенной вероятностью);

• достаточность;

• надежность (с определенной степенью риска);

• комплектность системы информации (по качеству и ресурсо-емкости товара, условиям по стадиям жизненного цикла товаров фирмы и конкурентов и т.д.);

• адресность;

• правовая корректность информации;

• многократность использования;

• высокая скорость сбора, обработки и передачи;

• возможность кодирования;

• актуальность информации .

При характеристике информационной системы исследуются движение информационных потоков, их интенсивность и устойчивость, алгоритмы преобразования информации и соответствующая этим объективным условиям схема документооборота.

Решения являются идеальным описанием желаемого состояния объекта и методов достижения этого состояния. Они представляют собой продукт ограниченного применения, так как направлены на конкретный объект в четко описываемых условиях. Качество решения как готового продукта проявляется опосредовано, в деятельности объекта, на который данное решение направлено.

При создании информационного обеспечения ориентируются на усредненную, выровненную потребность в информации руководителей и специалистов. Особое место здесь занимает информация об управлении, в которой отражаются прогрессивные приемы и методы организации управления.

В процессе организации информации принципиальное значение имеет расчленение ее на условно-постоянную, выполняющую роль нормативно-справочной, и переменную. Оба эти вида информации на основе анализа классификационных связей организуются во взаимосвязанные блоки (модели), которые могут быть описывающими, т. е. характеризующими процесс в статике или динамике, компонентами, отражающими определенную типовую ситуацию.

Процесс формирования информационного обеспечения включает несколько этапов:

• описание состояния объекта, т. е. физическая фотография. Это предполагает набор технико-экономических показателей и параметров, характеризующих управляющую и управляемую системы, с соответствующей классификацией этих показателей;

• моделирование классификационных связей в информационных массивах с выделением причинно-следственных зависимостей, т. е. формирование частных статических моделей;

• отражение в информационных моделях динамики отдельных элементов и процессов, т. е. обоснование тенденций количественного и качественного изменения в производстве. При этом количественное изменение предполагает корректировку информации, а качественное изменение — ее частичную или полную перестройку;

• интегрированная информационная модель процесса производства, отражающая взаимосвязь и динамику локальных процессов и всего производства.

Порядок формирования определяет подход к анализу состава информации. Организация информации в значительной степени предопределяет порядок ее хранения, регистрации, обновления, передачи и использования. Четкая организация банков данных позволяет более полно обосновать направления движения, интенсивность потоков, закономерности ее преобразования, методику запросов и получения.

Таким образом, система информационного обеспечения—это совокупность данных о целях, состоянии, направлениях развития объекта и окружающей его среды, организованная во взаимосвязанных потоках сведений. Эта система включает методы получения, хранения, поиска, обработки данных и выдачи их пользователю.

Развитие экономического потенциала и рост производства на современном этапе становления рыночных отношений возможен, главным образом, за счет ускорения научно-технического прогресса и более эффективного использования имеющихся ресурсов. Выявить и привести в действие все источники и резервы интенсивного развития хозяйства на основе комплексного использования экономических, социальных, организационных, научно-технических факторов призвана эффективная информационная система управления экономикой.

Принятие решения с полным основанием можно рассматривать как процесс целенаправленного анализа и обработки исходной информации о состоянии и условиях функционирования хозяйствующих объектов направленных на планирование наиболее рационального пути достижения этим объектом желаемого состояния в будущем. Обеспечение принятия решений полной и надежной информацией в нужное время всегда было и остается одной из центральных и наиболее сложных проблем организации управления. Количество, содержание и своевременность получения информации определяют качество принимаемых решений и в конечном счете эффективность деятельности хозяйствующих объектов.

Понимание возрастающей роли и значимости информационных процессов выдвигает необходимость осознания сущности и научного определение понятия экономической информации. Ее феномен до конца не раскрыт, и находится лишь на стадии становления. Основной причиной этого является положение о том, что информация, хотя и играет все более значимую роль в нашей жизни, но не выступает чем-то осязаемым и не поддается точному измерению.

Информация, увеличивая знания, углубляет интеллект и может оцени- ваться в соответствии с ее влиянием на процесс принятия решения. Рационализация информационного обеспечения является одним из основных факторов, непосредственно влияющих на эффективность управления. Развитие экономической системы требует постоянного совершенствования информации для обеспечения оптимального функционирования экономического объекта, предполагающего достижения за счет управления наилучших показателей эффективности функционирования. Именно информацию можно считать первым звеном в функциональной цепи: «информация- решение— действие», без нее не представляется возможным выработать оптимальное управленческое решение, а следовательно осуществить необходимое действие, являющееся конечной целью функционирования системы. Основой для фактического отражения реального экономического процесса плановой модели и последующего регулирования упорядочивающих воздействий на всех уровнях управления является информационная связь, представляющая собой необходимое условие процесса функционирования экономической системы и реализации управляющих функций.

Экономическая деятельность общества располагает такой информацией, которая называется экономической. Экономическая информация как понятие принадлежит с одной стороны, к «категории информация», а с другой — неразрывно связана с экономикой, с управлением народным хозяйством. Можно распространять на экономическую информацию различные толкования, присущие

TMurawim .«wm pbWKa

B

S

a

c

>■*

X!

u

198 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

ления (см. рис. І.) в виде замкнутой структуры маркетинга взаимодействующей с окружающей средой, можно определить следующие виды информации: входящую, исходящую, внутреннюю и внешнюю.

Информация, которую необходимо получить в ходе маркетингового исследования должна раскрывать :

• ресурсы потенциального рынка с точки зрения покупателей, объем продаж, общая стоимость продаж;

• покупательский спрос, запросы и потребности потребителей;

• характеристику потенциальных потребностей;

• территориальное (географическое) размещение рынка;

• данные о конкурентах (доли конкурентов на рынке, ценовая политика, их рекламно-пропагандистские средства и т.д.);

• общие рыночные условия (налоги, законы и т.д.).

Реализация требований предъявляемых к анализу организации

управления, во многом зависит от качества и объема информации о состоянии анализируемого объекта. Информация должна быть необходимой и достаточной, объективно характеризовать организацию управления, используя количественно определенные характеристики.

Для проектирования информационной системы предприятия могут быть использованы компьютерные CASE-технологии.

Термин CASE (Computer Aided System/Software Engineering) используется в довольно широком смысле. Первоначальное значение термина CASE, ограниченное вопросами автоматизации разработки только лишь программного обеспечения, в настоящее вре-

мя приобрело новый смысл, охватывающий процесс разработки сложных информационных системах в целом. С самого начала CASE-технологии развивались с целью преодоления ограничений при использовании структурной методологии проектирования (сложности понимания, высокой трудоемкости и стоимости использования, трудности внесения изменений в проектные спецификации и т.д.) за счет ее автоматизации и интеграции поддерживающих средств.

Таким образом, CASE-технологии не могут считаться самостоятельными, они только обеспечивают, как минимум, высокую эффективность их применения, а в некоторых случаях и принципиальную возможность применения соответствующей методологии.

Наибольшая потребность в использовании CASE-систем испытывается на начальных этапах разработки, а именно на этапах анализа и спецификации требований к информационной системе. Это объясняется тем, что цена ошибок, допущенных на начальных этапах, на несколько порядков превышает цену ошибок, выявленных на более поздних этапах разработки.

Технологии CASE стремительно развиваются. Появляются новые методики моделирования бизнеса, новые инструментальные и программные средства.

Литература:

О. Полукеев, Д. Коваль, Моделирование бизнеса и архитектура информационной системы, http://www.interface.ru

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ КОРПОРАЦИИ С УЧЕТОМ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

Лукичев М.Ю., аспирант РЭУ им. Г.В. Плеханова

В статье описан институционально-синергетический механизм управления с учетом режимов функционирования корпорации, раскрыты важнейшие мероприятия снижения уровня транзакционных издержек, вызванных формированием внутрикорпоративного рынка.

Ключевые слова: корпорация, транзакционные издержки, синергия

THE INSTITUTIONALLY-SYNERGY MECHANISM OF MANAGEMENT OF EFFICIENCY OF CORPORATION WITH THE ACCOUNT TRANSACTION COSTS

Lukichev M., Plekhanov Academy of Economics, the post-graduate student

In article are shown institutionally-synergy the mechanism of management taking into account modes offunctioning of corporation, the major actions of decrease in level of transaction cost caused by formation of the intracorporate market.

Keywords: corporation, transaction cost, synergy

Глобальный экономический кризис 2008-2009 гг. показал актуальность проблемы роста трансакционных издержек (трансакционные издержки - издержки пользования рыночным механизмом [1]), опасность неконтролируемого, неучитываемого роста финансовых трансакций в форме деривативов, опционов, фьючерсов, забалансовых активов. В конечном счете они привели к росту хаоса в глобальной системе и появлению новых видов трансакций - антикризисных, которые достигают таких масштабов, с которыми глобальная и национальная экономика еще не сталкивались (только в странах «двадцатки» они составили за период с 25.09.2008 по 25.09.2009 около 11 трлн. долларов, в России - свыше 16 трлн. рублей, что соответствует 40% от уровня ВВП).

В экономической теории интерес к проблеме стоимости институциональных преобразований в мире нарастает, о чем свидетельствует присуждение Нобелевской премии в области экономики в последние три года исследователям в области институционального развития (в 2007 г. - Э. Маскину, Р. Майерсону, Л. Гурвицу, в 2008 г.

- П. Кругману, в 2009 г. - О. Уильямсону).

Российскими исследователями Л. И. Абалкиным, О. Т. Богомоловым, А. Г. Гранбергом, В. И. Маевским, В.Л.Макаровым, В. Л. Полтеровичем, Е. В. Поповым. А. И. Татаркиным и другими показано, что объем трансакционных издержек в корпорациях прежде всего зависит от количества экономических агентов, участвующих в трансакционных сделках, заключаемых корпорациями; количества формальных институтов, сложившихся в корпорациях; коли-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чества неформальных институтов, участвующих в экономических процессах корпораций.

В результате проведенных исследований показано усиление действия нового фактора - фактора образования внутрикорпоративного (внутрифирменного) рынка в сложных вертикально-интегрированных корпорациях [2]. Поставленный более шестидесяти лет назад вопрос о возможности (невозможности) формирования внутрифирменного рынка (теорема Р. Коуза) в исследованиях решается положительно, в том числе в исследовании О. Уильямсона.

Тот факт, что уровень трансакционных издержек растет и в некоторых российских инвестиционно-строительных корпорациях достигает 18-20% от объема продаж, свидетельствует о том, что проблема трансакций, связанных с формированием внутреннего рынка, требует включения механизмов их нормирования и снижения их объема.

В табл. 1 представлен институционально-синергетический механизм управления трансакционными издержками корпорации.

Институционально-синергетический механизм формирования и управления трансакционными издержками вертикально-интегрированной корпорации, включает выделение видов механизмов, источников формирования трансакционных издержек, функций управления, инструментов управления и разработку комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности управления корпорациями на основе мониторинга и корректировки объема трансакционных издержек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.