Научная статья на тему 'Институционально-синергетический механизм управления эффективностью корпорации с учетом трансакционных издержек'

Институционально-синергетический механизм управления эффективностью корпорации с учетом трансакционных издержек Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / ТРАНЗАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / СИНЕРГИЯ / CORPORATION / TRANSACTION COST / SYNERGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукичев М. Ю.

В статье описан институционально-синергетический механизм управления с учетом режимов функционирования корпорации, раскрыты важнейшие мероприятия снижения уровня транзакционных издержек, вызванных формированием внутрикорпоративного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INSTITUTIONALLY-SYNERGY MECHANISM OF MANAGEMENT OF EFFICIENCY OF CORPORATION WITH THE ACCOUNT TRANSACTION COSTS

In article are shown institutionally-synergy the mechanism of management taking into account modes of functioning of corporation, the major actions of decrease in level of transaction cost caused by formation of the intracorporate market.

Текст научной работы на тему «Институционально-синергетический механизм управления эффективностью корпорации с учетом трансакционных издержек»

ления (см. рис. І.) в виде замкнутой структуры маркетинга взаимодействующей с окружающей средой, можно определить следующие виды информации: входящую, исходящую, внутреннюю и внешнюю.

Информация, которую необходимо получить в ходе маркетингового исследования должна раскрывать :

• ресурсы потенциального рынка с точки зрения покупателей, объем продаж, общая стоимость продаж;

• покупательский спрос, запросы и потребности потребителей;

• характеристику потенциальных потребностей;

• территориальное (географическое) размещение рынка;

• данные о конкурентах (доли конкурентов на рынке, ценовая политика, их рекламно-пропагандистские средства и т.д.);

• общие рыночные условия (налоги, законы и т.д.).

Реализация требований предъявляемых к анализу организации

управления, во многом зависит от качества и объема информации о состоянии анализируемого объекта. Информация должна быть необходимой и достаточной, объективно характеризовать организацию управления, используя количественно определенные характеристики.

Для проектирования информационной системы предприятия могут быть использованы компьютерные CASE-технологии.

Термин CASE (Computer Aided System/Software Engineering) используется в довольно широком смысле. Первоначальное значение термина CASE, ограниченное вопросами автоматизации разработки только лишь программного обеспечения, в настоящее вре-

мя приобрело новый смысл, охватывающий процесс разработки сложных информационных системах в целом. С самого начала CASE-технологии развивались с целью преодоления ограничений при использовании структурной методологии проектирования (сложности понимания, высокой трудоемкости и стоимости использования, трудности внесения изменений в проектные спецификации и т.д.) за счет ее автоматизации и интеграции поддерживающих средств.

Таким образом, CASE-технологии не могут считаться самостоятельными, они только обеспечивают, как минимум, высокую эффективность их применения, а в некоторых случаях и принципиальную возможность применения соответствующей методологии.

Наибольшая потребность в использовании CASE-систем испытывается на начальных этапах разработки, а именно на этапах анализа и спецификации требований к информационной системе. Это объясняется тем, что цена ошибок, допущенных на начальных этапах, на несколько порядков превышает цену ошибок, выявленных на более поздних этапах разработки.

Технологии CASE стремительно развиваются. Появляются новые методики моделирования бизнеса, новые инструментальные и программные средства.

Литература:

О. Полукеев, Д. Коваль, Моделирование бизнеса и архитектура информационной системы, http://www.interface.ru

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ КОРПОРАЦИИ С УЧЕТОМ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

Лукичев М.Ю., аспирант РЭУ им. Г.В. Плеханова

В статье описан институционально-синергетический механизм управления с учетом режимов функционирования корпорации, раскрыты важнейшие мероприятия снижения уровня транзакционных издержек, вызванных формированием внутрикорпоративного рынка.

Ключевые слова: корпорация, транзакционные издержки, синергия

THE INSTITUTIONALLY-SYNERGY MECHANISM OF MANAGEMENT OF EFFICIENCY OF CORPORATION WITH THE ACCOUNT TRANSACTION COSTS

Lukichev M., Plekhanov Academy of Economics, the post-graduate student

In article are shown institutionally-synergy the mechanism of management taking into account modes offunctioning of corporation, the major actions of decrease in level of transaction cost caused by formation of the intracorporate market.

Keywords: corporation, transaction cost, synergy

Глобальный экономический кризис 2008-2009 гг. показал актуальность проблемы роста трансакционных издержек (трансакционные издержки - издержки пользования рыночным механизмом [1]), опасность неконтролируемого, неучитываемого роста финансовых трансакций в форме деривативов, опционов, фьючерсов, забалансовых активов. В конечном счете они привели к росту хаоса в глобальной системе и появлению новых видов трансакций - антикризисных, которые достигают таких масштабов, с которыми глобальная и национальная экономика еще не сталкивались (только в странах «двадцатки» они составили за период с 25.09.2008 по 25.09.2009 около 11 трлн. долларов, в России - свыше 16 трлн. рублей, что соответствует 40% от уровня ВВП).

В экономической теории интерес к проблеме стоимости институциональных преобразований в мире нарастает, о чем свидетельствует присуждение Нобелевской премии в области экономики в последние три года исследователям в области институционального развития (в 2007 г. - Э. Маскину, Р. Майерсону, Л. Гурвицу, в 2008 г.

- П. Кругману, в 2009 г. - О. Уильямсону).

Российскими исследователями Л. И. Абалкиным, О. Т. Богомоловым, А. Г. Гранбергом, В. И. Маевским, В.Л.Макаровым, В. Л. Полтеровичем, Е. В. Поповым. А. И. Татаркиным и другими показано, что объем трансакционных издержек в корпорациях прежде всего зависит от количества экономических агентов, участвующих в трансакционных сделках, заключаемых корпорациями; количества формальных институтов, сложившихся в корпорациях; коли-

чества неформальных институтов, участвующих в экономических процессах корпораций.

В результате проведенных исследований показано усиление действия нового фактора - фактора образования внутрикорпоративного (внутрифирменного) рынка в сложных вертикально-интегрированных корпорациях [2]. Поставленный более шестидесяти лет назад вопрос о возможности (невозможности) формирования внутрифирменного рынка (теорема Р. Коуза) в исследованиях решается положительно, в том числе в исследовании О. Уильямсона.

Тот факт, что уровень трансакционных издержек растет и в некоторых российских инвестиционно-строительных корпорациях достигает 18-20% от объема продаж, свидетельствует о том, что проблема трансакций, связанных с формированием внутреннего рынка, требует включения механизмов их нормирования и снижения их объема.

В табл. 1 представлен институционально-синергетический механизм управления трансакционными издержками корпорации.

Институционально-синергетический механизм формирования и управления трансакционными издержками вертикально-интегрированной корпорации, включает выделение видов механизмов, источников формирования трансакционных издержек, функций управления, инструментов управления и разработку комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности управления корпорациями на основе мониторинга и корректировки объема трансакционных издержек.

Таблица 1 - Институционально-синергетический механизм формирования трансакционных издержек и управления ими в вертикально-интегрированной корпорации

Виды механизмов Источник формирования Функции управления Инструменты управления Мероприятия/ проекты

Финансовый механизм Расходы на обслуживание внутрикорпоратив-ных и внешних финансовых потоков. Соотношение трансфертного и трансакционного ценообразования Цель: достижение прибыльности производства. Оптимальное соотношение между трансформационными, трансакционными издержками и уровнем прибыли. Планирование объема трансакционных издержек. Организация мониторинга объема издержек. Контроль за достижением целевого значения трансакционных издержек. Анализ достижения необходимого объема трансакционных издержек. Финансовый анализ Моделирова-ние режима функционирования корпорации Оценка объема трансакцион-ных издержек Оценка синергетичес-кой эффективности с учетом трансакцион-ных издержек Выработка управляющих воздействий Управление трансакциями организации производства

Институцио- нальный механизм Усложнение институциональных форм и институциональных отношений Цель: эффективное сопровождение институциональных преобразований. Функции управления зависят от вида цели и сложности институциональных преобразований Управление трансакциями инновационного развития

Синергети- ческий механизм Обслуживание сделок слияний и поглощений; реорганизации и ликвидации. Повышение синергетической эффективности Цель: эффективное сопровождение трансакций. Функции управления зависят от вида и сложности трансакций. Управление трансакциями сделок

Организа- ционный механизм Трансакции организационной структуры, в том числе, внутрикорпоратив-ного рынка: финансы-производство-персонал-маркетинг-логистика Цель: обеспечение эффективной координации между структурными подразделениями. Планирование объема трансакционных издержек. Организация мониторинга объема издержек. Контроль за достижением целевого значения трансакционных издержек. Анализ достижения необходимого объема трансакционных издержек. Управление трансакциями рационирования

На рис. 1 представлен институционально-синергетический механизм управления с учетом режимов функционирования корпорации.

К числу важнейших мероприятий снижения уровня трансакционных издержек, вызванных формированием внутрикорпоративного рынка, могут быть предложены следующие:

1. Оптимизация институциональных и организационных структур в крупных корпорациях с целью снижения трансакционных издержек и повышения управляемости.

Объем трансакционных издержек определяется режимом функционирования корпорации. В период формирования внутрикорпоративного института необходимые издержки возрастают в связи со стимулированием эффектов запоминания, мотивации и контроля института. Затем после наступления этапа укоренения трансакционные издержки неизбежно будут снижаться вследствие отдачи от возрастающего масштаба производства. Далее, с началом этапа разрушения внутрикорпоративного института издержки должны возрастать, так как требуются дополнительные усилия по переобучению работников, изменению мотивации и системы контроля при смене институционального уклада [3].

Примером положительного решения в группе компаний «ПИК» является будущее объединение ОАО «ДСК-2» и ОАО «ДСК-3» в одно акционерное общество открытого типа, что объединить с сокращением издержек дублирующие службы подготовки производства, ремонта и обслуживания оборудования, планирования, контроля качества, транспортно-складские инфраструктурные подразделения и т.д.

В составе различных крупных инвестиционно-строительных корпораций существует множество организаций с правами юридических лиц (ОАО, ЗАО, ООО). В том числе есть предприятия, имеющие близкие технологии и организацию производства. Объединение этих организаций в одно акционерное общество, но нашему мнению, позволит существенно снизить издержки.

2. Создание системы нормирования трансакционных издержек за счет поэлементной группировки, мониторинга трансакционных издержек и учета стадий жизненного цикла институтов, включая нормы ментального и культурного уровня, рыночной и поведенческой активности.

В качестве поэлементной группировки трансакционных издер-

жек предлагается следующая:

а) трансакционные издержки, связанные с сертификацией и обеспечением качества на международном уровне;

б) трансакционные издержки заключения и обслуживания контрактов;

в) трансакционные издержки «внутрикорпоративного рынка» (оплата услуг хозяйственных единиц корпорации по трансакционным ценам; оплата услуг инфраструктурного обеспечения по трансакционным ценам; оплата транспортных и транспортно-складских услуг хозяйственных единиц корпорации по трансакционным ценам; налоговые платежи на трансакционные сделки с основными и вспомогательными единицами корпорации);

г) трансакционные издержки аутсорсинга. Аутсорсинговые стратегии, имея ряд преимуществ, в основном, связанных с качеством, вносят дополнительные затраты, обусловленные с заключением контрактов, транспортировкой, погрузочно-разгрузочными работами, хранением, срывом поставок и т.д. [4];

д) трансакционные издержки освоения новых продуктов и вывод их на рынки, коммерциализации инноваций, совершенствования технологий, приобретения патентов, подготовку кадров по инновационным направлениям, выполнения НИОКР и связанных с ними расходов и т.п.;

е) трансакционные издержки аудиторских, судебных (арбитражных) и технических проверок;

ж) прочие трансакционные издержки.

3. Создание институционально-синергетического механизма управления трансакционными издержками.

Институционально-синергетический механизм управления трансакционными издержками должен включать:

а) синергетическую концепцию, стратегию, финансовый контроль, алгоритмизацию, финансовое нормирование, планирование и программирование трансакционных издержек;

б) финансовые инструменты управления трансакционными издержками, включая

- контроллинг;

- управленческий учет;

- бюджетирование;

- ценообразование по системе Target-costing;

в) рычаги синергии, включая:

Режим развития

Цели управления ТИ

Стационарный

Поддержание величины ТИ на определенном уровне, получение оперативной информации об изменении их величины

Нестационарный

Оптимизация ТИ, максимизация прибыли предприятия в долгосрочной перспективе

С обострением

Сокращение ТИ при укреплении финансовоэкономического состояния предприятия

Задачи управления ТИ

- Нормирования ТИ - Анализ цепочки - выявление

- Учет отклонения ценностей резервов снижения

фактических ТИ от - Анализ ТИ

нормативных затратообразующих - Разработка

- Анализ отклонений факторов программ

и их причин - Анализ конкурентных сокращения ТИ

- Корректирующие преимуществ - Использование

действия по выявленных

минимизации резервов в целях

отклонений от норм экономии ТИ

Характер

уровня

управления

- Краткосрочное - Долгосрочное - Краткосрочное

управление управление управление с учетом

- Рутинный характер - Стратегически перспективы

управления ориентированный - Ситуационный

- Постоянный управленческий учет характер управления

контроль затрат - Планирование, - Экономические и

- Создание анализ, контроль инженерные

нормативов - Использование расчеты

- Использование данных - Использование

данных управленческого учета данных

управленческого наряду с нефинансовой управленческого

учета информацией учета наряду с нефинансовой информацией

Результат Запланированная Конкурентоустойчивая Экономная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

управления величина ТИ величина ТИ величина ТИ

Изменение Изменение норм

конкурентных сил и нормативов

Рис. 1 Институционально-синергетический механизм управления с учетом режимов функционирования корпорации

-бенчмаркинг (ориентация на лидеров рынка);

-реинжиниринг технологий, организации, институтов управления, воспроизводственной структуры и инфраструктуры;

-слияния, поглощения, стратегические партнерства;

-стратегические мегапроекты;

г) стратегии технологического прорыва и системной модернизации;

д) институциональные преобразования;

е) создание комплекса средств управления развитием и аппарата реализации стратегии синергетического развития корпорации, учитывающей трансакционные издержки;

ж) управление трансакционной функцией в соответствии с фазами и стадиями формирования институтов и соответствующих им трансакциям и трансакционным издержками;

з) механизм управления производством и потреблением ин-

формации, сглаживания ее асимметрии и трансформации в управляющие сигналы;

и) управление трансакциями и трансакционными издержками создания институтов развития (технопарков, научно-производственных комплексов);

к) управление положительной обратной связью корпорации с задачами наращивания ее пропускной способности и мощности, ускорения быстродействия.

4. Трансформирование системы бухгалтерской отчетности с целью включения в нее трансакционных издержек отдельной формой.

Анализ деятельности крупнейших российских предприятий на основе ежегодного рейтинга «Эксперт-400» показывает, что большинство компаний осуществляют деятельность в форме группы компаний и около 38% крупнейших российских фирм составляют

консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам (IFRS - International Financial Reporting Standards и US GAAP - United states Generally Accepted Accounting Principles). Эти системы бухгалтерского учета могут являться базой для создания бухгалтерского учета трансакционных издержек.

5. Перевод структуры управления корпорации с иерархической вертикально-интегрированной на горизонтально-интегрированную организационную структуру.

Это вызвано рядом обстоятельств.

Во-первых, важную роль в создании вертикально-интегрированных организационных структур играет исторический аспект институциональных изменений. Большинство компаний были приватизированы из крупных государственных предприятий и это обуславливает их вертикальную интеграцию.

Во-вторых, осуществление деятельности в форме корпорации, к примеру, в форме открытого вертикально-интегрированного акционерного общества способствует привлечению капитала из различных источников, в том числе из государственных источников.

Горизонтально-интегрированные корпорации более гибки в управлении и более мобильны.

6. Обеспечение перехода корпораций от узкой специализации к широкой диверсификации, что обеспечит корпорации большую устойчивость и сократит затраты на трансакционные издержки антикризисных мероприятий.

Таким образом, предложенный институционально-синергетический механизм управления трансакционными издержками вертикально-интегрированной корпорации включает выделение видов механизмов, источников формирования трансакционных издержек, функций управления, инструментов управления и разработку мероприятий.

Литература:

1. Коуз Р. Природа фирмы. - Эко: Экономика и организация промышленного производства. - 1993. - №2.

2. Олейник А. Институциональная экономика: учебное пособие. - М.:ИНФРА-М, 2002.

3. Шаститко А.Е. Неоинституциональная экономическая теория - М.: ТЕИС, 1998.

4. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. - Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростовского Ун-та, 2000.

АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ТРИКОТАЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Гобечия Т.З., научый сотрудник НИИ Развития профессионального образования при Департаменте Образования г. Москвы

В статье проведен комплексный анализ ассортиментной структуры рынка отечественного трикотажа, обоснованы основные элементы ассортиментной политики российских производителей трикотажных изделий.

Ключевые слова: трикотаж, ассортимент, ассортиментная политика, товарный рынок

THE PRODUCT LINE POLICY OF THE RUSSIAN ENTERPRISES, MANUFACTURERS OF KNITTED PRODUCTS

Gobechija T., The product line policy of the Russian enterprises, manufacturers of knitted products

In article the complex analysis ассортиментной structures of the market of domestic jersey is carried out, basic elements ассортиментной politicians of the Russian manufacturers of knitted products are proved.

Keywords: jersey, assortment, a product line policy, the commodity market

Важнейшим фактором успеха работы предприятия на любом товарном рынке легкой промышленности является ассортиментный охват выпускаемой им продукции. Это обеспечивается за счет изучения ассортиментной структуры рынка, а также разработки и внедрения в выпускаемую продукцию как можно большего числа позиций ориентированных на все сегменты рынка: мужчины, женщины, подростки и дети.

Ассортиментная структура рынка отечественного трикотажа очень разнообразна. В статистической отчетности трикотажные изделия подразделяются на верхний, бельевой трикотаж и чулочно-носочные изделия. Однако столь укрупненные позиции не имеют отражения в реальном сегментировании рынка, и требуют более детальной сегментации.

Согласно данным официальной статистики, структура российского рынка трикотажных изделий в стоимостном выражении выглядит следующим образом, рис. 1.

Рис. 1. Структура российского производства трикотажных изделий в стоимостном выражении

Выбор одного направления для организации выпуска трикотажных изделий не является единственно-возможной стратегией эффективного развития предприятия на российском рынке. В настоящее время к крупнейшим производителям как на рынке верхнего, так и на рынке бельевого трикотажа относятся такие предприятия, как: Вожская текстильная компания (Чувашская Республика), Ишимбайская трикотажная фабрика (Республика Башкортостан), Корпорация «Глория Джинс» и другие.

В соответствие с государственными стандартами, продукция трикотажной промышленности отнесена к 84-му классу. По назначению трикотажные изделия подразделяют на 8 подклассов: 1-й — бельевой трикотаж; 2-й — верхний трикотаж; 3-й — чулочно-носочные изделия; 4-й — платочно-шарфовые изделия, головные уборы; 5-й — перчаточные изделия; 6-й—трикотажное полотно; 7-й — утепляющие материалы; 8-й — резервный подкласс. Каждый подкласс подразделяют на группы (от первой до десятой), по половозрастному признаку и назначению они подразделяются на подгруппы, подгруппы — на виды изделий, а виды — на разновидности.

В соответствии со стандартной классификацией трикотажные изделия бытового назначения классифицируются по следующим признакам: назначению, виду применяемого сырья, структуре трикотажных переплетений, способам изготовления, отделки и обработки изделий и полотен.

Изделия, входящие в группы по половозрастному признаку, делятся на подгруппы; одежда мужская, женская, для мальчиков и девочек подросткового и старшего школьного возраста, мальчиков и девочек дошкольного и младшего школьного возраста, мальчиков и девочек ясельного возраста, новорожденных.

По сезонным признакам различают следующие виды изделий бытового назначения: зимние, демисезонные, летние, внесезонные (не зависящие от сезона).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.