Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИЕЙ ОФИЦЕРОВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОРГАНИЗАЦИИ ИМИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИЕЙ ОФИЦЕРОВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОРГАНИЗАЦИИ ИМИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодой офицер / военный специалист / профессиональная деятельность / служебная деятельность / воинская среда / профессиональная адаптация / управление / войсковая часть / young officer / military specialist / professional activity / official activity / military environment / professional adaptation / management / military unit

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуковский Владимир Петрович, Жуковский Сергей Владимирович, Сливин Тимур Станиславович

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности профессиональной адаптации офицеров в начальный период осуществления ими служебной деятельности. Анализируются научные источники, раскрывающие содержательно-смысловую сущность профессиональной адаптации, ее ключевые характеристики. Изучаются возможности воинской среды в обеспечении оперативности и качества профессиональной адаптации. Установлено, что успешность адаптационного процесса определяется эффективностью управления профессиональной адаптацией, реализуемого в войсковой части. Рассмотрены подходы к организации управления профессиональной адаптацией, на основании которых определены приоритетные направления и этапы организации управления профессиональной адаптацией молодых военных специалистов. Представленные в статье вопросы, связанные с управлением профессиональной адаптацией начинающих военную службу офицеров, задают общие ориентиры организации данного процесса в условиях воинской среды конкретных воинских подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуковский Владимир Петрович, Жуковский Сергей Владимирович, Сливин Тимур Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of increasing the efficiency of the professional adaptation of officers in the initial period of their official activities. Scientific sources are analyzed that reveal the content-semantic essence of professional adaptation, its key characteristics. The possibilities of the military environment in ensuring the efficiency and quality of professional adaptation are being studied. It has been established that the success of the adaptation process is determined by the effectiveness of professional adaptation management implemented in the military unit. Approaches to the organization of management of professional adaptation are considered, on the basis of which priority directions and stages of organization of management of professional adaptation of young military specialists are determined. The issues presented in the article related to the management of professional adaptation of officers beginning military service set general guidelines for the organization of this process in the military environment of specific military units.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИЕЙ ОФИЦЕРОВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОРГАНИЗАЦИИ ИМИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор, проректор Жуковский Владимир Петрович

Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений» (г. Москва); аспирант Жуковский Сергей Владимирович

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования» (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор, проректор по научно-методической работе Сливин Тимур Станиславович

AHO ВО Автономная некоммерческая организация высшего образования «Российский новый университет» (г. Москва)

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИЕЙ ОФИЦЕРОВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОРГАНИЗАЦИИ ИМИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности профессиональной адаптации офицеров в начальный период осуществления ими служебной деятельности. Анализируются научные источники, раскрывающие содержательно-смысловую сущность профессиональной адаптации, ее ключевые характеристики. Изучаются возможности воинской среды в обеспечении оперативности и качества профессиональной адаптации. Установлено, что успешность адаптационного процесса определяется эффективностью управления профессиональной адаптацией, реализуемого в войсковой части. Рассмотрены подходы к организации управления профессиональной адаптацией, на основании которых определены приоритетные направления и этапы организации управления профессиональной адаптацией молодых военных специалистов. Представленные в статье вопросы, связанные с управлением профессиональной адаптацией начинающих военную службу офицеров, задают общие ориентиры организации данного процесса в условиях воинской среды конкретных воинских подразделений.

Ключевые слова: молодой офицер, военный специалист, профессиональная деятельность, служебная деятельность, воинская среда, профессиональная адаптация, управление, войсковая часть.

Annotation. The article deals with the issues of increasing the efficiency of the professional adaptation of officers in the initial period of their official activities. Scientific sources are analyzed that reveal the content-semantic essence of professional adaptation, its key characteristics. The possibilities of the military environment in ensuring the efficiency and quality of professional adaptation are being studied. It has been established that the success of the adaptation process is determined by the effectiveness of professional adaptation management implemented in the military unit. Approaches to the organization of management of professional adaptation are considered, on the basis of which priority directions and stages of organization of management of professional adaptation of young military specialists are determined. The issues presented in the article related to the management of professional adaptation of officers beginning military service set general guidelines for the organization of this process in the military environment of specific military units.

Key words: young officer, military specialist, professional activity, official activity, military environment, professional adaptation, management, military unit.

Введение. Современная социально-политическая ситуация предъявляет повышенные требования к офицерам Российской армии, уровню развития их профессионально-личностных значимых качеств (далее - ПЗЛК), готовности мобильно и психологически безопасно интегрироваться в различные условия воинской среды, сформированной готовности к решению служебных задач различного типа.

Следует особо отметить, что интеграционные процессы, обусловленные вхождением молодого офицера в средовые контуры новой профессиональной реальности в научной литературе связывают, прежде всего, с понятием профессиональной адаптации, которое рассмотрено с позиций психологии, профессиональной педагогики (И.Ф. Бережная [2], И.В. Диденко [5], И.А. Латкова [10], А.Г. Маклаков [11], A.A. Клейменов [7], Г.Н. Косинов [9]).

Между тем, по мнению авторов (И.В. Диденко [5], Ж.Г. Сенокосов [16], С.Б. Колесников [8], В.А. Веденкина [4] и др.) дефиниция «профессиональная адаптация» (далее - ПА) в большинстве научных источников характеризуется с позиции обеспечения сбалансированности в системе «человек - профессиональная среда» посредством активного взаимодействия субъектов и объектов, входящих в пространство данной диады и взаимного трансферта имеющихся ресурсных возможностей:

• со стороны среды - предъявление нормативных, содержательных, организационных, функциональных требований к человеку;

• со стороны специалиста - демонстрация готовности к освоению социально-профессионального пространства, императивов сферы труда, принятию и интериоризации ее норм и правил в направлении оперативной интеграции в средовые связи и отношения.

В данном контексте ПА является ключевым личностным атрибутом, позволяющим специалисту, вступающему в профессиональную среду, актуализировать свои индивидуальные ресурсные возможности, продемонстрировать личностно-профессиональную состоятельность, что является весомым фактором, обеспечивающим эффективность движения специалиста по маршруту профессионального становления и саморазвития [6].

Изложение основного материала статьи. Раскрывая содержание дефиниции ПА, ведущий отечественный учёный A.A. Реан вместе с представителями совей научной школы отмечают, что она может рассматриваться с позиции адаптации человека к различным, постоянно меняющимся, условиям осуществления профессиональной деятельности, которые возникают в связи с трансформацией ведущих параметров осуществления профессиональной деятельности, и с точки зрения адаптации специалиста, впервые приступающего к исполнению должностных обязанностей в связи с его интеграцией в новую для него профессиональную среду, ее специфические контуры [14].

Мы разделяем точку зрения данного ученого [14] и, говоря о профессиональной адаптации офицеров в рамках настоящей работы, будем выстраивать исследовательские рассуждения относительно смыслового содержания дефиниции «профессиональная адаптация» (ПА), полагая, что именно период вхождения офицера в специфическую по большинству параметров воинскую среду после окончания профильной образовательной организации высшего образования является наиболее сложным.

Однако, успешность ПА, по мнению ряда учёных [2; 9; 10; 16 и др.], чьё мнение мы разделяем, во многом предопределяет успешность осуществления профессиональной деятельности офицера и траектории его дальнейшего профессионального развития.

Наше понимание ПА офицеров базируется на идеях B.C. Мухиной, связанных с представлением человека, с одной стороны, как социальной единицы, функционирующей и развивающейся в границах определенной социально-

профессиональной среды, а с другой - как уникальной личности, обладающей только ей присущими личностными характеристиками, обеспечивающими эксклюзивность маршрута и динамики личностного роста.

При этом ведущими личностными процессами в условиях профессиональной адаптации, как указывает B.C. Мухина, выступают идентификация, в ходе которой человек соотносит свои ресурсные возможности с требованиями среды, запускает механизмы актуализации ПЗЛК и необходимых компетенций для приспособления к среде, и обособления, направленного на организацию самостоятельных действий, векторно ориентированных на преобразование среды [12].

Очевидно, что приведенные процессы должны осуществляться на фоне сохранения психофизиологической константности ПЗЛК офицера и не выходить за границы «цены напряжения» [6].

В противном случае будет иметь место обратный эффект, сопряженный с личностными деструкциями и искажением маршрута идентификации и обособления.

Как нам представляется, в данном случае важна не только роль самой личности в выстраивании индивидуальной «дорожной карты» адаптационного процесса, но и безусловная роль воинской среды во всей палитре всех составляющих её элементов, а так же управленческих доминант.

Иными словами, эффективность ПА будет достигнут в рамках взаимно направленного процесса «офицер-воинская среда», детерминированного личностной активностью самого офицера и активностью воинской среды, реализованной посредством адекватного управления адаптационным процессом. Поэтому делая акцент на активном использовании потенциала воинской среды в процессе ПА молодых офицеров, мы имеем в виду систему организационных механизмов, позволяющих определить целостную конфигурацию управления адаптационным процессом.

Не вдаваясь в подробный теоретико-дефиниционный анализ проблемы управления в ее общетеоретическом значении, отметим, что в научной литературе наибольшую представленность имеют следующие смысловые позиции: позиция, рассматривающая управление в контексте организации управленческого воздействия (A.M. Омаров, Г.В. Атаманчук, Ю.Б. Пенов, О.Т. Лебедев), и позиция, трактующая управление через призму «управленческих отношений» (В.Н. Филиппов, Ю.В. Якутии, A.A. Урасова, Г.В. Безродная).

В рамках первого направления внимание акцентируется на регулятивном аспекте управления, предполагающем одностороннее воздействие субъекта управления на управляемый объект, реализуемое посредством побуждения последнего на совершение определенных действий (A.M. Омаров [13]).

Второй подход ориентирован на представление управления как процесса взаимодействия между субъектами (B.C. Басюк [1], В.А. Сластенин [17]), в ходе которого обеспечивается обоюдная активность субъектов управления, их коммуникация, осуществляется информационный обмен, содержащий когнитивный контент, являющийся значимым для каждого из участников управленческого процесса (A.A. Бодалев [3]).

Мы придерживаемся данной точки зрения и полагаем, что в условиях адаптационного процесса офицерских кадров в начале освоения непосредственной военно-профессиональной деятельности должна превалировать партисипативная модель управления, основанная на принципах активности субъектов управления.

Справедливым, согласно нашей точке зрения, является мнение А.И. Семенова, В.Н. Филиппова, которые указывают на корреляционную зависимость эффективности реализации управленческих отношений и особенностей военной среды, выступающей, с одной стороны, социально-профессиональным пространством, в которое интегрируются поступившие на службу офицеры, а с другой стороны - субъектом управления, реализующим свой управленческий потенциал в условиях взаимодействия [15].

С учетом приведенных точек зрения, считаем, что управление ПА офицеров, поступивших на службу, представляет деятельность органов управления войсковой части, направленную на организацию активного взаимодействия с офицерами в данном процессе, применение системы социально-психологических, организационных, содержательных, кадровых инструментов, обеспечивающих оказание содействия офицерам при возможном возникновении затруднений на этапе вхождения в воинскую профессию.

В качестве приоритетных направлений адаптационного периода мы выделяем следующие, которые считаем приоритетными в обозначенном процессе:

- системность всех адаптационных мероприятий;

- информационная открытость принимаемых управленческих решений, их содержательная и организационная согласованность со всеми субъектами управления ПА;

- регламентация адаптационного процесса, носящего поэтапный характер и охватывающего все структурные и содержательные компоненты ПА;

- оказание адресной офицерам, которые испытывают затруднения в освоении отдельных компонентов ПА;

- реализация мониторинговых процедур, направленных на оценку хода профессиональной адаптации, диагностику ее промежуточных и итоговых результатов, динамики профессиональной успешности молодых офицеров в адаптационный период.

Фактически, приведенные направления реализуются в войсковой части посредством программно-процессуальных действий по управлению профессиональной адаптацией молодых офицеров, интегрированных в следующие этапы:

- аналитико-диагностический, приоритетной задачей которого является проведение первичной диагностики ПЗЛК прибывших на службу офицеров для выстраивания прогностической карты организации работы по ПА. На этом же этапе осуществляется разработка и обоснование целей управления ПА, планирование и прогнозирование потенциальных эффектов в случае успешной их практической реализации;

- ориентационный, посвященный ознакомлению молодого офицера с содержательными аспектами предстоящей профессиональной деятельности, ее нормативно-правовой базой, структурой войсковой части, существующей системой внутриорганизационных связей, особенностями профессиональных коммуникаций и взаимодействия между подразделениями;

- содержательно-организационный, направленный на определение содержания процесса управления ПА молодых офицеров и порядка его организации, включающего анализ имеющегося ресурсного потенциала воинской среды, определение состава действий должностных лиц и спектра проводимых мероприятий в рамках данного процесса;

- процессуальный, обеспечивающий реализацию мероприятий по управлению ПА, осуществляемый в рамках организации работы наставников, реализуемый параллельно с исполнением прибывшими на службу офицерами своих служебных обязанностей;

- аналитико-развивающий, ориентированный на предоставление офицеру самостоятельности в профессиональных действиях, диагностику личностно-профессиональной успешности военного специалиста в процессе ПА, анализ полученных результатов и оценку необходимости проведения корректирующих процедур для модификации избранной технологии управления ПА, определение направлений развития конкретных профессиональных компетенций и ПЗЛК [6].

Таким образом, эффективность управления профессиональной адаптацией молодых офицеров определяется:

1) ориентацией деятельности всех субъектов адаптационного процесса на повышение его эффективности и оперативное вхождение молодого офицера в профессиональную деятельность,

2) системной организацией процесса профессиональной адаптации, реализуемого на всех уровнях управления войсковой части с акцентом на обеспечение персонифицированного подхода к каждому молодому офицеру с учетом его индивидуально-психологических особенностей и личностно-профессиональных достижений;

3) постоянным диагностико-аналитическим сопровождением профессиональной адаптации, оперативным информированием субъектов адаптационного процесса о мерах, принимаемых для повышения его эффективности.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное, отметим, что рассмотренные нами вопросы, связанные с управлением ПА начинающих военную службу офицеров, задают общие ориентиры организации данного процесса в условиях воинской среды конкретных воинских подразделений.

Содержание предложенных этапов, демонстрирующих процессуально-программную динамику управления ПА может существенно варьироваться и корректироваться в зависимости от условий организации профессиональной деятельности в определённом воинском коллективе, а так же специфики выполняемых начинающим офицером служебных задач, индивидуально-психологических характеристик офицеров.

Литература:

1. Басюк, B.C. Посредническая функция педагога как основа субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе / B.C. Басюк // Развитие личности. - 2019. - №4. - С. 67-93

2. Бережная, И.Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста: дис... д-ра пед. наук. 13.00.08/ Бережная Ирина Фёдоровна. - Москва, 2012. -410 с.

3. Бодалев, A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / A.A. Бодалев. - М.: Флинта-Наука, 1998. -168 с.

4. Веденкина, В.А. Психологическое обеспечение адаптации молодых офицеров к условиям профессиональной деятельности / В.А. Веденкина // Синергия наук. - 2021. - № 55. - С. 819-826.

5. Диденко, И.В. Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебной деятельности: дис....канд. психол. наук. 19. 00. 02 / Диденко Ирина Валерьевна - Ростов-на-Дону, 2007.-229 с.

6. Жуковский, C.B. Педагогическое сопровождение профессиональной адаптации военных специалистов: направления организации в воинской среде / C.B. Жуковский // Конструктивный потенциал современных гуманитарных и социально-экономических наук: проблемы наращивания и реализации: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 24 июня 2020 г. - Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ),2020. - С. 57-63. - URL: https://apni.ru/article/940-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-professionalnoj (дата обращения: 20.09.2023)

7. Клейменов, A.A. Проблема профессиональной адаптации молодых офицеров, ее характеристика и компоненты /

A.A. Клейменов // Глобальный научный потенциал. - 2022. - № 5(134). - С. 141-144

8. Колесников, С.Б. К вопросу о социальной адаптации молодых офицеров к условиям военной службы / С.Б. Колесников // Гуманитарный вестник. - 2014. - № 1 (28). - С. 49-53

9. Косинов, Г.Н. Адаптация молодых офицеров к деятельности в условиях риска в воинских частях ВВ МВД России как педагогическая проблема / Г.Н. Косинов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. - № 4 (56). -С. 190-197

10. Латкова, H.A. Педагогические условия профессиональной адаптации молодых сотрудников ОВД: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00. 01 / Латкова Ирина Александровна. -М., 1987. -20 с.

11. Маклаков, А.Г. Психические основы сохранения профессионального здоровья военнослужащих: автореф. дис.... д-ра психол. наук. 19.00.03 / Маклаков Анатолий Геннадьевич. - Санкт-Петербург,1996. - 36 с.

12. Мухина, B.C. Личность: Мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты. 5-е изд., испр. и доп. / B.C. Мухина. - Москва: Национальный книжный центр, 2017. - 1088 с.

13. Омаров, A.M. Социальное управление : некоторые вопросы теории и практики / A.M. Омаров. - М., 1980. - 269 с.

14. Реан, A.A. Психологическая адаптация и становление выпускника высшего учебного заведения в период перехода к профессиональной деятельности / A.A. Реан, Ю.В. Чепурная, A.B. Федосеева // Защити меня. - 2018. - № 3. - С. 22-29

15. Семенов, А.И. Управленческие отношения в деятельности органов внутренних дел / А.И. Семенов,

B.Н. Филиппов // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. - 2014. - № 3. -

C. 43-47

16. Сенокосов, Ж.Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к воинской службе: автореф. дис.....канд. психол. наук. 19. 0. 05 / Сенокосов Жорж Георгиевич. - Москва: ВПА, 1989. - 22 с.

17. Сластенин, В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование / В.А. Сластенин // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1982. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.