Научная статья на тему 'Адаптационная готовность офицера как фактор его профессиональной устойчивости в экстремальных ситуациях'

Адаптационная готовность офицера как фактор его профессиональной устойчивости в экстремальных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
офицер / военный специалист / служебная деятельность / адаптация / адаптационная готовность / профессиональная устойчивость / экстремальная ситуация / officer / military specialist / official activity / adaptation / adaptive readiness / professional stability / extreme situation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Басюк Виктор Стефанович, Жуковский Сергей Владимирович

Статья посвящена рассмотрению проблемного поля феномена адаптационной готовности офицера, выступающей фактором его профессиональной устойчивости в экстремальных ситуациях служебно-боевой деятельности. Анализируются теоретические подходы, отражающие содержательные характеристики ключевых понятий, уточняются их смысловые доминанты. Определяется структурный состав адаптационной готовности офицера, представленный мотивационно-мобилизующим, когнитивным, организационным и эмоционально-волевым компонентами, каждому из которых соответствует комплекс показателей, и акцентируется внимание на ее роли в обеспечении профессиональной устойчивости личности. Установлено, что адаптационная готовность офицера является одной из основных личностных характеристик, определяющих профессиональную устойчивость военного специалиста в экстремальных ситуациях, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности. По итогам проведенной работы предложено использовать полученные результаты в процессе организации профессиональной подготовки офицеров в системе повышения квалификации в проекции определения содержательных и методических оснований для разработки соответствующих образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Басюк Виктор Стефанович, Жуковский Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION READINESS OF AN OFFICER AS A FACTOR OF HIS PROFESSIONAL STABILITY IN EXTREME SITUATIONS

The article is devoted to the consideration of the problem field of the phenomenon of an officer's adaptive readiness, which acts as a factor in his professional stability in extreme situations of service and combat activity. Theoretical approaches that reflect the content characteristics of key concepts are analyzed, their semantic dominants are specified. The structural composition of the officer's adaptive readiness is determined, represented by motivational-mobilizing, cognitive, organizational and emotional-volitional components, each of which corresponds to a set of indicators, and attention is focused on its role in ensuring the professional stability of the individual. It has been established that the adaptive readiness of an officer is one of the main personal characteristics that determine the professional stability of a military specialist in extreme situations, ensuring the effectiveness of professional activity. Based on the results of the work carried out, it was proposed to use the results obtained in the process of organizing the professional training of officers in the advanced training system in the projection of determining the content and methodological foundations for developing appropriate educational programs.

Текст научной работы на тему «Адаптационная готовность офицера как фактор его профессиональной устойчивости в экстремальных ситуациях»

ТРИ «М»: МЕТОДОЛОГИЯ - МЕТОДИКА - МЕТОД

В. С. Басюк

С. В. Жуковский

Ценности и смыслы. 2023. № 2 (84). С. 72-87 Values and Meanings.2023.No.2 (84). P. 72-87 (InRus) УДК 355:159.9

https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-2-72-87

Адаптационная готовность офицера как фактор его профессиональной устойчивости в экстремальных ситуациях

Басюк Виктор Стефанович1, Жуковский Сергей Владимирович2

'Доктор психологических наук, доцент, член-корреспондент РАО, декан факультета педагогического образования МГУ имени М. В. Ломоносова, и.о. вице-президента РАО, Россия E-mail: bvs050@mail.ru http://orcid.org/0000-0002-2448-0673 2 Аспирант Института стратегии развития образования РАО, г. Москва, Россия E-mail: svzhukovskiy@gmail.com http://orcid.org/0000-0003-4649-642X

Аннотация: статья посвящена рассмотрению проблемного поля феномена адаптационной готовности офицера, выступающей фактором его профессиональной устойчивости в экстремальных ситуациях служебно-боевой деятельности. Анализируются теоретические подходы, отражающие содержательные характеристики ключевых понятий, уточняются их смысловые доминанты. Определяется структурный состав адаптационной готовности офицера, представленный моти-вационно-мобилизующим, когнитивным, организационным и эмоционально-волевым компонентами, каждому из которых соответствует комплекс показателей, и акцентируется внимание на ее роли в обеспечении профессиональной устойчивости личности. Установлено, что адаптационная готовность офицера является одной из основных личностных характеристик, определяющих профессиональную устойчивость военного специалиста в экстремальных ситуациях, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности. По итогам проведенной работы предложено использовать полученные результаты в процессе организации профессиональной подготовки офицеров в системе повышения квалификации в проекции определения содержательных и методических оснований для разработки соответствующих образовательных программ.

Ключевые слова: офицер, военный специалист, служебная

© Басюк В. С., 2023 © Жуковский С. В., 2023

деятельность, адаптация, адаптационная готовность, профессиональная устойчивость, экстремальная ситуация.

Для цитирования: Басюк В. С., Жуковский С. В. Адаптационная готовность офицера как фактор его профессиональной устойчивости в экстремальных ситуациях // Ценности и смыслы. 2023., № 2 (84). С.72-87.

ADAPTATION READINESS OF AN OFFICER AS A FACTOR OF HIS PROFESSIONAL STABILITY IN EXTREME SITUATIONS

Victor S. Basyuk1, Sergei V. Zhukovsky2

'Doctor of Psychology, Associate Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Dean of the Faculty of Pedagogical Education, Moscow State University named after M. V. Lomonosov, Deputy President of the Russian Academy E-mail: bvs050@mail.ru; http://orcid.org/0000-0002-2448-0673

2Institute for Education Development Strategy of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

E-mail: svzhukovskiy@gmail.com; http://orcid.org/0000-0003-4649-642X

Abstract. The article is devoted to the consideration of the problem field of the phenomenon of an officer's adaptive readiness, which acts as a factor in his professional stability in extreme situations of service and combat activity. Theoretical approaches that reflect the content characteristics of key concepts are analyzed, their semantic dominants are specified. The structural composition of the officer's adaptive readiness is determined, represented by motivational-mobilizing, cognitive, organizational and emotional-volitional components, each of which corresponds to a set of indicators, and attention is focused on its role in ensuring the professional stability of the individual. It has been established that the adaptive readiness of an officer is one of the main personal characteristics that determine the professional stability of a military specialist in extreme situations, ensuring the effectiveness of professional activity. Based on the results of the work carried out, it was proposed to use the results obtained in the process of organizing the professional training of officers in the advanced training system in the projection of determining the content and methodological foundations for developing appropriate educational programs.

Keywords: officer, military specialist, official activity, adaptation, adaptive readiness, professional stability, extreme situation.

For citation: Basyuk V. S., Zhukovsky S. V. Adaptation readiness of an officer as a factor of his professional stability in extreme situations // Values and Meanings.2023.N.2(84). P. 72-87 (InRus).

Введение

В условиях современных реалий, повышения интенсивности и экстремальности профессиональной деятельности военных специалистов особая роль отводится готовности офицера к максимально эффективным служебным действиям в условиях различных ситуаций профессиональ-

ной деятельности, его профессиональной устойчивости, основанной на способности к быстрой адаптации к постоянно трансформирующимся условиям среды.

Специфический характер профессиональной деятельности военных специалистов, направленной на обеспечение национальной безопасности государства, защиту его территориальной целостности, прав и свобод граждан, нормативно закрепляет спектр задач, стоящих перед офицерскими кадрами, связанных с совершением профессиональных действий, сопряженных с применением силовых средств в определенных служебных ситуациях, в том числе выходящих за границы стандартного алгоритма профессиональной деятельности.

В связи с этим полагаем очевидным, что вектор поведенческой активности офицера должен ориентироваться на выработку и демонстрацию моделей поведения, адекватных сложившейся профессиональной ситуации, носящей в условиях воинских реалий преимущественно экстремальный характер и требующей от офицера актуализации психофизиологических качеств, обеспечивающих сбалансированность его психических и поведенческих реакций.

Говоря об экстремальных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности военных специалистов, отметим, что они характеризуются разнообразием профессиональных сценариев, отличаются новизной и непредсказуемостью последствий, сопровождаются угрозой для психического и физиологического здоровья офицера, объективно выступая дестабилизирующим фактором, оказывая влияние на эффективность профессиональной деятельности (В. А. Пономаренко [16], А. В. Волосников, В. С. Мухина [5], М. Ш. Магомед-Эминов [11], С. К. Бородин [4], Л. Р. Правдина [17], А. М. Шелепов, Н. К. Смагулов [22], Е. В. Пенионжек [15], Л. И. Бершедова [2], С. Н. Емельянов, Е. С. Ткаченко [7]).

А. М. Столяренко отмечает, что экстремальная ситуация характеризуется напряженностью, которая проявляется как в психофизиологическом аспекте, несущем потенциальную угрозу для личности, так и в проекции эффективности профессиональных действий, сопряженных с вероятностью возникновения ошибок в принятии решений, что существенно снижает продуктивность профессиональной деятельности [18].

Вместе с тем в исследовании А. В. Волосникова, В. С. Мухиной отмечается, что высокий уровень нервно-психической напряженности является

нормой профессиональной психической деятельности сотрудников силовых структур, каждый из которых испытывает эмоциональное напряжение в экстремальных условиях деятельности, рассматриваемое как состояние активности в связи с конкретной экстремальной ситуацией и спецификой решаемой боевой задачи [5].

Исследуя специфику экстремальной ситуации, М. Ш. Магомед-Эминов указывает на ряд ее существенных особенностей: экстремальная ситуация возникает вследствие ситуативного воздействия ряда факторов, которые по своему содержанию отличаются от привычного формата жизни и деятельности человека, что может привести к нежелательной модификации параметров его функционирования в условиях экстремальной среды; экстремальная ситуация погружает человека в пространство быстро трансформирующейся реальности, характеризующейся высоким уровнем риска, воздействием широкой палитры ситуативных деструкций, несущих потенциальную угрозу для психофизиологической константности человека; экстремальная ситуация обладает мобилизи-рующим эффектом, позволяет активизировать и раскрыть ресурсные возможности личности, ее адаптационный потенциал, определить спектр ее мотивационных, когнитивных, эмоциональных и регулятивных способностей, вектор которых направлен на взаимодействие с ситуацией, активное и психологически безопасное реагирование на ее ключевые паттерны и в конечном итоге - сохранение профессиональной устойчивости личности [11].

Профессиональная устойчивость, являясь важной личностной характеристикой офицера, отражает его способность к активным профессиональным действиям в экстремальной ситуации в процессе негативного воздействия факторов внешней среды, имеющих дестабилизирующую палитру.

При этом профессиональная устойчивость трактуется с позиции активности личности в реализации конструктивных форм поведения в условиях возникновения различных неблагоприятных ситуаций, обеспечивающей активизацию личностных и профессиональных качеств человека, направленных на сохранение эффективности профессиональной деятельности (Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко [3], В. П. Жуковский [8]).

Следуя теоретическим взглядам А. Г. Курносова и О. В. Лозгачевой, укажем, что в границах феномена профессиональной устойчивости офицера получают активизацию процессы мотивационной, когнитивной,

поведенческой регуляции, требующие адекватной готовности офицера к продуктивным профессиональным действиям, особенно в ситуациях экстремального характера, объективно актуализируя процессы адаптации военного специалиста к новым ситуационным реалиям. Поэтому возможно предположить, что для обеспечения профессиональной устойчивости военного специалиста в условиях возникновения экстремальных ситуаций важным фактором выступает адаптационная готовность офицера, позволяющая, с одной стороны, обеспечить константность его психофизиологического состояния, а с другой — способствующая активизации личностно-профессиональных качеств офицера в ракурсе сохранения параметров и повышения эффективности профессиональной деятельности [9; 10].

Полагаем, что только в случае активности адаптационных механизмов можно говорить о способности человека противостоять действию экстремальных факторов воинской среды, сохранить профессиональную устойчивость с физиологически и психологически адекватной для личности «ценой напряжения» [12]. При этом профессиональная устойчивость личности выступает как системное образование, активизирующее мотивационные, эмоциональные, волевые и когнитивные личностные ресурсы, детерминированные адаптационной готовностью офицера к реализации профессиональных функций в ситуациях экстремального характера. Иными словами, профессиональная устойчивость, определяя психофизиологический и когнитивно-поведенческий баланс личности офицера в процессе взаимодействия с воинской средой и возникающими в ее пространстве экстремальными деструкциями, выступает в качестве производной от адаптационной готовности военного специалиста в организации подобного взаимодействия.

Цель статьи

Целью данной статьи является теоретическое обоснование содержания и структуры адаптационной готовности офицера, выступающей фактором его профессиональной устойчивости в экстремальных ситуациях.

Методология исследования

В основу наших представлений об адаптационной готовности личности офицера положена концепция В. С. Мухиной, согласно которой человек рассматривается как социальная единица и как уникальная личность, обладающая способностью к идентификации и обособлению [14]. Мы разделяем данную точку зрения В. С. Мухиной и полагаем,

что эта позиция является базовой для обоснования содержательного смысла исследуемой нами адаптационной готовности с акцентом на ее локализацию в пространстве возникающих в системе профессиональной деятельности военных специалистов экстремальных ситуаций. Очевидно, что экстремальная ситуация, актуализирующаяся в границах определенных социально-профессиональных и средовых условий, оказывает воздействие на личность офицера, запускает процессы его идентификации с данной ситуацией, оценки степени ее деструктивного влияния на психофизиологическое состояние личности, возможность сохранения сбалансированности личностных и профессиональных параметров и обеспечения дальнейшего взаимодействия личности со средой. Причем данный процесс носит объективный характер ввиду социальной сущности личности офицера как субъекта воинского труда, который «встроен» в среду и функционирует в ней в границах определенных социально-профессиональных императивов, соотнося требования среды со своим личностным потенциалом и уровнем готовности к демонстрации своей уникальности в данной среде.

Вместе с тем, как отмечает В. С. Мухина, идентификационные механизмы выступают как метод рефлексивного воздействия на личность офицера со стороны профессионального окружения, непосредственного руководителя и сослуживцев, обеспечивающий, по мнению А. В. Волосникова, В. С. Мухиной, купирование острых первичных психологических реакций, вызванных экстремальной ситуацией. В данном случае вектор идентификации направлен на организацию соучастия, способствующего посредством внешнего внушающего воздействия обеспечению выравнивания психического состояния военного специалиста и восстановлению способности к исполнению служебных обязанностей [5].

Уникальность офицера определяется только ему присущими личност-но-профессиональными качествами, имеющимися в индивидуальном арсенале военного специалиста, уровнем его теоретической и прикладной подготовленности, выражающейся в наличии адекватных ситуации знаний, умений и навыков, позволяющих активизировать, говоря словами В. С. Мухиной, «механизмы обособления». В данном контексте, делая акцент на обособлении, мы имеем в виду способность офицера актуализировать свой собственный адаптационный код, позволяющий интегрироваться в ситуацию, обеспечить соответствие своих личност-

но-профессиональных параметров ее вызовам, создать условия для обеспечения саморегуляции деятельности, проявления адаптационной готовности и профессиональной устойчивости.

Результаты исследования

В научных исследованиях (Р. М. Шамионов, М. В. Григорьева, Л. Е. Тарасова, О. В. Хмелькова, Е. В. Шлыкова) адаптационная готовность личности определяется как ее способность к сохранению позитивного настроя на приспособление к ситуации на основе имеющихся в личностном арсенале субъекта качеств и свойств, способствующих достижению баланса между требованиями среды и личностными возможностями человека [21; 6; 19; 20; 23]. По мнению Р. М. Шамионова, ключевыми детерминантами адаптационной готовности являются: имеющийся у человека положительный опыт адаптации и уверенность в своих личностных и профессиональных возможностях, которые и определяют позитивность восприятия и оценки новых условий среды.

Полагаем, что именно диада «личность — среда» в широком диапазоне возникающих в ней связей выступает в качестве центра и основного условия проявления адаптационной готовности. При этом адаптационная готовность обеспечивает такое взаимодействие личности со средой и возникающими в ее поле ситуациями, при котором достигается адаптированность личности, выступающая в свою очередь результатом актуализации адаптационной готовности. В данном контексте мы согласны с позицией О. Б. Михайловой, которая считает, что адаптированность иллюстрирует активизацию адаптационной готовности, отражая в итоге успешность адаптации личности к возникающим ситуациям [13]. Влияние среды оказывает значительное влияние на развитие личности [1] и, следовательно, можно говорить и о влиянии среды на адаптацию личности к ее условиям.

Применительно к служебной деятельности офицера адаптационная готовность, по нашему мнению, выступает своеобразным маркером, определяющим эффективность решения профессиональных задач в различных, в том числе экстремальных, ситуациях воинского труда с учетом конкретных условий служебно-боевой обстановки и рассматривается как системное свойство личности офицера, являющееся результатом его профессиональной подготовки, аккумулирующее совокупность профессиональных компетенций офицера, его личностных и профессиональных качеств, индивидуального и профессионального опыта, позволяющее

военному специалисту мобильно реагировать на трансформирующиеся условия профессиональных реалий, обеспечивая его профессиональную устойчивость и сохранение параметров деятельности.

На наш взгляд, адаптационная готовность является тем феноменом, который сопровождает офицера на всем маршруте профессиональной деятельности, проявляясь в различных ситуациях. Поэтому адаптационную готовность мы рассматриваем как развивающееся «образование», которое находится в постоянной динамике, что позволяет личности офицера совершенствовать имеющийся адаптационный потенциал и обеспечивать движение по траектории саморазвития и самореализации.

Адаптационная готовность офицера характеризуется его способностью к задействованию и трансформации имеющихся внутренних ресурсов в целях снижения воздействия негативных экстремальных факторов при профессиональной деятельности и достижения сбалансированности личностных компонентов психики, которые и составляют фундамент адаптационной готовности. Основываясь на анализе квалификационных требований к офицерским кадрам, результатах теоретического анализа феномена «адаптационная готовность», мы предлагаем структуру адаптационной готовности, в которой интегрируются мотивационно-моби-лизующий, когнитивный, организационный и эмоционально-волевой компоненты (Рисунок 1).

С целью оценки значимости компонентов и показателей, входящих в структуру адаптационной готовности офицера к профессиональным действиям в экстремальной ситуации, нами был проведен экспертный опрос офицерского состава трех войсковых частей, в котором приняли участие 42 офицера, распределенные по группам: первая группа — офицеры со стажем служебной деятельности до трех лет (14 офицеров); вторая группа — офицеры со стажем служебной деятельности от трех до семи лет (15 офицеров); третья группа — офицеры со стажем служебной деятельности свыше семи лет (13 офицеров). Результаты опроса представлены в таблице 1.

Анализируя данные, приведенные в таблице 1, и информацию, полученную в ходе беседы с экспертами, было установлено, что предложенная структура адаптационной готовности офицера к профессиональным действиям в экстремальной ситуации оценивается как достаточно полная, отражающая основные личностные и профессиональные компетентностью параметры, которым должен соответствовать офицер в служебной

деятельности, особенно в условиях возникновения экстремальной ситуации (удельный вес значимости выделенных показателей компонентов адаптационной готовности имеют, по оценке экспертов, примерно равное значение, в совокупности детерминируя потенциальную эффективность профессиональной деятельности офицера в экстремальных ситуациях и выступая фактором его профессиональной устойчивости).

Рисунок 1. Структура адаптационной готовности офицера к профессиональным действиям в экстремальной ситуации

Таблица 1

Результаты экспертного опроса по оценке значимости показателей компонентов адаптационной готовности офицера к профессиональным действиям в экстремальной ситуации

Знания, умения, навыки, способности офицера Оценка степени значимости(%)

Группы офицеров

Первая Вторая Третья

Мотивация служебной деятельности на основе осознания социальной значимости воинского труда и воинского долга 85,3 80,2 77,0

Профессиональная направленность на решение служебных задач в любых условиях оперативной обстановки 85,3 87,1 85,6

Знания содержательных и функциональных аспектов служебной деятельности, ее нормативно-правовой базы 78,2 73,5 69,3

Знания порядка организации и осуществления служебной деятельности, в том числе в ситуациях экстремального характера 92,4 87,1 92,4

Умения и навыки анализа экстремальной ситуации, планирования и организации служебной деятельности и управления воинским подразделением в экстремальной ситуации, принятия управленческих решений, прогнозирования последствий принимаемых решений 92,4 87,1 92,4

Активность и самостоятельность в реализации профессиональных действий в экстремальной ситуации 78,2 80,2 84,6

Способность к самоконтролю за проявлением эмоций и управлению эмоциональным состоянием 92,4 87,1 92,4

Способность к оценке собственных профессиональных действий 71,0 73,5 77,0

Способность нести персональную ответственность за профессиональные действия 63,9 80,2 92,4

Способность к волевой регуляции деятельности 92,4 93,6 92,4

В рамках проведенного исследования мы изучили основные трудности, которые испытывают офицеры с различным стажем в процессе организации профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Трудности, которые испытывают офицеры в процессе организации профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях

Наименование трудностей Оценка степени выраженности (%) Общее ранговое место

Группы офицеров

Первая Вторая Третья

% Ранг % Ранг % Ранг

Трудности мотивационного характера, обусловленные экстремальным характером служебной деятельности, связанным с риском для жизни 28,4 7 53,6 4 69,3 2 4

Недостаточный уровень знаний содержательных и функциональных аспектов служебной деятельности, нормативно-правовых основ ее организации 56,9 5 20,1 7 15,4 7 6

Недостаточный уровень управленческих умений и навыков, связанных с анализом экстремальной ситуации, планированием и организацией профессиональных действий в экстремальной ситуации, принятием решений и прогнозированием их последствий 78,2 2 67,0 3 30,8 5 3

Недостаточный уровень развития навыков поддержания психологического и коммуникативного контактов при управлении воинским подразделением в экстремальной ситуации 63,9 4 46,9 5 38,5 4 4

Недостаточный уровень готовности к управлению эмоциональным состоянием и сохранению профессиональной устойчивости в экстремальной ситуации 85,3 1 80,2 1 84,6 1 1

Психологический дискомфорт, связанный с персональной ответственностью за принимаемые решения 71,0 3 73,5 2 53,9 3 2

Недостаточный уровень развития волевых качеств 42,7 6 33,5 6 23,1 6 5

Ранжирование основных трудностей, испытываемых офицерами, показывает, что наибольший удельный вес имеют трудности, связанные с организационным и эмоционально-волевым компонентами адаптационной готовности: недостаточный уровень готовности к управлению эмоциональным состоянием и сохранению профессиональной устойчивости в экстремальной ситуации; психологический дискомфорт, связанный с персональной ответственностью за принимаемые решения; недостаточный уровень управленческих умений и навыков, связанных с анализом экстремальной ситуации, планированием и организацией профессиональных действий в экстремальной ситуации, принятием решений и прогнозированием их последствий; недостаточный уровень развития навыков поддержания психологического и коммуникативного контактов при управлении воинским подразделением в экстремальной ситуации.

Состав данных трудностей носит индивидуально-психологический и социально-психологический характер, с учетом современных постоянно модифицирующихся условий профессиональной деятельности офицеров определяется новыми содержательными характеристиками экстремальных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности военных специалистов. К экстремальным ситуациям относят изменения условий дислокации войсковых частей, способов их боевого участия на различных театрах военных действий, использования разнообразных оперативных сценариев.

При этом вариативность экстремальных ситуаций, их постоянно усложняющийся характер, влекущий за собой необходимость «перенастройки» индивидуально-психологических и социально-психологических качеств личности офицера объективно требует развития мотива-ционно-мобилизующего и когнитивного компонентов адаптационной готовности, их обогащения новыми ценностно-мотивационными приоритетами и компетентностной надстройкой. Таким образом активизируется мобилизующая составляющая профессиональной деятельности и расширяются представления о служебной деятельности.

Взаимная детерминированность структурных компонентов адаптационной готовности офицера к профессиональным действиям в экстремальных ситуациях, на наш взгляд, позволяет обеспечить равновесное состояние системы «личность — среда» с тенденцией конструктивного развития личности и ее готовности к модификации среды в рамках

устойчивого и управляемого процесса организации профессиональной деятельности. При этом структура адаптационной готовности личности офицера, представленная рассмотренными компонентами, отражает необходимость их системного формирования в рамках профессиональной подготовки будущих военных специалистов и в условиях непосредственной интеграции офицера в воинскую среду. Управленческий потенциал такой среды должен позволять организовать работу, направленную на развитие профессиональной устойчивости военного специалиста на основе его адаптационной готовности к деятельности в экстремальных ситуациях.

Заключение

Таким образом, в условиях экстремальности проблемно-тематическое направление, связанное с теоретическим осмыслением профессиональной устойчивости офицера, изучением факторов, определяющих ее стабильность, является актуальным для современной науки. Представленные в настоящей статье содержательно-структурные характеристики феномена адаптационной готовности проецируются на обеспечение профессиональной устойчивости офицера в экстремальной ситуации. Думается, что данное исследование позволит расширить теоретико-прикладные границы рассматриваемой проблемы, определить содержательные и методические основания для разработки программ повышения квалификации офицерских кадров, организации специальной подготовки руководителей воинских подразделений в области психологии личности в экстремальных ситуациях, что объективно будет способствовать эффективности их профессиональной деятельности.

Литература

1. БасюкВ. С. Методы исследований самосознания в психологии личности и возрастной психологии. Вестник Бурятского университета. 2012. № 5. С. 15-28.

2. Бершедова Л. И. Психологическая готовность человека к экстремальным жизненным ситуациям // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 7(123). С. 105-110.

3. Большой психологический словарь / Сост. и общ.ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб., 2005. 672 с.

4. Бородин С. К., Примин А. А. Экстремальные ситуации в профессиональной деятельности военного летчика // Фундаментальные исследования. 2011. № 3(3). С. 9-10.

5. Волосников А. В., Мухина В. С. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений ФСБ // Развитие личности. 1999. № 1. С. 87-105.

6. Григорьева М. В. Адаптационная готовность личности в условиях неопреде -

ленности // Социальный мир человека. Вып. 6. Ижевск, 2016. С. 275-277.

7. Емельянов С. Н., Ткаченко Е. С. Психолого-педагогические аспекты готовности сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием, к действиям в экстремальных ситуациях // Вестник Владимирского юридического института. 2016. № 2(39). С. 7-10.

8. Жуковский В. П. Трансситуативная устойчивость поведения педагога в современном образовательном пространстве: теоретико-методологические основания развития // Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся: сб. материалов науч.-практич.конф. Саратов: СОИРО, 2015. С. 173-178.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Курносое А. Г. Формирование психологической готовности курсантов вузов МЧС России к профессиональной деятельности в условиях риска: автореф.дис... канд. психол. наук. СПб., 2009. С. 7-8.

10. Лозгачева О. В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации: на примере юридического вуза: дис.канд. психол. наук. Екатеринбург, 2004. С. 158.

11. Магомед-Эминов М. Ш. Деятельностно-смысловой подход к психологической трансформации личности: дис.д-ра психол. наук. Москва, 2009. 679 с.

12. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24.

13. Михайлова О. Б. Адаптированность к профессиональной деятельности как условие реализации инновационного потенциала личности // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 7. 3 1. С. 52-57.

14. Мухина В. С. Личность: Мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты. 5- изд., испр. и доп. Москва: Национальный книжный центр, 2017. 1088 с.

15. ПенионжекЕ. В. Особенности осуществления воспитательной работы с сотрудниками полиции в экстремальных условиях // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2017. № 2(9). С. 81-85.

16. Пономаренко В. А. Экстремальность и проблема отношения к профессиональной деятельности и в профессиональной жизни // Мир психологии. 2006. № 4(48). С. 38-46.

17. Правдина Л. Р. Влияние экстремальной ситуации на динамику социально-психологических характеристик личности: дис.канд.психол.наук. Ростов н/Д, 2004. 233 с.

18. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 607 с.

19. Тарасова Л. Е. Адаптационная готовность: дефиниция термина // Перспективы науки. 2015. № 7 (70). С. 26-29.

20. Хмелькова О. В. Структурные компоненты адаптационной готовности и психолого-педагогические условия ее формирования: динамический аспект // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5 [Электронный ресурс]. https://mir-nauki. com/PDF/25PSMN517.pdf (дата обращения 24.03.2023).

21. Шамионов Р. М. Структура адаптационной готовности личности // Известия Сарат. ун-та. Нов. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. Вып. 4. С. 454-458.

22. Шелепов А. М., Смагулов Н. К. Экстремальные ситуации и психогенные факторы военно-профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. 2013. № 7-1. С. 225-228.

23. Шлыкова Е. В. Субъективные факторы готовности к риску в контексте адаптации к бифуркационной среде // Социологическая наука и социальная практика. 2022. Т. 10, № 4. С. 81-95.

References

• Basyuk V. S. Metody issledovanij samosoznaniya v psihologii lichnosti i vozrastnoj psihologii. Vestnik Buryatskogo universiteta. 2012. № 5. S.15-28. [In Rus].

• Bershedova L. I. Psihologicheskaya gotovnost' cheloveka k ekstremal'nym zhiznen-nym situaciyam // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2013. № 7(123). S. 105-110. [In Rus].

• Bol'shoj psihologicheskij slovar' / Sost. i obshch. red. B. G. Meshcheryakov, V. P. Zinchenko. SPb., 2005. 672 s. [In Rus].

• Borodin S. K., Primin A. A. Ekstremal'nye situacii v professional'noj deyatel'nosti voennogo letchika // Fundamental'nye issledovaniya. 2011. № 3(3). S. 9-10. [In Rus].

• Volosnikov A. V., Muhina V. S. Psihologicheskoe soprovozhdenie sotrudnikov specpodrazdelenij FSB // Razvitie lichnosti. 1999. № 1. S. 87-105. [In Rus].

• Grigor'eva M. V. Adaptacionnaya gotovnost' lichnosti v usloviyah neopredelennosti // Social'nyj mir cheloveka. Vyp. 6. Izhevsk, 2016. S. 275-277. [In Rus].

• Emel'yanov S.N., Tkachenko E. S. Psihologo-pedagogicheskie aspekty gotovnosti sotrudnikov otdelov ohrany, nesushchih sluzhbu s oruzhiem, k dejstviyam v ekstremal'nyh situaciyah // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. 2016. № 2(39). S. 7-10.

• Zhukovskij V. P. Transsituativnaya ustojchivost' povedeniya pedagoga v sovremen-nom obrazovatel'nom prostranstve: teoretiko-metodologicheskie osnovaniya razvitiya // Edinaya obrazovatel'naya sreda kak faktor socializacii obuchayushchihsya: sb. materialov nauch.-praktich.konf. Saratov: SOIRO, 2015. S. 173-178. [In Rus].

• Kurnosov A. G. Formirovanie psihologicheskoj gotovnosti kursantov vuzov MChS Rossii k professional'noj dejatel'nosti v uslovijah riska: avtoref. dis... kand. psihol. nauk. SPb., 2009. S. 7-8. [In Rus].

• Lozgacheva O. V. Formirovanie stressoustojchivosti na etape professionalizacii: na primere yuridicheskogo vuza: dis.kand. psihol. nauk. Ekaterinburg, 2004. S.158. [In Rus].

• Magomed-Eminov M. Sh. Deyatel'nostno-smyslovoj podhod k psihologicheskoj transformacii lichnosti: dis.d-ra psihol. nauk. Moskva, 2009. 679 s. [In Rus].

• Maklakov A. G. Lichnostnyj adaptacionnyj potencial: ego mobilizaciya i prog-nozirovanie v ekstremal'nyh usloviyah // Psihologicheskij zhurnal. 2001. T. 22. № 1. S. 16-24. [In Rus].

• Mihajlova O. B. Adaptirovannost' k professional'noj deyatel'nosti kak uslovie realiza-cii innovacionnogo potenciala lichnosti // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psihologiya. 2013. T. 7. 3 1. S. 52-57. [In Rus].

• Muhina V. S. Lichnost': Mify i real'nost' (Al'ternativnyj vzglyad. Sistemnyj podhod. Innovacionnye aspekty. 5- izd., ispr. i dop. Moskva: Nacional'nyj knizhnyj centr, 2017. 1088 s. [In Rus].

• PenionzhekE. V. Osobennosti osushchestvleniya vospitatel'noj raboty s sotrudnika-mi policii v ekstremal'nyh usloviyah // Vestnik Tyumenskogo instituta povysheniya kvalifika-cii sotrudnikov MVD Rossii. 2017. № 2(9). S. 81-85. [In Rus].

• Ponomarenko V. A. Ekstremal'nost' i problema otnosheniya k professional'noj deyatel'nosti i v professional'noj zhizni // Mir psihologii. 2006. № 4(48). S. 38-46. [In Rus].

• Pravdina L. R. Vliyanie ekstremal'noj situacii na dinamiku social'no-psihologicheskih harakteristik lichnosti: dis.kand.psihol.nauk. Rostov n/D, 2004. 233 s. [In Rus].

• Stolyarenko A. M. Ekstremal'naya psihopedagogika. M.: YuNITI-DANA, 2002. 607 s. [In Rus].

• Tarasova L. E. Adaptacionnaya gotovnost': definiciya termina // Perspektivy nauki. 2015. № 7 (70). S. 26-29. [In Rus].

• Hmel'kova O. V. Strukturnye komponenty adaptacionnoj gotovnosti i psihologo-pedagogicheskie usloviya ee formirovaniya: dinamicheskij aspekt // Internet-zhurnal «Mir nauki» 2017, Tom 5, nomer 5 [Elektronnyj resurs]. https://mir-nauki.com/PDF/25PSMN517. pdf (data obrashcheniya 24.03.2023). [In Rus].

• Shamionov R. M. Struktura adaptacionnoj gotovnosti lichnosti // Izvestiya Sarat. unta. Nov. Ser. Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. 2016. T. 16. Vyp. 4. S. 454-458. [In Rus].

• Shelepov A. M., Smagulov N. K. Ekstremal'nye situacii i psihogennye faktory voenno-professional'noj deyatel'nosti // Fundamental'nye issledovaniya. 2013. № 7-1. S. 225-228. [In Rus].

• Shlykova E. V. Sub"ektivnye faktory gotovnosti k risku v kontekste adaptacii k bi-furkacionnoj srede // Sociologicheskaya nauka i social'naya praktika. 2022. T. 10, № 4. S. 81-95. [In Rus].

Статья поступила в редакцию 26.02.2023; одобрена после рецензирования 13.03.2023; принята к публикации 14.03.2023.

The article was submitted 26.02.2023; approved after reviewing 13.03.2023; accepted for publication 14.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.