Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ: СТРУКТУРНО СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА'

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ: СТРУКТУРНО СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
офицер / военный специалист / профессиональная адаптация / педагогическое сопровождение / организационно-педагогические условия / модель / officer / military specialist / professional adaptation / pedagogical support / organizational and pedagogical conditions / model

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуковский Сергей Владимирович

В статье приводятся результаты разработки модели педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров. Актуальность исследования определяется спецификой сферы воинского труда, особым характером профессиональной деятельности офицерских кадров, отличающейся высокой интенсивностью и полифункциональностью, оперативностью и напряженностью, требующей от военных специалистов эффективной профессиональной адаптации, особенно в начальный период осуществления ими служебной деятельности на первичных офицерских должностях. В исследовании установлено, что оптимизация профессиональной адаптации может быть обеспечена посредством организации в воинской среде педагогического сопровождения адаптационного процесса, реализуемого в рамках одноименной модели. Во введении рассмотрены ключевые для исследования понятия «профессиональная адаптация» и «педагогическое сопровождение профессиональной адаптации», которые определили исходные методологические позиции исследования и структурную компоновку модели. Основная часть работы посвящена характеристике структурных блоков, составляющих архитектуру модели педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров (нормативно-целевого, содержательно-организационного, оценочно-корректирующего), этапов организации педагогического сопровождения профессиональной адаптации военных специалистов (аналитико-диагностического, ориентационного, практико-действенного и личностно-стабилизирующего) и организационно-педагогических условий, обеспечивающих его эффективность. По итогам исследования отмечено, что разработанная и апробированная модель способствует повышению эффективности профессиональной адаптации молодых офицеров и может быть применима в различных профессиональных системах в процессе подготовки будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жуковский Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF MILITARY SPECIALISTS: STRUCTURAL AND CONTENT CHARACTERISTICS

The article presents the results of developing a model of pedagogical support for the professional adaptation of young officers. The relevance of the study is determined by the specifics of the sphere of military labor, the special nature of the professional activity of officer cadres, which is characterized by high intensity and multifunctionality, efficiency and tension, requiring effective professional adaptation from military specialists, especially in the initial period of their service activities in primary officer positions. The study found that the optimization of professional adaptation can be ensured by organizing pedagogical support for the adaptation process in the military environment, implemented within the framework of the model of the same name. In the introduction, the key concepts for the study of "professional adaptation" and "pedagogical support of professional adaptation" are considered, which determined the initial methodological positions of the study and the structural layout of the model. The main part of the work is devoted to the characteristics of the structural blocks that make up the architecture of the model of pedagogical support for the professional adaptation of young officers (normative-target, content-organizational, evaluative-corrective), stages of the organization of pedagogical support professional adaptation of military specialists (analytical-diagnostic, orientational, practical-effective and personality-stabilizing)and organizational and pedagogical conditions that ensure its effectiveness. Based on the results of the study, it was noted that the developed and tested model helps to increase the effectiveness of the professional adaptation of young officers and can be applied in various professional systems in the process of training future specialists.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ: СТРУКТУРНО СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

С. В. Жуковский

Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 1 (89). С. 36-49. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 1, no. 1 (89). P. 36-49.

Научная статья УДК 377

doi: 10.24412/2224-0772-2023-8'

-36-49

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ: СТРУКТУРНО СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Сергей Владимирович Жуковский

Институт стратегии развития образования Российской академии образования, Москва, Россия, svzhukovskiy@gmail.com

Аннотация. В статье приводятся результаты разработки модели педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров. Актуальность исследования определяется спецификой сферы воинского труда, особым характером профессиональной деятельности офицерских кадров, отличающейся высокой интенсивностью и полифункциональностью, оперативностью и напряженностью, требующей от военных специалистов эффективной профессиональной адаптации, особенно в начальный период осуществления ими служебной деятельности на первичных офицерских должностях. В исследовании установлено, что оптимизация профессиональной адаптации может быть обеспечена посредством организации в воинской среде педагогического сопровождения адаптационного процесса, реализуемого в рамках одноименной модели. Во введении рассмотрены

© Жуковский С. В., 2023

ключевые для исследования понятия «профессиональная адаптация» и «педагогическое сопровождение профессиональной адаптации», которые определили исходные методологические позиции исследования и структурную компоновку модели. Основная часть работы посвящена характеристике структурных блоков, составляющих архитектуру модели педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров (нормативно-целевого, содержательно-организационного, оценочно-корректирующего), этапов организации педагогического сопровождения профессиональной адаптации военных специалистов (аналитико-диагностического, ориентационного, практико-действенного и личностно-стабилизирующего) и организационно-педагогических условий, обеспечивающих его эффективность. По итогам исследования отмечено, что разработанная и апробированная модель способствует повышению эффективности профессиональной адаптации молодых офицеров и может быть применима в различных профессиональных системах в процессе подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова: офицер, военный специалист, профессиональная адаптация, педагогическое сопровождение, организационно-педагогические условия, модель

Для цитирования: Жуковский С. В. Модель педагогического сопровождения профессиональной адаптации военных специалистов: структурно-содержательная характеристика // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 1 (89). С. 36-49. аок 10.24412/2224-0772-2023-89-36-49.

Original article

MODEL OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF MILITARY SPECIALISTS: STRUCTURAL AND CONTENT CHARACTERISTICS

Sergei V. Zhukovsky

Institute for Education Development Strategy Russian Academy of Education, Moscow, Russia, svzhukovskiy@gmail.com

Abstract. The article presents the results of developing a model of pedagogical support for the professional adaptation of young officers. The relevance of the study is determined by the specifics of the sphere of military labor, the special nature of the professional activity of officer cadres, which is characterized by high intensity and multifunctionality, efficiency and tension, requiring effective professional adaptation from military specialists, especially in the initial period of their service activities in primary officer positions. The study found that the optimization of professional adaptation can be ensured by organizing pedagogical support for the adaptation process in the military

environment, implemented within the framework of the model of the same name. In the introduction, the key concepts for the study of "professional adaptation" and "pedagogical support of professional adaptation" are considered, which determined the initial methodological positions of the study and the structural layout of the model. The main part of the work is devoted to the characteristics of the structural blocks that make up the architecture of the model of pedagogical support for the professional adaptation of young officers (normative-target, content-organizational, evaluative-corrective), stages of the organization of pedagogical support professional adaptation of military specialists (analytical-diagnostic, orientational, practical-effective and personality-stabilizing)and organizational and pedagogical conditions that ensure its effectiveness. Based on the results of the study, it was noted that the developed and tested model helps to increase the effectiveness of the professional adaptation of young officers and can be applied in various professional systems in the process of training future specialists.

Keywords: officer, military specialist, professional adaptation, pedagogical support, organizational and pedagogical conditions, model

For citation: Zhukovsky S. V. Model of Pedagogical Support of Professional Adaptation of Military Specialists: Structural and Content Characteristics. Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;1(1):36-49. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2224-0772-2023-89-36-49.

Введение

Современная социально-политическая ситуация, складывающаяся в глобальном мировом пространстве, диктует необходимость повышения эффективности подготовки военных специалистов, способных к результативным профессиональным действиям в быстро трансформирующихся условиях служебной обстановки. Специфика и основные направления профессиональной деятельности офицерских кадров, связанные с необходимостью реализации служебных функций в различных профессиональных ситуациях, требуют от офицеров готовности к профессиональной адаптации. Полагаем, что в большей степени проблема профессиональной адаптации актуализируется в отношении молодых офицеров, которые интегрируются в контуры служебной деятельности на первичном этапе ее организации и осуществления, поскольку именно этот период, являясь начальной фазой профессионального маршрута военного специалиста, предопределяет эффективность дальнейшей служебной деятельности офицера и выступает ведущим фактором его личностно-профессиональной успешности.

Анализ научных трудов отечественных авторов, посвященных проблеме профессиональной адаптации (А. Г. Маклаков [9], М. А. Педько [13], А. Б. Струков [18], Ж. Г. Сенокосов [15], С. Ю. Сахаров [14], А. Ч. Кодоева [7] и др.), позволяет констатировать, что успешность профессиональной адаптации определяется личностно-профессиональным потенциалом молодого офицера, аккумулирующим его профессиональную компетентность и систему личностно-профессиональных качеств, и способностью самой воинской среды во всем спектре ее внутренних связей к реагированию на проявление активности со стороны молодого офицера и оказание ему помощи в деятельностном освоении внутрисредовых содержательно-организационных и функционально-процессуальных отношений.

В данном контексте под профессиональной адаптацией молодого офицера понимается процесс интеграции офицера в воинскую среду, активное освоение реализуемых в ее пространстве служебных связей и отношений, статусно-ролевой специфики и особенностей служебной деятельности. В структурном отношении профессиональная адаптация молодого офицера интегрирует следующие компоненты: мотивационный, характеризующийся системой личностных мотивационных доминант офицера, определяющих его поведенческую активность и траекторию профессиональной деятельности; когнитивно-операциональный, составляющий информационно-компетентностный базис профессиональной адаптации и предусматривающий наличие у офицера системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих организацию служебной деятельности; коммуникативный, ориентированный на приоритет организации контактоустанавливающей деятельности в воинской среде и организацию взаимодействия офицера в системе вертикальных и горизонтальных коммуникаций; эмоционально-поведенческий, отражающий устойчивость офицера к воздействию деструктивных факторов воинской среды в условиях внешней и внутренней турбулентности, его способность к регуляции психических состояний и проявлению ответственности за принимаемые решения.

Приведенные компоненты профессиональной адаптации офицера определяют процессуальную траекторию организации адаптационного маршрута, содержательную сущность его этапов (ориентационный, рефлексивный, профессионально-прикладной, развивающий), каждый из которых включает систему мероприятий, направленных на актуализацию

и развитие компонентов профессиональной адаптации и достижение адекватной адаптационной готовности:

— ориентационный этап направлен на ознакомление молодого офицера со спецификой служебной деятельности, с функциональными обязанностями, требованиями, предъявляемыми служебной деятельностью к личностным и профессиональным качествам военного специалиста, особенностями профессиональных коммуникаций в воинской среде, условиями служебной деятельности и социально-бытового обеспечения;

— рефлексивный этап предполагает оценку уровня адаптирован-ности молодого офицера к профессиональной деятельности, степени его удовлетворенности условиями воинского труда и выполняемыми профессиональными функциями;

— профессионально-прикладной этап ориентирует на организацию молодым офицером собственной служебной деятельности в соответствии с функциональным предназначением и демонстрацию военным специалистом имеющихся в его личностном арсенале когнитивно-поведенческих, мотивационных и эмоционально-регулятивных моделей;

— развивающий этап делает акцент на приобретение офицером новых компетенций, личностно-профессиональных качеств и социально-профессионального опыта в рамках организации пролонгированной профессиональной траектории, задающей ориентиры профессионального роста.

Выше мы вели речь о том, что в адаптационном процессе осуществляется взаимодействие молодого офицера с воинской средой, в ходе которого военный специалист использует свои личностные ресурсы и ориентируется на требования и возможности (организационные, кадровые, функциональные и инструментальные) среды. При этом с учетом факта активного взаимодействия в системе «личность — среда» в проекции профессиональной адаптации средовые возможности должны быть направлены на оказание содействия молодому офицеру в интеграции в воинскую среду, тем самым способствуя успешности адаптационного процесса и минимизации трудностей, с которыми может столкнуться военный специалист в процессе его организации. Думается, что подобное содействие может быть реализовано посредством активизации организационно-управленческих механизмов, имеющихся в воинской среде, укладываясь в теоретико-прикладные контуры педагогического сопровождения.

Результаты научных исследований проблемного пространства педагогического сопровождения профессиональной адаптации нашли отражение в работах И. В. Засыпкина[4], А. А. Клейменова [6], А. А. Ласкина [8], В. П. Барасханова [1], А. А. Митькиной [10], О. С. Симоновой [16], А. В. Скрипкиной [17] и др., в которых анализируются сущностные и содержательные паттерны педагогического сопровождения, его организационные атрибуты. Аккумулируя теоретические взгляды исследователей на содержательно-организационные аспекты педагогического сопровождения и определяя его смысловые приоритеты в ракурсе обеспечения эффективности профессиональной адаптации молодых офицеров, укажем на следующее:

— педагогическое сопровождение профессиональной адаптации направлено на оказание военному специалисту помощи в решении служебных и социально-бытовых вопросов, вызывающих у него затруднения в процессе реализации профессиональных функций;

— педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых офицеров организуется в рамках взаимодействия всех субъектов профессиональной общности, реализуется на всех уровнях военного управления и обеспечивается созданием в воинской среде условий, направленных на оказание содействия молодому военному специалисту в процессе его интеграции в организационно-функциональное пространство профессиональной деятельности (Л. Н. Харавнина [19], И. В. Засыпкин, А. А. Ласкин [4]).

По нашему мнению, педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодого офицера является динамическим процессом организации активного взаимодействия военного специалиста и воинской среды, использования ресурсных возможностей последней для повышения эффективности адаптационного процесса, оказания молодому офицеру помощи и минимизации адаптационных затруднений военного специалиста для обеспечения конструктивного и бесконфликтного вхождения в сферу профессионального труда.

Полагаем, что в пространстве воинской среды необходимо организовать работу, позволяющую офицерам погрузиться в профессиональную сферу, способствующую актуализации внутренних ресурсов и обеспечивающую развитие у военных специалистов индивидуальности в профессиональной деятельности. Поэтому с целью решения данной задачи считаем необходимым обратиться к педагогическому модели-

рованию и конструированию модели педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров.

Цель статьи

Целью исследования является определение структурно содержательного состава модели педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров.

Методология исследования

Для создания модели педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров мы использовали идеи педагогического моделирования (Л. Берталанфи [2], В. А. Веников [3], О. С. Симонова [16], Л. В. Игнатьева [5], И. В. Непрокина [11], И. Б. Новик, А. И. Уемов [12] и др.).

Известно, что моделирование выступает в качестве метода, применение которого позволяет обеспечить представление исследовательского объекта в виде модели, отражающей свойства существующего объекта, с целью организации изучения его архитектуры, связей между компонентами для получения информации о возможности трансфера исследовательских результатов в процесс функционирования реального объекта (И. В. Непрокина [11]).

Следуя логике моделирования, обозначенной в научных трудах приведенных выше и других ученых, отметим, что применительно к нашему исследованию к числу приоритетных оснований моделирования относятся следующие:

1. Нормативно-правовые приоритеты функционирования системы силовых ведомств Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации № 400 от 02.07.2022 г., «Военная доктрина Российской Федерации» (утверждена Президентом Российской Федерации 25.12.2014 г. № Пр-2976), Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» (ред. от 09.11.2020 г.), выступающие инвариантом конструирования модели и определяющие правовой вектор моделирования, исходя из основных целей, задач и функций, возложенных на силовые ведомства нашего государства.

2. Методологическая база моделирования, представленная ведущими научными подходами:

— системно-структурным (И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин,

Л. В. Масленникова, Д. В. Окунев, В. С. Степин, В. П. Жуковский, В. М. Полонский и др.), делающим акцент на структурную целостность и сбалансированность элементов системы и ее способность к сохранению внутренних связей и устойчивости;

— ресурсным (В. М. Лизинский, Г. Г. Дилигенский, Л. П. Илларионова, Е. И. Метелькова, А. М. Кондаков и др.), ориентирующим на организацию процесса педагогического сопровождения профессиональной адаптации в проекции взаимной активизации и детерминации организационных и личностных ресурсов;

— процессным (А. О. Ларионова, Н. В. Третьякова, М. Ю. Иванов, В. Т. Слабинский, Н. В. Кириллова и др.), характеризующим процесс педагогического сопровождения профессиональной адаптации с позиций непрерывности, целенаправленности, последовательности и этапности организации и реализации;

— партисипативным (Е. Ю. Никитина, Е. А. Казаева, И. Б. Бичева, Н. М. Сомова, О. В. Лешер, А. В. Казикин и др.), акцентирующим внимание на организации процесса педагогического сопровождения профессиональной адаптации в условиях межсубъектного взаимодействия и паритетности в профессиональных коммуникациях.

Также методологическая база моделирования представлена:

— принципом нормативной обусловленности, предполагающим приоритет правовой составляющей в организации педагогического сопровождения профессиональной адаптации и ориентацию на нормативно-правовые основания воинского труда;

— принципом субъектной ориентации, указывающим на необходимость учета индивидуальных возможностей и ресурсного потенциала личности молодого офицера в процессе организации работы по педагогическому сопровождению профессиональной адаптации;

— принципом интегративности, определяющим в качестве приоритета системность в организации мероприятий педагогического сопровождения профессиональной адаптации;

— принципом вариативности, предусматривающим возможность трансформации маршрута педагогического сопровождения профессиональной адаптации, исходя из оценки эффективности адаптационного процесса и личностных достижений военного специалиста;

— принципом взаимной активности и ответственности, отражающим особенности профессиональных коммуникаций в воинской среде,

основанных на взаимной рефлексии успешности адаптационного процесса.

Результаты исследования

Архитектоника проектируемой нами модели педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров представлена в нашем исследовании системой блоков: нормативно-целевым, содержательно-организационным и оценочно-корректирующим.

Нормативно-целевой блок определяет целевые ориентиры и задачи педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров, задает систему нормативно-правовых координат, в которой будут реализованы содержательные, организационные и функциональные механизмы педагогического сопровождения адаптационного процесса. Следуя смысловой направленности рассматриваемого блока, в качестве целевой доминанты исследуемого процесса мы определили повышение эффективности процесса профессиональной адаптации военных специалистов и обеспечение их адаптированности к условиям и специфике служебной деятельности на фоне снижения влияния деструктивных факторов воинской среды.

Определяя задачи, решаемые в рамках модели, мы исходили из приоритета создания организационной среды педагогического сопровождения профессиональной адаптации, отвечающей целевой установке, и обеспечения эффективности личностно-профессионального становления молодого офицера в начальный период служебной деятельности и создания предпосылок для его развития на всем профессиональном маршруте. В связи с этим организационные задачи состоят в определении организационно-содержательного контента педагогического сопровождения профессиональной адаптации, обосновании условий, обеспечивающих его эффективность в воинской среде. Развивающие задачи направлены на обеспечение личностно-профессиональной успешности молодых офицеров, повышение уровня их адаптированности и готовности к саморазвитию в профессиональной сфере.

Содержательно-организационный блок в своей структурно-смысловой орбите аккумулирует этапы организации педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров (аналитико-диагно-стический, ориентационный, практико-действенный, личностно-стаби-лизирующий), тем самым определяя его процессуальную канву в аспекте временных параметров осуществления процедур сопровождения, ис-

пользуемого содержательного и инструментального контента:

- аналитико-диагностический этап направлен на определение исходного уровня адаптированности военного специалиста, диагностику возможных личностных и профессиональных дефицитов, ориентирует на выявление основных точек приложения содержательно-организационных усилий, реализуемых в рамках организации педагогического сопровождения профессиональной адаптации;

- ориентационный этап носит информационно-превентивный характер и предполагает первичное ознакомление молодого офицера с воинской средой, ее структурой, составом функций и требований, условиями организации служебной деятельности и социального обеспечения;

- практико-действенный этап предусматривает непосредственную организацию работы по педагогическому сопровождению профессиональной адаптации, осуществляется в интегративном единстве с реализацией военным специалистом служебных функций в соответствии с занимаемой должностью и обеспечивается созданием в воинской среде соответствующих организационно-педагогических условий, таких как организация в войсковой части института наставничества, способствующего оказанию адресной социально-психологической и профессионально ориентированной помощи молодому офицеру в ситуациях профессиональной деятельности, вызывающих у него затруднения; системная реализация в войсковой части военно-социальной, культурно-досуговой, информационно-пропагандистской и психологической работы; проведение на всех уровнях военного управления мониторинга эффективности адаптационного процесса, индивидуальных результатов, демонстрируемых молодыми военными специалистами.

Организация педагогического сопровождения профессиональной адаптации осуществляется: 1) на уровне командования войсковой части, на котором определяются приоритетные организационные и функциональные направления использования потенциала воинской среды и имеющихся в ее арсенале ресурсов; 2) на уровне командира подразделения, который обеспечивает оказание консультационной, образовательной, методической, психологической помощи молодому офицеру со стороны сослуживцев, активизирует процессы профессиональной коммуникации в системах «молодой офицер — личный состав», «молодой офицер — непосредственный руководитель», «молодой офицер — коллеги по служ-

бе»; 3) на уровне «молодой офицер — офицер-наставник», на котором в рамках непосредственной контактоустанавливающей деятельности происходит трансляция профессионального опыта со стороны наставника, демонстрация конструктивных профессиональных поведенческих моделей, оказание помощи молодому военному специалисту в ситуациях, вызывающих затруднения;

- личностно-стабилизирующий этап является логическим продолжением предыдущего этапа педагогического сопровождения профессиональной адаптации, векторно направленный на пролонгацию траектории оказания содействия молодому офицеру с акцентом на предоставление ему большей самостоятельности в реализации служебных действий и принятии управленческих решений с целью приобретения индивидуального профессионального опыта и формирования готовности к построению собственного независимого маршрута профессиональной деятельности. Оценочно-корректирующий блок представлен системой критериев, характеризующих адаптированность личности молодого офицера, диагностическими материалами для организации и проведения мониторинга адаптированности и эффективности работы по педагогическому сопровождению профессиональной адаптации. В качестве базовых критериев, лежащих в основе диагностики адаптированности молодого военного специалиста, были выбраны следующие: удовлетворенность профессиональной деятельностью, ее содержанием, условиями, социально-бытовым обеспечением, режимом труда и отдыха, организацией воинского труда, исполняемыми функциями, перспективами служебного роста; мотивация профессиональной деятельности, в основу которой положены стимулы, связанные с осознанием профессиональной миссии, служебного долга, ориентированные на процессуально-результативные аспекты воинского труда, его социально значимый характер; теоретико-прикладная готовность офицера к решению профессиональных задач, отражающих уровень теоретических знаний и практических умений офицера, необходимых для организации профессиональной деятельности; коммуникативный критерий, имеющий приоритетом определение уровня готовности офицера к осуществлению бесконфликтных профессиональных коммуникаций в процессе реализации вертикальных и горизонтальных контактов, владение профессиональной лексикой и способность к сотрудничеству в процессе решения задач

по профессиональному предназначению; готовность к саморегуляции, необходимой для диагностики стрессоустойчивости офицера, его способности к контролю за проявлением эмоций, наличия личностно и профессионально важных качеств (активность, самостоятельность, дисциплинированность, ответственность).

В процессе организации диагностической работы использовались: опросник «Удовлетворенность работой» В. А. Розановой, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина, методика определения стрессоустойчивости Н. В. Киршевой, Н. В. Рябчиковой, методика изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир (в модификации А. А. Реана), методика «Нервно-психическая устойчивость» В. Ю. Рыбникова, применялся метод экспертного опроса представителей постоянного состава войсковых частей.

Заключение

По итогам проведенного исследования с использованием указанного выше диагностического инструментария была организована и реализована экспериментальная работа с молодыми офицерами, направленная на апробацию предложенных в исследовании подходов к организации педагогического сопровождения профессиональной адаптации военных специалистов. Полученные результаты указывают на эффективность выбранного маршрута педагогического сопровождения адаптационного процесса, реализованного в рамках сконструированной модели.

Таким образом, разработанная и апробированная модель педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров по своим содержательно-структурным и процессуально-функциональным характеристикам позволяет обеспечить организацию работы по педагогическому сопровождению профессиональной адаптации, повысить эффективность адаптационного процесса, а используемые в ее архитектуре методические и диагностические инструменты могут быть применимы для реализации подобного процесса в профессиональных системах различного профиля и целевого назначения.

Список источников

1. Барахсанов В. П., Асекритова Т. Г., Бурцев К. С. Педагогическое сопровождение адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности // Наука и образование. 2008. № 2. С. 39-43.

2. Берталанфи Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования: еже-

годник. М.: Наука, 1973. С. 20-37.

3. Веников В. А. Теория подобия и моделирования: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Высшая школа, 1976. 479 с.

4. Засыпкин И. В., Ласкин А. А. Исследования и теория педагогического сопровождения высвобождаемых специалистов правоохранительных органов // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 5. С. 223-226.

5. Игнатьева Л. В., Сысолятина М. П. Специфика педагогической модели сопровождения профессионального становления молодых специалистов как фактор повышения качества их работы // Пути развития массовых национальных видов спорта в России, Мас-рестлинг: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Казань, 2022. С. 215-220.

6. Клейменов А. А. Обоснование проблемы педагогического сопровождения профессиональной адаптации выпускников военных вузов в учебных центрах Вооруженных сил Российской Федерации // Глобальный научный потенциал. 2022. № 3 (132). С. 156-159.

7. Кодоева А. Ч. Факторы адаптации курсантов к образовательному процессу в контексте развития готовности к служебно-профессиональной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2019. Вып. 62. Ч. 1. С. 145-148.

8. Ласкин А. А. Педагогическое сопровождение профессионального развития высвобождаемых специалистов правоохранительных органов: дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 196 с.

9. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24.

10. Митькина М. А. Теоретические основы социально-педагогического сопровождения сотрудников организации в период адаптации к профессиональной деятельности // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2018. № 2. С. 29-32.

11. Непрокина И. В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. С. 61-64.

12. Новик И. Б., Уемов А. И. Моделирование и аналогия. Материалистическая диалектика и методы естественных наук. М., 1968. С. 8-18.

13. Педько М. А., Терещенко Е. С. К вопросу о профессиональной адаптации выпускников военного вуза // Приоритеты педагогики и современного образования: сб. науч. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2018. С. 70-73.

14. Сахаров С. Ю. Современное состояние проблемы профессиональной адаптации молодых офицеров к службе в войсках и пути ее решения // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: Материалы VI Междунар. на-уч.-практ. конф. Орел: Изд-во Орловского гос. ун-та, 2019. С. 279-281.

15. Сенокосов Ж. Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к воинской службе: автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1989. 22 с.

16. Симонова О. С. Методологические основания построения модели педагогического сопровождения профессиональной адаптации сотрудников Федерального пожарного надзора // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. 2016. № 1. С. 26-31.

17. Скрипкина А. В., Зиборова М. М. Междисциплинарный анализ понятия «педагогическое сопровождение» адаптации курсантов к учебно-профессиональной деятельности // Вестник экономической безопасности. 2018. № 3. С. 257-259.

18. Струков А. Б. Педагогическое сопровождение адаптации курсантов к условиям обучения в высших военных учебных заведениях: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2005. 172 с.

19. ХаравнинаЛ. Н. Технология педагогического сопровождения личностно-профессио-нального развития молодого преподавателя // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2 (Психолого-педагогические науки), № 4. С. 214-219.

ИеГегепсе«

1. Barahsanov V. Р., Asekritova Т. G., Burcev К. S. Pedagogicheskoe борготогЬсЗете асЗар1асп molodogo 8реааН81а к professionaГnoj dejatel,nosti // Каика i obrazovanie. 2008. № 2. 8. 39-43.[1п Кш].

2. Ве^а1апА Ь. Ьк>гг)а i statиs obshhej teorii sistem // Sistemnye issledovanija: ezhegodnik. М.: Каика, 1973. 8. 20-37. [1П КШ].

3. Venikov V. A. Teorija podobija i modelirovanija: Uchebnoe posobie dlja vuzov. 2-e izd., dop. i pererab. M.: Vysshaja shkola, 1976. 479 s.[In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Zasypkin I. V., Laskin A. A. Issledovanija i teorija pedagogicheskogo soprovozhdenija vysvobozhdae-myh specialistov pravoohranitel'nyh organov // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2012. № 5. S. 223-226.[In Rus].

5. Ignat'eva L. V., Sysoljatina M. P. Specifika pedagogicheskoj modeli soprovozhdenija professional'nogo stanovlenija molodyh specialistov kak faktor povyshenija kachestva ih raboty // Puti razvitija mass-ovyh nacional'nyh vidov sporta v Rossii, Mas-restling: Materialy Vseros.nauch.-prakt. konf. Kazan', 2022. S. 215-220. [In Rus].

6. Klejmenov A. A. Obosnovanie problemy pedagogicheskogo soprovozhdenija professional'noj adap-tacii vypusknikov voennyh vuzov v uchebnyh centrah Vooruzhennyh sil Rossijskoj Federacii // Global'nyj nauchnyj potencial. 2022. № 3 (132). S. 156-159. [InRus].

7. Kodoeva A. Ch. Faktory adaptacii kursantov k obrazovatel'nomu processu v kontekste razvitija goto-vnosti k sluzhebno-professional'noj dejatel'nosti // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obra-zovanija. 2019. Vip. 62. Ch. 1. S. 145-148. [In Rus].

8. Laskin A. A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo razvitija vysvobozhdaemyh specialistov pravoohranitel'nyh organov: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2000. 196 s.[In Rus].

9. Maklakov A. G. Lichnostnyj adaptacionnyj potencial: ego mobilizacija i prognozirovanie v jekstremal'nyh uslovijah // Psihologicheskij zhurnal. 2001. T. 22. № 1. S. 16-24. [In Rus].

10. Mit'kina M. A. Teoreticheskie osnovy social'no-pedagogicheskogo soprovozhdenija sotrudnikov or-ganizacii v period adaptacii k professional'noj dejatel'nosti // Vestnik social'no-gumanitarnogo obra-zovanija i nauki. 2018. № 2. S. 29-32. [In Rus].

11. Neprokina I. V. Metod modelirovanija kak osnova pedagogicheskogo issledovanija // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2013. № 7. S.61-64.

12. Novik I. B., Uemov A. I. Modelirovanie i analogija. Materialisticheskaja dialektika i metody estestven-nyh nauk. M., 1968. S. 8-18. [In Rus].

13. Ped'ko M. A., Tereshhenko E. S. K voprosu o professional'noj adaptacii vypusknikov voennogo vuza // Prioritety pedagogiki i sovremennogo obrazovanija: sb. nauch. st. po itogam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Penza, 2018. S. 70-73. [In Rus].

14. Saharov S. Ju. Sovremennoe sostojanie problemy professional'noj adaptacii molodyh oficerov k slu-zhbe v vojskah i puti ee reshenija // Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa: problemy, perspektivy, tehnologii: Materialy VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Orel: Izd-vo Orlovskogo gos. un-ta, 2019. S. 279-281. [In Rus].

15. Senokosov Zh. G. Social'no-psihologicheskaja adaptacija molodyh soldat k voinskoj sluzhbe: avtoref. dis. .kand. psihol. nauk. M., 1989. 22 s. [In Rus].

16. Simonova O. S. Metodologicheskie osnovanija postroenija modeli pedagogicheskogo soprovozhdenija professional'noj adaptacii sotrudnikov Federal'nogo pozharnogo nadzora // Vestnik Cheljabinskogo gos. ped. un-ta. 2016. № 1. S. 26-31. [In Rus].

17. Skripkina A. V., Ziborova M. M. Mezhdisciplinarnyj analiz ponjatija «pedagogicheskoe soprovozhdenie» adaptacii kursantov k uchebno-professional'noj dejatel'nosti // Vestnik jekonomicheskoj bezo-pasnosti. 2018. № 3. S. 257-259. [In Rus].

18. Strukov A. B. Pedagogicheskoe soprovozhdenie adaptacii kursantov k uslovijam obuchenija v vysshih voennyh uchebnyh zavedenijah: dis. ... kand. ped. nauk. Saratov, 2005. 172 s. [In Rus].

19. Haravnina L. N. Tehnologija pedagogicheskogo soprovozhdenija lichnostno-professional'nogo razvitija molodogo prepodavatelja // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2011. T. 2 (Psihologo-pedagogicheskie nauki), № 4. S. 214-219. [InRus].

Информация об авторе

С. В. Жуковский — аспирант

Information about the author

S. V. Zhukovsky — Postgraduate student

Статья поступила в редакцию 09.12.2022; одобрена после рецензирования 23.12.2022; принята к публикации 12.01.2023. The article was submitted 09.12.2022; approved after reviewing 23.12.2022; accepted for publication 12.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.