DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-168-173 УДК 355
Жуковский Сергей Владимирович
Независимый исследователь
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ОФИЦЕРОВ: НАПРАВЛЕНИЯ И УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с исследованием проблемного пространства феномена «профессиональная адаптация молодых офицеров», изучением возможностей педагогической поддержки военных специалистов в адаптационном процессе в условиях его организации в войсковой части. Актуальность данного направления определяется высокой социальной значимостью воинского труда, особым характером его организации и осуществления, требующим повышения эффективности процесса и результата профессиональной адаптации молодых военных специалистов, способных к быстрому «вхождению» в новую профессиональную среду, актуализации их личностно-профессиональных компетенций и качеств, необходимых для обеспечения успешности профессиональной деятельности в воинской среде в рамках реализации функций по служебному предназначению в соответствии с предъявляемыми требованиями. Проводится теоретический анализ научных трудов, посвященных проблеме профессиональной адаптации личности, определяются содержательные и процессуальные характеристики данного феномена, актуализируется его значимость для повышения эффективности профессиональной деятельности военных специалистов. На основе проведенного исследования выявлен спектр затруднений, возникающих у молодых офицеров в адаптационный период, находящихся в границах проблемных полей служебно-организационной, психофизиологической, коммуникативной, социально-бытовой составляющих профессионального труда. Установлено, что повышение эффективности профессиональной адаптации молодых офицеров и минимизация возникающих трудностей возможны с использованием механизмов педагогической поддержки личности в адаптационном процессе, реализуемых на различных уровнях управления войсковой части с привлечением ее ресурсного потенциала. Выявлен комплекс условий, направленных на обеспечение педагогической поддержки молодых офицеров в адаптационный период, способствующих повышению его эффективности. По результатам проведенного исследования установлено, что организация системной работы по педагогической поддержке профессиональной адаптации молодых военных специалистов, реализуемой на различных уровнях военного управления и в рамках обозначенных условий, является важным фактором, способствующим достижению личностно-профессиональной успешности молодых офицеров, их становлению в пространстве воинской среды.
Ключевые слова: молодой офицер, военный специалист, воинская среда, служебная деятельность, профессиональная адаптация, адаптационный процесс, военное управление, педагогическая поддержка, условия организации.
Информация об авторе: Жуковский Сергей Владимирович, ORCID 0000-0003-4649-642X, независимый исследователь, г. Саратов, Россия.
E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи: 22.01.2020.
Для цитирования: Жуковский С. В. Педагогическая поддержка профессиональной адаптации молодых офицеров: направления и условия организации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 168-173. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-168-173.
Sergey V. Zhukovskiy
Independent researcher
PEDAGOGIC SUPPORT FOR PROFESSIONAL ADAPTATION OF YOUNG OFFICERS: DIRECTIONS AND CONDITIONS OF ORGANISATION
The article deals with issues related to the study of the problem space of the phenomenon of «professional adaptation of young officers», the study of the possibilities of pedagogic support for military specialists in the adaptation process in the conditions of its organisation in the military unit. Topicality of this direction is determined by the high social significance of military work, the special nature of its organisation and implementation, which requires increasing the efficiency of the process and the result of professional adaptation of young military specialists who are able to quickly «enter» a new professional environment, updating their personal and professional competences and qualities necessary to ensure the success of professional activities in the military environment in the framework of the implementation of functions for official purpose in accordance with the requirements. Theoretical analysis of scientific works devoted to the problem of professional adaptation of the individual is carried out, the content and procedural characteristics of this phenomenon are determined, and its significance for increasing the efficiency of professional activity of military specialists is updated. On the basis of the conducted research, the spectrum of difficulties that arise in young officers during the adaptation period, located within the boundaries of the problem fields of service-organisational, psychophysiological, communicative, social and household components of professional work, is revealed. It is established that increasing the effectiveness of professional adaptation of young officers and minimising the difficulties that arise is possible with the use of mechanisms of pedagogic support of the individual in the adaptation process, implemented at various levels of management of the military unit with the involvement of its resource potential. A set of conditions aimed at providing pedagogic support to young officers during the adaptation period, which contribute to improving its effectiveness, is identified. The results of the study established that the organisation of systematic work on the pedagogic support of professional adaptation of young military specialists,
168
Вестник КГУ 2020
© Жуковский С.В., 2020
implemented at various levels of military control in the framework of the indicated conditions is an important factor in achieving personal and professional success of young officers, their development in space military environment.
Keywords: young officer, military specialist, military environment, service activities, professional adaptation, adaptation process, military management, pedagogical support, conditions.
Information about the author: Sergey V. Zhukovskiy, ORCID 0000-0003-4649-642X, Independent researcher, Saratov, Russia.
E-mail: [email protected]
Article received: January 22, 2020.
For citation: Zhukovskiy S.V. Pedagogic support for professional adaptation of young officers: directions and conditions of organisation. Vestnik of Kostroma state University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 1, pp. 168-173 (In Russ). DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-168-173.
Проблема профессиональной адаптации офицера в начальной фазе осуществления им служебной деятельности в современных условиях приобретает особую значимость, объективно являясь важным фактором социально-профессиональной успешности военного специалиста. Очевидно, что многообразие и вариативность профессиональной деятельности офицерских кадров, сложный, полифункциональный характер воинского труда задают особые требования к офицерам, составляющим основу кадрового состава силовых ведомств, связанные с минимизацией сроков «вхождения» молодых офицеров в профессиональную среду, обеспечением их готовности к свободному ориентированию в ее функциональном пространстве, решению всего спектра возложенных на офицера служебно-боевых задач.
В общем смысле адаптация определяется как процесс, в результате которого происходит приспособление человека к условиям среды за счет активизации физиологических ресурсов личности и ее психологического потенциала [Мещеряков, Зин-ченко: 612]. Адаптация, по мнению А.Г. Маклако-ва, актуализируется в связи с вхождением человека в новую для него среду, имеющую уникальные, отличные от привычных для человека, характеристики, требующие наличия системы психологических и физиологических реакций, обеспечивающих совладание с факторами среды, носящими психогенный характер [Маклаков: 16]. При этом система личностных регуляторов должна минимизировать негативные тенденции интеграции человека в новое для него пространство, обеспечивая нормализацию его приспособления к его условиям без психологического дискомфорта и напряжения, что является важным фактором сохранения сбалансированности личностных образований человека и условием продуктивности его последующей деятельности.
Проблема профессиональной адаптации личности получила теоретическую рефлексию в работах М.А. Дмитриевой, М.А. Кибанова, Е.А. Ки-ряковой, Г.И. Постоваловой, Л.П. Панченко, Е.Н. Кобцевой, А.А. Реана, К.Б. Хромченковой, С.Г. Вершловского, Б.З. Вульфова, Н.З. Касаткиной, Г. И. Насыровой и др., раскрывающих сущностные, содержательные и структурные характеристики данного феномена, определяющие
приоритетные векторы совершенствования адаптационного процесса в различных сферах профессиональной деятельности.
В общем смысле профессиональная адаптация трактуется как процесс становления и сохранения динамического равновесия в системе «человек -профессиональная среда» [Дмитриева: 38] за счет активного освоения человеком сферы профессионального труда, принятия ее нормативно-функциональных императивов [Кибанов: 62].
По мнению Е.А. Киряковой, суть профессиональной адаптации заключается в установлении динамического баланса между человеком и профессиональной средой, обеспечивающего достижение результатов профессиональной деятельности, предусмотренных требованиями к профессии, с наименьшими затратами психологических и физиологических ресурсов [Кирякова: 10].
Г.И. Постовалова отмечает, что профессиональная адаптация выступает в виде ключевой предпосылки, детерминирующей активность человека в процессуальной динамике профессиональной деятельности, предопределяющей качество ее результата, является важным условием эффективности профессионального маршрута специалиста [Постовалова: 18].
В исследованиях Л.П. Панченко, Е.Н. Кобце-вой профессиональная адаптация рассматривается с позиций ее полифункциональности, аккумулирующей активизацию психофизиологических, психологических и социальных личностных ресурсов, обеспечивающих интеграцию человека в профессиональную среду, отличающуюся по своим условиям и параметрам от привычной для человека среды, актуализацию системы личностных компетенций и качеств, необходимых для построения и реализации адекватной поведенческой траектории [Панченко: 14, Кобцева: 102].
Применительно к служебной деятельности военных специалистов проблема профессиональной адаптации различных категорий военнослужащих рассматривается в исследованиях И.А. Латковой, А.Г. Маклакова, Ж.Г. Сенокосова, С.В. Хвостан-цева, М.А. Педько, А.В. Черноиванова и др., направленных на выявление ключевых особенностей адаптационного процесса в воинской среде с учетом специфики профессиональной функциональности военных специалистов, спектра решаемых служеб-
ных задач и профессиональных ситуаций, возникающих в пространстве воинской деятельности.
А.А. Реан, исследуя проблему профессиональной адаптации, указывает, что процедурно адаптационные процессы, реализуемые в профессиональной среде, могут рассматриваться как с позиций организации адаптационной траектории человека в связи со структурно-организационными, содержательными и функционально-процессуальными модификациями сферы профессионального труда, требующими «вхождения» действующего специалиста в трансформирующиеся условия среды, так и с позиций первичной адаптации молодого офицера к освоению новой профессиональной роли в профессиональной среде. Последнее, на наш взгляд, является наиболее сложным этапом интеграции человека в профессиональное пространство, требующей «перенастройки» всех личностных образований в соответствии с требованиями среды и новыми условиями профессиональных реалий [Реан: 24].
По мнению Ж.Г. Сенокосова, профессиональная адаптация молодого офицера к условиям воинской деятельности является процессом, в ходе которого военным специалистом осуществляется выбор когнитивно-поведенческих моделей реализации профессиональных функций применительно к специфическим условиям среды, их демонстрация в процессе исполнения служебных обязанностей с целью обеспечения баланса между личност-но-профессиональными ожиданиями молодого офицера и нормативно-заданными социально-профессиональными требованиями воинского труда [Сенокосов: 15].
В данном контексте нам импонирует точка зрения И.А. Латковой, согласно которой процесс профессиональной адаптации исследуется автором с позиций взаимной представленности субъектного потенциала личности офицера, транслирующей в профессиональную среду систему имеющихся компетенций и личностно-профес-сиональных качеств, и профессиональной среды, обеспечивающей личность офицера информацией о нормативно-правовых, нравственных, профес-сионально-деятельностных составляющих профессиональной деятельности для их последующей интериоризации в субъектное пространство молодого офицера. Подобный взаимный трансфер социально, профессионально и личностно значимых элементов является основой адаптационного процесса, обеспечивающей его продуктивную организацию в проекции реализации преобразовательных функций в отношении адаптирующейся личности военного специалиста и той среды, с которой личность взаимодействует [Латкова: 14].
Исходя из представленных исследовательских позиций, под профессиональной адаптацией молодых офицеров мы будем понимать процесс, пред-
полагающий «вхождение» военного специалиста в профессиональную среду, его интеграцию в служебные связи и отношения, включение во все виды деятельности и ролевые позиции, предусмотренные функциональными обязанностями. В процессе профессиональной адаптации молодой офицер не только приспосабливается к среде, но и вступает с ней в активное взаимодействие, используя, с одной стороны, потенциал среды для наиболее полного задействования имеющихся в личностном арсенале ресурсов, а с другой - модифицирует среду путем ее деятельностного освоения и внесения профессиональных новаций в ее пространство.
В связи с этим адаптационный процесс интегрирует активизацию и демонстрацию личностного потенциала молодого офицера, имеющихся компетенций, личностно-профессиональных качеств, готовности к их применению в новых условиях деятельности, что является характеристикой личностного аспекта адаптационного процесса, и способность и готовность самой среды выступить регулятором процесса адаптации, используя свой организационный и психолого-педагогический потенциал и реализуя механизмы педагогической поддержки профессиональной адаптации.
Педагогическая поддержка в данном контексте предполагает организацию совместной деятельности молодого офицера, имеющего собственные когнитивно-поведенческие модели организации собственной жизнедеятельности в адаптационный период, и субъектов среды в преодолении трудностей и достижении планируемых результатов адаптационного процесса [Газман: 14]. В данном случае базисом является индивидуальность личности молодого офицера с присущими только ему качественными характеристиками, обеспечивающими «встраивание» военного специалиста в контуры новой для него среды, которая, в свою очередь, должна обладать открытостью для демонстрации офицером своей индивидуальности, оказывая корректирующее воздействие на его адаптационную траекторию.
В свою очередь, как утверждает В.И. Слобод-чиков, индивидуальность характеризуется активной включенностью субъекта труда в систему социально-профессиональных отношений, культивируемых в профессиональной среде, организацией внутреннего диалога адаптирующейся личности, на основе которого происходит согласование личностного потенциала и желаний субъекта с нормативными и нравственными постулатами социально-профессионального пространства, выход личности в уникальную подлинность самой себя [Слободчиков: 354].
В данном контексте педагогическая поддержка представляет собой деятельность субъектов профессиональной среды, направленную на оказание содействия личности в выстраивании индивиду-
170
Вестник КГУ ^ 2020
ального адаптационного маршрута, преодолении трудностей, возникающих в процессе профессиональной адаптации [Савва, Гайдулина: 17]. В условиях организации служебной деятельности молодых офицеров состав данных трудностей находится в границах проблем служебно-организа-ционного, психофизиологического, коммуникативного и социально-бытового плана:
- служебно-организационные проблемы: связаны с актуализацией профессиональных компетенций и личностно-профессиональных качеств в различных ситуациях профессиональной деятельности, презентацией своего квалификационного потенциала в воинской среде в процессе исполнения обязанностей по профессиональному предназначению;
- психофизиологические проблемы: характеризуются необходимостью обеспечения соответствия психофизиологических показателей офицера параметрам служебной деятельности в различных условиях ее организации и осуществления (режиму труда и отдыха, специфике ситуаций, возникающих в ее пространстве, климатическим условиям и т. п.);
- коммуникативные проблемы: отражают трудности в установлении межличностных и межгрупповых контактов в воинской среде в процессе исполнения ролей руководителя и исполнителя, принятии социальных норм и ценностей воинской среды, обеспечении бесконфликтности взаимодействия в деятельности;
- социально-бытовые проблемы: проявляются в особенностях интеграции молодого офицера в новый режим внеорганизационной деятельности, измененные бытовые условия, в том числе связанные с необходимостью решать семейно-бытовые проблемы, сопровождающиеся, как правило, бытовым дискомфортом.
Обозначенные выше проблемы, охватывающие практически весь спектр служебной деятельности молодых педагогов, объективно требуют привлечения к их решению потенциала воинской среды, разработки и реализации системы мер, направленных на обеспечение профессиональной адаптации военных специалистов, минимизацию затруднений, испытываемых молодыми офицерами в начальный период организации служебной деятельности. В связи с этим педагогическая поддержка, являясь важным фактором успешности профессиональной адаптации молодого офицера, является многоуровневым образованием, реализуя совой педагогический потенциал на различных уровнях военного управления:
- на уровне воинской части - задаются ориентиры организации работы по поддержке и сопровождению профессиональной адаптации молодых офицеров, вырабатываются стратегические направления использования потенциала воинской
среды для снижения рисков в процессе профессиональной адаптации, разрабатываются механизмы, повышающие эффективность и снижающие напряженность адаптационного процесса;
- на уровне воинского подразделения педагогическая поддержка заключается в оказании кон -сультационной, психологической и методической помощи молодому офицеру со стороны непосредственных руководителей, создании комфортной профессионально-психологической среды, включении молодого военного специалиста в процессы профессиональной коммуникации;
- третий уровень представлен комплексом отношений в системе «молодой офицер - офицер-наставник», которая является весьма действенным фактором профессиональной адаптации за счет демонстрации наставником эффективных образцов социально-профессионального поведения и профессиональных действий в различных ситуациях служебной деятельности, передачи опыта, позволяющих ускорить процесс интеграции молодого офицера в военно-профессиональную среду, повысить его ответственность за результаты собственных действий.
Безусловно, подобная многоуровневая система педагогической поддержки профессиональной адаптации молодого офицера требует создания в профессиональной среде адекватных условий, обеспечивающих эффективность адаптационного процесса с целью минимизации временных интервалов интеграции личности молодого офицера в профессиональную среду на фоне сохранения психологической устойчивости специалиста и сбалансированности всех параметров его жизнедеятельности:
- выработка единой системы требований, нормативно представленных в документации войсковой части, регламентирующих основные содержательно-процессуальные направления организации работы по педагогической поддержке профессиональной адаптации молодых офицеров и других категорий военнослужащих с закреплением зоны ответственности должностных лиц войсковой части за обеспечение эффективности организации адаптационного процесса;
- моделирование процесса профессиональной адаптации с использованием содержательных, организационных, кадровых, методических и психологических возможностей воинской среды, разработка и реализация программы профессиональной адаптации военных специалистов;
- проведение специальной психологической подготовки с молодыми офицерами, направленной на вооружение военных специалистов эффективными стратегиями сохранения психологической устойчивости в различных профессиональных ситуациях и способности к саморегуляции психических состояний;
- организация постоянного мониторинга процесса и результатов профессиональной адаптации, диагностика индивидуальной успешности военного специалиста и затруднений, возникающих в адаптационном процессе, с целью проведения корректирующих мероприятий.
Безусловно, создание и реализация системы приведенных выше условий требует соответствующей готовности руководителей войсковой части всех уровней к организации педагогической поддержки профессиональной адаптации молодых офицеров, адекватного методического, психологического обеспечения, диагностических инструментов для мониторинга и своевременной коррекции адаптационного процесса, что будет способствовать повышению его управляемости и эффективности.
Подводя итог изложенному, отметим, что в границах настоящей статьи нами исследованы вопросы, связанные с определением основных теоретических постулатов, обусловленных проблемным полем профессиональной адаптации молодых офицеров, выявлением приоритетных направлений организации педагогической поддержки адаптационного процесса, содержание которых определено исходя из спектра проблем, возникающих у молодых военных специалистов в процессе интеграции в воинскую среду. В исследовании представлена система условий, реализуемых в рамках педагогической поддержки профессиональной адаптации на различных уровнях управления войсковой части. Использование ресурсного потенциала воинской среды, как показано в статье, в проекции организации педагогической поддержки профессиональной адаптации военных специалистов и создания выявленных условий выступает, на наш взгляд, важным фактором, стимулирующим личностно-профессиональную активность и психологическую устойчивость молодого офицера, повышение эффективности его профессионального становления в воинской среде, с одной стороны, а с другой - позволяющим активизировать архитектурные элементы и содержательно-функциональные инструменты самой воинской среды для повышения качества адаптационного процесса и эффективности профессионального маршрута молодых офицеров.
Список литературы
Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб., 2005. 672 с.
Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. М., 1996. Вып. 6. С. 10-37.
Дмитриева М.А. Профессиональное долголетие // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности; под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Наука, 1991. С. 37-46.
Кибанов М.А. Основы управления персоналом. М.: Экспо, 2005. С. 59-67.
Кирякова Е.А. Основные подходы к исследованию профессиональной адаптации военнослужащих офицеров // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. № 10/3. С. 8-11.
Кобцева Е.Н. Адаптация персонала: классификация видов и показатели // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2008. № 1. С. 100-104.
Латкова И.А. Педагогические условия профессиональной адаптации молодых сотрудников ОВД: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1987. 20 с.
Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 16-24.
Панченко Л.П. Адаптация к профессиональной деятельности: учеб. пособие. Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. 35 с.
Постовалова Г.И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. Ереван, 1973. С. 18-19.
Реан А.А.,Чепурная Ю.В., Федосеева А.В. Психологическая адаптация и становление выпускника высшего учебного заведения в период перехода к профессиональной деятельности // Защити меня. 2018. № 3. С. 22-29.
Савва Л.И., Гайдулина Н.М. Организационно-педагогические условия управления процессом профессиональной адаптации будущих рабочих в учреждениях НПО // Интеграция образования. 2011. № 1 (62). С. 13-19.
Сенокосов Ж.Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к воинской службе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: ВПА, 1989. 22 с.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Ведение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. М.: Школа Пресс, 1995. 384 с.
References
Bol'shoi psikhologicheskii slovar' [Large psychological dictionary], comp. and general ed. by B.G. Meshcheryakov, VP. Zinchenko. St. Petersburg, 2005, 672 p. (In Russ.)
Gazman O.S. Pedagogika svobody: put' v gumanis-ticheskuiu tsivilizatsiiu XXI veka [Pedagogy of freedom: the path to humanistic civilization of the XXI century]. Novye tsennosti obrazovaniia [New values of education]. Moscow, 1996, vol. 6, pp. 10-37. (In Russ.)
Dmitrieva M.A. Professional'noe dolgoletie [Professional longevity]. Psikhologicheskoe obespechenie professional'noi deiatel'nosti [Psychological support of professional activity], ed. by G.S. Nikiforov. St. Petersburg, Nauka, 1991, pp. 3746. (In Russ.)
Вестник КГУ 2020
172
Kibanov M.A. Osnovy upravleniia personalom [Fundamentals of personnel management]. Moscow, Ekspo, 2005, pp. 59-67. (In Russ.)
Kiriakova E.A. Osnovnye podkhody k issledovaniiu professional'-noi adaptatsii voennosluzhashchikh ofitserov [Basic approaches to the study of professional adaptation of military officers]. Severo-Kavkazskii psikhologicheskii vestnik [North Caucasus psychological Bulletin], 2012, № 10/3, pp. 8-11. (In Russ.)
Kobtseva E.N. Adaptatsiia personala: klassifikatsiia vidov i pokazateli [Adaptation of employees: classification of types and indicators]. Vestnik VGU. Seriia: Ekonomika i upravlenie [Bulletin of VSU. Series: Economics and management], 2008, № 1, pp. 100-104. (In Russ.)
Latkova I.A. Pedagogicheskie usloviia professional'noi adapta-tsii molodykh sotrudnikov OVD: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical conditions of professional adaptation of young police officers: KSc thesis, summary]. Moscow, 1987, 20 p. (In Russ.)
Maklakov A.G. Lichnostnyi adaptatsionnyi potentsial: ego mobili-zatsiia i prognozirovanie v ekstremal'nykh usloviiakh [Personal adaptive potential: its mobilization and forecasting in extreme conditions]. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological journal], 2001, vol. 22, № 1, pp. 16-24. (In Russ.)
Panchenko L.P. Adaptatsiia k professional'noi deiatel'nosti: ucheb. posobie [Adaptation to professional activity: studies. stipend]. Vladivostok, Mor. gos. un-t, 2006, 35 p. (In Russ.)
Postovalova G.I. O faktorakh, opredeliaiushchikh adaptatsionnuiu sposobnost' cheloveka [About factors
that determine the adaptive capacity of a person]. Psikhologicheskie i sotsial'no-psikhologicheskie osobennosti adaptatsii studentov [Psychological and socio-psychological features of adaptation of students]. Erevan, 1973, pp. 18-19. (In Russ.)
Rean A.A., Chepurnaia Iu.V, Fedoseeva A.V Psikhologicheskaia adaptatsiia i stanovlenie vypusknika vysshego uchebnogo zavedeniia v period perekhoda k professional'noi deiatel'nosti [Psychological adaptation and formation of a graduate of a higher educational institution during the transition to professional activity]. Zashchiti menia [Protect me], 2018, № 3, pp. 22-29. (In Russ.)
Savva L.I., Gaidulina N.M. Organizatsionno-pedagogicheskie uslo-viia upravleniia protsessom professional'noi adaptatsii budushchikh rabochikh v uchrezhdeniiakh NPO [Organizational and pedagogical conditions for managing the process of professional adaptation of future workers in NGO institutions]. Integratsiia obrazovaniia [Integration of education], 2011, № 1 (62), pp. 13-19. (In Russ.)
Senokosov Zh.G. Sotsial'no-psikhologicheskaia adaptatsiia molodykh soldat k voinskoi sluzhbe: avtoref. dis. . kand. psikhol. nauk [Social and psychological adaptation of young soldiers to military service: KSc thesis, summary]. Moskow,VPA, 1989, 22 p. (In Russ.)
Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psikhologiia cheloveka: Vedenie v psikhologiiu sub"ektivnosti: Uchebnoe posobie dlia vuzov [Human Psychology: Introduction to the psychology of subjectivity: a textbook for universities]. Moscow, Shkola Press, 1995, 384 p. (In Russ.)