Научная статья на тему 'Личностные факторы психологической адаптации курсантов военного вуза'

Личностные факторы психологической адаптации курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
507
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СПЕЦИФИКА ВОЕННОГО ВУЗА / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ (СУБЪЕКТИВНЫЕ) ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / SPECIFICS OF MILITARY UNIVERSITY / INDIVIDUAL-PERSONAL (SUBJECTIVE) FACTORS OF INFLUENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кротова Мария Николаевна

Успешная социально-психологическая адаптация обучающихся военного вуза рассматривается в статье в качестве необходимого условия качественной профессиональной подготовки армейских специалистов нового поколения. Автор подчеркивает, что особенности адаптации в военном вузе связаны с жестко регламентированными процессами образования и службы, с казарменным положением курсантов. Изменение условий жизни, новая обстановка приводят к ломке сложившихся привычек и перестройке стереотипа. Переживаемые неудачи способствуют снижению интереса к выбранной профессии. Автор анализирует обстоятельства, негативно влияющие на социальную и профессиональную адаптацию курсантов. Негативные явления в процессе адаптации ведут к снижению мотивации, что отрицательно сказывается на уровне профессиональной подготовки будущих офицеров. Качество подготовки молодого специалиста в вузе во многом определяет его профессиональную компетентность в рамках служебных обязанностей. Автор видит специфику обучения курсантов в единении процессов учебной деятельности и служебной, той, которая «формирует характер», профессионально значимые качества будущего командира, и выделяет ряд адаптационных периодов, связанных не столько с объективными (средовыми), сколько с субъективными (индивидуально-личностными) факторами влияния. В статье подробно анализируется влияние каждого из индивидуально-личностных факторов на успешность социально-психологической адаптации студентов военных вузов. На основе данного анализа становится очевидным: резкое изменение жизненной среды, новизна обстановки приводят к коренной ломке ранее сложившихся понятий, ценностей, привычек, к перестройке всего личностного и динамического стереотипа обучающихся военного вуза, что может привести к негативным последствиям. Следовательно, для организации оптимального процесса адаптации курсантов в работе педагогического коллектива необходимо учитывать личностные характеристики обучающихся и проводить системное повышение квалификации преподавателей в сфере психолого-педагогической компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal factors of military university cadets’ psychological adaptation

Successful social and psychological adaptation of military university students is considered as a necessary condition of high-quality professional training of new generation army specialists in the article. The author emphasizes that peculiarities of adaptation in the military university are connected with strictly regulated processes of education and service, with the barrack-type life of cadets. Changing living conditions, a new environment lead to the breaking of existing habits and restructuring of stereotypes. The experienced failures contribute to reducing interest in the chosen profession. The author analyses the circumstances that affect negatively the social and professional adaptation of cadets. Negative events in the adaptation process lead to a decrease in motivation, which has a negative impact on the level of training of future officers. The quality of training of a young specialist in a university largely determines his professional competence within the framework of his official duties. The author sees the specifics of cadet’ training in the unity of the processes of educational activity and service activity, the one that «forms the character», professionally significant qualities of the future commander, and identifies a number of adaptation periods connected not so much with objective (environmental), but with subjective (individual-personal) influence factors. The article analyzes in detail the influence of each individual-personal factors on the success of socio-psychological adaptation of students of military universities. On the basis of this analysis it becomes obvious: sharp change of the life environment, novelty of the situation lead to a fundamental break of previously established concepts, values, habits, to restructuring of the whole personal and dynamic stereotype of military university students, which can lead to negative consequences. Therefore, in order to organize the most optimal process of cadets’ adaptation in the work of the pedagogical team, it is necessary to take into account the personal characteristics of students and to carry out systematic training of teachers in the field of psychological and pedagogical competence.

Текст научной работы на тему «Личностные факторы психологической адаптации курсантов военного вуза»

DOI 10.24411/1813-145X-2019-10531

УДК 159.9

М. Н. Кротова https://orcid.org/0000-0001-7878-8529

Личностные факторы психологической адаптации курсантов военного вуза

Успешная социально-психологическая адаптация обучающихся военного вуза рассматривается в статье в качестве необходимого условия качественной профессиональной подготовки армейских специалистов нового поколения. Автор подчеркивает, что особенности адаптации в военном вузе связаны с жестко регламентированными процессами образования и службы, с казарменным положением курсантов. Изменение условий жизни, новая обстановка приводят к ломке сложившихся привычек и перестройке стереотипа. Переживаемые неудачи способствуют снижению интереса к выбранной профессии. Автор анализирует обстоятельства, негативно влияющие на социальную и профессиональную адаптацию курсантов. Негативные явления в процессе адаптации ведут к снижению мотивации, что отрицательно сказывается на уровне профессиональной подготовки будущих офицеров. Качество подготовки молодого специалиста в вузе во многом определяет его профессиональную компетентность в рамках служебных обязанностей.

Автор видит специфику обучения курсантов в единении процессов учебной деятельности и служебной, той, которая «формирует характер», профессионально значимые качества будущего командира, и выделяет ряд адаптационных периодов, связанных не столько с объективными (средовыми), сколько с субъективными (индивидуально-личностными) факторами влияния. В статье подробно анализируется влияние каждого из индивидуально-личностных факторов на успешность социально-психологической адаптации студентов военных вузов.

На основе данного анализа становится очевидным: резкое изменение жизненной среды, новизна обстановки приводят к коренной ломке ранее сложившихся понятий, ценностей, привычек, к перестройке всего личностного и динамического стереотипа обучающихся военного вуза, что может привести к негативным последствиям. Следовательно, для организации оптимального процесса адаптации курсантов в работе педагогического коллектива необходимо учитывать личностные характеристики обучающихся и проводить системное повышение квалификации преподавателей в сфере психолого-педагогической компетентности.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, специфика военного вуза, индивидуально -личностные (субъективные) факторы влияния.

M. N. Krotova

Personal factors of military university cadets' psychological adaptation

Successful social and psychological adaptation of military university students is considered as a necessary condition of high-quality professional training of new generation army specialists in the article. The author emphasizes that peculiarities of adaptation in the military university are connected with strictly regulated processes of education and service, with the barrack-type life of cadets. Changing living conditions, a new environment lead to the breaking of existing habits and restructuring of stereotypes. The experienced failures contribute to reducing interest in the chosen profession. The author analyses the circumstances that affect negatively the social and professional adaptation of cadets. Negative events in the adaptation process lead to a decrease in motivation, which has a negative impact on the level of training of future officers. The quality of training of a young specialist in a university largely determines his professional competence within the framework of his official duties.

The author sees the specifics of cadet' training in the unity of the processes of educational activity and service activity, the one that «forms the character», professionally significant qualities of the future commander, and identifies a number of adaptation periods connected not so much with objective (environmental), but with subjective (individual-personal) influence factors. The article analyzes in detail the influence of each individual-personal factors on the success of socio-psychological adaptation of students of military universities.

On the basis of this analysis it becomes obvious: sharp change of the life environment, novelty of the situation lead to a fundamental break of previously established concepts, values, habits, to restructuring of the whole personal and dynamic stereotype of military university students, which can lead to negative consequences. Therefore, in order to organize the most optimal process of cadets' adaptation in the work of the pedagogical team, it is necessary to take into account the personal characteristics of students and to carry out systematic training of teachers in the field of psychological and pedagogical competence.

© Кротова М. Н., 2019

Keywords: socio-psychological adaptation, specifics of military university, individual-personal (subjective) factors of influence.

Возрастание научного интереса к процессу подготовки высокопрофессиональных кадров в военном вузе требует глубокого анализа явления социально-психологической адаптации будущих офицеров российской армии в образовательной среде. Адаптация курсантов военного вуза представляет собой значимый фактор качественного профессионального обучения военных специалистов, владеющих техникой нового поколения.

Проблема изучения особенностей адаптации военнослужащих до сих пор является далеко не изученной. Исследования М. Г. Волковой показали, что основная часть (около 90 %) курсантов, зачисляемых на первый курс, приходят в военный вуз после окончания средней школы, практически не имея жизненного опыта. Кроме того, большинство из них не имеют должной мотивационно-профессиональной направленности [3]. Очевидно, что не столько новые, сколько жестко регламентированные условия образования, казарменное положение вызывают у значительной части курсантов трудности в адаптации при обучении в военном вузе, при этом на успешность адаптации во многом оказывают влияние личностные характеристики обучающихся. Л. Г. Дикая в своем исследовании под социально-психологической адаптивностью юношей к военной службе понимает интегративное свойство личности, являющееся условием вариативного изменения уровня и характера психической регуляции поведения и эмоционального состояния сообразно меняющейся обстановке и пролонгированной перспективной оценке динамики вхождения будущего курсанта в контекст военно-профессиональной среды, обеспечивающее эффективное взаимодействие молодого человека с другими субъектами без чрезмерного нервно-психического напряжения и внутри-личностных конфликтов [6].

Исследователи, занимающиеся изучением личности курсантов, подтверждают, что адаптация начинается еще при поступлении, когда они являются абитуриентами [14, 15].

В это время закладывается структура межличностных отношений, идет «зарабатывание авторитета», к чему многие абитуриенты еще не готовы. Например, после поступления курсанты первого курса вынуждены проживать со своими товарищами в казарме, что часто вызывает дискомфорт. Наряды также являются источником негативных эмоций. При этом возникают проблемы, связанные с нарушением сна, накоплением утомления, сонливостью. Все это происходит потому, что они

не готовы к военной службе ни физически, ни личностно, часто не имеют необходимых личностных установок, связанных с пониманием важности для будущего военного специалиста определенных специфических навыков и умений. Попадая в новые условия жизни, курсанты показывают низкий уровень знаний, даже имея хорошие оценки за курс средней школы. Очевидно, что в процессе адаптации происходит снижение познавательных интересов личности.

Резкое изменение условий жизни, новизна обстановки приводят к коренной ломке ранее сложившихся жизненных привычек, перестройке всего динамического стереотипа. Неудачи переживаются, как правило, глубоко, начинает пропадать интерес к избранной профессии. Все эти обстоятельства негативно влияют на социальную и профессиональную адаптацию курсантов и в определенной мере способствуют снижению мотивации к службе, подрывают стремление повышать свой профессиональный уровень, а иногда и желание обучаться в вузе дальше. Затягивание процесса психологической адаптации нередко обусловливает нарушение курсантами воинской дисциплины, безынициативность и равнодушие к изучаемым предметам и даже ухудшение состояния здоровья. В свою очередь, это вызывает недоброжелательное отношение к ним у сослуживцев, ведет к межличностным конфликтам и другим негативным последствиям.

Условия адаптации курсантов к обучению имеют ряд существенных отличий, по сравнению с гражданскими вузами. Именно в процессе обучения курсанта его учебная деятельность становится и служебной, той деятельностью, которая «формирует характер», профессионально значимые качества будущего командира. С первых дней нахождения в военном вузе курсанты, помимо обучения, должны выполнять профессиональные обязанности военной службы.

Особенности обучения в военном вузе в довольно полном объеме определила Т. Е. Чикина:

Специфичность знаний, навыков, умений и качеств, которые необходимо сформировать у будущих военных, обусловлена их нацеленностью на предотвращение агрессии, на борьбу с вооруженным противником.

Изучение военного дела: знание воинских уставов, занятия по оперативно-боевой подготовке (тактика, военная топография и т. д.), - служебная обязанность военных.

Обучение военнослужащих проводится неотрывно от выполнения служебных обязанностей, в условиях постоянной боевой готовности.

Подготовка военнослужащих имеет ярко выраженную практическую направленность. В связи с этим учебный отдел планирует для курсантов выезды в полевые учебные центры.

Овладение воинским мастерством проводится с использованием реальной боевой техники и вооружения, что вызывает у курсантов большие психологические и физические трудности.

Процесс обучения осуществляется в рамках уставной организации, направляется командиром-единоначальником, детально и жестко регламентируется требованиями руководящих документов, которые определяют принципиальный подход к содержанию, организации и методике воинского обучения и воспитания [19].

Выявленные Т. Е. Чикиной особенности, безусловно, правомерны, но при этом следует заметить, что одновременное использование индивидуальных и коллективных форм обучения характерно не только для военного вуза.

Жестко регламентированные жизнедеятельность и процесс обучения вызывают у курсантов кризис, связанный с трудностями привыкания к новым требованиям. У молодых людей появляется чувство тревожности, неуверенности в своих силах, сомнение в правильности выбора профессии. Как показывают наблюдения, именно на первом курсе отчисляется наибольшее количество курсантов, и возникновение подобной кризисной ситуации связано именно с процессом социально-психологической адаптации.

В процессе адаптации к условиям военной службы можно выделить несколько периодов [11, 12].

Во время подготовительного периода курсанту присуще состояние неопределенности, он не знает, что его ожидает в незнакомой среде. Этот этап сопровождается изменением жизненных стереотипов, формированием нового взгляда на учебу и взаимоотношения с окружающими.

Начало процесса адаптации характеризуется стартовым напряжением. Идет мобилизация внутренних ресурсов человека с целью организации нового уровня психической деятельности в измененных условиях существования.

Психические реакции входа связаны с острым ощущением влияния новых условий существования, как географических, так и социальных.

Острые психические реакции выхода обусловлены заменой старых стереотипов поведения на новые, выработанные с учетом других условий существования.

Сегодня нами определено, что длительность процесса социально-психологической адаптации индивидуальна и занимает от двух-трех месяцев до года [12]. Тем не менее это достаточный срок, чтобы командиры, воспитатели и преподаватели могли помочь курсанту ускорить и облегчить этапы переживания адаптации.

Профессиональная адаптация курсантов требует отдельного рассмотрения. Мы разделяем позицию С. А. Голобородько, который под этим процессом понимает не только приспособление к условиям военного вуза как специфической профессиональной среде, но и освоение в ходе учебно-воспитательного процесса системы ролей и форм деятельности, отражающих содержание избранной военной профессии [4].

Обозначенные проблемы подчеркивают актуальность обширного и глубокого изучения адаптации курсантов к обучению в военном вузе с учетом специфики подобного учебного заведения и избранной военной специальности.

Важно отметить, что от адаптации военнослужащего к условиям воинской деятельности зависят ее успешность, психические состояния, определяющие адекватное поведение, внутренний психологический комфорт, оптимальное взаимодействие с окружающей средой, и вся система социальных связей личности в условиях службы. Устойчивая адаптация к новым и сложным условиям выступает гарантией благополучного прохождения воинской службы. Именно поэтому возникает необходимость в своевременном прогнозе и психолого-педагогическом обеспечении оптимальных возможностей и условий благоприятной адаптации военнослужащих.

В процессе социально-психологической адаптации к воинской службе происходит снижение уровня тревожности личности и изменение характера поведения в стрессовых ситуациях, повышение толерантности участников и способности к адекватной оценке критических ситуаций, развитие умения находить наиболее удачные пути разрешения сложной или конфликтной ситуации, выстраиваются взаимоотношения.

По мнению Л. Н. Ожиговой, в практических разработках и исследованиях проблем адаптации личности в процессе профессионального становления все чаще выделяют ведущую роль самой личности, ее самосознания и ценностно-смысловых ориентиров [17].

Изменение характеристик личности, происходящее в ходе адаптации к военной службе, является основным фактором принятия армейских норм поведения. Алгоритм процесса адаптации в основном рассматривается как освоение этих норм и

«вживание» в уже сформированные условия. Вместе с тем специфика служебно-боевой деятельности характеризуется высокой динамичностью и нестабильностью условий, в которых она протекает. Научные исследования не в полной мере раскрывают психофизиологические и психологические особенности адаптации к экстремальным условиям деятельности военных и условиям освоения воинской специальности. Специфичность этапов адаптации военнослужащих и возможность прогнозирования эффективности адаптации на каждом из них недостаточно взаимосвязаны.

Осмысливая понимание термина «адаптация» в контексте военного образования и основываясь на работах военных психологов, таких как Ю. П. Зинченко, П. А. Корчемный, А. Г. Караяни, И. В. Cыромятников, А. С. Колюжный и др., мы пришли к выводу, что в контекст этого термина входят следующие компоненты:

— адаптация непосредственно к учебе, которая характеризуется как текущим (экспертная оценка успешности и текущая успеваемость), так и итоговым контролем успешности в учебной деятельности (успешностью сессии, количеством задолженностей и т. д.);

— адаптация к специфической среде военного вуза: адаптация к исполнению служебных обязанностей, к служебной деятельности (готовность к подчинению, соблюдению распорядка дня и воинской дисциплины, наличие поощрений и взысканий за несение службы в карауле или исполнение служебных обязанностей в наряде, хорошие или удовлетворительные взаимоотношения с командирами); адаптация в воинском коллективе (выстраивание эффективного общения, определение позиции в учебной группе, участие (или неучастие) в конфликтах, стиль поведения в конфликтной ситуации).

Отметим, что своеобразие взаимосвязанных этапов адаптации, в процессе которых происходит социально-психологическое становление курсанта, обусловлено не столько последовательностью овладения учебным материалом, сколько динамикой интеграции в новую для него среду с усвоением существующих в ней норм и требований. Успешность адаптации курсантов на каждом следующем этапе обучения будет определяться прежде всего перестройкой структуры психологических факторов, ее обусловливающих.

Факторы, влияющие на успешность протекания адаптационных процессов в вузе, условно можно разделить на две группы:

— объективные (средовые);

— субъективные (индивидуально-

личностные).

В качестве объективных, то есть не зависящих от конкретной личности, выступают следующие факторы: учебная программа по подготовке к выполнению служебных и специальных обязанностей, жилищные, бытовые условия, условия отдыха и досуга, обеспечение денежным и материальным довольствием.

В качестве субъективных факторов, то есть факторов, зависящих от каждого конкретного курсанта, можно назвать биографические особенности, среду, методы и технологии воспитательной работы, уровень подготовки к обучению в вузе; состав семьи, уровень образования родителей, последнее учебное заведение (служба в войсках, работа), возраст, мотивацию обучения, степень расхождения реальных и идеальных (до поступления) представлений об обучении, психологические особенности; уровень притязания и самооценку, уровень специальных и общих особенностей, коммуникативные и общие адаптивные способности, ценностные ориентации, направленность личности, наличие определенных личностных черт. В какой же мере указанные группы факторов оказывают влияние на развитие адаптационных процессов?

Безусловно, процесс адаптации касается всех сфер жизни курсанта. Кратко проанализированный в статье процесс социально-психологической адаптации курсантов военного вуза позволяет сделать вывод, что на него влияют обе группы факторов: социальные (объективные) и индивидуально-личностные (субъективные). Но мы остановим наше внимание на индивидуально-личностных факторах воздействия, поскольку на их основе строится система включения курсантов в новые виды деятельности и новый круг отношений. Данные факторы во многом обусловливают ход адаптационного процесса и его успешность. К ним можно отнести индивидуальные типологические особенности личности, уровень интеллектуального развития, особенности мотивационной сферы, индивидуальный стиль деятельности, социальную роль личности и способность к развитию социально значимых качеств, ценностные ориентиры, профессионально важные качества и профессиональную ментальность.

Индивидуальные типологические особенности личности связаны с наличием некоторых психофизиологических свойств нервной системы, которые влияют как на успешность учебы в вузе, так и на овладение будущей специальностью в зависимости от профессиональной направленности вуза.

К данным свойствам личности относятся особенности темперамента, генетические предпосылки адаптационных возможностей, пол, нервно-психическое напряжение, психическое здоровье, задатки.

Особенности темперамента выражаются посредством индивидуального, формально-динамического способа поведения. Изучив направленность, динамику эмоционального состояния курсантов-первокурсников, мы определили, что:

— лица со слабой нервной системой более тревожны, проявляют неуверенность в себе, характеризуются сниженной самооценкой, но большей направленностью на выполнение задания и взаимные действия;

— лица с сильной нервной системой характеризуются повышенной самооценкой, большей направленностью на себя, уверенностью в себе, менее тревожны. У них преобладает стремление к личному престижу, первенству, к удовлетворению своих домогательств; отмечается большая стрессоустойчивость. Очевидно, что адаптация курсантов с разным типом темперамента происходит по-разному, но в армейских условиях успеха прежде всего добиваются лица с сильной нервной системой.

С. М. Чарухилова заметила, что генетические предпосылки адаптационных возможностей влияют на нейропсихологические и психологические качества личности, которым и принадлежит ведущая роль в решении проблем профессиональной адаптации [18].

По мнению целого ряда исследователей, сущность и длительность процесса социально-психологической адаптации зависит от половой принадлежности. Многими учеными определено, что в процессе адаптации женщины значительно выше оценивают важность благосклонности, а мужчины - важность популярности [11, 16].

Активность человека гибко изменяется в соответствии с изменениями в окружающей среде, значит, системной реакцией адаптации выступает психическое состояние. Нервно-психическое напряжение (НПН) является фактором высокоэффективной деятельности и сохранения нервно-психического здоровья человека. В. И. Натаров, Т. А. Немчин [15] выделили 3 варианта поведения личности в состоянии нервно-психического напряжения: детензивное, интенсивное и экстенсивное. Детензивное напряжение не сопровождается существенными изменениями в психической деятельности и характеризуется заниженной оценкой субъектом сложности ситуации или от-

сутствием мотивации к деятельности и достижению цели, что свидетельствует о слабой включенности субъекта в объективно сложную ситуацию. Интенсивное нервно-психическое напряжение сопряжено с повышением уровня информационно-энергетических процессов личности: ярко выражены мотивация к достижению цели, заинтересованность делом, адекватна оценка ситуации и трудностей в достижении цели. Экстенсивное НПН сопровождается психическим дискомфортом, стремлением достичь цели без определения конкретных способов ее достижения.

Группа ученых [18, 10, 2] обнаружила относительно универсальную закономерность: чем сильнее человек ориентирован на внутренние стремления в противовес внешним, тем выше у него показатели психического здоровья.

Н. А. Аминов, исследуя психофизиологические предпосылки педагогических способностей, выявил зависимость скорости и успешности формирования коммуникативных умений и навыков самоконтроля от психического здоровья со слабостью и лабильностью нервной систем [1].

Безусловно, индивидуально-личностным фактором, в высокой степени воздействующим на ход адаптации, является интеллектуальное развитие личности. В. А. Якунин отмечает, что для успешной учебы в вузе необходим достаточно высокий уровень интеллектуального развития, в частности уровень восприятия, представления, памяти, мышления, широта познавательных интересов, уровень владения определенным кругом логических операций и т. д. [20].

Особенное внимание стоит обратить на способность к прогнозированию, которая наиболее востребована в профессиях сферы «человек-человек», к чему относится и военная служба. Именно от этой способности зависят поведение и социальная ориентация курсанта в период адаптации. Но при этом следует учитывать, что у курсантов с высоким уровнем интеллекта, как отмечается исследователями, процесс адаптации протекает более сложно. У них наличествуют трудности, связанные с самоорганизацией, чаще наблюдаются эмоциональная нестабильность, возникновение дидактичного барьера и даже дезадаптация.

Сильное влияние на адаптационный процесс в военном вузе оказывают личностные особенности мотивационной сферы, и прежде всего - учебная и профессиональная мотивации.

Эффективность формирования личности будущего офицера может различаться в зависимости от его учебной и профессиональной мотивации. В результате проведенного исследования

Р. Р Бибрих и И. А. Васильев пришли к выводу, что «в процессе адаптации к вузу происходит не простое приспособление старой структуры учебных мотивов и системы целей к новым требованиям, но их коренная перестройка» [2]. Структура целей в начальный период адаптации дестабилизируется, в процессе перестройки находится и структура мотивов.

На наш взгляд, важно подчеркнуть, что анализ динамики учебной мотивации позволил установить: она обычно снижается от курса к курсу. Ведущее место занимают профессиональные мотивы, мотивы социальной идентификации и утилитарные. Важно отметить, что на старших курсах отношение к профессии напрямую влияет на эффективность учебной деятельности. Таким образом, профессиональные мотивы, отношение к избранной профессии активно воздействуют на ход и результат процесса адаптации в обучении.

По данным проведенного нами исследования, профессиональный интерес как индивидуально-личностный фактор влияния на процесс адаптации постепенно угасает: приблизительно 91,7 % первокурсников довольны выбором профессии, ко 2 курсу удовлетворенность падает до 69,2 %. Разочарование в профессии объясняется тем, что курсанты первого курса не имеют достаточно полного представления о своей профессии [11], идеализируют ее. Как нам кажется, особенно это касается военных специальностей, поскольку информация о них достаточно закрыта. Тем более, что в военном вузе для поддержания интереса к избранной профессии (а значит, - для успешной адаптации) преподавательский состав недостаточно учитывает эмоциональный, моти-вационный, интеллектуальный и волевой компоненты личности.

Смена индивидуального стиля, особенно у первокурсников военного вуза, связана с резким изменением условий осуществления учебной деятельности и образа жизни в целом. Все изменения вызывают психическое напряжение курсантов и в конце концов отражаются на адаптации личности. Очевидно, чем быстрее первокурсник найдет свой индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, в достаточной степени соответствующий армейским нормам, тем легче будет осуществляться процесс адаптации не только к новой образовательной ситуации, но и к дальнейшей профессиональной деятельности.

Личностные изменения, формирование новых социально значимых качеств обычно связаны с перестройкой ценностной системы [10]. Изменения системы ценностей обусловливают становление профессиональной ментальности и професси-

онально-важных качеств. От того, какие ценностные ориентиры будут избраны, зависит следующая форма психологической регуляции.

Типичная для студентов система доминирующих ценностей: любовь и семья, верные друзья, интересная работа, здоровье, социальная активность, возможность творчества, как показывает ряд исследований, характерна и для курсантов военных вузов, но развитие профессиональных ценностно-смысловых основ деятельности в силу специфики армейской службы для них является особенно значимым.

Профессионально важные качества - это качества личности, которые, как подчеркивает Е. Ф. Зеер, «определяют производительность деятельности» [8]. Каждая военная профессия имеет свой состав профессионально важных качеств, но можно выделить качества, которые «эксплуатируются» в ряде сложных профессий или в большой группе разнопрофильных профессий» [7]. Их называют экстрафункциональными или ключевыми профессиональными качествами. Для военной службы, относящейся к системе «человек - человек», большое значение имеют социальные экстрафункциональные качества: коммуникативные способности, рефлексия, готовность к принятию нестандартных решений, ко взаимодействию, к работе в коллективе и так далее.

Следовательно, формирование профессионально важных качеств может способствовать самораскрытию личности в процессе адаптации и обусловливать активный характер процесса. В этом случае процесс адаптации к вузу будет принадлежать к позитивному типу.

Важную роль в развитии адаптационных процессов играет ментальность, которую П. С. Гуревич определяет как социально-психологические установки, способы восприятия, манеру чувствовать и думать [5]. Д. Б. Оборина понимает ее как комплекс глубинных, часто неосознанных и нерефлексивных личностных особенностей, определяющих выбор того или иного способа поведения [16]. Развивая данную мысль на основе многолетних наблюдений в среде курсантов, мы можем утверждать, что ментальность обусловливает выбор способа поведения как в повседневных жизненных ситуациях, так и в профессиональной деятельности, что, безусловно, влияет на успешность и скорость процесса адаптации личности в военном вузе.

В военном вузе особо важным индивидуально-личностным фактором процесса адаптации является готовность личности к общению и восприятию влияния коллектива. Курсанты не только

учатся, но и живут в коллективе. С. Б. Каверин обнаружил три степени готовности к коллективным влияниям: безоговорочное принятие создаваемых в коллективе отношений; частичное «принятие условий» коллектива (например, в учебной деятельности «принимаю», а в сфере быта «остаюсь» одиночкой); неприятие коллективистской направленности ни в одном виде деятельности. Очевидно, что степень готовности личности к восприятию ценностей коллектива также влияет на длительность адаптационного периода [9].

Осмысление в статье степени воздействия индивидуально-личностных факторов на процесс социально-психологической адаптации курсантов позволяет сделать вывод о необходимости учитывать данные субъективные факторы в работе педагогического коллектива с обучающимися и проводить системное повышение квалификации преподавателей военного вуза в сфере психолого-педагогической компетентности.

Библиографический список

1. Аминов, Н. А. Изучение индивидуальных различий в предрасположенности к состоянию тревоги в концепции двух сигнальных систем [Текст] / Н. А. Аминов, В. Н. Азаров // Проблемы дифференциальной психофизиологии: научное издание. Т. Х. -М. : Педагогика, 1981. - С. 98-112.

2. Бибрих, М. Р. Особенности мотивации и целе-образование в учебной деятельности студентов младших курсов [Текст] / М. Р. Бибрих, И. А. Васильев // Вестник МГУ. Серия 14. - Психология, 1987. - № 2. -С. 20-30.

3. Волкова, М. Г. Методическая система обучения курсантов на основе учета их когнитивных стилей [Текст] / М. Г. Волкова // Военная мысль. - 2011. -№ 9. - С. 23-30.

4. Голобородько, С. А. Организация морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности подразделений ВВ МВД России [Текст] / С. А. Голобородько. - СПб. : С-Петербургский военный институт, 2002. - 16 с.

5. Гуревич, П. С. Психология [Текст] / П. С. Гуревич. - М. : Юнити, 2005. - 320 с.

6. Дикая, Л. Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований [Текст] / Л. Г. Дикая // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. - М. : Институт психологии РАН, 2007. -С. 17-42.

7. Зеер, Е. Ф. Кризисы профессионального становления личности [Текст] / Е. Ф. Зеер, Е. Е. Сыманюк // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. - № 6. -С. 35-44.

8. Зеер, Е. Ф. Психология профессий : учебное пособие [Текст] / Е. Ф. Зеер. - М. : Академический проект; Фонд «Мир», 2005. - 336 с.

9. Каверин, С. Б. Мотивация труда [Текст] : монография / С. Б. Каверин. - М. : ИП РАН, 1998. - 224 с.

10. Коряковцева, О. А., Бугайчук, Т. В. Социально-политические и психологические основы работы с молодежью [Текст] : учебное пособие / О. А. Коряковцева, Т. В. Бугайчук. - Ярославль : РИО ЯГПУ 2013. - 103 с.

11. Кротова, М. Н. Адаптированность как психическое свойство и методика ее диагностики у курсантов военных вузов [Текст] / М. Н. Кротова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. -2015.- Выпуск № 4. - Том 21. - С. 91-95.

12. Кротова, М. Н. Диагностика адаптации курсантов к обучению в военном вузе [Текст] / М. Н. Кротова // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Ч. I : материалы VII Международной научно-практической конференции 20-22 октября 2015 г. г. Ярославль / под. ред. проф. Ю. П. Поваренкова. - Ярославль : Издательство ООО «Агентство Литера», 2015. - С. 198-202.

13. Кукленкова, Ю. А. Женщины и армия: специфика адаптации [Текст] / Ю. А. Кукленкова // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2013. - № 7-4-1. - С. 52-53.

14. Куликов, А. Ю. Психолого-педагогические проблемы работы офицера по укреплению воинской дисциплины [Текст] / А. Ю. Куликов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2010. -Т. 16. - № 2. - С. 205-209.

15. Натаров, В. И. Психологическая помощь студентам в санатории-профилактории вузов [Текст] /

B. И. Натаров, Т. А Немчин // Психологические обеспечение психического и физического здоровья человека : тез. докл. к VII съезду Общества психологов СССР. - М., 1989. - С. 125-126.

16. Оборина, Д. Б. Стиль общения в системе установок педагога и его формирование в процессе обучения и воспитания будущих учителей [Текст] / Д. Б. Оборина // Системное исследование индивидуальности. - Пермь, 1991. - С. 109-110.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Ожигова, Л. Н. Кризис гендерной идентичности личности военного летчика: офицер как настоящий мужчина или настоящий мужчина как офицер? [Текст] / Л. Н. Ожигова // Личность курсанта: психологические особенности бытия : материалы Международной научной конференции. - Краснодар : Изд-во КВВАУЛ, 2012. - С. 129-134.

18. Чарухилова, С. М. Психогенетический подход к профессиональному отбору [Текст] /

C. М. Чарухилова // Психологический журнал. -1995. - № 5. - С. 24-31.

19. Чикина, Т. Е. Адаптивное обучение первокурсников [Электронный ресурс] / Т. Е. Чикина. -иИЬ: http://vovr.ru/upload/6-09.pdf.

20. Якунин, В. А. Педагогическая психология [Текст] : учебное пособие / В. А. Якунин. - СПб. : Питер, 1998. - 402 с.

Reference List

1. Aminov, N. A. Izuchenie individual'nyh razlichij v predraspolozhennosti k sostojaniju trevogi v koncepcii dvuh signal'nyh sistem = Study of individual differences in alarm predisposition in the concept of two signalings [Tekst] / N. A. Aminov, V. N. Azarov // Problemy differ-encial'noj psihofiziologii: nauchnoe izdanie. T. H. - M. : Pedagogika, 1981. - S. 98-112.

2. Bibrih, M. R. Osobennosti motivacii i celeobra-zovanie v uchebnoj dejatel'nosti studentov mladshih kur-sov = Peculiarities of motivation and targeting in educational activities of junior students [Tekst] / M. R. Bibrih, I. A. Vasil'ev // Vestnik MGU. Serija 14. - Psihologija, 1987. - № 2. - S. 20-30.

3. Volkova, M. G. Metodicheskaja sistema obuchenija kursantov na osnove ucheta ih kognitivnyh stilej = Methodological system of cadets training on the basis of taking into account their cognitive styles [Tekst] / M. G. Volkova // Voennaja mysl'. - 2011. - № 9. -S. 23-30.

4. Goloborod'ko, S. A. Organizacija moral'no-psihologicheskogo obespechenija sluzhebno-boevoj deja-tel'nosti podrazdelenij VV MVD Rossii = Organization of moral and psychological support for service and combat activities of units of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation [Tekst] / S. A. Goloborod'ko. - SPb. : S-Peterburgskij voennyj institut, 2002. - 16 s.

5. Gurevich, P. S. Psihologija = Psychology [Tekst] / P. S. Gurevich. - M. : Juniti, 2005. - 320 s.

6. Dikaja, L. G. Adaptacija: metodologicheskie problemy i osnovnye napravlenija issledovanij = Adaptation: methodological problems and main areas of research [Tekst] / L. G. Dikaja // Psihologija adaptacii i social'naja sreda: sovremennye podhody, problemy, perspektivy. -M. : Institut psihologii RAN, 2007. - S. 17-42.

7. Zeer, E. F. Krizisy professional'nogo stanovlenija lichnosti = Crises of professional personality formation [Tekst] / E. F. Zeer, E. E. Symanjuk // Psihologicheskij zhurnal. - 1997. - T. 18. - № 6. - S. 35-44.

8. Zeer, E. F. Psihologija professij : uchebnoe posobie = Profession psychology: a manual [Tekst] / E. F. Zeer. - M. : Akademicheskij proekt; Fond «Mir», 2005. - 336 s.

9. Kaverin, S. B. Motivacija truda = Motivation of work [Tekst] : monografija / S. B. Kaverin. - M. : IP RAN, 1998. - 224 s.

10. Koijakovceva, O. A., Bugajchuk, T. V Social'no-politicheskie i psihologicheskie osnovy raboty s mo-lodezh'ju: uchebnoe posobie = Socio-political and psychological framework for work with the youth: training manual [Tekst] / O. A. Korjakovceva, T. V Bugajchuk. -Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2013. - 103 s.

11. Krotova, M. N. Adaptirovannost' kak psihicheskoe svojstvo i metodika ee diagnostiki u kursan-tov voennyh vuzov = Adaptation as a mental property and method of its diagnosis of military university cadets [Tekst] / M. N. Krotova // Vestnik Kostromskogo gosu-darstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Serija: Pedagogika. Psihologija. Social'naja rabota. Juvenologija.

Sociokinetika. - 2015. - typusk № 4. - Tom 21. -S. 91-95.

12. Krotova, M. N. Diagnostika adaptacii kursantov k obucheniju v voennom vuze = Diagnostics of cadets' adaptation to training in military university [Tekst] / M. N. Krotova // Sistemogenez uchebnoj i profession-al'noj dejatel'nosti. Ch. I : materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 20-22 oktjabrja 2015 g. g. Jaroslavl' / pod. red. prof. Ju. P. Povarenkova. - Jaroslavl' : Izdatel'stvo OOO «Agentstvo Litera», 2015. -S. 198-202.

13. Kuklenkova, Ju. A. Zhenshhiny i armija: specifi-ka adaptacii = Women and the army: specifics of adaptation [Tekst] / Ju. A. Kuklenkova // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i social'no-jekonomicheskih nauk. -2013. - № 7-4-1. - S. 52-53.

14. Kulikov, A. Ju. Psihologo-pedagogicheskie problemy raboty oficera po ukrepleniju voinskoj discipliny = Psychological and pedagogical problems of the work of the officer to strengthen military discipline [Tekst] / A. Ju. Kulikov // Vestnik Kostromskogo gosudarstven-nogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika. - 2010. - T. 16. - № 2. - S. 205-209.

15. Natarov, V I. Psihologicheskaja pomoshh' stu-dentam v sanatorii-profilaktorii vuzov = Psychological assistance to students in university sanatorium-preventoriums [Tekst] / V I. Natarov, T. A Nemchin // Psihologicheskie obespechenie psihicheskogo i fizi-cheskogo zdorov'ja cheloveka : tez. dokl. k VII s#ezdu Obshhestva psihologov SSSR. - M., 1989. - S. 125-126.

16. Oborina, D. B. Stil' obshhenija v sisteme ustano-vok pedagoga i ego formirovanie v processe obuchenija i vospitanija budushhih uchitelej = Communication style in the teacher 's system and its formation in the process of teaching and education of future teachers [Tekst] / D. B. Oborina // Sistemnoe issledovanie individual'nos-ti. - Perm', 1991. - S. 109-110.

17. Ozhigova, L. N. Krizis gendernoj identichnosti lichnosti voennogo letchika: oficer kak nastojashhij mu-zhchina ili nastojashhij muzhchina kak oficer? = The gender identity crisis of a military pilot: an officer as a real man or a real man as an officer? [Tekst] / L. N. Ozhigova // Lichnost' kursanta: psihologicheskie osobennosti bytija : materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. - Krasnodar : Izd-vo KVVAUL, 2012. -S. 129-134.

18. Charuhilova, S. M. Psihogeneticheskij podhod k professional'nomu otboru = Psychogenetic approach to professional selection [Tekst] / S. M. Charuhilova // Psi-hologicheskij zhurnal. - 1995. - № 5. - S. 24-31.

19. Chikina, T. E. Adaptivnoe obuchenie pervo-kursnikov = Adaptive training of first-year students [Jel-ektronnyj resurs] / T. E. Chikina. - URL: http ://vovr. ru/upload/6-09.pdf.

20. Jakunin, V. A. Pedagogicheskaja psihologija = Pedagogical psychology [Tekst] : uchebnoe posobie / V. A. Jakunin. - SPb. : Piter, 1998. - 402 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.