Научная статья на тему 'Структурные компоненты профессиональной адаптации молодых офицеров: содержательная характеристика'

Структурные компоненты профессиональной адаптации молодых офицеров: содержательная характеристика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
700
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ВЫПУСКНИК / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОФИЦЕР / PROFESSIONAL ADAPTATION / GRADUATE / YOUNG SPECIALIST / PROFESSIONAL ACTIVITY / OFFICER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахаров С. Ю.

В условиях сложившейся международной обстановки модернизация российской армии продолжает набирать обороты, принимаются новые образцы вооружения, совершенствуется инфраструктура армии и флота, особое внимание уделяется качеству подготовки офицерского корпуса. Все эти мероприятия направлены на повышение боевой готовности Вооружённых сил России. В настоящее время в связи с сокращением военных кафедр в гражданских вузах основным источником офицерских кадров для Вооруженных сил Российской Федерации стали высшие военные учебные заведения, которые осуществляют подготовку высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям. Однако на основе поступающих из войск отзывов о результатах профессиональной деятельности и качестве подготовки офицеров можно прийти к выводу, что молодые офицеры при освоении первичной должности сталкивают с рядом серьезных проблем. Это, прежде всего, проблемы профессиональной адаптации, ведь от ее успешности зависят качество выполнения офицерами своих профессиональных обязанностей и обороноспособность государства в целом. В статье рассматривается проблема профессиональной адаптации молодых офицеров. На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнено понятие профессиональной адаптации, а также выделены и охарактеризованы структурные компоненты адаптации молодых офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL COMPONENTS OF NEW OFFICERS’ PROFESSIONAL ADAPTATION: INFORMATIVE CHARACTERISTIC

In the current international situation Russian army’s modernization continues to grow, the new weapons are introduced, the infrastructure of army and fleet is improved, the special attention is paid to quality of officers’ training; all these actions are aimed at rising combat efficiency of Russian military forces. Today taking into account the reduction of military departments at civil universities, the basic sources of officers is higher military educational institutions which train high-skilled specialists who meet all modern requirements. However, on the base of feedback from the military forces concerning processional activity and quality of officers’ training, the author comes to conclusion that new officers meet a set of problems during mastering initial duties. First of all it is professional adaptation, because it influences on quality of professional duties and the state defense. The paper considers the problem of professional adaptation of new officers. On the base of psychological and pedagogical literature’s analysis the paper specifies the notion of professional adaptation and also separates out and characterizes structural components of new officers’ adaptation.

Текст научной работы на тему «Структурные компоненты профессиональной адаптации молодых офицеров: содержательная характеристика»

С.Ю. Сахаров, науч. сотрудник, Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, г. Воронеж, Россия, [email protected]

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ОФИЦЕРОВ: СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

В условиях сложившейся международной обстановки модернизация российской армии продолжает набирать обороты, принимаются новые образцы вооружения, совершенствуется инфраструктура армии и флота, особое внимание уделяется качеству подготовки офицерского корпуса. Все эти мероприятия направлены на повышение боевой готовности Вооружённых сил России. В настоящее время в связи с сокращением военных кафедр в гражданских вузах основным источником офицерских кадров для Вооруженных сил Российской Федерации стали высшие военные учебные заведения, которые осуществляют подготовку высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям. Однако на основе поступающих из войск отзывов о результатах профессиональной деятельности и качестве подготовки офицеров можно прийти к выводу, что молодые офицеры при освоении первичной должности сталкивают с рядом серьезных проблем. Это, прежде всего, проблемы профессиональной адаптации, ведь от ее успешности зависят качество выполнения офицерами своих профессиональных обязанностей и обороноспособность государства в целом. В статье рассматривается проблема профессиональной адаптации молодых офицеров. На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнено понятие профессиональной адаптации, а также выделены и охарактеризованы структурные компоненты адаптации молодых офицеров.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, выпускник, молодой специалист, профессиональная деятельность, офицер.

Современное состояние Вооруженных сил России, а также положительная динамика их развития актуализируют проблему подготовки высококвалифицированных военных специалистов, отвечающих современным требованиям и готовых в кратчайшие сроки приступить к выполнению ставящихся перед ними задач. Возрастание роли и значения исследования профессиональной адаптации связано с необходимостью разрешения острейших проблем в становлении и последующей практической деятельности офицеров в современных условиях.

Понятие «профессиональная адаптация» получило широкое распространение в научной литературе. В «Словаре-справоч-

нике по педагогике» находим следующее определение понятия «профессиональная адаптация»: процесс приспособления (привыкания) человека к содержанию, условиям, организации, режиму труда и к коллек-тиву.1

Проблема адаптации рассматривалась и в военной педагогике. Ученые изучали разные стороны адаптационного процесса: взаимоотношения офицеров, военно-профессиональную направленность, мотиваци-онную готовность, профессиональное становление, формирование профессионально важных качеств.

По утверждению И.В. Диденко, адаптация к армии - это процесс, обеспечива-

т

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ющий военнослужащим вживание в ар- В исследованиях М.С. Полянского

мейский коллектив, приобщение к про- и Ф.Д. Рассказова указано, что профессио-

фессиональной деятельности, к условиям, нальная деятельность офицера представ-

обязанностям службы, обуславливающий ляет собой целенаправленную активность,

успешность деятельности человека в пределах существующих в армии условий, требований и норм без ущерба для физического и психического здоровья.2

Опираясь на вышеизложенное, можно определить, что профессиональная адаптация молодых офицеров -это вхождение выпускника военного вуза в профессиональную среду в процессе психологического и физического приспособления к условиям профессиональной деятельности, освоение нового социального статуса, включение в сложившуюся систему взаимоотношений в коллективе и приобретение твердых практических военно-профессиональных навыков и умений.

Профессиональная адаптация заключается в освоении специалистом своей профессии, ее особенностей и специфики, а также в приобретении уверенных практических навыков и умений, необходимых для качественного и эффективного выполнения своих профессиональных обязанно-стей.3 Хотелось бы отметить точку зрения И.Ю. Аскарина, который считает, что сложность профессиональ- -ной адаптации зависит от влияния профессиональной среды, индиви-дуально-психологических свойств личности, разнообразия деятельности и интереса к ней.4 Такого же мнения придерживается и И. А. Ми-лославов, утверждая, что профессиональная адаптация - сложный процесс, зависящий

Профессиональная адаптация молодых офицеров - это вхождение выпускника военного вуза в профессиональную среду в процессе психологического и физического приспособления к условиям профессиональной деятельности.

Привыкание к новым психофизиологическим нагрузкам обусловлено также необходимостью соблюдения регламента служебного времени, который кардинально отличается от привычного «курсантского», новым режимом питания, отдыха, выполнением новых должностных обязанностей и специальных задач, несением службы в новых видах нарядов.

процесс реализации им конкретных функций и должностных обязанностей. Профессиональная деятельность вырабатывает у офицера навыки и умения жить в коллективе, подчинять личные интересы и желания общественным.6 Исходя из определения профессиональной адаптации и анализа особенностей профессиональной деятельности офицеров Вооруженных сил, мы выделили структурные компоненты профессиональной адаптации молодых офицеров.

Когнитивный компонент адаптации отражает уровень теоретических знаний, обеспечивающих эффективное выполнение обязанностей в соответствии с занимаемой должностью. Молодой офицер должен уяснить специфику службы в конкретном подразделении, четко понимать цели и задачи этого подразделения в системе Вооруженных сил. Выполнение новых военно-профессиональных задач связано с необходимостью уделять время самообразованию и расширению кругозора в военном деле. Военному специалисту предстоит изучение основ педагогики и психологии, а также руководящих документов, знание ко -торых поможет офицеру принимать правильные решения и будет способствовать эффективному обучению и воспитанию подчиненных.

Практический компонент сводится к приобретению молодым офицером уверенных военно-профессиональных

от многих факторов, как от внутренних ка- навыков и умений. В процессе профессио-

честв личности, так и от тех, кто окружает нальной адаптации и становления в первич-

человека в первые годы его профессиональ- ной должности молодому офицеру на основе

ной деятельности.5 теоретических знаний о конструкции и пра-

вилах эксплуатации вооружения, военной и специальной техники, полученных в процессе обучения в вузе, необходимо приобрести твердые, уверенные практические навыки и умения ее эксплуатации. Научиться на высоком методическом уровне проводить занятия по совершенствованию военно-профессиональной подготовки своего личного состава, а также правильно и грамотно организовывать воспитательную и культурно-до-суговую работу - одна из приоритетных задач для выпускника военного вуза в процессе профессиональной адаптации. Офицеру необходимо приобрести навыки планирования своей деятельности, анализа поставленных перед ним задач, научиться самостоятельно и оперативно принимать решения для их выполнения.

Психофизиологический компонент профессиональной адаптации заключается в приспособлении молодого офицера к новым физическим и психологическим нагрузкам, обусловленным прибытием офицера к новому месту службы и освоением первичной офицерской должности. После окончания военного учебного заведения выпускники распределяются для дальнейшего

прохождения службы в разные регионы нашей страны, имеющие свои климатические особенности, которые не всегда являются благоприятными, комфортными для проживания и привычными для молодого офицера. А значит, для адаптации к новому месту службы требуется физическое и психическое напряжение. Привыкание к новым психофизиологическим нагрузкам обусловлено также необходимостью соблюдения регламента служебного времени, который кардинально отличается от привычного «курсантского», новым режимом питания, отдыха, выполнением новых должностных обязанностей и специальных задач, несением службы в новых видах нарядов.

Социально-психологический компонент сводится к освоению выпускником военного вуза нового социального статуса и включению его в систему взаимоотношений внутри воинского коллектива. В период становления в первичной должности происходят ознакомление с традициями офицерского корпуса и их усвоение, привыкание к требованиям и стилю руководства новых командиров и начальников. Молодой офицер, попадая в абсолютно незнакомый коллектив, начи-

нает постепенно выстраивать взаимоотношения не только в офицерском кругу, но и с подчинёнными.

Социально-бытовой компонент включает усвоение и привыкание к особенностям социально-бытовых условий места прохождения службы, решение проблем, связанных с благоустройством жилья, возможными трудностями устройства супруги на работу и детей в школу или садик, а также вопросов, связанных с проведением неслужебного времени. Молодому офицеру необходимо уяснить специфику выплаты денежного довольствия и выплат стимулирующего характера (надбавки, премии), а также научиться правильно и рационально их использовать для удовлетворения своих повседневных нужд.

Таким образом, профессиональная адаптация молодого офицера - это сложный процесс, в ходе которого происходит освоение норм, ценностей, правил поведения, традиций офицерского корпуса, специфики профессии офицера, умений и навыков военного специалиста. Выделенные компоненты позволяют определить критерии, по которым можно оценивать результат процесса адаптации. ^

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Литература:

1. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасисто-го. М.: Сфера, 2004. 448 с.

2. Диденко И.В. Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебно-боевой деятельности: дис. ... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 229 с.

3. Безюлёва Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2008. 320 с.

4. Аксарина И.Ю. Педагогические условия адаптации выпускников школ на этапе перехода от общего к высшему профессиональному образованию: дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 171 с.

5. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1974. 29 с.

6. Полянский М.С. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения воинской деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2001. 36 с.; Рассказов Ф.Д. Теория и практика формирования морально-психологических качеств курсантов военного вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2000. 38 с.

STRUCTURAL COMPONENTS OF NEW OFFICERS' PROFESSIONAL ADAPTATION: INFORMATIVE CHARACTERISTIC

S. Y. Sakhorov, researcher. Russian Air Force Military Educational and Scientific Center "Air Force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and Y. A. Gagarin",

Voronezh, Russia. [email protected]

In the current international situation Russian army's modernization continues to grow, the new weapons are introduced, the infrastructure of army and fleet is improved, the special attention is paid to quality of officers' training; all these actions are aimed at rising combat efficiency of Russian military forces. Today taking into account the reduction of military departments at civil universities, the basic sources of officers is higher military educational institutions which train high-skilled specialists who meet all modern requirements. However, on the base offeedback from the military forces concerning processional activity and quality of officers' training, the author comes to conclusion that new officers meet a set ofproblems during mastering initial duties. First of all it is professional adaptation, because it influences on quality of professional duties and the state defense. The paper considers the problem of professional adaptation of new officers. On the base of psychological and pedagogical literature's analysis the paper specifies the notion of professional adaptation and also separates out and characterizes structural components of new officers' adaptation.

Key words: professional adaptation, graduate, young specialist, professional activity, officer.

References

1. Mizherikov VA. Slovar'-spravochnik po peda-gogike [Dictionary-reference book on pedagogy]. M.: Sfera, 2004. 448 s.

2. Didenko I.V. Psihofiziologicheskie i psihologich-eskie osobennosti adaptacii voennosluzhashchih na ra-zlichnyh ehtapah sluzhebno-boevoj deyatel'nosti [Psychophysiological and psychological features of adaptation at various stages of military service]: dis. ... kand. psihol. nauk. Rostov na-Donu, 2007. 229 s.

3. Bezyulyova G.V. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'noj adaptacii uchash-chihsya i studentov [Psychological and pedagogical support of professional adaptation of pupils and students]. Monografiya. M.: NOU VPO Moskovskij psihologo-social'nyj institut. 320 s. 2008 g.

4. Aksarina I.YU. Pedagogicheskie usloviya adap-tacii vypusknikov shkol na ehtape perekhoda ot ob-shchego vysshemu professional'nomu obrazovaniyu

[Pedagogical conditions of adaptation of graduates of schools in the transition of the total higher professional education]: dis. ... kand. ped. nauk / I.YU. Aksarina. M., 2006. 171 s.

5. Miloslavova I.A. Ponyatie i struktura social'noj adaptacii [The concept and structure of social adaptation]: avtoref. dis. ... kand. psih. nauk / L. LGPI im. A.I. Gercena, 1974. 29 s.

6. Polyanskij M.S. Teoreticheskie osnovy psihol-ogo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya voinskoj deyatel'nosti [Theoretical bases of psychological and pedagogical support of military activities]: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 2001. 36 s.; Rasskazov F.D. Teoriya i praktika formirovani-ya moral'no-psihologicheskih kachestv kursan-tov voennogo vuza: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. CHelyabinsk, 2000. 38 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.