РО! 10.34216/2073-1426-2019-25-4-40-43 УДК 355.23
Жуковский Сергей Владимирович
г. Саратов [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДОГО ОФИЦЕРА К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
Данная статья посвящена рассмотрению проблемы профессиональной адаптации молодого офицера к служебной деятельности. Актуальность проблемы обусловливается спецификой и тенденциями развития военно-профессионального пространства, требующего от офицера готовности к быстрой адаптации в служебной среде, актуализации личностных и профессиональных адаптивных моделей в соответствии с требованиями, предъявляемыми к профессиональной функциональности офицера. Анализируются научные труды отечественных авторов, отражающие сущностные и содержательные характеристики адаптации специалистов, на основе которых определяются базовые составляющие профессиональной адаптации офицера, представленные адаптационным потенциалом и адаптированностью. По результатам исследования установлено, что обеспечение профессиональной адаптации молодого офицера в условиях современных социально-профессиональных реалий является приоритетной задачей, решение которой имеет высокую личностную значимость для военного специалиста, способствует повышению эффективности служебной деятельности и достижению его целей.
Ключевые слова: офицер, служебная деятельность, адаптация, профессиональная адаптация, адаптационный потенциал, адаптированность, педагогическое сопровождение.
Современный вектор развития и функционирования силовых структур нашего государства направлен на обеспечение их мобильности, способности обеспечить защиту национальных интересов от внешних и внутренних угроз, динамично перестаиваясь в соответствии с новыми задачами, которые диктуются особенностями социально-политической обстановки.
В смысловых координатах функционирования силовых ведомств особая роль отводится служебной деятельности офицерских кадров, представляющей особый вид профессиональной деятельности, который по своим основным психологическим характеристикам существенно отличается от других видов человеческой деятельности, носит ярко выраженный боевой характер, предполагающий использование оружия и специальных средств, отличается повышенной морально-психологической и физической нагрузкой, требующей устойчивости к воздействию негативных факторов среды, способности к быстрому реагированию на трансформирующиеся условия обстановки, самостоятельным действиям и принятию ответственных решений.
Очевидно, что специфика воинского труда предъявляет повышенные требования к офицерским кадрам, которые в силу своей компетенции, личностно-профессионального опыта, профессионально важных качеств обеспечивают реализацию поставленных служебно-боевых задач, используя свои внутренние ресурсы и потенциал военно-профессиональной среды. При этом среда служебной деятельности (с учетом приведенных выше характеристик) оказывает существенное влияние на офицера, предполагая его ответную реакцию на воздействие серии адаптогенных факторов, интенсивность и продолжительность которых детерминируется содержанием служебной деятельности,
особенностями среды, в которой она реализуется. Отметим, что наиболее динамичное воздействие адаптогенных факторов наблюдается в начальный период осуществления офицером служебной деятельности, в новых для него условиях, требующих способности к быстрой адаптации к специфике профессиональной сферы (Л.П. Панченко [4], А.А. Реан [6], С.М. Шингаев [11]).
В общем смысле адаптация представляет динамический процесс усвоения личностью социальных норм, правил, требований и ценностей, характерных для определенной социальной сферы, выступает процессом и результатом интеграции человека в новую для него среду посредством привлечения внутренних личностных инвестиций, позволяющих минимизировать действие адап-тогенных факторов, обеспечить приспособление человека и соответствие его личностных характеристик предъявляемым требованиям (К.Б. Хром-ченкова [10]).
По мнению Г.И. Постоваловой [5], адаптация выступает предпосылкой активной деятельности человека и важным условием ее успешности. В данном случае делается акцент на том, что адаптация, являясь необходимым атрибутом, сопровождающим демонстрацию личностно-про-фессиональной состоятельности, играет весомую конструктивную роль в процессе функционирования и развития человека в новых условиях среды и статусно-ролевом предназначении.
Профессиональную адаптацию Л.П. Панчен-ко [4] определяет в виде полифункционального интегративного процесса, характеризующегося активизацией физиологических, личностно-пси-хологических и социальных компонентов для продуктивного «вхождения» субъекта деятельности в профессиональную среду с целью достижения
40
Вестник КГУ 2019
© Жуковский С.В., 2019
и поддержания баланса между требованиями профессиональной деятельности и личностно-профессиональными ожиданиями и потенциалом субъекта труда.
Применительно к специфике служебной деятельности сотрудников силовых структур, А.В. Фатула, Л.М. Колодкин [8] указывает на тот факт, что профессиональная адаптация выступает как удовлетворенность офицера избранной сферой профессионального труда, его включенность в систему служебных отношений, многообразие связей, возникающих в функциональном пространстве служебной деятельности. При этом весьма важным считаем утверждение И. А. Латко-вой [2], согласно которому успешность профессиональной адаптации молодых офицеров, которая представляет значимый этап в их жизни, определяется сознательностью и активностью специалистов в усвоении функционально-процессуальных правил и норм профессионального поведения, обеспечивающих их интеграцию и закрепление в профессиональной сфере.
В связи с этим профессиональная адаптация молодого офицера к служебной деятельности рассматривается нами в двух взаимосвязанных контурах, первый из которых связан с потенциальными адаптационными способностями личности офицера, а второй - с реакцией профессиональной среды на актуализацию данных способностей.
Мы исходим из того, что молодой офицер в той или иной степени обладает адаптационными способностями, имея в своем ресурсном арсенале адаптивные модели, состав и система которых определяет его личностный адаптационный потенциал. По мнению А.М. Богомолова [1], адаптационный потенциал является интегративным свойством личности, обеспечивающим актуализацию адекватных среде адаптивных моделей, представленных системой личностных свойств и качеств, с помощью которых осуществляется активное взаимодействие в системе «человек - среда»; выбор приемлемой адаптивной модели с необходимыми качественными характеристиками, удовлетворяющей равенству «цель - ресурсы» и обеспечивающей достижение адаптированности субъекта.
Очевидно, что адаптационный потенциал офицера определяется способностью военного специалиста к гибкой перенастройке имеющихся в его арсенале компетенций, личностных и профессионально значимых качеств, моделей поведения в соответствии вариативными изменениями происходящими в воинской среде, спектром решаемых задач, особенностями и характером взаимодействия в границах реализации профессиональных функций, что обеспечивает минимизацию негативных адаптационных тенденций и сохраняет индивидуально-психологическое равновесие военного специалиста. При этом состав адаптаци-
онного потенциала офицера включает следующие компоненты:
- мотивационно-ценностный, основанный на мотивации военно-профессиональной деятельности и устойчивой профессиональной направленности, осознании и принятии воинского долга, норм и правил воинского труда, его традиций и ценностей, важности адаптационных процессов и их влияния на эффективность профессиональной деятельности и личностную надежность;
- социально-когнитивный, характеризующийся пониманием специфики и содержания профессиональной деятельности и ее места в общей системе социальных отношений, спектра решаемых задач и профессиональных функций, знанием моделей и механизмов организации адаптационного процесса и методов его регуляции;
- коммуникативный, ориентированный на реализацию продуктивных профессиональных коммуникаций в воинской среде, основанных на умениях командного взаимодействия в условиях конфлик-тоуправляемой контактно устанавливающей деятельности;
- операционально-деятельностный, предполагающий наличие умений прогнозирования, планирования и организации адаптационного процесса, контроля собственных действий и их коррекции;
- эмоционально-волевой, характеризующийся наличием психологической устойчивости к вероятному воздействию психогенных факторов среды, владением методами саморегуляции собственных психических состояний;
- рефлексивный, аккумулирующий готовность офицера к личностно-профессиональному саморазвитию, самооценке поведенческой активности, идентификации себя как представителя профессиональной общности, принимающего решения и несущего ответственность за их эффективность.
Представленные компоненты должны носить системный взаимообуславливающий и взаимодополняющий характер, реализуясь в различных взаимодействующих форматах, и обеспечивать активизацию всех личностных ресурсов офицера для достижения устойчивой адаптации к профессиональной деятельности.
Вместе с тем, реализация молодым офицером адаптивных моделей, демонстрация адаптационного потенциала и достижение адаптированости детерминируется, как указывалось выше, еще одним обстоятельством, отражающим способность и готовность среды осуществлять управление адаптацией молодого специалиста. В данном случае управленческий аспект профессиональной адаптации молодого офицера рассматривается нами с точки зрения регулирования процессов взаимодействия военного специалиста со средой, представленного реализацией механизмов педагогического сопровождения адаптационного процесса.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
41
Раскрывая содержание педагогического сопровождения адаптации, Л.Н. Харавинина [9], М.А. Митькина [3] указывают, что сопровождение взрослых представляет многоуровневое образование, проявляющееся в активном взаимодействии субъектов среды, обеспечивающее личностно-про-фессиональное становление и развитие сопровождаемого и его самоопределение. Продолжая эту мысль, М.И. Рожков [7] отмечает, что суть педагогического сопровождения заключается в усилении конструктивных и нейтрализации деструктивных тенденций в развитии личности.
Говоря о педагогическом сопровождении адаптации молодых офицеров к служебной деятельности, полагаем, что данный процесс представляет собой совместную деятельность молодого специалиста по демонстрации адаптивных моделей и должностных лиц воинской части по созданию организационных, психологических и педагогических условий, направленных на активизацию личностного и профессионального адаптивного потенциала офицера, организацию профессиональной среды, обеспечивающей максимально комфортную и бесконфликтную его интеграцию в сферу профессионального труда.
Думается, что подобное взаимно направленное взаимодействие в адаптационном процессе позволяет минимизировать негативные адаптационные тенденции, придать процессу адаптации молодого офицера конструктивный и управляемый характер.
Подводя итог изложенному отметим, что в настоящей статье мы предложили авторское видение исследования проблемы профессиональной адаптации молодого офицера в проекции характеристик ее базовых личностных составляющих и возможностей воинской среды в организации адаптационного процесса. Очевидно, что проблемное пространство данного феномена является открытым для научных поисков и нуждается в дальнейших теоретических и прикладных исследованиях, определении моделей и технологий оптимизации профессиональной адаптации офицера в условиях современного военного социума.
Библиографический список
1. Богомолов А.М. Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 1. -С. 67-73.
2. Латкова И.А. Педагогические условия профессиональной адаптации молодых сотрудников ОВД: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1987. - 20 с.
3. Митькина М.А. Теоретические основы социально-педагогического сопровождения сотрудников организации в период адаптации к профессиональной деятельности // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. -2018. - № 2. - С. 29-32.
4. Панченко Л.П. Адаптация к профессиональной деятельности. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2006. - 35 с.
5. Постовалова Г. И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. - Ереван, 1973. - С. 18-19.
6. Реан А.А., Чепурная Ю.В., Федосеева А.В. Психологическая адаптация и становление выпускника высшего учебного заведения в период перехода к профессиональной деятельности // Защити меня. - 2018. - № 3. - С. 22-29.
7. Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса // Психология и педагогика социального воспитания: Материалы науч.-практ. конф., посв. 70-летию со дня рожд. А.Н. Лутошкина. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. - С. 322-329.
8. Фатула А.В., Колодкин Л.М. Организация работы с кадрами в органах внутренних дел. - М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1990. - 95 с.
9. Харавнина Л.Н. Технология педагогического сопровождения личностно-профессионального развития молодого преподавателя // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 4. - Т. II. -С. 214-219.
10. Хромченкова К.Б. Готовность к риску как фактор адаптации специалистов особого риска к профессиональной деятельности // Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи: сб. трудов молодых ученых (Экспериментальная платформа - 2018) / под общ. ред. А.В. Ко-курина, В.И. Екимовой, М.И. Розеновой. - Пермь, 2018. - С. 63-65.
11. Шингаев С.М. Психологическое обеспечение профессионального здоровья выпускников вузов при адаптации к профессиональной деятельности // Вестник Омского университета. Серия: Психология. - 2018. - С. 33-40.
References
1. Bogomolov A.M. Lichnostnyj adaptacionnyj potencial v kontekste sistemnogo analiza // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. - 2008. -№ 1. - S. 67-73.
2. Latkova I.A. Pedagogicheskie uslovija professional'noj adaptacii molodyh sotrudnikov OVD: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1987. - 20 s.
3. Mit'kina M.A. Teoreticheskie osnovy social'no-pedagogicheskogo soprovozhdenija sotrudnikov organizacii v period adaptacii k professional'noj dejatel'nosti // Vestnik social'no-gumanitarnogo obrazovanija i nauki. - 2018. - № 2. - S. 29-32.
4. Panchenko L.P. Adaptacija k professional'noj dejatel'nosti. - Vladivostok: Mor. gos. un-t, 2006. - 35 s.
5. Postovalova G.I. O faktorah, opredeljajushhih adaptacionnuju sposobnost' cheloveka //
Вестник КГУ 2019
42
Psihologicheskie i social'no-psihologicheskie osobennosti adaptacii studentov. - Erevan, 1973. -S. 18-19.
6. Rean A.A., Chepurnaja Ju.V., Fedoseeva A.V Psihologicheskaja adaptacija i stanovlenie vypusknika vysshego uchebnogo zavedenija v period perehoda k professional'noj dejatel'nosti // Zashhiti menja. -2018. - № 3. - S. 22-29.
7. Rozhkov M.I. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie: konceptual'noe osmyslenie processa // Psihologija i pedagogika social'nogo vospitanija: Materialy nauch.-prakt. konf., posv. 70-letiju so dnja rozhd. A.N. Lutoshkina. - Kostroma: KGU im. N.A. Nekrasova, 2005. - S. 322-329.
8. Fatula A.V., Kolodkin L.M. Organizacija raboty s kadrami v organah vnutrennih del. - M.: Izd-vo Akad. MVD SSSR, 1990. - 95 c.
9. Haravnina L.N. Tehnologija pedagogicheskogo soprovozhdenija lichnostno-professional'nogo razvitija molodogo prepodavatelja // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2011. - № 4. - T. II. -S. 214-219.
10. Hromchenkova K.B. Gotovnost' k risku kak faktor adaptacii specialistov osobogo riska k professional'noj dejatel'nosti // Sovremennye podhody v okazanii jekstrennoj psihologicheskoj pomoshhi: sb. trudov molodyh uchenyh (Jeksperimental'naja platforma -2018) / pod obshh. red. A.V Kokurina, VI. Ekimovoj, M.I. Rozenovoj. - Perm', 2018. - S. 63-65.
11. Shingaev S.M. Psihologicheskoe obespechenie professional'nogo zdorov'ja vypusknikov vuzov pri adaptacii k professional'noj dejatel'nosti // Vestnik Omskogo universiteta. Serija: Psihologija. - 2018. -S. 33-40.
Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4
43