Научная статья на тему 'Возможности воинской среды в организации психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров'

Возможности воинской среды в организации психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФИЦЕР / ВОИНСКАЯ СРЕДА / СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / OFFICER / MILITARY ENVIRONMENT / OFFICIAL ACTIVITY / PROFESSIONAL ADAPTATION / MANAGEMENT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Железовская Галина Ивановна, Жуковский Сергей Владимирович

В статье рассматриваются вопросы, связанные с исследованием педагогических возможностей воинской среды в организации психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров к служебной деятельности в начальный период реализации ими профессиональных функций. Актуальность исследования определяется особенностями организации и тенденциями развития сферы военно-профессионального труда, сложностью и вариативностью ситуаций, возникающих в ее функционально-процессуальном пространстве, требующих от офицера готовности к эффективной профессиональной адаптации к служебной деятельности, демонстрации адаптивных поведенческих моделей, обеспечивающих личностно-профессиональную успешность военного специалиста и его продуктивную интеграцию в воинскую среду. Анализируются научные труды отечественных авторов, отражающих сущностные и содержательные характеристики профессиональной адаптации личности, на основе которых определяются базовые ориентиры, составляющие успешность профессиональной адаптации молодых офицеров, включающие личностную готовность офицера к успешной организации адаптационного процесса и использование управленческого потенциала воинской среды для повышения его эффективности. Установлено, что оптимизация профессиональной адаптации обеспечивается в рамках организации психолого-педагогического сопровождения, реализуемого в границах воинской среды, с использованием имеющегося в ее арсенале педагогического инструментария, что служит важным условием достижения военным специалистом личностно-профессиональной успешности, повышения эффективности его профессиональной адаптации и служебной деятельности. Рассматриваются приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров в условиях воинской среды с ориентацией на ее ресурсные возможности и основные доминанты, определяющие специфику служебной деятельности военных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Железовская Галина Ивановна, Жуковский Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of Military Environment in the Organization of Psychological and Pedagogical Support for Professional Adaptation of Young Officers

The article discusses issues related to the study of pedagogical capabilities of the military environment in the organization of psychological and pedagogical support for professional adaptation of young officers to official activities in the initial period of their professional functioning. Relevance of the study is determined by the peculiarities of the organization and development trends in the sphere of military professional labor, the complexity and variability of situations arising in its functional and procedural space, which require from the officer to be ready for effective professional adaptation to official activities, and for demonstrating adaptive behavioral models that ensure personal and professional success of the military specialist and his productive integration into the military environment. The author analyzes scientific works of Russian authors, reflecting essential and meaningful characteristics of the professional adaptation of the personality. Based on these, the author determines the main guidelines that make professional adaptation of young officers successful. They include the officer’s personal readiness for the successful organization of the adaptation process and the use of the managerial potential of the military environment to increase its effectiveness. The study found that optimization of professional adaptation is ensured within the framework of the organization of psychological and pedagogical support, implemented nto the military environment with the help of some pedagogical tools. This is an important condition for a military specialist to achieve personal and professional success and increase effectiveness of his professional adaptation and career performance. The author also considers the priority areas of psychological and pedagogical support for professional adaptation of young officers in the military environment using its resource capabilities and main dominants that determine the specifics of service activities of military specialists.

Текст научной работы на тему «Возможности воинской среды в организации психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров»

УДК 37.015.3

Возможности воинской среды в организации психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров

Г. И. Железовская, С. В. Жуковский

Железовская Галина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского, sgu.pedagogika@yandex.ru

Жуковский Сергей Владимирович, военнослужащий, войсковая часть, Саратов, svzhukovskiy@gmail.ru

В статье рассматриваются вопросы, связанные с исследованием педагогических возможностей воинской среды в организации психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров к служебной деятельности в начальный период реализации ими профессиональных функций. Актуальность исследования определяется особенностями организации и тенденциями развития сферы военно-профессионального труда, сложностью и вариативностью ситуаций, возникающих в ее функционально-процессуальном пространстве, требующих от офицера готовности к эффективной профессиональной адаптации к служебной деятельности, демонстрации адаптивных поведенческих моделей, обеспечивающих личност-но-профессиональную успешность военного специалиста и его продуктивную интеграцию в воинскую среду. Анализируются научные труды отечественных авторов, отражающих сущностные и содержательные характеристики профессиональной адаптации личности, на основе которых определяются базовые ориентиры, составляющие успешность профессиональной адаптации молодых офицеров, включающие личностную готовность офицера к успешной организации адаптационного процесса и использование управленческого потенциала воинской среды для повышения его эффективности. Установлено, что оптимизация профессиональной адаптации обеспечивается в рамках организации психолого-педагогического сопровождения, реализуемого в границах воинской среды, с использованием имеющегося в ее арсенале педагогического инструментария, что служит важным условием достижения военным специалистом личност-но-профессиональной успешности, повышения эффективности его профессиональной адаптации и служебной деятельности. Рассматриваются приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров в условиях воинской среды с ориентацией на ее ресурсные возможности и основные доминанты, определяющие специфику служебной деятельности военных специалистов. Ключевые слова: офицер, воинская среда, служебная деятельность, профессиональная адаптация, управление, психолого-педагогическое сопровождение.

DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-1-100-104

Профессиональная деятельность офицера в условиях современных социально-политических реалий приобретает особую значимость, опре-

деляемую спектром задач, решаемых военным специалистом, направленных на обеспечение безопасности и территориальной целостности нашего государства, защиту его национальных интересов от внешних и внутренних угроз. В связи с этим объективно повышаются требования к офицерским кадрам, обеспечивающим управление деятельностью вверенных воинских подразделений в различных условиях и ситуациях служебно-боевой обстановки, реализующим свой личностный и профессиональный потенциал в процессе решения полифункциональных и вариативных служебно-боевых задач. Офицеры должны обладать профессиональной компетентностью, мобильностью, самостоятельностью в оценке обстановки и принятии ответственных решений, гибкостью в организации профессиональных действий, готовностью к реализации профессиональных функций в ситуациях экстремальности, умением быстро адаптироваться к трансформирующимся условиям военно-профессиональной деятельности и среды, в которой она реализуется.

В данном контексте с особой остротой актуализируется проблема обеспечения эффективной профессиональной адаптации молодых офицеров в начальный период служебной деятельности, поскольку ее результаты являются основными детерминантами успешности траектории дальнейшего профессионально-личностного развития офицера и продуктивности служебной деятельности.

Проблемное поле исследования адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности интегрирует большое количество работ (Л. А. Кулумбегова, Ю. А. Александровский, С. А. Ларионова, С. Т. Посохова, О. В. Липунова, И. Ю. Федяева, А. А. Налчад-жанян, В. А. Абабков, Б. Н. Алмазов, Ф. Б. Бе-резин, С. М. Шингаев и др.), среди которых особый интерес представляют исследования, аккумулирующие содержательно-структурные и функционально-процессуальные особенности профессиональной адаптации специалистов силовых ведомств (труды А. Г. Маклакова, А. Ч. Кодоевой, М. А. Педько, Е. С. Терещенко, А. В. Черноиванова, И. Ф. Бережной, С. Ю. Сахарова, А. А. Реана, Е. А. Киряковой и др.).

©Железовская Г. И., Жуковский С. В., 2020

Г. И. Железовская, С. В. Жуковский. Возможности воинской среды в организации

По мнению А. Г. Маклакова [1], адаптация к условиям военно-профессиональной деятельности представляет собой способность военного специалиста к реализации профессиональных функций при сохранении физиологически приемлемой «цены напряжения» в процессе воздействия неблагоприятных факторов среды (вариативность служебно-боевой деятельности, характеризующейся неопределенностью и неординарностью возникающих ситуаций, носящих экстремальный характер; наличие информационного, ресурсного и временного дефицита; особый режим организации и осуществления служебной деятельности, сопряженный с риском для психофизиологической целостности личности; необходимость оперативного принятия решений, в том числе с применением летального вооружения и специальных средств; высокий уровень персональной ответственности за процесс и результат профессиональной деятельности; сохранение жизни и здоровья подчиненного личного состава и т.п.), действие которых носит разнообразный характер и может дестабилизировать психофизиологическую и профессиональную константность личности.

Рассматривая специфику данных факторов, А. Г. Маклаков указывает на их гетерохронный характер, связанный со спецификой воинского труда, детерминирующий его содержательно-смысловые координаты и особенности когнитивно-поведенческой активности военного специалиста. Поэтому весьма важным, на наш взгляд, является обеспечение интеграции офицера в воинскую среду, его включение в систему связей и отношений, культивируемых в ней, посредством актуализации внутреннего потенциала, имеющегося в личностном арсенале офицера, и его согласования с требованиями профессиональной среды [1].

Полагаем весьма уместной в данном контексте позицию Е. А. Киряковой [2], согласно которой эффективность профессиональной адаптации обеспечивается установлением динамического равновесия между человеком и средой, направленного на удовлетворение профессиональных притязаний личности, достижение результатов профессиональной деятельности в соответствии с профессионально-функциональными императивами среды, гарантирующего психофизиологическую стабильность личности и сохранение параметрических показателей среды.

Безусловно, эффективность профессиональной адаптации молодого офицера во многом определяется уровнем сформированности у него готовности к профессиональной деятельности,

способности к демонстрации сформированных компетенций, личностно-профессиональных качеств, эффективных поведенческих моделей, обеспечивающих вхождение военного специалиста в профессиональную среду, активную интеграцию в систему ее содержательных, структурных и функциональных связей, нормативно-правовых и коммуникативных отношений и процессуальной динамики. Однако, как показывают исследования В. И. Буянова [3], С. Т. Нурахметова [4], А. Ю. Андриященко [5], О. С. Симоновой [6], А. С. Отрадновой [7], эффективность актуализации личностной доминанты профессиональной адаптации молодого офицера и профессиональной адаптации в целом определяется не в одностороннем освоении профессиональной среды, а в активном взаимодействии молодого офицера и среды, которая в силу своих организационных, кадровых, информационных, материально-технических и других ресурсов оказывает существенное управляющее воздействие на успешность адаптационного процесса, выступая в качестве его основного заказчика и регулятора.

В данном случае управляющее воздействие профессиональной среды рассматривается нами с точки зрения отношений, возникающих в процессе профессиональной адаптации молодого офицера, которые характеризуются совокупной активностью военного специалиста и среды, взаимной представленностью их существенных характеристик. Это связано с отражением мотивационных, когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей личности в пространстве среды, которая в свою очередь осуществляет мониторинг сформированности личностных образований офицера и организацию корректирующих мероприятий за счет использования своего потенциала.

В основу таких отношений, по мнению К. Б. Сафонова [8], положен принцип партисипа-тивности управления, предполагающий информационный обмен между субъектом и средой, их взаимную информационную открытость и взаимную ориентированность на достижение общего личностно и профессионально значимого результата. Вместе с тем А. И. Семенов, В. Н. Филиппов [9] справедливо утверждают, что формат и специфика реализации управленческих отношений определяются содержательно-организационными особенностями среды и личностным потенциалом субъекта, вступающего во взаимодействие с ней, направляя вектор управленческих отношений в одних ситуациях в сторону партисипативности, а в других, реализуясь в формате непосредственно управленческого воздействия среды на субъект

с жесткой регламентацией поведения последнего. При этом воинская среда должна предполагать реализацию собственного управленческого потенциала, создающего условия для развития индивидуальной среды офицера, с учетом следующих постулатов:

уровень развития воинской среды, параметрические показатели ее потенциала, представленные образовательными, воспитательными, организационными возможностями, обеспечивают расширение границ индивидуальной среды офицера в адаптационный период, оказывая поддержку в активизации и обновлении личностных ресурсов военного специалиста;

ресурсы воинской среды, оказывая влияние на молодого офицера, выполняют диагностическую, образовательную, воспитательную, информационную функции, стимулируя познавательную активность военного специалиста, его интеграцию в систему служебной деятельности, многообразие связей и отношений, возникающих в ее функционально-процессуальном пространстве, на фоне сохранения личностного психологического баланса и устойчивости военного специалиста;

возможности воинской среды, векторы ее потенциального воздействия на личность офицера детерминируются спецификой социальной среды, задающей нормативно-правовые, нравственные и собственно профессиональные ориентиры ее функционирования, контуры требований, предъявляемых к офицерским кадрам, и регулятивные механизмы, актуализирующиеся в процессе активного взаимодействия воинской среды и личности военного специалиста.

Исходя из этого, современная воинская среда представляет собой некую экосистему с полным набором функций и инструментов для стимулирования и сопровождения процесса профессиональной адаптации, построенную на платформе взаимодействия между всеми субъектами данной среды, характеризующуюся наличием адаптивного и вариативного информационного контента, обеспечивающего профессиональную адаптацию молодого офицера за счет трансфера имеющихся моделей и технологий и их встраивания в траекторию адаптационного процесса и личностно-профессионального становления и развития военного специалиста.

В педагогической интерпретации направления функционирования и развития профессиональной среды в ракурсе обеспечения процесса профессиональной адаптации молодого офицера должны быть ориентированы на реализацию психолого- педагогического сопровождения

военного специалиста, которое, по мнению А. С. Отрадновой [7], представляет собой сложный многогранный процесс, направленный на стимулирование самореализации специалиста в процессе профессиональной адаптации, развитие его внутренней и внешней самоорганизации, активного преобразующего отношения к получаемой информации и способности к построению уникальной траектории собственного развития.

В процессе психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации, с точки зрения М. А. Митькиной [10], происходит согласование личностно-профессиональной позиции специалиста и требований профессиональной среды на основе оказания содействия личности в осознании и принятии ценностей профессионального труда, его норм и правил, специфики профессиональных действий и межсубъектных коммуникаций на фоне создания ситуаций успеха, стимулирующих когнитивно-поведенческую активность и рефлексию выполняемых действий.

В нашем понимании психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодого офицера к служебной деятельности интегрирует систему организационных и психолого-педагогических мер, реализуемых в процессе взаимосвязанной деятельности военного специалиста и профессиональной среды, обеспечивающих управляемость процесса профессиональной адаптации и способствующих преодолению потенциально возможных адаптационных затруднений и деструктивных тенденций у молодого офицера.

Говоря о психолого-педагогическом сопровождении адаптации молодых офицеров к служебной деятельности, полагаем, что данный процесс представляет собой совместную деятельность молодого специалиста по демонстрации адаптивных моделей и должностных лиц воинской части по созданию организационных, психологических и педагогических условий, направленных на активизацию личностного и профессионального адаптивного потенциала офицера, организацию профессиональной среды, обеспечивающей максимально комфортную и бесконфликтную его интеграцию в сферу профессионального труда.

Психолого-педагогическое сопровождение в институциональных границах военно-профессиональной среды ориентируется на реализацию следующих направлений:

выработка в воинской части единой системы психолого-педагогического сопровождения про-

Г. И. Железовская, С. В. Жуковский. Возможности воинской среды в организации

цесса профессиональной адаптации различных категорий военнослужащих (в том числе молодых офицеров) применительно к определенным ситуациям служебно-боевой деятельности;

определение должностных лиц органов военного управления, выступающих модераторами мероприятий по повышению эффективности профессиональной адаптации, установление их роли и функций в общей системе психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации;

подготовка офицерского состава к организации психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации с использованием личностно ориентированных технологий в рамках института наставничества;

организация постоянного мониторинга эффективности процесса и результатов профессиональной адаптации, позволяющего осуществлять системное отслеживание изменений качественных личностных характеристик, выстраивать маршруты оптимизации профессиональной адаптации, своевременно реагировать на возникающие трудности и отклонения от заданных параметров с целью корректировки организационных и содержательных механизмов педагогического сопровождения профессиональной адаптации.

Подводя итог изложенному, отметим, что в настоящей статье нами исследованы возможности воинской среды по психолого-педагогическому сопровождению профессиональной адаптации молодых офицеров в начальный период служебной деятельности, определены приоритетные направления деятельности органов военного управления по его эффективной организации и достижению успешности адаптационного процесса. Использование ресурсов воинской среды и реализация в ее пространстве инструментария и механизмов психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации выступает одним из приоритетных направлений и ресурсов, обеспечивающих личностно-профессиональное становление военного специалиста и условием его развития в воинской среде, определяющим соответствие молодого офицера требованиям служебной деятельности и успешность решения служебно-боевых задач по профессиональному предназначению.

Список литературы

1. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал : его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 16-24.

2. Кирякова Е. А. Основные подходы к исследованию профессиональной адаптации военнослужащих офицеров // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. Т. 10, № 3. С. 8-11.

3. Буянов В. И. Социально-психологическая адаптация молодых офицеров к военной службе : учеб.-метод. пособие. М. : Военная академия им. Ф.Э. Дзержинского, 1996. 32 с.

4. Нурахметов С. Т. Педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления курсантов военного вуза // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 1. С. 70-77.

5. Андриященко А. Ю. Педагогические условия, способствующие повышению эффективности профессиональной адаптации офицеров, закончивших высшие гражданские учебные заведения // Перспективы развития современного гуманитарного знания : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Стерлитамак, 19-20 марта 2018 г.). Стерлитамак : Изд-во Стерлитамакско-го филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», 2018. С. 3-6.

6. Симонова О. С. Методика педагогического сопровождения профессиональной адаптации специалистов Федерального государственного пожарного надзора // Современные проблемы науки и образования.

2015. № 4. С. 198-205.

7. Отраднова А. С. Адаптация курсантов образовательных организаций МВД России к учебно-профессиональной деятельности : педагогическое сопровождение // Учен. записки ун-та имени П. Ф. Лесгафта.

2016. № 5 (135). С. 184-189.

8. Сафонов К. Б. Гуманизация управленческих отношений : зарубежный и отечественный опыт // Общество : социология, психология, педагогика. 2016. № 1. С. 33-35.

9. Семенов А. И., Филиппов В. Н. Управленческие отношения в деятельности органов внутренних дел // Вестн. Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. № 3. С. 43-47.

10. Митькина М. А. Теоретические основы социально-педагогического сопровождения сотрудников организации в период адаптации к профессиональной деятельности // Вестн. социально-гуманитарного образования и науки. 2018. № 2. С. 29-32.

Образец для цитирования:

Железовская Г. И., Жуковский С. В. Возможности воинской среды в организации психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 100-104. БО!: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-1-100-104

Possibilities of Military Environment in the Organization of Psychological and Pedagogical Support for Professional Adaptation of Young Officers

G. I. Zhelezovskaya, S. V. Zhukovsky

Galina I. Zhelezovskaya, https://orcid.org/0000-0002-6720-680Х, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410002, Russia, sgu.pedagogika@yandex.ru

Sergey V. Zhukovsky, https://orcid.org/0000-0003-4649-642X, serviceman, military unit Saratov, svzhukovskiy@gmail.ru

The article discusses issues related to the study of pedagogical capabilities of the military environment in the organization of psychological and pedagogical support for professional adaptation of young officers to official activities in the initial period of their professional functioning. Relevance of the study is determined by the peculiarities of the organization and development trends in the sphere of military professional labor, the complexity and variability of situations arising in its functional and procedural space, which require from the officer to be ready for effective professional adaptation to official activities, and for demonstrating adaptive behavioral models that ensure personal and professional success of the military specialist and his productive integration into the military environment. The author analyzes scientific works of Russian authors, reflecting essential and meaningful characteristics of the professional adaptation of the personality. Based on these, the author determines the main guidelines that make professional adaptation of young officers successful. They include the officer's personal readiness for the successful organization of the adaptation process and the use of the managerial potential of the military environment to increase its effectiveness. The study found that optimization of professional adaptation is ensured within the framework of the organization of psychological and pedagogical support, implemented nto the military environment with the help of some pedagogical tools. This is an important condition for a military specialist to achieve personal and professional success and increase effectiveness of his professional adaptation and career performance. The author also considers the priority areas of psychological and pedagogical support for professional adaptation of young officers in the military environment using its resource capabilities and main dominants that determine the specifics of service activities of military specialists. Keywords: officer, military environment, official activity, professional adaptation, management, psychological and pedagogical support.

References

1. Maklakov A. G. Personal Adaptive Potential: Its Mobilization and Forecasting in Extreme Conditions. Psikho-logicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 2001, vol. 22, no. 1, pp. 16-24 (in Russian).

2. Kiryakova E. A. The Main Approaches to the Study of Professional Adaptation of Military Officers. Severo-

Kavkazskiy psikhologicheskiy vestnik [North Caucasian Psychological Bulletin], 2012, vol. 10, no. 3, pp. 8-11 (in Russian).

3. Buyanov V. I. Socialno-psikhologicheskaya adaptatsiya molodykh ofitserov k voennoy sluzhbe [Socio-psycholog-ical Adaptation of Young Officers to Military Service]. Moscow, Voennaya akademiya im. F. E. Dzerzhinskogo, 1996. 32 p. (in Russian).

4. Nurakhmetov S. T. Pedagogical Support of Professional and Personal Formation of Cadets in a Military University. Sibirskiypedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2018, no. 1, pp. 70-77 (in Russian).

5. Andriyashchenko A. Yu. Pedagogicheskie usloviya, sposobstvuyushchie povysheniyu effektivnosti profes-sionalnoy adaptatsii ofitserov, zakonchivshikh vysshie grazhdanskie uchebnye zavedeniya [Pedagogical conditions conducive to increasing the efficiency of professional adaptation of officers who graduated from higher civilian educational institutions]. In: Persppektiby raz-vitiya sovremennogo gumanitarnogo znaniya: materialy Mezhdunarodnoi nauch.-prakt. conf. [Prospects for the Development of Modern Humanitarian Knowledge: Proc. Inter. Sci. and Pract. Conf.]. Sterlitamak, Izdatel'stvo Sterlitamakskogo filiala Bashkirskogo gos. universiteta, 2018, pp. 3-6 (in Russian).

6. Simonova O. S. The Methodology of Pedagogical Support of Professional Adaptation of the Federal State Fire Supervision Specialists. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2015, no. 4, pp. 198-205 (in Russian).

7. Otradnova A. S. Adaptation of Cadets of Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to Educational and Professional Activities: Pedagogical Support. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Les-gafta [Scientific Notes of P. F. Lesgaft University], 2016, no. 5 (135), pp. 184-189 (in Russian).

8. Safonov K. B. Humanization of Managerial Relations: Foreign and Domestic Experience. Obshchestvo : sotsi-ologiya, psikhologiya, pedagogika [Society: Sociology, Psychology, Pedagogy], 2016, no. 1, pp. 33-35 (in Russian).

9. Semenov A. I., Filippov V. N. Management Relations in the Activities of Internal Affairs Bodies. Vestnik Tyu-menskogo instituta povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii [Bulletin of Tyumen Institute for Advanced Studies of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2014, no. 3, pp. 43-47 (in Russian).

10. Mit'kina M. A. Theoretical Foundations of Socio-Peda-gogical Support of Employees of the Organization During the Period of Adaptation to Professional Activities. Vestnik socialno-gumanitarnogo obrazovaniya i nauki [Bulletin of Social and Humanitarian Education and Science], 2018, no. 2, pp. 29-32 (in Russian).

Cite this article as:

Zhelezovskaya G. I., Zhukovsky S. V. Possibilities of Military Environment in the Organization of Psychological and Pedagogical Support for Professional Adaptation of Young Officers. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2020,vol. 20,iss. 1,pp. 100-104.DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-1-100-104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.