Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления будущего офицера в условиях взаимодействия с военно-профессиональным сообществом'

Педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления будущего офицера в условиях взаимодействия с военно-профессиональным сообществом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ / PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL SUPPORT / MILITARY PROFESSIONAL COMMUNITY / CRITERIA FOR EVALUATION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурахметов Сагатбек Тулеубаевич, Петрусевич Аркадий Аркадьевич

Проблема и цель. В статье рассматриваются вопросы педагогического сопровождения профессионально-личностного становления будущего офицера в процессе взаимодействия с военно-профессиональным сообществом. Целью статьи является анализ проблем профессионально-личностного становления курсанта и поиск педагогических способов в решении этих задач. Методология. Главное внимание в статье уделяется исследовательскому аспекту, где используется системный подход, отражающий вопросы организации педагогического сопровождения профессионально-личностного становления будущего офицера в образовательном процессе военного вуза. Результаты. В работе проанализированы педагогические возможности военно-профессионального сообщества и его влияния на профессионально-личностное становление будущего офицера. Разработаны критерии оценки профессионально-личностного становления и показано их использование в практике педагогического сопровождения профессионально-личностного становления курсантов военного вуза. Особое внимание в содержании статьи уделяется технологии педагогического сопровождения профессионально-личностного становления курсантов на каждом этапе военно-профессионального образования. Выводы. В представленных материалах показано, как формируются социально значимые ценности и идеалы будущего офицера, его профессиональные и жизненные перспективы, какие формы и методы обеспечивают профессионально-личностное становление будущих офицеров в рамках образовательного процесса военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нурахметов Сагатбек Тулеубаевич, Петрусевич Аркадий Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL FORMATION OF A FUTURE OFFICER UNDER CONDITIONS OF INTERACTION WITH PROFESSIONAL MILITARY COMMUNITY

Introduction. This article discusses the issues of pedagogical support of professional and personal formation of the future officer in the process of interaction with the professional military community. The purpose of the article is to analyze the problems of the professional and personal development of the student and the search for pedagogical methods in solving these problems. Methodology. The main focus of the article is on the research aspect using a systematic approach reflecting the pedagogical support organization within professional and personal development of a future officer in the educational process of a military institute. Results. The paper analyzes the pedagogical capabilities of the professional military community and its impact on the professional and personal development of a future officer. Criteria of professional and personal formation assessment are elaborated and their use in practice of pedagogical support of professional and personal formation of cadets of military high school is shown. Special attention is paid to the technology of pedagogical support of professional and personal formation of cadets at each stage of professional military education. Conclusions. The presented materials show how socially significant values and ideals of a future officer, his professional and life prospects are formed, what forms and methods provide professional and personal formation of future officers within the educational process of the military institute.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления будущего офицера в условиях взаимодействия с военно-профессиональным сообществом»

УДК 37.015.324.2 Б01 10.17238Л88п1998-5320.2019.35.112

С. Т. Нурахметов, А. А. Петрусевич, Омский государственный педагогический университет

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СООБЩЕСТВОМ

Проблема и цель. В статье рассматриваются вопросы педагогического сопровождения профессионально-личностного становления будущего офицера в процессе взаимодействия с военно-профессиональным сообществом. Целью статьи является анализ проблем профессионально -личностного становления курсанта и поиск педагогических способов в решении этих задач. Методология. Главное внимание в статье уделяется исследовательскому аспекту, где используется системный подход, отражающий вопросы организации педагогического сопровождения профессионально-личностного становления будущего офицера в образовательном процессе военного вуза.

Результаты. В работе проанализированы педагогические возможности военно-профессионального сообщества и его влияния на профессионально-личностное становление будущего офицера. Разработаны критерии оценки профессионально-личностного становления и показано их использование в практике педагогического сопровождения профессионально-личностного становления курсантов военного вуза. Особое внимание в содержании статьи уделяется технологии педагогического сопровождения профессионально-личностного становления курсантов на каждом этапе военно-профессионального образования.

Выводы. В представленных материалах показано, как формируются социально значимые ценности и идеалы будущего офицера, его профессиональные и жизненные перспективы, какие формы и методы обеспечивают профессионально-личностное становление будущих офицеров в рамках образовательного процесса военного вуза.

Ключевые слова: профессионально-личностное становление, педагогическое сопровождение, военно-профессиональное сообщество, критерии оценки профессионально-личностного становления.

Постановка проблемы. Профессионально-личностному становлению будущего офицера в образовательном процессе военного вуза уделяется значительное внимание, поскольку оно связано с приобретением профессионального и жизненного опыта, а также определением своего места в обществе, в государстве при завершении обучения и осуществлении профессиональной деятельности. В педагогической науке проблема профессионально-личностного становления курсантов военного института часто связывается с необходимостью формирования наиболее значимых ценностей военно-профессиональной деятельности, таких как интерес к воинской службе, воинский долг и воинская честь, патриотизм, гражданственность и другие [1, с. 15]. Именно они являются источниками профессиональных и общественных идеалов, которыми должны руководствоваться курсанты военного вуза в процессе образования.

Вместе с тем известно, что работникам правоохранительных органов предоставлены значительные права и полномочия в реализации задач, вытекающих из требований общества и государства. Их выполнение во многом зависит от умений и способностей рационально и эффективно действовать в разнообразных социальных ситуациях, требующих речевой находчивости, умений быстро и достоверно оценить критическую ситуацию, искусно разыгрывать требуемую роль в складывающейся ситуации, принять ответственное решение и др. То есть речь идёт о формировании и развитии социально-профессиональных качеств будущих офицеров, обеспечивающих качественное выполнение своего долга. В этой связи очевидным является тот факт, что в образовательном процессе военного вуза военным преподавателям и командирам особое внимание следует уделить разработке содержания педагогического сопровождения профессионально-личностного становления будущего офицера и формирования положительной мотивации курсантов в приобретении соответствующих ценностей, идеалов и профессиональных умений [1, с. 16].

Целью исследования является разработка технологии педагогического сопровождения профессионально-личностного становления будущего офицера и педагогических условий насыщения содержания образовательного процесса ситуациями, оказывающими действенное влияние на принятие социально значимых ценностей будущей военной профессии как оснований искомого качества.

Анализ педагогической литературы и наш педагогический опыт показывают, что содержание этих спроектированных образовательных ситуаций расширяет «каталог» деятельностей будущего офицера, в которых он продуктивно осваивает профессиональную деятельность и деятельность социально-профессионального плана [2, с. 16]. Ее содержание раскрывалось в приобретении коммуникативной компетентности, где особое внимание уделялось таким умениям, как:

- умение строить доверительные отношения с незнакомыми людьми и располагать их к себе;

- умение выслушивать людей, убеждать, внушать, принуждать, стимулировать, использовать психолого-педагогические приемы влияния в трудных ситуациях, конфликтах с гражданами;

- умение предвидеть трудности при решении оперативно-служебных задач, владеть собой в напряженных ситуациях, устанавливать психологический контакт и т. п. [3, с. 76].

В рамках поставленной цели определялись методы исследования, в которых особое внимание уделялось анализу роли профессионального сообщества, ориентирующего курсанта на установление системы профессиональных и личностных связей, отражающих деятельность офицера и центрирование собственных перспектив вокруг этой деятельности.

Методология исследования представлена системным подходом, позволяющим рассматривать процесс профессионально-личностного становления будущего офицера во взаимодействии с военно-профессиональным сообществом как систему, обеспечивающую приобретение профессиональных и личностных связей, способствующих формированию положительной мотивации к приобретению глубоких военных знаний в соответствующей военной специальности.

Результаты исследования. Опытно-экспериментальная работа показала, что включение курсанта в профессиональное сообщество располагает значительным потенциалом, оказывающим воздействие на профессионально-личностное становление будущего офицера, это особенно важно в начале его обучения в военном вузе. При этом удалось установить, что под военно-профессиональным сообществом следует понимать группу, члены которой связаны между собой общими интересами и опытом организации некоторой деятельности. Это группа, члены которой систематически вступают в коммуникацию (лично или виртуально), где осуществляется обмен ценностями, такими как: опыт и практика, освоение новых знаний, поиск новых идей, обсуждение эффективных подходов в решении совместных профессиональных или жизненных задач. Ведущей целью организации и функционирования таких сообществ является профессиональная коммуникация, общение коллег и единомышленников, в процессе которого осуществляется постоянный обмен социально и личностно значимыми ценностями и обеспечивается личностное и профессиональное развитие и совершенствование.

Чаще всего это неформальные организации или организации, осуществляющие свою деятельность в нетрадиционных формах. По сути, это клубные формы работы, где участие каждого члена сообщества является добровольным, оно основывается на личной заинтересованности в коммуникации и организации некоторой деятельности в зависимости от целей организации. Анализ практики их существования, как показали исследование и анализ социально-педагогической литературы [3], позволяет утверждать, что их вполне можно назвать самоорганизующимися социальными системами, поскольку, складываясь часто стихийно, эти сообщества принимают некоторую форму существования, которая наиболее адекватна их целям.

Характеризуя военно-профессиональные сообщества (ветеранские организации и союзы, офицерские объединения и офицерское собрание, курсантские НОУ и др.), мы обратили внимание, что офицерские профессии носят так называемый корпоративный характер. Офицерство, как отмечает в своих работах А. В. Барабанщиков, это государственная профессиональная корпорация. Законное право практики в этой профессии ограничено членами четко определенной организации. В эту организацию могут попасть только те, кто имеют необходимые образование и подготовку, а также обладают минимальным уровнем профессиональной компетентности. Корпоративная структура офицерского корпуса включает в себя также общества, ассоциации, школы, журналы, обычаи и традиции [4, с. 32]

Профессиональный мир офицера стремится к почти полному поглощению его жизненной активности. Как правило, офицер живет и работает отдельно от остального общества; у него, пожалуй, меньше непосредственных и общественных контактов, не связанных с профессией, чем у большинства других профессионалов. Разграничение между ним и непрофессионалом, или гражданским человеком, официально обозначено военной формой и знаками отличия. Уже это обстоятельство свидетельствует о сугубо профессиональной направленности контактов в таком сообществе.

В рамках совместной профессиональной деятельности и в контексте взаимодействия с профессиональной группой будущий офицер учится придавать смысл дальнейшим своим практикам, сопоставляя индивидуальные и профессиональные цели и задачи, в наибольшей мере актуализируется такой принцип профессионально-личностного становления, как принцип сопричастности, вытекающий из принципа корпоративности [4, с. 102].

На практике наиболее полно задействуются такие механизмы профессионально-личностного становления, как интериоризация, актуализирующая процесс овладения ценностями военной профессии; идентификация как процесс профессионального самоопределения в военно-профессиональном сообществе; рефлексия как средство внутреннего принятия социальной позиции военного социализации, как идентификация. Сущностью профессиональной идентификации является выбор и отождествление с нормативно-профессиональным тезаурусом, системой эталонов, на которую личность ориентируется при овладении видами деятельности в конкретном профессионально-производственном пространстве [5, с. 26].

Действуя вкупе эти механизмы в процессе профессионально-личностного становления будущего офицера определяют критерии, на основании которых может быть осуществлена оценка профессионально-личностного становления будущего офицера. Это такие как:

- профессиональная направленность личности будущего офицера, отражающая положительные мотивы к военно-профессиональному образованию и будущей военной службе, сформирован-ность ценностных основ воинской службы, удовлетворенность профессиональным выбором;

- компетентностно-содержательный, определяющий сформированность профессиональных компетенций и способностей к их реализации; стремление к развитию инструментальных основ деятельности офицера; наличие потребностей к саморазвитию профессионально-значимых качеств;

- социально-профессиональной активности, проявляющейся в ответственности в выполнении воинского долга, стремлении к взаимодействию с военными педагогами и командирами в процессе реализации военных и образовательных задач, в потребности к профессиональной коммуникации.

Характер выделенных критериев свидетельствует, что процесс профессионально-личностного становления будущего офицера во взаимодействии с военно-профессиональным сообществом осуществляется поэтапно. Так, на первом этапе необходимо создание условий адаптации курсантов к специфике военно-профессионального сообщества, установление целесообразных взаимоотношений с членами сообщества и членами воинских коллективов, разработка и осуществление комплекса мер, направленных на идентификацию каждого в этом сообществе, на поиск условий развития профессиональных и личностных возможностей в процессе взаимодействия в сообществе. При этом важно, чтобы курсанты осознали «стартовую» роль своего нового профессионального и общественного статуса. Именно он может являться социальным механизмом в формировании профессиональной и жизненной карьеры, активизации стремления к самоутверждению в новой роли военного, в формировании способности к самоанализу своих возможностей в ходе военного образования.

На втором этапе педагогическая поддержка профессионально-личностного становления будущего офицера во взаимодействии с военно-профессиональным сообществом должна быть направлена на содействие в развитии профессионального интереса к содержанию деятельности офицера МВД, поддержку убежденности в необходимости приобретения глубоких военных знаний, организацию сотрудничества с опытными военными, выполнявшими и выполняющими служебно-боевые задачи и задачи по охране общественного порядка. Здесь особенно важным является формирование у курсантов реалистичного представления о военной профессии и отдельных специальностях, понимания социальной значимости избранной профессии, активизация их субъектной позиции в решении задач военно-профессионального образования.

На третьем этапе включение курсантов в военно-профессиональное сообщество должно предусматривать поддержке и помощи в развитии военно-профессиональной культуры будущего офицера. Этот этап можно считать переломным, когда наибольшую значимость приобретает актуализация личностного смысла военно-профессиональной деятельности, развитие субъектности в профессиональной подготовке, обретение курсантами рефлексивных умений, в оценке своих жизненных и профессиональных перспектив.

Четвёртый этап педагогического сопровождения профессионально-личностного становления будущего офицера во взаимодействии с военно-профессиональным сообществом - это помощь курсанту в определении жизненных и профессиональных целей, перспектив будущей военной службы. Кроме этого, содержание педагогической поддержки должно быть связано с формированием чувства уверенности

в своих силах в выполнении будущей профессиональной деятельности, самостоятельности, нацеленности на успех, способности защищать и отстаивать свою позицию в ситуациях учебной и профессиональной коммуникации. Итоги экспериментальной работы представлены в таблице.

Динамика профессионально-личностного становления будущих офицеров в процессе опытно-экспериментальной работы

Критерии профессионально -личностного становления будущих офицеров Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Экспериментальные группы

Критерий профессиональной направленности до 20,0 50,0 30,0

после 56,2 37,2 6,6

Компетентностно -содержательный критерий до 16,6 56.6 26,6

после 60,2 35,2 4,2

Критерий социально-профессиональной активности до 20,0 46,6 33,3

после 58,2 35,2 6,6

Среднее значение распределения до 18,9 52,1 30,0

после 58,2 35,8 5,8

В целом включение курсантов на каждом этапе взаимодействия с военно-профессиональным сообществом способствует развитию социально-коммуникативной составляющей в профессионально-личностном становлении курсанта, потребности в профессиональной коммуникации в военно-профессиональном сообществе, проявлению успешности и удовлетворенности качеством образования и профессиональным выбором, развитию положительной эмоциональной отзывчивости на образовательные и жизненные вызовы в процессе военного образования.

Вывод. Таким образом, педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления будущего офицера в условиях взаимодействия с военно-профессиональным сообществом решает целый ряд важных задач подготовки офицера МВД к продуктивной профессиональной деятельности. В этом взаимодействии формируются социально значимые ценности и идеалы будущего офицера, его профессиональные и жизненные перспективы, мотивы приобретения военно-профессиональных знаний и пр. Вместе с тем процесс педагогического сопровождения профессионально-личностного становления требует мониторинга на каждом этапе становления. Такой мониторинг будет действенным, если используются критерии профессионально-личностного становления, позволяющие не только оценивать качество процесса, но и вносить необходимые коррекции в его содержание.

Библиографический список

1. Жуков Ю. М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме // Проблемы социализации: история и современность. М.: Изд-во МПСУ, 2013. С. 255-276.

2. Воронов Д. М. Профессионально-личностное становление курсантов внутренних войск МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2006. 21 с.

3. Кулюткин В. А. Система профессионального становления офицеров в военных вузах : монография. Воронеж: Издательство ВГУ, 2002. 192 с.

4. Барабанщиков А. В. [и др.] Психология и педагогика высшей военной школы. М.: Воениздат, 1989. 366 с.

5. Прозорова Е. В. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности // Мир психологии. 2003. № 10. С. 26-33.

S. T. Nurakhmetov,

Postgraduate student, Omsk State Pedagogical University, 14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7530-5819 e-mail: [email protected]

A. A. Petrusevich,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Omsk State Pedagogical University, 14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0011-6129

e-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL FORMATION OF A FUTURE OFFICER UNDER CONDITIONS OF INTERACTION WITH PROFESSIONAL MILITARY COMMUNITY

Introduction. This article discusses the issues of pedagogical support of professional and personal formation of the future officer in the process of interaction with the professional military community. The purpose of the article is to analyze the problems of the professional and personal development of the student and the search for pedagogical methods in solving these problems.

Methodology. The main focus of the article is on the research aspect using a systematic approach reflecting the pedagogical support organization within professional and personal development of a future officer in the educational process of a military institute.

Results. The paper analyzes the pedagogical capabilities of the professional military community and its impact on the professional and personal development of a future officer. Criteria of professional and personal formation assessment are elaborated and their use in practice of pedagogical support of professional and personal formation of cadets of military high school is shown. Special attention is paid to the technology of pedagogical support of professional and personal formation of cadets at each stage of professional military education.

Conclusions. The presented materials show how socially significant values and ideals of a future officer, his professional and life prospects are formed, what forms and methods provide professional and personal formation of future officers within the educational process of the military institute.

Keywords: professional and personal development, pedagogical support, military professional community, criteria for evaluation of professional and personal development.

References

1. Zhukov Yu. M. Values as determinants of decision-making. Socio-psychological approach to the problem. Problems of socialization: history and modernity. Moscow, MPSU Publ., 2013, pp. 255-276. (In Russian).

2. Voronov D. M. Professional and personal formation of cadets of internal troops of the Ministry of internal Affairs of Russia. Saratov, 2006, 21 p. (In Russian).

3. Kalyutkin V. A. The system of professional development of officers in military universities: monograph. Voronezh, VGU Publ., 2002, 192 p. (In Russian).

4. Barabanschikov A. V. Psychology and pedagogy of higher military school. Moscow: Voenizdat Publ., 1989, 366 p. (In Russian)

5. Prozorova E. V. Pedagogical conditions of development of communicative competence. World of psychology. 2003, no. 10, pp. 26-33. (In Russian)

Поступила в редакцию 6.02.2019 © С. Т. Нурахметов, А. А. Петрусевич, 2019

Авторы статьи:

Сагатбек Тулеубаевич Нурахметов, аспирант, Омский государственный педагогический университет, 644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14, e-mail: [email protected]

Аркадий Аркадьевич Петрусевич, доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет, 644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14, e-mail: [email protected]

Рецензенты:

В. И. Гам, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Многопрофильная Академия непрерывного образования, Омск.

Е. В. Лопанова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики, психологии и социальной работы, Омская гуманитарная академия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.