Научная статья на тему 'Содержательно-смысловые доминанты и процессуальная траектория педагогического сопровождения профессиональной адаптации военных специалистов'

Содержательно-смысловые доминанты и процессуальная траектория педагогического сопровождения профессиональной адаптации военных специалистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / МОЛОДОЙ ОФИЦЕР / ВОИНСКАЯ СРЕДА / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жуковский Сергей Владимирович

В статье анализируются сущностные характеристики понятия «профессиональная адаптация», исследуются содержательно-смысловые доминанты педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров, раскрываются направления и организационно-педагогические условия педагогического сопровождения профессиональной адаптации в воинской среде. Рассматриваются этапы педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров, составляющие процессуальную траекторию его организации в пространстве военно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жуковский Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержательно-смысловые доминанты и процессуальная траектория педагогического сопровождения профессиональной адаптации военных специалистов»

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ДОМИНАНТЫ И ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Жуковский С.В.

Жуковский Сергей Владимирович - военнослужащий, войсковая часть, г. Саратов

Аннотация: в статье анализируются сущностные характеристики понятия «профессиональная адаптация», исследуются содержательно-смысловые доминанты педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров, раскрываются направления и организационно-педагогические условия педагогического сопровождения профессиональной адаптации в воинской среде. Рассматриваются этапы педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров, составляющие процессуальную траекторию его организации в пространстве военно-профессиональной деятельности.

Ключевые слова: военный специалист, молодой офицер, воинская среда, военно-профессиональная деятельность, профессиональная адаптация, педагогическое сопровождение, направления, организационно-педагогические условия, этапы педагогического сопровождения.

В современных условиях интенсификации профессиональной деятельности военных специалистов, трансформации средств и способов организации служебно-боевой деятельности с особой остротой актуализируется проблема, связанная с оптимизацией процесса «вхождения» молодого офицера в воинскую среду, минимизацией адаптационных рисков в процессе интеграции военного специалиста в ее содержательное и функциональное пространство.

Указывая на важность и глубокую социально-профессиональную и личностную значимость эффективности профессиональной адаптации молодых офицеров в начальный период реализации ими служебных функций, отметим, что профессиональная адаптация представляет феномен, характеризующийся сбалансированностью психофизиологических ресурсов личности военного специалиста в процессе его взаимодействия с содержанием и условиями воинской среды, актуализацией личностного потенциала молодого офицера, его активностью для выстраивания собственного поведенческого маршрута в воинском пространстве без ущерба для физического и психического здоровья (И.В. Диденко [3], Е.А. Кирякова [6], Г.И. Постовалова [10]).

При этом активность личности молодого офицера выступает в качестве ведущего личностного образования, детерминирующего траекторию деятельности военного специалиста, направленную на интеграцию в воинскую среду и обеспечение взаимодействия с ее элементами, к которым С.Ю. Сахаров [11] относит следующие: содержание и условия военно-профессиональной деятельности, специфика профессиональных коммуникаций и особенности взаимодействия в воинском коллективе, социально-бытовые условия сферы профессионального труда.

В данном случае автор вполне оправданно встраивает в координаты профессиональной адаптации служебно-организационные, психофизиологические, коммуникативные и социально-бытовые доминанты, что объективно указывает на системный характер профессиональной адаптации, полифункциональность ее содержательно-смыслового орнамента и процессуальной динамики. Нам думается, что контуры профессиональной адаптации в данном контексте можно рассматривать в виде кластеров, характеризующих, с одной стороны, личностную составляющую профессиональной адаптации (психофизиологический кластер), а с другой - ее организационный аспект (организационный кластер), представленной непосредственно элементами

43

профессиональной среды; взаимодействие между обозначенными кластерами позволяет сопоставить возможности личности молодого офицера для адекватного реагирования на требования профессионального пространства. Подобное взаимодействие, по нашему мнению, позволяет обеспечить взаимное влияние выделенных кластеров друг на друга, тем самым создать условия для повышения эффективности профессиональной адаптации молодых офицеров.

Таким образом, профессиональная адаптация, исходя из представленных выше позиций, представляет процесс, в ходе которого осуществляется согласование функциональных параметров личности молодого офицера и требований, предъявляемых воинской средой.

Отметим, что в данном процессе особая роль отводится потенциалу воинской среды, обладающей широким спектром педагогических возможностей для повышения эффективности профессиональной адаптации молодых офицеров, осуществления адекватного педагогического сопровождения военных специалистов в адаптационном процессе. Проблеме педагогического сопровождения профессиональной адаптации, исследованию его содержательных, организационных, функциональных приоритетов и маршрутов реализации в адаптационном процессе посвящено достаточное число научных исследований (работы Е.В. Нехорошевой [9], Л.Н. Харавниной [14], М.А. Митькиной [7], И.В. Засыпкина, А.А.Ласкина [5], А.Я. Найна [8] и др.). Научный интерес к данной проблематике обусловлен наличием в адаптационном процессе ряда противоречий, среди которых выделяются следующие:

- между объективной социально обусловленной потребностью профессиональной сферы в молодых специалистах, обладающих адаптационным потенциалом, и низким фактическим уровнем его развития у молодых специалистов, снижающим эффективность профессиональной адаптации и оперативность интеграции личности в профессиональную среду;

- между возможностями и ресурсами профессиональной среды в организации педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых специалистов и отсутствием адекватной системы мер, интегрирующей содержательные, организационные, структурные и процессуальные механизмы повышения качества адаптационного процесса.

Безусловно, разрешение данных противоречий выступает в качестве одной из приоритетных социальных ценностей, позволяющей, с одной стороны, определенным образом активизировать внутренние ресурсы адаптирующейся личности, а с другой -«запустить» имеющиеся в арсенале профессиональной среды организационные и функциональные процессы, актуализировать средовые ресурсы, что обеспечить надежность и эффективность самой профессиональной деятельности.

Обращаясь к понятию педагогического сопровождения профессиональной адаптации, Е.В.Нехорошева [9] указывает, что оно реализуется в контурах взаимосвязи и взаимообусловленности деятельности всех субъектов профессионального пространства с учетом имеющегося у молодого специалиста адаптационного потенциала, анализа адаптационных затруднений и привлечением в соответствии с этим адекватных педагогических инструментов. Полагаем весьма справедливой точку зрения цитируемого автора относительно необходимости учета уровня адаптационного потенциала, представленного системой личностных свойств и качеств, позволяющих обеспечить снижение действия адаптационных факторов профессиональной среды и сохранение сбалансированности личностных компонентов психики. Оценка уровня развития адаптационного потенциала и последующий анализ имеющихся личностных затруднений позволяют в дальнейшем определить конкретные педагогические инструменты, используемые в процессе сопровождения адаптирующейся личности.

Рассматривая проблему педагогического сопровождения профессиональной адаптации, И.В. Засыпкин, А.А. Ласкин [5] отмечают, что важным смысловым ориентиром данного процесса выступает сохранение индивидуальности личности специалиста, оказание ему помощи в условиях реализации адаптационного маршрута с опорой на имеющиеся у молодого специалиста личностные ресурсы.

Анализ приведенных исследовательских точек зрения позволил установить, что педагогическое сопровождение профессиональной адаптации в большинстве случаев рассматривается как процесс взаимодействия молодого специалиста с профессиональной средой, в ходе которого ему оказывается содействие со стороны среды в построении и реализации личностно ориентированной и профессионально эффективной траектории организации адаптационного процесса. При этом педагогическое сопровождение определяется авторами [1, 2, 4, 12,13] через призму создания в профессиональной среде условий, способствующих становлению личности в границах адаптационного маршрута, оказания содействия в рамках структурно-функциональных возможностей самой среды, потенциала элементов, входящих в ее архитектуру и определяющих динамику ее функционирования. Применительно к специфике военно-профессиональной сферы система таких условий охватывает организационные и психолого-педагогические направления реализации педагогического сопровождения, создается на всех уровнях управления войсковой частью (таблица).

Таблица 1. Организация педагогического сопровождения профессиональной адаптации в войсковой

части

Направления организации педагогического сопровождения

профессиональной адаптации_

- выработка в воинской части единой системы педагогического сопровождения процесса профессиональной адаптации различных категорий военнослужащих (в том числе, молодых офицеров) применительно к определенным ситуациям служебно-боевой деятельности;

- определение должностных лиц органов военного управления, выступающих модераторами мероприятий по повышению эффективности профессиональной адаптации, установление их роли и функций в общей системе педагогического сопровождения профессиональной адаптации;

- подготовка офицерского состава к организации педагогического сопровождения профессиональной адаптации с использованием личностно ориентированных технологий в рамках института наставничества;

- организация постоянного мониторинга эффективности процесса и результатов профессиональной адаптации, позволяющего осуществлять системное отслеживание изменений качественных личностных характеристик, выстраивать маршруты оптимизации профессиональной адаптации, своевременно реагировать на возникающие трудности и отклонения от заданных параметров с целью коррекции организационных и содержательных механизмов педагогического сопровождения профессиональной адаптации_

Содержание педагогического сопровождения на различных уровнях управления войсковой части_

- на уровне войсковой части - задаются ориентиры организации работы по сопровождению профессиональной адаптации молодых офицеров, вырабатываются стратегические направления использования потенциала воинской среды для снижения рисков в процессе профессиональной адаптации, определяются условия и разрабатываются механизмы, повышающие эффективность и снижающие напряженность адаптационного процесса;

- на уровне воинского подразделения педагогическое сопровождение заключается в оказании консультационной, психологической и методической помощи молодому офицеру со стороны непосредственных руководителей, создании комфортной профессионально-психологической среды, включении молодого военного специалиста в процессы профессиональной коммуникации;

- третий уровень представлен комплексом отношений в системе «молодой офицер -офицер-наставник», которая является весьма действенным фактором профессиональной адаптации за счет демонстрации наставником эффективных образцов социально-профессионального поведения и профессиональных действий в различных ситуациях служебной деятельности, передачи опыта, позволяющих ускорить процесс интеграции молодого офицера в военно-профессиональную среду, повысить его ответственность за результаты собственных действий

Организационно-педагогические условия педагогического сопровождения профессиональной адаптации военных специалистов_

- введение в практику работы по педагогическому сопровождению профессиональной адаптации института наставничества как особой формы его организации, обеспечивающей оказание личностно-профессиональной поддержки адаптанту в сложных ситуациях профессиональной деятельности;

- организация морально-психологического обеспечения деятельности молодых офицеров в адаптационный период, интеграция военных специалистов и членов их семей в социальную среду войсковой части посредством реализации мероприятий военно-социальной, культурно-досуговой, информационно-пропагандистской и психологической работы;

- организация постоянного мониторинга процесса и результатов профессиональной адаптации, осуществляемого на всех уровнях управления войсковой частью, создание экспертных групп с целью оценки эффективности адаптационного процесса и качества профессиональной деятельности молодых офицеров_

Представленные в таблице условия образуют так называемый внешний контур педагогического сопровождения, задавая вектор организации данного процесса с ориентацией на использование архитектурных ресурсов воинской среды для достижения поддерживающего эффекта и оказания помощи молодым офицерам в преодолении возникающих трудностей в процессе организации профессиональной деятельности в адаптационный период. Очевидно, что периодичность и направленность подобной поддержки определяется степенью активности и самостоятельности самого молодого офицера, уровнем развития у него компетенций и личностно-профессиональных качеств, необходимых для взаимодействия с воинской средой, определяющих внутреннюю адаптационную готовность военного специалиста к реализации профессиональных функций и необходимость адекватной регуляции траектории профессиональной адаптации в разрезе оказания содействия молодому военному специалисту в решении возникающих адаптационных проблем. В связи с этим процессуальная траектория педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров определяется нами в виде последовательности этапов, в рамках которых реализуется система мер, направленных на повышение эффективности профессиональной адаптации военных специалистов:

- аналитико-диагностического, обеспечивающего оценку уровня адаптационного потенциала личности молодого офицера, его готовности к профессиональной адаптации, прогнозирование эффективности адаптационного процесса и траектории личностно-профессионального развития военного специалиста;

- ориентационного, направленного на ознакомление молодых офицеров с содержанием и условиями профессиональной деятельности, спецификой воинской среды, составом служебных функций и должностными обязанностями, нормативно-правовыми и организационно-распорядительными основаниями профессиональной деятельности, особенностями профессиональных коммуникаций в воинской среде;

- практико-действенного, обеспечивающего информационное, образовательное, воспитательное, социальное, психологическое сопровождение молодого офицера в процессе реализации им профессиональных функций посредством создания соответствующих организационно-педагогических условий;

- личностно-стабилизирующего, предполагающего организацию самостоятельной профессиональной деятельности молодых офицеров, расширение спектра компетенций в процессе осуществления практической деятельности по решению служебных задач, обеспечение консультационной поддержки при возникновении затруднений.

Обозначенные этапы педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров, отражая его процессуальную динамику, актуализируются и реализуются, с одной стороны, исходя из объективной необходимости проведения мониторинга уровня личностно-профессионального развития военного специалиста, его

интеграции в профессиональное пространство, а с другой - исходя из субъективных затруднения, возникающих у военных специалистов в адаптационном процессе.

Полагаем, что построенный таким образом процесс педагогического сопровождения профессиональной адаптации военных специалистов, подкрепленный созданными в профессиональном пространстве воинской среды организационно-педагогическими условиями, обеспечивает реализацию педагогически эффективного маршрута профессиональной адаптации молодого офицера, его адаптированность к содержанию и условиям воинской среды.

Список литературы

1. Антоновский А.В., Мурашко М.В., Филиппова О.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов таможенных органов: системный подход // Ученые записки СПб филиала РТА, 2016. № 4 (60). С. 98-102.

2. Барахсанов В.П., Асекритова Т.Г., Бурцев К.С. Педагогическое сопровождение адаптации молодого специалиста к профессиональной деятельности // Наука и образование, 2008. № 2. С. 39-43.

3. Диденко И.В. Психофизиологические и психологические особенности адаптации военнослужащих на различных этапах служебной деятельности: дисс...канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 229 с.

4. Железовская Г.И., Жуковский С.В. Возможности воинской среды в организации психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации молодых офицеров // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика, 2020. Т. 20. Вып. 1. С. 100-104.

5. Засыпкин И.В., Ласкин А.А. Исследования и теория педагогического сопровождения высвобождаемых специалистов правоохранительных органов // Вестник Московского университета МВД России, 2012. № 5. С. 223-226.

6. Кирякова Е.А. Основные подходы к исследованию профессиональной адаптации военнослужащих офицеров // Северо-Кавказский психологический вестник, 2012. № 10/3. С. 8-11.

7. Митькина М.А. Теоретические основы социально-педагогического сопровождения сотрудников организации в период адаптации к профессиональной деятельности Вестник социально-гуманитарного образования и науки, 2018. № 2. С. 29-32.

8. Найн А.Я. Инновации в образовании. Челябинск: Челябинский филиал ИПО МО РФ, 1995. 288 с.

9. Нехорошева Е.В. Педагогическое сопровождение профессиональной адаптации будущих социальных работников // Сибирский педагогический журнал, 2011. № 3. С. 166-174.

10. Постовалова Г.И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. Ереван, 1973. С. 18-19.

11. Сахаров С.Ю. Структурные компоненты профессиональной адаптации молодых офицеров: содержательная характеристика // Дискуссия, 2017. № 10. С. 124-125.

12. Скрипкина А.В., Зиброва М.М. Междисциплинарный анализ понятия «педагогическое сопровождение» адаптации курсантов к учебно-профессиональной деятельности // Вестник экономической безопасности, 2018. № 3. С. 257-259.

13. Струков А.Б. Педагогическое сопровождение адаптации курсантов к условиям обучения в высших военных учебных заведениях: дисс. ... канд. пед. наук. Саратов, 2005. 172 с.

14. Харавнина Л.Н. Технология педагогического сопровождения личностно-профессионального развития молодого преподавателя // Ярославский педагогический вестник, 2011. № 4. Т. II (Психолого-педагогические науки). С. 214-219.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.