Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение адаптации военнослужащих в различных ситуациях служебной деятельности'

Педагогическое сопровождение адаптации военнослужащих в различных ситуациях служебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артемьев А. А., Воротынцев В. В.

Статья посвящена рассмотрению теоретических основ адаптации, ее структуры и содержания, практико-ориентированных методов сопровождения адаптации военнослужащих в различных ситуациях служебной деятельности. В статье изложен краткий анализ проблемы адаптации в психолого-педагогической литературе, характеризующий опыт сопровождения в профессиональной подготовке военнослужащих. В ней представлена структура адаптации к военной службе и к служебной деятельности военнослужащих. Автор, вслед за учеными отмечает три важных элемента: 1. Освоение служебно-должностных функций. 2. Включение в общественную жизнь коллектива. 3. Установление межличностных, дружеских связей и отношений. В статье отмечено, что для адаптационного процесса значимы ценностные ориентации личности, направленность, степень совпадения личностных ориентаций с ценностными ориентациями воинской группы, особенности адаптивного опыта личности. Для успешной организации работы по адаптации личного состава молодому офицеру нужны эмоционально-волевые средства выразительности, психолого-педагогическое мастерство. Он должен знать, понимать и уметь реализовывать на практике основные направления психологической и педагогической работы по сопровождению процесса адаптации личного состава к служебной деятельности. Также в статье обращено внимание на мотивацию будущего офицера в выборе профессии и готовности его к сопровождению адаптации у военнослужащих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артемьев А. А., Воротынцев В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение адаптации военнослужащих в различных ситуациях служебной деятельности»

Педагогическое сопровождение адаптации военнослужащих в различных ситуациях служебной деятельности

Артемьев Артем Александрович,

адъюнкт факультета (подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования) Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии, artemev_artem163@mail.ru

Воротынцев Виталий Владимирович,

адъюнкт факультета (подготовки кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования) Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии, vorotyncev-vitaliyy@rambler.ru

Статья посвящена рассмотрению теоретических основ адаптации, ее структуры и содержания, практико-ориентированных методов сопровождения адаптации военнослужащих в различных ситуациях служебной деятельности. В статье изложен краткий анализ проблемы адаптации в психолого-педагогической литературе, характеризующий опыт сопровождения в профессиональной подготовке военнослужащих. В ней представлена структура адаптации к военной службе и к служебной деятельности военнослужащих. Автор, вслед за учеными отмечает три важных элемента:

1. Освоение служебно-должностных функций.

2. Включение в общественную жизнь коллектива.

3. Установление межличностных, дружеских связей и отношений.

В статье отмечено, что для адаптационного процесса значимы ценностные ориентации личности, направленность, степень совпадения личностных ориентаций с ценностными ориентаци-ями воинской группы, особенности адаптивного опыта личности.

Для успешной организации работы по адаптации личного состава молодому офицеру нужны эмоционально-волевые средства выразительности, психолого-педагогическое мастерство. Он должен знать, понимать и уметь реализовывать на практике основные направления психологической и педагогической работы по сопровождению процесса адаптации личного состава к служебной деятельности.

Также в статье обращено внимание на мотивацию будущего офицера в выборе профессии и готовности его к сопровождению адаптации у военнослужащих.

Ключевые слова: адаптация, сопровождение, педагогические ситуации, педагогические условия.

о

Е

СП

0

(Ч «9

01 г

Введение

В нынешнем обществе структура и модель образования в высшей военной школе постоянно испытывает перемены в соотношении с требованиями их актуализации. Модель образования значительно трансформировалась, на развитие её особенности профессиональной организации, представляется международной мыслью отбора качества в общих областях функционирования.

Повышать процесс изменения специальной выучки курсантов - значит совершенствовать качество проводимых занятий в военной образовательной организации высшего образования (ВООВО), подвести курсантов к эффективному пониманию, адаптировать их к учебному процессу.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что вопрос профессиональной подготовки курсантов, обучающихся в ВООВО к сопровождению адаптации военнослужащих в различных ситуациях служебной деятельности, в настоящее время изучен недостаточно. Существует ряд сложностей и проблем, которые требуют детального изучения.

Основные положения

В военной психолого-педагогической литературе выделяют два основных подхода к познанию сущности социально-психологической адаптации[1]:

Первый подход заключается в анализе социальной среды, которая играет приоритетную роль в процессе адаптации и содержания адаптации -изучение ролей, целей, опыта и мастерства. По факту возникает перемена социального состояния личности.

Второй подход направлен на рассмотрение адаптации как двустороннего развития взаимосвязи воинского коллектива и личности, принятие ее в структуру отношений. В результате преобразования рассматривается не только личностные качества самого военнослужащего, но и нормы воинского коллектива.

Отдавая предпочтение второму подходу, мы разделяем позицию Ж.Г. Сенокосова[7], который, рассматривая процесс адаптации, указывает на:

1. Отбор и реализация таких методов действий и моделей коммуникаций военнослужащими, которые объединяют мнения респондентов и средства к приспособленным условиям несоответствующим нормам основных ценностей личности и воинского коллектива или предпосылкам соответствия.

2. Исполнение группой другого субъекта через представление ему действительных возможно-

стей, известный смысл, правил, установок, настоящей состава, порядком конкурса и руководства в нем, степень его синтеза и согласованности.

В структуре адаптации к военной службе и к служебной деятельности военнослужащих Ковалев В.Н.[4] выделяет 3 основных значения:

1. Познание должностных и служебных функций.

2. Присоединение в общественную жизнь группы.

3. Определение межличностных, близких связей и позиций.

В исследовании данной проблемы в научной литературе мы установили следующие аспекты адаптации к военной службе[3]:

- адаптация военнослужащих к условиям слу-жебно-боевой деятельности и экстремальной ситуации (М.И. Дьяченко, М.П. Коробейников, Н.Ф. Феденко);

- адаптация к военной службе воинов различных родов войск Российской Федерации (Г.А. Бро-невицкий, Ю.П. Зуев, A.M. Столяренко);

- адаптация нового призыва с положением дисциплинированности (В.Г. Демин, А.В. Барабанщиков, С.С. Муцынов);

- адаптация курсантов ВООВО (A.M. Александров, Ю.А. Бородин, Л.Ф. Железняк, В.Я. Яблонко и др.);

- адаптивность военнослужащих проходящих военную службу по призыву (В.Н. Ковалев, А.Д. Глоточкин, Л.Г. Егоров, В.Ф. Давыдов, Л.Е. Мерзляк, Ж.Г. Сенокосов).

По мнению исследователей, успешность адаптации к служебной деятельности воинов определяет уровень адаптивности, осуществление субъекта аксиологических интересов, традиций, направление воинского коллектива, высокую степень ее связи с командирами (начальниками) и сослуживцами, точка довольства определенными связями и своим понятиями в коллективе.

Кроме того, по мнению Боровской С.В[2] адаптивность в психолого-педагогической литературе целесообразно рассматривать в трех главных областях:

- в области взаимоотношений с командиром (начальником);

- между товарищами;

- между субъектом и группой (воинским коллективом).

При оптимизации к служебной деятельности военнослужащих следует отметить и воздействие личностных принципов на ее процесс. Как отмечал М.И. Драгомиров: «...важнейшим военным элементом является человек. Важнейшим свойством человека - его нравственная энергия. Однако, имея дело с человеком, нужно брать его целиком, как он есть, а не создавать себе человека гипотетического, т.е. представляющего одну волю, или один ум, или, наконец, одну физику»[5. С.68].

В целях адаптивного развития важны аксиологическое направление личности, показатель сходства индивидуальных направлений с аксиологическими ориентациями воинского коллектива, осо-

бенности и тенденции адаптивного опыта личности.

Молодые офицеры должны все время работать над повышением качества своего психолого-педагогического искусства, передовая свой навык[6].

Для того чтобы воздействовать на нравственный мир военнослужащего, командиру необходимо, в первую очередь, проявлять чуткость и внимательность к подчинённым, не допускать в отношении их бестактности и грубости. Собственный образец командира и начальника исполняет главное значение в воспитании подчиненных. И офицер безучастия больших профессиональных знаний должен владеть важными внутренними особенностями.

Для выгодной структуры работы по адаптации личного состава офицеру необходимы эмоционально-волевые качества, его речь должна быть разнообразна по средствам выразительности, он должен владеть педагогическим мастерством, знать, понимать и уметь реализовывать на практике основные направления психологической и педагогической работы по сопровождению процесса адаптации личного состава к служебной деятельности.

До поступления в ВООВО каждый из молодых людей проходящий по факту общий по хронологии и не схожий по структуре путь собственного формирования.

На структуру его специфики воздействуют условия такого порядка, как развитие, преемственность, где проходило становление юноши, приемы и методы влияния на него общества. Поэтому психологическая и педагогическая работа с курсантами, по всей видимости, проводится в следующих формах:

- освоение определенных в прошлом навыков, относящихся к военной службе;

- изменение актуальных на сегодняшний день типов взаимоотношений;

- выявления средовых обстоятельств, отрицательно влияющих на формирование личности (коммуникативных затруднений, тип социального неблагополучия, отсутствие реальной роли в коллективе, и др.);

- выяснения характера их реакции на спорные ситуации (психологическая изоляция, компенсаторно-уступчивая позиция, цель укрепиться неадекватным способом, оппозиционно-демонстративная форма поведения и др.);

- познание быстрого реагирования будущих офицеров на проблемы средовой адаптации (подавленное состояние, повышения уровня тревожности, игнорирование конфликта и др.);

- установление личностных особенностей характера и особенностей субъекта, осложняющих приспособление к ситуациям воспитательной среды в конфликтном состоянии[1].

Все вышесказанное позволяет заключить следующее, что формирование педагогической готовности будущего офицера к сопровождению адаптации военнослужащих к различным ситуациям служебной деятельности заключается:

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

0

01 и А ы О и А X X m

о

Е

СП

о

01 г

- в организации воспитательной работы в воинской части, где совокупность точной степени зрелости характерных черт: чувства достоинства, чести, долга, войскового товарищества является основным;

- в организации учебного процесса, в ходе которого будущие офицеры приобретают и классифицируют совокупность сведений, готовятся творчески использовать их в практической деятельности, овладевают умениями и навыками по избранной специальности, искусством руководить обучением и воспитанием и в общем образованием подчиненных военнослужащих. У них должны складываться способности к таким видам деятельности: педагогической (проведение занятий, проведение единичных учебных мероприятий, построение индивидуального плана работы); инновационной (собственная разработка новшеств, передача своего опыта, проведение экспериментов по социальному воспитанию); коллективному самоуправлению; саморазвитию.

Эффект учебно-воспитательного процесса, его воздействие будет ощутим, если сопровождение адаптации военнослужащих к различным ситуациям служебной деятельности станет необходимой формой учебно-воспитательного процесса и будет применяться комплексно, охватывая все стороны жизнедеятельности, ориентированной на подготовленность будущего офицера. В этом обусловлен, результат всей воспитательной работы с личным составом офицера в воинской части. Знание основ целостного педагогического процесса, способность использовать их в практической учебно-воспитательной деятельности представляет и как условие удачного разрешения военно-педагогических задач, и как экспонент степени его профессионального роста.

Особую роль играет мотивация будущего офицера в выборе профессии, которая формируется еще до поступления в ВООВО под влиянием всевозможных факторов. Однако при прохождении военной службы в войсках (воинских частях) молодые офицеры практически сразу встречаются с тяготами и лишениями, особенностями и спецификой военной службы. В этот момент важно принимать активное участие в поддержании молодых офицеров, оказывать всевозможную помощь в осмыслении того, что трудности службы - это обязательный момент освоения военной профессией.

Сущность работы по адаптации военнослужащих к служебной деятельности в воинской части определена спецификой задач, особенностями организации службы, специфика условий, в которых будет следовать служебно-профессиональная деятельность офицера после окончания высшего военного учебного заведения, четко упорядочено нормативными актами и служебными (должностными) обязанностями[5].

Таким образом, нами были выделены следующие педагогические условия формирования готовности будущего офицера к сопровождению адаптации военнослужащих к различным ситуациям служебной деятельности.

Раскроем их более детально.

Первое условие - ориентация методов и форм учебного и воспитательного процесса в подразделении (воинской части) на обучение, и самообучение курсантов. Побуждение будущих офицеров к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, Данное условие осуществляет в большей мере в воспитательной деятельности, в процессе освоения предметов психолого-педагогического блока.

Второе условие - выражение публичного положения, задания воспитательного условия, случая, задачи, разработка положительных результатов, разъяснения, насыщенность и изменчивость участия будущего офицера в социально целевой взаимосвязи в пределах организации информационно-воспитательной работы в подразделении (воинской части), которое нацелено на улучшение личностного умения социальной взаимосвязи с помощью проживания разнообразных функций, отношение в условии содействия всевозможного вида, как в развитии упорядоченной деятельности в различных ситуациях.

Третье условие - организация индивидуально-ориентированной и информационно-методической пользе и помощи будущего офицера, как в ходе развития наставнической стремления к сопровождению приспособления военнослужащих к любым условиям всесторонней деятельности, так и в ходе выполнения педагогической деятельности. Настоящее условие создано на построении понимания офицером особого способа совершенствования в повседневной жизнедеятельности и его самодетерминации к качествам проведения им воспитательной роли. Условие выполняются через способы и приемы установочного, справочного, совещательного, диалогового характера, основанные на индивидуальной тревоге, размышлении и самоанализе офицером, происходящих с ним изменений.

Основной системой осуществления данной ситуации на практике является индивидуальная беседа, выступающая наиболее эффективным методом изучения индивидуальных особенностей офицеров. Беседа не должна сводиться к беспредметному разговору. Это целенаправленная форма работы с офицером и требует соблюдения определенных положений проведения.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, отметим, что выделенные педагогические условия создают основу формирования педагогической готовности будущего офицера к сопровождению адаптации военнослужащих к различным ситуациям служебной деятельности.

Результат реализации педагогических условий предполагает, что у курсантов определены знания целей, форм, методов, содержания, воспитательной работы; умения в проведении воспитательной работы с различными категориями военнослужащих; действительное мотивирование к сопровождению адаптации военнослужащих в различных ситуациях служебной деятельности; способности,

обеспечивающие реализацию знаний и умений в практике воспитательной работы.

Внедрение педагогических условий способствует реализации профессиональных образовательных программ в подготовке будущих офицеров к сопровождению адаптации военнослужащих к различным ситуациям служебной деятельности.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2010. -124 с.

2. Боровская С.В. Педагогические условия повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук. / С.В. Боровская. - Челябинск: ЧГПУ, 1999. - 175 с.

3. Ипполитова Н.В. Развитие личности будущего педагога в контексте профессиональной подготовки: монография / Н.В. Ипполитова [и др.]. -Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2010. - 244 с.

4. Ковалев В.Н. Социология управления социальной сферой. Учебное пособие: курс лекций. М.: Издательство МГСУ, 2003.

5. Найн А.Я. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект / А.Я. Найн, Ф.Н. Клюев. - Челябинск: Изд-во ин-та разв. проф. обр., 2008. - 264 с.

6. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации / под ред. И .А. Алехина. - М.: ВУ, 2003.

7. Сенокосов Ж. Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к военной службе / Диссертация кандидата психологических наук - М.: ВПА, 1990.

Professional preparation of future officers for support of adaptation at military service

Artemyev A.A., Vorotyntsev V.V.

St. Petersburg Military Order of the Zhukov Institute of the National Guard Troops

The article is devoted to the consideration of the theoretical foundations of adaptation, its structure and content, practice-oriented methods of supporting the adaptation of military personnel in various situations of official activity. The article provides a brief analysis of the problem of adaptation in the psychological and pedagogical literature, which characterizes the experience of escort in the training of military personnel.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

It presents the structure of adaptation to military service and to the service activities of military personnel. The author, following the scientists, notes three important elements:

1. The development of official functions.

2. The inclusion in the public life of the team.

3. Establishment of interpersonal, friendships and relationships.

The article notes that for the adaptation process, value orientations

of a personality, orientation, degree of coincidence of personal orientations with value orientations of a military group, and features of an adaptive personality experience are significant.

For the successful organization of work on the adaptation of personnel, the young officer needs emotional and volitional means of expression, psychological and pedagogical skills. He must know, understand and be able to put into practice the main areas of psychological and pedagogical work to accompany the process of adaptation of personnel to official activities.

The article also draws attention to the motivation of the future officer in choosing a profession and his readiness to accompany adaptation in the military.

Key words: adaptation, support, pedagogical situations, pedagogical conditions.

References

1. Andreev V.I. Pedagogy: a training course for creative self-development / V.I. Andreev. - Kazan: Center for Innovative Technologies, 2010. - 124 p.

2. Borovskaya S.V. Pedagogical conditions for increasing the efficiency of professional and creative self-educational activities of a future teacher: dis. ... cand. ped sciences. / S.V. Borovskaya. - Chelyabinsk: ChSPU, 1999 .-- 175 p.

3. Ippolitova N.V. The personality development of the future teacher

in the context of vocational training: monograph / N.V. Ippolitov [et al.]. - Shadrinsk: Publishing House of the ShGPI, 2010 .-244 p.

4. Kovalev V.N. Sociology of social management. Textbook: lecture

course. M .: Publishing house of MGSU, 2003.

5. Nine A.Ya. Problems of the development of vocational education:

regional aspect / A.Ya. Nine, F.N. Klyuev. - Chelyabinsk: Publishing house of the Institute of Development. prof. arr., 2008 .-- 264 p.

6. Theory and practice of education of military personnel of the

Armed Forces of the Russian Federation / ed. I.A. Alekhine. - M .: VU, 2003.

7. Senokosov Zh.G. Socio-psychological adaptation of young soldiers to military service / Dissertation of the candidate of psychological sciences - M .: VPA, 1990.

Р

m

5

m

X

X

о

m

m

й

А

-i

О

-i

X

£

m

О

X

О

m

О

DI

n

А

ы

о

и

А

X

X

m

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.