Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИНАЛЬНЫМ ЗДОРОВЬЕМ ПЕДАГОГА В ФОРМАТЕ ОЦЕНКИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИНАЛЬНЫМ ЗДОРОВЬЕМ ПЕДАГОГА В ФОРМАТЕ ОЦЕНКИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕПУТАЦИЯ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Ирина Владимировна, Лебедев Никита Евгеньевич

Статья посвящена вопросам управления профессиональным здоровьем педагога в условиях образовательной организации. Приводятся различные подходы исследователей к феномену «профессиональное здоровье» специалиста. Доказывается связь физического, психического здоровья педагога и его социального благополучия. Рассматривается специфика трудовой активности, возможные риски и профессиональные затруднения педагогических работников. Приводится анализ психофизических и методических дефицитов учителей, связанных с напряженностью трудовой деятельности. Доказывается особая значимость проведения оценки профессиональной деятельности педагогов - классных наставников как индикатора их профессионального благополучия. Дается характеристика профессионального профиля педагога на основе факторов, влияющих на профессиональное благополучие и здоровье педагогического работника. Раскрывается оригинальная методика оценивания успешности классных наставников. Рассматриваются возможности формирования механизмов формирования и сохранения профессионального здоровья педагогов и критерии эффективности их деятельности. Доказана необходимость создания системной модели управления профессиональным здоровьем педагога в формате образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Ирина Владимировна, Лебедев Никита Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF PROFESSIONAL HEALTH OF A TEACHER IN THE FORMAT OF EVALUATION OF HIS ACTIVITY

The article is devoted to the issues of professional health management of a teacher in an educational organization. Various approaches of researchers to the phenomenon of "professional health" of a specialist are given. The connection between the physical and mental health of the teacher and his social well-being is proved. The specifics of labor activity, possible risks and professional difficulties of teaching staff are considered. The analysis of psychophysical and methodological deficits of teachers associated with the intensity of labor activity is given. The special importance of assessing the professional activity of teachers - classroom teachers as an indicator of their professional well-being is proved. The characteristic of the professional profile of a teacher is given on the basis of factors affecting the professional well-being and health of a pedagogical worker. The original methodology of assessing the success of classroom teachers is revealed. The possibilities of forming mechanisms for the formation and preservation of professional health of teachers and criteria for the effectiveness of their activities are considered. The necessity of creating a system model of professional health management of a teacher in the format of an educational organization is proved.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИНАЛЬНЫМ ЗДОРОВЬЕМ ПЕДАГОГА В ФОРМАТЕ ОЦЕНКИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

3. Кряжева, Е.В. Анализ динамики жизненных ценностей и ценностных ориентаций студентов вуза / Е.В. Кряжева, М.Ю. Виноградская // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №68-3. - С. 332-334

4. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10. - №1. -https://doi.org/10.26795/2307-1281 -2022-10-2

5. Мусхаджиева, Т.А. Природа и сущность межличностных отношений между субъектами педагогической деятельности / Т.А. Мусхаджиева // Вестник Мининского университета. - 2022. - Том 10. - №4. -https://doi.org/10.26795/2307-1281 -2022-10-4-4

6. Полякова, А.В. Понятие межличностного взаимодействия в социально-образовательной среде / А.В. Полякова // Проблемы педагогики. - 2017. - № 9 (32). - С. 25-27. - URL: https://cyberienmka.m/artide/n/ponyatie-mezhlichnostnogo-vzaimodeystviya-v-sotsialno-obrazovatelnoy-srede

7. Ряжкин, А.О. Особенности субъективного отношения личности к значимым ценностям у студентов вуза / А.О. Ряжкин // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 3. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-10

Педагогика

УДК 331.44

кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Лебедев Никита Евгеньевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИНАЛЬНЫМ ЗДОРОВЬЕМ ПЕДАГОГА В ФОРМАТЕ ОЦЕНКИ ЕГО

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена вопросам управления профессиональным здоровьем педагога в условиях образовательной организации. Приводятся различные подходы исследователей к феномену «профессиональное здоровье» специалиста. Доказывается связь физического, психического здоровья педагога и его социального благополучия. Рассматривается специфика трудовой активности, возможные риски и профессиональные затруднения педагогических работников. Приводится анализ психофизических и методических дефицитов учителей, связанных с напряженностью трудовой деятельности. Доказывается особая значимость проведения оценки профессиональной деятельности педагогов -классных наставников как индикатора их профессионального благополучия. Дается характеристика профессионального профиля педагога на основе факторов, влияющих на профессиональное благополучие и здоровье педагогического работника. Раскрывается оригинальная методика оценивания успешности классных наставников. Рассматриваются возможности формирования механизмов формирования и сохранения профессионального здоровья педагогов и критерии эффективности их деятельности. Доказана необходимость создания системной модели управления профессиональным здоровьем педагога в формате образовательной организации.

Ключевые слова: управление, профессиональное здоровье, профессиональное благополучие, профессиональная деформация, профессиональная репутация педагога

Annotation. The article is devoted to the issues of professional health management of a teacher in an educational organization. Various approaches of researchers to the phenomenon of "professional health" of a specialist are given. The connection between the physical and mental health of the teacher and his social well-being is proved. The specifics of labor activity, possible risks and professional difficulties of teaching staff are considered. The analysis of psychophysical and methodological deficits of teachers associated with the intensity of labor activity is given. The special importance of assessing the professional activity of teachers -classroom teachers as an indicator of their professional well-being is proved. The characteristic of the professional profile of a teacher is given on the basis of factors affecting the professional well-being and health of a pedagogical worker. The original methodology of assessing the success of classroom teachers is revealed. The possibilities of forming mechanisms for the formation and preservation of professional health of teachers and criteria for the effectiveness of their activities are considered. The necessity of creating a system model of professional health management of a teacher in the format of an educational organization is proved.

Key words: management, professional health, professional well-being, professional deformation, professional reputation of a teacher

Введение. В настоящее время здоровье человека приобретает значение глобального уровня, являясь важным направлением государственной политики и объектом изучения в разных науках. Профессиональное здоровье не так давно определилось как научное направление (конец XX - начало XXI века), но приобрело очерченный дискурс в исследованиях различной направленности. Данная тема является предметом исследований таких ученых, как Р.А. Березовская, Ю.В. Варданян, Е.М. Иванов, Г.С. Никифоров, А.Г. Маклаков, Л.М. Митина, А.А. Печеркина и др. Большинство авторов рассматривают профессиональное здоровье человека через призму трудовой деятельности, где профессиональное благополучие коррелирует с социальным заказом общества и с компетенциями работника в реальных условиях [2; 4; 8]. Доказано, что сегодня проблемы, связанные с профессиональным здоровьем специалиста, становятся приоритетными в трудовых коллективах и в научных областях знания (психология, экономика, эргономика, социология, педагогика, право, медицина, профессиология и др.). При анализе самого термина «профессиональное здоровье» ученые придерживаются различных подходов:

1) наличие компенсаторных и защитных механизмов организма (В.А. Пономаренко);

2) работоспособность при всех условиях трудовой деятельности (В.И. Шостак, Л.А. Яньшин);

3) высокая эффективность труда (А.Г. Маклаков);

4) надежность профессиональной деятельности после необходимой образовательной подготовки (Г.С. Никифоров).

Нельзя не согласиться с мнением А.А. Печеркиной, что характерным критерием профессионального здоровья

специалиста в большинстве трактовок является оценка успешности выполнения работником профессиональных функций [7].

Эти выводы ценны и для определения профессиональной специфики труда учителей и преподавателей вузов и учреждений СПО, что напрямую связано с вопросами сохранения и поддержания их здоровья.

Изложение основного материала статьи. Исследователи проблематики здоровья специалиста любой области трудовой активности (Г.С. Абрамова, Е.В. Броздовская, А.А. Исаев, Р.А. Березовская) убеждены, что данное направление является приоритетным в современной зарубежной и отечественной психологии труда. Более того, исследования в этой области заложили базис для появления самостоятельной психологической дисциплины - психологии здоровья человека. Вместе с тем, Р.А. Березовская доказывает, что, несмотря на давний срок развития и широкий спектр теоретических подходов, связанных с изучением феномена профессионального здоровья, эта наука не получила пока целостного и систематического научного анализа как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Исходя из сложности указанной проблемы, автор утверждает, что ее разработка требует интеграции таких областей научных исследований, как социальная психология, организационная психология, психология труда, психология среды [2]. Доказано, что в силу специфики профессии, предполагающей стрессогенные ситуации, у педагогов возникает риск неврозов, синдрома выгорания, жесткого ролевого поведения, профессионального «истощения», «кризиса» и т.п. [7, С. 60]. Современная образовательная политика определяет растущие требования к школе и деятельности педагога: уровню его квалификации, психолого-педагогических компетенций, профессиональной направленности личности и способности к саморазвитию. Нельзя не согласиться с мнением С.М.Шингаева, что здоровый профессионал имеет высокую работоспособность, выносливость; его здоровье напрямую влияет на уверенность в себе, в своих силах и на успешность в работе [9, С. 55]. Таким образом, здоровье педагога сегодня выступает как социальная ценность, т.к. оно является необходимым условием воспитания здорового поколения.

Ведущий ученый - специалист в области профессионального здоровья педагога Л.М. Митина определяет профессиональное здоровье учителя как «способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности педагога во всех условиях протекания профессиональной деятельности [4, С. 47-48].

Нам близка трактовка А.А. Печеркиной и Р.Р. Муслумова, которые под профессиональным здоровьем педагога понимают состояние организма, обеспечивающее работоспособность, компетентность и конструктивное развитие личности учителя на всех этапах профессионального развития [6, C. 106]. Данный подход, по нашему мнению, содержит интегративную матрицу профессионального здоровья педагогического работника на психофизическом, социально-статусном, личностном и непосредственно трудовом уровнях. Практика показывает, что для формирования и развития стойкого здоровья педагога на всех уровнях необходимо выработать приоритетные траектории его внутренних стимулов, например:

- отношение к своему здоровью как личной ценности;

- осознание связи здоровья с профессиональным благополучием;

- необходимость повышения уровня саморегуляции и самооценки учителя[4; 6; 7].

Не требует доказательств утверждение, что качественное воздействие на сохранность здоровья учителя оказывает профессиональная мотивация, обретение мастерства, удовлетворенность деятельностью, качественные положительные взаимоотношения с учениками и коллегами, авторитет и результативность работы.

Данные выводы определяют необходимость и возможность создания модели управления профессиональным здоровьем педагога в формате конкретной образовательной организации. В исследованиях Т.В. Душениной, Л.А. Проскуряковой, А.А. Исаева, А.В. Молокоедова, И.М. Слободчикова и др. установлено, что состояние здоровья учителей неудовлетворительно, что является следствием перегрузок, ненормированного рабочего дня, непредвиденных стрессогенных ситуаций, необходимостью выполнять часть работы дома. Ученые выделяют факторы, которые приводят к снижению уровня физического, психического (включая эмоциональное) здоровья и, соответственно, социального благополучия. Таким образом, важным для разработки системы развития и укрепления здоровья учительства представляется анализ существующих в настоящее время профессиональных дефицитов педагогов, а также определение резервов для управления их профессиональным здоровьем в условиях образовательной организации. В данном контексте стоит отметить, что проблема управления профессиональным здоровьем педагога находится пока в стадии активного научного осмысления и поиска практических решений.

В формате означенной темы исследовательский коллектив кафедры общей и социальной педагогики Мининского университета (г. Нижний Новгород) в рамках реализации научного проекта «Оценка эффективности деятельности классного руководителя (в т.ч. разработка критериев эффективности)» разработал профессиональный профиль педагога с целью определения факторов, влияющих на профессиональное благополучие и профессиональные дефициты педагогического работника. Было доказано, что он является не только эффективным инструментом комплексной оценки профессиональных компетенций педагога, но и способствует повышению его мотивации к профессионально-личностному росту [3]. Письмо Минпросвещения России от 12.05.2020 № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях» явилось методологической основой проекта. В нем указано: «Оценка деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, позволяет определить направления ее совершенствования и поощрить педагогических работников, которые наиболее эффективно осуществляют классное руководство».

Руководствуясь положением о том, что «сущность управления результативностью — обучать, направлять, оценивать, мотивировать и вознаграждать сослуживцев, помогая им полностью раскрыть свой потенциал и повысить результативность деятельности всей организации» [1, С. 26], была поставлена цель исследования - разработать надежный квалиметрический механизм адекватной многоаспектной экспертизы результативности работы учителя. Актуализация проблемы оценивания эффективности воспитательной работы учителя обусловила необходимость создания комплексной методики оценки успешности его труда. Данная методика имеет целью выявление проблемных зон и профессиональных дефицитов учителя, а также обеспечения результативности его труда. Была создана интегративная критериальная матрица, включающая процессуальный, личностный и результативный блоки и соответствующие им критерии и показатели [5].

Так, процессуальный блок раскрывает эффективность использования внутренних ресурсов, личностный блок описывает профессионально-методические компетенции педагога. Результативный блок представляет эффективность достижения целей в воспитании и социализации учащихся, пути избегания профессиональных дефицитов, траектории выхода на высокий уровень продуктивности. Содержание оценки эффективности деятельности учителя-наставника раскрывается по всем направлениям его деятельности: 1) личность, 2) коллектив класса, 3) родители, 4) педагоги-предметники, 5) социальные партнёры.

Механизм оценки предполагает последовательное конструирование ее траектории:

1. Подготовительный этап (выбор блоков оценки, направления деятельности, субъектов и квалиметрических инструментов).

2. Диагностический этап. Непосредственное оценивание деятельности учителя по сконструированной траектории.

3. Аналитический этап. Анализ результатов оценки, выстраивание траектории дальнейшего профессионально-личностного роста педагога.

Субъектами оценки могут являться все участники образовательных отношений: администрация школы, учителя-предметники, родители обучающихся, учащиеся, сам классный наставник. В данную модель заложен следующий диагностический инструментарий: пакеты чек-листов, анкеты, опросники, графические и видео-кейсы, тесты, творческие задания. Методика предполагает использование электронного ресурса, который позволяет сформировать общую и дифференцированную оценку профессионального благополучия учителей и выявить проблемные зоны в их профессионально-личностном развитии [8]. Данная методика позволит интегрировать полученные данные с уровнем профессионального здоровья каждого учителя, участвующего в процедуре оценивания.

Выводы. Предложенная методика оценивания результативности труда педагогов-наставников позволяет не только всестороннее изучить и проанализировать деятельность, но принять эффективные управленческие решения, обеспечивающие качество работы, осуществить внутришкольный контроль; расширить трудовые компетенции и возможности; провести рефлексию профессионально-личностных траекторий [3; 5]. В силу того, что в ходе проведения комплексной оценки педагог имеет возможность оценить самого себя и сравнить самооценку с мнением других членов экспертных групп, у него вырабатывается интегральное понимание результативности своего труда, высвечиваются промахи и удачи. Модель предусматривает возможность осуществления не только комплексной оценки эффективности деятельности классного руководителя, но и отдельных (аспектных) ее видов в соответствии с потребностями и запросами самого педагога, родителей, коллег или администрации.

Не стоит доказывать, что реальность и адекватность оценивания продуктивности и качественности работы учителя (классного руководителя) напрямую связана с его социальным благополучием, включая профессиональное здоровье и развитие. Анализ показателей результативности труда педагога позволяет при необходимости «переформатировать» его самооценку, провести рефлексию трудовых компетенций, повысить профессиональную репутацию, вовремя избежать профессиональной деформации и сохранить психическое равновесие. Кроме того, регулярный мониторинг и объективная экспертиза профессиональной деятельности учителей позволяет качественно и оперативно использовать механизмы поощрений и развивать систему управления эффективностью их деятельности. Данное исследование позволяет утверждать, что решение проблемы формирования и сохранения профессионального здоровья педагога является значимой и многоаспектной задачей, от которой зависят качество и успешность деятельности всех субъектов образовательного пространства школы.

Литература:

1. Армстронг, М. Управление результативностью. Система оценки результатов в действии / Майкл Армстронг, Анжела Бэрон; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 250 с.

2. Березовская, Р.А. Психология профессионального здоровья за рубежом: современное состояние и перспективы развития / Р.А. Березовская // Психологические исследования. - 2012. - Т. 5, № 26. - С. 12.

3. Лебедева, И.В. Модель профессионального профиля классного руководителя: форматы деятельности / И.В. Лебедева, А.А. Лощилова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2021. - Т. 13. -№ 3. - С. 104-114

4. Митина, Л.М. Профессиональное здоровье педагога: учебное пособие для вузов / Л.М. Митина, Г.В. Митин, О.А. Анисимова. - 2-е изд., доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 379 с.

5. Оценка эффективности деятельности классного руководителя: методология, теория и практика / В.В. Николина, С.И. Аксенов, Р.У. Арифулина [и др.]; Мининский университет. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2021. - 182 с.

6. Печеркина, А.А. Сохранение и укрепление профессионального здоровья учителя / А.А. Печеркина, Р.Р. Муслумов // Народное образование. - 2017. - № 1-2. - С. 105-110

7. Печеркина, А.А. Профессиональное здоровье педагога: Учебное пособие / А.А. Печеркина, М.Г. Синякова, Н.И. Чуракова. - 2-е изд., пер. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2018. - 136 с. - (Образовательный процесс). - ISBN 978-5-534-09861-7. - EDN PLRKZB.

8. Слепенкова, Е. А. Оценка эффективности деятельности классного руководителя: опыт Мининского университета / Е.А. Слепенкова, Н.Д. Базарнова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 4. - DOI 10.26795/2307-1281-202210-4-1. - EDN UDGTZR.

9. Шингаев, С.М. Профессиональное здоровье руководителей и проблемы повышения профессиональной квалификации / С.М. Шингаев // Человек и образование. - 2013. - №4 (37). - С. 54-57

Педагогика

УДК 37.022

кандидат экономических наук, доцент Леонов Сергей Андреевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна» (г. Санкт-Петербург)

АНКЕТИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к обеспечению гарантий качества образовательной деятельности. Автором анализируются методические вопросы обеспечения гарантий качества образования, как на международном, так и на национальном уровне. Анкетирование в целом рассматривается в качестве инструмента, способствующего эффективному функционированию системы гарантий качества образования. Анализируются рекомендации и стандарты обеспечения эффективного процесса подготовки будущих специалистов. Опрос студентов в формате анкетирования позволяет установить содержательную обратную связь между образовательной организацией и иными участниками образовательных отношений. В статье особо подчеркивается значение анкетирования обучающихся в контексте выстраивания конструктивных взаимоотношений между обучающимися и образовательной организацией. Одной из главных задач образовательной организации становится гибкое реагирование на изменение требований к качеству подготовки студентов. Таким образом, на основе полученной обратной связи рассматривается возможность проведения соответствующих корректирующих мероприятий. Такие мероприятия могут осуществляться в целях корректировки содержания образовательных программ. Вместе с тем, корректирующие мероприятия должны затронуть и мероприятия по обеспечению качества подготовки обучающихся.

Ключевые слова: качество образования, анкетирование, гарантии, контроль результатов обучения, сотрудничество, образовательная организация, корректирующие мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.