Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ'

УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ / МОДЕЛЬ ОЦЕНИВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Ирина Владимировна, Слепенкова Евгения Александровна, Базарнова Надежда Дмитриевна

Статья посвящена проблеме управления эффективностью деятельности классного руководителя в современной школе. Представлен анализ современных источников и опыта работы образовательных организаций по проблеме механизма оценки деятельности классных руководителей. Рассматривается деятельность классного руководителя в формате профессионального профиля педагога. Доказывается необходимость обучения представителей администрации школы формам экспертной деятельности в целях качественной оценки эффективности работы классных руководителей. Представлена модель оценки эффективности деятельности классного руководителя, разработанная кафедрой общей и социальной педагогики Мининского университета (г. Нижний Новгород). Охарактеризованы процессуальный, личностный и результативный блоки модели, которые содержат определенные критерии и показатели, учитывающие инвариантные направления деятельности классного руководителя. Представлены результаты пилотной апробации модели на базе школ РФ. Рассматривается оригинальная программа дополнительного профессионального образования для администраций школ «Управление эффективностью деятельности классного руководителя». Дана сущностная характеристика модулей программы, ее специфика и форматы использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Ирина Владимировна, Слепенкова Евгения Александровна, Базарнова Надежда Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANCE MANAGEMENT OF THE CLASS TEACHER

The article is devoted to the problem of managing the effectiveness of the classroom teacher in a modern school. The analysis of modern sources and experience of educational organizations on the problem of mechanisms for evaluating the activities of classroom teachers is presented. The activity of the class teacher in the format of the professional profile of the teacher is considered. The necessity of training representatives of school administrations in forms of expert activity in order to qualitatively assess the effectiveness of classroom teachers is proved. The model of evaluation of the effectiveness of the classroom teacher, developed by the Department of General and Social Pedagogy of Mininsky University (Nizhny Novgorod), is presented. The procedural, personal and productive blocks of the model are characterized, which contain certain criteria and indicators that take into account the invariant activities of the class teacher. The results of the pilot testing of the model on the basis of schools of the Russian Federation are presented. The original program of additional professional education for school administrations "Performance management of the classroom teacher" is considered. The essential characteristics of the program modules, its specifics and usage formats are given.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

заинтересовать своим предметом, объективность оценивания, владение ИКТ), личностные (доброжелательность, открытость, уравновешенность и т.п.).

С целью проверки данных выводов нами было проведено социологическое исследование, направленное на выявление имиджевых характеристик педагога «Педагог глазами учеников». Среди наиболее значимых профессиональных качеств педагога испытуемые отметили: педагогическую эрудицию и педагогическую интуицию (100% ответов), педагогическую импровизацию (в 70% ответов), интеллект (100% ответов). Личностным качеством, которым непременно должен обладать педагог, 87% испытуемых назвали самоконтроль. В числе наиболее часто выбираемых качеств были указаны: доброжелательность, лояльность, ораторское мастерство, уверенность в себе.

Особый интерес школьников в исследовании имиджа школьного учителя вызвала тема отрицательного имиджа. Отрицательными характеристиками образа педагога 98% респондентов посчитали равнодушие, агрессивность и амбициозность.

На 2 этапе исследования была проведена работа с педагогами с целью выяснения, насколько они соответствуют ожиданиям учеников. Педагогам был предложен тест К. Томаса - Р. Килманна «Типы поведения в конфликтах», который является одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации. Результаты теста показали, что 75% педагогов имеют тенденцию к сотрудничеству в решении конфликтных ситуаций, 15% - к поиску компромисса, 4% - к избеганию, 6% - к приспособлению. По теме отрицательного имиджа педагогам для ознакомления было предложено пособие М.Вудкока и Д. Френсиса «Раскрепощенный менеджер» [2], по которому педагоги определяли качества, несовместимые с имиджем учителя: неумение управлять собой, размытые личные ценности, остановленное саморазвитие, недостаточность навыков решать проблемы, недостаток творческого подхода в работе.

Анализ ответов на анкету «Мой профессиональный имидж» показал уверенность 95% опрошенных педагогов в эффективности использования демократического, ассертивного, заинтересованного стиля общения с обучающимися. Особый интерес у всех испытуемых вызвал вопрос анкеты, касающийся имиджа образовательного учреждения. Его слагаемыми, по мнению и обучающихся, и педагогов, являются инновационные проекты в школе (70% ответов), дизайн интерьеров (10%), оснащенность современной техникой (80%), педагогическое мастерство коллектива учителей (98%).

Выводы. Таким образом, на основании проведенного исследования было установлено, что для обучающихся важны имиджевые характеристики педагогов, отсутствие положительного имиджа педагога приводит к его репутационным потерям в профессиональной работе, существует органичная взаимосвязь между имиджем образовательной организации и имиджем педагогов, педагоги, работающие в образовательной организации с выраженным имиджем, стремятся ему соответствовать и работают над собственным профессиональным профилем, имидж педагога имеет непосредственную связь с образовательным процессом, отношениями с учащимися, уровнем педагогического общения с коллегами, а также с профессионально-ценностными ориентациями педагога.

Литература:

1. Валеева, О.Н. Имидж личности: социально-психологический анализ феномена / О.Н.Валеева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: материалы XLII междунар. науч.- практ. конф. № 7(42). - Новосибирск: СибАК, 2014.- 90с. (с.19-23)

2. Вудкок, М., Френсис, Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя - практика: Пер. с англ.- М.: Дело, 1991.-320с.

3. Змановская, Е.В. Руководство по управлению личным имиджем/ Е.В.Змановская - СПб.: Речь, 2005. - 144 с.

4. Калюжный, А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 222 с.

5. Колесникова, Л. Н. Профессиональный имидж современного преподавателя / Л. Н. Колесникова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - № 6(44). - С. 209-215.

6. Лебедева, И. В. Модель профессионального профиля классного руководителя: форматы деятельности / И. В. Лебедева, А. А. Лощилова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2021. - Т. 13. - № 3. - С. 104-114. - DOI 10.47370/2078-1024-2021-13-3-104-114.

7. Лебедева, Т.Н., Шефер, О.Р., Крайнева, С.В., Белоусова, Н.А. Формирование цифровой культуры педагога средствами массовых открытых онлайн-курсов/ Т.Н.Лебедева, О.Р.Шефер, С.В. Крайнева, Н.А.Белоусова // Вестник Мининского университета. -2022. Т. 10.- No3.

8. Федосова, И.В. Профессиональный имидж педагога в контексте личностно-профессиональной подготовки будущего специалиста сферы образования / И.В.Федосова // Психология в экономике и управлении.- 2014.- №1. - С.117-121.

9. Шашауров, Д.Л. Сущность понятия «Имидж современного учителя»/ Д.Л.Шашауров// Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика.- 2015.-№2.-С.15-19.

10. Щербакова, Е.В., Щербакова, Т.Н. Способы формирования профессионального имиджа современного учителя / Е. В. Щербакова, Т. Н. Щербакова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-1. - С. 411-415.

Педагогика

УДК 37.08

кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Слепенкова Евгения Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Базарнова Надежда Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме управления эффективностью деятельности классного руководителя в современной школе. Представлен анализ современных источников и опыта работы образовательных организаций по проблеме механизма оценки деятельности классных руководителей. Рассматривается деятельность классного руководителя в формате профессионального профиля педагога. Доказывается необходимость обучения представителей администрации школы формам экспертной деятельности в целях качественной оценки эффективности работы классных руководителей. Представлена модель оценки эффективности деятельности классного руководителя, разработанная кафедрой общей и

социальной педагогики Мининского университета (г. Нижний Новгород). Охарактеризованы процессуальный, личностный и результативный блоки модели, которые содержат определенные критерии и показатели, учитывающие инвариантные направления деятельности классного руководителя. Представлены результаты пилотной апробации модели на базе школ РФ. Рассматривается оригинальная программа дополнительного профессионального образования для администраций школ «Управление эффективностью деятельности классного руководителя». Дана сущностная характеристика модулей программы, ее специфика и форматы использования.

Ключевые слова: деятельность классного руководителя, профессиональный профиль, модель оценивания, управление эффективностью, профессиональные компетенции, диагностический инструментарий.

Annotation. The article is devoted to the problem of managing the effectiveness of the classroom teacher in a modern school. The analysis of modern sources and experience of educational organizations on the problem of mechanisms for evaluating the activities of classroom teachers is presented. The activity of the class teacher in the format of the professional profile of the teacher is considered. The necessity of training representatives of school administrations in forms of expert activity in order to qualitatively assess the effectiveness of classroom teachers is proved. The model of evaluation of the effectiveness of the classroom teacher, developed by the Department of General and Social Pedagogy of Mininsky University (Nizhny Novgorod), is presented. The procedural, personal and productive blocks of the model are characterized, which contain certain criteria and indicators that take into account the invariant activities of the class teacher. The results of the pilot testing of the model on the basis of schools of the Russian Federation are presented. The original program of additional professional education for school administrations "Performance management of the classroom teacher" is considered. The essential characteristics of the program modules, its specifics and usage formats are given.

Key words: class teacher, professional profile, performance management, professional competencies, evaluation model, performance evaluation, measurement tools, diagnostic tools.

Публикация выполнена при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках

научного проекта «Оценка эффективности деятельности классного руководителя (в т.ч. разработка критериев эффективности)» (730000Ф.99.1.БВ10АА00006) за счет средств федерального бюджета в рамках выполнения государственного задания № 073-00081-21-02 от 14.07.2021 г.

Введение. Социально-экономические преобразования российского общества обозначили инновационные ориентиры современного образования. В данном формате особенно актуальной становится стратегия усиления роли воспитания в становлении растущей личности. На фоне происходящих изменений переосмысляются и исторически сложившиеся феномены в данной сфере, в частности - классное руководство. Данная стратегия является отражением социального заказа общества, закрепленного в государственных нормативных документах об образовании. Так, профессиональный стандарт педагога, разработанный в нашей стране, определил статус учителя-воспитателя как ключевой фигуры в развитии школьного образовательного пространства. Обширный перечень функций профессиональной деятельности классного руководителя, приоритетные цели и задачи его труда и два обобщенных критерия оценки эффективности его работы представлены в Методических рекомендациях по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях [15]. Естественно предположить, что обращение к профессиональному статусу классных наставников на государственном уровне предполагает осуществление качественного и серьезного анализа их трудовых характеристик, личностных качеств, а также условий для профессиональной и социальной мобильности.

Изложение основного материала статьи. Теоретической базой исследования послужили работы ученых, которые предлагают различные модели оценивания качества воспитательной деятельности школ и работы классных руководителей по разным основаниям (А.Н. Барба, Л.Г. Буряк, Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, М.П. Нечаев, В.В. Николина, П.В. Степанов, Н.Л. Селиванова, Ю.Н. Слепко и др.). В них рассматриваются проблемы, специфика, многозадачность деятельности классного руководителя; вопросы взаимодействия классного руководителя с обучающимися и их родителями; влияние классного руководителя на становление личности воспитанника; технологии работы с классным сообществом; создание воспитательной системы класса и современных воспитательных практик. Несмотря на расхождения в подходах, исследователи единодушны в том, что определение эффективности деятельности классного руководителя в организации воспитательного процесса школы относится к числу наиболее важных и сложных педагогических проблем.

Вместе с тем, анализ современных источников и опыт работы образовательных организаций показывает, что проблема оценки деятельности классных руководителей и возможностей их профессионального развития недостаточно исследована и в современных условиях повышения роли воспитания приобретает особую значимость [3; 5].

В данном контексте стоит отметить, что поиски «идеального» наставника ведутся на протяжении всей истории человечества, независимо от национальных приоритетов и особенностей стран и эпох [12; 13]. Доказано, что во все времена существовал социальный заказ на педагога-профессионала как идеальную модель человека в целом и как носителя духовных ценностей, к которым он приобщает своих учеников. В силу этого, как правило, педагог характеризовался в личностно-деятельностном аспекте.

Анализ современных исследовательских подходов к изучению роли педагога-наставника в развитии школы и общества позволяет представить его феноменологические характеристики в более широких ракурсах: через уникальность профессиональной деятельности; через личностные качества; через соответствие общественным ожиданиям; через запросы личности [4, С. 135]. Так или иначе, попытки обращения к образу «идеального» учителя-воспитателя нацелены на проектирование его профессионального имиджа в соответствии с новыми форматами деятельности и условиями личностного роста.

Сегодня для осмысления исследований в области профессионального уровня педагогов используется относительно новый для образовательного контекста термин «профессиональный профиль». Так, В.В. Стрыгина справедливо считает, что профессиональный профиль обладает идеально-интенциальной природой, выступая эталоном, стратегическим образом результата профессиональной деятельности [10]. Следовательно, проектирование профессионального профиля классного руководителя общеобразовательной организации в соответствии с новыми требованиями к его воспитательным компетенциям должно являться современным инструментом не только оценивания его деятельности, но и матрицей профессиональной подготовки [3, С. 114].

Анализ работ ряда исследователей (Л.В. Алиева, О.Н. Антонова, Л.В. Байбородова, В.В. Николина, Ю.Н. Слепко, Е.А. Слепенкова и др.) доказывает, что реальная школьная практика требует более конкретной детализации технологий определения уровня успешности воспитательной деятельности классных руководителей в образовательном пространстве школы [5].

Известно, что в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования прописана современная модель воспитательной деятельности классного наставника, которая предполагает приоритетность системного построения воспитательных практик, наполненных детской активностью и творчеством [7]. Естественно возникает необходимость определения четких и качественных характеристик педагога, имеющего соответствующие компетенции и уровень профессионально-личностных амбиций [2].

Неоспорима позиция Е.Н. Степанова в том, что современного классного руководителя отличает 1) стратегическая устремленность на долгосрочную перспективу планирования процесса воспитания; 2) системность 4) ориентация воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей; 5) технологичность работы; 6) диагностическую оснащенность его деятельности [9, С. 211]. Многие педагоги-практики считают, что современный классный руководитель становится настоящим руководителем класса, если он ориентирован на управление ресурсами, условиями, изменениями, происходящими в классе, а также может реализовать новые позиции: организатор сотрудничества, навигатор образовательных возможностей школы, модератор, наставник, консультант семьи, проектировщик и т.д. [6].

С определением имиджевых характеристик современного классного наставника напрямую связан вопрос об эффективности его труда не только в формате класса, но и школы. Известно, что для любой организации, независимо от ее профиля, измерение эффективности было и остаётся важной проблемой. Нельзя не согласиться с мнением Е.В. Фоменко и А.В. Лунёва, что любому учреждению, стремящемуся повысить эффективность своей деятельности, необходимо решить следующие вопросы:

1) разработать соответствующие показатели эффективности;

2) определить инструменты их измерения;

3) создать такую систему, которая мотивировала бы к достижению целевых показателей эффективности как организацию в целом, так и отдельных её сотрудников [11, С. 85].

Традиционно показателями эффективности работы классного руководителя считаются: уровень воспитанности учащихся, отношения в классном коллективе, развитие самоуправления, активность участия детей в школьной жизни, общий психологический климат в классе, успешность работы с родителями учащихся.

В формате означенных проблем исследовательский коллектив кафедры общей и социальной педагогики Мининского университета (г. Нижний Новгород) в рамках реализации научного проекта «Оценка эффективности деятельности классного руководителя (в т.ч. разработка критериев эффективности)» разработал модель оценки эффективности деятельности классного руководителя [3; 14]. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и практики осуществления воспитательных функций успешно работающими педагогами позволил выявить характерные черты, из которых может складываться модель продуктивной деятельности классного руководителя, которая включает единство следующих компонентов: целевого, содержательного, процессуально-организационного, технологического и результативно-оценочного компонента. С учётом идей Ю.Н.Слепко нами разработана интегративная критериальная матрица оценки эффективности деятельности классного руководителя, включающая процессуальный, личностный и результативный блоки, которые содержат определенные критерии и показатели, учитывающие инвариантные направления деятельности классного руководителя [6; 7]. Каждый из выделенных блоков представляет комплекс направлений деятельности классного руководителя, а именно: 1) деятельность по воспитанию и социализации личности обучающегося, в том числе с особыми потребностями (одарённые дети, дети с ОВЗ, дети группы-риска); 2) работа с классом; 3) работа с родителями;4) работа с учителями-предметниками; 5) работа с социальными партнёрами. Так, процессуальный блок раскрывает эффективность использования внутренних ресурсов, т.е. аналитико-диагностическую, планировочно-проектировочную, мотивационно-стимулирующую, коммуникативную деятельность классного наставника. Личностный блок описывает диагностическую, организационную, коммуникативную, контрольно-оценивающую и методическую компетенции педагога. Результативный блок представляет эффективность достижения целей по воспитанию и социализации личности, возможность выхода педагога-профессионала на плато продуктивности. Критериями его являются уровни: индивидуализации и персонификации, индивидуальных образовательных траекторий, участия в организации разнообразных форм воспитательной деятельности, сплочённости классного коллектива, развития детско-взрослой общности, ценностно-ориентационное единство в классе, учебные и внеучебные достижения учащихся. Методика позволяет всестороннее изучить и проанализировать деятельность классного руководителя с целью принятия эффективных управленческих решений, обеспечивающих качество их профессиональной деятельности с учетом особенностей образовательного процесса; осуществить внутришкольный контроль; расширить профессиональные возможности классного руководителя; выстроить траекторию его дальнейшего профессионального развития. Достоинством нашей модели мы считаем возможность осуществления как комплексной оценки эффективности деятельности классного руководителя, так и отдельных (аспектных) видов оценки в зависимости от потребностей и запросов самого классного руководителя, коллег или администрации. Промежуточным звеном исследовательской деятельности кафедры явилась работа с экспертными группами для оценивания созданной методики. В экспертизе, направленной на определение ее практической применимости, принимали участие представители администрации и классные руководители школ 20 городов РФ в онлайн и офлайн режимах. Результатом экспертизы явился позитивный отклик в профессиональном педагогическом сообществе, предложены рекомендации по пилотному внедрению данной методики в практику школ.

Следующим этапом научно-практической работы коллектива явилась разработка программы дополнительного образования «Управление эффективностью деятельности классного руководителя». Целевой аудиторией программы: заявлены: завучи по воспитательной работе, советники директора по воспитанию и работе с детскими объединениями, классные руководители, специалисты органов управления образованием, заинтересованные представители образовательных организаций. Цель программы: обеспечение представителей управленческой структуры образовательной организации современным ресурсом качественного мониторинга и оценивания работы классных руководителей по различным аспектам их деятельности. Программа содержит 4 модуля, включающих банк практико-ориентированных заданий, направленных на развитие и расширение спектра педагогических компетенций. Представим их подробнее.

Модуль 1. Классный руководитель российской школы: педагогический лидер новой формации.

Тема 1. Профессиональный профиль классного руководителя, сущность и специфика его деятельности в современной школе.

Тема 2. «Сквозная» миссия классного наставника в классе и школе.

Модуль 2. Специфика экспертной профессиональной деятельности в школе.

Тема 1. Теоретические основы и опыт оценивания эффективности деятельности классного руководителя.

Тема 2. Методика оценивания успешности работы классных руководителей.

Модуль 3. Педагогический менеджмент: форматы управления эффективностью деятельности.

Тема 1. Критерии и показатели эффективности профессиональной деятельности классного руководителя в структуре образовательных отношений.

Тема 2. От оценки деятельности - к культуре высокой продуктивности труда педагога.

Модуль 4. Автоматизация процедуры оценивания эффективности деятельности классного руководителя (работа в электронном сервисе).

Тема 1. Цифровые технологии и инструменты управления эффективностью деятельности классного руководителя.

Тема 2. Анализ эффективности профессионального труда и планов личного развития классного руководителя.

Несомненным достоинством курса, по отзывам экспертов-представителей администраций школ, является электронный сервис, который представляет собой современный технологический компонент системы управления эффективностью деятельности классного руководителя. Он включает цифровой диагностический инструментарий, обеспечивающий интегративную оценку эффективности деятельности, практико-ориентированные задания, процедурные «пакеты» для качественного анализа профессионально-личностных компетенций классного наставника (чек-листы, графические кейсы, опросники, тесты и т.п.) [1; 8].

В результате научно-исследовательской работы авторского коллектива была разработана теория и методика анализа и оценки эффективности деятельности классного руководителя; создана интегративная матрица оценки, включающая в себя процессуальный, деятельностный и личностные блоки с соответствующими критериями и показателями; разработаны практико-ориентированные инструменты и диагностические «пакеты». Создан модульный электронный курс «Управление эффективностью деятельности классного руководителя», который отличается универсальностью, комплексностью, дифференцированным подходом, возможностью учёта потребностей и особенностей образовательных организаций.

Выводы. На основе анализа способов оценки эффективности воспитательных практик классных руководителей было установлено разнообразие практических решений в данной сфере функционирования образовательной организации, что позволило выявить наиболее оптимальные из них. Изучение предметного поля понятия «оценка эффективности деятельности классного руководителя» обозначило многоаспектный характер данного понятия и определило оценку эффективности деятельности классного руководителя как норму профессиональной деятельности и способ профессионально-личностного развития. Созданный модульный курс «Управление эффективностью деятельности классного руководителя» является промежуточным результатом научно-практической деятельности авторской группы в формате задач научного проекта «Оценка эффективности деятельности классного руководителя (в т.ч. разработка критериев эффективности)». Дальнейшее продолжение исследовательской деятельности связано с созданием педагогического сопровождения в форматах методических ориентиров, программ для подготовки будущих педагогов и программ повышения квалификации по проблеме оценки эффективности работы классного руководителя в контексте его проектно-преобразующей деятельности.

Литература:

1. Арифулина, Р.У. Графические кейсы как инновационный инструмент оценки эффективности деятельности классного руководителя / Р.У. Арифулина, О.А. Катушенко // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2021. - № 4 (58). - С. 52-58

2. Дуреева, Т.В. Амбициозность личности в профессии педагога. Часть 2. Об амбициях в профессии педагога / Т.В. Дуреева // Молодой ученый. - 2019. - № 4 (242). - С. 388-391

3. Лебедева, И.В. Модель профессионального профиля классного руководителя: форматы деятельности / И.В. Лебедева, А.А. Лощилова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2021. - Т. 13. -№ 3. - С. 104-114

4. Лебедева, И.В. Исторический контекст осмысления миссии педагога / И.В. Лебедева, Н.В. Фомина, И.А. Ревина // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-1. - С. 208-211

5. Лощилова, А.А. Опыт деятельности общеобразовательных организаций по оценке эффективности деятельности классного руководителя / А.А. Лощилова, И.В. Лебедева, Е.А. Слепенкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. С. - 222-225

6. Николина, В.В. Методический портфель для слушателей системы повышения квалификации педагогов по программе «Оценка эффективности деятельности классного руководителя»: учебное пособие / В.В. Николина [и др.]; под ред. А.А. Лощиловой. - Н. Новгород: Мининский университет, 2021. - 72 с.

7. Николина, В.В. Критериальная база внутренней и внешней оценки эффективности деятельности классного руководителя / А.А. Лощилова, С.И. Аксёнов, Р.У. Арифулина, О.А. Катушенко // Перспективы науки и образования. -2021. - № 5 (53). - С. 569-590

8. Слепенкова, Е.А. Потенциал чек-листов как инструмента оценки эффективности деятельности классного руководителя / Е.А. Слепенкова, Н. Д. Базарнова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72-3. - С. 317-319

9. Степанов, Е.Н. Воспитательная деятельность классного руководителя: современная модель / Е.Н. Степанов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2009. - Том 15. - №3. - С. 211-215

10. Стрыгина, В.В. Профиль должности как системообразующий метод стандартизации должностей предприятия / В.В. Стрыгина // Социальная психология и общество. - 2013. - № 1. - С. 131-136

11. Фоменко, Е.В. Система управления эффективностью деятельности организации / Е.В. Фоменко, А.В. Лунев // Вестник АГТУ. - 2008. - №4. - С. 85-88

12. Aksenov, S.I. [et al.]. In the Search of National Ideal of Russian Pedagogue / S.I. Aksenov, R.U. Arifulina, T.K. Belyaeva // Journal of Entrepreneurship Education. - 2017. - Vol. 20. - P. 3.

13. Ilaltdinova, E.Y. [et al.]. Top Qualities of Great Teachers: National and Universal / E.Y. Ilaltdinova // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2018. - Vol. - 677. - P. 44-52

14. Nikolina, V.V. [et al.]. Development of methods for the class teacher effectiveness assessment / V.V. Nikolina // Laplage em Revista (International). - 2021. - Vol. 7. - P. 644-664

15. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях. - Раздел 6. - [Электронный ресурс]: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74073067/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.