Научная статья на тему 'ИМИДЖ ПЕДАГОГА КАК АТРИБУТ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ'

ИМИДЖ ПЕДАГОГА КАК АТРИБУТ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ИМИДЖЕЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Ирина Владимировна, Лебедев Никита Евгеньевич

В статье рассматривается проблема формирования имиджа современного специалиста в области образования в контексте условий его профессиональной деятельности. На основе теоретического анализа источников представлены критерии оценивания имиджа школьного учителя. Выделены компоненты имиджа педагога и факторы, влияющие на его формирование и развитие. Приведены результаты исследования по проблеме соотношения представлений обучающихся об имидже учителя и самих учителей, проведенного на базе нижегородской школы № 110. Представлен анализ анкетирования учителей по вопросам связи собственного профессионального имиджа и имиджа образовательной организации. Определены психолого-педагогические условия формирования и развития позитивного имиджа педагога как атрибута его профессионального профиля, а также качества, не совместимые с деятельностью педагога. Доказана необходимость системной работы по формированию имиджевых характеристик всего педагогического коллектива образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Ирина Владимировна, Лебедев Никита Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER'S IMAGE AS AN ATTRIBUTE OF HIS PROFESSIONAL PROFILE

The article deals with the problem of forming the image of a modern specialist in the field of education in the context of the conditions of his professional activity. Based on the theoretical analysis of the sources, the criteria for assessing the image of a school teacher are presented. The components of the teacher's image and the factors influencing its formation and development are highlighted. The results of a study on the problem of the ratio of students' ideas about the image of the teacher and the teachers themselves, conducted on the basis of Nizhny Novgorod school No. 110, are presented. The analysis of the questionnaire of teachers on the connection of their own professional image and the image of an educational organization is presented. The psychological and pedagogical conditions for the formation and development of a positive image of a teacher as an attribute of his professional profile, as well as qualities incompatible with the activity of a teacher, are determined. The necessity of systematic work on the formation of image characteristics of the entire teaching staff of an educational organization is proved.

Текст научной работы на тему «ИМИДЖ ПЕДАГОГА КАК АТРИБУТ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ»

Литература:

1. Валеева, О.Н. Методологическая основа формирования личностно-профессионального имиджа студента / О.Н. Валеева // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 2 (22). - С. 152-155

2. Гасаненко, Е.А. Формирование готовности студентов технического вуза к проектированию профессионального имиджа: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Гасаненко Елена Александровна. - Магнитогорск, 2019. - 25 с.

3. Жеребненко, О.А. Социально-психологические особенности имиджа студента вуза / О.А. Жеребенко // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2014. - № 13 (184). - С. 327-333

4. Пак, Л.Г. Социализация студентов вуза в эпоху цифрового общества / Л.Г. Пак // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2020. - № 5 (228). - С. 66-72

5. Пак, Л.Г. Социализация как значимый регулятив формирования социально-профессиональной ответственности студента вуза / Л.Г. Пак // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - 2019. -№ 65-3. - С. 91-94

6. Панасюк, А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехники, психотехнологии / А.Ю. Панасюк. - М.: Омега-Л, 2009. - 266 с.

Педагогика

УДК 37.013.42

кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Лебедев Никита Евгеньевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИМИДЖ ПЕДАГОГА КАК АТРИБУТ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования имиджа современного специалиста в области образования в контексте условий его профессиональной деятельности. На основе теоретического анализа источников представлены критерии оценивания имиджа школьного учителя. Выделены компоненты имиджа педагога и факторы, влияющие на его формирование и развитие. Приведены результаты исследования по проблеме соотношения представлений обучающихся об имидже учителя и самих учителей, проведенного на базе нижегородской школы № 110. Представлен анализ анкетирования учителей по вопросам связи собственного профессионального имиджа и имиджа образовательной организации. Определены психолого-педагогические условия формирования и развития позитивного имиджа педагога как атрибута его профессионального профиля, а также качества, не совместимые с деятельностью педагога. Доказана необходимость системной работы по формированию имиджевых характеристик всего педагогического коллектива образовательной организации.

Ключевые слова: имидж, имиджелогия, образовательная организация, педагогический коллектив, профессиональный профиль, профессиональная компетентность.

Annotation. The article deals with the problem of forming the image of a modern specialist in the field of education in the context of the conditions of his professional activity. Based on the theoretical analysis of the sources, the criteria for assessing the image of a school teacher are presented. The components of the teacher's image and the factors influencing its formation and development are highlighted. The results of a study on the problem of the ratio of students' ideas about the image of the teacher and the teachers themselves, conducted on the basis of Nizhny Novgorod school No. 110, are presented. The analysis of the questionnaire of teachers on the connection of their own professional image and the image of an educational organization is presented. The psychological and pedagogical conditions for the formation and development of a positive image of a teacher as an attribute of his professional profile, as well as qualities incompatible with the activity of a teacher, are determined. The necessity of systematic work on the formation of image characteristics of the entire teaching staff of an educational organization is proved.

Key words: image, imageology, educational organization, teaching staff, professional profile, professional competence.

Введение. Проблема имиджа современного учительства в настоящее время приобретает большую теоретическую и практическую значимость, так как усложнение задач образования расширяет спектр трудовых компетенций педагогов и требований к их профессионально-личностным характеристикам. Данная проблема входит в круг задач педагогической науки, так как восприятие, понимание и принятие человека человеком является одной из важнейших сторон педагогического взаимодействия. Кроме того, определение имиджевых характеристик современного педагога способствует проектированию и оформлению его профессионального профиля в соответствии с обновляющимися форматами деятельности и горизонтами личностного роста [6]. Анализ психолого-педагогических источников, посвященных исследованию обозначенной проблемы, показывает, что существуют расхождения в определении самого понятия имиджа. Наиболее употребительна трактовка имиджа Е.В.Змановской: сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо [3]. По мнению И.В. Федосовой, феномен имиджа многозначен и многоаспектен, так как он включает в себя не только естественные свойства личности, но и специально наработанные: он связан как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом, черты которого отвечают запросам времени и общества [8, С. 117]. Так или иначе, имидж ассоциируется со специфическим "образом" воспринимаемого объекта, когда ракурс восприятия умышленно смещен и акцентируются лишь определенные его стороны объекта, в результате чего достигается его иллюзорное отображение. Л.Н. Колесникова, разрабатывая проблему имиджа педагога, доказывает, что его имидж напрямую влияет на эффективность деятельности и предопределяется в первую очередь позитивностью его Я-концепции. Автор убежден, что имидж связан с самой личностью педагога, с его этическими, или нравственными, интеллектуальными, эмоционально-чувственными, эстетическими и психологическими характеристиками, проявляющимися в вербальном и невербальном общении [5].

Разрабатывая проблему профессионального имиджа, ученые выделяют разные его виды: имидж среды, общественный имидж, вербальный, кинетический, габитарный, ментальный и фоновый имидж [1; 4].

Важность феномена имиджа подтверждается появлением имиджелогии - науки человековедческого характера, интегрирующей в себе и гуманитарное, и естественнонаучное знание.

Изложение основного материала статьи. В отечественной науке проблема имиджа достаточно нова, и ученые связывают ее прежде всего с исследованиями в области психологического восприятия и оценки человека человеком

(Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.А. Бодалев, А.А. Венгер, П.М. Якобсон). В контексте нашего исследования мы будем трактовать имидж как целенаправленно создаваемый, устойчивый, индивидуальный, эмоционально окрашенный образ человека, который формируется в сознании окружающих людей [1, С. 20].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет четко увидеть определенные тенденции, характеризующие развитие различных аспектов этого направления. Для нас особый интерес имеют исследования, связанные с влиянием приобретенной человеком профессии на восприятие его другими людьми (A.C. Егоров, В.М. Раздобудько, Н.Ф. Федотова, В.А. Кан-Калик и др.), т.к. они направлены на выявление имиджа представителей различных профессиональных сфер. Как отмечает Д.Л.Шашауров, в настоящее время отмечается рост интереса к педагогической имиджелогии - научному направлению, занимающемуся разработкой и использованием теории и практики формирования имиджа педагогов, образовательных учреждений и всей системы образования [9, C. 16]. Автор доказывает, что для формирования имиджа учителя первостепенное значение имеют следующие компоненты:

- когнитивный - выражает знания и представления педагога о себе;

- оценочный, характеризует способность к самооценке того, что он о себе знает;

- поведенческий, свидетельствующий о том, как ведет себя человек в соответствии с тем, что он знает о себе и как себя оценивает [9, C. 18].

Е.В. Щербакова и Т.Н. Щербакова выделяют следующие компоненты имиджа педагога:

- внешний образ, возникающий в сознании людей, когда они видят конкретного человека, то, что остается памяти;

- внешние признаки (поведение, жесты, речь, мимика, походка, одежда др.);

- внутренние признаки (интересы, эрудиция, творческие проявления, увлечения);

- психологические качества (темперамент, мобильность психики, эмоциональные проявления, волевые свойства и др.);

- ценностный компонент: жизненные приоритеты, отношенческие позиции;

- сложившаяся с годами репутация: профессиональный опыт, оригинальные авторские программы и публикации, внешние отзывы, награды [10, С. 412].

Практика показывает, что большинство руководителей образовательных организаций заботятся об их репутации, формируя имидж самой образовательной организации через имидж каждого педагога. Стоит отметить, что имидж образовательной организации - это динамичная структура, которая предполагает комплексное развитие и адаптацию педагогическую деятельности к изменяющимся условиям. В данном контексте целесообразно подчеркнуть, что педагогическая деятельность имеет специфику, которая выражается в следующем:

1. взаимодействия педагог-ученик строятся по особым каналам, связанным с эмоциональными отношениями участников воспитательного пространства;

2. школа как воспитательная организация ответственна за формирование нравственно-эстетических вкусов и представлений учеников, что накладывает особую ответственность на формирование имиджа педагогов;

3. может возникнуть диссонанс между желанием педагогов выглядеть в соответствии с требованиями моды и нравственными принципами их использования при исполнении профессиональных функций.

В силу указанных факторов можно сделать вывод о целесообразности исследования имиджа педагога в соответствии с профессионально-личностными характеристиками и компетенциями, определенными его профессиональным стандартом.

Ученые доказывают, что на формирование имиджа влияют следующие факторы:

1. понимание объективного содержания собственной Я-концепции, обнаружение несоответствий с воспринимаемым имиджем; видение путей устранения данных несоответствий;

2. стремление выразить в имидже не только субъективные характеристики, но и деятельностные, что ведет к обогащению имиджа;

3. создание идеальной модели собственного имиджа;

4. степень овладения профессиональной деятельностью [1; 4].

Представим исследование имиджа педагога, проведенное с обучающимися 11 класса (20 человек) и педагогами (10 человек) в МБОУ «Школа 110» (г.Нижний Новгород). На этапе диагностики (апрель 2022 г.) были поставлены следующие задачи:

1. Определить составляющие имиджа педагога.

2. Выявить личностно - деловые качества учителя.

3. Определить требования к внешнему виду преподавателя.

4. Выявить особенности взаимодействия педагогов и обучающихся.

5. Исследовать отношение педагогов к своему имиджу.

6. Определить качества, несовместимые с деятельностью педагога.

На первом этапе эксперимента изучалось понятие имиджа, определялись его компоненты, требования, предъявляемые к личности педагога, выявлялось отношение самих педагогов к формированию имиджа. В итоге опроса были получены следующие результаты:

1. Большинство респондентов педагогов показали допустимый уровень тревожности, отсутствие неудовлетворенности профессией, что выражается в активной деятельности, позитивном настроении во время работы, мотивации к профессиональной деятельности и как следствие - определенной стрессоустойчивости.

2. Обучающиеся, взаимодействующие с такими учителями, проявляют доброжелательность, стремление к учебе, активность.

3. Анализ ответов респондентов обучающихся экспериментальной группы показал, что они не разделяют понятие имиджа на внешний вид, поведение, речевые особенности педагога. Имидж в их понимании представляет собой целостный образ человека.

Проведенный опрос свидетельствует о том, что при первой встрече с новым учителем учащиеся в первую очередь обращают внимание на его внешний вид (52%), манеру общения и поведения (18%), умение вести уроки (4%). Особенно важной для нашего исследования явилась такая профессиональная характеристика учителя, как сформированность его цифровой культуры (25%), которая сегодня признана доминантной составляющей его мастерства [7, С. 6].

Особую роль в восприятии имиджа преподавателя школьники отвели характеристикам его речи. По мнению учащихся, речь преподавателя должна быть не только четкой, внятной, грамотной, но и эмоционально окрашенной, выразительной. Во внешнем облике педагога учащиеся выделили: соблюдение стиля в одежде (28%), прическе (26%), макияже (21%). В оценке профессиональных качеств, которыми должен обладать учитель, преобладало: отличное знание предмета, эрудиция, доступное изложение материала (76%). Согласно полученным данным, такая составляющая, как возраст, не имеет для школьников значения.

Таким образом, в структуре имиджа учителя дети выделили следующие компоненты: визуальные характеристики (внешность: одежда, прическа, лицо и т.д.), коммуникативные (манеру общения и поведения), профессиональные (умение

заинтересовать своим предметом, объективность оценивания, владение ИКТ), личностные (доброжелательность, открытость, уравновешенность и т.п.).

С целью проверки данных выводов нами было проведено социологическое исследование, направленное на выявление имиджевых характеристик педагога «Педагог глазами учеников». Среди наиболее значимых профессиональных качеств педагога испытуемые отметили: педагогическую эрудицию и педагогическую интуицию (100% ответов), педагогическую импровизацию (в 70% ответов), интеллект (100% ответов). Личностным качеством, которым непременно должен обладать педагог, 87% испытуемых назвали самоконтроль. В числе наиболее часто выбираемых качеств были указаны: доброжелательность, лояльность, ораторское мастерство, уверенность в себе.

Особый интерес школьников в исследовании имиджа школьного учителя вызвала тема отрицательного имиджа. Отрицательными характеристиками образа педагога 98% респондентов посчитали равнодушие, агрессивность и амбициозность.

На 2 этапе исследования была проведена работа с педагогами с целью выяснения, насколько они соответствуют ожиданиям учеников. Педагогам был предложен тест К. Томаса - Р. Килманна «Типы поведения в конфликтах», который является одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации. Результаты теста показали, что 75% педагогов имеют тенденцию к сотрудничеству в решении конфликтных ситуаций, 15% - к поиску компромисса, 4% - к избеганию, 6% - к приспособлению. По теме отрицательного имиджа педагогам для ознакомления было предложено пособие М.Вудкока и Д. Френсиса «Раскрепощенный менеджер» [2], по которому педагоги определяли качества, несовместимые с имиджем учителя: неумение управлять собой, размытые личные ценности, остановленное саморазвитие, недостаточность навыков решать проблемы, недостаток творческого подхода в работе.

Анализ ответов на анкету «Мой профессиональный имидж» показал уверенность 95% опрошенных педагогов в эффективности использования демократического, ассертивного, заинтересованного стиля общения с обучающимися. Особый интерес у всех испытуемых вызвал вопрос анкеты, касающийся имиджа образовательного учреждения. Его слагаемыми, по мнению и обучающихся, и педагогов, являются инновационные проекты в школе (70% ответов), дизайн интерьеров (10%), оснащенность современной техникой (80%), педагогическое мастерство коллектива учителей (98%).

Выводы. Таким образом, на основании проведенного исследования было установлено, что для обучающихся важны имиджевые характеристики педагогов, отсутствие положительного имиджа педагога приводит к его репутационным потерям в профессиональной работе, существует органичная взаимосвязь между имиджем образовательной организации и имиджем педагогов, педагоги, работающие в образовательной организации с выраженным имиджем, стремятся ему соответствовать и работают над собственным профессиональным профилем, имидж педагога имеет непосредственную связь с образовательным процессом, отношениями с учащимися, уровнем педагогического общения с коллегами, а также с профессионально-ценностными ориентациями педагога.

Литература:

1. Валеева, О.Н. Имидж личности: социально-психологический анализ феномена / О.Н.Валеева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: материалы XLII междунар. науч.- практ. конф. № 7(42). - Новосибирск: СибАК, 2014.- 90с. (с.19-23)

2. Вудкок, М., Френсис, Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя - практика: Пер. с англ.- М.: Дело, 1991.-320с.

3. Змановская, Е.В. Руководство по управлению личным имиджем/ Е.В.Змановская - СПб.: Речь, 2005. - 144 с.

4. Калюжный, А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 222 с.

5. Колесникова, Л. Н. Профессиональный имидж современного преподавателя / Л. Н. Колесникова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - № 6(44). - С. 209-215.

6. Лебедева, И. В. Модель профессионального профиля классного руководителя: форматы деятельности / И. В. Лебедева, А. А. Лощилова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2021. - Т. 13. - № 3. - С. 104-114. - DOI 10.47370/2078-1024-2021-13-3-104-114.

7. Лебедева, Т.Н., Шефер, О.Р., Крайнева, С.В., Белоусова, Н.А. Формирование цифровой культуры педагога средствами массовых открытых онлайн-курсов/ Т.Н.Лебедева, О.Р.Шефер, С.В. Крайнева, Н.А.Белоусова // Вестник Мининского университета. -2022. Т. 10.- No3.

8. Федосова, И.В. Профессиональный имидж педагога в контексте личностно-профессиональной подготовки будущего специалиста сферы образования / И.В.Федосова // Психология в экономике и управлении.- 2014.- №1. - С.117-121.

9. Шашауров, Д.Л. Сущность понятия «Имидж современного учителя»/ Д.Л.Шашауров// Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика.- 2015.-№2.-С.15-19.

10. Щербакова, Е.В., Щербакова, Т.Н. Способы формирования профессионального имиджа современного учителя / Е. В. Щербакова, Т. Н. Щербакова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-1. - С. 411-415.

Педагогика

УДК 37.08

кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Слепенкова Евгения Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Базарнова Надежда Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме управления эффективностью деятельности классного руководителя в современной школе. Представлен анализ современных источников и опыта работы образовательных организаций по проблеме механизма оценки деятельности классных руководителей. Рассматривается деятельность классного руководителя в формате профессионального профиля педагога. Доказывается необходимость обучения представителей администрации школы формам экспертной деятельности в целях качественной оценки эффективности работы классных руководителей. Представлена модель оценки эффективности деятельности классного руководителя, разработанная кафедрой общей и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.