Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / ОБРАЗ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА / СТУДЕНТ / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ И ДЕЙСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛА / ИМИДЖФОРМИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лашкина Ирина Александровна

В статье обоснованы теоретические аспекты рассмотрения формирования профессионального имиджа студента в образовательной организации высшего образования. Охарактеризованы основные социокультурные и социально-экономические тенденции, актуализирующие значимость формирования данного вида имиджа в образовательном процессе вуза. Определены основные направления и содержательные характеристики формирования профессионального имиджа студента в интеграционном единстве образовательной и социально-воспитательной деятельности в вузе. Описана специфика формирования профессионального имиджа студента в вузе как целенаправленный, педагогически сопровождаемый процесс, результативность которого определяется совокупностью специально сконструированных организационно-педагогических условий, активизирующих субъектную позицию обучающегося по построению позитивного образа будущего профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лашкина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING A STUDENT'S PROFESSIONAL IMAGE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article substantiates the theoretical aspects of considering the formation of the professional image of a student in an educational organization of higher education. The main socio-cultural and socio-economic trends are described, actualizing the importance of the formation of this type of image in the educational process of the university. The main directions and meaningful characteristics of the formation of the student's professional image in the integration unity of educational and social-educational activities at the university are determined. The specifics of the formation of the student's professional image at the university are described as a purposeful, pedagogically accompanied process, the effectiveness of which is determined by a set of specially designed organizational and pedagogical conditions that activate the subject position of the student to build a positive image of the future professional.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Литература:

1. Лутфуллин, Ю.Р. Применение инновационных технологий в профессиональном образовании / Ю.Р. Литфуллин, Ю.Я. Рахматуллин, А.Б. Имангулов, Д.В. Редников // Инновации и инвестиции. - 2020. - №4. - С. 18-20

2. Лысак, О.Г. Роль инновационных технологии в процессе обучения математическим дисциплинам в формировании профессиональных компетенций / О.Г. Лысак // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2019. -№1 (82). - С. 292-294

3. Маркова, С.М. Системный подход к технологии профессионального обучения / С.М. Маркова, Е.А. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. - С. 155-158

4. Першина, К.С. Роль инновационных образовательных технологий в системе СПО / К.С. Першина // Педагогика и современное образование: традиции и инновации: Сборник статей V Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 11 июля 2022 года. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. - С. 48-55

5. Самерханова, Э.К. Подготовка руководителей профессиональных образовательных программ к работе в условиях цифровой среды вуза / Э.К. Самерханова, М.А. Балакин // Вестник Мининского университета. - 2020. - № 8. - DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281 -2020-8-2-4

6. Усеинова, Л.Ю. Анализ результатов применения инновационной технологии на уроке теоретического обучения в СПО / Л.Ю. Усеинова, З.С. Аблязова // Педагогический эксперимент: подходы и проблемы. - 2016. - № 2. - С. 183-189

7. Шаханова, Н.Н. Роль инновационных технологий в современном образовании / Н.Н. Шаханова // HHF/S&R. -2022. - №1 (9). - С. 82-85

8. The Role of Vocational Education in the Implementation of Integration Mechanisms for the Economy's Development / S.M. Markova, S.A. Zinovieva, E.P. Sedykh, E.A. Urakova // Education in the Asia-Pacific Region. - 2022. - Vol. 65. - P. 161-169. - DOI 10.1007/978-981-16-9069-3 17. - EDN CMZIMA.

Педагогика

УДК 378.1

заведующий отделением оториноларингологии Лашкина Ирина Александровна

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр» специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА России» (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье обоснованы теоретические аспекты рассмотрения формирования профессионального имиджа студента в образовательной организации высшего образования. Охарактеризованы основные социокультурные и социально-экономические тенденции, актуализирующие значимость формирования данного вида имиджа в образовательном процессе вуза. Определены основные направления и содержательные характеристики формирования профессионального имиджа студента в интеграционном единстве образовательной и социально-воспитательной деятельности в вузе. Описана специфика формирования профессионального имиджа студента в вузе как целенаправленный, педагогически сопровождаемый процесс, результативность которого определяется совокупностью специально сконструированных организационно-педагогических условий, активизирующих субъектную позицию обучающегося по построению позитивного образа будущего профессионала.

Ключевые слова: современное общество, профессиональный имидж, образ молодого специалиста, образовательный процесс вуза, студент, трудовые функции и действия профессионала, имиджформирующая деятельность в вузе.

Annotation. The article substantiates the theoretical aspects of considering the formation of the professional image of a student in an educational organization of higher education. The main socio-cultural and socio-economic trends are described, actualizing the importance of the formation of this type of image in the educational process of the university. The main directions and meaningful characteristics of the formation of the student's professional image in the integration unity of educational and social-educational activities at the university are determined. The specifics of the formation of the student's professional image at the university are described as a purposeful, pedagogically accompanied process, the effectiveness of which is determined by a set of specially designed organizational and pedagogical conditions that activate the subject position of the student to build a positive image of the future professional.

Key words: modern society, professional image, image of a young specialist, educational process of the university, student, labor functions and actions of a professional, imagining activities in the university.

Введение. В современном социуме исследование профессионального имиджа студента в образовательной организации высшего образования обусловлено социокультурными и социально-экономическими реформами, отражающими стремительное развитие высоких технологий, усложнение автоматизации и компьютеризации общественных процессов, и как следствие, повышение заказа производства к качеству рабочей силы с позиции расширения спектра трудовых функций и действий молодого специалиста, обновления требований работодателей, предъявляемых к профессионализму и индивидуально-личностным качествам выпускника вуза, гармоничному сочетанию у него интеллектуальной и социальной зрелости, нравственным установкам и ценностным ориентациям восприятия окружающего мира и себя в нем как будущего профессионала и активного общественного деятеля.

Трансформация социально-профессиональной структуры общества и усиление профессиональной конкуренции молодого специалиста после окончания вуза в сфере труда и занятости населения обусловливают рассмотрение профессионального имиджа студента как необходимого компонента его профессиональной компетентности и профессиональной идентификации с представителями профессиональной среды, базиса демонстрации собственных конкурентных преимуществ на рынке труда, основы продуктивной коммуникации и поведенческих моделей в профессиональном сообществе, значимого ориентира прогрессивного развития экономической, политической и социокультурной сфер общественной жизни.

Л.Г. Пак констатирует, что в современном мире студентами вуза осваиваются новые социализационные траектории, связанные с: потреблением новой культуры образования, формального и неформального общения, досуга, деятельности, формированием нового презентационного стиля поведения обучающегося; культивированием и внедрением новых ценностей (информации, самовыражения, самореализации, свободы выбора, мобильности, открытости к изменениям, совершенствованию, самообучению и т.д.); преобразованием коммуникационных стратегий в аспекте иных своеобразных

паттернов выстраивания взаимодействия в онлайн и офлайн режиме; становлением психологических черт взрослеющего молодого человека (связанных с эволюционным дополнением, взаимообогащением и интеграцией положительных качеств) с учетом высоких стандартов выбранной профессии в аспекте апробирования вариативных социальных ролей в многообразных средах квазипрофессионального «обитания» и т.д. [4].

Происходит определенная модификация ценностных основ жизнедеятельности обучающегося, обусловливающая специфику профессиональной подготовки в образовательной организации высшего образования с позиции конструирования такой модели будущего профессионала, которая учитывает не только становление у него определенных профессиональных, общекультурных и профессиональных компетенций (требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО 3++)), но и формирование профессионального имиджа молодого человека как базовой профессионально-личностной характеристики [5], предполагающей активность самопрезентационного стиля выражения жизненного и профессионального кредо молодого специалиста.

Сформированность данного вида имиджа обеспечивает студенту возможность многофункционально проявить себя как будущего профессионала в трудовой сфере, позволяет найти наиболее эффективные пути и способы профессиональной самореализации и квалифицированного решения профессиональных задач (в соответствии с имиджевым мышлением), задает ориентир осуществления оптимальных стратегий самоподачи и самовыражения для достижения успеха в выбранной сфере профессионального труда, личной жизни и современном социуме.

Успешно сформированный профессиональный имидж студента в образовательной организации высшего образование (благодаря комплементарному синтезу профессиональной компетентности и эффекту «личного обаяния» (Г. Лебон)) предопределяет успешность выпускника вуза в трудоустройстве на международном, федеральном и региональном рынках, обеспечивает повышение уровня личностной конкурентоспособности в долгосрочной перспективе и поступательное продвижение к вершинам профессионализма. В рамках оптимально сформированного профессионального имиджа студента демонстрируется гибкость и динамизм его социально-профессионального поведения, развитые умения выстраивания конструктивной деловой и межличностной коммуникации, гармоничность развития профессионально-личностных качеств, оптимальность самопрезентации и утверждения собственной уникальности при решении задач производственного процесса, прогнозирование самоэффективности в разных сферах трудовой практики.

Изложение основного материала статьи. Исследуемая проблематика отчетливо осознается и официально признается государством как актуальная в контексте современных нормативных образовательных документов (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Национальный проект «Образование» (2018 г.), Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года и т.д.), относительно подготовки в вузах квалифицированных специалистов высокого уровня культуры (познания, общения, деятельности), способных к профессиональному саморазвитию и самообучению в течение всей жизни, эффективному самопродвижению, профессиональной мобильности за счет самопрезентации своего позитивного профессионального имиджа, сформированной системы профессионально и личностно значимых качеств, соответствующих запросам работодателей, современной рыночной экономики.

Президент России В.В. Путин констатирует, что отечественная система образования должна быть нацелена на подготовку абсолютно нового уровня кадров выпускников, чьи навыки, квалификация и личностные и профессиональные качества отвечают требованиям инновационного рынка труда и позволят обеспечить выход России на новый уровень технологического развития, гарантировать не только конкурентоспособность, но и, по большому счету, экономическую безопасность страны.

Как отмечается в Докладе о мировом развитии за 2019 год пункт «Изменение характера труда», в современном мире все больше ценятся работники с более высоким уровнем человеческого капитала, не только с общей профессиональной компетентностью, но и особенно с развитыми когнитивными и социально-поведенческими навыками, обладающие общей культурой и воспитанностью, успешно презентующие свою уникальность (сформированный профессиональный имидж) в разнообразных сферах трудовой деятельности в аспекте комплексного решения современных производственных проблем, проектирования и совершенствования постоянно усложняющихся технологических процессов, выстраивания конструктивных коммуникаций (деловых и межличностных).

Изучение выдвинутой проблемы свидетельствует о том, что в междисциплинарной матрице наук рассмотрены определенные аспекты формирования профессионального имиджа студента в образовательной организации высшего образования. Так, в современных диссертационных исследованиях представлены: анализ педагогического потенциала образовательной организации как средства формирования имиджа студента (О.Н. Валеева); характеристика процесса формирования готовности студентов технического вуза к проектированию профессионального имиджа (Е.А. Гасаненко); разработка концепции формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью (Л.М. Семенова); выявление социально-психологических особенностей развития имиджа студента вуза (О.А. Жеребненко); определение философско-антропологического измерения индивидуального имиджа (У.С. Некрасова); раскрытие социально-психологических особенностей имиджа будущего бакалавра (А.Р. Насыбуллин); социально-философский анализ феномена имиджа (И.К. Черемушникова); определение содержание, функций и мотивации построения имиджа личности (С.В. Яндарова); выявление социально-психологических условий формирования позитивного имиджа среднего профессионального образования (А.О. Еронин) и др.

Ведущие идеи формирования профессионального имиджа студента в образовательной организации высшего образования отражены в учебных / учебно-методических пособиях, учебниках, монографиях отечественных и зарубежных исследователей: В.Н. Черепановой («Педагогическая имиджелогия», 1998 г.); Г.Г. Почепцова («Имиджелогия», 2000 г.); Е.Б. Перелыгиной («Психология имиджа», 2002 г.); П. Берд («Продай себя! Тактика совершенствования Вашего имиджа», 2004 г.); Е.В. Змановской («Руководство по управлению личным имиджем», 2005 г.); Ю.В. Андреевой («Психология имиджа и рекламы: концепции, технологии, стратегии эффективности», 2006 г.); В.М. Шепель («Имиджелогия: секреты личного обаяния», 2007 г.); А.П. Панфилова («Имидж делового человека», 2007 г.); В.Г. Орешкина («Тренинг формирования имиджа. 13 мастерских имидж-класса», 2008 г.); Е.А. Петровой («Имиджелогия», 2009 г.); А.Ю. Панасюк («Формирование имиджа: стратегия, психотехники, психотехнологии», 2009 г.); И.Ф. Симоновой («Педагогика имиджа», 2012 г.); Л.М. Семеновой («Имиджмейкинг», 2019 г.); Л. Браун («Имидж - путь к успеху», 2017 г.) и др.

Анализ вышеизложенных научных и методических работ в междисциплинарной науке и практике позволил определить основные содержательные характеристики формирования профессионального имиджа студента в образовательной организации высшего образования.

В исследовании установлено, что профессиональный имидж студента представляет собой интегративную профессионально-личностную характеристику, отражающую проявленность внешних визуальных качеств и данных, специфичность черт характера, особенности поведенческих моделей, коммуникативных и познавательных действий,

транслирующую во внешнее окружение, посредством определенных имидж-сигналов, целостное и яркое представление молодого человека о себе как обучающемся и будущем специалисте в выбранной сфере профессионального труда, способном оптимально реализовать, заданные сферой профессии, трудовые функции и действия.

Назначение процесса формирования профессионального имиджа студента в образовательной организации высшего образования заключается в том, чтобы научить обучающегося показать себя в лучшем свете социальному и профессиональному сообществу [6], демонстрируя принятие ценностей трудовой деятельности, освоение субкультуры и профессиональной этики данной профессиональной группы (культура действия, культура слова, культура внешнего выражения образа), развитые профессионально-личностные качества и устойчивое психическое состояние, диапазон положительного накопленного жизненного и квазипрофессионального опыта, в целостности гармонично задающие эффективные пути вхождения в профессию и дальнейшее функционирование молодого человека в определенной сфере труда, самопрезентационные способы соответствия ожиданиям стейкхолдеров.

Динамичность и гибкость формирования профессионального имиджа студента в вузе задается постоянно изменяющими социальными условиями жизнедеятельности, вариативными ресурсами образовательного процесса вуза, модифицированными требованиями профессиональной сферы, откликом и оценкой со стороны окружающих [1; 5] на показ собственных внешних поведенческих характеристик, раскрывающих внутреннее содержание взрослеющего субъекта, его личностно-профессиональное своеобразие для результативности осуществления функционала выбранной профессии, построения оптимальной карьеры в конкурентной среде.

Отметим, что оптимально формируется профессиональный имидж студента в интеграционном единстве образовательной и социально-воспитательной деятельности в вузе. На лекционных занятиях и семинарах в рамках изучения дисциплин учебного плана, направленных на развитие профессиональных и общепрофессиональных компетенций по ФГОС ВО 3++, очерчивается круг функциональных обязанностей специалиста и происходит осмысление необходимости позитивного отношения к созданию собственного профессионального имиджа в выбранной сфере труда в рамках соотнесения его с уровнем накопленных компетенций и развитыми профессионально-личностными качествами [2].

Также формирование профессионального имиджа студента в образовательной деятельности вуза определяется использованием ресурсов различных видов производственных практик, в ходе которых осуществляется расширение информационных представлений о профессии, имидже успешного профессионала данной профессиональной группы, нормах и установках социального и профессионального, межличностного и делового общения, этических стандартах поведения специалиста, его профессиональных ценностях. При этом происходит осмысление студентом профессионального призвания, освоение приемов конструирования идеального образа личности профессионала, принятие и становление определенного стиля социально-приемлемого и положительно оцениваемого социального и профессионального поведения с учетом гармонизации внешнего воплощения образа будущего специалиста с его внутренним содержанием.

В социально-воспитательной деятельности в вузе происходит целенаправленное формирование профессионального имиджа студента посредством участия в разнообразной досуговой, профессионально-ориентированной, социально-проектной, волонтерской, экологической и т.д. деятельности в контексте создания условий для достижения каждым обучающимся (с учетом его потребностей, мотивов и устремлений) личностной, социальной и профессиональной успешности. Социально-воспитательная деятельность позволяет выразить студенту его своеобразие, самобытность личности, умение презентовать личностный и профессиональный имидж, позитивно оцениваемый окружающими, для достижения поставленного результата, что порождает новые смысловые ориентиры конструктивного стиля жизнедеятельности и коррекции «непродуктивных» личностных характеристик, усиления положительных индивидуальных особенностей и типологических черт для выстраивания деловой и межличностной коммуникации, реализации конструктивных моделей социально-профессионального поведения.

Формирование профессионального имиджа студента вуза рассматривается как целенаправленный, педагогически сопровождаемый процесс, результативность которого определяется совокупностью организационно-педагогических условий, обеспечивающих конструирование образа будущего профессионала с подведением профессионально-личностных характеристик взрослеющего субъекта под требования сферы выбранной области труда. Данные условия трактуются в аспекте совокупности обстоятельств, связанных с содержательной направленностью образовательных и социально-воспитательных аспектов социокультурной среды вуза на становление позитивного набора определенных качеств, обучающегося [3; 5], обеспечивающих максимальную результативность решения профессионально-личностных задач.

На основании воззрений автора нами выделены следующие организационно-педагогические условия формирования профессионального имиджа студента вуза:

- осмысление обучающимся необходимости осознания формирования профессионального имиджа в образовательной организации высшего образования как ресурса профессиональной, социальной и личностной успешности;

- активизация личностной активности студента в построении позитивного профессионального имиджа и совершенствовании собственного облика и качеств как будущего специалиста с учетом запросов рынка труда, требований работодателей и профессионального сообщества;

- нахождение способов вариативного самоимиджирования и самопрезентации, проектирования образа профессионального будущего посредством рефлексии, самопознания, самосовершенствования;

- использование многообразных методов, форм и технологий имиджформирующей деятельности и организации конструктивных межличностных взаимоотношений, транслирующих сформированность данного вида имиджа у студента;

- своевременная коррекция проявлений недостаточно позитивного профессионального имиджа и выстраивание пути его совершенствования в образовательном процессе вуза;

- гармонизация внешних особенностей профессионального имиджа студента с внутренними личностными потенциями.

Выводы. Таким образом, констатируем, что в современном социуме в ходе трансформационных процессов,

происходящих в экономике, политике, образовании и культуре осуществляется изменение основных нормативов жизнедеятельности молодого человека, преобразующих содержание формирования профессионального имиджа студента в образовательных организациях высшего образования с позиции соответствующих прогрессивных тенденций постиндустриальной действительности, качественной модификации рынка труда и запросов работодателей.

Формирование профессионального имиджа как принципиально значимой, стержневой характеристики выпускника вуза призвано создать цельный образ конкурентоспособного специалиста нового времени, умеющего оптимально реализовывать заданные трудовые функции в условиях постоянно усложняющихся технологических процессов, презентовать модели нового продуктивного поведения в соответствии с переменами в содержании профессиональной деятельности (с новыми критериями качества продукции, ее сертификации, экономической эффективности, социальной ценности и др.) в логике персональной ответственности за успешность функционирования в выбранной сфере трудовой деятельности, достижения оптимальности качества жизни.

Литература:

1. Валеева, О.Н. Методологическая основа формирования личностно-профессионального имиджа студента / О.Н. Валеева // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 2 (22). - С. 152-155

2. Гасаненко, Е.А. Формирование готовности студентов технического вуза к проектированию профессионального имиджа: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Гасаненко Елена Александровна. - Магнитогорск, 2019. - 25 с.

3. Жеребненко, О.А. Социально-психологические особенности имиджа студента вуза / О.А. Жеребенко // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2014. - № 13 (184). - С. 327-333

4. Пак, Л.Г. Социализация студентов вуза в эпоху цифрового общества / Л.Г. Пак // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2020. - № 5 (228). - С. 66-72

5. Пак, Л.Г. Социализация как значимый регулятив формирования социально-профессиональной ответственности студента вуза / Л.Г. Пак // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - 2019. -№ 65-3. - С. 91-94

6. Панасюк, А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехники, психотехнологии / А.Ю. Панасюк. - М.: Омега-Л, 2009. - 266 с.

Педагогика

УДК 37.013.42

кандидат педагогических наук, доцент Лебедева Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Лебедев Никита Евгеньевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИМИДЖ ПЕДАГОГА КАК АТРИБУТ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования имиджа современного специалиста в области образования в контексте условий его профессиональной деятельности. На основе теоретического анализа источников представлены критерии оценивания имиджа школьного учителя. Выделены компоненты имиджа педагога и факторы, влияющие на его формирование и развитие. Приведены результаты исследования по проблеме соотношения представлений обучающихся об имидже учителя и самих учителей, проведенного на базе нижегородской школы № 110. Представлен анализ анкетирования учителей по вопросам связи собственного профессионального имиджа и имиджа образовательной организации. Определены психолого-педагогические условия формирования и развития позитивного имиджа педагога как атрибута его профессионального профиля, а также качества, не совместимые с деятельностью педагога. Доказана необходимость системной работы по формированию имиджевых характеристик всего педагогического коллектива образовательной организации.

Ключевые слова: имидж, имиджелогия, образовательная организация, педагогический коллектив, профессиональный профиль, профессиональная компетентность.

Annotation. The article deals with the problem of forming the image of a modern specialist in the field of education in the context of the conditions of his professional activity. Based on the theoretical analysis of the sources, the criteria for assessing the image of a school teacher are presented. The components of the teacher's image and the factors influencing its formation and development are highlighted. The results of a study on the problem of the ratio of students' ideas about the image of the teacher and the teachers themselves, conducted on the basis of Nizhny Novgorod school No. 110, are presented. The analysis of the questionnaire of teachers on the connection of their own professional image and the image of an educational organization is presented. The psychological and pedagogical conditions for the formation and development of a positive image of a teacher as an attribute of his professional profile, as well as qualities incompatible with the activity of a teacher, are determined. The necessity of systematic work on the formation of image characteristics of the entire teaching staff of an educational organization is proved.

Key words: image, imageology, educational organization, teaching staff, professional profile, professional competence.

Введение. Проблема имиджа современного учительства в настоящее время приобретает большую теоретическую и практическую значимость, так как усложнение задач образования расширяет спектр трудовых компетенций педагогов и требований к их профессионально-личностным характеристикам. Данная проблема входит в круг задач педагогической науки, так как восприятие, понимание и принятие человека человеком является одной из важнейших сторон педагогического взаимодействия. Кроме того, определение имиджевых характеристик современного педагога способствует проектированию и оформлению его профессионального профиля в соответствии с обновляющимися форматами деятельности и горизонтами личностного роста [6]. Анализ психолого-педагогических источников, посвященных исследованию обозначенной проблемы, показывает, что существуют расхождения в определении самого понятия имиджа. Наиболее употребительна трактовка имиджа Е.В.Змановской: сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо [3]. По мнению И.В. Федосовой, феномен имиджа многозначен и многоаспектен, так как он включает в себя не только естественные свойства личности, но и специально наработанные: он связан как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием человека, его психологическим типом, черты которого отвечают запросам времени и общества [8, С. 117]. Так или иначе, имидж ассоциируется со специфическим "образом" воспринимаемого объекта, когда ракурс восприятия умышленно смещен и акцентируются лишь определенные его стороны объекта, в результате чего достигается его иллюзорное отображение. Л.Н. Колесникова, разрабатывая проблему имиджа педагога, доказывает, что его имидж напрямую влияет на эффективность деятельности и предопределяется в первую очередь позитивностью его Я-концепции. Автор убежден, что имидж связан с самой личностью педагога, с его этическими, или нравственными, интеллектуальными, эмоционально-чувственными, эстетическими и психологическими характеристиками, проявляющимися в вербальном и невербальном общении [5].

Разрабатывая проблему профессионального имиджа, ученые выделяют разные его виды: имидж среды, общественный имидж, вербальный, кинетический, габитарный, ментальный и фоновый имидж [1; 4].

Важность феномена имиджа подтверждается появлением имиджелогии - науки человековедческого характера, интегрирующей в себе и гуманитарное, и естественнонаучное знание.

Изложение основного материала статьи. В отечественной науке проблема имиджа достаточно нова, и ученые связывают ее прежде всего с исследованиями в области психологического восприятия и оценки человека человеком

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.