Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ'

ТЕХНОЛОГИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЭСТЕТИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА / ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Светлана Валерьевна, Лабутин Андрей Сергеевич, Лабутина Нина Михайловна

В данной статье раскрывается роль театрально-педагогических технологий в развитии художественно-эстетической культуры учителя. Авторами определен и в рамках статьи изложен потенциал указанных технологий по отношению к гармонизации и эстетизации профессиональной деятельности учителя. Раскрыты результаты авторского исследования развития художественно-эстетической культуры учителя и создания и формирования актуального социально-привлекательного персонифицированного образа учителя, а также предложены пути решения указанной проблемы эстетизации педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Светлана Валерьевна, Лабутин Андрей Сергеевич, Лабутина Нина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF THEATRICAL PEDAGOGY IN ENSURING DEVELOPMENT OF ARTISTIC AND AESTHETIC CULTURE OF MODERN TEACHER

This article reveals the role of theatrical and pedagogical technologies in the development of artistic and aesthetic culture of the teacher. The authors have identified and within the framework of the article the potential of these technologies in relation to the harmonization and aestheticization of the professional activity of the teacher. The results of the author's research on the development of the artistic and aesthetic culture of the teacher and the creation and formation of an actual socially attractive personalized image of the teacher are disclosed, and ways to solve this problem of aestheticization of pedagogical activity are proposed.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ»

Педагогика

УДК 378.2

преподаватель кафедры общей и социальной педагогики Кузнецова Светлана Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); аспирант Лабутин Андрей Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Лабутина Нина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ТЕХНОЛОГИИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Аннотация. В данной статье раскрывается роль театрально-педагогических технологий в развитии художественно-эстетической культуры учителя. Авторами определен и в рамках статьи изложен потенциал указанных технологий по отношению к гармонизации и эстетизации профессиональной деятельности учителя. Раскрыты результаты авторского исследования развития художественно-эстетической культуры учителя и создания и формирования актуального социально-привлекательного персонифицированного образа учителя, а также предложены пути решения указанной проблемы эстетизации педагогической деятельности.

Ключевые слова: театральная педагогика, педагогическое мастерство, профессиональная культура, профессиональное мировоззрение, эстетизация педагогического труда, образ учителя.

Annotation. This article reveals the role of theatrical and pedagogical technologies in the development of artistic and aesthetic culture of the teacher. The authors have identified and within the framework of the article the potential of these technologies in relation to the harmonization and aestheticization of the professional activity of the teacher. The results of the author's research on the development of the artistic and aesthetic culture of the teacher and the creation and formation of an actual socially attractive personalized image of the teacher are disclosed, and ways to solve this problem of aestheticization of pedagogical activity are proposed.

Keywords: theater pedagogy, pedagogical skills, professional culture, professional worldview, aestheticization of pedagogical work, the image of a teacher.

Введение. Актуальность данной проблемы определяется тем, что формирование профессиональной культуры педагога как гармонизующего начала в процессе образования всегда нуждалось в постоянном совершенствовании, поскольку каждый этап развития общества выдвигал к образованию и к учителю свои требования. Помимо необходимости формирования у будущего педагога имиджевых (внешних) характеристик, определяющих образ педагога в процессе его восприятия обучающимися, значимые изменения необходимы и в характеристике его деятельности, ценностная основа которой основывается на эстетическом, гармонизующем начале, которым является художественно-эстетическая культура учителя как тип профессиональной культуры учителя [1]. Наряду с этим в настоящее время образовательный процесс в вузе является дидактико-ориентированный, поэтому именно ценностные основы педагогической профессии и ее воспитательный потенциал современному учителю довольно сложно. Так же в дидактической среде вуза педагогу сложно раскрыть свою индивидуальность и выстроить образ учителя в себе, в собственном поведении и деятельности. Таким образом, страдает «Я»-концепция молодого педагога. В этом ключе уместно сказать об образе педагога как совокупности необходимых эстетических (гармонизующих) представлений, нашедших отражение во внешних и внутренних характеристиках его деятельности в включающих в себя ориентацию на значимые ценности [5]. В этом ключе, именно театрально-педагогические технологии содержат в себе искомый потенциал.

Изложение основного материала статьи. Перед авторами выявлена проблема определения эффективных технологий развития художественно-эстетической культуры учителя и ее потенциала в развитии профессионального и личностного образа.

Цель статьи - определить роль технологий театральной педагогики в развитии художественно-эстетической культуры учителя, а также раскрывает их потенциал в эстетизации профессионального образа учителя.

Авторами было проведено многолетнее исследование процессов и результатов формирования художественно-эстетической культуры учителя как гармонизирующего начала, построения индивидуальности, эстетического образа учителя и совершенствования его «Я» - концепции [8].

На первом этапе исследования по результатам мониторинга, проведенного среди 886 студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» и было выявлено, что уровень развития художественно-эстетической культуры учителя и ее компонентов не соответствует требованиям к профессионально-личностной культуре и мировоззрению современного педагога. Таким образом, специальная деятельность по развитию художественно-эстетической культуры учителя как значимого компонента его профессиональной культуры является актуальной.

Наибольшую озабоченность вызвала обнаруженная авторами тенденция к снижению значимости художественных и эстетических ценностей в иерархии ценностей и потребностей в мировоззрении молодого педагога, о чем говорит низкий уровень развития ценностно-потребностного компонента художественно-эстетической культуры учителя у данной группы. В связи с этим довольно низкими оказались показатели по знаниевому компоненту, что свидетельствует о низком уровне внимания студентов к овладению приемами работы с художественными образами и, следовательно, к развитию образного мышления и его применения в творческой деятельности. Таким образом, значимость художественных образов и творческой деятельности в соответствии с ними в профессиональной деятельности учителя ими не подтверждена.

Следует указать, что большинство респондентов на момент проведения констатирующего исследования не осуществляли педагогическую деятельность и не участвовали в проведении педагогической практики (она предусмотрена с начала третьего курса). Однако опрос студентов старших курсов показал, что педагогическая практика востребует указанный вид деятельности в широких пределах, и в этом случае наиболее конкурентоспособными оказываются те студенты, которые имеют опыт творческой деятельности, в том числе и театрализации. Это, например, члены творческих

студий, вожатских отрядов, волонтерских групп. Деятельностный компонент художественно-эстетической культуры респондентов также оказался на уровне ниже среднего показателя.

Исследование показало, что особо дефицитарными оказались именно сфера ценностей и потребностей в эстетическом (творческом) развитии, а также снижении уровня владения педагогическим инструментарием (Таблица 1).

Таблица 1

Исходные уровневые показатели компонентов художественно-эстетической культуры студентов бакалавриата

(выражены в процентах)

Компонент художественно-эстетической культуры Уровень художественно-эстетической культуры Процент (%)

100 % (886)

Ценностно-потребностный компонент Высокий 5,2 (23)

Оптимальный 30 (136)

Критический 64,8 (294)

Знаниевый компонент Высокий 9,8 (44)

Оптимальный 50,1 (227)

Критический 40,1 (182)

Деятельностный компонент Высокий 16,7 (75)

Оптимальный 20,2 (92)

Критический 63,1 (286)

Эмоционально-мотивационный компонент Высокий 15,5 (71)

Оптимальный 76,5 (345)

Критический 8 (37)

Интегральный показатель сформированности художественно-эстетической культуры студентов Высокий 3,4 (15)

Оптимальный 56,5 (256)

Критический 40,1 (182)

Как было отмечено в констатирующем исследовании, на критическом уровне развития у студентов бакалавриата выступали эстетические ценности, потребность в эстетическом развитии, опыт художественно-творческой деятельности и умение работать с художественными образами, что включено в ценностно-потребностный и деятельностный компоненты художественно-эстетической культуры. Несколько лучше у студентов были развиты эстетический вкус, эмоциональное отношение к произведениям искусства, входящие в состав эмоционально-мотивационного компонента. Также у студентов выше критического уровня были развиты знания о достижениях мировой художественной культуры благодаря дисциплинам культурного цикла. Результаты констатирующего исследования определили содержательную основу для разработки авторской модели.

В качестве ее технологической основы были разработаны и апробированы следующие театрально педагогические технологии:

• Технология решения проблемно-творческих задач, разработанная на теории проблемного обучения и технологии К.С. Станиславского «Я» в предлагаемых обстоятельствах, способствует развитию гуманистического мировоззрения обучающихся, ориентированного на познание художественно-эстетических ценностей, и как следствие преображение действительности по законам красоты и гармонии [3]. Данная технология позволяет освоить классический метод решения проблемных задач, а также апробировать ее результаты в публичной презентации (сценическом выступлении, этюде, защите проекта и т.д.).

• Технология формирования профессиональных инструментальных действий педагога.

Цель - способствовать расширению коммуникативных инструментов учителя на основании развития голоса и речи, а также пластических инструментов в создании образа учителя.

Данная технология основана на постулатах и принципах традиционного обучения и средствах «биомеханики» В.Э. Мейерхольда. Содержит необходимый инструментарий для развития психофизического личностного потенциала будущего учителя, а именно по формированию навыка работы педагога с собственным телом (движение и речь). В основу положены достижения науки о законах механического движения тел и причинах его возникновения - биомеханики [2, 10].

• Технология формирования профессиональных творческих действий педагога.

Цель - способствовать процессу постоянного обновления и развития творческого инструментария на основании свободного владения им приемами импровизации и образного мышления.

Представленная технология основана на постулатах теории поэтапного формирования умственных действий и научных понятий П.Я. Гальперина и технологии поэтапного формирования образа М. Чехова и содержит приемы по развитию и применению профессиональных творческих действий. В соответствии с этапами формирования умственных действия теории П. Я. Гальперина, а также с опорой на содержание и методы технологии формирования образа М. Чехова, учитель может научиться владеть импровизацией, которая становится автоматизированным качеством личности, способствует формированию творческой субъектности педагога и реализуется в практическом применении освоенных им в течение всего курса психофизических действий [12].

При внедрении модели были использованы активные методы обучения: моделирование, опросные методы (анкетирование, тестирование, интервью), интерактивные методы (кейсы, деловые игры), проективные методы, методы изучения работ студентов, а также сквозным инструментом диагностики стала рабочая тетрадь, что позволило выявить потенциал театрально-педагогических технологий в развитии художественно-эстетической культуры учителя [4].

На заключительном этапе исследования проверка результатов по методике Р. Фишера показала, что в ходе эксперимента у представителей экспериментальной группы уровень художественно-эстетической культуры возрос до оптимальных значений и выше критического, также увеличилось число студентов, обладающих высоким уровнем. Таким образом, эффективность авторской модели по уровневому показателю доказана.

Выводы. Таким образом потенциал технологий состоит в ее особых функциях в отношении развития художественно-эстетической культуры учителя:

• в обогащении образного мышления на основании достижений мировой художественной культуры и эстетических ценностей (ценностно-потребностный компонент);

• в подготовке студентов к решению проблемно-творческих профессиональных задач на основании применения технологий формирования инструментальных и творческих действий педагога (знаниевый компонент);

• в обеспечении диагностики и проектирование культуры общения и взаимодействия субъектов образовательного процесса (деятельностный компонент);

• в повышении уровня эмоционального интеллекта будущих педагогов и развитие адекватного отношения к творческой деятельности как условия актуализации и развития разных видов одаренности (эмоционально- мотивационный компонент).

Все указанные компоненты потенциала реализуются в просветительской и проектной деятельности, осуществляемой учителем в рамках профессиональных позиций предметника, классного руководителя, организатора спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, а также педагогом дополнительного образования - тренером спортивной секции.

Соответственно, эстетизация педагогического труда представляет собой значимый процесс не только формирующий профессиональную культуру учителя, но и делает его образ привлекательным для будущих педагогов, а также вдохновляющим для тех, кто только еще намеревается сделать первые шаги в педагогическую профессию [6,5,7,9]. Решить представленные задачи возможно с помощью специально созданных образовательных учреждений, которые бы обеспечили научно-методологическую основу образовательного процесса, а также определили внедрение новых образовательных программ и анализ их результатов.

Литература:

1. Арифулина Р.У. Анализ отечественных и зарубежных трендов индивидуализации образовательного процесса в вузе: аналитический доклад / Р.У. Арифулина, О.А. Катушенко // Вестник Мининского университета. - Том 9. - № 4 (2021).

2. Быховская И.М. Культурологические смыслы практик и практические смыслы культурологии / И.М. Быховская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. - № 1 (75). - С. 18-28.

3. Кузнецова С.В. Реализация технологии создания ситуации успеха для будущего педагога средствами театральной педагогики / С.В. Кузнецова, Е.В. Быстрицкая // Педагогика. Вопросы теории и практики, 2020. - Том 5. - Выпуск 1. -С. 107-111.

4. Кузнецова С.В. Художественно-эстетическая культура учителя в координатах педагогического знания / С.В. Кузнецова, Е.В. Быстрицкая // Мир психологии. - №3, 2019. - C. 150-159.

5. Мейерхольд В.Э. К истории творческого метода. - СПб, 1998. - 247 с.

6. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения: Учеб.пособие для вузов / Н.А. Морева. - М.: Просвещение, 2003. - 304 с.

7. Олесина Е.П. Развитие профессиональной культуры учителя: актуальные направления реализации // Е.П. Олесина, И.В. Шевченко // Педагогика искусства. - 2019. - № 3. - С. 116-123.

8. Папуткова Г.В. Концепция проектирования основных профессиональных образовательных программ будущих педагогов / Г.В. Папуткова, Р.А. Саберов, И.Ф. Фильченкова // Вестник Мининского университета. - Том 9, № 4 (2021).

9. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 223 с.

10. Станиславский К.С. Работа актера над собой. - М.: Искусство, 1951. - 667 с.

11. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: научное издание. / А.В Хуторской. -М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 с.

12. Чехов М. О технике актера, 2007. - 102 с.

Педагогика

УДК 377

старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Ургина Елизавета Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

студент Куликова Анна Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИК ПРИМЕНЯЕМЫХ НА УРОКАХ ПО ЭКОНОМИКЕ В

КЛАССАХ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье произведены исследования уровня эффективности традиционных и современных методик, применяемых на уроках экономики. Для этого были выделены основные виды методик, применяемые на уроках, цель данных методов и их характерные признаки, вместе с этим представлены критерии оценки эффективности данных методик. На основе этих данных был проведён опрос и проанализированы результаты, полученные в ходе его проведения на выявление наиболее эффективного метода обучения экономике. По итогу сформированных результатов были выявлены и представлены наиболее предпочтительные методы обучения экономики среди учеников и учителей, а также сделаны выводы о целесообразном использовании данных методов на уроках экономики.

Ключевые слова: методика, метод обучения, эффективность, урок экономики, оценка эффективности, основное общее образование.

Annotation. The article studies the level of efficiency of traditional and modern methods used in economics lessons. For this, the main types of techniques used in the classroom, the purpose of these methods and their characteristic features were identified, along with this, criteria for assessing the effectiveness of these techniques were presented. Based on these data, a survey was conducted and the results obtained in the course of its conduct were analyzed to identify the most effective method of teaching economics. Based on

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.