Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИК ПРИМЕНЯЕМЫХ НА УРОКАХ ПО ЭКОНОМИКЕ В КЛАССАХ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИК ПРИМЕНЯЕМЫХ НА УРОКАХ ПО ЭКОНОМИКЕ В КЛАССАХ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / УРОК ЭКОНОМИКИ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Екатерина Андреевна, Ургина Елизавета Михайловна, Куликова Анна Павловна

В статье произведены исследования уровня эффективности традиционных и современных методик, применяемых на уроках экономики. Для этого были выделены основные виды методик, применяемые на уроках, цель данных методов и их характерные признаки, вместе с этим представлены критерии оценки эффективности данных методик. На основе этих данных был проведён опрос и проанализированы результаты, полученные в ходе его проведения на выявление наиболее эффективного метода обучения экономике. По итогу сформированных результатов были выявлены и представлены наиболее предпочтительные методы обучения экономики среди учеников и учителей, а также сделаны выводы о целесообразном использовании данных методов на уроках экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Екатерина Андреевна, Ургина Елизавета Михайловна, Куликова Анна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF METHODS USED IN LESSONS ON ECONOMICS IN CLASSES OF BASIC GENERAL EDUCATION

The article studies the level of efficiency of traditional and modern methods used in economics lessons. For this, the main types of techniques used in the classroom, the purpose of these methods and their characteristic features were identified, along with this, criteria for assessing the effectiveness of these techniques were presented. Based on these data, a survey was conducted and the results obtained in the course of its conduct were analyzed to identify the most effective method of teaching economics. Based on the results of the formed results, the most preferable methods of teaching economics among students and teachers were identified and presented, as well as conclusions were drawn about the appropriate use of these methods in economics lessons.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИК ПРИМЕНЯЕМЫХ НА УРОКАХ ПО ЭКОНОМИКЕ В КЛАССАХ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

• в обогащении образного мышления на основании достижений мировой художественной культуры и эстетических ценностей (ценностно-потребностный компонент);

• в подготовке студентов к решению проблемно-творческих профессиональных задач на основании применения технологий формирования инструментальных и творческих действий педагога (знаниевый компонент);

• в обеспечении диагностики и проектирование культуры общения и взаимодействия субъектов образовательного процесса (деятельностный компонент);

• в повышении уровня эмоционального интеллекта будущих педагогов и развитие адекватного отношения к творческой деятельности как условия актуализации и развития разных видов одаренности (эмоционально- мотивационный компонент).

Все указанные компоненты потенциала реализуются в просветительской и проектной деятельности, осуществляемой учителем в рамках профессиональных позиций предметника, классного руководителя, организатора спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, а также педагогом дополнительного образования - тренером спортивной секции.

Соответственно, эстетизация педагогического труда представляет собой значимый процесс не только формирующий профессиональную культуру учителя, но и делает его образ привлекательным для будущих педагогов, а также вдохновляющим для тех, кто только еще намеревается сделать первые шаги в педагогическую профессию [6,5,7,9]. Решить представленные задачи возможно с помощью специально созданных образовательных учреждений, которые бы обеспечили научно-методологическую основу образовательного процесса, а также определили внедрение новых образовательных программ и анализ их результатов.

Литература:

1. Арифулина Р.У. Анализ отечественных и зарубежных трендов индивидуализации образовательного процесса в вузе: аналитический доклад / Р.У. Арифулина, О.А. Катушенко // Вестник Мининского университета. - Том 9. - № 4 (2021).

2. Быховская И.М. Культурологические смыслы практик и практические смыслы культурологии / И.М. Быховская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. - № 1 (75). - С. 18-28.

3. Кузнецова С.В. Реализация технологии создания ситуации успеха для будущего педагога средствами театральной педагогики / С.В. Кузнецова, Е.В. Быстрицкая // Педагогика. Вопросы теории и практики, 2020. - Том 5. - Выпуск 1. -С. 107-111.

4. Кузнецова С.В. Художественно-эстетическая культура учителя в координатах педагогического знания / С.В. Кузнецова, Е.В. Быстрицкая // Мир психологии. - №3, 2019. - C. 150-159.

5. Мейерхольд В.Э. К истории творческого метода. - СПб, 1998. - 247 с.

6. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения: Учеб.пособие для вузов / Н.А. Морева. - М.: Просвещение, 2003. - 304 с.

7. Олесина Е.П. Развитие профессиональной культуры учителя: актуальные направления реализации // Е.П. Олесина, И.В. Шевченко // Педагогика искусства. - 2019. - № 3. - С. 116-123.

8. Папуткова Г.В. Концепция проектирования основных профессиональных образовательных программ будущих педагогов / Г.В. Папуткова, Р.А. Саберов, И.Ф. Фильченкова // Вестник Мининского университета. - Том 9, № 4 (2021).

9. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 223 с.

10. Станиславский К.С. Работа актера над собой. - М.: Искусство, 1951. - 667 с.

11. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: научное издание. / А.В Хуторской. -М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 с.

12. Чехов М. О технике актера, 2007. - 102 с.

Педагогика

УДК 377

старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Ургина Елизавета Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

студент Куликова Анна Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИК ПРИМЕНЯЕМЫХ НА УРОКАХ ПО ЭКОНОМИКЕ В

КЛАССАХ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье произведены исследования уровня эффективности традиционных и современных методик, применяемых на уроках экономики. Для этого были выделены основные виды методик, применяемые на уроках, цель данных методов и их характерные признаки, вместе с этим представлены критерии оценки эффективности данных методик. На основе этих данных был проведён опрос и проанализированы результаты, полученные в ходе его проведения на выявление наиболее эффективного метода обучения экономике. По итогу сформированных результатов были выявлены и представлены наиболее предпочтительные методы обучения экономики среди учеников и учителей, а также сделаны выводы о целесообразном использовании данных методов на уроках экономики.

Ключевые слова: методика, метод обучения, эффективность, урок экономики, оценка эффективности, основное общее образование.

Annotation. The article studies the level of efficiency of traditional and modern methods used in economics lessons. For this, the main types of techniques used in the classroom, the purpose of these methods and their characteristic features were identified, along with this, criteria for assessing the effectiveness of these techniques were presented. Based on these data, a survey was conducted and the results obtained in the course of its conduct were analyzed to identify the most effective method of teaching economics. Based on

the results of the formed results, the most preferable methods of teaching economics among students and teachers were identified and presented, as well as conclusions were drawn about the appropriate use of these methods in economics lessons.

Keywords: methodology, teaching method, efficiency, economics lesson, efficiency assessment, basic general education.

Введение. В современном мире одной из ключевых составляющих успеха является экономическое образование. Чтобы овладеть базой знаний необходимых в этой области, нужно приложить немало усилий. Вместе с этим изучение должно проходить с наличием непосредственного интереса к получаемым данным, с заинтересованностью, которая может появиться и развиваться еще в школе. Поэтому учитель должен подходить к методике преподавания экономики и других экономических дисциплин с особой ответственностью и последовательностью, используя совокупность методов и приемов практической деятельности, приводящей к запланированному результату. Поэтому грамотный выбор методики не только под вид урока, но и под ту тему, которая будет изучаться представляется важным и обязательным моментом при организации процесса обучения в школе.

В этом и заключается актуальность представленной работы, поскольку сегодня в условиях многообразия методик и приемов, используемых на уроках, порядка организации занятия и путей проведения его, перед преподавателем стоит сложнейшая задача выбора наиболее приемлемых методов обучения конкретной дисциплине для конкретной аудитории обучающихся с учетом возрастных особенностей и уровня предварительной подготовки по предмету. В нашем случае акцент ставится на процессе изучения экономики в школе, освоения основной терминологии и экономических процессов, сопровождающих жизнь современного общества.

Высокий показатель накопленного опыта в области изучения методов преподавания является основанием полагать, что существует перспектива в систематизации полученного опыта, а, следовательно, составление общей классификации этих методов на основе обобщения всех данных.

И вместе с этим, всё чаще повышается интерес педагогов к использованию новых методов обучения, а вызван этот интерес общим стремлением образовательного сообщества к улучшению современной дидактической системы с наименьшим риском (за счет умелого использования методов педагогом, а не перегрузки школьников).

Использование этих методов преподавания в процессе педагогического общения добавляет в обучение нехарактерные для школы отношения учителя и ученика. Учащиеся воспринимают педагога как друга, который может им помочь обрести новые знания. Одновременно значение школы обретает новую философию и добавляет ценность образованию.

Цель исследования - оценить на практике уровень эффективности методик, применяемых на уроках экономики в классах основного общего образования.

Изложение основного материала статьи. Многим известно, что эффективность образовательного процесса в больше мере определяется методикой преподавания дисциплины. Разнообразие образовательных программ ставит учителя в ситуацию выбора наиболее подходящих условий для развития умственных и творческих способностей детей, а также полного усвоения учебного материала.

Экономическое образование непосредственно реагирует на любую динамику общественного развития. Поэтому проблема совершенствования методики преподавания экономики была и остается наиболее актуальной, тем более в условиях пандемии, когда видоизменяется формат обучения.

Метод обучения определяется как взаимосвязанный процесс деятельности учителя и ученика, связанный со стремлением достичь общих целей в обучении. Разнообразие методов позволяет эффективно использовать их на уроках экономики в зависимости от целей и задач конкретного занятия, а также от:

• уровня знаний и умений учителя, которые отображают степень его компетентности, определяемый его накопленными знаниями и инновационным подходом к решению экономических задач;

• выбранного педагогом содержания учебных пособий;

• способней учеников, их желания обучаться, а также возрастных особенностей;

• роли метода или сочетания методов в развитии познавательной деятельности учащихся, их активности, самостоятельности и креативности;

• учебного плана [2].

В общем виде, методики можно подразделить на традиционные и современные с целью наиболее точной их оценки, как с позиции учеников, так и с позиции учителей.

Традиционные методы обучения возникли еще в древних философских педагогических системах и модифицированы для современных условий. Источник знаний является общим признаком выделяемых методов. Таких источников было три: слово, наглядность, практика. В процессе культурного развития общества появился еще один источник - книга [1].

Основной целью традиционных методов обучения экономики является донесение и передача учащимся новых знаний и важной информации по предмету. При таком подходе учитель использует объяснительно-иллюстративные технологии. Т.е. педагог доносит готовую информацию, используя учебник, презентацию, видео или фильмы, плакаты и другие средства обучения. В это время учащиеся слушают и запоминают эту информацию, затем используя полученные знания, делают практические задания.

Среди традиционных методов обучения, используемых на уроках экономики можно выделить следующие: лекция, рассказ, объяснение, учебная дискуссия, работа с книгой, упражнения, практика и самостоятельная работы [4].

Сегодня сфера образования активно совершенствуется и ей необходимы преобразования. Вследствие этого возникают современные методы обучения. В педагогике применение этих методов находится на начальном этапе.

Современные методы обучения экономики характеризуются следующими признаками:

• данные методы реализуются на основе коммуникации между педагогом и обучающимися, которая имеет договорную основу и соответствует принципам дифференциации и индивидуализации. Необходимым условием является общение и диалог, не только между учителем и учеником, но и между учениками в ходе урока;

• порядок действий основывается на целях, направленных на определенный результат;

• диагностика является обязательной составляющей методов. Эта процедура включает в себя инструменты, показатели и критерии, требуемые для определения результатов деятельности учеников.

К числу современных методов, которые используются на уроках экономики, можно отнести следующие: репродуктивный метод, метод проектирования, мозговой штурм, дистанционное обучение, работа в парах, ролевые и деловые игры и др. [3].

Поэтому на основании приведенных методов проанализируем опрос среди учеников и учителей.

Для опроса были взяты 4 класса учащихся, изучающих экономику, и 4 преподавателя, которые непосредственно ведут данную дисциплину среди взятых классов.

В качестве основы для опроса были взяты следующие критерии оценивания:

Таблица

«Критерии оценки эффективности»

№ Критерий Показатели эффективности

1 Интерес Субъективная оценка

2 Вовлеченность в процесс •следование цели, заданной в начале урока, учениками; • выражение собственного мнения; •предложение новых способов решения проблем.

3 Практическая ориентированность •приводятся примеры из личного опыта, как учениками, так и учителями; •решение задач, предполагающих создание проблемной ситуации, которая возможна в будущем.

4 Развитие творческих способностей •применение творческих заданий; •использование информационно-коммуникативных ситуаций; •создание ситуации соревнования.

В результате проведённого опроса были выявлены несколько традиционных и современных методов обучения, которые получили наибольшее предпочтение среди опрошенных. Критерий оценивания был в диапазоне от 1 до 5.

Каждый метод был оценён по всем критериям, затем полученные оценки по каждому методу суммировали и находили среднее арифметическое, после чего были определены самые предпочтительные варианты.

Среди традиционных наибольшее предпочтение ученики отдали следующим методам:

1. Практика - 4,125

2. Учебная дискуссия - 3,45

3. Лабораторная работа - 2, 95

Проанализировав данные результаты, можно прийти к выводу, что один из наиболее эффективных традиционных методов - это практические знания и методы с начальными исследовательскими составляющими, такими как дискуссия, лабораторная работа.

В то время, как среди тех же методов, учителя отдали предпочтение таким образом:

1. Практика - 4, 96

2. Упражнения - 4,28

3. Самостоятельная работа - 4, 175

На основе полученных данных получается, что большинство опрошенных выделили практику, как наиболее эффективный метод, применяемый на уроках экономики.

Проанализировав подобным образом опрос современных методов обучения экономике, преимущественно ученики выделили следующие:

1. Метод с использованием IT-технологий - 4,7

2. Дистанционное обучение - 4, 36

3. Ролевые игры - 3,89

Значит, можно прийти к выводу о склонности учащихся к выбору методов, сопряженных с IT направленностью, исследованием.

Наибольшее предпочтение среди современных методов учителя отдали следующим образом:

1. Метод мозгового штурма - 4,56

2. Метод рефлексии - 4,23

3. Ролевые игры - 3,98

В выборе учителей современных методов и традиционных есть сходство - это выбор практических составляющих при обучении.

Таким образом, среди традиционных и современных методов наиболее эффективными оказываются методы практической направленности.

Выводы. На взгляд авторов, нельзя точно сказать, какой метод лучше или хуже. Разделить методы невозможно, так как один метод может попросту не существовать без другого. Разные методики при различных ситуациях оцениваются по-разному. Это зависит от квалификации преподавателя, выстроенной программы и других возможных обстоятельств.

Каждый метод имеет отличительные особенности, среди которых есть, как достоинства, так и недостатки. Это также нужно учитывать при выборе той или иной методики, учитывая их необходимость, совместимость и уместность. Любой урок должен быть заранее спланирован и построен, исходя из тех целей и задач, которые должны выполняться. Практика показывает, что непродуманное и случайное использование методов не дает продуктивных и планируемых результатов. Часто бывает, что ученику становится неинтересно на уроке. Основной причиной этого является то, что учитель просто зачитывает или рассказывает материал, никак не заинтересовывая учеников. Из-за этого учащиеся начинают отвлекаться, и как следствие происходит недоработка темы. В том случае, когда это принимает регулярный характер, образуется пробел во всем курсе экономики и с определенного момента теряется целостность восприятия материала.

Для решения проблемы потери интереса учеников к предмету, можно проводить экономические ролевые игры и использовать IT-технологии на практических занятиях. Это позволит учителю повысить интерес учащихся, а также ученики получат более наглядное представление о сущности экономических процессов, получат практические навыки и, в некоторых случаях смогут получить дополнительные навыки в использовании компьютерных программ. Такие уроки формируют у обучающихся независимость в решении проблемных ситуаций, самостоятельность и свободу выбора, а также способствуют закреплению практических знаний в виде навыков принятия ключевых и необходимых экономических решений.

Эффективной методика обучения экономики в школе будет в том случае, если учитель умело сопоставляет цели урока с теми обстоятельствами, в которых этот урок проходит, и на основании этого выбирает необходимый перечень методов, которыми он будет руководствоваться на данном уроке.

Литература:

1. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

2. Методическая разработка на тему "Выбор методов и приемов обучения" // по материалам сайта: infourok.ru - URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-vibor-metodov-i-priemov-obucheniya-2942952.html(дата обращения 01.12.2021)

3. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса "школа-вуз" / Т.Г. Мухина, С.Н. Сорокоумова, П.А. Егорова, Д.Д. Яркова // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - №4. - С. 14.

4. Современные методы обучения / Педагогика // по материалам сайта: 4brain.ru. - URL: https://4brain.ru/pedagogika/new-methods.php. (дата обращения 01.12.2021)

5. Серебровская, Н.Е. Становление субъектности школьников на пути их профессионального самоопределения: коллаборация школы и вуза / Н.Е. Серебровская, И.С. Кочергина // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. -№ 3(36).

6. Традиционные методы обучения / Педагогика // по материалам сайта: 4brain.ru. - URL: https://4brain.ru/pedagogika/tr-methods.php. (дата обращения 01.12.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pedagogy

UDC 378.2

candidate of pedagogical sciences,

associate professor Kuzmina Aleksandra Petrovna

Samara State Transport University (Samara); candidate of philological sciences, associate professor Kuregyan Amalia Levikovna Samara State Technical University (Samara); candidate of philological sciences,

associate professor Pertsevaya Ekaterina Aleksandrovna

Samara State Economic University (Samara)

COMPUTER GAMES AS A WAY TO ORGANIZE STUDENTS INDEPENDENT WORK IN THE PROCESS OF

FOREIGN LANGUAGES DISTANCE LEARNING

Annotation. The paper deals with the problem of using the computer games as a way to organize students independent work. Foreign languages as a practical discipline, unlike lectures, is quite difficult to study within the framework of distance education, or rather, it is somewhat difficult to create full-fledged conditions and an atmosphere of live communication at a distance lesson -factors necessary for the successful development of language skills. Computer games can help in this difficult situation by accompanying the learning process and serve as a tool to consolidate the material studied. This issue is examined as a part of the distance learning educational environment. The authors reveal the psychological features of how the computer games can influence the students studying English and explain the necessity of using such games and up-to-date technologies in the modern educational process.

Keywords: computer games, foreign language teaching, educational technologies, distance learning, foreign language learning.

Аннотация. В статье рассматриваются компьютерные игры как инструмент самостоятельной работы студентов ВУЗов в рамках классической образовательной среды и дистанционного образования. Иностранные языки как практическая дисциплина, в отличие от предметов лекционного цикла, достаточно сложно поддается изучению в рамках процесса дистанционного образования, вернее сказать, представляет некоторую сложность создать на дистанционном занятии полноценные условия и атмосферу живого общения - факторы необходимые для успешного освоения языковых навыков. Компьютерные игры могут помочь в этом, сопровождая учебный процесс и служа инструментом к закреплению пройденного материала. В данной работе раскрываются психологические особенности воздействия компьютерных игр на студентов при обучении иностранным языкам, объясняется необходимость использования данного инструмента вместе с классическими приемами обучения, особенно в современных условиях и в процессе развития дистанционных технологий.

Ключевые слова: компьютерные игры, обучении иностранным языкам, обучающие технологии, дистанционное обучение, изучение иностранного языка.

Nowadays, in the context of the development and active implementation of distance educational technologies into the learning process, there is an urgent need to form a new learning environment, that is absolutely different from the usual one, that was established and formed long with a large number of hours allocated for classroom work. That is why, along with a decrease of the classroom hours and an increase of independent work hours, researchers of educational environments and processes in education faced the problem of using modern technologies in the framework of the pedagogical process. In other words, the problem of introducing virtual technologies has become relevant along with the increasing role of students independent work while studying any disciplines, including foreign languages.

It is impossible to ignore the fact that in the modern world a special place is given to computerization, and such a concept as "gadgets" (from the English gadget - device) - computers, laptops, tablets - has become an integral part of modern society. With their help and with the development of the Internet, it became possible to study many sciences, including foreign languages without any assistance.

There are many ways to learn a language online: taking courses, chatting with foreigners, watching movies and TV shows, reading e-books, etc. The use of the computer games can be singled out into a special category, that is defined as the most attractive tool of learning for modern students, allowing them to create a special virtual space, simulate speech situations and, thus, immerse the student in conditions closest to the conditions of speech communication, to carry out complete immersion into the language environment. Especially taking into account the fact that at the moment young people spend a lot of time online, choosing computer games and mobile applications as their main pastime.

In order to capture the attention of modern trainees, direct their activities to acquire professional skills, motivate them to self-development and achieve a high level of language proficiency, it is necessary to use modern educational technologies. This is especially important for practical application and detailed study in the conditions of active distance learning technologies introduction. Combining a regular lesson with computer technologies will allow the teacher to significantly diversify the learning process, making it more interesting and intense. At the same time, the computer and the online space complement the tutor, and do not replace him, assigning him the role of a mentor, organizer and head of the educational process.

Moreover, foreign languages as a practical discipline, unlike lectures is quite difficult to study within the framework of distance education, or it is somewhat difficult to create full-fledged conditions and an atmosphere of live communication at a distance lesson , i.e. factors that are necessary for the successful language skills development. Computer games can help to solve this problem by accompanying the learning process and serve as a tool to consolidate the material studied.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.