DOI: 10.12731/2658-4034-2021-12-2-21-38 УДК 372.891
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАТЕРИАЛОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ГЕОГРАФИИ
Семенов В.А.
В статье обобщён авторский опыт применения дистанционных технологий и материалов на занятиях по дисциплине «география» во время карантинных ограничений весны 2020 г.
Цель. Данное исследование - ретрансляция методико-педагоги-ческого опыта во внешнюю среду. Предмет статьи - использование дистанционных технологий на уроках географии.
Методология проведения работы. Основу исследования образует квинтэссенция теоретических и эмпирических методов, а также анализ и синтез имеющихся информационных источников по тематике статьи.
Результаты. Отмечены позитивные и негативные стороны дистанционных форм обучения, их правовые основы. Детализирована методика использования мессенджера ZOOM, представлен материал по использованию программ, сайтов и средств интернета в образовании на удалённом доступе. Отдельно затронута проблема применения электронных библиотечных систем и электронной почты в образовательном процессе на дистанте. Обращено внимание на инклюзивные формы образования и деятельностный поход врамках дистанта. Делается вывод о необходимости смешанного обучения, так как одни лишь дистанционные формы не обеспечивают всей полноты и эффективности учебного процесса, необходимо личное очное общение педагога с учащимися.
Область применения результатов. Информация, изложенная в статье, может быть использована педагогами и обучающимися в рамках среднего общего и профессионального образования.
Ключевые слова: дистанционное образование; комбинированное обучение; интерактивность; деятельностный подход; географические игры.
FEATURES OF THE USE OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES AND EDUCATIONAL MATERIALS IN GEOGRAPHY LESSONS
Semenov V.A.
The article summarizes the author's experience of using remote technologies and educational materials in geography lessons during quarantine restrictions in the spring of2020.
Purpose. This article is a retransmission ofmethodological and pedagogical experience to the external environment. The subject of the article is the use of remote technologies in geography lessons.
Methodology. The basis of the research is the quintessence of the theoretical and empirical methods, also the analysis and synthesis of the available information sources on the subject of this article.
Results. The positive and negative aspects of the distant forms of education and their legal basis are noted. The method of using the ZOOM messenger is detailed, the material on the use of programs, websites and Internet tools in education on remote access is presented. The problem of using electronic library systems and e-mail in the educational process on remote access is particularly touched upon. Attention is drawn to the inclusive forms of education and to the activity approach on remote access learning. It is concluded that hybrid learning is necessary, because only remote access does not provide the fullness and effectiveness of the educational process, and the personalface-to-face communication of the teacher with the students is necessary.
Practical implications. The information of this article can be used by the teachers and students in the sphere of the secondary vocational and secondary special education.
Keywords: distance learning; combined education; interactivity; activity approach; geographical games.
Введение
Массовое заболевание людей во всём мире смертельно опасной коронавирусной инфекцией впервые в новейшей истории ребром поставило вопрос о повсеместном применении дистанционных технологий в школах и вузах нашей страны. Современная Россия осуществляет активный переход от индустриального общества к обществу информационному, меняются требования к усвоению обучающимися предметных результатов, меняются условия реализации и структура основной общеобразовательной программы, которые сегодня уже невозможны без широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов. Компьютер перестал быть только лишь помощником в образовательном процессе, но стал непосредственным объектом изучения, так как новое поколение обучающихся тесно связано с разнообразными гаджетами и фактически ни дня не может прожить без сети Интернет.
Масштабное применение обучения с использованием дистанционных образовательных технологий позволяет не просто эпидемиологически безопасно осуществлять образовательный процесс, но и вписать российское образование в современные реалии цифрового постиндустриального общества. Переход учителей школ и преподавателей вузов на удаленную работу из дома вызвал ряд вопросов, а также особенностей трудовой деятельности, на которые нам бы хотелось обратить внимание в данной статье, с упором на географическое образование. В этом мы видим основную задачу данного исследования.
Обзор литературы
Впервые о дистанционных формах обучения заговорили в США, на стыке 1990-2000 гг. [13; 6, с. 12], по мере развития сети Интернет. В нашей стране основы дистанционного обучения разрабатывались коллективом авторов под руководством известнейшего педагога-мастера Полат Е.С. [6] и детально проработаны в приказе Минобрнауки N° 63 «Порядок разработки и использования дистан-
ционных образовательных технологий» [7]. Значительного внимания удостоены дистанционные технологии в трудах специалистов Северо-Кавказского отделения РАО [4, с. 458-461; 9, с. 171-173]. О возможностях задействования потенциала дистанционного обучения при чрезвычайных ситуациях в своей работе упомянул Г.Г. Ха-ранян [12, с. 92-96]. Настоящий всплеск обращений учителей и преподавателей к технике организации и проблемам дистанта отмечен в 2020 г. на фоне пандемии коронавируса [8, с. 23-26; 10, с. 526-539; 11, с. 3523-3529]. Коллектив авторов под руководством Ноздриной Н.А. выпустил в свет публикацию о методике и принципах использования дистанционного обучения для людей с недостатком личного времени [5, с. 297-299], при том что в ней, как и в большинстве вообще публикаций по проблемам дистанционного образования, основное внимание уделено высшему образованию. Однако мы вынуждены отметить, что информационного учебно-методического обеспечения образовательного процесса явно недостаточно, особенно по естественно-научным дисциплинам, в связи с чем мы полагаем, что представленные нами материалы имеют не только практическую, но и некоторую научно-педагогическую ценность и новизну.
Термин «дистанционное образование» прочно вошёл в наш современный педагогический лексикон. ДО стало глобальным явлением культуры и цивилизации, с колоссальной и сложной инфраструктурой, с большими масштабами инвестиций и денежного оборота. Развитие ДО признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО. Процесс информатизации общества и повсеместное применение информационных и дистанционных технологий накладывают отпечаток на теорию и методику современного преподавания, вносят изменения в продолжительность, место, формы и темпы обучения. ДО позволяет сократить разрыв содержательных элементов системы образования с динамично меняющимся миром, с его новыми научными и культурными достижениями. Это обосновывает практическую значимость и актуальность материалов статьи.
Описание исследования
Дистанционные технологии обучения (дистант) - это совокупность методов, средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии, на основе использования современных компьютерных и телекоммуникационных технологий [6, с. 18]. Использование дистанционных технологий предполагает специальную организацию образовательного процесса, базирующуюся на принципе большей самостоятельности процесса обучения. Особенностью дистанционной среды является то, что обучающиеся находятся на удалённом доступе от преподавателя в пространстве и (или) во времени, но в то же время они имеют возможность поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации и интернет-технологий.
В дистанционном образовании (ДО) есть как негативные стороны, так и безусловно положительные моменты, способствующие интенсификации учебного процесса. Основное достоинство в использовании средств ДО у детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, а также экстернатных форм обучения, состоит в отсутствии строгой привязки к месту и времени проведения занятий [1, с. 62-65]. Можно организовать более щадящий режим обучения, строго нормируя количество времени, проводимого ребёнком за компьютером, неоднократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости. ДО в определённой степени решает и проблему детей-интравертов и «особых» учащихся, которые испытывают сложности в общении с другими участниками образовательного процесса. ДО даёт возможность выстраивать как взаимное общение детей и педагогов на удалённом доступе в ходе консультационной работы, выполнения проектных или курсовых работ, так и общение обучающихся друг с другом в рамках занятий-конференций, эвристических бесед, виртуальных семинаров, уроков-диспутов и проч. ДО целесообразно использовать как для «слабых» и имеющих много пропусков учащихся, предоставляя детям возможность ещё раз ознакомиться с материалами видеоурока или слайдами презентации, так и для «сильных» высокомотивированных участников образова-
тельного процесса, имеющих повышенный интерес к предмету и рвущихся более качественно усвоить учебный материал или пройти его раньше остальных.
Главными минусами ДО, с нашей точки зрения, являются, во-первых, повышенные нагрузки на здоровье как обучающихся, так и учителей (зрение, слух, нагрузки на позвоночник и органы малого таза, гиподинамия), а во-вторых, отсутствие «personal touch», то есть очного и личного контакта со сверстниками и учителем, некоторая психологическая усталость и перегрузка. Есть также проблема эффективной организации контроля усвоения учебных компетенций обучающимися [14, с. 73-75]. В свете вышесказанного мы советуем по возможности осуществлять гибридное обучение, с использованием как технологий удалённого доступа, так и живого общения детей и учителя.
На государственном уровне применение систем электронного обучения регулируется статьёй 16 Федерального закона РФ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [7]. Также в качестве правовой базы ДО в России может могут быть названы Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию «О реализации обучения с применением дистанционных образовательных технологий», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.05.2005 №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», Рекомендации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации №06-1254 от 30.09.2009 г., а также Правила применения технических средств на уроке по СанПиН № 189 от 29.12.2010 ст. 10.18 и новый СанПиН 2.4.3648-20, вступивший в силу с 01.01.2021 г. [7].
Авторский опыт использования средств ДО позволяет однозначно рекомендовать в качестве базового мессенджера для проведения учебных занятий по географии средства ZOOM. Высокая скорость интернета (а также личные логины-пароли и установленные лицензионные программы преподавателя) позволяют уверенно использовать на занятиях видеофрагменты и материалы готовых уроков InternetUrok, Ютуб, МЭШ, РЭШ и др., более широко применять современные технические средства и информационные ресурсы; великолепно зарекомендовал себя ZOOM и при проведении консультаций на удалённом доступе. Очень удобны возможности ZOOM рисовать и писать маркерами любого цвета и толщины линии пояснительные надписи как поверх презентаций, так и на специальной белой или линованной доске; множество участников в ZOOM могут совместно использовать свои экраны и делать заметки для достижения максимальной интерактивности. Чаты в группах, поиск по истории, интеграция обмена файлами и архив данных, возможность видеофиксации, возможность создания двух параллельных секций ZOOM - всё это очень важные и полезные инструменты для работы. Необходимо помнить, что каждые 30-40 минут урока учащимся следует делать перерыв на зарядку (глаза, ноги, позвоночник) и чаще проветривать помещение, в котором ведутся занятия на удалённом доступе, устаивать динамические паузы [2, с. 100-105].
Немаловажным в процессе преподавания географических дисциплин явилось и использование электронной почты, в качестве которой мы рекомендуем google (@gmail.com) или yandex (@yandex. ru). Оба почтовых агента довольно результативно фильтруют спам, а также позволяют пересылать огромные массивы данных (в том числе и «тяжёлые» видеофайлы) за счёт использования облачных хранилищ Гугл-диска и Яндекс-диска, что немаловажно в учебном процессе. И ещё один мотив использования вышеназванных типов электронной почты - это то, что они не зависают и не прекращают своей работы, в зависимости от времени суток или из-за постоянных хакерских атак. По электронной почте многие учащиеся присылали свои выполненные домашние задания, фото и сканы заполненных
контурных карт, а также задавали те или иные экстренные вопросы, решение которых не могло подождать до ZOOM-консультации. В качестве основных облачных хранилищ для размещения информации обучающимся мы использовали https://femida.raj.ru/ (СЭО Фемида) и облачный диск https://disk.rsuj.ru/ (облачный диск ФГБОУ ВО РГУП). Там размещались текстовые материалы занятий, демо-версии тестов, учебно-методические материалы, поурочные задания, списки рекомендуемых информационных источников для подготовки к занятиям. В качестве гипертекстовыой среды (интернет-серверов, где учитель может разместить учебные материалы или контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов) также может быть использован ресурс http://reshuege.ru/ («РешуЕГЭ») [3, с. 945-949]. Прекрасно себя зарекомендовала в плане тестовой проверки знаний учащихся бесплатная система https://academtest.ru/ (academic tests). Стоит потратить немало времени для наполнения данной базы данных собственными тематическими заданиями, но она будет исправно служить и в «посткоронавирусное» время.
Основными «интернет-помощниками» учителя географии при дистанционной форме организации занятий явились образовательные интернет-ресурсы https://resh.edu.ru/subject (РЭШ - Российская электронная школа) и видео-хранилище https://www.youtube.com/. И то, и другое средство визуализации учебной информации замечательно подходит для демонстрации в ходе уроков в системе ZOOM, украшает занятия, делает их более интерактивными и интересными, ведь «скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню» [6, с. 12-25]. В РЭШ мы имеем возможность не просто воспользоваться тематическими видеороликами (от 2 до 18 минут), но и решить с обучающимися тренировочные и контрольные задания. В РЭШ также есть возможность исправления выявленных в системе ошибок, что немаловажно в условиях громадных объёмов информации, с которыми мы имеем дело. РЭШ абсолютно бесплатен, и, помимо географии, оттуда можно брать информацию и по смежным дисциплинам: биология, экономика, химия, физика, естествознание, обществозна-
ние, экология, ОБЖ, Россия в мире. Главный плюс видеохостинга Ютуб - это обилие видео-контента по любой географической (и не только) тематике, но главный минус этого интернет-портала - это, безусловно, наличие рекламы, причём не всегда безобидной. Мы рекомендуем показывать на учебных занятиях размещённые на Юту-бе видеофильмы National geographic, Naked science, канала «Моя планета», «Орёл и решка», обучающие фильмы студии «Кварт».
Разумеется, имеет смысл подключать к использованию на занятиях самую крупную в России бесплатную библиотеку видеоуроков https://intemeturok.ru/subject/geografy/. Она не столь красочна и современна, как уроки РЭШ, но в содержательном плане зачастую выигрывает. Преподавателю можно также при подготовке занятий использовать готовые уроки и разработки https://www.mos.ru/city/ projects/mesh (МЭШ - Московская электронная школа). Однако в МЭШ, с нашей точки зрения, работать не вполне удобно и очень медленно. Вход туда требует авторизации на сайте Госуслуг города Москвы или в электронном журнале (ЭЖД). Материалы по описанию готовых уроков там хотя и очень хороши по содержанию, но совершенно неадекватны по времени (хронологии) подачи на занятии. Если в МЭШ готовый урок предполагает его прохождение за 40 минут, значит на практике нужно отводить на такое занятие не менее 3 уроков, что нереально уложить в рамки календарно-тема-тического планирования. По нашему мнению, удобно использовать тестовые и иные поурочные задания МЭШ в качестве домашней работы для учащихся, но, повторимся, это требует авторизации самих учащихся в ЭЖД г. Москвы и технических навыков использования такого рода ресурсов, ведь интерфейс там мягко говоря непрост. По сути очень похож на уроки МЭШ и такой ресурс как «VideourokiNet», - там также необходима регистрация, также довольно сложный интерфейс, так же удобно использовать скорее для тестирования учащихся, нежели для ознакомления с содержательной частью материала по географии.
Возможности самостоятельного повторения и изучения учащимися отдельных тем, блоков и разделов дисциплины география есть
на ресурсе http://www.km-school.ru/ (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия), на образовательном сайте http://www.teachpro.ru, в Открытом колледже http://www.college.ru и на Портале дистанционного обучения абитуриентов https://edunews.ru/. Но эти ресурсы требуют авторизации, а иногда и содержат платный контент и рекламу, что ограничивает возможности их массового применения.
В качестве отдельного элемента дистанционной образовательной среды мы можем назвать электронно-библиотечные системы (ЭБС). Мы рекомендуем использовать ЭБС для просмотрового чтения как педагогами, так и обучающимися многие современные учебники и пособия по географии и смежным наукам для ознакомления, закрепления и получения новых знаний. В качестве ЭБС рекомендуем пользоваться (после авторизации) системами: Znanium.com, ЮРАЙТ, BOOK.ru, НЦР РУКОНТ. У каждого из этих электронных книгохранилищ есть своя специфика в использовании, но с ней нетрудно разобраться, стоит лишь приступить к их использованию. На платформе ЮРАЙТ, например, помимо прочего, есть возможность бесплатного тестирования по некоторым дисциплинам обществоведческого плана, а также прохождения курсов повышения квалификации преподавателей. Целый ряд обучающих бесплатных вебинаров в последнее время также предлагает и Znanium.com.
Специфичными для использования на уроках по географии являются онлайн-сервисы Google-maps и Google-Earth. Используя ресурс Google-maps, я могу опросить учащихся на предмет знания ими номенклатуры как по физической карте мира (моря, реки, озёра, острова, полуострова и проч.), так и по политической (города и страны) в режиме демонстрации экрана в ZOOM. С помощью Google-Earth можно показать обучающимся характер рельефа, растительности, гидрологии административно-территориального деления, некоторых черт экономики любого уголка и любой страны на планете Земля. На вкладке «Исследователь» можно получить информацию по определённой теме с привязкой к карте (например, «География вырубки лесов в Южной Америке» или «Цунами в Тихом океане»). На вкладке «Мне повезёт!» можно совершить виртуальное 3D-путешествие
по многим местам планеты; с помощью вкладки «Проекты» можно создавать эффектные слайды презентаций с привязкой к конкретной территории или акватории земного шара.
Очень интересны и результативны обучающие онлайн-игры по географии, которые можно посоветовать обучающимся освоить во внерабочее время. Например, бесплатные игры на тренировку знания местоположения конкретных городов и государств на карте https://online.seterra.com/ru или https://www.karusel-tv.ru/games/ capitals. Можно установить соответствующие бесплатные географические игры и на смартфон из Play-market: «География: страны мира (игра)», «Карты всех стран мира - Тест по географии Земли» и др. Отдельного внимания заслуживает игра, где нужно только по одной фотографии, приближая или удаляя отдельные её сегменты, угадать местоположение и название страны, в которой она сделана - игра https://www.geoguessr.com/ («Угадай землю»). На онлайн-проекте http://worldgeo.ru/ («Всемирная география») также можно ознакомиться с регионами и странами мира, как в природном, так и в социально-экономическом отношении. Конечно, как преподаватели, так и студенты активно используют материалы Свободной мировой энциклопедии «Википедия», хотя подчас информация политико-экономического свойства там представлена тенденциозно и без отражения российского взгляда на мир.
Безусловно, следует изменить не только сами материалы, но и технологии их подачи в рамках ДО. На учебных занятиях, чтобы предотвратить быструю утомляемость учащихся, нужно как можно более комбинировать и разнообразить урок. Например, прерывать показ слайдов презентации вставками коротких видеофрагментов, вводить элементы игры в занятие, постоянно требовать у аудитории отклика, причём не просто по схеме «Поняли? - Да, поняли!», а уточнять, ЧТО поняли учащиеся, КАК поняли, просить привести примеры, побуждать на высказывание личной позиции по тому или иному вопросу. В учебных занятиях в системе ДО должна обязательно присутствовать интерактивность. Можно размещать на различных облачных хранилищах материал урока, требовать озна-
комления с ним учащихся в рамках домашней работы, а на уроках с элементами семинаров - обсуждать, обсуждать и ещё раз обсуждать! Дискуссии должны быть как в формате «учитель-ученик», так и в формате «ученик-ученик», однако с обращением внимания на сохранение дисциплины и порядка на уроке.
Введение нового материала, как нам видится, должно перерасти в эвристическую беседу, заменив принцип «учитель говорит - ученики слушают». В рамках ДО растёт удельный вес времени учащихся на самообразование и самоподготовку по тому или иному учебному модулю. Роль педагога по существу заменяется ролью тьютора-наставника, который не даёт готовую учебную информацию, а только направляет учащихся по пути её самостоятельного получения, уточняет её, углубляет, ненавязчиво расширяет зону ближайшего развития, с опорой на последние актуальнейшие социально-экономические, политические, природные новости и процессы в России и в зарубежном мире (специфика географии как предметной области). По сути все уроки превращаются в комбинированные занятия, где постоянно меняются формы организации работы и средства достижения учебных целей. По этому же пути, с нашей точки зрения, должно идти и очное обучение, но эпоха ДО приближает и актуализирует вышеназванные формы и способы организации учебного процесса.
Обязательно также соблюдение определённых технических требований при проведении учебных занятий в рамках ДО. Следует вести уроки при высокоскоростном стабильном интернете, на компьютере с хорошим разрешением экрана. Презентации должны быть красочными, на слайдах должны преобладать иллюстрации (фото, графики, диаграммы и проч.), а не текст. Если на слайдах представлен текст, то он должен быть в тезисной форме и размером шрифта не менее 18 пт, иначе он не будет нормально читаем. Фон слайдов должен контрастировать с текстом или цветовой гаммой рисунков. В видеофрагментах, демонстрируемых учащимся, не должно быть рекламы. Ролики нужно часто останавливать, давать свои пояснения, вызывать учащихся на выражение своего мнения о просмотренном материале. Сочетание правильных технических и учебно-методиче-
ских подходов позволит провести занятия в системе ДО на высоком уровне и повысит учебную мотивацию учащихся.
Заключение
В заключении мы должны сказать, что современное обучение на основе деятельностного подхода и электронной информационной образовательной среды немыслимо без применения дистанционных средств и способов работы. Практика организации электронного обучения показывает, что материалы, первоначально приготовленные для проведения ДО, используются затем в очном обучении, как повышающие интерактивность и результативность процесса. Обучение на дистанте реализует принцип предоставления всем обучающимся равных возможностей доступа к образовательным ресурсам. ДО удобно учащимся с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, спортсменам, учащимся экстернатной формы обучения, открывает широкие возможности для дополнительного образования, кружковой и олимпиадной работы. ДО облегчает взаимодействие учеников, учителей и родителей, позволяет обеспечить информационно-методическую поддержку учащихся, проводить более эффективную подготовку к ОГЭ-ЕГЭ, коммуницировать (диспуты, конференции, семинары, симпозиумы, обмен опытом) с другими образовательными учреждениями. Дистанционные формы в значительной степени оптимизируют учебный процесс и снижают ресурсные и финансовые затраты на него.
Мы рекомендуем использовать мессенджер ZOOM для демонстрации учебного материала в рамках ДО, мотивировать учащихся на самоподготовку к занятиям при помощи материалов облачных хранилищ и ЭБС. В качестве главного интерактивного ресурса как для педагога, так и для учащихся, мы советуем РЭШ, а также несколько иных вышеназванных специализированных сайтов онлайн-контента. На занятиях в удалённом доступе следует мотивировать учащихся как можно больше говорить и делать, а не просто слушать или смотреть, использовать игровые формы, деятельностный подход, комбинированные уроки, создавать атмосферу педагогической
эмпатии. Следует также уделять значительное внимание техническим составляющим ДО и качеству иллюстративного материала.
Несмотря на наличие многочисленных технических и методических проблем и нерешённых вопросов, на трудности реализации, без применения дистанционных технологий невозможно представить школу уже через несколько лет. Ворвавшись в нашу жизнь из-за форсмажора пандемии, ДО коренным образом изменило современную систему образования, и прежней она уже не станет. Необходимо при этом помнить, что ДО не заменяет традиционную очную работу в образовательных учреждениях, а лишь дополняет её, так как, с нашей точки зрения, нормальное просвещение и воспитание невозможно без личного контакта учителя и учеников.
Список литературы
1. Бирюкова Е.В., Бирюкова К.О. Возможности дистанционного обучения детей с ОВЗ и инвалидностью в «Центре обучения «Дистанционные технологии» // Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности. Материалы XIII Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и молодых ученых. Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2019. С. 62-65.
2. Калинина А.И. Дистанционное обучение как часть системы непрерывного образования и роль самообразования в дистанционном обучении // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2014. № 1. С. 100-105.
3. Моисеенко Н.А., Бисултанова Э.А.Х. Дистанционное обучение: форма, технология, средство // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 16. С. 945949. https://alley-science.ru/domains_data/files/Collection_of_journals/ Vtoray%20tom%20Dekabr.pdf
4. Мусамедова К.А., Халиков А.А. Анализ методов дистанционного обучения и внедрения дистанционного обучения в образовательных учреждениях // Труды Северо-Кавказского филиала Московского технического университета связи и информатики. 2013. № 1. С. 458-461. http://umo.skf-mtusi.ru/sbornik/sb2013-1.pdf
5. Ноздрина Н.А., Сяктерева А.А., Новикова К.В. Дистанционное образование как метод получения образования для людей с ограниченными временными рамками // Электронный научный журнал. 2017. № 2-1 (17). С. 297-299.
6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 12-25.
7. Приказ Минобрнауки № 63 «Порядок разработки и использования дистанционных образовательных технологий». http://edu.ru/index. php?page_id=196&op= doDocData&dnews_id=77 (дата обращения: 15.01.2021).
8. Секреты успеха дистанционного обучения / Семенихина Ю.В., Галкин В.Г., Харламова Ю.Н., Кострыкина С.Э. // Педагогика и психология: перспективы развития. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интеракив-плюс», 2020. С. 23-26.
9. Халиков А.А., Мусамедова К.А., Ибрагимова О.А. Анализ методов дистанционного обучения и внедрения дистанционного обучения в образовательных учреждениях // Вестник научных конференций. 2017. № 3-6 (19). С. 171-173.
10. Galizina E.G., Palanchuk N.V., Afonin M.V., Krivova A.L., Lyapuno-va N.V. Organization of distance learning for humanities students using Google classroom // Revista Inclusiones, 2020, vol. 7, no. S3-3, pp. 526-539. http://revistainclusiones.org/index.php/inclu/article/view/1255
11. Elnikova G.A., Nikulina N.N., Gordienko I.V., Davityan M.G. Distance education in universities: lessons from the pandemic // European Journal of Molecular and Clinical Medicine, 2020, vol. 7, no 1, pp. 3523-3529. https://ejmcm.com/article_3585.html
12. Karhanyan G.G. Analysis of distance learning in force majeure conditions // Cross - cultural studies: education and science, 2020, vol. 5, no. 2, pp. 92-96. https://doi.org/10.24411/2470-1262-2020-10080
13.Needham A.M.B. Perceptions and reactions of stress among distance learning instructors in comparison to non-distance learning instructors: Ph.D. Texas A&M University. College-station, 1997, p. 1.
14. Sharovatova S.A. Problems and prospects of developing computer-assisted correspondence courses with application of distance learning technologies // International Research Journal, 2016, no. 7-2 (49), pp. 73-75. https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.49.105
References
1. Birjukova E.V., Birjukova K.O. Vozmozhnosti distancionnogo obucheni-ja detei s OVZ i invalidnostju v "Centre obuchenija "Distancionnyje tekhnologii" [Opportunities of distance learning for the children with disabilities and handicapped children in the "Learning Center "Distance technologies"]. Edinoje obrazovatelnojeprostranstvo kak factor formirovanija i vospitanija litchnosti. Materialy XIIIMezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferencii studentov, magistrantov I molodykh utchenykh [Unified educational space as a factor of the individual's formation and education. Materials of the XIII International Scientific and Practical Conference of Students, undergraduates and young scientists]. Ryazan: Ryazanskii gosudarstvennyi universitet imeni S.A. Esenina, 2019,pp. 62-65.
2. Kalinina A.I. Distancionnoje obutchenije kak tchast' sistemy nepreryv-nogo obrazovanija i rol' samoobrazovanija v distancionnom obutchenii [Distance learning as part of the system of continuing education and the role of self-education in the distance learning]. Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of the Moscow University]. Series 20: Pedagogical education, 2014, no. 1, pp. 100-105.
3. Moiseenko N.A., Bisultanova E.A.Kh. Distancinnoje obuthenije: forma, tekhnologija, sredstvo [Distance learning: the form, the technology, the means]. Alleja nauki [Science Alley], 2017, vol. 2, no 16, pp. 945949. https://alley-science.ru/domains_data/files/Collection_of_journals/ Vtoroy%20tom%20Dekabr.pdf
4. Musamedova K.A., Khalikov A.A. Analiz metodov ditancionnogo obuchenija i vnedrenija distancionnogo obuchenija v obrazovatelnykh utchrezhdenijakh [Analysis of the distance learning methods and the implementation of distance learning in the educational institutions]. Trudy Severo-Kavkazskogo filiala Moskovskogo tekhnitcheskogo universiteta
svjazi i informatiki [Scientific works of the North Caucasus Branch of the Moscow Technical University of Communications and Informatics], 2013, no 1, pp. 458-461. http://umo.skf-mtusi.ru/sbornik/sb2013-1.pdf
5. Nozdrina N.A., Sjaktereva A.A., Novikova K.V. Distancionnoje obra-zovanije kak metod poluchenija obrazovanija dlja ludei s ogranichen-nymi vremennymi ramkami [Distance education as a method of obtaining education for the people with limited time frames]. Elek-tronnyi nauchnyi journal [Electronic science journal], 2017, no 2-1 (17), pp. 297-299.
6. Polat E.S., Bukharkina M.U., Moiseeva M.V. Teorija i praktika distan-cionnogo obuchenija [Theory and practice of the distance learning]. Uchebnoje posobije [Training manual]. Moscow: Publishing Center «Academija», 2004, pp. 12-25.
7. Prikaz Minobrnauki no 63 "Porjadok razrabotki i ispolzovanij a ditancin-nykh obrazovatelnykh tekhnologii" [Order of the Ministry of Education and Science No 63 "Procedure for the development and use of remote educational technologies"]. http://edu.ru/index.php?page_id=196&op= doDocData&dnews_id=77 (accessed January 15, 2021).
8. Semenikhina U.V., Galkin V.G., Kharlamova U.N., Kostrykina S.E. Sekrety uspekha ditancionnogo obutchenija [The secrets of distance learning's success]. Pedagogika Ipsikhologija: perspektivy razvitija. Sbornik materialov Vserossiiskoi nautchno-prakticheskoi konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Pedagogy and psychology: prospects of the development. Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation]. Cheboksary: Center for Scientific Cooperation "Interactiv-plus", 2020, pp. 23-26.
9. Khalikov A.A., Musamedova K.A., Ibragimova O.A. Analiz metodov ditancionnogo obuchenija i vnedrenija distancionnogo obuchenija v obrazovatelnykh utchrezhdenijakh [Analysis of the distance learning methods and the implementation of distance learning in the educational institutions]. Vesnik nauchnykh konferencii [Bulletin of scientific conferences], 2017, no. 3-6 (19), pp. 171-173.
10.Galizina E.G., Palanchuk N.V., Afonin M.V., Krivova A.L., Lyapun-ova N.V. Organization of distance learning for humanities students
using Google classroom, Revista Inclusiones, 2020, vol. 7, no. S3-3, pp. 526-539. http://revistainclusiones.org/index.php/inclu/article/ view/1255
11. Elnikova G.A., Nikulina N.N., Gordienko I.V., Davityan M.G. Distance education in universities: lessons from the pandemic, European Journal of Molecular and Clinical Medicine, 2020, vol. 7, no. 1, pp. 3523-3529. https://ejmcm.com/article_3585.html
12. Karhanyan G.G. Analysis of distance learning in force majeure conditions, Cross - cultural studies: education and science, 2020, vol. 5, no. 2, pp. 92-96. https://doi.org/10.24411/2470-1262-2020-10080
13.Needham A.M.B. Perceptions and reactions of stress among distance learning instructors in comparison to non-distance learning instructors: Ph.D. Texas A&M University. College-station, 1997. P. 1.
14. Sharovatova S.A. Problems and prospects of developing computer-assisted correspondence courses with application of distance learning technologies, International Research Journal, 2016, no 7-2 (49), pp. 73-75. https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.49.105
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Семенов Василий Анатольевич, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, канд. геогр. наук, доцент Российский государственный университет правосудия Новочерёмушкинская ул., 69a, г. Москва, 117418, Российская Федерация
kosarevanatalia@rambler. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR Vasiliy A. Semenov, Associate Professor, Department of providing general education, Ph.D. in Geography, Docent
Russian State University of Justice
69a, Novocheremushkinskaya Str., Moscow, 117418, Russian Federation
kosarevanatalia@rambler. ru SPIN-code: 7220-7970