Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ / МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС / ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CAPABILITIES / MUSICAL AND AESTHETIC ACTIVITY / MUSICAL AND AESTHETIC EDUCATION / AESTHETIC TASTE / EDUCATION OF FUTURE TEACHERS / MODERN PEDAGOGICAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веселова Елена Леонидовна

Статья посвящена исследованию психолого-педагогических и иных возможностей музыкально-эстетического воспитания будущих педагогов в условиях современного вуза. Очерчивается ряд проблем, связанных с пониманием значения музыкально-эстетического воспитания, а также связанных с осознанием его обязательности для формирования гармоничной структуры художественно-эстетического вкуса у будущих педагогов. Выявляются формы музыкально-эстетической деятельности, которые лежат в основе эстетической и профессиональной культуры каждого педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веселова Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL POSSIBILITIES OF MUSICAL AND AESTHETIC EDUCATION OF FUTURE TEACHERS IN THE CONDITIONS OF THE UNIVERSITY

The article is devoted to the study of psychological, pedagogical and other possibilities of musical and aesthetic education of future teachers in a modern university. A number of problems are outlined, associated with understanding the meaning of musical and aesthetic education, as well as those associated with the awareness of its obligation for the formation of a harmonious structure of artistic and aesthetic taste in future teachers. The forms of musical and aesthetic activity that underlie the aesthetic and professional culture of each teacher are revealed.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА»

9. Кулюткин Ю.Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / Ю.Н. Кулюткин, В.П. Бездухов. - Самара: СамГПУ, 2002. - 400 с.

10. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК - 4-е изд., перераб. и доп. / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт - М, 2007. - с. 198.

11. Любогор О.В. Праксеологический подход к анализу результативности педагогической деятельности / диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. - СПб, 2011. - 181 с.

12. Маркова А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993. — С. 11-12.

13. Митина, Л.М.Учитель как личность и профессионал: (Психол. пробл.) / Л.М. Митина. - М.: Дело, 1994. - 215 с.

14. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: «Академия», 2007, 222 с.

15. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

16. Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., «Академия», 2007.

17. Роботова А.С. О педагогике, ее словах, понятиях и текстах / Высшее образование в России №7, 2018, с. 9-17.

18. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин. - М.: Речь, 2003. - 416 с.

19. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.

Педагогика

УДК 371

доцент кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Веселова Елена Леонидовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена исследованию психолого-педагогических и иных возможностей музыкально-эстетического воспитания будущих педагогов в условиях современного вуза. Очерчивается ряд проблем, связанных с пониманием значения музыкально-эстетического воспитания, а также связанных с осознанием его обязательности для формирования гармоничной структуры художественно-эстетического вкуса у будущих педагогов. Выявляются формы музыкально-эстетической деятельности, которые лежат в основе эстетической и профессиональной культуры каждого педагога.

Ключевые слова: психолого-педагогические возможности, музыкально-эстетическая деятельность, музыкально-эстетическое воспитание, эстетический вкус, воспитание будущих педагогов, современная педагогическая наука.

Annotation. The article is devoted to the study of psychological, pedagogical and other possibilities of musical and aesthetic education of future teachers in a modern university. A number of problems are outlined, associated with understanding the meaning of musical and aesthetic education, as well as those associated with the awareness of its obligation for the formation of a harmonious structure of artistic and aesthetic taste in future teachers. The forms of musical and aesthetic activity that underlie the aesthetic and professional culture of each teacher are revealed.

Keywords: psychological and pedagogical capabilities, musical and aesthetic activity, musical and aesthetic education, aesthetic taste, education of future teachers, modern pedagogical science.

Введение. Музыкальное искусство, несмотря на свою богатую и обширную историю развития, достаточно часто не воспринимается современными педагогами как воспитательная система, способная оказать значительное влияние на молодого человека - будущего специалиста. Развитие большинства профессиональных компетенций, становление профессиональной культуры и формирование ряда условий для саморазвития считаются главными задачами преподавателей в педагогических вузах. При этом воспитательная деятельность в целом и посредством музыкального искусства в частности становятся несколько отрешенными от образовательного процесса, являются второстепенными. Однако нельзя умалять значение музыкально-эстетического воспитания в системе развития профессионализма будущих педагогов.

Социум всегда диктовал определенные правила, в соответствии с которыми развивались и функционировали различные социальные институты, в том числе институт высшего профессионального педагогического образования. Педагог - личность гармонично и всесторонне развитая, способная к быстрой адаптации, к познанию новейших явлений и феноменов, творческая и эрудированная. В связи с этим многими исследователями прошлого отмечалось, что музыкальное искусство, представляя собой важный социокультурный пласт государства, отражающий не только тенденции искусства и культуры, но и господствующие тенденции социума, является основой эстетического воспитания педагога. Это соответствует современным представлениям о профессионально ориентированном образовании и ярко иллюстрирует его сегодняшнюю позицию: профессиональная подготовка - это не столько усвоение знаний, сколько получение опыта, базирующегося на идеалах, ценностях и т.д. То есть воспитание и взращивание многогранной и духовно целостной личности, а не индивида с набором профессиональных качеств - сегодня в приоритете.

Исходя из этого, особое внимание нам представляется необходимым уделить музыкально-эстетическому воспитанию будущих педагогов, его психолого-педагогическим возможностям и специфике. Рассмотрению этого вопроса в отечественной педагогике уделено достаточно внимания со стороны таких исследователей, как И.В. Груздова, О.Е. Кучерова, И.В. Руденко, Л.В. Алиева, Г.Р. Хамзина и другие.

Изложение основного материала статьи. Музыкально-эстетическое воспитание, представляя собой главное средство развития эстетической культуры личности, лежит в основе и общей культуры, которая характеризует человека с различных сторон, в том числе и с профессиональной. Эстетическая культура крайне сложна в построении и достижении, что свидетельствует о ее комплексности, многогранности и немаловажном значении. Ее достижение осложняется тем, что музыкальное воспитание в идеале должно происходить на протяжении всей жизнедеятельности человека, а также включать важнейшие компоненты, направленные на развитие духовного мира личности, что часто упускается и родителями обучающегося, и педагогами. Именно в связи с этим развитие такой культуры средствами музыкального искусства особенно важно для будущих педагогов, которые в силу специфики выбранной профессии должны являть собой полноценных и духовно наполненных личностей, способных не только к обучению будущего поколения, но и к его воспитанию.

Г.Р. Хамзина, обращаясь к настоящей теме, считает, что прежде чем приступать к рассмотрению непосредственно психолого-педагогических возможностей музыкально-эстетического воспитания личности в условиях вуза, необходимо понять природу и специфику самого музыкального искусства. Она обращает внимание на то, что музыка, будучи явлением общественной жизни, должна рассматриваться с двух сторон [41.

Так, во-первых, музыкальное искусство обладает самостоятельной эстетической ценностью, не зависящей от внешних факторов. Такая ценность определяет вектор последующего музыкально-эстетического обучения (в том числе и для будущих педагогов): развитие музыкальных способностей, которые заключаются не только в непосредственном создании музыкальных произведений, но и в умении понимать и воспринимать их, осознавать значение и влияние для собственного развития.

Во-вторых, музыка - ключевое и наиболее ценное для духовной системы личности выражение моральных ценностей общества, то есть объективное выражение, полностью базирующееся на внешних факторах. Здесь справедливым будет отметить особое направление вектора музыкально-эстетического обучения, которое заключается в развитии и воспитании не профессионального музыканта, а, прежде всего, духовной и наполненной личности, способной функционировать в условиях социума и его отдельных групп [41. Иные исследователи подтверждают значимость такого взгляда, отмечая, что ключевая цель музыкально-эстетического воспитания в вузе состоит в разностороннем развитии личности обучающихся «посредством качественного усиления эмоционально-ценностного, воспитательного воздействия искусства на сознание и чувства обучающихся, формирование музыкально-эстетической культуры, которая лежит в основе как общей, так и духовной культуры человека» [31. Отталкиваясь от такой трактовки специфики музыкального искусства и направлений развития эстетического воспитания, перейдем к исследованию этого явления в условиях подготовки будущих педагогов.

И.В. Груздова, в связи с этим, считает, что такое воспитание прежде всего основывается на развитии ценностного отношения к существующим явлениям окружающей действительности с точки зрения творческого освоения содержания и специфики музыкального произведения с его этическими, эстетическими и другими общечеловеческими ценностями [1]. Говоря о современном состоянии высшего педагогического образования, нельзя не отметить, что оно часто пренебрегает этими факторами и не предоставляет студентам возможности осознать степень влияния музыкального искусства на их духовность и систему нравственных ценностей. При этом существует два общепринятых подхода к построению концепции музыкально-эстетического воспитания для будущих педагогов, которые характеризуются множеством психолого-педагогических возможностей. К таким подходам относят узкое и широкое понимание сущности такого типа воспитания. Их рассмотрение поможет нам не просто понять сущность воспитания, но и оценить его влияние на педагогическую профессиональную культуру будущих специалистов.

Возможности музыкально-эстетического воспитания будущих педагогов, в соответствии с первым подходом, заключаются в формировании обширной эстетической культуры у обучающихся, базирующейся на включении их во всевозможные виды музыкальной деятельности. Этот подход предполагает возникновение у будущих специалистов эстетического чувствования, познания, созидания, критического мышления и оценивания собственного и чужого художественного творчества [1]. Иными словами, возникают возможности восприятия музыки и художественных эстетических форм, что лежит в основе устойчивой системы мировоззрения и критического мышления. Справедливо отметим, что эти аспекты крайне важны для будущих педагогов, которые в ходе обучения и воспитания учатся ощущать и оценивать происходящее вокруг различными средствами. Музыкальное искусство помогает им, как представителям молодого поколения, обратить внимание на существующие в различных областях социокультурного пространства тенденции и проблемы.

В соответствии со вторым подходом, возможности такого воспитания базируются на организованном и целесообразном формировании системы накопления опыта восприятия музыкального искусства и его отдельных произведений. Опыт восприятия стимулирует активное музыкально-творческое развитие личности будущего педагога и воспитывает «потребность в общении с высокохудожественными произведениями музыкального искусства» [1]. Формирование музыкально-эстетического вкуса и становление системы накопления опыта позволяют будущему специалисту в области педагогики не просто ориентироваться в существующей музыкальной реальности, но и правильно расставлять акценты в собственной мировоззренческой и ценностной системах. Это позволяет ему регулировать собственную активность в области как восприятия и анализа произведений искусства, так и в социокультурных взаимоотношениях.

Современное международное педагогическое сообщество признало, что профессиональная подготовка будущих педагогов, которая проводится без учета потребностей социума, порождает многие и многие негативные явления в культурной и духовной сферах общества. Таким образом, особое внимание сегодня уделяется именно воспитательному потенциалу высших профессиональных заведений, а также эффективным средствам воспитания. Будущие педагоги сегодня обучаются и воспитываются в соответствии с текущими тенденциями, важнейшими из которых является применение идей музыкально-эстетического воспитания в процессе подготовки педагогических кадров. По нашему мнению, вся воспитательная деятельность в этом направлении совершается на основе базовых форм музыкально-эстетической деятельности. К этому вопросу обращается О.Е. Кучерова, которая считает, что существуют следующие формы такой деятельности:

- познавательная, которая основывается на иллюзорном отражении существующей действительности и на обработке поступающей информации в наиболее активном ключе;

- прогностическая, которая базируется не просто на отражении существующей действительности с точки зрения возможных ее изменений, но и на предвосхищении результатов каких-либо действий, выполняемых в рамках музыкально-эстетического воспитания;

- ценностно-ориентировочная, основой которой принято считать такое отражение существующей действительности, которое предполагает ориентацию на ценностях каждой личности; такая деятельность, как правило, соответствует личностным убеждениям, ценностям и мировоззренческим идеалам, присущими личности;

- этико-коммуникативная, ориентирующаяся на отражении эстетических аспектов, присущих личности, эстетической развитости, культуры, художественного восприятия мира, художественного и эстетического вкуса и т.д. [2].

Все описанные ранее формы музыкально-эстетической деятельности как нельзя лучше характеризуют психолого-педагогические возможности воспитания будущих педагогов в этом ключе. Посредством них также формируется музыкально-эстетическая культура, под которой принято понимать интегративное качество человека, которое основано на опыте вышерассмотренной деятельности в этой сфере. Музыкально-эстетическое воспитание не просто обеспечивает будущих педагогов спектром возможностей в области восприятия, переживания и оценивания эстетических аспектов, развивающихся в социокультурном поле, но и позволяет им развивать критическое мышление в области анализа и сопоставления эстетических явлений в искусстве, профессиональной деятельности, жизни с точки зрения эстетических идеалов и гармонии.

Итак, определив сущность и специфику психолого-педагогических возможностей музыкально-эстетического воспитания будущих педагогов в условиях современного вуза, обратим внимание на результаты такого воспитания и их отражение в профессиональной деятельности будущих специалистов.

Музыкально-эстетическая культура личности будущего педагога, по мнению И.В. Груздовой, включает:

- нравственно-эстетические чувства, убеждения, вкусы и потребности, формируемые в процессе воспитания;

- знания, умения, навыки в области восприятия музыки и ее исполнительства;

- способности музыкального плана, которые определяют успех музыкально-эстетической деятельности [1].

Как видно из вышеуказанного перечня, эстетическая культура личности будущего специалиста достаточно многогранная и включает в свой состав множество концептуально значимых аспектов, которые необходимо учитывать в процессе музыкально-эстетического, профессионального и общего воспитания. При этом она реализовывается в двух ключевых аспектах, особенно важных для рассмотрения в связи с педагогической направленностью воспитываемых студентов. Причем эти элементы проистекают из самого названия деятельности и представляют собой музыкальный и эстетический аспекты. Кратко рассмотрим их для понимания сущности музыкально-эстетической культуры.

1. Музыкальный аспект.

Будучи составной частью вышеописанной культуры будущего педагога, он проявляется в качестве эмоционально-чувственного отклика на музыкальные произведения высокохудожественного содержания. Активно развивается способность к восприятию и исполнению музыкальных произведений в художественно-образном виде, что позволяет особенно интенсивно формировать художественно-эстетический вкус студента, лежащий в основе ценностного восприятия окружающей действительности [1]. Психолого-педагогические возможности рассматриваемого нами воспитания будущих педагогов в этом случае проявляются в виде фундамента, на котором развиваются умения творческого применения музыкальных знаний и умений в различных видах организации образовательной деятельности в рамках будущей педагогической практики. Это же применимо к жизнедеятельности студентов, бытовым и социокультурным аспектам их жизни.

2. Эстетический аспект.

Такой элемент музыкально-эстетической культуры будущего педагога ориентируется на развитие способности ощущать, осознавать и воспроизводить эстетически ценные моменты как в жизнедеятельности, так и искусстве, а также анализировать, оценивать явления, развивающиеся в действительности и соответствующие существующим эстетическим идеалам (эталонам красоты). Стремление познания музыкальных основ, а также применение их в процессе формирования музыкально-эстетической культуры и воспитания позволяют современным педагогам сформировать у студентов педагогических специальностей комплекс условий для проведения самостоятельной эстетической оценки и рефлексии окружающей действительности и результатов своей творческой профессиональной деятельности. Это связано с тем, что впечатления, которые формируются в сознании студентов, преобразовываются в опыт и создают некий стимул к действию. Они позволяют развивать эстетические качества, которые, в свою очередь, развивают общую культуру человека, культуру его мышления, поведения, профессиональной деятельности и т.д.

Будущие педагоги - главный потенциал любого современного государства, поскольку формируют новое общество, ориентируются на его социальный заказ, а также активно участвуют в исследовании современных тенденций, наиболее актуальных для различных областей педагогической деятельности. Они активно коммуницируют с самыми разнообразными членами общества и оказывают влияние на другие социальные институты. В связи с этим необходимо на этапе формирования первоначальной профессиональной подготовки воспитывать в них не только сознательность и поведенческие аспекты, но и эстетическую культуру, способную лечь в основу самостоятельного регулирования студентом всех своих внешних поведенческих проявлений в социуме.

Г.Р. Хамзина, в связи с этим, считает, что эстетическая воспитанность, о которой мы говорили ранее, не является явлением внезапно приобретенным и стихийным, а представляет собой систему, взращиваемую студентами еще до поступления в вуз [4]. В связи с этим особенную роль приобретает профориентационная деятельность в школе, которая позволяет будущим специалистам осознать себя в роли педагога и поступить в высшее педагогическое заведение. Исследователь, основываясь на результатах анкетирования и опросов, справедливо отмечает, что уровень эстетической воспитанности и музыкально-эстетической подготовленности сегодня достаточно низок, из-за чего возникает кризис в этой области. Музыкально-эстетическое воспитание должно происходить ступенями, уровнями, этапами, начиная с дошкольного и заканчивая послевузовским образованием. В идеале, конечно, чтобы оно продолжалось в течение всей жизни личности в рамках непрерывного профессионального образования личности.

Выводы. Подводя итоги настоящего исследования, отметим, что непрерывное образование, о котором велась речь выше, особенно характерно для педагогов, которые, ощущая собственную значимость и роль в социуме, осознают необходимость в регулярном и актуальном пополнении базиса собственных знаний, умений и навыков как профессионального, так и личностного характера. Начиная с восприятия внешнего влияния на музыкально-эстетическую культуру в детском саду, будущий педагог вскоре - уже в школьный период - самостоятельно способен развивать и пополнять ее. При этом ему важно учитывать будущую специальность и профессиональную деятельность в выбранной области. В связи с этим особенно актуальным остается вопрос о музыкально-эстетическом воспитании будущих педагогов в условиях профессиональной подготовки в вузе.

Литература:

1. Груздова, И.В. Музыкально-эстетическое воспитание в профессиональном становлении бакалавров психолого-педагогического образования / И.В. Груздова // КНЖ. - № 2 (15). - 2016.

2. Кучерова, О.Е. Музыкально-эстетическая культура как интегративное свойство личности студента / О.Е. Кучерова // Гаудеамус: психолого-педагогический журнал. - № 1 (19). - 2012. - С. 1-6.

3. Современный воспитательный процесс в образовательной организации: в 2 ч. / под ред. И.В. Руденко, Л.В. Алиевой. Ч. 2: Словарь ключевых понятий. - Тольятти: Кассандра, 2015. - 69 с.

4. Хамзина, Г.Р. Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза / Г.Р. Хамзина. - Казань, 2002. - 184 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, доцент Оленева Светлана Владимировна Частное образовательное учреждение высшего образования Ростовский институт защиты предпринимателя (ЧОУ ВО РИЗП) (г. Ростов-на-Дону)

К ВОПРОСУ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

Аннотация. В статье рассматриваются образовательные технологии, позволяющие реализовать дисциплины финансово-экономической направленности в сфере высшего образования с использованием личностно-ориентированного подхода. Выделены положительные аспекты применения отдельных видов технологий, а также трудности, которые могут возникнуть при их применении в рамках финансовых дисциплин. Отдельный акцент сделан на возможностях, которые предоставляют технологии IBM, методах, основанных на исследовании, а именно эвристическом обучении, методе проектов, обучении, основанных на решении задач и использовании информационных ресурсов.

Ключевые слова: образовательные технологии, технологии IBM, личностно-ориентированный подход, финансовые дисциплины.

Annotation. The article discusses educational technologies that make it possible to implement disciplines of financial and economic orientation in the field of higher education using a personality-oriented approach. The article highlights the positive aspects of the use of certain types of technologies, as well as the difficulties that may arise when using them in the framework of financial disciplines. A special emphasis is made on the possibilities offered by IBM technologies, research-based methods, namely heuristic learning, project method, learning based on problem solving and the use of information resources.

Keywords: educational technologies, IBM technologies, student-centered approach, financial disciplines.

Введение. Современная система образования остается в фокусе многочисленных обсуждений и дискуссий [3]. В частности, обсуждения затрагивают вопросы развития личности обучающегося, самообразования и саморазвития. Вопрос личностно-ориентированного подхода в подготовке специалистов высокого уровня остается актуальным и первостепенным вне зависимости от того, на какой ступени системы реализуется образовательный процесс. Ситуация, связанная с пандемией коронавируса, сформировавшаяся в мировом сообществе в настоящее время, позволила вновь обратить внимание на используемые образовательные технологии в образовании. Организация обучения в сложных дистанционных условиях побуждает к внедрению максимально эффективных образовательных технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе, в процесс изучения финансовых дисциплин вуза и контроля формируемых компетенций обучающихся.

Изложение основного материала статьи. Современное развитие общества неотрывно связано с развитием каждого гражданина, приобретения им знаний и навыков, позволяющих успешно и продуктивно взаимодействовать с различными структурами современной экономики. Анализируя динамику развития финансово-экономических процессов в настоящее время, можно с уверенностью утверждать, что одним из наиболее актуальных навыков выступает навык разумного финансового поведения, характеризующий финансовую грамотность современного человека [9].

При изучении дисциплин финансовой направленности могут активно использоваться различные личностно-ориентированные образовательные технологии, разработанные ведущими педагогами и практиками [4, 5, 8]. Остановимся на развивающихся, исследовательских технологиях, такой нам представляется технология IBM (Inquiry Based Methods) - методы, основанные на исследовании. Выделим такие известные методики как эвристическое обучение, PBL (Problem Based Learning) - обучение, основанное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.