Научная статья на тему 'Реализация технологии создания ситуации успеха для будущего педагога средствами театральной педагогики'

Реализация технологии создания ситуации успеха для будущего педагога средствами театральной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ В СИТУАЦИИ САМОРАЗВИТИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / УСПЕХ / СИТУАЦИЯ УСПЕХА / АТМОСФЕРА УСПЕХА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ТВОРЧЕСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС / TEACHER IN SITUATION OF SELF-DEVELOPMENT / ARTISTIC AND ESTHETIC CULTURE / THEATRICAL PEDAGOGY / SUCCESS / SITUATION OF SUCCESS / ATMOSPHERE OF SUCCESS / EDUCATIONAL PROGRAM / CREATIVE MASTER-CLASS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Светлана Валерьевна, Быстрицкая Елена Витальевна

Статья раскрывает потребность современных педагогов в овладении принципами и средствами педагогики успеха, показывает необходимость осознания будущими и действующими учителями содержательной основы таких понятий, как «успех», «ситуация успеха», «успешная» и «эффективная деятельность» в индивидуальном развитии педагога. Отмечается потенциал театральной педагогики в формировании художественно-эстетических ценностей, необходимых для оптимизации коммуникации вокруг успешной педагогической деятельности. Представлена технология создания ситуации успеха для будущего педагога в форме мастер-класса, в ходе которого его участники погружаются в «атмосферу успеха» средствами театральной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Светлана Валерьевна, Быстрицкая Елена Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of Technology to Create a Situation of Success for a Future Teacher by Means of Theatrical Pedagogy

The article justifies relevance of principles and techniques of pedagogy of success for modern teachers, emphasizes importance of such concepts as “success”, “situation of success”, “successful” and “efficient activity” in a teacher’s personal development. The authors reveal contribution of theatrical pedagogy to formation of artistic and esthetic values required for optimization of communication concerning successful pedagogical activity. Technology to create a situation of success for a future teacher is presented in the form of a master-class whose participants submerge into “atmosphere of success” by means of theatrical pedagogy.

Текст научной работы на тему «Реализация технологии создания ситуации успеха для будущего педагога средствами театральной педагогики»

грот ОТО Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

ISSN 2686-8725 (online) 2020. Том 5. Выпуск 1. С. 107-111 / 2020. Volume 5. Issue 1. P. 107-111

ISSN 2500-0039 (print) Материалы журнала доступны на сайте / Articles and issues available at: pedagogy-journal.ru

Реализация технологии создания ситуации успеха для будущего педагога средствами театральной педагогики

Кузнецова С. В.1; Быстрицкая Е. В.2, д. пед. н., доц.

1 2 Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина

Аннотация. Статья раскрывает потребность современных педагогов в овладении принципами и средствами педагогики успеха, показывает необходимость осознания будущими и действующими учителями содержательной основы таких понятий, как «успех», «ситуация успеха», «успешная» и «эффективная деятельность» в индивидуальном развитии педагога. Отмечается потенциал театральной педагогики в формировании художественно-эстетических ценностей, необходимых для оптимизации коммуникации вокруг успешной педагогической деятельности. Представлена технология создания ситуации успеха для будущего педагога в форме мастер-класса, в ходе которого его участники погружаются в «атмосферу успеха» средствами театральной педагогики.

Ключевые слова и фразы: педагог в ситуации саморазвития; художественно-эстетическая культура; театральная педагогика; успех; ситуация успеха; атмосфера успеха; образовательная программа; творческий мастер-класс.

EN

Realization of Technology to Create a Situation of Success for a Future Teacher by Means of Theatrical Pedagogy

Kuznetsova S. V.1; Bystritskaya E. V.2, Dr

1 2 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

Abstract. The article justifies relevance of principles and techniques of pedagogy of success for modern teachers, emphasizes importance of such concepts as "success", "situation of success", "successful" and "efficient activity" in a teacher's personal development. The authors reveal contribution of theatrical pedagogy to formation of artistic and esthetic values required for optimization of communication concerning successful pedagogical activity. Technology to create a situation of success for a future teacher is presented in the form of a master-class whose participants submerge into "atmosphere of success" by means of theatrical pedagogy. Key words and phrases: teacher in situation of self-development; artistic and esthetic culture; theatrical pedagogy; success; situation of success; atmosphere of success; educational program; creative master-class.

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в последние несколько десятилетий современные педагоги и психологи обращают особое внимание на определение содержательной основы такого феномена, как «успех» и «успешная деятельность», в обучении и жизни. Все больше появляется исследований, раскрывающих интегрально-личностный подход в педагогике успеха, который направлен на процесс реализации индивидуальных особенностей субъекта обучения. В данной работе в качестве субъекта обучения выступает педагог и рассматриваются технологии, входящие в содержание педагогики успеха учителя. Проблема исследования состоит в том, что успешность деятельности педагога не рассматривается как значимый критерий педагогического образования и самореализации личности в педагогической профессии.

Обращаясь к различным определениям феномена «успех», можно в совокупности сделать обобщение, что успех - это достижение некого результата в деятельности [5; 12; 17]. Однако успех всегда имеет отношение к внутренним и внешним притязаниям субъекта, его стремлениям и жизненным установкам (мировоззрению) [6]. В то же время большинство зачастую подчеркивает связь между понятиями «успех» и «эффективность

Е-mail: 1 Svetlana.kyz88@mail.ru, 2 oldlady@mail.ru

Научная статья (original article). Дата поступления рукописи (received): 21.01.2020; опубликовано онлайн (published online): 12.03.2020 УДК 378.2 | https://doi.org/10.30853/pedagogy.2020.1.19

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Статья открытого доступа. Распространяется в соответствии с лицензией CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.org/licenses/by/4.0/

деятельности». Эффективность отражает достижение результата, сопоставимого с целью, однако не отражает ни ценностно-потребностную, ни эмоционально-мотивационную, ни даже знаниевую сторону личности субъекта [8]. Следовательно, успех и эффективность направлены на положительный результат деятельности и соответствующий продукт, но первое подразумевает субъективный компонент, возрастающий на объективном основании, а второе указывает на объективные показатели результата.

Существуют различные теории и концепции теории успешной деятельности. Так, Ч. К. Тойч впервые предложил в качестве основы успешной деятельности рассматривать позитивное мировосприятие [16]. Г. С. Альтшуллер и Р. Б. Шапиро развивают идею, что для успеха необходима творчески определяемая цель, которая будет являться движущей силой успешной деятельности [1]. Э. Фромм отмечал, что для успешной реализации нужен личностный смысл деятельности [19]. В. Н. Панкратов, строя образ успешной личности, отмечает в качестве ее необходимых свойств оптимизм и великодушие [13]. В. С. Атюнина отмечает, что жизненный успех (личный и профессиональный) подразумевает единство чувства удовлетворения и знаний, которые позволяют личности быть самоэффективной, самодостаточной, что происходит за счет реализации желаемого и общественного признания этого достижения [3]. В смысле общественного признания и одобрения результатов деятельности педагогу, как показал анализ научных данных, полезно применять методы и технологии, которые открывают перспективы развития и реализации индивидуально-личностного потенциала педагога. Именно так применяются технологии театральной педагогики, позволяющие раскрыть успешность личности и ее деятельности. Однако, как показывает анализ литературных источников, реализация средств театральной педагогики для формирования ситуации успеха в профессиональной деятельности разработана крайне слабо. Этому было посвящено авторское исследование.

Цель данного исследования - спроектировать технологию создания ситуации успеха для будущего педагога средствами театральной педагогики и представить ее реализацию в форме мастер-класса.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- провести анализ научно-методической литературы, касающейся реализации теории успеха в педагогической деятельности;

- разработать и представить авторскую технологию создания ситуации успеха для будущего педагога средствами театральной педагогики в форме мастер-класса.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что впервые в структуре высшего профессионального образования технология создания ситуации успеха для педагогов разной подготовки была спроектирована на основе средств театральной педагогики.

Методология исследования

Рассмотрим реализацию теории успеха в педагогической деятельности. В этом контексте стоит отметить позицию К. Д. Ушинского о том, что «игнорирование ситуаций успеха и неуспеха в обучении приводит к плачевным результатам, лишает мотивации не только к учебной деятельности, но и жизни в целом, поскольку в процессе усвоения знаний субъект переживает и проживает продукты этих знаний» [18, с. 212]. Эти идеи подтверждают слова знаменитого французского писателя и философа Ф. Ларошфуко: «Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать», - в чем очевидно кроется источник профессионального педагогического выгорания [9, с. 176]. Таким образом, для преодоления барьеров в деятельности умение педагога создавать ситуации успеха в образовательной деятельности является крайне важным. Если рассматривать механизм создания ситуации успеха для педагога, то следует отметить идею М. Мольца о том, что «успех способствует успеху» [11, с. 134]. Следовательно, в профессионально-педагогическом образовании, где зачастую педагогические задачи (кейсы, контекстные задачи) имеют проблемный характер и направлены на работу будущего педагога над еще не совершенными им ошибками, как можно больше и чаще необходимо включать проектные задания, априори обреченные на успех, дабы педагог в полной мере осознал свои сильные стороны и закрепил модели успешной деятельности в своем профессиональном арсенале. Также и В. А. Сластенин в своих работах не раз отмечал, что ситуация успеха стимулирует образовательную деятельность [14].

А. С. Белкин определил, что ситуация успеха - это «целенаправленный, специально организованный комплекс условий, позволяющий достичь значительных результатов в деятельности субъекта, которые сопровождаются позитивными эмоциональными, психологическими переживаниями» [4, с. 56]. Нахождение субъекта в ситуации успеха повышает его мотивацию к деятельности и позволяет развить познавательный интерес, стимулирует к высоким результатам труда, вселяет веру в собственную компетентность, а также позволяет преодолеть значимые барьеры:

• пессимизм - реакцию на неудачи на основании личной беспомощности [7], а также возникающий вследствие ожидания неуспешной деятельности;

• страх новой неудачи, возникающий в основном у людей тревожного типа, когда любой результат деятельности оценивается ими с позиции допущенных ошибок и несовпадений с эталоном;

• коммуникативную и эмоциональную неграмотность в вопросах построения эффективного общения для достижения совместных целей.

В качестве условий реализации педагогики успеха можно выделить: свободу субъекта в выборе деятельности и принятие этого выбора, принцип сотрудничества и взаимопомощи, чередование ситуаций успеха и неуспеха. Именно на основе деятельности, осуществленной в рамках приведенных условий (переживания ситуации успеха), формируются новые мировоззренческие и эмоционально-мотивационные мотивы субъекта [2].

Экспериментальное внедрение механизма реализации технологий театральной педагогики, направленного на достижение ситуации успеха, проводилось в рамках двадцатилетия студенческого творческого центра Нижегородского педагогического университета им. К. Минина. Студентам было предложено пройти мастер-классы по ведущим творческим видам деятельности, среди которых также был заявлен и проведен мастер-класс по театральному мастерству педагога «Атмосфера успеха», ориентированный на эстетическое воспитание обучающихся в условиях позитивной ситуации успеха. Ключевыми понятиями данного мастер-класса стали «успех» и «атмосфера успеха». В авторской интерпретации атмосфера успеха представляет собой условия эффективной деятельности, гармонично организованное пространство вокруг этой деятельности, а также единство объекта, на который направлена деятельность, и самого субъекта. Если рассматривать профессиональное педагогическое образование, то атмосфера успеха представляет собой условия для освоения студентами не только эффективной, но и успешной деятельности, а также значимый компонент их будущего педагогического арсенала, создание которого сделает педагогический процесс более эффективным.

Для формирования содержания мастер-класс были осуществлены следующие шаги:

1) отобраны зрительные образы мировой художественной культуры в соответствии с темой образовательных программ;

2) подобран текстовый материал из произведений художественной литературы (драматургии) в соответствии с заявленной темой;

3) выбраны собственно актерские упражнения, способствующие созданию ситуации успеха и возможные к исполнению в условиях сценического конфликта, отвечающего теме образовательной программы;

4) выстроена композиция публичного выступления и предложены наиболее эффективные мизансцены для реализации замысла публично-просветительской деятельности, направленной на успешное взаимодействие с широкими социальными слоями;

5) показан продукт образовательного мастер-класса в условиях концерта, посвященного студенческим творческим инициативам.

Структура мастер-класса

1. Определение понятийного аппарата мастер-класса

В самом начале педагог, ведущий мастер-класс, уделяет несколько минут дискуссии по проблеме достижения успеха в деятельности и создания атмосферы успеха. Он применяет метод свободных ассоциаций и задает аудитории вопрос о трактовке понятия «успех». Как показало исследование, большинство участников связывают успех с эффективной деятельностью, с признанием, с возможностью самоактуализации.

Участникам мастер-класса определить, что такое «атмосфера», оказалось сложнее, что и понятно - трактовка абстрактных понятий всегда требует больших усилий со стороны образного мышления и личного запаса художественно-эстетических знаний. В рамках данного мастер-класса, а также применительно к технологиям театральной педагогики необходимо трактовать атмосферу как некое условное пространство вокруг объекта или как условия какого-либо действа (деятельности). Логичным было задать студентам вопрос: а из чего состоит это пространство вокруг деятельности? И после небольших размышлений вслух участники мастер-класса готовы принять режиссерскую точку зрения. В качестве итога дискуссии было выявлено, что атмосфера успеха - это, прежде всего, люди, нас окружающие, и взаимодействие с ними в интересах достижения общей цели. Соответственно, как указали сами участники мастер-класса, будущему педагогу необходимо научиться оптимизировать деятельность людей вокруг нас, чтобы самим добиться успеха.

2. Демонстрация педагогом технологий театральной педагогики и апробация студентами возможностей их применения в зависимости от поставленных задач

Для достижения наибольшего воздействия на участников мастер-класса в качестве основных были подобраны упражнения по системе «биомеханики» В. Э. Мейерхольда, являющие собой метафору нашей повседневной жизни в общении и взаимодействии с окружающими нас людьми, сжатую до тренингового упражнения в простых формах [10, с. 41]. Участникам был продемонстрирован цикл упражнений «Ходьба +», в котором они должны хаотично ходить по комнате, заполняя собой все пространство, не сталкиваясь. Постепенно ведущий педагог вводит по одному новому объекту внимания, увеличивая интенсивность взаимодействия между участниками, приводя их к действию в качестве единого слаженного организма.

Выполняемые участниками упражнения в качестве результата привели к оптимизации коммуникации с другими людьми как в вербальной, но и в невербальной форме. Участники убедились, как следует из обратной связи, что необходимо развивать педагогическую технику, включающую значительный арсенал невербальных средств взаимодействия участников мастер-класса, например, при отборе и анализе положений тела для создания положительных или отрицательных образов, знание которых зачастую усиливает успешность совместной деятельности.

Вторым блоком также были выбраны упражнения по технологии В. Э. Мейерхольда, а именно цикл упражнений «Импульсная техника», с помощью которых было наглядно показано, где и как зарождается импульс к деятельности, а также какие способы его разрешения существуют. Также посредством упражнений данного блока были продемонстрированы проявления конфликта (тычки, удары, падения), а также способы его разрешения (уклонения, отражение импульса). Данная технология научила не столько справляться с барьерами в профессиональной деятельности, сколько быть эмоционально готовым к различным течениям деятельности, как успешным, так и неуспешным.

Третьим и наиболее сложным (задания выстроены от простого к сложному) пунктом была выбрана работа с подтекстами по системе К. С. Станиславского [15]. Участникам были розданы карточки с высказываниями знаменитых людей об успехе (Г. Флобер, М. Цветаева, Р. Бах, М. Твен, С. Джобс). Работая в парах, участники должны были с помощью этих фраз выполнять задания ведущего по различным способам взаимодействия. Например, один убеждает - другой не соглашается; один удивляется - второй цинично насмехается и т.д. В этом тренинге участники смогли расширить спектр средств адаптации к различным целям и условиям профессиональной деятельности в целях ее успешности.

3. Выстраивание и репетиция публичного выступления на основе выбранных образов мировой художественной культуры и собственно актерских упражнений

Главной идеей публичного выступления стало классическое противостояние «поэт и толпа». Сверхзадачей публичного выступления было понимание участниками того, что атмосфера успеха - это люди, нас окружающие, от которых зависит выбранная деятельность. Именно для усиления выразительности данной идеи были отобраны оптимальные художественные средства и образы.

В качестве эпиграфа был выбран отрывок из трагедии У. Шекспира «Король Лир», слова Эдгара, сына Глостера, который был вынужден стать бедным Томом, чтобы спасти свою жизнь:

«Отверженным быть легче, чем блистать

И быть предметом скрытого презренья.

Для тех, кто пал на низшую ступень,

Открыт подъем и некуда уж падать.

Опасности таятся на верхах,

А у подножий место есть надежде.

О ветер, дуй! Ты стер меня во прах,

Мне больше нечего тебя бояться» [21, с. 537].

С помощью данного отрывка педагог, ведущий мастер-класс, с первых секунд погружает артистов и зрителей в ситуацию конфликта между «отверженными» и теми, кто уже успешен и находится на вершине пирамиды власти, и ставит вопрос: кем быть лучше - отверженным или успешным? Также выбор данного отрывка обусловлен непререкаемым авторитетом самого У. Шекспира и значимостью его произведений в воспитании личности, что, в свою очередь, повышает значимость публичного выступления участников мастер-класса.

Основное действие публичного выступления построено на трансформации уже испробованных ранее участниками мастер-класса актерских упражнений. Среди участников были распределены роли: выделены главные положительные и отрицательные персонажи, которые будут вести основное противостояние посредством крылатых фраз об успехе, основываясь на проведенной ранее работе с подтекстами. Участники выходят на сцену, используя в качестве основы упражнение «Ходьба +», задавая себе вопрос из другой классической трагедии У. Шекспира «Гамлет»: «Быть или не быть - вот в чем вопрос. Достойно ли смиряться под ударами судьбы иль нужно оказать сопротивленье?» [20, с. 582]. Они задаются этим вопросом, но не находят ответа. Однако из этой толпы выделяется положительный Герой, который пытается убедить толпу, что нужно «Быть!». Здесь разворачивается основной конфликт - толпа не хочет «Быть!» сама и не позволит «Быть!» другим. Актерская задача положительного Героя - убедить толпу в своей правоте, задача Антигероя - поднять положительного Героя на смех, осудить его за глупые доказательства. Однако, чтобы зрительно усилить конфликт и сделать его более зрелищным, вербальное противоборство переходит в невербальное посредством упражнений на «Импульсную технику», в ходе которого Антигерой и его последователи оказываются повержены.

Герой: Успех - это успеть. Ведь, кто отваживается - побеждает.

Антигерой: Ничто не внушает мне такого презрения к успеху, как мысль о том, какой ценой он достигается.

Герой: Если ты не готов трудиться, значит, ты готов проиграть.

Антигерой: Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать.

Герой: Невезение - чаще всего кара за глупость. Чтобы быть успешным, нужно чтобы была страсть к тому, что вы делаете.

Антигерой: Кораблю безопасней в порту...

Герой: Но не для него он строился!

Антигерой: Каждый раз нужно прыгать со скалы..!

Герой: И отращивать крылья по пути вниз!

Герой: Каждая мечта тебе дается вместе с силами, необходимыми для ее осуществления. Те, кто оказались на вершине, не с неба туда упали.

Антигерой: Успех забирает друзей.

Когда взбираешься на вершину успеха, да не повстречается тебе твой друг.

Герой: Дружба исчезает там, где исчезает равенство. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает! Не бойтесь ошибаться - бойтесь повторять ошибки!

В ходе данного противостояния, эмоциональный градус которого нарастает с каждой последующей репликой, несколько персонажей из группы Антигероя убеждаются в правоте положительного Героя и также начинают переубеждать остальных. В финале данного выступления зритель видит, как положительный Герой, благодаря личной мотивации, силе духа и смелости, не только не поддался мнению толпы, но и завоевал доверие своих оппонентов, поэтому в завершение публичного выступления положительный Герой и его последователи находят ответ на вопрос «Быть или не быть» и выражают его ключевыми, по мнению автора статьи, высказываниями об успехе:

Герой: История успеха - это история сопротивления. Никогда не сдаваться... Встать, когда все рухнуло, -вот настоящая сила. Те, кто оказались на вершине, не с неба туда упали. Сделай шаг - и дорога появится. Завершается публичное выступление участников мастер-класса «Атмосфера успеха» поклоном.

Заключение

Результаты исследования:

1. Современные студенты педагогических вузов, анализируя актуальные реалии образовательного пространства, приходят к выводу о том, что профессиональная деятельность педагога является проблемно-ориентированной, что формирует у них мотивацию избегания неудач, чем мотивация достижения успеха. Таким образом, необходимы новые методы и технологии подготовки педагогических кадров, которые нацелены на создание атмосферы успеха в дальнейшей профессиональной деятельности современного учителя.

2. Театральная деятельность актуализирует разноплановые способности будущего педагога, поэтому, как иные виды творческой деятельности, направлена на повышение уровня мотивации к достижению успеха у студентов, однако ее потенциал оказался мало востребован в профессиональной подготовке учителя завтрашнего дня.

3. Разработана технология создания ситуации успеха средствами театральной педагогики, которая включает в себя тренинг коммуникативной деятельности, продуктивного педагогического взаимодействия, а также актуализацию творческих способностей в целях восприятия студентами образовательного пространства как позитивно направленного.

4. Для реализации технологии создания ситуации успеха средствами театральной педагогики была выбрана форма мастер-класса в связи с тем, что в нем обязательно присутствует носитель успешной педагогической деятельности, который представляет собой эталон-ориентир для будущих педагогов: создаются условия для актуализации студентами достигнутого ими уровня педагогического мастерства, а также для проявления ими индивидуальных характеристик педагогического общения.

5. По результатам мастер-класса по реализации технологии создания ситуации успеха средствами театральной педагогики можно констатировать, что у участников экспериментальной группы изменилось отношение к профессиональной деятельности и возможности к ее эффективной организации на основании профессионально-личностной компетентности: они обрели понимание создания ситуации успеха как одного из основных ориентиров в своей профессиональной деятельности, а также обогатили арсенал педагогических средств за счет театральной педагогики.

Список источников

1. Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии. 1956. № 6. С. 37-49.

2. Андреева Ю. В. Создание ситуации успеха как воплощение идеи оптимизма: педагогическая интерпретация теории М. Зелигмана // Образование и наука. 2012. № 4 (93). С. 69-74.

3. Атюнина В. С. Образ успешного человека в семантическом пространстве личности: монография / Министерство транспорта Российской Федерации; Федеральное агентство железнодорожного транспорта; Дальневосточный государственный университет путей сообщения. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. 169 с.

4. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 168 с.

5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А Бодуэна де Куртенэ; науч. ред. Л. В. Беловинский. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. 573 с.

6. Джеймс У. Научные основы психологии. СПб., 1902. 143 с.

7. Зелигман М. Как научиться оптимизму. М.: Вече, 1997. 426 с.

8. Кузнецова С. В. Театральное мастерство педагога: шутовство или просветительство нового уровня // 24 Нижегородская сессия молодых ученых (гуманитарные науки): материалы докладов / отв. за вып. А. А. Зотова. Н. Новгород: НРЛ, 2019. С. 35-37.

9. Ларошфуко Ф. Максимы и моральные рассуждения // Размышления и афоризмы французских моралистов XVI-XVIII веков / сост. Н. Жирмунская. СПб.: Terra Fantastica; Corvus, 1995. 310 с.

10. Мейерхольд В. Э. К истории творческого метода. СПб.: КультИнформПресс, 1998. 247 с.

11. Мольц М. Психокибернетика. СПб.: Питер, 2002. 363 с.

12. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / под ред. Л. И. Скворцова. Изд-е 26-е, испр. и доп. М.: Мир и Образование; Оникс, 2009. 1359 с.

13. Панкратов В. Н. Психология успеха: практическое руководство для деловых людей. М.: Роспедагенство, 1997. 212 с.

14. Сластенин В. А. Педагогика. М.: Магистр, 1997. 389 с.

15. Станиславский К. С. Работа актера над собой. М.: Искусство, 1951. 669 с.

16. Тойч Ч. К. Наследственные предрасположенности и личностная эффективность / пер. Д. Ю. Петров. М.: Когито-Центр, 2009. 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний. М.: Альта-Принт, 2008. 1239 с.

18. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1974. Т. 1. Теоретические проблемы педагогики. 1974. 584 с.

19. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя / пер. с англ. Д. Н. Дудинского. Мн.: Попурри, 1998. 218 с.

20. Шекспир У. Гамлет. Избранные переводы: сборник / пер. с англ. Н. Полевой и др.; сост., предисл., коммент. А. Н. Горбунова; ред. К. Н. Атарова. М.: Радуга, 1985. 640 с.

21. Шекспир У. Король Лир // Шекспир У. Полное собрание сочинений: в 8-ми т. М.: Искусство, 1960. Т. 6. С. 427-571.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.