Научная статья на тему 'Театральная педагогика в развитии творческого потенциала студентов педагогических направлений подготовки факультета физической культуры и спорта'

Театральная педагогика в развитии творческого потенциала студентов педагогических направлений подготовки факультета физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / МАСТЕР-КЛАСС / CREATIVE POTENTIAL / THEATRICAL PEDAGOGICS / PEDAGOGICAL COURSE / MASTER CLASS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горлова Ю. И.

В статье представлен оригинальный подход к обучению студентов педагогических направлений подготовки. Проведенное исследование доказывает эффективность применения средств театральной педагогики и ее положительную роль в развитии творческого потенциала студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATRICAL PEDAGOGICS IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL COURSE OF THE FACULTY OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT

The paper presents an original approach to teaching students ofpedagogical courses. This study proves the effectiveness of the use of means of theatrical pedagogy and its positive role in the development of creative potential of students.

Текст научной работы на тему «Театральная педагогика в развитии творческого потенциала студентов педагогических направлений подготовки факультета физической культуры и спорта»

УДК 378.036.5 ГОРЛОВА Ю.И.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики физического воспитания и спорта, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected]

UDK 378.036.5 GORLOVA U.L

Candidate of Pedagogics,Associate Professor, Department of theory and methods of physical culture education, Orel State University named after IS. Turgenev E-mail: [email protected]

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

THEATRICAL PEDAGOGICS IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL COURSE OF THE FACULTY OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT

В статье представлен оригинальный подход к обучению студентов педагогических направлений подготовки. Проведенное исследование доказывает эффективность применения средств театральной педагогики и ее положительную роль в развитии творческого потенциала студентов.

Ключевые слова: творческий потенциал, театральная педагогика, педагогический тренинг, мастер-класс.

The paper presents an original approach to teaching students of pedagogical courses. This study proves the effectiveness of the use of means of theatrical pedagogy and its positive role in the development of creative potential of students.

Keywords: creative potential, theatrical pedagogics, pedagogical course, Master Class.

Анализ современных тенденций развития высшего образования позволяет утверждать, что творчеству как одному из важнейших компонентов профессиональной подготовки будущих педагогов, отводится первостепенное значение. Возрастающий спрос на творческую личность. способную реализовать нестандартные подходы в педагогической деятельности, диктует необходимость усиления внимания преподавателей на развитие творческого потенциала студентов путем создания инновационной образовательной среды.

По мнению И.В. Давыдовой, понятие «творческий потенциал личности» рассматривается «как структурное личностно-деятельностное и общественнозначи-мое образование, включающее скрытые (резервные) возможности личности, ее актуализированные (реализованные) способности к творческой деятельности, а также совокупность знаний, умений, навыков, которые обусловливают формирование и развитие профессиональных компетенций личности. Развитие творческого потенциала личности студентов обусловлено наличием внутренних (интеллект, творческое мышление, способности, внутренняя мотивация) и внешних (психологический микроклимат в группе в процессе межличностного взаимодействия, подходы в учебном процессе) условий» [2]. Творческую личность будущего педагога, в которой так нуждается современная школа, можно сформировать только за счет соответствующий созидательной среды, окружающей его в процессе обучения. Учителю часто приходится решать нестандартные ситуации в процессе межличностного общения с детьми, где каждое новое обстоятельство требует творческого и

оригинального решения. Поэтому мы считаем, что сочетание комплекса традиционных средств и элементов театральной педагогики позволит повысить мотивацию к обучению и выбранной профессии.что создаст благоприятные условия для развития творческого потенциала студентов.

Вопросы выразительности и искусства публичного выступления человека рассматривались еще в древней Греции и Риме. Мыслителями Античного мира употреблялся термин «воспитательное искусство», под которым понимался комплекс качеств и умений человека, позволяющих ему использовать ораторские и экспрессивные возможности. Важнейшими составляющими профессионального мастерства учителя считались: выразительность речи, постановка голоса и др.

В отечественной педагогике театральное искусство и театральная педагогика с конца XIX века стала предметом многогранного и глубокого исследования. Разработка системы преподавания театрального искусства способствовала ее энергичному проникновению в педагогику. Творчество известных актеров К. Варламова, В. Давыдова, М. Щепкина, режиссера А. Ленского помогло заложить основу в понятие «театральная педагогика». Большое влияние на становление традиций театральной педагогической деятельности оказали основатели Московского художественного театра К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Творческое наследие системы К.С. Станиславского, его подходы в обучении актерскому и режиссерскому мастерству до сих пор остаются основополагающими принципами всего театрального процесса. Система

© Горлова Ю.И. © Gorlova U.I.

Станиславского базируется на законах самой жизни, где Существует целостная гармония физических и психических свойств человека, где мировоззрение, как комплекс мнений, суждений, принципов и образных представлений, определяющих понимание мира и места в нём человека, его жизненные позиции, выражается через последовательные звенья определенных физических действий. Багаж знаний и умений дает человеку твердую уверенность в своих силах, а она, в свою очередь, приносит свободу, что выражается в физическом поведении человека. Внешнюю свободу автор рассматривает как результат внутренней свободы человека.

В течение XX века широко изучались возможности применения театрального искусства и театральной педагогики в образовательном процессе, аэлементы театральной педагогики постепенно стали проникать в практик} школьного и вузовского образования. Ряд исследований был посвящен поиску точек соприкосновения в творческой деятельности работников искусств и педагогов, а также взаимосвязи театрального искусства и педагогики (А.П. Ершова, В.М. Букатов, В.И. Слободчиков). По мнению ученых.проблему формирования творческого потенциала будущего педагога можно решить путем объединения педагогической науки с элементами театрального искусства. Общими признаками в данном виде деятельности можно считать:

- знание и «чувство аудитории», понимание человеческой реакции, осуществление дифференцированного подхода к различным категориям слушателей в зависимости от возраста, пола, профессиональной направленности;

- неавтоматизируемость значительной части деятельности. т.е. присутствие части работы, не поддающейся автоматизированному выполнению;

- неограниченность рамками официально отведенного рабочего времени;

- воздействие личности творца, его психофизической природы на воспитание социально-значимых личностных качеств, пробуждение определенных переживаний у партнеров;

- присутствие специфических профессиональных качеств: развитое воображение, внимание, эмпатия, рефлексия, подвижность, обаяние, интуиция, чутье и ДР4

- создание образа деятельности в воображении педагога/актера, где рождается, воплощается материал и сопоставляется с собственным творческим заказом;

- оперативность в управлении своим психическим состоянием.

Отметим, что творчество всегда реализуется в условиях публичности, а объект воздействия является одновременно и субъектом творчества.

Синтез названных признаков логично подводит нас к выводу о близости творческой деятельности актёра и педагога и о необходимости развития творческого потенциала в процессе учебной деятельности. Тем не менее, стоит обратить внимание и на специфичность каждого вида труда. Немаловажно понять, что стрем-

ления к заимствованию элементов театральной педагогики в профессиональном обучении студентов надо направлять на воспитание педагога с качествами актера, в зависимости от образовательных задач.

Обращаясь к театральной педагогике, следует знать и основные отличия педагогического и актерского мастерства. При обучении элементам актерско-режиссерского искусства наибольший риск возникает в вероятном проявлении наигранности, неестественности и неискреннего поведения педагога. У актеров воспитывают умения перевоплощать себя в образ, а педагога же в основном необходимо обучать осознанному регулированию своих и детских действий, а также использовать эти знания для создания благоприятного микроклимата в коллективе школьников.

Еще одно из отличий в актерской и педагогической деятельности состоит в том, что актеру не обязано обладать режиссерским талантом, а педагог должен владеть навыками режиссера. В театральной энциклопедии сказано, что режиссер - это управитель, распорядитель на празднике, а режиссура понимается как «искусство создания единого, гармонически целостного художественного произведения театрального искусства с помощью творческой организации всех элементов спектакля» [7].

Педагогическая режиссура - это ненавязчивое, незаметное управление педагогическим процессом; это наука и искусство, основанная на гармонии художественного единства педагогического процесса. Такое управление близко к искусству. И в этом контексте каждый урок можно назвать как «оригинальное педагогическое произведение». В роли режиссера педагог как бы сводит воедино два мира: мир, который представлен в конспекте и мир живого урока. Режиссура обладает признаками двойственности: есть режиссура внешняя, связанная с построением логики внешних событий и выражающаяся через действия, и режиссура внутренняя, определяющая построение психологической игры. Согласно С. А. Смирнову, партитура урока учителя - режиссера должна быть представлена не столько в виде плана учебного материала, сколько в виде картинок взаимодействий, в форме особых мизансцен [ 5],

«Мизансцена» (от фр. пшеетсепе - размещение на сцене) - расположение актеров на сценической площадке во время спектакля, создающее образную картину замысла режиссера и отражающее определенные отношения героев. Это понятие впервые стал использовать К.С. Станиславский. Н.Е. Щуркова понимает под педагогической мизансценой такую комбинацию совместной деятельности, при которой все участники педагогического процесса объединены в единое динамичное пространство.что помогает в решении творческой задачи, а потому она принципиально строго не регламентируется [8]. Сообразно ей не только выстраиваются. конструируются и закрепляются взаимоотношения учеников и педагога, но предопределяются степени свободы, варианты выбора, методы проникновения в пространство познания и, в конечном счете, границы этого проникновения. Для того чтобы раздвинуть

пределы предметного пространства, дать возможность прийти в образовательный процесс разным событиям, следует «менять декорации».

Определим основные слагаемые мизансцены:

- пространство мизансцены - те пределы, в рамках которых разворачивается картина взаимодействия педагога и студента;

- центр мизансцены - объект или субъект, несущий в себе ценностное содержание:

- количество участников мизансцены - педагог должен знать и учитывать всех субъектов мизансцены, их смену;

- связи между участниками мизансцены - проявляются в интонациях, жестах, позах;

- предметное сопровождение мизансцены -оформление.

Таким образом, мизансцена выполняет следующие воспитательные функции:

- психологическую, позволяющую предоставить лучшие условия для хорошего самочувствия каждому обучающемуся (с этой точки зрения мизансцена организуется гласным порядком, с обозначенной публично заботе о психологическом комфорте каждого);

- наглядно-иллюстративную, рисующую картину взаимоотношений между участниками и отношений всех участников совместной деятельности к ценностному объекту (данная функция ярко проявляется, например, если в ролевой игре воспроизвести момент предъявления студенту какого-либо предмета как ценности жизни);

- нравственно-ориентационную, направляющую внимание студента на другого, находящегося рядом, который интересен тем. что не похож ни на кого.

По мнению Н.Е. Щурковой, эти функции реализуются одновременно, в фокусе единого педагогического замысла. Их знание способствует выработке профессионального умения сознательно и эффективно конструировать красивые и тонкие мезансцены.

В связи с этим режиссерские способности учителя проявляются в том, чтобы:

- осуществить перенос замысла драматурга с языка литературы на язык действия;

- выделить основные помыслы и силу эмоционального воздействия в эпизодах урока;

- продумать плавные переходы, логику взаимодействий участников педагогического процесса;

- организовать развертывание мизансцен во времени и пространстве, определить темп работы в каждой сцене.

О. С. Булатова, рассматривая различия между актерской и педагогической деятельностью, называет, в частности, следующие:

- в процессе и результате мысленного воссоздания образов предметов и явлений, актер перевоплощается в другую личность, а педагог действует на основе системы личностных взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, диктуемых его ролевой позицией;

- в области сферы деятельности жизнь актера

на сцене происходит в вымышленных условиях, педагог же приспосабливается к реальным условиям существования;

- в специфике коммуникации, где актер стремится к диалогу, педагог - к монологу, не избегая его диа-логизации, например обращения, вопросы, ответы, т.е. все то, что может усилить коммуникативную сфер}' учащихся, позволить им взаимодействовать с другими членами общества и быть успешными в любой социальной среде;

- в продолжительности деятельности, которая более долговременная у педагога, чем у актера;

- в возможности импровизации, но так как данный процесс сиюминутный и одномоментный, в актерской деятельности он допустим лишь во время подготовки к спектаклю/концерту и т.д. и, в незначительной мере, в момент самой деятельности. Работа педагога невозможна без полноценного умения педагогически оправданно импровизировать;

- в особенностях программы деятельности, где у актера, в основном, один день представлен одной ролью, а у педагога она может быть разной в зависимости от контингента обучающихся, расписания и формы работы [1].

Таким образом, театральная педагогика - это междисциплинарная система обучения, организованная по законам искусства, где совместное творчество преподавателя и студентов проходит в увлекательной обстановке с импровизацией игровых действий и ролевой установки. Несмотря на богатый методический материал, накопленный театральной педагогикой в области образования, остается немало методических проблем, связанных с разработкой и внедрением элементов театральной педагогики в подготовку будущих учителей физической культуры. На сегодняшний день актуальными остаются задачи:

- выработать умения органично и последовательно действовать в публичной обстановке;

- освоить методы психологической саморегуляции для управления студентом своим психическим состоянием;

- повысить уровень общей речевой культуры, языковой компетенции студентов педагогических направлений подготовки;

- установить речевые недостатки студентов и определить способы их коррекции:

- способствовать постановке профессионального голоса, а также обучить специальным приемам его развития и сохранения:

- развить психологические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, ощущение), выступающие важнейшими компонентами любой человеческой деятельности;

- развивать качества мышления (состоятельность, гибкость, быстрота широта, глубина, критичность, содержательность, продуктивность), которые способствуют формированию креативности, как способности отказываться от стереотипных способов мышления;

- научить стремиться к успешности, представляя результаты собственного труда в наиболее выгодном свете;

- научить студентов проводить самоанализ, т.е. изучать состояния, результаты своей деятельности, устанавливать причинно-следственные связи между элементами педагогических явлений, определять пути дальнейшего развития.

В процессе определения состава методов, форм и средств театральной педагогики для развития творческого потенциала студентов физкультурно-спортивных направлений подготовки мы руководствовались принципами К. С. Станиславскошдля подготовки актёров к сценической деятельности, а также принципами C.B. Клубкова, изложенными в работе «Режиссуры и педагогики корня» [4]. Основополагающий принцип «зерна», предполагает прогрессивное развитие от зарождения идеи педагогического замысла до стадии воплощения в жизнь, К.С. Станиславский говорил, что подобно тому, как из зерна вырастает растение, так точно из отдельной мысли и чувства писателя вырастает его произведение [6]. Следующий принцип целостности учитывает неразделимость отдельных частей процесса в ходе создания и реализации педагогического замысла. К вышезаявленным принципам необходимо отнести также: единство научного и художественного характера педагогической деятельности; продуктивного совместного творчества;игровой им-провизационности; замещения ролевых позиций студента и преподавателя;содержательного многообразия мизансцен образовательной деятельности;первичности невербальных выразительных средств;передача значительных ролей образовательного процесса студенческому коллективу.

В качестве основных педагогических подходов развития творческого потенциала студентов факультета физической культуры и спорта послужили систематизированные элементы театральной педагогики и адаптированные материалы системы К.С. Станиславского.

1. Педагогический тренинг. Тренинг содействует не только активному приобретению знаний, умений и навыков в специально созданной благоприятной среде, но и практическому выражению собственного опыта, с учетом психологических проблем.

Так, педагогические тренинги способствовали:

- развитию органов чувств и совершенствованию механизмов восприятия, поскольку именно восприятие, согласно психологии, является основным регулятором действия;

- совершенствованию образной памяти и освоение механизма мышления и речи;

- восприятию окружающего мира, созданию целостного представления о человеке и его роли в жизни общества, его отношениях с окружающим миром, т.е. освоение механизма «жизненного действия».

Развитию данных качеств содействовали тренинги на воспитание внимания, усложнённые тренировкой пе-реключаемости. В качестве ведущих методов тренинга

«внешней техники» использовались речепластический тренаж, малая форма общения, этюды (мизансцены педагогического действия). Обучение предполагало комплексное применение данных методов, аналогичное тому, которое применял на занятиях по «сценической речи» и «сценической пластике» Станиславский.

Работу над совершенствованиемрече-пластического аппарата, мимической и пантомимической выразительности студентов мы приступали с анализа их речи, пластики, мимики и пантомимики. Каждый студент составлял индивидуальную карту с характеристикой собственной речи, пластики, мимики и жестов. Составление данной карты способствовало осмысливанию дефектовличной эмоциональной выразительности. В основе рече-пластического тренинга также лежали технические упражнения. Например, использовались упражнения на воспроизведение жеста: студентам давалось задание на воспроизведение определённого жеста в конкретной ситуации, а затем - установка на расшифровку жеста. Объясните жест, нужен ли он при такой ситуации и т.п. Студенты делились на пары, один ставил другому жесты, затем жест расшифровывался и студенты менялись ролями.

2. Мастер-класс. Данная форма обучения представляет собой обобщение и распространение педагогического опыта. В процессе его проведения студенты знакомились с авторскими наработками.анализировали методический материал, обсуждали педагогические проблемы. Мастер-классы проводились как во время учебных занятий, так и в естественных условиях общеобразовательных и спортивных школ. Демонстрация Мастером (специалистом в области физической культуры и спорта) своего эксклюзивного опыта помогало осмыслить на новом более высоком уровне предстоящую профессиональную деятельность.

3. Социо-игровой практикум. Термин «социо-игровой» состоит из двух частей: социо - обозначает малый социум (работа малыми группами); игровой -игровую деятельность (добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью - т.е. интерактивную). В рамках использования социо-игрового стиля обучения совместная и самостоятельная деятельность студентов сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцены, что способствует снятию эмоционального напряжения. Для создания учебной мотивации на занятиях использовались различные приемы: начиная от приемов, формирующих эмоционально-познавательные и регулятивные компетенции, и заканчивая театрализованными представлениями, которые способны развивать творческие и социальные компетенции. На основе исследований В.М. Букатова, А.П. Ершовой нами были определены приоритетные способы (методы) организации социо-игровой деятельности, это: импровизацион-ности, студенческой самостоятельности, организации жизненной ситуации между микрогруппами и одновременно в каждой из них, сочетания обучения с двига-

тельной активностью и сменой мизансцен, смены темпа и ритма [3].

Важно отметить, что на всем протяжении обучения студенты активно включались в совместную творческую деятельность, не теряли интереса к изучаемым темам, что позволило обеспечивать устойчивую мотивацию. Становится очевидным.что педагогические подходы, основанные на использовании средств театрального

искусства в системе высшего образования, раскрывают большие возможности в развитии творческого потенциала студентов, их индивидуального стиля деятельности. Театральная педагогика позволяет расширять границы творчества студентов и это создает благоприятную среду для становления и формирования профессиональных компетенций с учетом современных запросов общества.

Библиографический список

1. Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 240с.

2. Давыдова И.В. Развитие творческого потенциала студентов педвуза в процессе их совместной учебной деятельности: ав-тореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 /И.В. СПб., 2009. 24 с.

3. Ершова А.П., БукатовВ.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: пособие для учителя. 2-е изд., испр. и дополн. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. 229 с.

4. Кпубков С.В. Последняя студия К.С. Станиславского (1935-1938 гг): дис....канд. искусствоведения.М.:Гос.институт искусствоведения, 2009. 225с.

5. Смирнов С.А. Опыты по философской антропологии: Человек в пространстве культуры. Новосибирск: АО «Офсет», 1996. 183 с.

6. Станиславский К.С. Работа актера над собой.ч.1 и 4.2. М,, 1951. 668 с.

7. Театральная энциклопедия: в 4 т. Т. 4. М., 1965. С. 563-564.

8. Шуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры : для директоров и заместителей директоров шк. по учеб.-воспитат. работе. М.: ОЦ «Пед. поиск», 1997. 77с.

References

1. Bulatova O.S. Teaching artistry: tutorial. M.Publishing House "Academia", 2001. Pp.240.

2. Davvdova I. V Development of creative potential of students of pedagogical high school in the process of co-curricular activities: thesis abstract, Ph. D: 13.00.01/ I.V. Spb., 2009, Pp.24

3. ErshovaA.P., Bukatov V.M. Directing of the lesson, communication and behavior: teacher's guide. 2ncledition, revised and enlarged. M.: Moscow Psychological and Social University, Flint, 1998. Pp.229.

4. Klubkov S.V The last studio of K.S. Stanislavskiy (1935-1938): art history thesis abstract. M.: Russian State Art Institute, 2009, Pp.225.

5. Smimov N.. 1. Experiments on philosophical anthropology: Man in the cultural area. Novosibirsk: JSC "Offset", 1996, Pp.183.

6. Stanisla\>skiy K.S. An actor prepares. Part 1 andpart2. M., 1951. Pp.668

7. Theater encyclopedia: in 4 volumes, VI4. M., 1965. Pp.563-564.

8. Schurkova N.E. Education: a new look from the point of view of culture: for school managers and deputy school managers responsible for educational work. M.: EC "Pedagogical Research", 1997. Pp.77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.