Научная статья на тему 'Влияние интерактивных технологий театральной педагогики на самосознание младших школьников'

Влияние интерактивных технологий театральной педагогики на самосознание младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1946
428
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ / ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / INTERACTIVE LEARNING / SOCIALIZATION / INTERACTIVE / THEATRICAL PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Героева Людмила Михайловна

Статья предназначена режиссерам детских театральных коллективов, преподавателям гуманитарных дисциплин общеобразовательных школ, педагогам-специалистам учреждений дополнительного образования, учителям начальной школы, педагогам-организаторам школьных и дошкольных учреждений, специалистам в области театральной педагогики и школьного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Героева Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of interactive technologies theatrical pedagogy for self-consciousness junior high school students

Article is Director of children’s theatre companies, teachers of the humanities in general education schools, teachers professional institutions of further education, primary school teachers, pedagogues-organizers of schools and daycare centers, specialists in the field of theatrical pedagogy and education.

Текст научной работы на тему «Влияние интерактивных технологий театральной педагогики на самосознание младших школьников»

УДК 37.013: 371.8

Л.М. Героева

Влияние интерактивных технологий театральной педагогики на самосознание младших школьников

Статья предназначена режиссерам детских театральных коллективов, преподавателям гуманитарных дисциплин общеобразовательных школ, педагогам-специалистам учреждений дополнительного образования, учителям начальной школы, педагогам-организаторам школьных и дошкольных учреждений, специалистам в области театральной педагогики и школьного образования.

Ключевые слова: интерактивные технологии обучения, социализация, интерактивный, театральная педагогика.

L.M. Geroeva

The influence of interactive technologies theatrical pedagogy for selfconsciousness junior high school students

Article is Director of children's theatre companies, teachers of the humanities in general education schools, teachers professional institutions of further education, primary school teachers, pedagogues-organizers of schools and daycare centers, specialists in the field of theatrical pedagogy and education.

Keywords: interactive learning, socialization, interactive, theatrical pedagogy.

Современная Россия претерпевает ряд социальных изменений во множестве жизненных областей (экономика, политика, право, демография, экология, национальные отношения, образование и культура), и во многом разрешение кризисных ситуаций будет зависеть от общества. Формирование такого общества должно быть основано на коммуникативной культуре, высоком уровне образования и личностных гражданских ориентирах. На развитие всех этих качеств и должна быть нацелена педагогическая система.

В настоящее время наша образовательная система обогащается новыми процессами обучения, способностью оперировать информацией, творчески решать проблемы науки и рыночной практики, опираясь на индивидуальные образовательные программы, использование компьютерных и телекоммуникационных сетей. Причем важнейшей составляющей педагогического процесса является личностно ориентированная взаимосвязь педагога и ученика, а духовное воспитание личности выводится на первый план. Отсюда выделяется особая роль науки в создании педагогических технологий, соответствующих уровню общественного знания. Поэтому, чтобы соответствовать современным требованиям, педагогу необходимо овладевать педагогическими технологиями, в частности, методами, основанными на интерактивности.

Г.К. Селевко определил интерактивные технологии как «группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня объективной

активности школьников» [1]. По этому определению интерактивными признаются методы обучения, осуществляемые посредством взаимодействия учащихся в процессе обучения. Личный вклад каждого из участников процесса обучения позволяет получить новые знания и организовать совместную деятельность от единичного взаимодействия к широкому сотрудничеству. В таких методиках учащиеся обучают друг друга в диалоговом характере взаимодействия.

В театральной деятельности одной из главных задач является развитие навыков сотрудничества в художественно-творческом направлении, способности к познанию мира через чувства и эмоции. Использовать интерактивные методы можно на любом материале, но необходимо учитывать, что такие методики требуют определенных условий их применения. Педагог должен ясно представлять себе, с какой целью он использует тот или иной метод и, обучая детей определенному методу, в то же время обучается сам, каждый раз импровизируя в готовности прийти на помощь ребенку в случае затруднения. При использовании интерактивных технологий необходимо создавать ситуацию успеха для каждого ребенка в отдельности, тогда процесс обучения станет общедейственным.

Интерактивное обучение позволяет критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого необходимо разделить способы работы на индивидуальную, парную и групповую.

Основными методологическими принципами интерактивного обучения являются:

- определенный подбор лексики;

- выбор лидера на каждом занятии;

- иллюстрирование рабочего процесса;

- снятие напряженности взаимоотношений внутригруппового взаимодействия;

- активное вмешательство педагога, в случае затруднений;

- использование результатов индивидуальных занятий в групповых занятиях;

- организация атмосферы, способствующей раскрепощению детей;

- педагог обязан определить нормы и правила поощрения в коллективе;

- развитие умения применить полученные знания (в детских театральных коллективах - это переход от застольного периода обсуждения драматургического материала к непосредственному выходу на сценическую площадку).

Анализируя функции интерактивных технологий обучения, можно выделить так называемую социализирующую функцию - формирование

у обучающихся качеств, способствующих самореализации человека в том обществе, к которому он принадлежит.

Социализация - процесс не единовременный. Если в младшем школьном возрасте учащиеся театральных студий лишь примеряют на себя выполнение различных социальных ролей, то педагогу надо построить свою работу так, чтобы создать предпосылки социализированности. Необходимо сформировать универсально-эффективные в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личные и социальные качества, установки, способы социального взаимодействия, которые в дальнейшем явятся условием для активного самосознания.

Природа - умный учитель, и она заинтересована в том, чтобы в любой сфере, в том числе и эмоциональной, к которой относится театральная деятельность, каждому ребенку с отмеренными способностями нашлось достойное место. Естественно, что дети не равны в возможностях овладения творчеством. Поэтому театральным педагогам прежде, чем приступать к занятиям во вновь сформированных коллективах, необходимо установить для себя некоторые ориентиры деятельности:

- ориентационный (наблюдение, анкетирование, установление доверительных отношений);

- организационный (сотрудничество, активное взаимодействие);

- проектировочный (создание атмосферы, введение традиций и норм поведения в коллективе, выбор постановочного материала);

- развитие (непосредственная работа над постановочным материалом).

В детском театральном коллективе есть различные типы личностей: Буратино (решительные сорванцы), для которых важно общение, Мальвины (прилежные капризули) - индивидуальность, Арлекино (беззаботные шутники) - эмоции, Артемоны (благородные и выносливые) - движение, Пьеро (меланхоличные творцы) - беспомощные. Сложность в том, чтобы создать творческую среду, в которой каждый ребенок со своим потенциалом чувствовал бы себя комфортно, создать атмосферу твор-ческо-пространственного окружения и социального поведения ребенка. Важно, что именно эта среда и сформирует жизнедеятельность и стиль жизни такого сообщества, как детские театральные студии.

За восемнадцать лет работы «Детского Центра эстетического развития и актерского мастерства» имени А.Ю. Хочинского пять его учеников стали самостоятельными театральными педагогами - преемственность традиций продолжена. Пятнадцать лет работает театр-студия «Отражение» Приморского района Санкт-Петербурга под руководством Нины Иконниковой, и до сих пор многие ее ученики, ставшие уже профессионалами, возвращаются в «детство», принимая участие в постановках рядом с подрастающим поколением юных актеров. Десять лет существует театр-студия «Встречи» города Гатчины, где режиссер-педагог Борис

Соколов работает с постоянным (в своей основе) детским коллективом. Такая верность творческому делу не случайна. Педагоги сумели привлечь, объединить, заинтересовать, увлечь и поддержать. Потому и творческие работы этих коллективов достойно оцениваются на многих театральных фестивалях среди детских любительских коллективов.

Огромный мир, который окружает младших школьников, имеет много границ, входов и выходов. Задача театрального педагога - определить путь ребенка, учитывая уровни воспитательного пространства. Как говорил А.де Сент-Экзюпери, надо создать такие условия, чтобы ни в одном человеке не погиб Моцарт.

Театральная педагогика - эффективная технология, применяя которую, можно активизировать творческий потенциал личности ребенка и добиться развития его общей культуры и личности в целом.

Попробуем выстроить структуру этой технологии:

A. 1. театральные игры

2. беседы о театре А - развивающая

Б. 1. мастерство актера

2. сценическая речь

3. сценическое движение

4. беседы о театре

5. вокал

6. работа над спектаклем Б - формирующая

B. 1. работа над спектаклем

2. художественное слово

3. ступени к профессии В. - мастерство и самореализация

Каждый из компонентов системы, имея свою функцию, специфическое содержание и методическую особенность, осуществляет определенную часть педагогической задачи, предусматривающей охват всей жизнедеятельности детей и гуманистическое влияние на них.

Образовательная Программа театрального творчества «Детского Центра эстетического развития и актерского мастерства» имени А.Ю. Хочинского рассчитана на девять лет обучения детей с шестилетнего возраста. Развивающая часть - 1-2-й годы обучения, формирующая - 3-6-й годы обучения, мастерство и самореализация - 7-й и последующие годы обучения. Основной целью такой работы является достижение приоритетности духовности и культуры в ценностных ориентациях и опыте поведения растущей личности. Педагоги Центра на своих занятиях используют не только профессиональные упражнения, направленные на развитие творческого потенциала детей, но и тренинги, способствующие укреплению здоровья: речевые - по методике профессора З.В. Савковой, дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

Театральная педагогика создает максимальные условия для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и

творческой атмосферы. Этому способствует технология игры, главная задача которой - понять жизнь, уметь решать вопросы жизни с помощью игры. Л.С. Выготский называет игру зоной ближайшего развития человека [2].

Одной из разновидностей игры в театральной педагогике является этюд. Существует несколько видов этюдов: одиночный или парный на память физических действий; одиночный этюд на эмоциональную память; одиночный этюд на физическое состояние; одиночный или парный на действие с воображаемыми предметами; групповые этюды, имеющие разнообразные методические цели; этюд на освоение словесного действия; этюд на сценическое движение; этюды с использование времени и пространства; этюды с использование черт характеров персонажей; этюды на изображение животных и т.д. Этюды являются основой актерского мастерства, поэтому в театральных студиях «Детского Центра эстетического развития и актерского мастерства» имени А.Ю. Хочинского педагоги постоянно уделяют внимание таким тренингам. Программа первого года обучения вообще состоит из этюдной работы и упражнений на наблюдения. Очень часто из таких опытов рождаются мини-спектакли, режиссерами которых выступают сами дети: «Однажды на диком Западе», «Малинка», «Невероятный концерт», «Случай на катке», «Новогодний праздник». Эта интересная идея еще принадлежала известному театральному педагогу профессору З.Я. Корогодскому; именно актерские этюды дали рождение знаменитому спектаклю «Наш только наш» с участием Александра Хочинского и Антонины Шурановой - создателей Центра.

Театр, где играют дети - это явление в неделимой целостности всего воспитания, и осмысление этого явления происходит по двум направлениям:

- театр, где играют дети, как обучающая и развивающая среда;

- театр, где играют дети, как осуществление поиска новой театральной эстетики.

В таких, казалось бы, различных направлениях детские театральные коллективы, идущие разными путями, пытаются совместить педагогические и эстетические задачи, не желая их разграничивать.

Разорванность детского и взрослого миров в современном обществе характерна не только для театра, обнаруживается не только в искусстве. Проблема необходимости воссоединения этих миров выходит далеко за рамки любого анализа. Мышление и мировосприятие маленького человека развивается в том же направлении, что и мышление и мировосприятие всего человечества. И постепенно от доминанты правого полушария, от доминанты целостного образного мышления ребенок и человечество переходят к доминанте левого полушария и дискретного логического мышления. Разумеется, речь идет о ребенке, который читает книги, ходит в музеи, смотрит фильмы и спектакли.

По учебной программе «Детского Центра эстетического развития и актерского мастерства» имени А. Ю. Хочинского проводятся мастер-классы с ведущими актерами и режиссерами Санкт-Петербурга. Это -своеобразный мостик между детским творчеством и профессиональным мастерством, между детской непосредственностью и взрослой философией, где дети постигают не только опыт старшего поколения, но и впитывают традиции и историю русского искусства.

«Театр, это искусство - цель которого заставить людей быть внимательными друг к другу, цель которого - смягчать сердца, облагораживать нравы, - писал Л.А.Сулержицкий, - человечество начинается только с того момента, когда хоть маленькое, минимальное внимание затрачивается лично на личную жизнь каждого» [3]. Детский театр имеет много преимуществ перед взрослым, как это ни парадоксально звучит. Кроме головы у каждого человека есть еще и руки, и ноги - словом, целостное тело. Однако нельзя не увидеть, что тело взрослого человека не пригодно для того, чтобы овладевать этим единством. Пластичность тела следует развивать с детства. Не следует также отказываться от опыта русских актерских школ, начинавших обучение танцу в семилетнем возрасте. Разумеется, методы обучения должны стать иными. И еще одна проблема театрального искусства решается в детском театре легче, чем во взрослом: это приближение к эстетике «новой сентиментальности», т.е. открытости эмоциональной формы.

Театральное искусство является универсальной образовательной моделью:

- театр - синтетический вид искусства;

- театр - коллективное искусство;

- основной язык театрального искусства - действие, основные видовые признаки - диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле;

- театр - искусство, обращенное к самым различным и самым широким социальным слоям.

Театральная педагогика - это путь развития личности в процессе образования и обучения через процесс игры, или сценическое действие, где индивидуальное развитие происходит от свободы выбора через ответственность к радости самовыражения. Она является сама по себе технологией педагогики - науки о воспитании; и сама, как часть науки, содержит в себе определенные технологии: с одной стороны - эмоциональной сферы, т.е. художественно-образные технологии, а с другой, что очень важно, - образовательные технологии. Именно образовательные технологии укрепляют эстетику в воспитании самосознания ребенка:

- мозговой штурм (умение составлять и разрабатывать художественные номера и мини-спектакли);

- технология творческой групповой работы (постановка спектаклей и работа с партнерами);

- личностно-ориентированное обучение (участие в фестивалях и конкурсах);

- проектно-исследовательская технология (разработка эскизов, декораций, костюмов, распределение обязанностей в постановочном процессе и т.д.);

- здоровьесберегающие технологии (стремление вести и пропагандировать здоровый образ жизни);

- информационные технологии (использование интернет-ресурсов, выбор фонограмм к спектаклям, мультимедийные презентации);

- технология развивающего обучения (постановка художественных номеров, умение ориентироваться в пространстве).

Театральная педагогика дает пример воспитания не только актера, но и человека - творца вообще, она помогает увлечь, повлиять на него, преобразить. Учитывая особенности детей младшего школьного возраста, режиссер-педагог должен понимать, что ребенок нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и радующемся собеседнике-наставнике.

Примечания

1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. М.: НИИ шк. технологий, 2006. 816 с. (Сер. «Энциклопедия образовательных технологий»).

2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960. 500 с.

3. Сулержицкий Л. А. Повести и рассказы. Статьи и заметки о театре. Переписка. Воспоминания о Л.А.Сулержицком / общ. ред. В.Я.Виленкина; сост., ред., авт. вступ. ст. Е.И.Полякова. М.: Искусство, 1970. 707 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.