Научная статья на тему 'Оптимистическая направленность воспитательной педагогики А. С. Макаренко'

Оптимистическая направленность воспитательной педагогики А. С. Макаренко Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
115
8
Поделиться
Ключевые слова
ОПТИМИЗМ / УСПЕХ / СИТУАЦИЯ УСПЕХА / ЗАВТРАШНЯЯ РАДОСТЬ / ПЕРСПЕКТИВА / OPTIMISM / SUCCESS / SITUATION OF SUCCESS / TOMORROW''S SUNSHINE / PERSPECTIVE

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Андреева Ю.В.

Во введении определены обстоятельства необходимости разработки педагогической концепции организации оптимистической перспективы, связанной с поиском моделей воспитания, ориентированных на личностное развитие, недостатком именно педагогического содержания оптимизма и необходимостью разработки собственной педагогической концепции. По ходу изложения отражены методологические основы создания ситуации успеха как способа организации оптимистической перспективы в педагогическом аспекте, освещен круг вопросов, связанных с пониманием оптимизма как профессионально-личностного качества учителя, как продуманной стратегии достижения успеха. В качестве концептуальной основы создания ситуации успеха предложена идея «завтрашней радости» А. С. Макаренко. Раскрыты ее технологические составляющие, способы воплощения в педагогическую реальность. Предложено несколько приемов создания ситуации успеха, объединенных идеей «завтрашней радости». Ситуация успеха представлена как технология освоения позитивных способов и моделей мышления, эмоционального реагирования и действия.

OPTIMISTIC ORIENTATION OF UPBRINGING PEDAGOGY OF ANTON S. MAKARENKO

The circumstances of the need to develop a pedagogical concept of the organization of an optimistic outlook are defined in the introduction of this article. The concept is related to the search for models of upbringing aimed at personal development, as well as the lack of pedagogical content of optimism and the need to develop one's own pedagogical concept. The author of the article presents the methodological foundations for creating a situation of success as a way of organizing an optimistic perspective in the pedagogical aspect. The article covers a range of issues related to the understanding of optimism as a professional and personal quality of the teacher as a thought-out strategy for achieving success. As a conceptual basis for creating a situation of success, the author of the article suggests the idea of "tomorrow's sunshine" by Anton S. Makarenko. The author reveals the technological components of this idea, as well as the ways of translating it into pedagogical reality. The author of the article also suggests several methods for creating a situation of success, united by the idea of "tomorrow's sunshine". The author presents the situation of success as a technology for mastering positive ways and models of thinking, emotional response and action.

Текст научной работы на тему «Оптимистическая направленность воспитательной педагогики А. С. Макаренко»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА А.С. МАКАРЕНКО (К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

УДК 37

ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ А. С. МАКАРЕНКО

Во введении определены обстоятельства необходимости разработки педагогической концепции организации оптимистической перспективы, связанной с поиском моделей воспитания, ориентированных на личностное развитие, недостатком именно педагогического содержания оптимизма и необходимостью разработки собственной педагогической концепции.

По ходу изложения отражены методологические основы создания ситуации успеха как способа организации оптимистической перспективы в педагогическом аспекте, освещен круг вопросов, связанных с пониманием оптимизма как профессионально-личностного качества учителя, как продуманной стратегии достижения успеха.

В качестве концептуальной основы создания ситуации успеха предложена идея «завтрашней радости» А. С. Макаренко. Раскрыты ее технологические составляющие, способы воплощения в педагогическую реальность. Предложено несколько приемов создания ситуации успеха, объединенных идеей «завтрашней радости».

Ситуация успеха представлена как технология освоения позитивных способов и моделей мышления, эмоционального реагирования и действия.

Ключевые слова: оптимизм, успех, ситуация успеха, завтрашняя радость, перспектива.

Ю. В. Андреева

Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики, Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ), г. Уфа E-mail: andreeva_u_v@ insto.ru

Yulia V. Andreeva

PhD (Education), Associate Professor, Professor, Chair of Pedagogy, The Academy of Economics, Law and Hum anities, Ufa, Russia

Как цитировать статью: Андреева Ю. В., Оптимистическая направленность воспитательной педагогики А. С. Макаренко // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т.1, № 3(50). С.51-65.

Введение. Теория и методика воспитательной работы ориентирована на формирование качеств личности. Модернизация образования современной России стимулирует это стремление как приоритетное и высвечивает ряд проблемных обстоятельств, оказавших значительное влияние на формирование нашего научного интереса и выбор темы исследования.

Первое обстоятельство связано с постепенной утратой образованием своей нравственной составляющей, утратой ориентации на развитие нравственных ценностей, любви к детям; отсутствием связи между опытом успеха и радостью; признания индивидуальных заслуг личности перед обществом. В связи с этим государство устанавливает образовательные стандарты, которые ориентируют школу и общество на воспитание подрастающего поколения как приоритетную задачу, на создание таких педагогических условий, в которых открывается возможность свободного нравственного поиска пути личностного развития и гуманистических основ человеческого существования.

Второе обстоятельство связано с проблематизацией поиска моделей воспитания, обеспечивающих эффективность педагогического процесса, от которых зависит перспективность развития российского образования. Ситуация детерминирована режимом модернизации образования, в котором живет нынешняя молодежь, претерпевающая изменения в социализации и самореализации. Метаморфозы российской системы образования обострили проблему до предела и обусловили педагогическую значимость организации оптимистической перспективы:

во-первых, потому что самореализация личности во многом зависит от знания ее позитивных способов и социально приемлемых форм;

во-вторых, наметка оптимистической перспективы в условиях создания ситуации успеха в учебной деятельности способствует повышению позитивной мотивации и освоению позитивных способов самореализации в учебном процессе через установление разумного баланса между педагогическими требованиями и личностными возможностями обучающихся;

в-третьих, потому что многовековая российская система образования периодически исключала представление об успехе личности, сопровождаемом переживанием радости как непременной детерминанте эффективности педагогического процесса, и сегодня среднестатисти-

ческий россиянин лишен прецедентной модели социально приемлемых способов достижения успеха.

Третье обстоятельство, обосновывающее научно-теоретическую актуальность темы исследования, связано с недостатком в предметно-проблемном поле педагогики комплексных изысканий по данной теме. Между тем глубокое педагогическое осмысление оптимизма в контексте «завтрашней радости» (А. С. Макаренко), во взаимосвязи с созданием благоприятных условий, в частности созданием ситуации успеха, уже предпринято в педагогике.

Четвертое обстоятельство связано со стремлением автора разработать специальную методологию и особый подход в создании ситуации успеха: реконструкция организации оптимистической перспективы и стратегии достижения успеха в учебной деятельности репрезентирована нами как авторская технология, которая включает в себя ряд педагогических условий и принципов, реализуемых поэтапно и блоч-но. Безусловно, такая концепция будет действовать при условии учебно-педагогического сотрудничества, вариативности построения ситуации успеха и многообразия воспитательных практик, но обязательно позитивно ориентированных на личность.

Реализация научного интереса к оптимизму и интеграция результатов исследования в пространство ситуации успеха предполагают систематизацию и анализ накопленного в науке объема предварительного знания, имеющего отношение к избранной теме.

Методология и методы исследования. Сам термин «оптимизм» (от лат. «самый лучший») принадлежит философу К. Г. Лейбницу и содержит в себе оценочный компонент деятельности.

В педагогике оптимизм известен как принцип воспитания ребенка на основе веры в его подлежащие развитию возможности и принадлежит А. С. Макаренко.

Новую методику отношения к детям открыла перед А. С. Макаренко оптимистическая вера Горького в человека, она же дала возможность найти правильные пути воспитания. В письме к Горькому Макаренко писал: «Выбирая Вас своим шефом, мы руководствовались... глубокой родственностью между Вами и нами. Эту родственность мы видим и чувствуем не только в том, что и Ваше детство подобно детству наших ребят. , но больше всего в том, что Ваша исключительная вера в человека. помогает и нам верить в него» [11, с. 315].

Хотим отметить, что оптимистическая убежденность учителя в успехе своих учеников требует конкретного воплощения в методах и приемах воспитания.

Свою оптимистическую гипотезу (предположение о том, что завтра ребенок будет лучше, чем вчера) А. С. Макаренко предлагал осуществить, в частности, используя метод позитивного «расклада»: разделив лист бумаги пополам, в одной колонке он записывал достоинства воспитуемого, а в другой — недостатки. Половину с недостатками отрывал, выбрасывал и забывал, а перед глазами держал половину с позитивными сторонами личности. Этот метод наряду с приемом «забвение прошлого» позволяли А. С. Макаренко сформировать у учителя подход к детям на основе «оптимистической гипотезы», то есть предположения, что завтра ребенок будет лучше, чем вчера.

В современном освоении макаренковских идей, приемов и техник необходимо учесть:

- технику позитивного расклада;

- технику «забвения негативного прошлого»;

- прием эмоционального взрыва;

- технику авансирования доверия;

- требования и поручения как проявления доверия.

Прием «эмоциональный взрыв» полностью отвечал характеру А. С. Макаренко с его искренней прямолинейной добротой и строгостью, которые обнаруживали в нем глубокую заинтересованность судьбой каждого воспитанника. Воспитывающий эффект приема состоял в быстрой позитивной перестройке отношений внутри сплачиваемого коллектива, где каждый из воспитанников чувствовал себя защищенным от негативных реалий среды. «Нужно было иметь много терпения и оптимистической перспективы, чтобы продолжать верить в успех найденной схемы и не падать духом, и не сворачивать в сторону»,— писал Макаренко [9, с. 653].

Техника «забвения негативного прошлого» представляла собой совокупность приемов, обеспечивающих девальвацию негативных переживаний по поводу прошлого. По словам А. С. Макаренко, с самого начала работы в колонии он решил не интересоваться прошлым воспитанника, не напоминать ему о самых тяжелых моментах в жизни. Это привело к тому, что и колонистов стал меньше интересовать «вчерашний день». Устремленность в будущее и игнорирование нега-

тивных моментов жизни позволяло воспитанникам развиваться, а не застревать в прошлом. Это отчуждало подростков от прошлых оценок, от негативного образа собственного «Я» и формировало новую позитивную мотивацию, ориентацию на успех, помогало оценивать себя и свои перспективы непредвзято.

Именно понимание двустороннего характера эмоций (позитивного и негативного) явилось связующим звеном в подходе А. С. Макаренко.

Оптимистическая направленность А. С. Макаренко на проблемы воспитания конкретизируется в таких его положениях, как перспективные линии, дисциплина борьбы и преодоления, в параллельном воздействии. Причем личность формировалась не столько путем воздействий, сколько путем личностного преодоления трудностей, сора-дования успехам ближнего, путем совместного проживания успехов и неудач.

Что касается педагогического осмысления и современной интерпретации оптимизма, то мы его можем связать с необходимостью наличия радости в учебной деятельности. Обращаясь к опыту прошлого, мы понимаем, что есть такая педагогическая система, которая строится с учетом организации оптимистической перспективы личностного развития и работает в логике образовательных потребностей и актуализации познавательного интереса личности, и эта система принадлежит А. С. Макаренко.

Ретроспективное изучение концепции «завтрашней радости» А. С. Макаренко, радости познания В. А. Сухомлинского, ситуации успеха по типам радости А. С. Белкина, радости сотрудничества Ш. А. Амонашвили, рассматривавших различные аспекты воспитания и учебной деятельности, позволяет констатировать, что оптимизм включен в научный контекст педагогического знания, обобщен и систематизирован, но является явно недостаточным. В связи с этим представляется оправданной систематизация теоретических источников.

Ряд исследователей (Богуславский М. В., Неустроев А. Н.) считают, что продуктивность деятельности А. С. Макаренко основана «на знании и использовании психологических особенностей юношеского возраста, которому свойственны оптимистичный взгляд на мир, мажорное восприятие жизни». Социальный оптимизм А. С. Макаренко М. В. Богуславский понимает как «безудержную веру в прогресс, в животворную силу воспитания» [7], а А. Н. Неустроев — как «убеждение,

что человеческий потенциал очень велик и что используется только небольшая часть этих возможностей. При соответствующих социальных и педагогических условиях возможно развитие индивидуальности почти каждого человека и воспитание его как носителя социального прогресса» [15].

Л. И. Гриценко считает, что воспитание А. С. Макаренко носило опережающий характер. Педагогический оптимизм А. С. Макаренко выразился не только в том, что он верил в возможности полноценного развития каждого ребенка, но и умел видеть его в перспективе.

Понятие «перспектива» впервые было введено в педагогику А. С. Макаренко, хотя и без уточнения формулировок. Без перспективы трудно представить воспитательную работу. Перспектива могла меняться с личной на общественную через совместную деятельность, через труд, в процессе которых вырабатывалась общая система ценностей.

В технике работы А. С. Макаренко с перспективами использовался прием усложнения цели. Он способствовал повышению уровня притязаний, самоуважения, изменению образа «Я» в позитивном ключе. Наблюдались личностный прогресс и движение. Потребность двигаться к определенной перспективной линии зависела от характера эмоций, испытываемых по отношению к данной перспективе. Дальняя перспектива формировала мировоззрение личности, механизмом ее формирования было представление о будущей профессии. Основным мотивом дальней перспективы был мотив достижения успеха.

Средняя перспектива представляла собой достижимую цель, не столь удаленную во времени. Предвкушение ее достижения наполняло процесс организации перспективы позитивными эмоциями, по мере приближения к цели приносило чувство удовлетворения, а по мере ее достижения несло переживания радости, гордости за свой труд, укрепляло чувство собственного достоинства.

Особенностью системы перспективных линий было то, что в качестве связующего звена (в целом комплексе перспектив) выступала идея «завтрашней радости».

Другим приемом было предусмотрение перспективы, прогнозирование — процесс планирования, который мотивировал, способствовал достижению цели, служил основной движущей силой. Усложнение цели способствовало выстраиванию иерархии перспектив: от близкой

к далекой; от личной к общественной. Вся методика состояла в организации новых перспектив, в использовании имеющихся и в постановке новых.

Предусмотрение перспективы предполагало наличие такого личностного качества педагога, как психологическая зоркость. Воспитатель, который умеет ясно и четко формулировать цели своей работы, должен ясно себе представлять, каким он видит своего воспитанника в будущем, какую профессию он может получить и как может быть счастлив. Еще одним технологическим механизмом являлось проектирование личности. Сам А. С. Макаренко признавал, что приходится формировать необходимый набор личностных качеств, задавать программу личности. Формирование качеств не может быть директивным, потому что оно личностно ориентировано, а значит, является не только помогающим, но и развивающим, возвышающим личность, стимулируя движение ребенка вперед. Именно радость является мощным стимулом дальнейшего личностного развития и самореализации.

На основе анализа и изучения ребенка можно дать оценку его деятельности и поступков. Здесь оптимизм — это опережающая вера педагога в способность ребенка стать Личностью, стать носителем воли, чувства и отношения, вера в его возможность стать полноправным субъектом деятельности и собственной жизни.

Анализируя философско-педагогическое творчество А. С. Макаренко, мы можем заключить, что именно становлению Человеческого в человеке, преодолению иждивенческих наклонностей и развитию способности самому строить собственную жизнь на основе преодоления негативных реалий жизни он уделял особое внимание.

В этих условиях актуализируется необходимость разработки педагогической концепции оптимизма. Объектом нашего исследования являются идеи А. С. Макаренко, подтверждающие его социально-личностный оптимизм, предметом — технология, приемы и методы, воплощающие эти идеи.

Результаты исследования. На основе теоретического анализа мы можем заключить, что в социальной и личностно-ориентированной педагогике оптимизм—это:

- устойчивая личностная позиция педагога по отношению к учебным трудностям детей, основанная на вере в успех и силу человеческой природы ребенка. А. С. Макаренко в «Педагогической

поэме» демонстрирует свою веру в ребенка, проявляя ее в педагогической мечте о том, какие замечательные люди вырастут, воспитываясь у него в колонии. И эта педагогическая надежда воплощается в ряде методов, в частности в методах «взрыва»; «забвения прошлого»; «авансирования доверием»;

- приобретаемое профессиональное качество хорошего учителя, которое выражается в чутком, отзывчивом отношении к детям и сочетается с высокой требовательностью к ним. Оптимизм — не просто инфантильная надежда на то, что «все будет хорошо», а уверенность, сохраняемая в сложных обстоятельствах жизни. Чаще всего это деятельный оптимизм, который проявляет себя как позитивно деятельная вера в способность растущего человека изменяться с опорой на свои сильные стороны и силы, еще подлежащие развитию и нуждающиеся в проектировании и стимулировании радостью.

И если автор термина «оптимизм» философ Г. В. Лейбниц выделял в нем оценочный компонент деятельности («наилучший»), то, анализируя подход А. С. Макаренко, мы можем утверждать, что в основе оптимизма лежат мотивообразующая эмоция («завтрашняя радость») и цель («перспектива»), ориентирующие на успех, для достижения которого необходимы благоприятные педагогические условия.

Модернизация идеи оптимизма А. С. Макаренко возможна «при соответствующих социальных и педагогических условиях»: путем создания новой модели воспитательной системы школы, класса как единого образовательного пространства в формах ситуации успеха.

Оптимизм А. С. Макаренко — качество педагога, важная движущая сила к развитию, (само)совершенствованию, «завтрашняя радость», которую он позже обосновывал как один из технологических механизмов организации оптимистической перспективы, построения методики перспективных линий.

Ситуацию успеха можно считать одной из перспективных линий, путей личностного развития, ее создание — это предоставление воспитаннику возможности достижения успеха в деятельности, в которой сам успех оценивается как личностно и социально значимое достижение, сопровождаемое чувством радости.

Ситуация успеха ориентирует подрастающую личность на будущее, продвигает вперед, открывает возможности радости и перспекти-

вы. А. С. Макаренко признавался: «Мне хочется в каком-то коротком движении мысли, и воли, и чувства обратиться к нашему будущему, страшно хочется войти в него скорее, увлечь за собой других, хочется работать, творить, жадно хочется реализовать небывало прекрасные наши возможности» [12, с. 139-140]

Концепция создания ситуации успеха впервые была предложена в 80-х гг. XX века профессором А. С. Белкиным, который подчеркивал, что в идеальном варианте радость или, точнее, ее ожидание должны сопровождать процесс учения.

Научный интерес представляет тот факт, что в классификации А. С. Белкина основополагающими в создании ситуации успеха являются такие типы радости: сбывшаяся, неожиданная и радость познания. Рассматривая ситуацию успеха с разных сторон, А. С. Белкин отмечал, что в педагогическом плане «неожиданная радость — это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя» [5, с. 63], а с психологической — успех всегда остается личностным переживанием радости ученика.

Прослеживается аналогия между отдельными положениями учения А. С. Макаренко и теоретическими взглядами А. С. Белкина.

Можно привести некоторые аналогии между идеями А. С. Белкина и А. С. Макаренко:

1. Положение А. С. Белкина о том, что ожидание радости — источник внутренних сил ребенка для преодоления трудностей, и концепция «завтрашней радости» А. С. Макаренко, в которой радость представлена как ведущая движущая сила;

2. Взгляды А. С. Белкина на создание ситуации успеха: создает ситуацию учитель, а достигает успеха ученик, и положение А. С. Макаренко о том, что воспитывает не воспитатель, а среда;

3. Положение А. С. Белкина о том, что в основе многих ситуаций успеха лежит «будущая радость», и концепция «завтрашней радости» А. С. Макаренко с организацией оптимистической перспективы.

Особенностями педагогической системы А. С. Макаренко были:

- отсутствие прямого педагогического вмешательства (подтверждалось законом параллельного действия, мажорным тоном коллектива, воздействие позой, интонацией, улыбкой и др.);

- организация среды;

- все методы направлены на возбуждение новой мотивации.

Его идеи и принципы стали основополагающими в создании ситуаций успеха. Среди них — принцип уважения и требовательности. Педагогическое требование должно соответствовать возможностям воспитанника, а значит, быть основанным на такте и чувстве меры. Педагогический такт есть профессиональная особенность поведения учителя, проявляющаяся в: 1) творчестве; 2) находчивости; 3) инициативности; 4) обдуманности действий; 5) самообладании и выдержке; 6) чутком и требовательном отношении. Такое отношение педагога к воспитаннику реализуется с помощью приема «авансирование доверием» (А. С. Макаренко). Дать ребенку аванс — это значит еще и предположить, что ребенок сможет выполнить задание или ответственное поручение. Не следует спешить с выводами о детской неспособности преодолеть трудности и достичь успеха. К ребенку нужно подходить с оптимистической гипотезой, с презумпцией веры в него. Сегодня этот прием получил развернутую форму при создании ситуации успеха и назван «Даю шанс» (А. С. Белкин). Здесь, в ситуации успеха, ребенку предоставляется возможность (шанс) реализовать себя с лучшей стороны, показать свои сильные стороны.

В создании ситуации успеха мы выделяем четыре содержательных блока: 1) анализ исходной педагогической ситуации; 2) постепенное улучшение исходной педагогической ситуации; 3) создание ситуации успеха; 4) подведение итогов. Ситуацию успеха целесообразно создавать постепенно, изменяя исходную педагогическую ситуацию к лучшему.

Так вот, ситуацию успеха, на наш взгляд, можно построить именно в логике макаренковского оптимизма с ориентацией на возможное лучшее будущее воспитанника с опорой на философско-педагогические принципы: признания самоценности личности; анализа и понимания причин неуспеха; опоры на положительное; сочетания требовательности и любви; активизации положительных черт характера путем доверия; преодоления отрицательных черт характера.

Создание ситуации успеха основано на позитивных по характеру и направленности педагогических приемах. Одним из них является операция «Снятие страха» (А. С. Белкин). Актуальность применения данного приема в наши дни повышается перед сложным учебным заданием, ЕГЭ, предстоящими усилиями, возможным неуспехом.

В нашем исследовании применение двух операций — «Снятие стра-

ха» и «Даю шанс» (прием авансирования) — осуществляется, если студенту предоставлен выбор посильных учебных и домашних заданий. Прием подразумевает подбор учебных и домашних заданий с учетом реальных сил и потенциальных возможностей каждого. В учебной деятельности за каждым признается право на неверный ответ, которое подкрепляется положением «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

Помочь преодолеть страх и другие негативные эмоции в процессе учения позволяет экспрессивное воздействие как разновидность педагогического внушения и приема эмоционального взрыва А. С. Макаренко. Но по своей педагогической сути оно представляет собой способ эмоциональной поддержки.

Авансирование—возможность проявить себя в качестве успешного человека. Учитель заранее («авансом») присваивает ученику результаты, к достижению которых тот должен приложить свои силы. Применяя этот прием, учитель обнаруживает свои оптимистические ожидания от учебной деятельности. Студент стремится оправдать их и достигает успеха. Это важно. В подтверждение этому приведем позицию А. С. Белкина, согласно которой именно ожидания учителя и коллектива, совпавшие с достигнутым результатом личности, составляют ситуацию успеха по типу «будущая радость». Подкрепить прием авансирования можно демонстрацией уверенности учителя в силах и способностях ученика, а также приемом «персональной исключительности», который может найти свое выражение во фразе учителя, обращенной к ученику: «Если не ты, то кто?!». Это своего рода апелляция к чувству собственного достоинства. Основанием данного приема может служить любое соответствующее деятельности преимущество ученика, которое позволяет учителю выразить веру в достижение успеха.

Прием «Мотивирование» («Внесение мотива») позволяет выполнить дело, думая о людях, а не о цели и средствах его достижения. Выполняя задание, школьник знает, что доставляет радость родителям и одноклассникам, а потому ориентирован на общественное благо и пользу другим.

Инструктирование — наиболее распространенный способ помощи в учебной деятельности, который носит скрытый характер, часто принимая форму подсказки.

На заключительном этапе ориентировочными основами действий служат контроль успехов в учебе и диагностика динамики самооценки

личности в учебной деятельности.

Мы признаем, что в приведенном описании ситуация успеха несколько схематизирована. Однако такое огрубленное и схематичное ее описание вполне оправдано, так как помогает найти разумный и оптимальный подход к ее созданию в учебной деятельности.

Отметим, что все педагогические приемы, которые используются, реализуют педагогический оптимизм, так как направлены на повышение уверенности обучающегося в собственных силах, а та, в свою очередь, существенно помогает преодолевать препятствия и достигать успеха.

Стержневым в создании ситуации успеха является принцип перспективы и «завтрашней радости», которая как прыжок в высоту, как тренировка духа «вперед и выше» способствует достижению успеха, продвижению личности по пути совершенствования и счастья. В тренировке и маленьких радостях от очередного преодоления и взятой высоты заключен залог дисциплины, движения, роста, бодрости, залог осмысленности повседневной жизни, залог «горения», энергии и победы! (по А. М. Горькому).

В ситуации успеха задействован прием «лестница успеха» (по А. С. Белкину) и система малых достижений. Каждый шаг на пути к успеху должен быть замечен и оценен не только взрослым, но и самим воспитанником, который может вести «Дневник успеха» и отмечать в нем все свои достижения. Он будет служить «подушкой безопасности», источником мотивации в самых трудных моментах деятельности. «Человеку надо дать почувствовать уважение к себе, к коллективу. Человек нуждается в радости. Человек уважает себя, когда видит успехи в деле. Долг воспитателя так организовать коллектив, чтобы каждому дать посильную часть общего дела, чтобы жизнь в нем доставляла радость. Жизнь есть не только подготовка к завтрашнему дню, но и непосредственная живая радость»,—говорил великий педагог [11, с. 331].

Мастерство постановки близких и далеких целей, «перспектив» в том и состоит, чтобы «окружить» коллектив и личность «сложнейшей цепью перспективных представлений, ежедневно возбуждать в коллективе образы завтрашнего дня, образы радостные, поднимающие человека и заражающие радостью его сегодняшний день» [11, с. 467]. Принцип «завтрашней радости» активно задействован при создании ситуации успеха — такой ситуации, в которой у ребенка всегда

есть возможность наметить цели-перспективы, испытать свой успех в деле, достичь социально и личностно значимого результата. Создает ситуацию педагог, а достигает успеха воспитанник.

Педагогическими условиями создания ситуации успеха являются продуманная стратегия учителя и формирование благоприятного психологического климата, поддержание мажорного тона коллектива. Здесь создает ее учитель, а поддерживает настроение группы. Но все же — это итог продуманной стратегии учителя, результат использования им позитивно направленных приемов, способствующих развитию и самореализации личности в коллективе.

Еще одним педагогическим условием создания ситуации успеха выступает наличие возможности достижения успеха. Достижение успеха будет возможным, если коллективом и учителем будет замечен каждый успешный шаг. Логично предположить, что самоощущение может быть оптимистичным, если человек будет чувствовать свою сопричастность делам и достижениям коллектива, будет иметь возможность вносить определенный вклад в его жизнь и чувствовать при этом признание коллективом своих индивидуальных заслуг. Тем более что частью ситуации успеха является успех, понимаемый как социально и личностно значимое достижение, сопровождаемое высокой социальной и личностной оценкой.

Таким образом, принципы и содержание, методический арсенал и основополагающие технологические идеи были воплощены в инновационную методику создания ситуации успеха, которая прошла апробацию в Восточной экономико-юридической гуманитарной академии (Академии ВЭГУ) города Уфы с 2003-го по 2017 год. В исследовании приняли участие студенты младших курсов, обучающиеся по педагогическим специальностям, в количестве 250 человек. Эффективность результатов апробации опытно-поисковой работы подтверждается их участием в вебинарах, научной кружковой и самостоятельной работе, в научно-практических конференциях разного уровня.

Заключение

Использовался комплекс методов исследования, включающий изучение, анализ, систематизацию и обобщение педагогической литературы и разработку педагогической концепции создания ситуации успеха на основе комплексного оптимистического подхода, который получил

свою наиболее полную развернутость в трудах отечественного педагога А. С. Макаренко.

Результаты исследования позволяют констатировать необходимость сочетания в образовательном процессе вуза наиболее благоприятных условий, обеспечивающих успех. Такое запрограммированное сочетание условий носит название «ситуация успеха», в которой будет открываться возможность радости, связанной с достижением запланированного значимого учебного результата, оцениваемого личностью и студенческим сообществом как успешный.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Психологические основы педагогики сотрудничества: книга для учителя. Киев: Освита, 1991. 111 с.

2. Андреева Ю. В. Как воспитать ребенка оптимистом. Уфа: Академия ВЭГУ 2011. 200 с.

3. Андреева Ю. В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 173 с.

4. Базалей Е. А. Интерпретация идей А. С. Макаренко в современном образовательном пространстве // Молодой ученый. 2013. № 4. С. 515-519 [Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/ archive/51/6492/ (дата обращения: 26.04.2018).

5. Белкин A. C. Ситуация успеха: книга для учителя. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1997. 185 с.

6. Богуславский М. В. Идея стимулирования радости познания у школьников в педагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 1986. 250 с.

7. Богуславский М. В. Социальный оптимизм. Педагогика Антона Макаренко // Учительская газета. 2018. № 13.

8. Лейбниц Г. В. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла // Сочинения, в 4 т. М.: Мысль, 1989. Т. 4. С. 49-413.

9. Макаренко А. С. Методика воспитательной работы. Избранные труды. М.: Издательство Юрайт, 2016. 249 с.

10. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М: Изд-во АСТ, 2015. 703 с.

11. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. / Редкол. М. И. Кондаков (гл. ред.) [и др.]; Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика, 1983-1986 Т. 5: [«Книга для родителей» и подготовительные материалы к ней] / сост.: Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. 1985. С. 331.

12. Макаренко А. С. Педагоги пожимают плечами // Педагогические сочинения: в 8 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1. С. 138-218.

13. Макаренко А. С. Правильно воспитывать детей. Как? М: Изд-во АСТ, 2013. С. 10-17.

14. Неустроев А. Н. Педагогическое новаторство А. С. Макаренко в контексте современности // Современные проблемы науки и образования.— 2013.— № 5.; URL: http://science-education. ru/ru/article/view?id=10630 (дата обращения: 28.04.2018).

OPTIMISTIC ORIENTATION OF UPBRINGING PEDAGOGY OF ANTON S. MAKARENKO

The circumstances of the need to develop a pedagogical concept of the organization of an optimistic outlook are defined in the introduction of this article. The concept is related to the search for models of upbringing aimed at personal development, as well as the lack of pedagogical content of optimism and the need to develop one's own pedagogical concept.

The author of the article presents the methodological foundations for creating a situation

of success as a way of organizing an optimistic perspective in the pedagogical aspect. The article covers a range of issues related to the understanding of optimism as a professional and personal quality of the teacher as a thought-out strategy for achieving success.

As a conceptual basis for creating a situation of success, the author of the article suggests the idea of "tomorrow's sunshine" by Anton S. Makarenko. The author reveals the technological components of this idea, as well as the ways of translating it into pedagogical reality. The author of the article also suggests several methods for creating a situation of success, united by the idea of "tomorrow's sunshine".

The author presents the situation of success as a technology for mastering positive ways and models of thinking, emotional response and action.

Keywords: optimism, success, situation of success, tomorrow's sunshine, perspective.

References

• Amonashvili Sh. A. Psychological foundations of pedagogy of cooperation: Book for teachers-Kyiv: Osvita, 1991.— 111 p.

• Andreeva Y. V. How to raise a child as an optimist. Ufa. The Vegu Academy, in 2011.— 200 p.

• Andreeva Yu. V. Creating a situation of success in educational activities of adolescents: dis. kand. ped. sciences / Yu. V. Andreyev.—Yekaterinburg, 2003.— 173 p.

• Bazaley E. A. Interpretation of A. S. Makarenko's ideas in modern educational space // Young scientist.— 2013.—No. 4.—P. 515-519. URL https://moluch.ru/archive/51/6492/ (accessed: 26.04.2018).

• Belkin A. S. Situation success: Book. For teacher / Ural. GOS. PED. Univ. of Illinois, Ekaterinburg, 1997.— 185C.

• Boguslavsky V. M. Idea of stimulation of pleasure of cognition at schoolboys in pedagogical works and V. A. Sukhomlinsky's experience: Dis. kand. ped. sciences: Moscow, 1986.— 250 c.

• Boguslavsky M. Social optimism. Pedagogy of Anton Makarenko. «Teacher's newspaper». № 13. (2018).

• Leibniz G. V. Experiments of theodicy and the goodness of God, human freedom and the beginning of evil / Leibniz G. V. Compositions in 4 T. M.: Thought, 1989. Vol. 4. C. 49-413.

• Makarenko A. S. Methods of educational work. Selected works. Moscow: Yurayt Publishing House, 2016.— 249 p.

• Makarenko A. S. Pedagogical poem. M: Izd-vo AST, 2015.— 703 p.

• Makarenko A. S. Pedagogical works: in 8 t. / Redkol. M. I. Kondakov (chief ed.) [et al.]; Akad. PED. of Sciences of the USSR.—M.: Pedagogy, 1983-1986 Vol. 5: [«Book for parents» and preparatory materials for it] / comp.: L. Y. Gordin, A. A. Frolov.— 1985.—P. 331.

• Makarenko A. S. The Teachers shrug // Pedagogical works: In 8 t. M.: Pedagogika, 1983. Vol.1. P. 138-218.

• Makarenko A. S. It is Correct to bring up children. How? M: Publishing house AST, 2013. P. 10-17.

• Neustroev A. N. Pedagogical innovation of A. S. Makarenko in the context of modernity // Modern problems of science and education.— 2013.—No. 5.; URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=10630 (circulation date: 28.04.2018).