Научная статья на тему 'Дидактика оптимизма'

Дидактика оптимизма Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
15
2
Поделиться
Ключевые слова
ОПТИМИЗМ / OPTIMISM / СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА / STRATEGY FOR SUCCESS / ИЗБЕГАНИЕ НЕУДАЧИ / AVOIDING FAILURE / ОБУЧЕНИЕ / LEARNING

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Андреева Юлия Владимировна

Во введении определены обстоятельства необходимости разработки педагогической теории обучения оптимизму (дидактики оптимизма), связанной с поиском моделей обучения, отсутствием именно педагогического содержания оптимизма и необходимостью разработки собственной дидактической концепции. По ходу изложения отражены методологические основы развития оптимизма в философском, психологическом, педагогическом аспекте, освещен круг вопросов, связанных с пониманием оптимизма как стратегии достижения успеха. Предложено несколько моделей обучения оптимизму, все они связаны с наличием смыла в учебной деятельности. Ситуация успеха представлена как технология освоения позитивных способов и моделей мышления, эмоционального реагирования и действия.In the introduction defined the circumstances required the development of a pedagogical theory of learning optimism (optimism didactics) related to search models of teaching, lack of pedagogical content that is optimistic and need to develop their own didactic concepts. During the presentation reflected the methodological basis for the development of optimism in the philosophical, psychological, pedagogical aspect, it covers the range of issues related to the understanding of optimism as a strategy for success. Several models of optimism training are offered, all of them are connected with the presence of washout in educational activity. The situation of success is presented as a technology of mastering positive ways and models of thinking, emotional response and action.

Текст научной работы на тему «Дидактика оптимизма»

Дидактика оптимизма

Андреева Юлия Владимировна доцент, к.п.н., профессор кафедры педагогики, Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия, ул. Менделеева, 215/4, г. Уфа, 450000, (8906)376-17-11 andreeva u v@,insto.ru

Аннотация

Во введении определены обстоятельства необходимости разработки педагогической теории обучения оптимизму (дидактики оптимизма), связанной с поиском моделей обучения, отсутствием именно педагогического содержания оптимизма и необходимостью разработки собственной дидактической концепции.

По ходу изложения отражены методологические основы развития оптимизма в философском, психологическом, педагогическом аспекте, освещен круг вопросов, связанных с пониманием оптимизма как стратегии достижения успеха.

Предложено несколько моделей обучения оптимизму, все они связаны с наличием смыла в учебной деятельности.

Ситуация успеха представлена как технология освоения позитивных способов и моделей мышления, эмоционального реагирования и действия. In the introduction defined the circumstances required the development of a pedagogical theory of learning optimism (optimism didactics) related to search models of teaching, lack of pedagogical content that is optimistic and need to develop their own didactic concepts.

During the presentation reflected the methodological basis for the development of optimism in the philosophical, psychological, pedagogical aspect, it covers the range of issues related to the understanding of optimism as a strategy for success. Several models of optimism training are offered, all of them are connected with the presence of washout in educational activity.

The situation of success is presented as a technology of mastering positive ways and models of thinking, emotional response and action.

Ключевые слова

оптимизм, стратегия достижения успеха, избегание неудачи, обучение optimism, strategy for success, avoiding failure, learning

Введение

Дидактика стремится осознать смысл и результаты учебной деятельности. Модернизация образования современной России стимулирует это стремление как приоритетное и высвечивает ряд проблемных обстоятельств, оказавших значительное влияние на формирование нашего научного интереса и выбор темы исследования.

Первое обстоятельство связано с проблематизацией поиска моделей обучения, обеспечивающей эффективность педагогического процесса, от которых зависит перспективность развития российского образования. Ситуация детерминирована режимом модернизации образования, в котором живет нынешняя молодежь, претерпевающая изменения в учебной деятельности. Метаморфозы российской системы образования обострили проблему до предела и обусловили педагогическую

значимость осмысления стратегии учебной деятельности, во-первых, потому что результативность усилий в учебной деятельности во многом зависит от истолкования учебных результатов и предпочтения стратегии достижения успеха или избегания неудачи;

во-вторых, развитие оптимизма в условиях создания ситуации успеха в учебной деятельности способствует установлению разумного баланса между педагогическими требованиями и ученическими возможностями;

в-третьих, потому что многовековая российская система образования периодически исключала представление об успехе личности как непременной детерминанте эффективности педагогического процесса, и сегодня среднестатистический россиянин лишен прецедентной модели социально приемлемых способов достижения успеха.

Второе обстоятельство, обосновывающее научно-теоретическую актуальность темы исследования, связано с отсутствием в предметно-проблемном поле педагогики и дидактики в частности, комплексных изысканий по данной теме. Между тем, глубокое педагогическое осмысление оптимизма как стратегии достижения успеха (К.Муздыбаев) и изучение учебных результатов во взаимосвязи с созданием благоприятных условий, в частности созданием ситуации успеха (А.С.Белкин) в учебной деятельности предпринято и в социальной педагогике, и в социальной психологии.

Третье обстоятельство связано со стремлением автора разработать специальную методологию и особый подход в изучении оптимизма как личностного качества, развиваемого в ситуации успеха: реконструкция стратегии достижения успеха в учебной деятельности репрезентирована нами как авторская технология, которая включает в себя ряд педагогических условий и принципов, реализуемых поэтапно и блочно.

Реализация научного интереса к оптимизму и интеграция результатов исследования в пространство ситуации успеха предполагают систематизацию и анализ накопленного в науке объёма «предпосылочного знания», имеющего отношение к избранной теме.

Методология и/или теоретическая часть

Тема исследования до сих пор не была предметом специального исследования в педагогике, хотя ретроспективное изучение концепций зарубежных и отечественных учёных, рассматривавших различные аспекты учебной деятельности, позволяет констатировать, что оптимизм включен в междисциплинарный контекст социогуманитарного знания. В связи с этим представляется оправданной систематизация теоретических источников соответственно областям социогуманитарного знания - социальной психологии, философии и педагогики.

А). Социальная психология рассматривает оптимизм как компонент деятельности субъекта в рамках соответствующего - субъектно-деятельностного -подхода. В обширном теоретическом массиве зарубежной социальной психологии оптимизм обоснован как психологический мотив (К.Роджерс) и стратегию достижения (К.Муздыбаев) и стратегию преодоления трудностей (Л.Анцыфирова) в конкретных видах деятельности субъекта (Дж. Аткинсон, А. Бандура, Э. Берн, К. Левин, Д. Мак-Клелланд, А. Маслоу, К. Роджерс, Х. Хекхаузен, Ф. Хоппе); разработаны методы практического применения разнообразных психотехнологий в формировании установки на успех деятельности (И.Л.Финько, Д. Карнеги) и педагогических технологий (А.С.Белкин, В.Ю.Питюков, Н.Е..Щуркова).

В отечественной социальной психологии оптимизм осмысливается, сквозь призму теории мотивации достижения (Л. Божович, В. Вилюнас, Л. Выготский, А.

Леонтьев, М. Магомед-Эминов, Ю. Орлов, С. Рубинштейн, Б. Теплов), в рамках выбора жизненной стратегии (К. Абульханова-Славская, Е. Головаха, И. Кон). Представители когнитивного подхода обосновывают оптимизм с позитивным переосмыслением реальности (М.Зелигман, Т. Гордеева, О. Сычев).

Б). Философия содержит тему оптимизма в размышлениях о смысле и счастье человеческой жизни (И.Ильин, О.Больнов), о целях и результатах существования в границах гедонистического, эвдемонистического и фелицитарного подходов (А. Панасюк, К. Роджерс). Уже в античном периоде внимание философов сфокусировано на понимании счастья в связи с результатами/достижениями личности (Аристотель, киники, Платон, Сократ, Эпикур). «Достижительно» -фелицитарные идеи получили дальнейшее развитие в эпоху Нового времени: автором термина «оптимизм» (от лат. «наилучший») является К.Г.Лейбниц. Примечательный факт: Ж. Руссо связывал человеческую природу с добрым лучшим началом, которое считал врожденным, а вот К. Маркс высказал мысль о необходимости благоприятных внешних условий для развития всего лучшего в человеке. Другими словами, оптимизм со стороны одних оптимизм - врожденное свойство человека, со стороны других - приобретаемое качество.

В конце XIX и в XX веках А. Адлер, Ж.-П. Сартр, З. Фрейд, Э. Фромм, М. Хайдеггер, рассматривали усилия личности по улучшению собственной жизни как критерий оптимизма-надежды на спасительный выход из кризиса. Например, О.Больнов, развивая фундаментальный онтологический подход к личности, актуализировал поиск стратегии собственного бытия и впервые поставил вопрос о неподлинном существовании как проявлении духовно-практической пассивности. Волюнтаристский подход, провозгласивший волю важнейшим условием эффективной активности, представлен концепциями Ф. Ницше, Ж. - П. Сартра.

В отечественной философии темы «оптимизма» в религиозной парадигме касались мыслители «серебряного века» И. Ильин, считая его искусством самоусиления личности.

В) Педагогика. В советский период проблема оптимизма удостоилась особого внимания. Автором «оптимистической гипотезы» считается А.С.Макаренко. Его теория завтрашней радости» была развита на примере учебной деятельности В.А.Сухомлинским и связывалась с «радостью познания». Позже и в наши дни идеи претерпела изменения и теория коллектива А.С.Макаренко и его же теория «завтрашней радости переросли в «радость сотрудничества» Ш.А.Амонашвилли.

Что касается педагогического осмысления и современной интерпретации оптимизма, то мы его можем связать с необходимостью наличия смыслов учебной деятельности, то таковое присутствует в моделях обучения К.Роджерса, Ш.Амонашвилли, А.Белкина.

Изучение обширных социально-психологических, социологических, философских источников позволило выявить следующую проблему: существующие теоретические представления об оптимизме имеют либо латентно-косвенный, либо редукционно-субституциональный, либо несоразмерный его педагогическому потенциалу характер; в педагогике отсутствует комплексный анализ оптимизма как профессионально-личностного качества; как стратегии достижения и создания ситуации успеха в учебной деятельности; за пределами научного интереса остаются специфика и степень воздействия ситуации успеха и смыслов учебной деятельности на эффективность педагогического процесса. В связи с этим, правомерно констатировать наличие обширной исследовательской области и определить объект, предмет, цель, гипотезу и задачи педагогического исследования.

Реализация (практическая часть)

На основе теоретического анализа мы можем заключить, что оптимизм -устойчивая личностная позиция педагога по отношению к учебным трудностям детей, основанная на вере в успех и силу человеческой природы ребенка.

Мы представим несколько моделей обучения оптимизму. Анализируя подход К. Роджерса, мы можем утверждать, что в основе оптимизма лежит мотив достижения успеха и для его развития необходимы благоприятные педагогические условия. Так, К. Роджерс выделил 5 условий личностно значимого учения:

1) создание такой ситуации учения, в которой учащимся предоставляется возможность разрешить учебные и жизненные проблемы;

2) «реальность личности учителя», который должен быть конгруэнтным, то есть вести себя адекватно переживаемым чувствам и состояниям, проявлять свои человеческие качества во взаимодействии с учениками;

3) принятие учителем учащегося таким, какой он есть, и понимание его

чувств;

4) ненавязывание знаний учащимся, недирективность обучения;

5) организация личностных взаимоотношений с учащимися, способствующих росту и творчеству. Такая роль отведена учителю-фасилитатору, учителю-актуализатору.

Оказание позитивного влияния становится основой взаимодействия учителя и учеников. В педагогической практике это означает обеспечение эффективности продвижения к намеченной цели при помощи гуманных методов.

Российский ученый и педагог Ш. Амонашвили считает, что гуманный учитель исходит из того, что у каждого ребенка есть свой личностный смысл, есть личностная значимость учения, на которую и надо опираться в педагогическом процессе. Если такого личного смысла нет, то надо помочь ребенку его обрести. Для этого он предлагает 5 средств побуждения детей к учению без принуждения:

1) постановка трудной цели;

2) сотрудничество педагога с детьми в ее достижении;

3) отказ от практики плохих отметок, качественная оценка результатов работы

[1, с. 6];

4) представление детям возможности сделать свободный выбор;

5) отношение к уроку как совместному «произведению» педагога и детей, коллективное творчество, развитие способностей учеников к самоанализу и самооценке, защита каждого ребенка как личности.

Тогда ребенок будет способным учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и свободному выбору. Если обучение строить без учета личностных особенностей и потребностей ребенка, то педагог, осуществляющий такое обучение, будет уверен, что ребенок обязательно будет ему сопротивляться, а поэтому будет принуждать его к учению строгими требованиями.

Ш. Амонашвили развивает идеи Я. Корчака и В. Сухомлинского о том, что детей надо любить всем сердцем. Так, Ш.А. Амонашвили считает, что «любовь и преданность Гуманного учителя каждому ребенку, чувство глубокой ответственности перед его судьбой; стремление к пониманию каждого ребенка» [1, с. 37] придает учению личностный смысл.

В нашем исследовании разработана своя педагогическая технология. Развитие оптимизма проходит поэтапно и блочно. На каждом этапе осуществляется своя педагогическая техника. На первом - техника «вычерпывания плюсов» (по Д.Карнеги), предоставляет возможность увидеть исходную педагогическую ситуацию с разных сторон и выявить собственное отношение к ней. Каждая проблема содержит в себе элемент удачи. Неудачи становятся факторами успеха, если учитель умеет рассматривать неудачи как повод к инновациям, умеет переформулировать неудачи в новые планы.

На втором - хорошо себя зарекомендовала ситуация авансирования доверием (по А.С. Макаренко), который писал, что «воспитатель должен выражать своим доверием, прежде всего оценку лучшего, доброго начала в человеке, как бы «забывая» одновременно о зле». Оказывая доверие воспитаннику нельзя одновременно напоминать ему: за тобой много грешков, я об этом помню, но вот видишь, доверяю тебе, значит я добрый человек, так будь же и ты хорошим. Ситуация подкрепляется системой высокой оценки детали (системой малых успехов), эмоциональной поддержкой и приемами «положительное подкрепление» (по А.С.Белкину), «самоподкрепление» (по Вл.Ромеку). При таком подходе даже минимальные усилия становятся поводом для похвалы.

Среди неуспевающих учеников встречается неправильное отношение к постигшим их неудачам. В этом случае помогает прием «снятие страха». Мы заметили, что следуя данному принципу, мера педагогических усилий снижается, а продуктивность учебной деятельности повышается.

На третьем этапе помимо эмоциональной поддержки учебное взаимодействие может принимать формы консультации, совета и действенной помощи, скрытой инструкции, анонсирования (по А.Белкину, В.Питюкову, К.Роджерсу). Мы считаем, что в учебном процессе, основанном на авторитаризме, подростку не оставляется возможности прислушиваться к советам учителя, воспринять похвалу как награду для себя. Учитель-консультант в резонанс авторитарному учителю «создает благоприятные условия для проявления активности и инициативы детей, а также для личностного роста всех участников педагогического взаимодействия.

На четвертом этапе - ситуация успеха, в ее создании помогает взаимоуважение, установившееся в учебно-педагогическом взаимодействии, а взаимопонимание служит началом учебного сотрудничества. Так, например, «система малых успехов», метод позитивного подкрепления, лестница успеха, заключающийся в том, чтобы большую и трудную задачу разбить на последовательность несложных, реалистичных для выполнения задач. Другое название этого метода в переводе с американского английского звучит «Как съесть слона».

Воспитание оптимизма - поэтапный процесс разворачивания природных задатков и духовных потребностей человека в познании и творчестве, любви и развитии, личностном росте и самосовершенствовании в ситуации успеха как благоприятном способе организации учебной деятельности. Оптимизму можно научиться через просвещение и познание (в некоторых случаях - интуитивное постижение) себя и окружающего мира. Функциями познания являются: анализ, синтез, сравнение, планирование и преобразование к лучшему. Это своего рода дидактика оптимизма.

Анализ и оценка разработки

В настоящее время, крайне редко можно встретить обучающую программу, кроме технологии обучения оптимизму по М.Зелигману, не используемую широко в России и исключительно в рамках когнитивной психологии, в педагогике этому вопросу не уделялось должное внимание.

Оптимизму можно научиться через познание (в некоторых случаях -интуитивное постижение) себя и окружающего мира, общение и творческую деятельность. Функциями познания являются: анализ, синтез, сравнение, планирование и преобразование к лучшему. Это своего рода дидактика оптимизма.

В исследовании подчеркивается, что принципы сотрудничества, анализа и понимания причин неуспехов, свободы выбора и адекватной оценки учебных результатов в условиях преодоления учебных трудностей на пути к успеху являются

общими положениями, которыми необходимо руководствоваться преподавателям вуза при решении задач развития оптимизма у будущего учителя. Их взаимосвязь обеспечивает эффективность данного процесса, т.к. активизирует мотивацию и самосовершенствование в условиях образовательного пространства, в котором субъекты учебно-педагогического взаимодействия объединяются в создании ситуаций успеха по типам радости; объединяются отношениями поддержки, взаимопомощи, доверия и успешности в условиях преодоления учебных трудностей.

Ситуация успеха переживается, осмысливается и оценивается в учебной деятельности, и тем самым способствует освоению позитивных способов и моделей мышления, эмоционального реагирования и действия. В свою очередь, ситуация успеха достигается тогда, когда в коллективе установятся гуманные отношения: эмпатии, доверия, принятия, любви, безоценочного слушания, взаимопомощи, обеспечивая «благоприятный психологический климат» (термин К.Роджерса) в коллективе.

В процессе исследования установлено, что в качестве критериев развития оптимизма выступают: поведенческий - способность управлять собой, собственным поведением, в т.ч. преодолевать трудности на пути к успеху; эмоциональный -способность владеть эмоциями; когнитивный - способность определять трудности, анализировать и понимать причины неудач.

Развитость оптимизма по каждому критерию можно определить следующими показателями. Когнитивный - способность критически относиться к результатам учебной деятельности, адекватно оценивать собственные силы и ситуации, ориентироваться в ситуации успеха так же как и в ситуации преодоления трудностей на пути к нему; и при этом знать, что делать в случае неудачи, способность к конструктивному самовыражению в творчестве. Поведенческий - умение устанавливать контакт и взаимодействие, переходящее в сотрудничество, шутить и смеяться, преодолевать трудности своими силами, стремиться к успеху и достигать его. Эмотивный критерий - способность держаться спокойно и уверенно, сдерживаться в негативных проявлениях, сохранять настроение и позитивный настрой.

Анализ наблюдений за учебной деятельностью позволил выделить несколько учебных трудностей: когнитивные - трудности самопознания, анализа и понимания своих мотивов, возможностей, способностей и умений («Чего я хочу?»; «Что я могу?»; «Что делаю?»). Поведенческие - трудности волевого управления собой в процессе учебной деятельности; Эмоциональные - в частности, управление своим позитивным настроем на результат. И как следствие когнитивных трудностей - пассивность в достижении целей, «перспектив»; поведенческие трудности обнаруживают отсутствие стремления к успеху, неумение осознавать свое поведение в частности и жизненную миссию в целом, неумение достигать успеха и преодолевать трудности на пути к нему. Эмотивные трудности обнаруживают неспособность будущего учителя радоваться тому, что достигнуто, контролировать негативные эмоции в случае неудачи. Решению проблемы может способствовать выравнивание и коррекция отношений в коллективе. Словесные и практические методы (похвала, одобрение, действенная помощь, создание ситуации успеха и др.) оказывают компенсаторное действие на тех, кто имеет трудности в обучении, являясь способом «защитного» воспитания (термин В.А.Сухомлинского).

Поэтому на последнем этапе исследования нами разработан и апробирован курс лекций по основам развития оптимизма с элементами тренинга, позволяющим решать указанные трудности.

Оптимизм как рациональная интерпретация результатов деятельности зиждется на выработанных навыках.

Существенным для нашего исследования является развитие оптимизма через создание дидактических условий, которые обеспечивают успех в учебной

деятельности (А.С.Белкин, Е.В.Коротаева, Г.Ю.Ксензова, Н.Е.Щуркова, В.Ю.Питюков, Глассер и др.). Студенты, активно участвуя в создании ситуации успеха и пребывая в ожидании успеха и радости, приобретают модель позитивного эмоционального реагирования, мышления и деятельности.

Таким образом, механизм ситуации успеха, мотивации и компенсации обеспечивает реализацию дидактической концепции развития оптимизма у будущего учителя в образовательном процессе вуза.

Преимущество представленного подхода состоит в том, что он дает возможность на основе создания ситуаций успеха по типам радости подняться на более высокий уровень развития оптимизма. Деятельность по развитию оптимизма у будущего учителя должна быть связана с созданием ситуаций успеха на занятии, с поощрением успехов в учебной деятельности. Мы не рассматриваем человека в крайностях его либо позитивных (человек от природы добр - Ж.-Ж.Руссо), либо негативных (человек от природы зол - А.Л.Дестервег) проявлений. Мы признаем за человеком его дуальную и противоречивую, диалектическую природу. А потому считаем, что его не следует исправлять, достаточно развить его добрую и позитивную сущность, которая в силу гуманных обстоятельств и ситуаций должна проявляться сильнее негативной.

В ходе исследования определены педагогические условия, среди которых: создание благоприятного психологического климата, предоставление возможности взаимодействия и расширения социальных контактов; возможность достижения запланированного учебного результата и его адекватной оценки.

Испытывая состояние успеха в учебной деятельности, студент переживает чувства радости и эмоционального подъема. Переживание успеха внушает уверенность и повышает мотивацию на дальнейшее достижение. И мотивация и уверенность служат основой для оптимизма, являясь его причинами и составляющими.

Для того чтобы получить комплексное и целостное представление о процессе развития оптимизма у будущего учителя в образовательном процессе вуза разработана программа, в которой показана сущность эмпирического исследования, затем развернуто представлена апробация педагогической теории и поэтапной технологии развития оптимизма у будущего учителя.

Все компоненты модели объединены в 4 блока: Анализ исходной педагогической ситуации; постепенное улучшение исходной педагогической ситуации; Создание ситуации успеха; Подведение итогов.

Педагогические приемы развития оптимизма:

- недописанный тезис»; жизнеутверждающая лексика (похвала, одобрение). Техника позитивных утверждений; неосуждающей дискуссии», «вычерпывания плюсов»;

- эмоциональная поддержка: мотивировка, (А.С,Белкин), стимулирование к новомц успеху (В.А.Сухомлинский); психологическое «поглаживание» ; положительное (само)подкрепление ,снятие страха, демонстрация уверенности в силах студента, улыбка, апелляция к чувству собственного достоинства действенная помощь (создание ситуации успеха); совет, консультация, скрытая инструкция, анонсирование.

Опытно-поисковая работа проходила в негосударственном вузе, в Восточной экономико-юридической гуманитарной академии (Академии ВЭГУ) города Уфы в течение 14 лет с 2003 по 2017 год. Исследование проводилось со студентами младших курсов педагогических специальностей и охватывало 250 человек.

Эффективность результатов апробации опытно-поисковой работы по развитию оптимизма в ситуации успеха определяется положительной оценкой педагогической общественностью навыков самостоятельности будущего учителя, сформированных у них при работе по предложенной программе. Она подтверждается

их участием в научной кружковой и самостоятельной работе, в научно-практических конференциях разного уровня и городских конкурсах.

Заключение

Использовалась комплексная методика исследования, включающая изучение, анализ, обобщение философской и психолого-педагогической литературы и разработку педагогических основ развития оптимизма у будущего учителя.

Результаты исследования позволяют констатировать необходимость в образовательном процессе вуза наиболее благоприятных условий развития оптимизма у будущего учителя.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: Книга для учителя / Ш.А. Амонашвили. - Киев: Освита, 1991. - 111 с.

2. Андреева Ю. В. Как воспитать ребенка оптимистом. Уфа. Академия ВЭГУ, -2011. - 200 с.

3. Андреева, Ю.В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков: дис. канд. пед. наук / Ю.В. Андреева. - Екатеринбург, 2003. - 173 с.

4. Анцыферова Л.И. Гуманистически-экзистенциальный подход к мудрости: способы постижения истинного Я и призвания человека // Психологический журнал, 2005, т.26, № 3. - С.5-14.

5. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуации и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - Т.15, № 1. - С.3-18.

6. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. / Пер. с древнегреч.; Общ. ред.А.И. Доватура. - М.: Мысль, 1984. - 830 с.

7. Белкин A.C. Ситуация успеха: Кн. Для учителя/ Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997.- 185с.

8. Богуславский В.М. Идея стимулирования радости познания у школьников в педагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского: Дис. канд. пед. наук: Москва, 1986. - 250 c.

9. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Шевяхова В.Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач. Опросник СТОУН. - М.: Смысл, 2009. - 220 с.

10. Зелигман М. Как научиться оптимизму. М.: Альпина Паблишер 2017. С. 15-127, 261-262.

11. Зелигман М. Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера. - М.: Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2014.

12. Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. М.: Даръ, 2006.

13. Лейбниц Г.В.Опыты теодицеи и благости божией, свободе человека и начале зла /Лейбниц Г.В. Сочинения в 4 т. М.: Мысль, 1989. Т.4. С.49-413.

14. Макаренко А.С. Методика воспитательной работы. Избранные труды. М.: Издательство Юрайт, 2016. - 249 с.

15. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М: Изд-во АСТ, 2015. 703 с.

16. Муздыбаев К. Оптимизм и пессимизм личности // СОЦИС. - 2003. - № 12. -С.87-95.

17. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. - Т.1. № 2.

18. Пил Н.В. Сила позитивного мышления /Н.В.Пил; пер. с англ. Л.А.Бабук. - 2-е изд. - Минск: «Попурри», 2008. - 336 с.

19. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Гном - Пресс», Моск. городское пед. общ-во, 1999. - 192 с. - / Гл.3. Создание ситуации успеха и неуспеха /.

20. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. - 478 с.

21. Сычёв, О.А. Психология оптимизма [Текст]: учебно-методическое пособие к спецкурсу / О.А. Сычев; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. - Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. - 69 с.

22. Финько И.Л. Учителю о развитии у учащихся мотива достижения успеха // Психологические знания в помощь учителю: Заочный семинар школьных психологов: Сб. научно-методических трудов. / Под ред. М.М.Лукьяновой. -Ульяновск, 1998. - Вып. 3. - С. 13-18.

23. Seligman, M.E.P. Learned Optimism. NY Knopf, 1991. - P. 101-127.