Научная статья на тему 'Рационально-деятельный оптимизм в педагогической этике'

Рационально-деятельный оптимизм в педагогической этике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ОПТИМИЗМ / ВЕРА / ЭТИКА ДЕЯНИЯ / РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ / СИТУАЦИЯ УСПЕХА / PROFESSIONAL AND PERSONALITY OPTIMISM / FAITH / ETHICS OF ACT / JOY OF LEARNING / SITUATION OF SUCCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Юлия Владимировна

Исследованы концептуальные подходы к воспитанию оптимизма как профессионально-личностного качества будущих педагогов. Определены условия и технологические основы, влияющие на его раскрытие и развитие. В качестве ведущего благоприятного условия выступает создание ситуации успеха. Автор считает, что реальные успехи учеников являются подтверждением и реальным обоснованием педагогическому оптимизму учителя. Предложен социально-личностно-деятельный подход, учитывающий личностные особенности каждого из участников учебно-педагогического взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONAL-ACTIVE OPTIMISM IN PEDAGOGICAL ETHICS

Conceptual approaches to education of optimism as professional and personality quality of future teachers have been investigated. The conditions and technological bases influencing its disclosure and development have been defined. Creating the situation of success acts as the leading favourable condition. The author considers that the real success of students is confirmation and real foundation of pedagogical optimism of teachers. Proposed social-personal-active approach taking into account personality peculiarities of each participant in training and pedagogical interaction.

Текст научной работы на тему «Рационально-деятельный оптимизм в педагогической этике»

УДК 378.147 Андреева Юлия Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Восточной экономико-юридической гуманитарной Академии (г. Уфа) тел.: (906) 376-17-11

РАЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ОПТИМИЗМ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКЕ

Исследованы концептуальные подходы к воспитанию оптимизма как профессионально-личностного качества будущих педагогов. Определены условия и технологические основы, влияющие на его раскрытие и развитие. В качестве ведущего благоприятного условия выступает создание ситуации успеха. Автор считает, что реальные успехи учеников являются подтверждением и реальным обоснованием педагогическому оптимизму учителя. Предложен социально-личностно-деятельный подход, учитывающий личностные особенности каждого из участников учебно-педагогического взаимодействия.

Ключевые слова: профессионально-личностный оптимизм, вера, этика деяния, радость познания, ситуация успеха.

Andreeva Yulia Vladimirovna

PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Pedagogy of Eastern Humanitarian Academy of Economics and Law (Ufa) tel.: (906) 376-17-11

RATIONAL-ACTIVE OPTIMISM IN PEDAGOGICAL ETHICS

Conceptual approaches to education of optimism as professional and personality quality of future teachers have been investigated. The conditions and technological bases influencing its disclosure and development have been defined. Creating the situation of success acts as the leading favourable condition. The author considers that the real success of students is confirmation and real foundation of pedagogical optimism of teachers. Proposed social-personal-active approach taking into account personality peculiarities of each participant in training and pedagogical interaction.

Key words: professional and personality optimism, faith, ethics of act, joy of learning, situation of success.

Вера в прогресс, лучшее будущее и связанная с ней этика деяния вытекают из успехов познания и общения. Вера в прогресс указывает жизнеутверждающему мышлению цель преобразования самого себя и собственной жизни.

Педагогический оптимизм не пребывает в эгоистических рамках позитивного отношения к самому себе, он сопровождается социальными эмоциями - радостью и надеждой, которые вытекают из продуктивного взаимовыгодного и творческого сотрудничества с детьми.

Оптимистически-этическое мировоззрение еще Нового времени внесло большой вклад в развитие культуры. Тогда это мировоззрение имело цель преобразовать жизнь человека и развить его способность влиять на обстоятельства своей жизни так, чтобы двигаться по пути самосовершенствования. Сегодня «настроение россиян не самое радужное» [12], но - целью культуры до сих пор остается самосовершенствование человека, а ее видимую часть составляют социальные достижения и личностные успехи.

В современных условиях человеку трудно избавиться от эгоизма, он выполняет защитную функцию, так как ждать поддержки со стороны других не приходится. Но сегодня недостаточно «разумного эгоизма», недостаточно в одиночку переживать восторг и торжество разума над миром природы, чтобы выбраться из духовно-личностного или профессионального тупика. Гносеологический (разумный) оптимизм требует от личности деятельной и позитивной заботы об обществе. Тогда позитивное отношение к себе будет сопровождаться положительным отношением к другим. Сегодня учитель может найти духовно-личностную и профессиональную опору в жизнеутверждающей педагогической этике, базирующейся на идеях К. Роджерса и А.С. Макаренко о принятии и любви; о милосердии и требовательности к ребенку; о «помогающих» отношениях и защитной роли коллектива по отношению к личности. Это тоже культура, поскольку и здесь преследуется ее цель - духовно-этическое совершенствование от индивида к личности; от Я-реального к Я-идеальному; от методики «забвения прошлого» к теории «завтрашней радости».

Особая практическая ценность педагогической этики Роджерса и Макаренко, как и всей педагогики сотрудничества, заключается во взаимодействии личности педагога и воспитанника, она представила несколько практических доказательств правильности оптимистического воззрения на растущую, изменяющуюся в учении и общении личность ребенка. Педагог не старается отказаться от трудного и слабоуспевающего ребенка, а готов изменить его к лучшему. Причем это изменение будет происходить не в качестве открытой и насильственной ломки, а силами и желанием самих воспитанников. Так, Роджерс считает, что «за болью и неприятностями скрыта непременно позитивная сущность» человека [13]. В зависимости от обстоятельств он либо проявляет ее в полную силу, либо остается задавленным, плохо представляющим, на что он собственно способен, каких высот может достичь в дальнейшей жизни. А между тем у каждого, даже самого маленького ребенка есть мотив самоактуализации, выражающийся в стремлении к успеху и желании личности про-

явить себя позитивно и наиболее полно. Это стремление к полноценному функционированию и счастью является врожденным, но проявляется в зависимости от внешних условий.

Поэтому в рамках педагогики сотрудничества ключевой остается задача побудить ребенка учиться и двигаться по пути самосовершенствования и личностного роста; создать ему для этого надлежащие благоприятные условия [6]. Среди таких условий:

- благоприятный климат и значимое учение, которое позволяет ребенку решить свои учебные или личные трудности (К. Роджерс);

- учение со смыслом (Ш.А. Амонашвили);

- коллектив с гуманными отношениями (А.С. Макаренко);

- индивидуальная работа и беседы учителя, побуждающие ребенка к размышлениям, и др.

Благоприятные условия создает педагог-профессионал, который пропускает педагогический

процесс через себя, делает его личностно осмысленным и значимым, устанавливает взаимодействие, имеет рационально-этическую концепцию оптимизма: верит в ребенка, ожидает от него успехов и создает все условия для этого. Педагогов не может не тревожить тот факт, что часть молодежи характеризует не свойственные возрасту оптимизм и романтика, а склонность к асоциальному образу жизни.

Так, В.А. Сухомлинский верил, что неуспеваемость школьников может быть преодолена силами самих школьников, если научить их думать, думать о последствиях своих деяний. Кроме того, он знал, что отношение школьников к учению зависит от отношения к учителю. И чаще отношение учителя порождает школьные неврозы и детскую озлобленность, чем желание учиться. Поэтому у него для слабоуспевающих был свой особый подход [14]:

- «поменьше трескучих фраз о любви и больше деятельного участия в жизни детей» (метод защитного воспитания);

- «путь учения должен быть путем радости и бодрости, победным движением от незнания к знанию»; радость как источник оптимистической уверенности ребенка в своих силах является условием того богатства действительных отношений к окружающему миру, без которого нет духовного развития» [5, с. 19-20] (метод создания ситуации успеха в учении);

- любая деятельность (познавательная, интеллектуальная, учебная, коммуникативная) должна приносить радость познания нового; радость - социальное свойство человека, она направлена на другого, ребенок учится, чтобы мама одобрила, а не только из личной потребности в познании и жажде открытия.

На наш взгляд, в качестве ключевого благоприятного педагогического условия и действенного воспитательного средства выступает ситуация успеха. Обоснуем свою позицию.

Во-первых, ситуация успеха - это возможность достижения успеха, предоставленная педагогом воспитаннику, и только педагог-оптимист видит в учебных трудностях ребенка возможности для его личностного развития и самосовершенствования. Он не только верит в его успех, в его способность расти и развиваться личностно и духовно, но и воплощает свой оптимизм и уверенность в создании ситуации успеха.

Во-вторых, ситуация успеха - это еще и совокупность приемов, среди которых:

педагогическое внушение, что хватит сил, желания и ума справиться со всеми выпавшими на долю учащегося и растущего человека трудностями;

- «снятие страха»;

- инструктирование;

- мотивирование;

- техники «вычерпывания плюсов»;

- техники «позитивных высказываний»: похвалы, одобрения, высокой оценки детали и ряда других [3].

В рамках создания ситуаций успеха для ребенка еще в начале XX в. предлагалось отказаться от отметок в начальной школе. (Эту идею В. Сухомлинского поддержал и развил современный педагог и ученый Ш. Амонашвили.) Кроме того, предлагалось вызывать родителей в школу не только для замечаний и порицаний ребенка, но и для представления его к награде, вручения ему грамоты за победу в конкурсе талантов, не связанных с учебной деятельностью, неуспеваемостью и школьными неуспехами напрямую. Считалось, что школьные отметки не скажут о личности ровным счетом ничего, тогда как именно в школе учитель, как и семья, учат ребенка жить, жить в коллективе ровесников.

Следовательно, человек становится оптимистичным не потому, что он понял мир посредством углубленного мышления в духе жизнеутверждения, а потому, что благодаря личностному прогрессу и самопознанию в процессе взаимодействия с окружающим миром получает власть над самим собой, учится перерабатывать негативные эмоции и управлять ими. Этот рост чувства собственного достоинства и вытекающие отсюда все новые желания и надежды определяют его волю к жизни в столь ярко выраженном положительном смысле.

А.С. Макаренко считал, что ребенок, будучи далеко не беспорочным в жизни, способен поставить себе цель, наметить «оптимистические перспективы» и стремиться к своему «прекрасному завтра», чтобы стать лучше, сильнее и совершеннее. Руководствуясь тезисом: «завтра человек будет лучше, чем вчера», он уверен, что ребенок может исправиться, выровняться, повысить успеваемость, если не лишать его надежды на будущее; если показать ему перспективы, ибо «человек не может жить, если у него впереди нет ничего радостного» и «все хорошее в нем приходится проектировать, пусть даже с риском ошибиться».

Учитель через учебно-педагогическое взаимодействие показывает свою заинтересованность в судьбе каждого ребенка. Это не только консультант, фасилитатор (по К. Роджерсу); это помощник, друг и старший товарищ (по А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинскому). Развивая идею педагогического оптимизма, можно сказать, что учитель - это еще и творческая личность:

- волевая, но при этом готовая к сотрудничеству;

- понимающая, но счастливая.

Это человек-борец и соратник, готовый преодолевать препятствия и помогать в этом преодолении подрастающей личности.

Оптимизм, приобретенный в борьбе с негативными реалиями жизни, современным философ М. Зелигман назвал реалистичным. Вспомним, что еще А.С. Макаренко говорил о том, что «счастье в борьбе».

Приобретенный в борьбе с негативными реалиями жизни, в преодолении учебной неуспеваемости, творческих и профессиональных кризисов профессионально-личностный оптимизм педагога является обоснованным, так как он подкреплен:

- реальными достижениями и успехами учеников;

- радостью познания себя и других в процессе общения, преподавания, учения и взаимодействия, переходящее в сотрудничество;

- преодолением личных, учебных, профессиональных трудностей.

Таким образом, оптимистическая уверенность в успехе обоюдна в учебном процессе, является составляющей педагогической культуры и этики, но при этом имеет свою видимую сторону - реальные успехи и достижения учащихся. Профессионально-личностному оптимизму нужно учить, его следует развивать еще в стенах педагогического вуза и поддерживать на первой ступени профессиональной карьеры учителя, тогда, возможно, мы сможем избежать массового ухода начинающих специалистов из школы и не будем говорить о падении престижа учительской профессии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет // Педагогический поиск / сост. И.И. Баженова. М., 1987.

2. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М., 1980.

3. Андреева Ю.В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003.

4. Андреева Ю.В. Становление и развитие идеи педагогического оптимизма в отечественной педагогике сотрудничества // Педагогический журнал Башкортостана. 2011. № 5.

5. Андреева Ю.В. Создание оптимистического климата в семье // Человеческий капитал. 2011. № 10.

6. Андреева Ю.В. Педагогический оптимизм в духовно-нравственном и профессиональном портрете будущего учителя // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Образование. Педагогические науки. 2012. № 14(273). вып. 16.

7. Андреева Ю.В. Реальное воплощение идеи оптимизма в ситуации успеха: педагогическая интерпретация тео-

рии оптимизма М. Зелигмана // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2012. № 4/39.

8. Андреева Ю.В. Оптимистически-ориентированная стратегия создания ситуации успеха // Педагогическое образование в России. 2012. № 3.

9. Андреева Ю.В. Педагогический оптимизм: от способности мыслить позитивно к созданию ситуации успеха // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Образование. Педагогические науки. 2012. № 26(285). вып. 17.

10. Белкин А.С. Ситуация успеха: книга для учителя. Екатеринбург, 1997.

11. Макаренко А.С. Методика виховноТ роботи. К., 1990.

12. Муздыбаев К. Оптимизм и пессимизм личности (опыт социолого-психологического исследования) // Социологические исследования. 2003. - № 7.

13. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

14. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. Киев, 1979. Т. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.