УДК 378
СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО
ОПТИМИЗМА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Ю.В. Андреева
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена решением проблемы развития оптимизма у будущего учителя как уверенности в профессиональном и личностно-значимом результате своей деятельности. Проблема может быть решена через описание механизма создания ситуации успеха как возможности достижения значимого результата. Создание ситуации успеха обеспечивается наличием ряда позитивно направленных педагогических приемов: похвалы, одобрения, самоприказа, мотивирования, снятия страха, авансирования доверием. Автором статьи разработана технология, ориентированная на решение проблем: повышения мотивации и успеваемости, организации благоприятного психологического климата, осознанного, свободного выбора необязательной деятельности обучающимися, связанной с выполнением разноуровневых заданий с позиции реализации ФГОС.
Ключевые слова: развитие оптимизма, технология создания ситуации успеха, техника вычерпывания плюсов, мотивирование, авансирование доверием.
THE SITUATION OF SUCCESS AS A PEDAGOGICAL TECHNOLOGY
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL
OPTIMISM OF A FUTURE TEACHER
Yu. Andreeva
Abstract. The relevance of the article is determined by the solution of the problem of the future teacher's optimism as a confidence in the professional and personal-significant result of their activities. This problem can be solved through the description of the mechanism of creating the situation of success as the possibility of achieving significant results. The creation of a situation of success is ensured by the presence of a number of positively directed pedagogical techniques: praise, approval, self-acceptance, motivation, removal of fear, advance trust. The author of the article has developed a technology focused on solving problems: increasing motivation and performance, organization of a favorable psychological climate, conscious, free choice of optional activities of students associated with the implementation of multi-level tasks from the perspective of the implementation of GEF.
Keywords: development of optimism, the technology of creating the situation of success, the technique of skimming the benefits, motivation, advancing trust.
Современный этап развития общества и образования выдвигает требования, связанные с развитием личности и индивидуальности. В частности, в соответствие с программами ФГОС нового поколения основным требованием выдвигается обеспечение результатов по достижению выпускником знаний и компетенций, определяемых индивидуальными возможностями обучающихся. В связи с этим ключевым фактором в развитии индивидуальности студентов является овладение педагогом личностно ориентированными технологиями, обеспечивающими успех и радость в учебной деятельности.
В России внимание к организации учебного процесса, ориентированного на радость, относится к 20-х гг. XX в. и принадлежит А.С. Макаренко. Его теория «завтрашней радости» со временем приобрела название «оптимистической гипотезы». На сегодняшний день термин
«оптимизм» интересует западные системы образования и философии, в частности рассматривается в позитивной психологии М. Зелигмана. В теории оптимизма М. Зелигмана оптимизм - индивидуальный стиль мышления и реакции на беду. Психолог доказывает, что оптимизм имеет не биологические или психологические причины, а определяется привычным способом мышления, объяснения собственных успехов и неудач либо везением, либо личными усилиями. Причем оптимизму как способу мышления человек обучается в течение своей жизни, либо в неблагоприятных условиях теряет его, приобретая беспомощность. В теории А.К. Марковой оптимизм - индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога, выросший из его компетентности. Оптимизм как способ объяснения собственных успехов и неудач является постоянным фактором мотивации. Все это доказывает необходимость наличия
благоприятных условий, в которых возможность достижения успеха возрастает, а вероятность неудачи снижается.
Под оптимизмом понимают талант радости, когнитивный навык, развиваемый по принципам: эмоциональной поддержки, совета, действенной помощи, самостоятельного преодоления трудностей, стимулирующих мышление и творчество обучающихся, и вдохновляющих их на раскрытие своего личностного и творческого потенциала. Ситуация успеха как «совокупность благоприятных педагогических приемов» (определение А.С. Белкина) актуализирует субъектную активность человека в достижении им успеха своими силами и поддерживает его оптимистическую веру в успех.
Обоснуем, почему техники создания ситуации успеха можно отнести к приемам развития оптимизма обучающихся.
Предполагается, что учитель с позиции фассилитатора должен организовывать обучение, согласующееся с принципами: опоры на положительное. Принцип был предложен К.Г. Лейбницем и принят в классической педагогике А.С. Макаренко; он сопровождался приемами «забвения прошлого» и «авансирования доверием». Другой принцип анализа причин неуспеха ориентирует на вынесение уроков из негативного опыта как средства обучения. В когнитивной психологии такой подход сопровождается приемами «вычерпывания плюсов» (Д. Карнеги) и техникой позитивных высказываний (М. Зелиман, Н. Пилл). Ситуация успеха - важный вариант влияния на результаты обучения. Техники ее создания ориентированы на оценку компетенций, сильных сторон личности, на усиление ее мотивации в достижении успеха.
Изучение и освоение техник создания ситуаций успеха позволили разработать авторскую технологию создания ситуации успеха, в которой стал оптимизм возможен, и окрепла ориентация на решение ряда педагогических проблем: 1) повышения мотивации и успеваемости силами самих обучающихся; 2) организации выбора посильных учебных заданий, связанных с выполнением разноуровневых заданий с позиции реализации ФГОС. Разноуровневые задания повышенного уровня сложности способствуют развитию творчества и позитивного мышления обучающегося, являющегося сущностной характеристикой оптимизма; 3) организация свободного и осознанного выбора учебных заданий также способствуют развитию позитивного мышления, в частности - адекватной оценке своих сил и уровня сложности задания. Соотнесение сил с
возможностью достижения успеха является еще одной характеристикой оптимизма.
Рассмотрим, разработанную нами технологию, с позиции оптимистического подхода. Ход реализации технологии.
1 этап «Анализ исходной педагогической ситуации». 1. Педагог просит вспомнить ситуации, когда у обучающихся все получалось. Что они видели, чувствовали, что окружало их, во что они верили. 2. Упражнение «Волшебный мешок». Все негативные моменты предлагалось положить в этот мешок, а затем завязать и уничтожить его. 3. «Техника позитивного расклада». Предлагалось разделить лист на две части: в правую - записывать позитивные моменты, в левую - негативные. Половину с негативом - выбросить. Прием заимствован из методики А.С. Макаренко, который использовал его в работе с трудными подростками. Негативные черты личности он предлагал забыть, а сильные черты развивать, и листок с «позитивным раскладом» держать постоянно на виду для напоминания. В данной технике реализовывался прием «забвения прошлого».
2 этап «Постепенное улучшение исходной педагогической ситуации» сопровождался техникой вычерпывания плюсов Д. Карнеги и техникой позитивных высказываний И.Л. Финько. В практике воспитания традиционно используются карательные методы: окрик, замечания, наказания, которые отнюдь не способствуют позитивному мышлению и уверенности в себе как критериям развития оптимизма. Обучающиеся привыкают себя больше ругать, чем хвалить. Похвала и одобрение становятся непривычным для них стилем профессиональной деятельности педагога. Вл. Леви был описан прием нелестного сравнения, который он назвал «психологическим разбоем»: «Вот, Васенька, молодец, а ты даже пуговицы пришить не можешь!», - а мы сказали бы, что это типичный пример, обратный технике позитивных высказываний.
Негативные высказывания обладают большей психологической силой. Есть еще один прием, пока не имеющий названия в нашей технике: на одно негативное высказывание должно приходиться два позитивных. Нами был проанализирован ряд приемов бесконфликтного взаимодействия, один из которых назывался «эффект бутерброда», когда негативное высказывание пряталось внутри двух позитивных. Предполагалось, что, прежде чем высказать критику, замечание, необходимо было вспомнить о сильных сторонах человека, которые позволили бы ему справиться с недостатком,
искоренить его или устранить ошибку. Этот прием особенно актуален, если вспомнить о том, что в теории оптимизма М. Зелигмана оптимист всегда знает, что будет делать в случае неудачи.
3 этап «Создание ситуации успеха». Здесь следует действовать по рекомендации А.С. Белкина, который посвятил ситуации успеха целый труд с конкретными приемами и примерами из педагогической практики. Можно также обратиться к технологиям Поташника М.М., Сластенина В.А., Щурковой Н.Е., Питюкова В.Ю. и Андреевой Ю.В. Самыми действенными приемами, на наш взгляд, являются мотивировка (или «внесение мотива»); операция «даю шанс» и «снятие страха».
4 этап «Подведение итогов». Оптимизм -качество, которое трудно зафиксировать и подвергнуть научному анализу; в нем присутствует уверенность, проявляющаяся в достоинстве и обаянии, которые легко считываются в индивидуальном стиле деятельности преподавателя. Но они улетучиваются в условиях негативного поглаживания и негативной мотивировки. В ситуации страха трудно сохранять внутреннюю стабильность как педагогу, так и обучающимся. На данном этапе полезно завести «тетрадь успеха»; в ней обучающиеся могут заполнить свой маршрут достижения успеха. Таким образом, ситуация успеха стимулирует развитие позитивного мышления, преодоления трудностей и уверенности в собственных силах и будущем успехе как важных критериях профессионально-личностного оптимизма педагога.
Практический пример той или иной ситуации успеха.
В зарубежной науке широкое распространение получила методика М. Зелигмана; в ней критерием оптимизма выступают высказывания личности, наполненные позитивным смыслом. Мы решили проверить это в собственной профессиональной деятельности в Академии ВЭГУ, г. Уфа. Автор считает, что оптимисты придерживаются в речи похвалы, одобрения, ободрения, сопровождают ее улыбкой и внимательным взглядом, готовы к созданию ситуации успеха для других. Вывод сделан на основе анализа сочинений студентов, составления ими профессионального кодекса педагога (с опорой на Я. Корчака «Клятва воспитателя»; Ш. Амонашвили «Памятки учителю»), выполненных в рамках курсов «Имиджелогия»; «Методика воспитания и обучения»; «Основы педагогического мастерства».
Для диагностики развития оптимизма, кроме техники позитивных высказываний, был
использован и письменный опрос; реализовывали его в приеме «недописанный тезис».
Я должен...;
Я был бы рад.;
Я надеюсь.;
Я уверен.;
Я чувствую .;
Я делаю.;
Я хочу.;
Я могу.;
Я мечтаю.;
Я получаю.
Моя цель.
Ситуация успеха является одним из позитивно стимулирующих и педагогически целесообразных факторов личностного развития, поскольку способствует формированию познавательного интереса, росту учебной мотивации, позитивного отношения к учению и улучшению социально-психологического
климата на учебном занятии.
Сложности и проблемы внедрения данной технологии.
Общие трудности. В силу необходимости реализации Федерального образовательного стандарта требования к уровню методической подготовки учителей повышаются, но он остается недостаточно высоким, в силу отсутствия:
- курсов повышения квалификации;
- необходимого количества методических р азработок, соответствующих требованиям станда рта;
- должной материально-технической осна щённости школ.
Профессионально-личностные трудности учителей сводятся к следующему:
1. Учителя, родители и дети привыкли больше ругать, чем хвалить.
2. Родители обладают более высокими амбициями, учителя - требованиями, чем возможности ученика. Требуется баланс педагогических требований и ученических возможностей.
3. Дети радуются предоставленной свободе действий, но порой не знают, что с этой свободой делать. Требуется контроль постановщика, но в скрытой форме.
4. Ситуация успеха - созидающий прием и требует высокой сознательности и познавательной активности обучающихся. В ситуации с заниженной самооценкой или низкой сознательностью, успеваемостью, дисциплиной, требуется постепенный и вдумчивый подход. У каждого своя мера похвалы. Не должно быть ни передозировки, ни скупого эмоционального
отклика. Педагог должен быть заинтересован в обучающихся, в их судьбе.
5. Учитель не всегда готов выступать в роли организатора, иногда легче использовать директивные методы и словесные: окрик, замечания, наказания. Ситуация успеха - это управленческая технология, это совокупность позитивно направленных методов, открывающих возможности достижения успеха и формирования оптимизма.
Рекомендации педагогам в контексте выделенного нами потенциала:
- разрешайте ошибаться. Ошибка - способ обучения, поскольку позволяет вынести уроки и неудачного опыта так, чтобы успехи наращивать и закреплять, а неуспехи устранять;
- замечайте даже малейшие успехи. Успех не бывает большим или маленьким, значимым или нет. Он бывает замеченным или незамеченным;
- используйте только позитивные
высказывания. Подсознание не приемлет слова «нет». Оно воспринимает информацию только в утвердительной форме;
- используйте технику позитивного расклада. Проанализируйте «+» и «-». Минусы выбросьте и держите перед глазами плюсы; они позволят выйти из самой сложной ситуации, поскольку поддержат в трудной ситуации, раскроют, либо усилят Ваш потенциал;
- поддерживайте, помогайте преодолевать учебные трудности. Учеба - это труд, учение сопровождается трудностями, чтобы это понять, необходимо вспомнить себя впервые в какой-либо ситуации, где все незнакомо и ново. Но не делайте все за другого человека. Помощь должна носить скрытый характер, оказываться так, чтобы результата достигал сам человек;
- учебные трудности и достижения должны быть посильными для обучающихся. Ситуация успеха - такая ситуация, в которой личность обязательно справится с заданием.
Литература:
1. Андреева Ю.В. Создание ситуации успеха как воплощение идеи оптимизма: педагогическая интерпретация теории М. Зелигмана / Ю.В. Андреева // Образование и наука. - 2012. - № 4.
2. Белкин А.С. Ситуация успеха: Кн. для учителя / А.С. Белкин. - Екатеринбург. - 1997. - 185 с.
3. Государственные образовательные стандарты высшего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.минобрнауки.рф
4. Зелигман М. Как научиться оптимизму / М. Зелигман. - М: Вече, 1997. - С. 261-262.
5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей / Д. Карнеги; пер. с англ. - М.: Прогресс, 1989. - 712 с.
6. Леви В.Л. Искусство быть собой / В.Л. Леви. - М.: Знание, 1991. - 255 с.
7. Лейбниц Г.В. Опыты теодицеи и благости божией, свободе человека и начале зла / Г.В. Лейбниц. - Сочинения в 4 т. - М.: Мысль, 1989. - Т. 4. - С. 49-413.
8. Макаренко А.С. Методика воспитательной работы. Избранные труды / А.С. Макаренко. - М.: Издательство ЮРАЙТ, 2016. - 249 с.
9. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя / А.К. Маркова, А.Я. Никонова // Вопросы психологии. - 1987. - № 5.
10. Пил Н.В. Сила позитивного мышления / Н.В. Пил; пер. с англ. Л.А. Бабук. - 2-е изд. -Минск: «Попурри», 2008. - 336 с.
11. Финько И.Л. Учителю о развитии у учащихся мотива достижения успеха: сб. науч.-методич. тр. / Психологические знания в помощь учителю; под ред. М.М. Лукьяновой. - Ульяновск, 1998. - Вып. 3. - С. 13-18.
Сведения об авторе:
Андреева Юлия Владимировна (г. Уфа, Россия), кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Академия ВЭГУ, e-mail: [email protected]
Data about the author:
Yu. Andreeva (Ufa, Russia), candidate of pedagogical sciences, Professor chair of pedagogics, Eastern Economics and law humanitarian Academy, e-mail: [email protected]