Научная статья на тему 'Потенциал театральной педагогики в профессиональном образовании учителя'

Потенциал театральной педагогики в профессиональном образовании учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРТИСТИЗМ / ИМПРОВИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОД / ТЕХНОЛОГИЯ / THEATRICAL PEDAGOGY / WORLD OUTLOOK / DEVELOPMENTAL TRAINING / PEDAGOGICAL INTERACTION / PEDAGOGICAL ARTISTRY / IMPROVISATION / COMPETENCES / VOCATIONAL EDUCATION / METHOD / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Светлана Валерьевна, Быстрицкая Елена Витальевна

Профессиональное образование учителя претерпевает ряд существенных изменений в связи с современными требованиями, предъявляемыми к специалисту в сфере образования. Театральная педагогика играет важную роль в формировании значимо новых личных и профессиональных характеристик учителя, а также в расширении технологического инструментария педагога и повышении уровня его художественно-эстетической культуры. Принципы театральной педагогики не противоречат основным положениям развивающего обучения, а скорее уточняют и раскрывают отдельные стороны этой педагогической технологии. Технология поэтапного формирования умственных действий П.Я Гальперина в сочетании с методом формирования психофизических действий М.Чехова, способствует освоению учителем импровизации, которая становится автоматизированным качеством личности и способствует формированию творческой субъектности педагога, которая реализуется в практическом применении освоенных компетенций. Механизмы театральной педагогики оказывают положительное влияние на многочисленные составляющие учебно-воспитательного процесса. Комплексное использование образовательных технологий и методов эффективного педагогического взаимодействия, предложенных как педагогами, так и режиссерами, существенно влияет не только на образовательные результаты, но и на подлинный педагогический артистизм, что в свою очередь формирует новый уровень художественно-эстетической культуры учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers’ professional education has been changing significantly to meet the modern requirements for the specialist in education. Theatrical pedagogy plays a great part in the formation of significantly new personal and professional characteristics of the teacher, as well as in expanding the technological tools of the teacher and raising the level of his artistic and aesthetic culture. The principles of theatrical pedagogy do not contradict the basic provisions of developing education, but rather clarify and disclose the individual aspects of this pedagogical technology. The compatibility of P. Galperin’s technology on the step-by-step formation of mental actions with the method of forming psychophysical actions by M. Chekhov helps a teacher to develop improvisation as a genuine artistry which becomes an automatic skill and triggers a teacher’s creative potential that is revealed in the practical use of acquired competences. The mechanisms of theatrical pedagogy positively affect the numerous components of the educational process. The complex use of theatrical pedagogy methods will allow the teacher to ensure the productivity of the entire teaching and educational process, since the creative nature of the teacher’s activity not only lends itself to formation, but must also be formed.

Текст научной работы на тему «Потенциал театральной педагогики в профессиональном образовании учителя»

УДК 378.2

Кузнецова С.В., Быстрицкая Е.В.

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина,

г Нижний Новгород, Россия E-mail: [email protected] ; [email protected].

ПОТЕНЦИАЛ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧИТЕЛЯ

Профессиональное образование учителя претерпевает ряд существенных изменений в связи с современными требованиями, предъявляемыми к специалисту в сфере образования. Театральная педагогика играет важную роль в формировании значимо новых личных и профессиональных характеристик учителя, а также в расширении технологического инструментария педагога и повышении уровня его художественно-эстетической культуры. Принципы театральной педагогики не противоречат основным положениям развивающего обучения, а скорее уточняют и раскрывают отдельные стороны этой педагогической технологии.

Технология поэтапного формирования умственных действий П.Я Гальперина в сочетании с методом формирования психофизических действий М.Чехова, способствует освоению учителем импровизации, которая становится автоматизированным качеством личности и способствует формированию творческой субъектности педагога, которая реализуется в практическом применении освоенных компетенций. Механизмы театральной педагогики оказывают положительное влияние на многочисленные составляющие учебно-воспитательного процесса.

Комплексное использование образовательных технологий и методов эффективного педагогического взаимодействия, предложенных как педагогами, так и режиссерами, существенно влияет не только на образовательные результаты, но и на подлинный педагогический артистизм, что в свою очередь формирует новый уровень художественно-эстетической культуры учителя.

Ключевые слова: театральная педагогика, мировоззрение, развивающее обучение, педагогическое взаимодействие, педагогический артистизм, импровизация, компетенции, профессиональное образование, метод, технология.

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что профессиональное образование учителя претерпевает ряд существенных изменений. Преподаватели начинают формировать свою профессиональную деятельность, учитывая рекомендации современных документов об образовании (ФГОС, Профстандарты). Например, имиджевые и мировоззренческие характеристики его деятельности становятся не менее значимыми, чем деятельностные и образовательные. Поэтому необходимо не только найти новые средства формирования учебно-воспитательной деятельности учителя, но и существенно расширить уже имеющийся у него инструментарий. Именно театральная педагогика обладает неограниченным потенциалом в решении целого ряда подобных образовательных задач.

Проблема нашего исследования - показать, как именно применение механизмов театральной педагогики способствует не только развитию и расширению технологического инструментария педагога, но и существенно влияет именно на его художественно-эстетическую культуру.

Цель данной статьи - выявить потенциал театральной педагогики в отношении формирования художественно-эстетической культуры учителя и механизмов ее реализации в учебно-воспитательном процессе.

Многие ученые занимались исследованиями возможных параллелей между профессиональной деятельностью педагога и театрального деятеля (актера, режиссера и сценариста).

Нельзя не отметить, что исследователи (В.А. Ильев, О.А. Антонова, А.В. Хутор -ской) единогласно отмечают значение театральной педагогики для саморазвития и развития навыков эффективного педагогического взаимодействия (Н.В. Морева), отмечается ее положительное влияние на уровень художественно-эстетической культуры и вкуса (А.Р. Асаева, Ю.Л. Львова, А.Б. Никитина), прогнозируется уменьшение «синдрома профессионального выгорания и автоматизма» (А. А. Калюжный, Т.А. Крупа), также особое внимание уделено формированию голосовых навыков и психофизических техник (В.Э. Мейерхольд, М.О. Кнебель, О.С. Булатова)

Кузнецова С.В., Быстрицкая Е.В._

Однако, на наш взгляд, механизмы театральной педагогики универсальны, и, могут быть направлены на развитие и решение разных типов задач: предметные, метапредметные и личностно-социокультурные. Применяя механизмы театральной педагогики, учитель сможет получить следующие образовательные результаты:

Предметные:

1. Усилить эмоционально-рефлексивное отношение к собственному предмету ( выработать собственный эмоциональный отклик на образовательный материал, изучаемый на уроке, а также смочь передать его аудитории);

2. Расширить понимание аксиологического значение собственного предмета в контексте всего учебно-воспитательного процесса через развитие уровня собственной художественно-эстетической культуры (понимать глубинное значение знаний и передавать его наряду с самими знаниями, что существенно усилит выразительность материала).

Метапредметные:

1. Пробудить подлинный познавательный интерес у своих учеников, а также актуализировать их эмоционально-чувственные реакции на те или иные объекты учебно-воспитательного процесса, которые для учителя наиболее важны;

2. Развить возможности структурирования и организации.

Личностно - социокультурные:

1. Находить эффектные и эффективные методы педагогического взаимодействия с целью формирования научного и образного типов мышления у учащихся (развить технологический базис собственной личности);

2. Развить адекватный анализ и взаимоанализ компонентов творческой деятельности, формировать благоприятную творческую атмосферу и образовательную среду;

3. Находить компромиссные решения для наиболее эффективного взаимодействия с людьми на разных уровнях, понимать внутренние и внешние мотивы их поведения [8];

4. Повысить уровень саморегуляции и самоконтроля, что будет способствовать усилению значимости имиджевых характеристик и социального статуса учителя;

5. Сформировать новые границы эмоционально-чувственных реакций, уси-

_Потенциал театральной педагогики...

лить возможности собственного воображения и фантазии, внимания и мышления и других процессов, формирующих творческую деятельность;

6. Вдохновить и увлечь учащихся личным примером.

Конечно, это только небольшая часть образовательных результатов, которые могут быть получены при использовании учителем техник и технологий театральной педагогики. Тем не менее, определенный круг современных преподавателей до сих пор сомневаются в практическом применении данных технологий

Авторскую позицию разделяют исследователи и педагоги, выдвигающие гипотезу, что театральная педагогика способна выработать у учителя подлинный артистизм (Т.Б. Гердель, Б.Г. Ананьева, Е.А. Ямбург), так называемый педагогический артистизм, проявляющийся в комплексе наиболее важных качеств личности учителя. Для подготовки педагога к подлинному артистизму нужна особая технология профессионального обучения, поскольку такие качества, как эмпатия, способность к импровизации и другие не усваиваются вместе с базовыми научными знаниями [4,16].

Для формирования эффективных действий учителя рассмотрим технологию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Основополагающая идея этой теории - действие, как единица деятельности учения, как единица любой человеческой деятельности, которое можно сформировать за шесть этапов. Теория Гальперина опирается на учение об интериоризации, где интериори-зация - это процесс преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю, психическую деятельность, формирование внутренних интеллектуальных структур психики посредством усвоения внешней, социальной действительности. Также, как и у Гальперина, Чехов разделил формирование действий на шесть способов репетирования, где этапу автоматизированного действия соответствует этап импровизации. Если сопоставить между собой теорию поэтапного формирования действий П.Я. Гальперина и метод формирования психофизических действий М. Чехова, можно сделать вывод, что учитель может научиться владеть импровизацией, которая становит-

Педагогические науки

ся автоматизированным качеством личности и способствует формированию творческой субъектности педагога, которая реализуется в практическом применении освоенных компетенций [8].

Таким образом, можно заключить, что используя технологию поэтапного формирования умственных действий в купе с методом формирования психофизических действий, учитель может получить следующие результаты:

Предметные:

1. Усилить эмоционально-рефлексивное отношение к собственному предмету (через развитие внимания и воображения);

2. Использовать особые структурные элементы для построения урока, позволяющие более эффективно распределять время и способ деятельности.

Метапредметные:

1. Расширить технологический инструментарий личности, как физический, так и психологический, реагировать «всем телом»;

2. Научиться использовать неограниченное количество образов и стилей общения, что усилит имиджевые характеристики педагога, и облегчит выход «из образа».

Личностно-социокультурные:

1. Эффективно осуществлять педагогическое взаимодействие на всех уровнях жизни школы;

2. Получит возможность более увлекательно и убедительно выражать собственные

эмоционально-чувственные реакции, диагностировать эффективность творческой атмосферы и образовательной среды;

3. Успешно диагностировать психологические и поведенческие мотивы субъектов деятельности.

Сочетаемость образовательных технологий и методов театральной педагогики не единично и актуально не только для теории поэтапного формирования умственных действий, но и для других типов, как развивающего обучения, так и традиционного: технология проблемного обучения может быть реализована методом действенного анализа, разработанным К.С. Станиславским; технология традиционного обучения - методом биомеханики, предложенным В.Э. Мейерхольдом; технология индивидуального развития творческих способностей - методом самообразования Г. А. Товстоногова.

Таким образом, можно заключить, что творческий характер деятельности педагога поддается формированию, и, используя технологии театральной педагогики, это формирование будет проходить наиболее эффективно. Именно сочетаемость общепризнанных технологий обучения с методами педагогического взаимодействия ведущих театральных режиссеров позволит учителю не только повысить уровень собственной художественно-эстетической культуры, расширить границы его индивидуального технического инструментария, но и в комплексе сформировать подлинный педагогический артистизм.

22.08.2017

Список литературы:

1. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений. - М.: Издательский мир «Академия», 2001. - 240.

2. Вигман Л.С. Педагогика в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2004. - 412 с.

3. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. — Исследования мышления в советской психологии. М., 1966

4. Гердель Т.Г. Педагогический артистизм, 2003. - 23 с.

5. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя, 2004. - 224 с.

6. Кожара Е. Система педагогической режиссуры: педагогам, родителям. - СПб.: Изд-во СПбГПУ 2003.

7. Крупа Т.А. Личность современного преподавателя в контексте инновационного вектора образования // Ойкумена, 2012. №2. - с 47-51.

8. Кузнецова С.В., Быстрицкая Е.В. Потенциал театральной педагогики в развитии личности современного учителя // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. №9. Ч 1. - с.212-215.

9. Кузнецова С.В. Театральная педагогика в системе профессионального образования учителя // Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества: сборник статей по материалам Всероссийской научно- практической конференции молодых исследователей, 28 апреля 2017 года, г. Нижний Новгород / под общей ред. Е.Ю. Илалтдиновой, Р.У Арифулиной, С.И Аксенова Н.Новгород: Мининский университет, 2017. 479 с.

10. Мейерхольд В.Э. К истории творческого метода. - СПб, 1998. - 247 с.

11. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения: Учеб.пособие для вузов / Н.А. Морева. - М.: Просвещение, 2003. - 304.

12. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 223 с.

13. Сарабьян Э. Большая книга актерского мастерства. М.,АСТ, 2017.

14. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 с.

Кузнецова С.В., Быстрицкая Е.В.

Потенциал театральной педагогики..

15. Чехов М. О технике актера, 2007. - 102 с.

16. Maley, A. Drama Techniques: A Resource Book of Communication Activities for Language Teachers. Cambridge University Press. 2005. - 234 p.

Сведения об авторах:

Кузнецова Светлана Валерьевна, аспирант кафедры теории и методики профессионального образования Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина E-mail: [email protected]

Быстрицкая Елена Витальевна, профессор кафедры всеобщей и социальной педагогики Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, доктор педагогических наук, доцент

E-mail: [email protected]

603950, Приволжский федеральный округ, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.