Кузнецова Светлана Валерьевна, Быстрицкая Елена Витальевна
ПОТЕНЦИАЛ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
В данной статье рассмотрены актуальные потребности в обучении современного учителя основам театральной педагогики, а также определен круг профессиональных проблем, которые можно решить ее средствами. Авторами обоснованы выявленные потребности с позиций образовательной деятельности, личности и вызовов времени, проведен обзор средств театральной педагогики, направленных на повышение профессиональной компетентности современного учителя, рассмотрены основные ролевые модели учителя в учебно-воспитательном процессе. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/9-1/63.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 9(75): в 2-х ч. Ч. 1. C. 212-215. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/9-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
212
ISSN 1997-2911. № 9 (75) 2017. Ч. 1
5. Комраков А. Количество иностранных студентов в России за год выросло на четверть [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/economics/2016-07-12/4_students.html (дата обращения: 17.05.2017).
6. Нгуен Тхи Хонг Бак Лиен. Трудности вьетнамских студентов при обучении русскому языку [Электронный ресурс]. URL: https://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=7194 (дата обращения: 17.05.2017).
7. Осипов П. Н. Единство воспитания и самовоспитания как основа подготовки конкурентоспособных специалистов // Образование и саморазвитие. 2012. Т. 4. № 32. С. 3-8.
8. Резаи А. М. Коммуникативные неудачи персоязычных учашдхся в межкультурной коммуникации // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. № 7. С. 13-17.
9. Сухристина А. С., Безруков А. Н., Зиятдинова Ю. Н. Разработка модели сетевого взаимодействия региональных вузов // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4.
10. Inbound Mobility Most Recent 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://www.iie.org/Research-and-Insights/Project-Atlas/Explore-Data/ Russia/Inbound-Mobility-Most-Recent (дата обращения: 17.05.2017).
11. Total inbound internationally mobile students [Электронный ресурс]. URL: http://uis.unesco.org/indicator/edu-mobility-in-total (дата обращения: 25.05.2017).
12. Vietnam GDP Growth Rate 2000-2017 [Электронный ресурс]. URL: https://tradingeconomics.com/vietnam/gdp-growth (дата обращения: 19.05.2017).
CROSS-CULTURAL PROBLEMS OF ENGINEERING TRAINING OF VIETNAMESE IN RUSSIA
Ziyatdinova Yuliya Nadirovna, Doctor in Pedagogy Sukhristina Anna Sergeevna
Kazan National Research Technological University sukhristina@yandex. ru
The article deals with cross-cultural communication issues in training of engineering specialists in Russian universities for companies in Vietnam. The topicality of the study is confirmed by the demand for the Russian engineering education to implement joint industrial projects. The results of the research can be used in the practice of Russian universities for the intensification of international cooperation and academic mobility.
Key words and phrases: cross-cultural communication; engineering education; Russia; Vietnam; internationalization of education; academic mobility.
УДК 378.2
В данной статье рассмотрены актуальные потребности в обучении современного учителя основам театральной педагогики, а также определен круг профессиональных проблем, которые можно решить ее средствами. Авторами обоснованы выявленные потребности с позиций образовательной деятельности, личности и вызовов времени, проведен обзор средств театральной педагогики, направленных на повышение профессиональной компетентности современного учителя, рассмотрены основные ролевые модели учителя в учебно-воспитательном процессе.
Ключевые слова и фразы: театральная педагогика; художественно-эстетическая культура; потребности; образовательно-воспитательная деятельность; имиджевые характеристики; педагогическое взаимодействие.
Кузнецова Светлана Валерьевна Быстрицкая Елена Витальевна, д. пед. н., доцент
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина svetlana. kyz88@mail. т; oldlady@yandex. т
ПОТЕНЦИАЛ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Актуальность данной статьи обусловлена потребностью современного педагога в расширении средств своей профессиональной и образовательно-воспитательной деятельности. Эта необходимая потребность может быть решена за счет средств театральной педагогики. Обусловлена эта необходимость тем, что в современном обществе качество обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
С позиции культуротворчества личности современный педагог должен иметь яркую индивидуальность, эмпатию, быть способным к саморазвитию, быть раскрепощенным и эмоционально пластичным.
С позиции образовательного процесса педагог должен уметь решать проблемные ситуации, уметь заинтересовать, находить творческие подходы в объяснении материала, увлечь учеников творчеством, процессом саморазвития, а также объяснять смыслы различных фрагментов содержания образования.
С точки зрения социума, к педагогу также выдвигается ряд требований: ему необходимо владеть средствами вербальной и невербальной коммуникации, различными способами передачи своих чувств, что позволит ему занять высокое место в обществе благодаря своему социальному статусу педагога, подтвержденному его имиджевыми характеристиками.
Эти потребности личности, общества и образовательных организаций были отмечены рядом ученых (А. Е. Дмитриев, О. А. Антонова, Н. Э. Басина, Е. З. Крайзель, А. П. Ершова, В. М. Букатов и др.) [1].
Многие ученые также занимались исследованиями возможных параллелей между профессиональной деятельностью педагога и театрального деятеля (актера, режиссера и сценариста). Одни утверждают, что театральная педагогика развивает культуру личности педагога, тем самым обогащая его деятельность (В. А. Ильев, В. В. Борисова). Другие (А. Б. Никитина, В. М. Букатов, А. П. Ершова) [4] отмечают заслуги театральной педагогики в непосредственно самой образовательной деятельности: отводят театральной педагогике роль связующей дисциплины, которая способна предложить средства и методики для создания единой развивающей образовательной среды, где за основу взят принцип целостности. Также использование средств театральной педагогики способствует развитию структуры урока: подобно тому как в спектакле есть исходное и главное события, так же и в уроке должны быть отправная точка и главная, а учитель, подобно режиссеру, должен провести свою аудиторию сквозь событие. Также нельзя не отметить, что практически все исследователи (А. Б. Никитина, В. А. Ильев, О. А. Антонова, А. В. Хуторскойи др.) признают значение театральной педагогики для саморазвития и развития навыков эффективного педагогического взаимодействия [7]. При этом проблема организации деятельности педагога по освоению основ театральной педагогики и подбору необходимых средств для решения профессиональных и личностно-значимых задач оказалась нерешенной.
В данной статье нами осуществлена попытка выявить потребности современных педагогов в отборе и освоении средств театральной педагогики, способствующих решению поставленных задач: совершенствования их личной художественно-эстетической культуры, обретения достойного социального статуса, в том числе и благодаря имиджевым характеристикам, а также повышения эффективности их профессиональной деятельности.
Существуют определенные группы трудностей, с которыми сталкиваются учителя в ходе современного образовательного процесса:
1) личностные: учитель имеет трудности в совершенствовании и адаптации собственного психофизического аппарата, эмоциональной и физической заинтересованности в повышении собственной художественно-эстетической культуры, а также в развитии навыков эффективного педагогического взаимодействия;
2) образовательные: трудности в подборе мотивационных методов и приемов и реализации метода личного примера в профессиональной деятельности для усиления заинтересованности обучающихся процессом обучения;
3) социокультурные: трудности в организации социокультурного пространства вокруг себя, в развитии единой образовательной среды, в умелом использовании навыков коммуникативно-речевого общения, владении техникой голоса и ведения беседы [5].
Многие современные учителя с опаской смотрят на требования Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС), так как не понимают, посредством чего они смогут осуществить все эти задачи, ведь от учителя требуется такая многогранность проявлений его собственной личности, которая бывает у хорошего артиста. Опираясь на требования ФГОС, можно заключить, что у современного учителя в школе существуют как минимум три основных ролевых модели: учитель-предметник, учитель - классный руководитель (организатор взаимодействия) и учитель - руководитель в системе дополнительного образования. Исходя из этого, можно предположить, что для каждой ролевой модели существуют свои потребности, большую часть которых можно восполнить средствами театральной педагогики, так как именно она ориентирована на развитие как таковое, а также предлагает творческий подход ко всему образовательному процессу.
Потребности учителя в средствах театральной педагогики выражаются в следующем. «Учитель - предметник»:
1) личностные: потребность в развитии эмоционально-рефлексивного отношения к своему предмету; в расширении собственных аксиологических представлений о предмете изучения, а также в дополнительном развитии своей художественно-эстетической культуры с целью глубинного понимания места своего предмета или той или иной темы своего предмета в контексте всего накопленного человечеством опыта;
2) образовательные: потребность в эффектных и эффективных методах педагогического взаимодействия с целью формирования образного типа мышления своих учеников, пробуждения их позиции исследователя, а также актуализации их эмоционально-чувственных реакций на те или иные объекты обучения. Учитель должен не только формировать представления о ключевых теориях в своей предметной области, но и способствовать формированию новых теорий на базе изученных - искать взаимосвязь между объектами обучения;
3) социокультурные: потребность в усилении имиджевых характеристик, влияющих на эффективность коммуникативно-речевого педагогического общения, а также в дополнительном развитии своей художественно-эстетической культуры с целью повышения социального статуса педагога [6].
«Педагог - классный руководитель». В его обязанности входят самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организация учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, а также между родителями и школой, что в свою очередь представляется как режиссерская деятельность. Потребности:
1) личностные: потребность в высокой саморегуляции и самоконтроле; умении слушать и выслушивать;
2) образовательные: потребность в развитии способностей структурирования, потребность в удерживании огромного количества объектов внимания и обработке внушительного количества разнородной информации; потребность в умении моделировать внутренний мир, психологизм и поведенческие мотивы разных личностей;
214
^БЫ 1997-2911. № 9 (75) 2017. Ч. 1
3) социокультурные: потребность в поиске компромиссных решений для наиболее эффективного взаимодействия с людьми на разных уровнях, понимать внутренние и внешние мотивы их поведения [5].
«Учитель - руководитель в системе дополнительного образования». Потребности:
1) личностные: потребность в развитии творческих способностей, фантазии и воображения, внимания и мышления, расширении границ эмоционально-чувственных реакций, а также увлечении учащихся личным примером; инициирование собственной творческой деятельности;
2) образовательные: потребность в эффективном диагностировании творческих способностей обучающихся, поиске средств выразительности творческого потенциала; освоении «творческими» технологиями; инициирование творческой деятельности обучающихся;
3) социокультурные: потребность в развитии адекватного самоанализа и взаимоанализа продуктов творческой деятельности, формировании творческой атмосферы и благоприятной творческой и образовательной среды [8].
Все эти потребности тесно соседствуют с функциями педагога в учебно-воспитательном процессе. Рассмотрев их в ракурсе театральной педагогики, можно заключить, что для реализации каждой функции и удовлетворения потребностей педагога театральная педагогика предполагает определенные образовательные результаты и содержание, как указано в Таблице 1.
Таблица 1.
Сопоставление профессионально-педагогических функций и средств театральной педагогики в их реализации
Учитель-предметник (исполнитель) Учитель - классный руководитель (режиссер) Учитель - руководитель в системе дополнительного образования (сценарно-организаторская) Функции
1 Создание множественных образов будущего Создание множественных образов развития учебно-воспитательной ситуации Создание множественных образов продукта творческой деятельности Конструктивная
2 Самоактуализация позиции исследователя и формирование эмоционально-чувственной реакции на те или иные феномены обучения Формирование эмоционально-чувственной реакции на те или иные объекты образовательной деятельности и позиции исследователя в рамках педагогического общения Исследование творческого потенциала обучающихся и формирование позиции исследователя творческой деятельности Гностическая
3 Разработка вариативности сценария учебного занятия с управлением эмоциональными реакциями Формирование имиджевых характеристик педагога с целью эффективного педагогического общения и взаимодействия Поиск выразительных средств для педагогического сопровождения творческой инициативы обучающихся Организаторская
4 Формирование выразительных средств для мотивации к учебной деятельности, включая яркие имиджевые характеристики Репетирование моделей нравственного поведения как основы гуманистического мировоззрения Поиск выразительных средств для пробуждения творческой инициативы обучающихся Мобилизационная
5 Применение рефлексивного зеркала с использованием эмоциональных реакций обучающихся на процесс обучения, овладение качественной личностной оценкой результатов обучения Полинаправленность видения деятельности всех субъектов образовательного процесса и осознание их мотивов Формирование качественной эмоционально-окрашенной оценки, позволяющей скорректировать самооценку творческой деятельности через взаимоанализ Рефлексивно-оценочная
6 Интериоризация информации на основе движения от периферии к центру Организация сотрудничества путем делегирования ролевых функций Приобщение обучающихся к творческим технологиям за счет информации о «творческой кухне» Информационная
Таким образом, на сегодняшний день театральной педагогикой разработан богатейший арсенал средств, позволяющий развивать личность человека, повышать эффективность его образования, делать более комфортным процесс его социализации. Эти средства прекрасно применимы для решения проблем профессионально-педагогической деятельности, а это значит, что каждый педагог во всех вышеуказанных функциях должен реализовывать эти средства, помня о том, что они развивают внимание, воображение, ассоциативное мышление, память, способность к действию и другие элементы творчества. Истинное художественное
творчество всегда педагогично, что говорит о том, что, прежде чем учить творчеству, надо самому понять и почувствовать, что есть творческое состояние, где таятся собственные творческие ресурсы, как их открывать и пополнять и каковы могут быть результаты.
Список источников
1. Антонова О. А. Школьная театральная педагогика как социально-культурный феномен: дисс. ... д. пед. н. СПб., 2006. 365 с.
2. Борисова В. В. Эстетическое воспитание детей средствами театрального искусства // Научный поиск: сб. по театральной педагогике. 2013. № 4.2. С. 20-23.
3. Вигман С. Педагогика в вопросах. М.: Проспект, 2004. 412 с.
4. Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. М.: Мир искусства, 2010. 408 с.
5. Ильев В. А. Когда урок волнует: учеб. пособие. Пермь: Пермский государственный ин-т искусства и культуры, 2008. 376 с.
6. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании замысла школьного урока: учеб. пособие для учителей средних школ и студентов пед. институтов. М.: Прогресс, 1993. 127 с.
7. Косинец Е. И. Ресурсы театральной педагогики для реализации требований новых образовательных стандартов в области компетентностного подхода в общем и дополнительном образовании // Научный поиск: сб. по театральной педагогике. 2013. № 4.2. С. 3-8.
8. Курышева М. В. Театральная педагогика как учебный предмет в системе подготовки педагогов дошкольного и начального образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 5. С. 18-24.
9. Румянцева Н. В. Цели и результаты деятельности детского театрального объединения // Научный поиск: сб. по театральной педагогике. 2013. № 4.2. С. 14-18.
10. Сарабьян Э. Большая книга актерского мастерства. М.: АСТ, 2017. 789 с.
THE POTENTIAL OF THEATRICAL PEDAGOGY IN THE DEVELOPMENT OF MODERN TEACHER'S PERSONALITY
Kuznetsova Svetlana Valer'evna Bystritskaya Elena Vital'evna, Doctor in Pedagogy, Associate Professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University svetlana. kyz88@mail. ru; oldlady@yandex. ru
The article considers the current needs for teaching the basics of theatrical pedagogy to a modern teacher. The paper also identifies the range of professional problems that can be solved by means of it. The authors substantiate the identified needs from the standpoint of educational activity, personality and challenges of the time. An overview of the means of theatrical pedagogy, aimed at increasing the professional competence of the modern teacher, is performed. The main role models of the teacher in the educational process are considered.
Key words and phrases: theatrical pedagogy; artistic and aesthetic culture; needs; educational and upbringing activity; image characteristics; pedagogical interaction.
УДК 37.035.6
В статье определяется понятие «культурная личность», подчеркивается, что поликультурная среда создаёт условия и намечает пути формирования современной культурной личности. По мнению автора, необходимо проводить работу, направленную на формирование личности, активно используя поликультурный потенциал российского общества. Компаративному анализу подвергаются такие современные понятия, как инкультурация и социализация. Культурная личность рассматривается через призму различных сфер жизнедеятельности, а также выявляются её основные характеристики.
Ключевые слова и фразы: культура; культура личности; поликультурная среда; открытость культурному разнообразию; инкультурация; социокультурное регионоведение.
Фокеева Юлия Александровна, к. пед. н.
Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова SolomatinaYA@mail. т
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ
Авторы многих исследований, посвящённых вопросам культуры, отмечают, что довольно сложно найти в науке и повседневной жизни термин, настолько часто используемый и имеющий такое обилие толкований,