Научная статья на тему 'Возможности театральной педагогики в процессе развития творческих способностей педагога-психолога'

Возможности театральной педагогики в процессе развития творческих способностей педагога-психолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / CREATIVITY / ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / DIVERGENT THINKING / СПОСОБНОСТЬ К ГИПОТЕТИЧНОСТИ / СПОСОБНОСТЬ К ИМПРОВИЗАЦИОННОСТИ / THE ABILITY TO HYPOTHETICAL ABILITY TO IMPROVISATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланцова Т.И.

В статье рассматриваются потенциальные возможности театральной педагогики в развитии творческих способностей будущих педагогов-психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper discusses the potential of theater pedagogy in the development of creative abilities of the future teachers-psychologists.

Текст научной работы на тему «Возможности театральной педагогики в процессе развития творческих способностей педагога-психолога»

УДК 37. 013.46

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Т.И. Ланцова

Филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», Железноводск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются потенциальные возможности театральной педагогики в развитии творческих способностей будущих педагогов-психологов.

Abstract. The paper discusses the potential of theater pedagogy in the development of creative abilities of the future teachers-psychologists.

Ключевые слова: творческие способности, дивергентное мышление, способность к гипотетичности, способность к импровизационности.

Keywords: creativity, divergent thinking, the ability to hypothetical ability to improvisation.

Дисциплина театральная педагогика формирует теоретический фундамент театра, главным ее инструментом, помогающим в постижении тайны творчества, что и является основой воспитания человека-творца. В русле данной дисциплины разрабатываются и апробируются система приемов, методов работы, которые в сжатые сроки и достаточно эффективно способствуют овладению процессами внимания, восприятия, воображения, эмоциональной гибкости и устойчивости, развитию творческого мышления, способности к дивергентному мышлению и импровизации, гипотетичности, ценность которых в творческом процессе подчеркивал К.С. Станиславский и В.Э. Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов и Б. Брехт. При подготовке педагогов-психологов, по нашему мнению, включение в учебный процесс элементов театральной педагогики, является одним из эффективных путей развития педагогического творчества. Это, с точки зрения вузовской педагогики, особый взгляд на становление творческих личностей, так как используемые при этом формы деятельности, развивают комплекс личностных качеств и способностей человека, позволяющих через призму творческих закономерностей осмыслить профессиональные особенности деятельности педагога-психолога, понять сущностные особенности воспитательного взаимодействия, создать условия для того чтобы развить важнейшей позиции студента «Я - педагог» -позиции, основанной на анализе самого себя, автокоррекции, самоконтроле, саморазвитии [1].

Педагог-психолог, который умеет занять позицию «над» своей профессией и «над» самим собой, готов к нововведениям и этому способствуют мировоззренческие идеи, которые создаются в самых различных сферах [3]. Бо-

лее того, погружаясь в режим саморазвития, он становится «ведущим» в процессе педагогических инноваций [2].

Н.Н.Бахтин рекомендовал педагогам целенаправленно развивать «драматический инстинкт». «На сцене театра возможна постановка различных пьес исторического, сказочного, этнографического и бытового содержания. Игра в таком театре способна с пользой наполнять время. В этой игре можно проявить себя одновременно и автором пьесы, инсценируя свои любимые сказки, повести и сюжеты, и режиссером, и актером, играя за всех действующих лиц своей пьесы и мастером рукодельником» [4].

Внедрение театральной педагогики в процесс подготовки будущего педагога-психолога способствует синтезу и ума, и чувств, и воли. Процесс самоактуализации имеет прямое влияние на развитие ценностных ориентаций. И важно помочь личности будущего педагога-психолога выстроить неискаженное восприятие мира и ценностную шкалу, где в число главных ценностей будут входить творчество, человеческие отношения и переживания. И здесь на помощь приходит театр - мудрый учитель жизни. А применение элементов театральной педагогики в профессиональной подготовке будущего педагога-психолога содействует становлению его личности и как человека, и как педагога [2].

В возрасте 18-22 лет происходит «достижение эго-идентичности», а именно, развивается личностная целостность, уверенность, стремление к дальнейшему профессиональному становлению. Стремление к идентификации и самоутверждению, переход из состояния эмоциональной зависимости к партнерским отношениям с педагогами зачастую приводит к конфликтам, если процесс самоутверждения проходит в агрессивной форме. И здесь личности педагога-психолога необходимы понимание, эмпатия и поддержка [5].

Одновременно с развитием самостоятельности как предпосылки умения принять ответственность за свою жизнь на самого себя, построением новых дружеских или гетеросексуальных отношений, расширением самосознания происходит и профессионально-педагогическое становление личности будущего педагога-психолога в системе высшего профессионального образования.

Театр может осуществить коррекционное влияние на личность будущего педагога-психолога, содействует пробуждению к жизни, самопознанию, рефлексии. К особенностям эмоционально-волевой сферы возраста 18-22 лет относятся эмоциональная неуравновешенность, чувство одиночества, различные страхи (страх смерти, страх несоответствия ожиданиям значимых людей, страх взросления). В процессе приобщения к театральному искусству происходит расширение жизненного опыта, избавление от страхов и активное включение в реальные жизненные отношения, что особенно важно в наше время - время интернет-экспансии всех сфер человеческой жизни [3].

Театральная педагогика способствует воспитанию у будущего педагога-психолога таких качеств, как гуманизм, эмпатия, сочувствие, интеллигентность, справедливость, общественный и педагогический долг, ценностные ориентации, а значит и становлению личности. В.А. Сластенин относит

выше указанные качества к общегражданским и специфическим профессионально-педагогическим качествам личности педагога [4].

Театральная постановка обладает большим общеобразовательным и эстетическим значением. Анализ спектакля может многое дать как в общепедагогическом, так и методическом плане. Кроме того, анализ тематики, жанра и постановки спектакля откроет будущим педагогам-психологам основы специальных знаний: дидактические требования к содержанию образования, психологические особенности различных возрастных категорий, эстетические требования к общению, структуру драматического произведения, особенности публичного выступления, некоторые особенности внеклассной работы и многое другое.

Направленность личности педагога-психолога включает в себя следующие компоненты (по В.А. Сластенину): социально-нравственная направленность, профессионально-педагогическая направленность, познавательная направленность.

Театральная педагогика, при внедрении ее элементов в процесс подготовки будущего педагога-психолога, способна развивать его идейную убежденность, удовлетворить социальные потребности, скорректировать моральные и ценностные ориентации, развить чувство общественного долга и гражданской ответственности, дивергентное мышление, гипотетичность, импро-визационность, что особенно важно для личности человека 18-22 лет. Эти качества составляют социально-нравственную и творческую направленность личности педагога-психолога. Творческая и познавательная активность понимается Марфутенко Т.Н. как «особая деятельность, направленная на процесс познания и творчества, стремлению студента к учению, мыслительной, практической и творческой деятельности, на продвижение вперед» [1].

Под элементами театральной педагогики мы понимаем следующее. Некоторые учебные предметы из цикла подготовки актеров и режиссеров (сценическая речь, сценическое движение, история искусств). Составные части системы К.С. Станиславского «Работа актера над собой» и «Работа актера над ролью» (предлагаемые обстоятельства, тренинг на развитие внимания, памяти, тренинг на снятие мышечных зажимов, тренинг внутреннего сценического самочувствия, сценическая речь и сценическое общение, понятия сверхзадачи и сквозного действия). Совокупность специфических театральных способов (этюдный метод, метод действенного анализа, метод физических действий). Совокупность форм самовыражения (творческое упражнение, актерский этюд, работа над ролью, художественно-творческая деятельность в процессе подготовки: учебного спектакля, настольного спектакля, дидактической сказки, внеаудиторной деятельности по предмету). Применение вышеуказанных элементов в процессе подготовки будущего педагога-психолога в педагогическом вузе с применением игровых технологий, по мнению Ярлыковой О.В., повышает их интерес к профессии педагога-психолога, соответственно возрастает мотивация к овладению педагогическими знаниями и умениями в импровизации, дивергентном мышлении, ги-

потетичности [6]. Возможность апробации себя в роли профессионала через микропреподавание содействует развитию педагогического призвания. Вслед за В.А. Сластениным под педагогическим призванием мы понимает склонность к психолого-педагогической деятельности, развитую из осознания способности к психолого-педагогическому делу в результате накопления теоретического и практического опыта и самооценки своих психолого-педагогических способностей при включении в учебную или реальную профессионально ориентированную деятельность. Внедрение в подготовку будущих педагогов-психологов вышеуказанных элементов театральной педагогики также способствуют развитию таких качеств у них, как педагогический долг, педагогический такт, справедливость [2].

Кроме того, развиваются внимание, профессионально-педагогические намерения и творческие способности. А, следовательно, можно говорить о развитии профессионально-педагогической направленности. Театральная педагогика в силу своего эстетического характера удовлетворяет духовные потребности и интересы студентов. Духовные потребности в получении эстетического наслаждения, в приобщении к общечеловеческим ценностям, в поиске творческих решений проблемных ситуаций. Но «без навыков саморазвития, без терпимости к чужому мнению и верованию, без эмоциональной пластичности студент не способен адаптироваться к бурно меняющимся жизненным ситуациям».

Также применение элементов театральной педагогики в профессиональной подготовке педагога-психолога стимулирует потребность в самообразовании, в самосовершенствовании своего творческого потенциала. Интеграция внеаудиторной и учебной деятельности на почве приобщения к театральному искусству развивает любовь к своей профессии. Таким образом, театральная педагогика оказывает влияние на творческую направленность личности будущего педагога-психолога [4].

Активное применение элементов театральной педагогики в подготовке будущего педагога-психолога в педагогическом вузе развивает ценностное отношение к театральному искусству, к творчеству в различных его проявлениях. По мнению Ситак Л.А. развитие творческих способностей действует на студента через внутренние условия, которые у него сформировались ранее под влиянием внешних воздействий. Изучая роль активности личности в собственном развитии, важно помнить, что самое действенное воспитание такое, которое обращено к собственным силам личности [4]. Также студенты получают возможность апробировать собственные силы при публичном выступлении, в микропреподавании, возможность самовыражения (активное использование своей эрудиции, своих художественных, музыкальных, вокальных, хореографических, дизайнерских, режиссерских, конструкторских, актерских способностей).

Таким образом, применение элементов театральной педагогики в подготовке будущего педагога-психолога развивает и способствует становлению творческих способностей личности в духовном освоении окружающего мира,

осознанию и раскрытию собственных потенциальных творческих возможностей. Цель применения элементов театральной педагогики в подготовке будущего педагога-психолога в педагогическом вузе не в подготовке его в качестве актера, а в развитии профессионально значимых творческих качеств его личности, таких как дивергентное мышление, гипотетичность, импровизация. Именно эти творческие способности способствуют становлению педагога-психолога.

Библиографический список

1. Марфутенко Т.Н. Творческий потенциал студента как основа профессиональной компетентности будущего специалиста / Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: Материалы VIII Всерос. Научно-практической конференции - М.; Челябинск: Изд-во «Образование», 2009. - 57-60.

2. Рудкевич Л. А., Рыбалко Е. Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб: Изд-во СПбГУ, 2015. — С. 89-106.

3. Ситак Л.А. Формирование экологической культуры студентов во внеклассной работе: Монография. - Пятигорск: ПГЛУ, 2011. - 172 с.

4. Ситак Л.А. Профессиональная модель личности студента в области формирвания экологической культуры. 1 том журнала «Austrian choumal of Humahities and Social Scienics», секция 6. - 2014, 279 с.

5. Скрипниченко Н. В. Импровизация как вид художественного творчества // Современные проблемы образования: поиски и решения. Сб. научных трудов. М., 2010. С. 96.

6. Ярлыкова О.В. Место игровых технологий в образовательном процессе ВУЗа. 4 Всероссийская конференция «Современные технологии развития образовательных учреждений 2013». - М., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.