Выводы. Таким образом, кантатно-ораториальный жанр приобрел новые формы в музыке отечественных композиторов. Развитие и становление данного жанра на основе древнерусских распевов, партесного пения, духовных концертов, новые разновидности данного жанра, характерные стилевые черты, весьма повлияло на дальнейшее его развитие. Хоровое искусство, являясь специфическим видом музыкально-исполнительской деятельности, интегрирует основные виды музыкального исполнительства, разнообразной концертной деятельности, поиска нестандартных способов репетиционной хоровой работы, владение специальными знаниями, необходимыми в процессе профессиональной дирижерско-хоровой деятельности.
Литература:
1. Васильев В. Очерки о дирижёрско-хоровом образовании / В.Васильев. - Л., 1990.
2. Герасимова-Персидская, Н. А. Русская музыка XVII века - встреча двух эпох / Н.А. Герасимова-Персидская. - М.: Музыка, 1994. - 126 с.
3. Григорьева, Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века / Г.В. Григорьева. - М.: Советский композитор, 1989. - 89 с.
4. Григорьева, Г. В. Русская хоровая музыка 1970 - 80-х годов / Г. В. Григорьева. - М.: Музыка, 1991. - 78 с.
5. Ильин, В. П. Очерки истории русской хоровой культуры. II пол. XVII - начало XX века / В. П. Ильин. - М.: Композитор, 2007. - 376 с.
6. Левая, Т. Н. История отечественной музыки второй половины XX века / Т. Н. Левая. - М.: Композитор, 2010. - 556 с.
7. Орлова, Е. М. Лекции по истории русской музыки. Издание второе / Е. М. Орлова. - М.: Просвещение, 2000. - 172 с.
8. Свиридов, Г.В. Патетическая оратория / Г.В.Свиридов. - М.: Музыка, 1969. - 73 с.
9. Скобелева, О. В. История русской хоровой музыки: Учебное пособие / О.В.Скобелева. - Ялта.: ГПА, 2015. - 218 с.
10. Сохор, А. Н. Музыкальная драматургия вокально-симфонических произведений / А. Н. Сохор. - М.: Просвещение, 1978. - 215 с.
Педагогика
УДК 37.011.31
кандидат педагогических наук, доцент Щербакова Елена Викторовна
Московский городской педагогический университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Щербакова Татьяна Николаевна
Московский городской педагогический университет (г. Москва)
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Аннотация. Представленная статья позволяет получить разносторонние представления о формировании имиджа педагога в образовательной организации. В ней раскрывается ряд ключевых понятий, связанных с характеристикой имиджа современного учителя. Даются рекомендации педагогам по организации эффективного имиджирования, определения перспектив самосовершенствования профессионального мастерства преподавателей. Показан имидж учителя как эмоционально окрашенный образ восприятия в сознании разных групп людей. Авторы раскрывают ряд понятий, связанных с характеристикой имиджа педагога. Особое внимание в статье отводится проблеме развития человеческой уникальности и реализации личностью собственной неповторимости в педагогической деятельности. Показана динамика развития восприятия личности педагога в разные годы общественного развития. Отмечены наиболее значимые внешние и внутренние составляющие, которые определяют формирование имиджа учителя.
Стержневым является междисциплинарный подход к изучению проблем формирования имиджа учителя и совершенствования педагогического мастерства в контексте философских и психолого-педагогических научных подходов к творческой деятельности.
Ключевые слова: имидж, индивидуальный образ, профессиональное мастерство, успешность, визуальное представление, имиджевая стратегия, коммуникативное поведение, профессиональная культура учителя.
Annotation. The presented article allows getting versatile ideas about the formation of the image of the teacher in the educational organization. It reveals a number of key concepts related to the characteristics of the image of the modern teacher. Recommendations to teachers on the organization of effective image, determination of prospects of self-improvement of professional skill of teachers are given. The image of the teacher as an emotionally colored image of perception in the minds of different groups of people is shown. The authors reveal a number of concepts related to the characteristics of the image of the teacher. Special attention is paid to the problem of development of human uniqueness and realization of the individual's own uniqueness in teaching. The dynamics of the perception of the teacher in different years of social development. The most significant external and internal components that determine the formation of the teacher's image are noted.
The core is an interdisciplinary approach to the study of the problems of the formation of the image of the teacher and the improvement of pedagogical skills in the context of philosophical, psychological and pedagogical scientific approaches to creative activity.
Keywords: image, individual image, professional skills, success, visual representation, image strategy, communicative behavior, professional culture of the teacher.
Введение. Индивидуальный образ современной школы формируется под влиянием имиджа учителей, работающих в образовательной организации. Из имиджа каждого отдельного педагога складывается имидж школы в целом, создаётся ее неповторимый уникальный характер.
Требования к профессиональному имиджу учителя, безусловно, определяется общественными потребностями, но на протяжении веков всегда востребованными будут такие личностные образования учителя, как доброта, любовь к детям, честность, принципиальность, естественность, умение понять каждого ребенка.
В формировании профессионального имиджа имеются внешние и внутренние характеристики. Учитель должен обладать привлекательной внешностью, хорошим вкусом и личным человеческим обаянием.
У каждого педагога есть свой имидж. Процесс его построения зависит от индивидуальных особенностей педагога, его возраста и пола, опыта, уровня знаний, национальности и многих других факторов. Внешний имидж учителя складывается из того, какая у него мимика, жесты, одежда, поведение, походка, тембр и сила голоса. Внешний облик педагога способствует созданию рабочего и мажорного настроения всего урока, а может и препятствовать взаимопониманию между субъектами учебного процесса.
Имидж учителя является важным средством заинтересованности ученика предметом, включения его в систему взаимоотношений отношений между людьми.
Педагог, который заинтересован созданием собственного положительного имиджа, более уверен в себе и успешнее выполняет свою работу. Имидж педагога конкретизируется через вербальное и невербальное общение, профессионализм, пластичность, выразительность речи, внешность, эмоциональное богатство и другими качествами, которые оживляют любой урок, делают учебный процесс экспрессивным.
Изложение основного материала статьи. Имиджелогия изучает законы формирования, функционирования и управления имиджем человека. Развитие этой относительно молодой науки направлено на раскрытие всех видов имиджей.
Мы считаем, что имиджелогия - это наука о человеке, охватывающая такие моменты, как призвание человека, самореализация его личности, становление его как субъекта и стратега собственной жизни и деятельности, умеющего отвечать за свои действия и поступки [13].
Методологически имиджелогия тесно связана с достижениями философии, психологии, этики, педагогики, обществознания, эстетики и других наук.
Педагогическая имиджелогия - это отрасль научного знания, направленная на разработку и использование теории и практики создания имиджа учителей, педагогических организаций и всей системы образования страны.
Основные задачи имиджелогии:
- Формулирование закономерности и особенности формирования имиджа человека.
- Выделение структуры и характеристик имиджа.
- Классификация типов и вид имиджа.
- Разработка технологии его формирования и развития.
- Исследование факторов и источников развития имиджа.
- Определение влияния саморазвития и самообразования в формировании имиджа.
В научный оборот понятие имидж было введено в 60-е годы XX века. В переводе с английского языка слово «имидж» (imago) это «образ», образ того, какое впечатление производит человек на других. Imitari, т.е. имитировать. В широком смысле имидж это общепризнанное представление о данных природой и приобретенных в процессе социализации свойствах объекта. В узком смысле под имиджем понимают специально сформированный образ, который имеет собственные ценности, создает впечатление о себе. Имидж создается человеком для достижения эффекта личного притяжения.
В отечественную науку понятие «имидж» вошло уже в конце XX века. В середине 90 - х гг. появились первые отечественные разработки по имиджированию. Можно отметить труды таких авторов, как Р.Ф. Ромашкина, Е.И. Манякина, Е.В. Гришунина, П.С. Гуревич, Ф.А. Кузин, В.Д. Попов, В.М. Шепель.
В разное время ученые определяли понятие «имидж". Приведем некоторые из подходов. М. Поплавский отмечает, что: «имидж - это общее впечатление, которое оказывает человек на окружающих. Ваш имидж -это восприятие Вас другими людьми» [8]. Исследователь Г. Почепцов определяет имидж как «взгляд другого, восприятие меня другими», как «знаковый заменитель, отражающий основные черты человека» [9].
В понимании современных исследователей имидж - это целостное представление об образе, которое остается в памяти и сознании людей.
В представленной статье мы рассматриваем профессиональный имидж, которому должны соответствовать представители педагогической профессии. Рассмотрим наиболее важные слагаемые профессионально - личностного имиджа учителя, к которым относятся: высокий профессионализм и компетентность в своей области; высокая нравственность и образованность; внешняя привлекательность; знание закономерностей функционирования человеческой психики и законов психологии.
Отношение к собственному имиджу у самих педагогов разное. Некоторые педагоги воспринимают имидж как своеобразную маску, относятся к его созданию отрицательно. Это в основном учителя старшего возраста. Человек должен проявлять свою внутреннюю сущность никак не приукрашивая ее.
Дадим определение понятию «имидж учителя».
Имидж учителя - это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При его формировании действительные качества человека смешиваются с качествами, которые приписываются ему другими людьми.
Имидж учителя складывается из следующих основных компонентов:
- внешний образ, возникающий в сознании людей, когда они видят конкретного человека, то, что остается памяти;
- внешние признаки: поведение человека, его жесты, речь, мимика, походка, одежда др.;
- внутренние признаки: интересы, эрудиция, творческие проявления, увлечения;
- психологические качества: темперамент, мобильность психики, эмоциональные проявления, волевые свойства и др.;
- ценностный компонент: жизненные приоритеты, отношенческие позиции;
- сложившаяся с годами репутация: профессиональный опыт, оригинальные авторские программы и другие публикации, внешние отзывы, компетентность, имеющиеся награды.
Очень важно, чтобы внешние имиджевые проявления не расходились с внутренними установками учителя, его взглядам, характеру, поступкам.
Одним из важнейших профессиональных качеств педагога должна быть способность к самопрезентации, то есть умение показать свои лучшие качества в конкретных ситуациях. В конкретных предлагаемых обстоятельствах учитель ведет себя по-разному. Это проявляется прежде всего в общении с разной целевой аудиторией.
Немаловажным для самопрезентации является эффект создании первого впечатления. Самые первые минуты являются иногда определяющими для создания мнения о внешнем виде и поведении человека, для формирования определенного мнения о нем. Сегодня есть много исследований, которые показывают, как воспринимают педагога разные категории людей. Учащиеся особенно ценят педагога умного, доброго, внимательного, понимающего, уважительного. Родители желают, видеть учителя грамотного, компетентного, заботливого, но и требовательного одновременно. Администрации образовательной организации нужен специалист профессиональный, организационный и ответственный, обладающий полным спектром дидактико-методических умений. Именно эти качества определяют требуемый или желаемый имидж.
В идеале личный имидж (внешний вид, культура речи, мимика, осанка, жестикуляция и т.д.) и профессиональный имидж (созданные человеком продукты его труда, организация творческой среды своей деятельности) должны интегрироваться.
Часто созданию собственного имиджа мешают сложившиеся стереотипы. Процесс самосовершенствования личности учителя следует начинать с изучения и анализа своих как личностных, так и профессиональных характеристик. Для получения подобной информации педагог может прибегнуть к помощи психолога или получить ее самостоятельно, используя различные диагностические тесты, широко представленные в современной литературе.
Когда учитель находится только в самом начале пути к формированию своего имиджа, ему нужно начинать работу с саморефлексии, с анализа самой сущности педагогической деятельности. А также с ответа на вопрос: « Как я сам воспринимаю образ идеального учителя?». На этом этапе важно определить для себя то, что будет составлять основу собственного индивидуального профессионального поведения: определенная внешность, манеры, поведенческие проявления, особая коммуникация, или что-то иное.
После этого можно начать работать над созданием своего визуального образа. Нужно посмотреть на себя со стороны, оценить свои жесты, попробовать услышать свой голос.
Внешний образ - это не только внешний вид, но и проявления невербального общения: мимика, жесты, движения. Можно использовать разные технические средства, такие как видеокамера, магнитофон. Нужно учесть и мнения других людей. Это позволит взглянуть на себя беспристрастно, выявить свои достоинства и недостатки.
Для учителя немаловажным является создание профессионального антуража, который проявляется в совокупности окружающих предметов. В них учитель проявляет свой вкус, интересы, показывает принадлежность к определенному профессиональному сообществу. К примеру, если в кабинете педагога создана атмосфера уюта, много комнатных красивых, ухоженных цветов, имеется выставка ученических работ, установлена современная техника, есть многочисленные дипломы и фотографии, этнокультурные компоненты, то имидж учителя будет высоким. Образовательная среда целенаправленно создается и работает на имидж учителя.
Важно соотнести имидж учителя с преподаваемым им предметом. К примеру, учитель языка и литературы должен иметь грамотную речь, желательно каллиграфический почерк, много читать, уметь работать с книгой, знать историю литературы и основы литературоведения. Преподаватель физической культуры должен обязательно вести здоровый образ жизни и иметь хорошую физическую форму. Тогда образ учителя будет воспитывать.
К личности педагога, а значит, к его имиджу, всегда предъявлялись высокие требования. Профессиограмма учителя в разные годы показывала самые востребованные личностные и профессиональные качества. Стереотипы имиджа учителя диктует время и общественные потребности.
Как же воспринимался «идеальный учитель» в разные исторические периоды?
Представления об «идеальном педагоге» появились уже в 30-х годах XX века. Исследования Прозорова Г.С.показали, что ученики 30-х годов ценили в «идеальном» педагоге следующие моменты: абсолютное знание преподаваемого предмета и высокие дидактические способности, умение понятно донести учебный материал ученикам, добрые взаимоотношения с учениками, умение беспристрастно оценить знания учеников, поддержание дисциплины на уроках, внешний вид.
Имидж «плохого учителя» представлялся так: плохое владение предметом; неумение найти подход к ученикам; неумение установить дисциплину; неграмотное выставление отметок.
В 40-е годы школьники ценили в учителе безусловное знание своей дисциплины, общую эрудицию, высокую гражданскую позицию и социальную активность.
В 60-е годы «идеальным учителем» был человек уравновешенный, гармоничный, пользующийся авторитетом среди учеников и коллег, грамотный, волевой, смелый, остроумный, с приятными внешними данными, понимающий, обладающим грамотной речью, требовательным. (Гоноболин Ф.Н., Кузьмина Н.В. и др.).
В 70-е годы в исследовании Ж. Лендел выделяет такие качества, как: справедливость, ум, энергичность, требовательность, авторитет. Учитель должен быть хорошим организатором, доброжелательным, любящим детей и преподаваемый предмет. Определяющими качествами ученики называют доброту, внимательность, тактичность, чувство юмора.
В 80-е годы в результате исследователь Шепель В.М. в результате массового анкетирования учеников и учителей, которым предложили ранжировать 58 качеств учителя, выявил, что главным для учеников является любовь к детям, а у учителей данное качество находится только на 28 месте.
Петрова Е.А. в 90-х годах провела исследование в школах, которые показали, что ученики дают характеристику «идеального» учителя, как: миролюбивого, веселого, тактичного. Ценится ими откровенность и открытость, спокойное общение, активность, щедрость, уверенность, умение прощать ученика, смелость, готовность к сотрудничеству [7].
Не принимались такие качества, как: грубость, неулыбчивость, двуличие, нетактичность, инертность, заторможенность, неумение сдерживать свои эмоциональные проявления, жадность, неуверенность в себе. Не ценится детьми педагог ленивый, глупый и неприятный.
Проведенное нами в последние годы (2014-2018 г.г.) исследование выпускников московских школ «идеальный педагог» - любящий детей, с чувством юмора, тактичный, откровенный, активный, уверенный в себе, знающий предмет, человек, владеющий современными средствами обучения, умеющий найти контакт с детьми, справедливый [13].
Неприемлемыми качествами педагога школьники называют: агрессию, отсутствие чувства юмора, бестактность, лицемерие, повышение тона в общении, придирчивость, жесткость, некомпетентность, плохое знание своего предмета.
Впечатление об имидже педагога создается, в том числе, по его одежде, которая выражает его собственные предпочтения, представления о красоте, уровень культуры. Внешний вид привлекает внимание, создает положительный настрой, позволяет показать себя красивым человеком. Одежда может быть информативной. По ней можно составить представление о социальном статусе, вкусе, чувстве меры, материальном положении.
Внешний вид учителя должен расположить как учеников, так и родителей, коллег по работе. Поэтому выбор одежды для учителя совсем не последняя составляющая его профессионализма. Ведь одно из важнейших законов этикета гласит: красиво выглядеть - это значит проявлять максимальное уважение к окружающим. И этого правила следует придерживаться.
Педагогу всегда следует помнить, что он является примером для воспитанников.
Гардероб педагога не обязательно должен быть большим, но в нем должны быть универсальные вещи. Главное достоинство одежды - это безупречный крой, качество тканей, подобранная цветовая гамма и отсутствие лишних деталей. Одежда должна подчеркивать индивидуальность человека, быть вне времени, ведь самая модная вещь может быстро устареть. Необходимо найти свой стиль, тогда обновление гардероба не будет сложной задачей.
При выборе одежды следует учитывать особенности фигуры, цвет волос и глаз, возраст, сферу деятельности.
Выводы. Как же должен выглядеть современный педагог?
Существуют следующие правила:
1. Женщине - педагогу нужно стремиться к элегантности, одеваться и вести себя в соответствии с конкретной ситуацией, собственным положением и возрастом. Умение подать себя зависит от внутренней культуры, от развитости эстетического вкуса.
2. Одежда учителя непременно должна быть чистой и опрятной. На ней не должны прослеживаться остатки вчерашнего ужина.
3. Необходим хотя бы один универсальный костюм (в нем можно ходить на работу, а если добавить несколько украшений, то он подойдет для похода в театр). В костюме можно быть в любое время дня и в любом обществе.
4. Цвет наряда должен быть не только модным, но и подходить человеку. Не рекомендуется использовать в сочетании более 3-х цветов.
5. Гармония в одежде - ни одна ее часть не должна бросаться в глаза и выбиваться из общего ансамбля.
6. Не следует надевать много украшений, но и не стоит отказываться от них совсем. В дневное время минимум драгоценностей.
7. Прическа должна быть строгой, но элегантной. Именно прическе в создании имиджа отводится особая роль. Красивые, здоровые волосы уже являются украшением женщины, но с помощью прически можно придать законченный вид облику человека. Выбирая прическу, следует помнить, что она должна соответствовать фигуре, типу лица, форме головы. Длинные распущенные волосы старят. Эффектно выглядят волосы русого и медового цветов.
8. Своеобразным аксессуаром являются очки, которые кроме специального назначения (корректировка зрения) служат для создания имиджа учителя. Оправа очков должна сочетаться со строением лица. Овальное лицо допускает любую форму. На квадратном лице лучше смотрится оправа немного треугольной формы. Тонкие и светлые оправы «облегчают» лицо. Толстые и темные его утяжеляют, но в то в то же время подчеркивают индивидуальность человека.
9. Косметику можно увидеть только при ближайшем рассмотрении. Запах парфюма не должен быть тяжелым и насыщенным. Он должен едва улавливаться. Нужно обязательно учитывать, что у многих людей сегодня присутствует аллергия на запахи.
10. Даже в самую жаркую погоду женщине необходимо надевать колготки.
Сегодня уже не требуется никому доказывать, как важно для современного учителя умение моделировать свой внешний и внутренний образ, создавать положительный профессиональный имидж, поскольку это является одним из важнейших факторов успешности педагогической деятельности.
Литература:
1. Зуева Е.И. Подходы к формированию имиджа образовательного учреждения. 2002 г. № 4, С. 104-105.
2. Калюжный А.А., Казаченко И.П. Использование имиджевой стратегии и имиджеологии в деятельности учителя // PR в образовании, 2006, № 3.
3. Капустина З. Имидж современного педагога // Учитель, 2006, №1.
4. Милованова Т.А. Основы имиджелогии. М., Дрофа, 2010. - 160 с.
5. Осипова Е.Б. Психология и педагогика. Имиджеология. Учебное пособие. СПб, 2006. Психология и педагогика: имиджелогия: учебное пособие / Изд-во Политехн. ун-та, 2006 (СПб.: Тип. изд-ва Политехн. унта). - 45 с.
6. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создать свой имидж. М.,2008. Изд.-во Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ: Дело, 1998. - 238 с.
7. Петрова Е.А. Имидж педагога. М.,2003. - 36 с.
8. Поплавский М. Как создать имидж. М: Культура и спорт, 1996. с. 34.
9. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. Киев, 2000. - 769 с.
10. Смирнова Н.Е. Имидж учителя // Преподаватель, 2001, № 1, с. 47-51.
11. Сухарева О. Имидж образовательных учреждений //Народное образование, 2009, № 10, с. 135-139.
12. Шепель В.М. Имидж. Как нравиться людям. М., 2002. - 254 с.
13. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Имиджелогия для современного педагога УЦ Перспектива, М, 2012. - 201 с.
Педагогика
УДК 371.7
заместитель начальника кафедры специальной подготовки УЮИ МВД России Яхутов Марат Ринатович
ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России» (г. Уфа)
ДИНАМИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Старший школьный возраст - возрастной диапазон 15-18 лет. В данный период происходит формирование основных морфофункциональных структур организма подростков, а также он совпадает с периодом обучения в школе, и от того, как будут учитываться адаптационные возможности организма, зависит его становление и физическое развитие. В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека и первый период полового созревания. Общеизвестно, что антропометрия является одним из основных методов изучения изменения морфофункциональных особенностей. В ходе эмпирического исследования установлено, что разработанный комплекс упражнений вызвал статистические изменения в антропометрических показателях: объём грудной клетки на вдохе и на выдохе, экскурсия грудной клетки, полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанного комплекс упражнений.
Ключевые слова: юноши, старший школьный возраст, физические упражнения, морфофункциональные изменения.
Annotation. Senior school age - age range 15-18 years. During this period, the formation of the main morphofunctional structures of the body of adolescents, and it coincides with the period of schooling, and how to take into account the adaptive capacity of the body, depends on its formation and physical development. At this age, the main features of the completed physical development of man and the first period of puberty. It is well known that anthropometry is one of the main methods of studying changes in morphological and functional features. In the course of empirical research it was found that the developed set of exercises caused statistical changes in anthropometric parameters: the volume of the chest on inhalation and exhalation, chest excursion, the data obtained indicate the effectiveness of the developed set of exercises.
Keywords: boys, senior school age, physical exercises, morphofunctional changes.
Введение. Обучение детей в школе является длительным процессом и совпадает с активным ростом и развитием ребенка. В этот период наблюдаются интенсивные морфофункциональные перестройки в ответ на комплекс часто меняющихся условий, среди которых большое значение имеют особенности учебной деятельности и школьной среды [1, 6]. То, насколько организм ребенка адекватно на них реагирует, определяет качество его последующей жизни [7]. В ответ на учебную деятельность в организме ребенка запускаются адаптационные механизмы как способ поддержания гомеостаза, которые ведут к изменениям в деятельности различных функциональных систем организма. Обычно эти изменения являются функциональными и не приводят к патологическим процессам.
Любое отклонение в течение физического развития указывает на дисгармоничность, которая может вести к донозологическим состояниям. Необходимость определения адаптационных возможностей особенно актуальна для школьников, так как они подвергаются постоянным учебным нагрузкам на протяжении многих лет. Это становится особенно актуальным в настоящее время, когда необходимость в получении качественного образования требует от детей напряжения внутренних ресурсов и сил для интенсивной учебной деятельности [3, 5]. В то же время учащиеся 9 и 11 классов испытывают влияние дополнительных стрессовых факторов в связи со сдачей государственных итоговых экзаменов в формате основного государственного экзамена (ОГЭ; до 2014 г. ГИА) для 9 классов и единого государственного экзамена (ЕГЭ) для 11 классов. Но, несмотря на ряд исследований ВСР при различных условиях, на сегодняшний день не до конца изучены изменения состояния вегетативной нервной системы и ее влияние на работу ССС в предэкзаменационный период у учащихся 9 и 11 классов, а также после сдачи экзаменов. Учитывая все выше изложенное, целью нашего исследования явилось следующее: определить эффективность разработанного комплекса упражнений, направленного на повышение морфофункциональных показателей детей старшего школьного возраста.
Изложение основного материала статьи. В исследовании принимали участие 20 мальчиков 15-16 лет, из которых было сформировано две группы: первая группа (n=10) - контрольная (КГ) и вторая (n=10) -экспериментальная (ЭГ).
Проведение данного эксперимента позволит расширить представления о применении новых методов, средств, форм обучения с целью повышения морфофункциональных показателей детей старшего школьного возраста.
Формирующий педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности разработанного комплекса упражнений, направленного на повышение морфофункциональных показателей детей старшего школьного возраста.
Эксперимент позволил показать положительное влияние анаэробных упражнений на морфофункциональные показатели детей старшего школьного возраста. Результаты, полученные в начале и в конце эксперимента в одной и той же группе, считаются зависимыми.
Контрольные тестирования. Физическое развитие определяли по совокупности методов, основанных на измерениях некоторых морфологических и функциональных признаков.
1. Масса тела (кг) 2.Объём грудной клетки на вдохе (см) 3. Объём грудной клетки на выдохе (см)
4. Экскурсия грудной клетки (см) - разница между объемом грудной клетки на вдохе и на выдохе.
5. Обьем талии (см)
6. Методы математической статистики.
Комплекс упражнений анаэробной гимнастики состоит из поз тела (асан) в сочетании со специальной техникой дыхания и концентрации. Такие упражнения позволяют направленно и дозировано создавать анаэробные условия жизнедеятельности (состояние гипоксии или дефицит кислорода) в различных органах и