7. Красников А.А. Основы теории спортивных соревнований / А.А. Красников // Теория и практика физической культуры. - 2006 - №9 - С. 23-24.
8. Мутко, В.Л. Мини-футбол - игра для всех. / В.Л. Мутко, С.Н. Андреев, Э.Г.Алиев // - М.: Советский спорт, 2007. - 264 с.
9. Мутко В.Л. Мини-футбол в высших учебных заведениях / В.Л. Мутко, С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. // М.: Советский спорт. - 2010. - 320 с.
10. Романов В.М. Мини-футбол в вузе / В.М. Романов, В.К.Плохов // учебное пособие. - Уфа: Изд-во Уфимского гос. авиац. гос. ун-та, - 2005. - 86 с.
11. Шумилов А.Ю. В вопросу использования игры мини-футбол в рамках дисциплины «Физическая культура» в ВУЗе /А.Ю. Шумилов, А.С. Грачев // «Дискурс». - 2017. - 3 (5). - С. 61-65.
Педагогика
УДК 37.011.31
кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики Щербакова Елена Викторовна
Московский городской педагогический университет (г. Москва);
кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики Щербакова Татьяна Николаевна
Московский городской педагогический университет (г. Москва)
ЭТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Аннотация. Представленная статья позволяет получить разносторонние представления о формировании этической компетенции современного педагога. В ней раскрывается ряд ключевых понятий, связанных с характеристикой четких нравственных установок, соблюдения этических нормы поведения учителя. Содержание материала статьи систематизирует и обобщает уже имеющиеся знания о процессах и явлениях педагогической действительности. Предлагаемый материал сочетает в себе исторический и акмеологический подход к изучению педагогического мастерства, важной составной частью которого является, в том числе формирование и развитие этической компетентности самого педагога. Авторы раскрывают ряд понятий, связанных с характеристикой системы этического и нравственного воспитания школьников. Особое внимание в статье отводится проблеме нравственного формирования личности ребенка. Стержневым является междисциплинарный подход к изучению проблем совершенствования педагогического мастерства, интеграция философских, педагогических и психологических теорий и концепций творческой деятельности. Материал статьи вооружает учителя современными методиками изучения и совершенствования своего профессионального мастерства. Статья может быть интересна и полезна студентам педагогических вузов, а также аспирантам, слушателям курсов повышения квалификации, педагогам-практикам и всем заинтересованным лицам.
Ключевые слова: этические нормы, нравственность, социальные факторы, формирование личности, этическая компетентность, общественное воспитание, педагогический этикет, моральные нормы, система этического воспитания.
Annotation. The presented article allows receiving versatile ideas about the formation of the ethical competence of the modern teacher. It reveals a number of key concepts related to the characterization of clear moral attitudes, the observance of the ethical norms of the behavior of the teacher. The content of this article systematizes and generalizes already existing knowledge about the processes and phenomena of pedagogical reality. The proposed material combines a historical and acmeological approach to the study of pedagogical skill, an important part of which is, among other things, the formation and development of the ethical competence of the teacher himself. The authors disclose a number of concepts related to the characterization of the system of ethical and moral education of schoolchildren. Particular attention in the article is given to the problem of the moral formation of the child's personality. Struzhnev is an interdisciplinary approach to studying the problems of improving pedagogical skill, the integration of philosophical, pedagogical and psychological theories and concepts of creative activity. The article's material equips teachers with modern methods of studying and improving their professional skills. The article can be interesting and useful to students of pedagogical universities, as well as postgraduate students, students of advanced training courses, practitioners and all interested persons.
Keywords: ethical norms, morality, social factors, personality formation, ethical competence, public education, pedagogical etiquette, moral norms, ethical education system.
Введение. В последние годы в нашем обществе бытует мнение, что молодежь не имеет четких нравственных установок, не соблюдает этические нормы поведения. В связи с этим возникают вопросы: от чего или от кого зависит нравственный облик молодежи? Кто оказывает большое влияние на нравственное формирование личности ребенка?
Изложение основного материала статьи. Первые этические нормы дети усваивают в семье. Они их воспринимают некритично, усвоение правил поведения происходит благодаря подражанию действиям и поведению родителей, либо взрослых, которые являются референтными личностями для ребенка. Ключевое влияние на формирование личности ребенка оказывает и социальная среда, в которой он воспитывается, и такие социальные факторы, как страна, государство, общество сверстников, социальные институты (детский сад, школа, институт) и т.д.
Когда ребенок поступает в детский сад, а затем в школу, возникают определенные противоречия между системами семейного и общественного воспитания. Часто родители считают, что вся ответственность по этическому воспитанию детей ложится на педагогов, так как с ними дети проводят зачастую больше времени. Данное утверждение не является истинным. Ведь только совместные усилия педагогов и родителей, а также всего общества, могут дать положительные результаты. Но также следует отметить, что личность учителя для школьников часто является примером. Поэтому для формирования этической культуры учащихся необходимо, чтобы педагог сам был этически компетентен.
Этическая компетентность предполагает не только знание педагогом норм поведения и их соблюдение, а также умение привить детям этические нормы. Для современного педагога очень важно знать и соблюдать педагогический этикет.
Педагогический этикет - это совокупность правил поведения, регулирующие внешнее проявление взаимоотношений, возникающих между педагогом и ребенком, педагогом и родителями ребенка, педагогом и коллегами, характеризующихся уважением, стремлением к установлению доброжелательных, творческих отношений, доставляющих радость общения. Знание учителем этикетных правил поведения очень важно, т.к. педагог является примером подражания для школьников. Уважительное отношение к ученику, доброжелательность в общении, тактичность, корректность, внимание к проблемам ребенка, желание помочь ему реализовать свои способности - все это характеризует педагога как компетентного человека, профессионала в своей области. Кроме того, педагог, соблюдающий правила этикета, более успешен в своей профессиональной деятельности и комфортно чувствует себя в любой этикетной ситуации, не допускает конфликтных ситуаций.
Этикет педагога во многом определяется общей и педагогической, профессиональной культурой учителя, а также традициями педагогического коллектива образовательного учреждения, в котором педагог работает, особенностями страны проживания и т.д.
Педагогический этикет опирается наследующие принципы:
1) Принцип гуманизма и человечности, который проявляется в целом ряде моральных требований, обращенных непосредственно к культуре взаимоотношений. Это вежливость, тактичность, скромность, пунктуальность, объективность.
2) Принцип целесообразности действий, основанный на знании норм современного этикета. В жизни могут возникать такие ситуации, которые не предусмотрены правилами. В такой нестандартной ситуации следует руководствоваться принципом удобства.
3) Принцип красоты или эстетической привлекательности поведения.
Правила этикета вырастают из правил эстетики. Совершать те или иные действия нельзя, так как это некрасиво, задевает эстетические чувства людей, нарушает их личностное пространство.
4) Принцип соблюдения народных обычаев и традиций. Педагогический этикет включает в себя этикет внешнего вида педагога (это и осанка, походка, жесты, мимика, одежда), речевой этикет (правила общения с детьми, их родителями, администрацией школы, коллегами), поведение педагога на работе.
Желательно, чтобы педагог своим внешним видом располагал к себе школьников, родителей, своих коллег. К выбору одежды учитель должен подходить тщательно. одного из важных правил этикета: Красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим. Это является одним из важнейших правил этикета.
В настоящее время нет строгих требований к внешнему виду педагогов. Образовательные организации предлагают форму для обучающихся, но дресс - кода для педагогов не вводят, иногда оговаривается деловой стиль одежды. Заметим, что для учителя недопустимы авангардный или спортивный стили одежды (кроме учителей физкультуры), рекомендуются классический, романтический, а также стиль с фольклорными элементами. Педагогу нужно стремиться к элегантности, одеваться и вести себя в соответствии с конкретной ситуацией, собственным положением и возрастом. Умение подать себя зависит от внутренней культуры, от развитости эстетического вкуса. Одежда учителя должна выглядеть опрятно и элегантной, но не быть вычурной. Большое значение имеет цветовая гамма костюма педагога. Цвет должен соответствовать месту и времени, а также подходить человеку. Не рекомендуется использовать в сочетании более 3-х цветов.
Соблюдение речевого этикета для педагога - важнейшее профессиональное требование. Основные требования к речи учителя: чистота речи. В ней не может быть слов - паразитов. Но речь должна быть грамматически правильно выстроена. Честность, искренность, уверенность в себе и юмор - вот что подкупает всех учеников. В речи педагога не должны иметь место злая ирония, насмешка и снисходительный тон.
Простейшая формула речевого этикета: думай кому, что, как, где, зачем говорить и какие из этого могут возникнуть последствия.
Педагог не только должен соблюдать этикет, но и владеть методикой обучения школьников этическим нормам. Исследователи отмечают, что часто педагоги организуют занятия по этическому воспитанию без определенной системы, поэтому они не эффективны. Необходимо знать какие программы по этическому воспитанию учащихся существуют, какие методы и формы работы будут более эффективными при реализации данного направления воспитания.
В настоящее время существуют различные программы, ориентирующиеся на формирование основ этической культуры детей: «Основы этической культуры» А.И. Шемшуриной (программа разработана для учащихся 1-11 классов); «Этика и этикет младших школьников» Н.А. Смирнова; «Программа воспитания школьников» Н.Е. Щурковой и др.
Система этического воспитания школьников включает в себя несколько компонентов:
* Специализированный этический курс для занятий с детьми (1-11 класс)
Достаточно широкое распространение получил этический курс занятий с детьми «Основы этической культуры», разработанный под руководством А.И. Шемшуриной. С 1 по 8 класс программа называется «Этическая грамматика» и предназначена для постепенного вхождения детей в мир этических понятий и категорий. Если рассмотреть структуру «Этической грамматики», то в ней выделены 4 раздела, каждый из которых в соответствии с возрастными особенностями детей от класса к классу расширяет и углубляет этические знания школьников. Первый раздел данной программы посвящен этике общения, во втором разделе рассматривается этикет, правила «хорошего тона»; содержание третьего связано с нормами этики, регулирующими отношения с окружающими, а четвертого - с этикой отношений в коллективе.
* Повседневная методика «Этический заряд», применима в свободном общении школьников на перемене и в после уроков. Эта методика сочетает этическую установку на доброжелательность, уважение во взаимоотношениях со людьми с педагогически инструментированными формами профилактики конфликтных ситуаций и достойного выхода из них.
* Внеклассная деятельность этической направленности, которая ориентирована на включение каждого ученика в этический диалог, общение, взаимодействие. Эта деятельность построена как театрализованное представление-диалог. Может быть проведена в форме «школы вежливости» в начальных классах, «этических диалогов о главном» - в подростковых, «вечеров этических раздумий» и этических тренингов - в старших возрастных классах.
При разработке авторских программ педагогу следует помнить, что выбор основных тем зависит от возраста учащихся и особенностей классного коллектива.
Все компоненты представленной системы имеют свою функцию, оригинальное содержание и методические особенности. Каждый элемент осуществляет свою часть общей педагогической задачи, предусматривающей гуманистическое влияние на формирование этических позиций и отношений школьников к себе, к Миру, к другим людям.
Система этического воспитания школьников опирается на несколько принципов:
* Обеспечение субъектной позиции ребенка.
* Осознание школьниками ценности человеческой жизни как основы нравственного развития.
* Обеспечение этической рефлексии учащихся.
* Принцип экзистенциальности (признание духовных ценностей внутреннего мира).
* Принцип диалогичности.
При реализации программ этического воспитания детей школьного возраста педагоги пользуются целым арсеналом различных средств и методов воспитания.
Наиболее распространенными методами этического воспитания являются: приучение, упражнение, создание воспитательных ситуаций, словесные методы (рассказ, разъяснение, беседа, этические диалоги), пример для подражания, поощрение, наказание, погружение.
Среди эффективных форм этического воспитания учащихся начальной и средней школы можно назвать беседы, нетрадиционные уроки с инсценировками, ролевыми играми, сочинениями историй, сказок, посещением музеев, театров, экскурсии, праздничные вчера и т.д.
Для закрепления того или иного правила поведения можно давать детям небольшие домашние задания: придумать сказку, где герои вели бы себя правильно (или неправильно) с точки зрения изучаемого этического правила и др. Главные принципы таких заданий - совместное с родителями или самостоятельное выполнение; добровольность; применение творческих способностей; постоянное стремление к соблюдению правил этикета (не только в обществе, но и дома).
Воспитание культуры поведения детей предполагает совместную работу педагогов и родителей: педагог, как человек, профессионально занимающийся педагогической деятельностью, дает ориентиры формирования этикетного поведения и организует деятельность ребенка по их усвоению, а родители обеспечивают ежедневную практическую отработку навыков такого поведения. Педагоги больше работают с детским коллективом, часто опираясь на воспитательные возможности коллектива сверстников. Родители же в свою очередь работают со своим ребенком индивидуально. В этом случае педагогу важно помочь родителям в этическом воспитании детей, научить их методам и приемам воспитания.
Выводы. Таким образом, говоря об этической компетентности современного педагога, мы затронули вопросы соблюдения учителем педагогического этикета, владение методикой обучения школьников этическим нормам, а также взаимодействие с родителями в этическом воспитании детей.
Литература:
1. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие. Монография. Спб., 2002. - 205 с.
2. Жданова С.Н. Педагогика эстетического освоения мира: монография. Оренбург, 2006. - 244 с.
3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб, 2012. - 434 с.
4. Педагогика эстетической среды: теория и опыт. Сб. науч. тр. Минск, 2002. - 138 с.
5. Репринцев А. В. Эстетическое отношение личности к действительности. Сущность. Структура. Фор мирование. - Курск: Изд-во Кур. пед. ун-та. - 2000. - 182
6. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Имиджелогия для современного педагога УЦ Перспектива, М., 2012. - 201 с.
7. Ясвин В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. - М., Смысл, 2001. - 365 с.
Педагогика
УДК 376
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Юртаева Ольга Алексеевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Крым
«Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования» (г. Симферополь)
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с работой с одаренными учащимися. Анализируется опыт различных регионов и образовательных организаций. Автор дает рекомендации по совершенствованию региональной образовательной политики в сфере работы с одаренными детьми.
Ключевые слова: одаренные дети, образование, проблемы, перспективы, региональная образовательная политика.
Annotation. In the article actual problems related to work with gifted children. Examines the experience of various regions and educational institutions. The author gives recommendations to improve the regional educational policy in the sphere of work with talented children.
Keywords: gifted children, education, problems and prospects, regional educational policy.
Введение. Для полноценной реализации детской одаренности очень важно, чтобы дети чувствовали уверенную поддержку взрослых - родителей, педагогов, экспертов. Одной из основных задач по педагогической работе с одаренными детьми должно стать формирование благоприятных условий для раскрытия их способностей, рассмотрение психологических и методических проблем по выявлению одаренных детей, определение целей и задач по подготовке учителей, психологов, педагогов дополнительного образования, которые были бы способны работать с одаренными и высокомотивированными детьми.
Изложение основного материала статьи. Как правило, в современном социуме одаренный ребенок понимается как необычный, особый, уникальный. В свою очередь, Всемирная организация здравоохранения относит талантливых детей к группе риска, обозначая «риски» в их возможностях навредить не только себе, когда им не удается реализовывать свои способности в полном объеме, но и социуму, если их