А. И. Букреев
(Санкт-Петербург)
педагогический этикет и проблемы духовно-нравственного воспитания
pedagogical etiquette and problems of spiritual and
moral education
В статье анализируются проблемы педагогического этикета, его значение для становления демократического общества.
Ключевые слова: педагогический этикет, духовно-нравственное воспитание, этические нормы.
The article analyzes the problems of pedagogical etiquette, its importance for democratic society development.
Keywords: pedagogical etiquette, spiritual and moral education, ethical norms.
В период становления демократического государства, в котором прогресс во многом зависит от личностей, образованных, воспитанных на христианских ценностях, умеющих их сохранить и передать следующим поколениям, грамотно, правильно и эффективно, важной проблемой является введение этикета в жизнь современного общества. Именно этикет как свод общепризнанных правил, касающихся внешности и образа действий в обществе, способе доставлять радость общения. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, в нем проявляется не только нравственная, но и эстетическая основа. Общество ставит перед своими членами задачу вести себя не только правильно и в соответствии с общепринятыми нормами морали, но и сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного, вызывая своим поведением позитивное эстетическое переживание и способствуя тем самым эстетическому развитию общества, формированию эстетики чувств. Этикет базируется на морально-нравственной и формально-организационной основах.
Формирование этих основ опирается на ключевые этические нормы, которые человечество призвано было усвоить еще в вет-
хозаветные времена. Они были начертаны на каменных скрижалях, данных Богом пророку Моисею на Синайской горе. Заповеди Божии: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не прелюбодействуй», «чти отца и матерь твою», «не завидуй» - являются, по сути, ограничительными вехами на пути, следуя которым человек нравственно возрождался, восходя от рабства греху к образу и подобию Божию [ 2].
Однако усвоение и использование этикетных норм и правил бездуховной личностью будет лишь лживой декорацией. Духовность в ее христианском понимании плюс знания этикета и умения использовать их в повседневной жизни делают личность по-настоящему благовоспитанной. К большому сожалению, в том числе и в педагогической среде, духовность трактуется, как своеобразный результат деятельности поэтов, писателей, композиторов, музыкантов других деятелей культуры. Слово «духовность» происходит от слова «дух». Как известно, человек состоит из духа, души и тела. Дух - это то, что возводит человека к Богу. Другими словами, духовность - это путь, конечная цель которого - соединение с Богом именно в Духе Святом.
В последнее время в образовательную среду под предлогом формирования «успешности», стали проникать теории, которые можно отнести к числу вредных. К Примерам крайне негативного развития подобных теорий относятся так называемые манипулятивные теории - ней-ро-лингвистического программирования (НЛП), разного рода коучинги, тренинги и т.п., которые призваны научить человека манипулировать другим человеком, используя воздействия на психику.... А этикет, основанный на нравстенном отношении к человеку, на общих гуманистических принципах, признающих ценность, целостность и внутреннюю красоту каждого человека, -основной противовес этой моде. Они противопоставлены как душа и материя, как человеколюбие и человеконенавистничество.
Духовно-нравственное воспитание в системе образования невозможно без сотрудничества и взаимодействия с Православной церковью. Успешно осуществляется сотрудничество Ленинградского областного института развития образования с Тихвинской и Выборгской епархиями. Вызывают интерес среди педагогической общественности выступления Председателя отдела катехизации и церковного образования протоиерея Евгения (Горячева). Его выступления на конференциях, встречи в институте с завучами по воспитательной работе, педагогами института, учителями Ленинградской области наполняют многие аспекты образовательной и воспитательной деятельности духовным содержанием, раскрывают христианские основы воспитания и просвещения. Заслуживает внимания и сотрудничество с Отделом катехизации и церковного образования Выборгской епархии РПЦ в части проведения курсов повышения квалификации педагогов, которые выбрали Православие в преподавании ОРКСЭ под руководством его Председателя кандидата философских наук, протоиерея Игоря (Аксенова). Большое уважение в педагогическом сообществе снискали конкурсы, проводимые совместно: «За нравственный подвиг учителя» и «Уроки веры и благочестия», тема этого конкурса в 2017 году - «Нравственные ценности и будущее
человечества». Мы видим в нашем сотрудничестве большой потенциал и будем его реализовывать в нашей совместной деятельности, направленной на воспитание школьников. Что мы хотим от наших детей? Да то, что хотели наши родители, родители наших родителей, родители наших дедушек и бабушек. Чтобы дети наши были благовоспитанными, образованными, добрыми, смелыми, здоровыми, любили своих родителей и окружающих.
На решение этой задачи направлен этикет. Он несет в себе нравственную нагрузку, укрепляя моральное состояние общества, являясь практическим отражением в поведении личности норм морали. Можно сказать, что этикет дает личности технику поведения, позволяющую ей демонстрировать нравственное отношение к окружающим людям.
Формально-организационная основа этикета обнаруживается в наглядном проявлении личностью уважения и доброжелательности к людям, в выполнении для этого ряда общепринятых поведенческих операций, в придании нравственному требованию уважения конкретной поведенческой формы. Когда мы говорим о любви, уважении, доброжелательности, мы говорим о нравственном отношении и нравственных качествах личности. Когда же мы задумываемся, как внешне проявить нравственное отношение, на помощь приходят правила этикета. Например, ребенок видит, что педагог, входя в классную или групповую комнату, здоровается с детьми первым, -так подкрепляется знание этикетного правила: первым здоровается тот, кто входит в коллектив. Но и поздороваться педагогу с воспитанниками надо так, чтобы настроить их на доброжелательное восприятие окружающего мира, а значит, улыбнуться и ни в коем случае не допустить в момент приветствия хмурого взгляда. Смотреть на детей так, чтобы у них возникало ощущение доверия и радости от встречи с педагогом и чтобы они тоже видели: он, как и они, рад этой встрече. В данном случае мы говорим о технологии поведения педагога, через которую демонстрируется его нравственное отношение к людям.
Проблема введения этикета в жизнь современного общества имеет многоаспектный характер.
Во-первых, в обществе уже возникли условия, при которых этикетность может стать эталоном общественного поведения и каждая личность стремилась бы к этому эталону вне зависимости от того, в какой ситуации или социальной группе оказалась. Тогда этикет, созданный для совершенствования межличностных отношений, станет позитивно влиять на эти отношения, способствовать личностноориентированному общению, при котором каждый его участник ориентирован на другого и получает от общения удовольствие и позитивный настрой. Благодаря соблюдению правил этикета даже в трудном разговоре, в котором спорят носители разных точек зрения, даже в сложной ситуации, из которой желательно выбраться с достоинством, даже при волнении и несогласии можно разрешать возникшие сложности и оставаться приятным собеседником, партнером, коллегой, компаньоном и т.п.
Что мешает осуществлению такой позиции? Прежде всего непонимание сути и значения этикета в общественной и личностной жизни.
Современная личность, активно действующая в деловом мире, показывает готовность к соблюдению этикета. Но, к сожалению, у большинства таких личностей отсутствуют знания, необходимые для полновесного соблюдения этикета. Возникло формализованное понимание этикета, упускающее важнейшую - нравственно-моральную - сторону этого поведенческого порядка. Не осознано, что этикет создан для проявления и демонстрации окружающим людям уважения к ним, для создания доброжелательной и приятной обстановки общения.
Во-вторых, современному педагогу необходимо знание этикета, которое понимается нами как овладение его сущностью и содержанием, осознание его значимости для развития общества и личности, для осуществления педагогической деятельности, овладение его правилами в той степени, в которой можно выбрать эффективную
поведенческую позицию в той или иной педагогической ситуации. Проводя исследование среди педагогов, проходивших курсы повышения квалификации, мы убедились в следующем: общество нуждается в педагоге, способном применять в профессиональной деятельности этикет, но в педагогических вузах отсутствует качественная подготовка, направленная на овладение правилами этикета и использование его воспитательного потенциала.
Владение правилами педагогического этикета является одной из важнейших составляющих успешной реализации Профессионального стандарта педагога, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.
Деловое взаимодействие образовательных организаций по различным направлениям образовательной и воспитательной деятельности с внешними партнерами невозможно строить без знания правил этикета и протокола. Последние, в свою очередь, являются основой разработки протокола образовательной организации, а именно порядка проведения официальных мероприятий, приема, формирования и направления делегаций, подготовки, организации и проведения переговоров, организации конференций, выставок, торжественных линеек, порядка вручения итоговых документов, церемоний награждений, организации праздников, приемов по случаю, подписания двусторонних документов, правил ведения официальной переписки, составления требований к одежде педагогов и обучающихся и т. д. Формирование и следование такому порядку базируется на правилах делового, светского, религиозного, семейного, профессионального и иных видов этикета.
Наши наблюдения свидетельствуют о необходимости введения этикета как учебной дисциплины в профессиональную педагогическую подготовку, так как, к сожалению, в педагогических вузах Северо-Западного Федерального округа такая учебная дисциплина либо отсутствует, либо дается на факультативных занятиях.
При этом в содержание такой дисциплины необходимо включить два равнозначных направления, одно из которых раскрывает суть современного этикета, второе - методы, приемы, условия обучения детей его правилам.
Хорошим примером является деятельность Московского городского педагогического университета, где на факультете дошкольной педагогики и психологии, благодаря стараниям доктора педагогических наук, профессора И. Н. Курочкиной, студенты получают знание этикета в полном объеме - и в основном учебном курсе, и в дисциплинах по выбору, и на факультетских занятиях.
В-третьих, педагог призван быть источником культуры поведения, деятельным проводником, но он не вполне готов к выполнению этой роли: недостаточны его знания о сущности и содержании этикета, его собственное поведение нередко не отражает современных требований общества, он не владеет психолого-педагогическими основами введения этикета в жизнь ребенка.
В разрешении этого вопроса необходимо обратиться к выявлению связи культуры поведения и этикета.
Культура поведения представляет собой совокупность форм и способов поведения, в которых личность отражает моральные и эстетические нормы, выработанные обществом. Переработав собственным сознанием общественные нормы, личность берет их на вооружение и соблюдает в поведении, что способствует осуществлению эффективного общения с окружающими людьми. Под эффективным общением мы понимаем такое, в котором раскрываются все позитивные стороны его участников, создаются условия для совершенствования, возникает гармония отношений, свидетельствующая о том, что личность, принимаемая обществом. и сама принимает это общество.
В этикете заложена техника поведения, потому владение правилами этикета повышает уровень культуры поведения личности вне зависимости от того, в какой сфере деятельности эта личность развивается. Культура поведения педагога несет в себе двойную нагрузку. Во-первых, она харак-
теризует педагога как личность, которая соответствует требованиям современного общества, во-вторых, она является профессиональным качеством, оказывающим воспитывающее воздействие. Только обладая культурой поведения, педагог может качественно формировать ее у тех, кто находится в зоне его педагогической деятельности. Воспитатель и школьный учитель формируют культуру поведения у своих воспитанников, а также воздействуют на культуру поведения родителей воспитанников. Преподаватель колледжа или вуза совершенствует культуру поведения будущих педагогов. Такое опосредованное воздействие педагога на общество представляется нам достаточно значимым. В рамках огромной социальной группы - воспитателей, учителей, преподавателей -вырабатываются правила поведения, объединенные в педагогический этикет.
В-четвертых, - введение этикета в управленческую деятельность руководителей образовательных организаций. В обществе возникла острая потребность в высококлассных управленцах образования, обязанных в целях эффективного развития своих образовательно-воспитательных учреждений соблюдать деловой и управленческий этикет [ 3].
Решение задач обучения руководителей и педагогов образовательных организаций деловому этикету и протоколу на курсах повышения квалификации было принято в ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» в 2012 году. Автором данной статьи была разработана профессиональная программа «Этикет и протокол в профессиональной культуре руководителя образовательной организации». Задачи программы включают: осознание необходимости и целесообразности соблюдения делового и профессионального этикета и протокола в профессиональной деятельности, углубление и систематизация знаний о сущности и значении этикета и протокола, совершенствование культуры поведения руководителей образовательных учреждений. Практическая значимость данных курсов состоит в возможности овладения правилами и механизмами регулирования профессионального поведения, а
также в возможности создания базы для совершенствования коммуникативных и организационных навыков, индивидуального стиля поведения и имиджа современного руководителя; овладения методикой организации мероприятий различного уровня. Модули указанной программы были включены в различные курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Впервые данная программа прошла апробацию на факультете профессионального образования ЛОИРО. Затем эта программа была реализована на курсах профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций и показала свою востребованность, о чем свидетельствуют курсовые и дипломные работы, подготовленные слушателями.
Из всего вышесказанного следует: современному педагогу необходимо владение этикетом, т.к. этикет является регулятором поведения, и, следовательно, педагог может выбрать наиболее успешную линию поведения, а также ориентироваться на возможные варианты поведения детей и взрослых людей. Учитывая функции этикета, педагог имеет возможность разумно строить свое поведение, создавая благоприятные для педагогического общения условия, что способствует повышению качества его деятельности, развитию доброжелательных отношений с коллегами, повышению его авторитета. Современная образовательная организация является открытой образовательно-воспитательной системой, доступной различным по многим
характеристикам людям (национальности, социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню и т.д.). Правила этикета учитывают все эти различия, потому их соблюдение успешно сказывается на воспитательно-образовательном процессе. Зная этикет, педагог определит, как вести себя наилучшим образом в той или иной группе детей и взрослых людей.
В заключении, хочу привести мысли, изложенные почти 130 лет назад в книге «Правила светской жизни. Хороший тон»: «Грубо ошибаются те, которые правила светского этикета европейцев отождествляют с пустыми церемониями, подозревая под светскостью внутреннюю пустоту, прикрытую внешними формальностями. Это неверно уже потому, что этикет европейских народов основан на благовоспитанности, а благовоспитанность имеет широкое и серьезное значение. Никогда не надо забывать, что законы общежития, подобно христианским, из которых они черпают свое начало, свои принципы, требуют любви, согласия, долготерпения, кротости, доброты, гуманного обращения и уважения к личности. «Манеры не пустяки; они плод благородной души и честного ума», - говорил Теннисон [ 4].
Таким образом, «Этикет и воспитание у детей культуры поведения» - это задача, которая требует дальнейшего тщательного исследования, определения новых ее аспектов, выявления новых противоречий и их последующего разрешения.
Литература
1. Букреев А.И. Педагогический этикет в современной системе образования// Воспитание в современной образовательной среде: материалы международ. науч.-практ. конф./ науч.ред. С.В.Тарасов, от.ред. И.В.Васютенкова.- СПб.: ЛОИРО, 2013.- С 17-18.
2. Епископ Егорьевский Марк. Церковный протокол.- М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007.-С.3.
3. Курочкина И.Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности.- М., 2012.
4. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон/ сост. Юрьев и Владимирский.-СПб, 1889.