Научная статья на тему 'Педагогический этикет и проблемы духовно-нравственного воспитания'

Педагогический этикет и проблемы духовно-нравственного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1014
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / PEDAGOGICAL ETIQUETTE / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ETHICAL NORMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Букреев Александр Иванович

В статье анализируются проблемы педагогического этикета, его значение для становления демократического общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Букреев Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical etiquette and problems of spiritual and moral education

The article analyzes the problems of pedagogical etiquette, its importance for democratic society development

Текст научной работы на тему «Педагогический этикет и проблемы духовно-нравственного воспитания»

А. И. Букреев

(Санкт-Петербург)

педагогический этикет и проблемы духовно-нравственного воспитания

pedagogical etiquette and problems of spiritual and

moral education

В статье анализируются проблемы педагогического этикета, его значение для становления демократического общества.

Ключевые слова: педагогический этикет, духовно-нравственное воспитание, этические нормы.

The article analyzes the problems of pedagogical etiquette, its importance for democratic society development.

Keywords: pedagogical etiquette, spiritual and moral education, ethical norms.

В период становления демократического государства, в котором прогресс во многом зависит от личностей, образованных, воспитанных на христианских ценностях, умеющих их сохранить и передать следующим поколениям, грамотно, правильно и эффективно, важной проблемой является введение этикета в жизнь современного общества. Именно этикет как свод общепризнанных правил, касающихся внешности и образа действий в обществе, способе доставлять радость общения. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, в нем проявляется не только нравственная, но и эстетическая основа. Общество ставит перед своими членами задачу вести себя не только правильно и в соответствии с общепринятыми нормами морали, но и сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного, вызывая своим поведением позитивное эстетическое переживание и способствуя тем самым эстетическому развитию общества, формированию эстетики чувств. Этикет базируется на морально-нравственной и формально-организационной основах.

Формирование этих основ опирается на ключевые этические нормы, которые человечество призвано было усвоить еще в вет-

хозаветные времена. Они были начертаны на каменных скрижалях, данных Богом пророку Моисею на Синайской горе. Заповеди Божии: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй», «не прелюбодействуй», «чти отца и матерь твою», «не завидуй» - являются, по сути, ограничительными вехами на пути, следуя которым человек нравственно возрождался, восходя от рабства греху к образу и подобию Божию [ 2].

Однако усвоение и использование этикетных норм и правил бездуховной личностью будет лишь лживой декорацией. Духовность в ее христианском понимании плюс знания этикета и умения использовать их в повседневной жизни делают личность по-настоящему благовоспитанной. К большому сожалению, в том числе и в педагогической среде, духовность трактуется, как своеобразный результат деятельности поэтов, писателей, композиторов, музыкантов других деятелей культуры. Слово «духовность» происходит от слова «дух». Как известно, человек состоит из духа, души и тела. Дух - это то, что возводит человека к Богу. Другими словами, духовность - это путь, конечная цель которого - соединение с Богом именно в Духе Святом.

В последнее время в образовательную среду под предлогом формирования «успешности», стали проникать теории, которые можно отнести к числу вредных. К Примерам крайне негативного развития подобных теорий относятся так называемые манипулятивные теории - ней-ро-лингвистического программирования (НЛП), разного рода коучинги, тренинги и т.п., которые призваны научить человека манипулировать другим человеком, используя воздействия на психику.... А этикет, основанный на нравстенном отношении к человеку, на общих гуманистических принципах, признающих ценность, целостность и внутреннюю красоту каждого человека, -основной противовес этой моде. Они противопоставлены как душа и материя, как человеколюбие и человеконенавистничество.

Духовно-нравственное воспитание в системе образования невозможно без сотрудничества и взаимодействия с Православной церковью. Успешно осуществляется сотрудничество Ленинградского областного института развития образования с Тихвинской и Выборгской епархиями. Вызывают интерес среди педагогической общественности выступления Председателя отдела катехизации и церковного образования протоиерея Евгения (Горячева). Его выступления на конференциях, встречи в институте с завучами по воспитательной работе, педагогами института, учителями Ленинградской области наполняют многие аспекты образовательной и воспитательной деятельности духовным содержанием, раскрывают христианские основы воспитания и просвещения. Заслуживает внимания и сотрудничество с Отделом катехизации и церковного образования Выборгской епархии РПЦ в части проведения курсов повышения квалификации педагогов, которые выбрали Православие в преподавании ОРКСЭ под руководством его Председателя кандидата философских наук, протоиерея Игоря (Аксенова). Большое уважение в педагогическом сообществе снискали конкурсы, проводимые совместно: «За нравственный подвиг учителя» и «Уроки веры и благочестия», тема этого конкурса в 2017 году - «Нравственные ценности и будущее

человечества». Мы видим в нашем сотрудничестве большой потенциал и будем его реализовывать в нашей совместной деятельности, направленной на воспитание школьников. Что мы хотим от наших детей? Да то, что хотели наши родители, родители наших родителей, родители наших дедушек и бабушек. Чтобы дети наши были благовоспитанными, образованными, добрыми, смелыми, здоровыми, любили своих родителей и окружающих.

На решение этой задачи направлен этикет. Он несет в себе нравственную нагрузку, укрепляя моральное состояние общества, являясь практическим отражением в поведении личности норм морали. Можно сказать, что этикет дает личности технику поведения, позволяющую ей демонстрировать нравственное отношение к окружающим людям.

Формально-организационная основа этикета обнаруживается в наглядном проявлении личностью уважения и доброжелательности к людям, в выполнении для этого ряда общепринятых поведенческих операций, в придании нравственному требованию уважения конкретной поведенческой формы. Когда мы говорим о любви, уважении, доброжелательности, мы говорим о нравственном отношении и нравственных качествах личности. Когда же мы задумываемся, как внешне проявить нравственное отношение, на помощь приходят правила этикета. Например, ребенок видит, что педагог, входя в классную или групповую комнату, здоровается с детьми первым, -так подкрепляется знание этикетного правила: первым здоровается тот, кто входит в коллектив. Но и поздороваться педагогу с воспитанниками надо так, чтобы настроить их на доброжелательное восприятие окружающего мира, а значит, улыбнуться и ни в коем случае не допустить в момент приветствия хмурого взгляда. Смотреть на детей так, чтобы у них возникало ощущение доверия и радости от встречи с педагогом и чтобы они тоже видели: он, как и они, рад этой встрече. В данном случае мы говорим о технологии поведения педагога, через которую демонстрируется его нравственное отношение к людям.

Проблема введения этикета в жизнь современного общества имеет многоаспектный характер.

Во-первых, в обществе уже возникли условия, при которых этикетность может стать эталоном общественного поведения и каждая личность стремилась бы к этому эталону вне зависимости от того, в какой ситуации или социальной группе оказалась. Тогда этикет, созданный для совершенствования межличностных отношений, станет позитивно влиять на эти отношения, способствовать личностноориентированному общению, при котором каждый его участник ориентирован на другого и получает от общения удовольствие и позитивный настрой. Благодаря соблюдению правил этикета даже в трудном разговоре, в котором спорят носители разных точек зрения, даже в сложной ситуации, из которой желательно выбраться с достоинством, даже при волнении и несогласии можно разрешать возникшие сложности и оставаться приятным собеседником, партнером, коллегой, компаньоном и т.п.

Что мешает осуществлению такой позиции? Прежде всего непонимание сути и значения этикета в общественной и личностной жизни.

Современная личность, активно действующая в деловом мире, показывает готовность к соблюдению этикета. Но, к сожалению, у большинства таких личностей отсутствуют знания, необходимые для полновесного соблюдения этикета. Возникло формализованное понимание этикета, упускающее важнейшую - нравственно-моральную - сторону этого поведенческого порядка. Не осознано, что этикет создан для проявления и демонстрации окружающим людям уважения к ним, для создания доброжелательной и приятной обстановки общения.

Во-вторых, современному педагогу необходимо знание этикета, которое понимается нами как овладение его сущностью и содержанием, осознание его значимости для развития общества и личности, для осуществления педагогической деятельности, овладение его правилами в той степени, в которой можно выбрать эффективную

поведенческую позицию в той или иной педагогической ситуации. Проводя исследование среди педагогов, проходивших курсы повышения квалификации, мы убедились в следующем: общество нуждается в педагоге, способном применять в профессиональной деятельности этикет, но в педагогических вузах отсутствует качественная подготовка, направленная на овладение правилами этикета и использование его воспитательного потенциала.

Владение правилами педагогического этикета является одной из важнейших составляющих успешной реализации Профессионального стандарта педагога, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.

Деловое взаимодействие образовательных организаций по различным направлениям образовательной и воспитательной деятельности с внешними партнерами невозможно строить без знания правил этикета и протокола. Последние, в свою очередь, являются основой разработки протокола образовательной организации, а именно порядка проведения официальных мероприятий, приема, формирования и направления делегаций, подготовки, организации и проведения переговоров, организации конференций, выставок, торжественных линеек, порядка вручения итоговых документов, церемоний награждений, организации праздников, приемов по случаю, подписания двусторонних документов, правил ведения официальной переписки, составления требований к одежде педагогов и обучающихся и т. д. Формирование и следование такому порядку базируется на правилах делового, светского, религиозного, семейного, профессионального и иных видов этикета.

Наши наблюдения свидетельствуют о необходимости введения этикета как учебной дисциплины в профессиональную педагогическую подготовку, так как, к сожалению, в педагогических вузах Северо-Западного Федерального округа такая учебная дисциплина либо отсутствует, либо дается на факультативных занятиях.

При этом в содержание такой дисциплины необходимо включить два равнозначных направления, одно из которых раскрывает суть современного этикета, второе - методы, приемы, условия обучения детей его правилам.

Хорошим примером является деятельность Московского городского педагогического университета, где на факультете дошкольной педагогики и психологии, благодаря стараниям доктора педагогических наук, профессора И. Н. Курочкиной, студенты получают знание этикета в полном объеме - и в основном учебном курсе, и в дисциплинах по выбору, и на факультетских занятиях.

В-третьих, педагог призван быть источником культуры поведения, деятельным проводником, но он не вполне готов к выполнению этой роли: недостаточны его знания о сущности и содержании этикета, его собственное поведение нередко не отражает современных требований общества, он не владеет психолого-педагогическими основами введения этикета в жизнь ребенка.

В разрешении этого вопроса необходимо обратиться к выявлению связи культуры поведения и этикета.

Культура поведения представляет собой совокупность форм и способов поведения, в которых личность отражает моральные и эстетические нормы, выработанные обществом. Переработав собственным сознанием общественные нормы, личность берет их на вооружение и соблюдает в поведении, что способствует осуществлению эффективного общения с окружающими людьми. Под эффективным общением мы понимаем такое, в котором раскрываются все позитивные стороны его участников, создаются условия для совершенствования, возникает гармония отношений, свидетельствующая о том, что личность, принимаемая обществом. и сама принимает это общество.

В этикете заложена техника поведения, потому владение правилами этикета повышает уровень культуры поведения личности вне зависимости от того, в какой сфере деятельности эта личность развивается. Культура поведения педагога несет в себе двойную нагрузку. Во-первых, она харак-

теризует педагога как личность, которая соответствует требованиям современного общества, во-вторых, она является профессиональным качеством, оказывающим воспитывающее воздействие. Только обладая культурой поведения, педагог может качественно формировать ее у тех, кто находится в зоне его педагогической деятельности. Воспитатель и школьный учитель формируют культуру поведения у своих воспитанников, а также воздействуют на культуру поведения родителей воспитанников. Преподаватель колледжа или вуза совершенствует культуру поведения будущих педагогов. Такое опосредованное воздействие педагога на общество представляется нам достаточно значимым. В рамках огромной социальной группы - воспитателей, учителей, преподавателей -вырабатываются правила поведения, объединенные в педагогический этикет.

В-четвертых, - введение этикета в управленческую деятельность руководителей образовательных организаций. В обществе возникла острая потребность в высококлассных управленцах образования, обязанных в целях эффективного развития своих образовательно-воспитательных учреждений соблюдать деловой и управленческий этикет [ 3].

Решение задач обучения руководителей и педагогов образовательных организаций деловому этикету и протоколу на курсах повышения квалификации было принято в ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» в 2012 году. Автором данной статьи была разработана профессиональная программа «Этикет и протокол в профессиональной культуре руководителя образовательной организации». Задачи программы включают: осознание необходимости и целесообразности соблюдения делового и профессионального этикета и протокола в профессиональной деятельности, углубление и систематизация знаний о сущности и значении этикета и протокола, совершенствование культуры поведения руководителей образовательных учреждений. Практическая значимость данных курсов состоит в возможности овладения правилами и механизмами регулирования профессионального поведения, а

также в возможности создания базы для совершенствования коммуникативных и организационных навыков, индивидуального стиля поведения и имиджа современного руководителя; овладения методикой организации мероприятий различного уровня. Модули указанной программы были включены в различные курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Впервые данная программа прошла апробацию на факультете профессионального образования ЛОИРО. Затем эта программа была реализована на курсах профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций и показала свою востребованность, о чем свидетельствуют курсовые и дипломные работы, подготовленные слушателями.

Из всего вышесказанного следует: современному педагогу необходимо владение этикетом, т.к. этикет является регулятором поведения, и, следовательно, педагог может выбрать наиболее успешную линию поведения, а также ориентироваться на возможные варианты поведения детей и взрослых людей. Учитывая функции этикета, педагог имеет возможность разумно строить свое поведение, создавая благоприятные для педагогического общения условия, что способствует повышению качества его деятельности, развитию доброжелательных отношений с коллегами, повышению его авторитета. Современная образовательная организация является открытой образовательно-воспитательной системой, доступной различным по многим

характеристикам людям (национальности, социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню и т.д.). Правила этикета учитывают все эти различия, потому их соблюдение успешно сказывается на воспитательно-образовательном процессе. Зная этикет, педагог определит, как вести себя наилучшим образом в той или иной группе детей и взрослых людей.

В заключении, хочу привести мысли, изложенные почти 130 лет назад в книге «Правила светской жизни. Хороший тон»: «Грубо ошибаются те, которые правила светского этикета европейцев отождествляют с пустыми церемониями, подозревая под светскостью внутреннюю пустоту, прикрытую внешними формальностями. Это неверно уже потому, что этикет европейских народов основан на благовоспитанности, а благовоспитанность имеет широкое и серьезное значение. Никогда не надо забывать, что законы общежития, подобно христианским, из которых они черпают свое начало, свои принципы, требуют любви, согласия, долготерпения, кротости, доброты, гуманного обращения и уважения к личности. «Манеры не пустяки; они плод благородной души и честного ума», - говорил Теннисон [ 4].

Таким образом, «Этикет и воспитание у детей культуры поведения» - это задача, которая требует дальнейшего тщательного исследования, определения новых ее аспектов, выявления новых противоречий и их последующего разрешения.

Литература

1. Букреев А.И. Педагогический этикет в современной системе образования// Воспитание в современной образовательной среде: материалы международ. науч.-практ. конф./ науч.ред. С.В.Тарасов, от.ред. И.В.Васютенкова.- СПб.: ЛОИРО, 2013.- С 17-18.

2. Епископ Егорьевский Марк. Церковный протокол.- М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007.-С.3.

3. Курочкина И.Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности.- М., 2012.

4. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон/ сост. Юрьев и Владимирский.-СПб, 1889.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.