ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ VIII ВИДА
Е.Т. ЦИЦИАШВИЛИ,
кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии
московская открытая социальная академия
Аннотация. Статья поднимает одну из актуальных проблем современной олигофренопедагогики. Основная цель специальной (коррекционной) школы VIII вида — подготовка учащихся к самостоятельной жизни, т.е. их социальная адаптация. Одна из причин, затрудняющих успешность социальной адаптации лиц данной категории, — недостаточная сформированность навыков культурного поведения, неспособность перенести имеющиеся знания об этикете в конкретную жизненную ситуацию. Поэтому вопрос о поисках оптимальных педагогических условий, методов и приемов для привития навыков культурного поведения в рамках воспитательной программы в специальной (коррекционной) школе VIII вида становится все более актуальным.
Ключевые слова: интеллектуальная недостаточность, социальная реабилитация, воспитание, культура поведения, этикет.
BASES OF FORMATION OF SKILLS OF CULTURAL BEHAVIOUR AT PUPILS OF THE SENIOR CLASSES OF SPECIAL (CORRECTIONAL)
SCHOOLS VIII TYPE
E.T. TSITSIASHVILI, Faculty of correctional teaching and special psychology
Open social academy of moscow
Annotation. The article introduces one of topical issues of modern oligophreny teaching. The main purpose of special schools VIII type is preparing its students for independent life therefore their social adjustment. According to the author, one of the reasons of impared social adjustment among people of this group is the lack of well developed skills of refined behavior, inability to apply available knowledge of etiquette to a certain life situation. That's why the subject of exploring optimal teaching conditions, methods and tools for developing skills of refined behavior within teaching curriculum in special schools VIII type becomes more and more essential.
Key words: Intellectual deficiency, social rehabilitation, upbringing, culture of behavior, etiquette.
На современном этапе развития общество выдвигает новые требования к личности, претендующей на определенное место в социальной иерархии. Современные тенденции, ориентированные на развитие экономической сферы, рыночных отношений, обуславливают необходимость формирования определенных деловых качеств личности, которые будут способствовать наиболее успешному ее включению в социум. Такая расстановка приоритетов ведет к регрессу гуманности, терпимости, понижению внимания к внут-
реннему миру человека, культуре человеческих взаимоотношений. Именно поэтому, решая сегодня социальные проблемы воспитания и обучения, школа должна уделять особое внимание нравственному развитию человека, формированию основных жизненных приоритетов и ценностных ориентиров.
В числе основных задач специальной (коррекционной) школы VIII вида выступает подготовка выпускников к самостоятельной жизни. Важными факторами, определяющими уровень успешности вхождения ребенка в соци-
альную среду, служат личностные особенности самого ребенка и особенности той среды, в которую он входит. Успешность адаптации ребенка с интеллектуальной недостаточностью находится в прямой зависимости от сформи-рованности его потребностно-мо-тивационной сферы, от уровня его культурного развития, а также от готовности общества признать его независимой, способной отвечать за свои действия личностью.
Одна из причин, вызывающих трудности социализации детей с интеллектуальной недостаточнос-
тью, — их своеобразное поведение, которое оказывает непосредственное влияние на процесс становления личности человека и формирования его социального облика, а именно черт характера, мотивов, лежащих в основе его деятельности, потребностей, нравственных ценностей. Социальная изоляция учащихся, а также специфические черты, характерные для их познавательной деятельности, замедляют процесс формирования у них представлений об основах культурного поведения. В связи с этим поведение детей данной категории в ряде случаев оказывается неадекватным ситуации, противоречащим моральным установкам, которых придерживается современное общество.
Однако дети с интеллектуальной недостаточностью остаются полноправными представителями общества, а значит, процесс их воспитания должен полностью отвечать требованиям, предъявляемым к всесторонне развитой личности, удовлетворять ее образовательные, духовные, культурные и жизненные потребности. Именно поэтому культура поведения как неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, с одной стороны, и средство социальной адаптации, — с другой, должна стать обязательным компонентом процесса воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
Формирование основ культуры поведения у учащихся старших классов представляет особенную важность. В этот возрастной период происходят значительные изменения в личностном развитии детей, формируются ценностные ориентиры, которые в дальнейшем лягут в основу их жизненных позиций и помогут детям занять определенное место в социуме. Именно в этот возрастной период дети, как с интеллектуальной недостаточностью, так и с нормальным интеллектом, становятся наиболее подверженными влиянию со стороны взрослых и сверстников, что, при
условии их попадания в неблагоприятную среду, может привести к закреплению отрицательных качеств личности.
Исходя из этого основные задачи нашей работы состоят в: разработке доступного содержания воспитательной программы необходимого для овладения учащимися старших классов навыками культурного поведения; определении основных методов и приемов формирования навыков культурного поведения, а также педагогических условий, которые будут обеспечивать их усвоение; привлечении педагогов, воспитателей и родителей к процессу воспитания культуры поведения у детей.
Предлагаемая работа по воспитанию культуры поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью включает в себя следующие компоненты:
$ проведение занятий, направленных на формирование у детей навыков культурного поведения;
$ работа с педагогами и воспитателями;
$ организация совместной воспитательной работы школы и семьи.
В процессе работы по формированию навыков культурного поведения у детей мы опирались на следующие педагогические условия:
1) целенаправленная совместная деятельность всего педагогического коллектива школы и родителей; успешность процесса формирования навыков культурного поведения может быть обеспечена только при условии, что получаемые на специально организованных занятиях знания имеют подкрепление на других уроках, во внеурочной деятельности детей, а также в домашних условиях;
2) создание ситуаций, обеспечивающих активность детей на занятиях. Для того чтобы дети проявляли заинтересованность в изучаемом материале, были активными участниками на занятиях, необходимо использовать личный опыт детей, чередовать различные виды деятельности, создавать ус-
ловия, наиболее приближенные к реальным;
3) широкое применение практических методов обучения. В качестве ведущих методов обучения, направленных на усвоение, закрепление и автоматизацию навыков культурного поведения, следует использовать различные практические работы. Организация практической деятельности позволяет учащимся сразу перенести полученные ими на занятиях знания в смоделированную педагогом ситуацию, а педагогу — осуществлять контроль за степенью усвоения учащимися программного материала. Дети при этом имеют реальную ситуацию, в которой они смогут применять полученные знания;
4) использование стимулирующих активность детей игровых методов и приемов, которые создают положительный эмоциональный настрой у детей, позволяют в более доступной и занимательной форме реализовывать цель и задачи занятия;
5) формирование положительного отношения учащихся к организуемой на занятиях работе. Успешность проводимой работы во многом зависит от мотивации, побуждающей учащихся к данной деятельности. В связи с этим необходимо обеспечивать положительное отношение учащихся к совершаемой ими деятельности, показывать ее значение в жизни каждого человека и, в частности, в их собственной.
В основе организованной воспитательной работы лежит разработанная нами программа «Азбука культурного поведения», в которой определено содержание обучения навыкам культурного поведения в различных жизненных ситуациях с учетом возрастных и познавательных особенностей учащихся. Опираясь на основные дидактические принципы, мы подбирали материал, который, с одной стороны, будет доступен учащимся, будет вызывать у них интерес, а с другой —
будет направлен на реализацию определенных педагогических задач, конечной целью которых станет формирование качеств, способствующих процессу социальной адаптации.
Основополагающим компонентом программы является ее содержание, а именно, перечень разделов, которые раскрывают понятие «культура поведения» и включают в себя задачи, которые должны быть реализованы на каждом конкретном занятии; теоретический материал, практические умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся; рекомендации для родителей, педагогов и воспитателей, а также количество часов, отводимых на изучение каждой темы.
Построение программы «Азбука культурного поведения» основывается на общепринятых стандартах в определении понятия «культурное поведение». Программа должна помочь детям разобраться в установленных обществом правилах культурного поведения, в знаниях, которые обеспечат им благополучное существование в современном мире, а также сделать процесс социальной адаптации осознанным для ребенка, систематизировать, углубить и обобщить знания, умения и навыки, относящиеся к культуре поведения.
Как часть воспитательной работы программа направлена на то, чтобы сделать процесс овладения основами культурного поведения осмысленным, а само культурное поведение привычным и системным, т.е. связанным с определенными жизненными ситуациями.
Программа состоит из следующих разделов: «Этикет», «Этичные и неэтичные поступки», «Речевой этикет», «Школьный этикет», «Культура межличностных отношений», «Культура внешнего вида», «Внешкольный этикет», «Застольный этикет», «Гостевой этикет».
Разработанная программа предусматривает три этапа овладения учащимися навыками культурного поведения.
Первый этап — пропедевтический. Основные задачи этапа — создание положительного эмоционального настроя для дальнейшей совместной работы, выявление и уточнение имеющихся у учащихся знаний о правилах культурного поведения.
Второй этап — основной. Задачи этапа: обогащение и активизация знаний учащихся, восполнение дефицита в знаниях и представлениях детей, уточнение и систематизация знаний, умений и навыков детей, формирование навыков культурного поведения, определенных программой для каждого раздела.
Для более прочного усвоения учащимися знаний, умений и навыков необходимо постоянно осуществлять повторение ранее пройденного материала. Для этого, планируя каждое занятие, педагог должен продумывать, на каком из его этапов можно опираться на уже сформированные у учащихся знания. Закрепляя навыки, формирование которых осуществлялось в предыдущих разделах программы, необходимо связывать их с изучаемой в данный момент темой. Например, на занятиях, посвященных гостевому этикету, можно вспоминать правила застольного этикета; изучая правила поведения в театре, можно активизировать знания учащихся по разделу «Культура внешнего вида» и предложить им подобрать подходящий наряд для похода в театр.
При изучении программного материала целесообразно использовать различные формы организации работы с учащимися. Проведение фронтальных занятий позволяет включать в работу всех учащихся, выявлять имеющиеся у них представления по изучаемому разделу программы, проводить вводную и обобщающую беседу, формировать первоначальные умения и навыки.
Групповая форма организации работы позволяет детям выполнять задание парами, объединяться в небольшие группы, устраи-
вать межгрупповые соревнования, выполнять совместные творческие задания, разыгрывать различные жизненные ситуации, требующие знания правил культурного поведения. Групповая организация деятельности детей может быть как единой, в процессе которой все группы выполняют одно и то же задание, а затем сверяют правильность его выполнения, так и дифференцированной — группам дается одинаковое по содержанию задание, но с разными условиями.
Использование индивидуальных заданий способствует более прочному усвоению материала, закреплению полученных знаний при многократном выполнении различных упражнений; позволяет педагогу контролировать процесс усвоения учащимися основ культурного поведения.
Третий этап — обобщающий. Здесь решаются следующие задачи: обобщение и закрепление полученных знаний и представлений, многократное систематическое закрепление навыков культурного поведения на специально организованных занятиях и в повседневной жизни.
Процесс формирования навыков культурного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью требует от педагога рационального сочетания методов обучения и воспитания. Выбор методов обучения обусловлен содержанием изучаемого материала, временем, отведенным на его изучение, возрастными особенностями детей и уровнем их подготовленности.
Учет познавательных особеннос -тей учащихся, а также воспитательных задач, которые должны быть реализованы на занятии, придает особую значимость применению методов воспитания. Сочетание таких методов, как методы убеждения, методы воспитания привычного поведения и методы формирования эмоционально-волевой сферы личности (методы стимулирования), обеспечивает более успешное усвоение школьниками
программного материала, трансформируя теоретические знания в практические умения и навыки.
К основным формам и методам работы по формированию навыков культурного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью относятся этические беседы, работа с художественными текстами, сюжетно-ролевые игры; широко используются наглядные средства обучения, применяются ТСО.
Одним из ведущих методов формирования навыков культурного поведения является этическая беседа. Этическая беседа применяется в сочетании с другими методами обучения, например сюжетно-ролевая игра и упражнения. Продолжительность беседы зависит от темы урока и его этапа. Так, на этапе сообщения нового материала беседе отводится больше времени. Во время этической беседы учащиеся не только получают информацию от педагога о сущности и содержании различных норм поведения, но и имеют возможность в процессе беседы выражать собственное мнение, что является важным условием для вовлечения детей в изучаемую проблему и способствует формированию у них познавательного интереса. Основой для определения содержания бесед служит тематическое планирование программы «Азбука культурного поведения». В зависимости от раздела программы и темы занятия педагог определяет тему и содержание беседы. При изучении раздела «Культура межличностных отношений» целесообразно провести с детьми беседу «С чего начинается дружба». В ходе проведения беседы педагог выясняет представления детей о дружбе, узнает, с какими ребятами они дружат или хотели бы дружить, какие качества считают главными для поддержания дружеских отношений.
Целесообразно также еженедельно отводить 5—10 минут классного часа на обсуждение возникших в классе конфликтов и поиск
путей их разрешения средствами культурного поведения. Важно учить детей находить достойный культурного человека способ предотвращения конфликта или его устранения за счет умения просить прощение, проявлять терпение и снисходительность.
Как один из основных методов обучения применяется сюжетно-ролевая игра. В сочетании с другими методическими приемами сюжетно-ролевую игру можно использовать при изучении всех разделов программы.
В процессе накопления необходимых знаний, умений и навыков для учащихся становится важно не только теоретическое, но и практическое освоение действительности, что представляется реальным в игровой практике за счет моделирования в ней реальных социально-культурных отношений. Даже если игра напрямую не воспроизводит жизнь, ее содержание всегда основано на реальных фактах, достижениях, действующих законах, нормах и принципах. Усвоение содержания опыта деятельности людей осуществляется не путем передачи человеку информации, а в процессе его собственной активности, направленной на предметы и явления окружающего мира.
Для того чтобы были реализованы педагогические задачи занятия, педагог организует игру и руководит ею в соответствии с заранее разработанным планом. При этом желательно избегать прямых инструкций, как поступать в той или иной ситуации, и давать детям возможность самостоятельно выбирать подходящие для данного момента манеры поведения. Для закрепления навыков общения целесообразно использовать сюжетно-ролевую игру, особенно в разделах «Речевой этикет», «Гостевой этикет».
Важное место при изучении программы отводится практическим работам. Практические методы обучения предполагают использование следующих приемов: поста-
новка задания, составление плана его выполнения, стимулирование со стороны педагога, регулирование и контроль, анализ результатов работы.
При проведении практических работ возможна как групповая форма организации работы, так и индивидуальная. Например, при изучении раздела «Культура внешнего вида» на этапе закрепления материала можно предложить учащимся, разбившись на команды, составить коллаж с изображением различных нарядов. На уроках, посвященных разделу «Застольный этикет», тренировать с группами учащихся правила сервировки стола. На таких практических занятиях педагог должен так построить работу, чтобы каждый из учащихся имел возможность освоить все операции, необходимые для выполнения конкретного задания. Например, если на одном уроке ученик складывал салфетки, то на другом уроке он занимается сервировкой столовых приборов.
С целью активизации деятельности учащихся и поддержки у них интереса к занятиям, а также для учета их знаний и умений можно устраивать индивидуальные и групповые соревнования, итоги которых сообщаются педагогом в конце урока. Так, при изучении раздела «Речевой этикет» можно предложить учащимся, разбившись на две команды, придумать как можно больше слов-приветствий.
Умелое сочетание методов обучения и воспитания помогает педагогу четко выстроить систему сообщения и закрепления материала по изучаемым разделам программы; повышает интерес учащихся а следовательно, и увеличивает уровень мотивации к учебной деятельности; способствует активизации поисковой деятельности детей; обеспечивает более успешный переход полученных знаний в конкретные умения и навыки.
Работу с педагогами и воспитателями школы целесообразно реализовывать в следующих на-
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
правлениях: проводить беседы с педагогическим коллективом школы, знакомя педагогов и воспитателей с проблемой формирования навыков культурного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью; опираясь на программу «Азбука культурного поведения», давать рекомендации по закреплению у детей навыков культурного поведения за счет использования различных игр, практических работ, упражнений, моделирующих ситуаций, дополнительной литературы; совместно с педагогами обсуждать результаты организуемой работы и возникающие в ее процессе трудности.
Организация совместной воспитательной работы школы и семьи реализуется с помощью включения родителей в процесс формирования навыков культурного поведения у детей. Положительные результаты дают занятия с участием родителей, в ходе которых они становятся активными участниками воспитательного процесса, получают возможность поделиться с детьми личным опытом и узнать мнение детей по рассматриваемому вопросу. Работа, проводимая родителями в домашних условиях, опирается на разработанные нами рекомендации, которые изложены в программе. Рекомендации включают конкретные домашние здания, которые дети должны выполнять вместе с родителями, советы по организации режима дня
школьников, по созданию вокруг детей благоприятной воспитывающей среды.
Таким образом, предлагаемая работа по воспитанию основ культурного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью предполагает включение в учебно-воспитательный процесс школы как отдельных занятий, тематика и содержание которых определяется в зависимости от соответствующего раздела программы, так и ежедневной работы, проводимой педагогами, воспитателями и родителями. Воспитательная работа должна опираться на следующие педагогические условия: обеспечение в работе определенной последовательности в выстраивании программного материала с учетом личного опыта и возраста детей; разработка содержания воспитательной программы, охватывающего все основные компоненты культурного поведения; использование определенных методов и приемов, способствующих закреплению навыков культурного поведения; создание в рамках учебного занятия ситуаций, которые воссоздают реальные этикетные ситуации и позволяют учащимся проиграть различные поведенческие модели, проанализировать свое поведение и поведение окружающих людей, спрогнозировать возможные последствия совершаемых действий, закрепить и автоматизировать навыки культурного
поведения; ориентирование всех сотрудников школы на работу по формированию у детей основ культурного поведения. Одно из необходимых условий формирования навыков культурного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью — совместная организованная воспитательная работа школы и семьи. Создание специальных педагогических условий и применение разработанной воспитательной программы будут способствовать развитию личности учащихся с интеллектуальной недостаточностью, успешности их социальной адаптации.
Литература
1. Аралова Э.А. Воспитание культуры поведения у учащихся вспомогательных школ // Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / Под ред. Т.Н. Головиной. М.: Просвещение, 1972.
2. Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения у учащихся 1—3 классов. М.: Просвещение, 1978.
3. Забрамная С.Д. Воспитание навыков культуры поведения у учащихся вспомогательных школ // Специальная школа. 1967. Вып. 5. С. 42-48.
3. Шемшурина А.И. Этическая грамматика для учащихся: Метод. пособие. Л., 1992.
4. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М., 1997.